Восточные сказки: танец живота - история и современность. Музыка для восточных танцев

Среди всего многообразия женских стилей танца, есть один, освоить который будет полезно всем независимо от возраста.

Танец живота (belly dance) – это тот волшебный танцевальный стиль, который позволяет познать тайны женственности, проявить творческий потенциал, зажечь огонь изнутри, это способ укрепить своё здоровье, стать свободной, красивой и уверенной в себе!

Танец живота - колоритный и восточный - имеет множество разновидностей и ответвлений, но все они в своей основе имеют ритмичные покачивания и тряски бедрами, игру мышцами пресса. Именно это и делает Танец живота незаменимым хранителем женской красоты и здоровья. Ведь в процессе танцевания укрепляются те мышцы, которые будут задействованы в родах.

«Живот» - это жизнь», читаем: «Танец живота - танец жизни». С кем и с чем ассоциируется само понятие «жизнь»? Естественно, с женщиной - матерью и с землей. И действительно, Танец живота непосредственно связан с развитием культа Богини Плодородия, Богини-Матери.

Что дают занятия Танцем живота.

Большинству людей Танец живота представляется просто экзотическим восточным танцем, очень красивым и эротичным. Но он не только эстетичен и духовен, но и весьма полезен для оздоровления и укрепления женского организма, нормализации его работы, решения множества специфических женских проблем. Не вызывает сомнения тот и факт, что восточные танцы обладают сильнейшей энергетикой.

Кожа также становится упругой и красивой и эластичной, исчезает целлюлит. С помощью Танца живота можно похудеть без диет, или же, наоборот, поправиться, гармонизировать свой вес, если существует определенная диспропорция. Танец живота помогает сформировать прекрасную координацию и улучшает осанку. Активная работа бедрами тренирует мускулатуру живота и укрепляет брюшной пресс, а плавные вращения распрямляют позвоночник и укрепляют суставы. Благодаря соблазнительным тряскам кожа становится упругой и красивой. Многим важен и тот факт, что занятия Танцем живота повышают также сексуальные возможности женщины.

В процессе обучения Танцу живота женщина сможет узнать много нового о себе, выявляются скрытые психологические проблемы. Не пройдет и несколько занятий и Вы "выпрямитесь", раскроетесь, перестанете сутулиться. Именно поэтому - уменьшатся боли в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Исчезнут постоянные головные боли, укрепятся суставы.

Откуда к нам пришел Танец живота (belly dance).

Танец живота покорил сердца огромного количества женщин во всем мире. История этого изящного и чувственного танца тянется с древних времён. Танец живота или belly dance танцевали в Египте, Греции и Турции. Его родина – мудрый и загадочный Восток.

Основные движения произошли от ритуальных танцев оплодотворения и религиозного поклонения. Шли столетия, а удивительный Танец живота приобретал новые различные движения, заимствованные из разных стран. В наше время Танец живота необычайно популярен не только на Востоке, но и на Западе. Сегодня это вполне сформировавшийся современный танцевальный стиль. Но как все слышали, «Восток - дело тонкое».

Главное отличие восточного танца от традиционного - западного - это то, что в нем принимают участие все части тела. Плавные, переливающиеся движения снимают жесткость и напряженность мышц, растягивают их, делают пластичными. Восточный танец предполагает вязь, плавность, гибкость, грацию змеи. Он учит уважать и любить тело, данное нам природой вовсе не для бесконечных страданий.

История танца живота

Возможно, танец живота возник ещё в доисторические времена в Северной Африке, это доказывают наскальные фрески в африканских пещерах и постройках. На этих рисунках изображены танцующие люди, исполняющие движения, как раз характерные для танца живота. Возраст этих рисунков – более 7 тысяч лет.

В Древнем Египте танец живота танцевали уже в 4000 до н.э.танец живота Сначала все танцы исполняли собственно египтяне, а уже около 1900 до н.э. для танцев начали приглашать иностранок - азиаток и нубиек. В Египте ни один праздник не обходился без музыки и танцев. Танец живота танцевали даже на похоронах, в этом случае он являлся религиозным ритуалом.

Широкое распространение в Египте танец живота получил, возможно, потому, что женщина-египтянка была свободна и имела равные права с мужчинами. А вот в Древней Греции женщина имела порабощенный статус, поэтому и танцевали женщины уже меньше.

А вот в Древнем Риме танец живота вновь стал популярен, только считался он сексуальным и вызывающим.

В арабском мире танец живота известен с 7 века, его повсеместно танцевали в гаремах, на праздниках, свадьбах, а также просто на улицах. Это продолжалось почти тысячелетие, а в 1843 году в Египте был издан приказ, запрещающий танцевать танец живота на улицах. Постепенно это нововведение распространилось на весь арабский мир, например, в Алжире, бывшем французской колонией, подобные танцы запретил губернатор из-за моральных соображений. И долгое время танец живота можно было увидеть только в военных гарнизонах французских колоний Африки, да и там танцы были разрешены только до 9 часов вечера.

Постепенно танец живота был реабилитирован, в Северной Африке его танцевали при некоторых ритуальных обрядах, сопровождавших, например, свадьбы или рождение ребенка. Сейчас же танец живота распространился по всему миру и имеет значительную популярность.

Танец живота – это символ женственности! Каждой женщине он дарит красоту, жизненную силу, здоровье!

Танец живота – это одна из древнейших в мире форм упражнений. Созданный женщинами и для женщин – он укрепляет тело изнутри и украшает снаружи:

* быстрые тряски прекрасно тренируют сердечно-сосудистую систему;
* танец снимает умственное напряжение и расслабляет все тело, поскольку склоняет к релаксации и словно медитации в движении;
* упражнения помогают избавиться от «женских» проблем;
* здоровые суставы и упругие мышцы сделают вашу осанку величественной, а походку грациозной!

Танец живота дарит здоровье и продлевает молодость

Восточный танец часто называют танцем живота, хотя это скорее танец позвоночника. Во время него разрабатываются все отделы позвоночника, от затылка до копчика. Такой эффект не дают ни упражнения, ни другие танцы. Этот танец дарит не только эстетическое наслаждение, но и здоровье.

* Он заставляет работать все мышцы живота, делая их сильными и эластичными. Благодаря этому устраняется дисбаланс между поясничными и брюшными мышцами (чрезмерное изгибание позвоночника и сдавливание межпозвоночных дисков в поясничном отделе).
* Глубокий массаж внутренних органов в области живота восстанавливает правильную работу кишечника.
* Усиление кровообращения в области малого таза служит профилактикой гинекологических заболеваний.
* Движения под названием "тряска" улучшают вид кожи, пораженной целлюлитом, она становится упругой и красивой.
* «Тряска» снимает мышечные зажимы и восстанавливает правильную симметрию тела.
* Чередование пластичных движений, «ударов» и «трясок» делает более гибкими и подвижными мышцы и связки.
* Укрепляются мышцы промежности, что улучшает качество сексуальной жизни.
* Движения танца задействуют все группы мышц, связанных с позвоночником, даже самые глубокие мышцы, чего нельзя добиться никакими системами гимнастики. Это делает позвоночник более гибким, улучшает кровообходящие и через нервы, отходящие от спинного мозга к внутренним органам, оказывает положительное воздействие на весь организм.
* Отступают многие болезни, связанные с позвоночником: сколиозы первой и второй степени, остеохондрозы, патологические виды кифозов и лордозов.
* С помощью танца живота можно похудеть или же, наоборот, поправиться, если вес недостаточный.

Мне уже не раз приходилось слышать весьма забавные вопросы, касающиеся танцы живота. Например, существует стереотип, начавшийся еще со времен первого показа сериала "Клон" - о том, что арабские жены непременно танцуют для мужа по ночам танец живота, или что под абайей (чадрой, паранджой) все одеты вот так:

А на крайний случай - вот так:

Спешу разочаровать вас, дамы и господа. Сие есть не что иное, как величайшее заблуждение.

Для начала стоит отметить, что арабы Персидского Залива в большинстве своем не очень-то жалуют этот самый танец живота. Если быть более точным, то не жалуют они танцовщиц. Их, кстати, никогда не бывает из числа заливских женщин. Все танцовщицы приезжают в ОАЭ из Египта, Марокко, Ливана и даже... из России. Репутация у них, что называется - не позавидуешь. Ни один мужчина в Заливе, узнав, что девушка или женщина танцует танец живота (читай: работает танцовщицей), с самого начала не станет воспринимать ее всерьез как потенциальную партнершу для брака, поскольку то, чем она занимается - танцует полуобнаженная на глазах у публики - воспринимается как позорище, такая женщина заранее обречена на клеймо "продажной", даже если она чиста и непорочна, как весенний цветок. Если уж судить по максимуму - то правоверный мусульманин не станет даже смотреть на такой танец в исполнении чужой женщины.

Вспомнился случай: в одном из арабских ресторанов отеля "Атлантис" (того самого, что на Пальмовых островах) по вечерам, часов в 8, приходит танцовщица и исполняет белли-дэнс. Муж, услышав, что я зову его поужинать как раз в том самом ресторане, причем вовсе не из-за танцовщицы, а из-за вкусной еды и приятной атмосферы, наотрез отказался идти, сказав лишь: "Нет! Не хочу я смотреть на эту харами (грешную) женщину".

Ну ладно, нет так нет. В другой раз я-таки сходила туда, правда, уже с подругой. Неподалеку сидели саудийцы, изо всех сил хлопавшие в ладоши в такт танцовщице.
Некоторые особо раззадорившиеся заливцы, бывает, бросают сотни долларов танцовщице просто так - за танец. Зрелище мягко говоря не ахти, учитывая то, какого они о ней мнения...

Что касается танцев, исполняемых женой для своего мужа, то в Заливе такого нет. Принято считать, что все арабки чуть ли не с рождения умеют танцевать, но это отнюдь не так. Среди заливских арабок нет моды на танец живота, хотя кое-какие движения арабки и могут показать, но до мастер-класса в подавляющем большинстве случаев им далеко.

Под абайей (чадрой, паранджой) расшитый пайетками и золотом лиф с юбкой никогда не носят, такое вы можете увидеть только в сказках 1001 ночи, либо в не менее сказочных фильмах о Востоке, где царит атмосфера патриархального незаблемого гарема во главе с султаном, окруженным сотней полуобнаженных чернооких гурий в разноцветных нарядах. В реальности такого нет, и миф так и остается мифом. Удивляет только то, что некоторые до сих пор верят, что такое еще возможно и имеет место быть на Востоке и даже в странах Залива. Как я говорила, заливские женщины носят под абайей либо джалабийю, либо в большинстве случаев - одежду от европейских дизайнеров.

Арабский танец живота - всего лишь древний танец, популярный в наше время все больше среди западной молодежи, чем среди арабского контингента; меж тем арабские женщины (да и мужчины) из стран Залива расценивают данный танец как откровенную эротику и стриптиз, а посему может и наблюдают за этим со стороны, но сами держатся от данного вида развлечений обособленно.

Сочетай приятное с полезным!
Каждая женщина стремится к тому, чтобы ее красота, гибкость тела, очарование кожи и грациозность движений сохранились как можно дольше. Для этого прекрасная половина человечества прибегает и к занятиям аэробикой, и к шейпингу, и к изнурительным диетам. Все это, конечно, неплохо и может принести временные плоды. Но много сотен лет назад на Востоке уже придумали верное средство, как сохранить молодость и красоту. При этом не только не изнуряя свой организм непосильными нагрузками, а и доставляя себе и другим удовольствие. Помните, при виде чего пушкинский царь Додон забыл даже о смерти своих сыновей? Его заворожил танец Шамаханской царицы. Могу держать пари, что царица исполняла знаменитый восточный танец живота.

Старая, как мир, история…
История гласит, что впервые танец живота появился в Египте. Изначально он был просто фольклорным танцем, не связанным ни с какими обрядами, и исполнялся в основном для развлечения. Деревенские девушки совершали несколько пластичных движений бедрами, сочетая их с изящными взмахами рук. Сильную половину человечества это приводило в дикий восторг. Почти каждая женщина, невзирая на сословные рамки, пробовала себя на этом увлекательном поприще, желая понравиться мужчинам. Но с приходом в Египет мусульманства популярность танца живота резко снизилась, а потом и вовсе сошла на нет. Девушки из богатых семей уже не исполняли его, так как это считалось недостойным и неприличным занятием. Центры культурной жизни перемещались в Европу, в частности, в Испанию. Взаимопроникновение танцевальных форм и обычаев привело к возникновению испанского танца «фламенко», в основе которого большое количество приемов танца живота. А традиционные восточные танцы в свою очередь вобрали в себя элементы цыганских и испанских танцев.

Казалось, что танец живота, «смешавшись» с танцевальными традициями других культур, как самобытное явление медленно исчезнет. Но в 19 веке, после завоевания французами Африки, прежнее завораживающее искусство заблистало новыми красками. Французские классические хореографы были просто потрясены этим древнейшим танцем. Они добавили в него несколько новых элементов, усложнили некоторые приемы, сделав танец живота более профессиональным. С этого времени восточные танцы начали свое торжественное шествие по танцевальным подмосткам всего мира.

Комплексы… Комплексы… Комплексы…
Интересно, что в процессе занятий этим танцем можно узнать о себе много нового. Например, о… своих психологических комплексах. Мало кто знает, что закрепощенная нижняя часть тела говорит о подавленной сексуальности, а верхняя – об отсутствии душевного и открытого общения с окружающими. В общем, танец живота – это не просто забава. Скорее – это явление. Ведь не случайно же его называют танцем радости. Сложный и красивый, он совершенно не терпит, когда что-то в нем делают через силу. Каждое движение должно доставлять человеку прежде всего физическое удовольствие. Такое изнуряющее преодоление себя, какое можно встретить в спортивных танцах или в аэробике, для танца живота совершенно недопустимо – это разрушает всю его внутреннюю философию.

Надо заметить, что танец живота заставляет весь организм человека работать на пределе своих возможностей. Через несколько месяцев занятий вы почувствуете ощутимые результаты. Не думайте, что эти результаты будут связаны лишь с коррекцией формы вашего живота за счет укрепления мышц. Существует масса других положительных аспектов, связанных с постижением загадочного восточного танца. Во-первых, налицо будет улучшение общего самочувствия, во-вторых, вас перестанут мучить боли в позвоночнике, так характерные для нынешнего «сидячего» времени. В-третьих, вы навсегда забудете, что такое отложение солей. Плюс ко всему, если у вас были проблемы по части гинекологии, то и они решатся. Не так уж плохо для начала, верно? Я уж не говорю о том, что занятия танцем придадут вашей фигуре соблазнительные формы арабских танцовщиц и вы всегда будете пребывать в тонусе и радоваться жизни.

Семь бед – один ответ
Танец живота благотворно влияет не только на физическое здоровье женщины, он улучшает ее психологическое самочувствие. Это связано с тем, что во время танца «работают» все энергетические центры. Женщина начинает чувствовать себя уверенней, верит в свою привлекательность независимо от возраста и внешних данных. В конечном итоге в личную и интимную жизнь приходит долгожданная гармония, а из отношений с окружающими исчезают ненужные нервозность и напряжение.

Коль вы решили освоить танец живота, вам необходимо в первую очередь подумать о своем костюме. Главными его деталями считаются длинная юбка, коротенький топик и набедренная повязка. На руки наденьте все имеющиеся у вас браслеты и мониста и начинайте постигать секреты танца восточных женщин.

Сегодня танец живота состоит, как правило, из трех частей. Это «таксим», собственно танец и тряска. «Таксим» исполняется под медленную музыку. Во время него танцовщица обычно стоит на месте и импровизирует, слегка играя телом. В отличие от «таксима», сам танец всегда сопровождается весьма энергичной музыкой и изобилует разными элементами. Тряской же называют такое движение коленями, которое создает вибрацию во всем теле. Каждая часть тела в буквальном смысле слова трясется, хотя реально двигаются только колени. Все эти элементы могут сочетаться в танце в абсолютно разной последовательности. Любопытно, что тряска в какой-то степени заменяет массаж, а также благоприятно воздействует на форму груди.

Помните, что главное в танце живота не строгое следование канонам, а темперамент и раскрепощенность. Основа танца живота – это импровизация. Но все же некоторые правила и упражнения для более быстрого овладения искусством танца существуют.

Танец – дело техники
Одно из главных упражнений, которому надо научиться, – это объемные восьмерки вперед и назад. Необходимо добиться максимально плавных движений при неподвижной верхней части тела.Мысленно начертив восьмерку на полу, встаньте в ее предполагаемый центр. Ноги держите на ширине плеч, а левое бедро выставите чуть вперед. Затем, не отрывая пяток от пола, левым бедром прочертите половину воображаемой восьмерки. Назад бедро заводите до максимально «скрученного» положения. После паузы то же самое сделайте правым бедром. В дальнейшем чередуйте эти движения, пока не устанете. Похожее упражнение с восьмеркой можно делать и «по вертикальной плоскости». Бедра поочередно поднимаются то прямо, то сбоку. Очень важно при этом стоять на всей стопе, а колени должны находится в чуть согнутом положении. К чрезвычайно важным и полезным упражнениям можно отнести большие и плавные круги бедрами. При прямой спине мысленно представляйте окружность в горизонтальной плоскости и старайтесь очертить ее сзади ягодицами. Максимально втягивайте при этом живот. Очень продуктивное упражнение – «качалка», его надо выполнять стоя на носочках. Ноги должны быть сведены вместе, а колени – чуть согнуты. Поднимайте бедра поочередно вверх, пупок при этом должен оставаться неподвижным. И, наконец, упражнение с красивым названием «волна». Для его выполнения встаньте на носочки в пол-оборота к предполагаемому зрителю и опишите бедрами окружность снизу-вперед – вверх и назад. Это упражнение чаще всего выполняется с продвижением туловища вперед или в сторону.

Одной из составляющих частей предварительного тренинга является цикл ударных упражнений. В нем выделяют три группы. Первая группа упражнений – «удары животом». Сидя на полу, расслабьте живот и попытайтесь подбросить его вверх за счет движения бедер. Вторая группа – «удары ягодицами». В том же сидячем положении представьте чуть дальше ягодиц некую точку. Затем резко отведите ягодицы назад до этой воображаемой точки. После каждого движения делайте небольшую паузу. И, наконец, третья группа упражнений – «удары бедром». Лягте на бок, максимально заведите бедро вперед и вверх, после чего резко опустите его вниз. Все эти циклы упражнений следует выполнять таким образом, чтобы не участвующие в них части тела не испытывали никакой нагрузки. Помните, что танец живота – это путь к вашей физической свободе, а не к усталости и перегрузкам.

Философия восточных танцев
Пусть вас не смущает то, что поначалу может не все получаться. Слишком уж ощутимым обещает быть только конечный результат. Ведь техника танца живота позволяет давать нагрузки именно на те группы мышц, которые очень редко задействуются не только в повседневной жизни, но при занятиях спортом. Например, это внутренние мышцы таза. А они, как известно, играют не последнюю роль в жизни женщины. Если эти мышцы достаточно развиты, то роды пройдут куда легче и спокойней. Замечу, что для тех женщин, которые только собираются стать мамами, танец будет хорошей подготовкой к процессу вынашивания и рождения ребенка, а тем, кто уже выполнил свою детородную функцию, танец поможет восстановиться после родов. Да и во время беременности при индивидуальном подходе кое-какие элементы танца живота вовсе не повредят.

Многие из тех, кто давно практикует восточные танцы, уверены, что это не только физическое и психологическое самосовершенствование, а еще и духовный путь. Опытные танцовщицы рассказывают, что, танцуя, чувствуют, как через их тела проходят некие не материальные вибрации. Эти вибрации будто бы поднимают человека над бренным миром, зовут к духовным высотам и дальнейшему самосовершенствованию. Возможно, это объясняется тем, что в женской природе всегда приоритетно творческое начало. И через танец это начало полностью реализуется. Занятия танцем дают возможность любой женщине осознать одну простую вещь: внешняя красота зависит напрямую и от внутреннего состояния, и от осознания женщиной ее неповторимости. А эту самую неповторимость и выявляет танец живота.

Через танец в женщину закладывается и определенное «содержание». Юная танцовщица с ранних лет совершенствует свой эстетический вкус, учится завоевывать и удерживать любовь. Танец способен рождать в людях чувства куда более возвышенные, чем те, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Поэтому одним из важнейших условий постижения искусства танца живота считается умение удерживать определенное состояние. Если танцовщица фокусирует внимание не на череде прихотливых движений, а на завораживающем состоянии, в котором она находится во время танца, значит, она на правильном пути.

Нынче танец живота все больше входит в моду среди женщин разных возрастов и социальных групп. Можно только приветствовать это, ведь польза от него столь очевидна.

Камаль Баллан о преподавании танца живота


Танец живота - это жанр, соединивший душу с телом, открывший путь к радостям жизни. Он познакомит Вас впервые со своим телом и с новыми ощущениями от прикосновения воздуха вокруг…

В последнее время открылось много школ, претендующих на умение обучать танцу живота. Однако многие ученики испытали большое разочарование по поводу этих школ. Умения танцевать самому недостаточно, чтобы поставить себя на место педагога. Хореография, психология и многие-многие другие науки необходимы для общения с людьми в качестве преподавателя. Но не только. Ведь учить танцу живота и танцу вообще - это не просто учить соблазнительным движениям! Это, в первую очередь, обучение развитию координации - неумение соединить руки с ногами в движении нельзя называть танцем. Навык координированных движений вырабатывается специальными упражнениями, которые желательно повторять ежедневно. Грамотный учитель предложит Вам подходящие для этого движения, которые к тому же помогут развить пластику тела. А вот монотонное повторение «до семи потов» одних и тех же элементов за инструктором – серьезный повод задуматься. Единственное, что Вы гарантированно приобретете от такого занятия – «шварцнеггеровские» мускулы.

Второе, без чего невозможно полноценное обучение танцу – обучение правильному слушанию музыки. Музыка, особенно арабская, не предполагает произвольного танцевания – напротив. Повороты, тряски, восьмерки, даже супер-технично исполненные «звездной» танцовщицей, обязаны быть исполнены в музыку. То есть только тогда, когда это ей оправдано. К сожалению, даже самый именитый танцор и педагог может грешить полным непониманием музыкального материала.

Обучение танцу живота по видео тоже не самый лучший вариант. Это даже может быть вредно, если слепо копировать танцовщицу на экране. Дело даже не в том, что ряд обучающих записей содержит технические ошибки в исполнении элементов танца живота. У танцовщицы на видео другая натура и фигура, другая душа, другая индивидуальность. У Вас индивидуальность своя. Любите ее! Любите танец живота, который призван раскрыть уникальность каждой женщины! И приходите на уроки. Вам нужно живое общение с преподавателем, чтобы он смог решать конкретно Ваши задачи. Будет очень разумно начать обучаться танцам индивидуально, взяв хотя бы несколько уроков (не меньше пяти). Прежде всего, там Вам помогут выработать красивые (то есть подходящие лично Вам) позиции тела, рук, ног в танце, выправят осанку. Да, индивидуальные уроки обойдутся чуть дороже, чем групповые, но это колоссально ускорит Ваше понимание и знание и, кроме того, избавит Вас как начинающего танцора от психологического дискомфорта при вливании в танцевальную группу, где так или иначе каждый сравнивает себя с окружающими.

Подведем краткий итог. Выбирая школу танца живота для занятий, подойдите к этому вопросу серьезно. Вы делаете это для себя, вкладываете свое время, деньги и силы, и задача грамотного учителя – обеспечить полноценную отдачу. Учитель танца живота как профессионал должен знать музыку, хореографию, психологию и, желательно, арабский язык и арабскую культуру. Ведь подлинный танец живота, это древнейшее и благородное искусство, ничего не имеет общего с вульгарным танцем в ресторане «а-ля Восток». Только профессионал и истинный поклонник этого жанра привьет Вам любовь к нему. Только с грамотным преподавателем ваши первые шаги в танце однажды превратятся в уверенную походку по пути к окрыляющей радости от свободного владения своим телом.

Возвращайтесь к себе, любите себя, не разрешайте Вас обманывать, не жалейте времени на то, чтобы сделать нашу скоротечную жизнь прекраснее и счастливее. Все зависит от Вас. Я Вас жду!..

Араб, композитор и хореограф Камаль Баллан

Загадочный восток стал родиной удивительного танца, получившего название belly dance или танец живота. Историки точно не могут назвать страну, где появился этот танец. Существует несколько версий, например, есть предположение, что это Египет, а может Междуречье, некоторые считают, что истоки танца следует искать в Индии.

Есть объективные причины такого разброса, в которые пока углубляться не будем. Замечу только, что территория распространения танца обширна: в древности belly dance танцевали и в Египте, и в Греции, в Риме, в Вавилоне и в Среднеазиатских государствах. В наше время танец живота становится все более популярным не только на Востоке, но и на Западе. В России об этом танце раньше знали немногие, и связывали его исключительно с институтом гаремов на Востоке. Отсюда и негативная оценка танца. Тем не менее, даже у нас, в России, ширится интерес к пластике такого рода.

Для большинства людей танец живота – просто экзотический восточный танец, очень красивый и эротичный. Однако, “Восток – дело тонкое”, сами понимаете. В начале 20-го века на Западе был повышенный интерес в восточным танцам, вызванный скандальными выступлениями Мата Хари. Сама танцовщица утверждала, что является исполнительницей индийских храмовых танцев. Благодаря ей, многие в Европе связывали восточные танцы исключительно с Индией. Этот стереотип существует и по сей день. Танец живота как таковой стал привлекать внимание уже после окончания романтическо-авантюрной эпохи Мата Хари, и был назван “belly dance” на выставке в Чикаго около века назад.

Танец живота не случайно получил такое пикантное название. “Живот” это жизнь. Значит это танец жизни. С кем и с чем ассоциируется само понятие “жизнь”? Конечно же, с женщиной – матерью и с землей. И действительно танец живота непосредственно связан с развитием культа Богини Плодородия, Богини-Матери. У разных народов эта богиня называлась по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита.

Этот культ был распространен во многих древних государствах, так как земледелие являлось основой их экономической жизни (например, в Египте, Вавилонском царстве, в Индии). В мифологии многих древних народов Востока небо ассоциировалось с богом-мужчиной, а земля – с богиней-женщиной. В результате их союза появилось все живое, а также другие боги. Ритуалы в честь богов не редко сопровождались музыкой и танцами, которые не только прославляли, но и отражали функции этих богов. Танец – самое выразительное средство для изображения какой-либо деятельности. Если говорить о танце живота, то он отражает процесс зачатия, вынашивания плода и, наконец, рождения. Именно поэтому танец содержит эротические элементы. По мере развития древних цивилизаций танец менялся и выходил за рамки религиозного культа. Появилось второе направление в его использовании – светское, то есть танец становится развлекательным элементом в повседневной культуре восточных людей.

Институт храмовой проституции был непосредственно связан с танцем живота, являвшегося частью определенных ритуалов. К сожалению, многие люди ассоциируют храмовую проституцию с домами терпимости. В древности понятия “любовь” и “плодородие” считались взаимосвязанными. К услугам служителей храмов любви люди прибегали не только для того, чтобы урожай был хорошим и продолжался род, но и для ритуалов воссоединения с Богиней-Матерью, с землей, в случае появления серьезных проблем в этих сферах жизни. В этом случае храмовая проституция имела большой духовный смысл, и танец живота играл немаловажную роль в церемонии подготовки акта любви, то есть обретения утраченной человеком связи с Землей-Матерью и обновления сил.

До сих пор у некоторых бедуинских племен существует обычай, когда женщины собираются в большом шатре и танцуют вокруг роженицы, помогая ей таким образом в родах, и встречая рождение ребенка радостью, чтобы жизнь его была счастливой. В Турции, арабских странах и на Кавказе в настоящее время часто приглашают исполнительниц танца живота на свадьбу, желая молодоженам благополучия и счастья. А какое семейное счастье может быть без детей? На Востоке многодетные семьи считаются самыми счастливыми, а их родители пользуются особым уважением. Практически любая современная восточная женщина умеет исполнять основные элементы танца живота, потому что это помогает создавать гармонию во взаимоотношениях с мужем, поддерживает здоровье, а также является хорошей подготовкой к родам.

Вернемся к истории. Постепенно язычество начинает вытесняться, сначала всвязи с утверждением христианства в Риме с 4-го в. н. э., затем, благодаря распространению ислама на Ближнем Востоке и в Средней Азии в 7-9 вв. С течением времени исчезает и культ Богини любви и плодородия. Однако, танец живота, как часть этого культа, продолжал пользоваться популярностью, утрачивая со временем свое религиозное значение. Впрочем, светский вариант этого танца существовал параллельно с храмовым, являясь интересным и веселым зрелищем, например на базарах. Девушки из бедных семей могли заработать себе солидное приданое, танцуя на рыночной площади. История знает случаи, когда рабыня становилась госпожой в доме своего нового хозяина после удачного исполнения танца живота на невольничьем рынке. Библейская история Саломеи показывает огромную силу воздействия этого танца на зрителя.

От исполнительницы зависит, как будет восприниматься танец публикой: игра, обольщение, свобода самовыражения, доходящая до непристойности. Вероятно, из-за некоторых уличных исполнительниц, готовых любым способом привлечь внимание зрителей к себе, танец живота пробрел славу неприличного, грязного танца. Именно такое мнение распространено о нем и сейчас. И подкрепляет его еще факт исполнения танца живота в гаремах, а также полуобнаженный вид танцовщицы. Что ж, обнаженный живот в таком танце – это традиция, которой уже не придерживаются строго. В настоящее время некоторые танцовщицы выступают в закрытых платьях и обуви, а другие наоборот, вводят публику в заблуждение, полностью раздеваясь, подменяя таким образом танец живота стриптизом. В отличие от стриптиза, танец живота сложен и тонок. Это, прежде всего игра – игра души и тела. Танцовщица не просто заигрывает с публикой, она показывает себя – женщину, демонстрируя свою личность. Согласитесь, трудно “обнажить” свое нутро на публике, да еще играючи.

В одной статье невозможно более полно изложить историю танца живота и описать все его достоинства. Я не касаюсь эзотерического аспекта, вопросов здоровья, психологии этого танца. Тот факт, что танец жив, имеет историю в несколько тысячелетий и до сих пор пользуется популярностью, говорит сам за себя. Потенциал танца живота велик и еще не изучен.

www.bellydance.spb.ru

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.