О литературе древней руси. Древнерусская литература

Древнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной культуры XVIII—XX вв.

В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека, патриотический пафос служения Русской земле — государству — Родине, вера в конечное торжество добра над силами зла, всесветное единение людей и его победу над ненавистной рознью.

Не зная истории древнерусской литературы, мы не поймем всей глубины творчества А. С. Пушкина, духовной сущности творчества

Н. В. Гоголя, нравственных исканий Л. Н. Толстого, философской глубины Ф. М. Достоевского, своеобразия русского символизма, словесных исканий футуристов.

Хронологические границы древнерусской литературы и ее специфические особенности.

Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства.

Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI—XVII вв. Древнерусская литература — это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию.

Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен нашей наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными.

Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов! Да и в более позднее время, в 1737 г., остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце.

В 1777 г. от огня погибла Киевская библиотека. Во время Отечественной войны 1812 г. в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Баузе, Демидова, Московского общества любителей русской словесности.

Основными хранителями и переписчиками книг в Древней Руси, как правило, были монахи, менее всего заинтересованные в хранении и переписке книг мирского (светского) содержания. И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших до нас произведений древнерусской письменности носит церковный характер.

Произведения древнерусской письменности разделялись на «мирские» и «духовные». Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали непреходящие ценности религиозной догматики, философии и этики, а первые, за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными». Благодаря этому мы и представляем нашу древнюю литературу в большей степени церковной, чем она была на самом деле.

Приступая к изучению древнерусской литературы, необходимо учитывать ее специфические черты, отличные от литературы нового времени.

Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели.

«Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древ​нерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

«Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы, си суть узда въздержанью... Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей...» — поучает летописец под 1037 г.

Другой особенностью нашей древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего.

В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный».

Биографические сведения о известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературы XVIII—XX вв. литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических, философских, эстетических взглядов того или иного писателя, используя авторские рукописи, прослеживают историю создания произведений, выявляют творческую индивидуальность писателя, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.

В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Переписчики зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не простых копиистов текста. Они изменяли идейную направленность переписываемого произведения, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами, запросами своего времени.

В результате создавались новые редакции памятников. И даже когда переписчик просто копировал текст, его список всегда чем-то отличался от оригинала: он допускал описки, пропуски слов и букв, невольно отражал в языке особенности своего родного говора. В связи с этим в науке существует особый термин — «извод» (рукопись псковско-новгородского извода, московского, или — шире —болгарского, сербского и др.).

Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет. Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111—1113 гг., вовсе не сохранилась, а редакция «повести» Сильвестра (1116) известна только в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII в., было найдено в списке XVI в.

Все это требует от исследователя древнерусской литературы необычайно тщательной и кропотливой текстологической работы: изучения всех имеющихся в наличии списков того или иного памятника, установления времени и места их написания путем сопоставления различных редакций, вариантов списков, а также определения, в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту. Этими вопросами занимается особая отрасль филологической науки — текстология.

Решая сложные вопросы о времени написания того или иного памятника, его списков, исследователь обращается к такой вспомогательной историко-филологической науке, как палеография.

По особенностям начертания букв, почерков, характеру писчего материала, бумажным водяным знакам, характеру заставок, орнамента, миниатюр, иллюстрирующих текст рукописи, палеография дает возможность относительно точно установить время создания той или иной рукописи, количество писцов, ее писавших.

В XI—первой половине XIV в. основным писчим материалом был пергамен, изготовлявшийся из кожи телят. На Руси пергамен часто называли «телятиной», или «харатьей». Этот дорогостоящий материи был, естественно, доступен только имущим классам, а ремесленники, торговцы пользовались для своей ледовой переписки берестой. Береста также выполняла функцию ученических тетрадей. Об этом свидетельствуют замечательные археологические открытия новгородских берестяных грамот.

Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись, и только абзацы рукописи выделялись красной киноварной буквицей — инициалом, заголовком — «красной строкой» в буквальном смысле этою слова. Часто употребляемые, широко известные слова писались сокращенно под особым надстрочечным знаком — титлом. Например, глет (глаголет — говорит), бгъ (бог), бца (богородица).

Пергамен предварительно разлиновывался писцом при помощи линейки с цепочкой. Затем писец клал его на колени и тщательно выписывал каждую букву. Почерк с правильным почти квадратным начертанием букв назывался уставом.

Работа над рукописью требовала кропотливого труда и большого искусства, поэтому, когда писец завершал свой нелегкий труд, он с радостью это отмечал. «Радуется купецъ прикуп створив и кормьчии в отишье пристав и странник в отечьство свое пришед, тако ж радуется и книжный писатель, дошед до конца книгам...» — читаем в конце Лаврентьевской летописи.

Написанные листы сшивались в тетради, которые переплетались в деревянные доски. Отсюда фразеологический оборот — «прочитать книгу от доски до доски». Доски переплета обтягивались кожей, а иногда облекались в специальные изготовленные из серебра и золота оклады. Замечательным образцом ювелирного искусства является, например, оклад Мстиславова евангелия (начало XII в.).

В XIV в. на смену пергамену пришла бумага. Этот более дешевый писчий материал облепил и ускорил процесс письма. Уставное письмо сменяется наклонным, округлым почерком с большим количеством выносных надстрочных знаков — полууставом. В памятниках деловой письменности появляется скоропись, которая постепенно вытесняет полуустав и занимает господствующее положение в рукописях XVII в.

Огромную роль в развитии русской культуры сыграло возникновение книгопечатания в середине XVI в. Однако вплоть до начала XVIII в. печатались книги преимущественно церковные, а произведения мирские, художественные по-прежнему бытовали и распространялись в рукописях.

При изучении древнерусской литературы следует учесть одно весьма важное обстоятельство: в средневековый период художественная литература еще не выделилась в самостоятельную область общественного сознания, она была неразрывно связана с философией, наукой, религией.

В связи с этим к древнерусской литературе нельзя механически применять те критерии художественности, с которыми мы подходим при оценке явлений литературного развития нового времени.

Процесс исторического развития древней русской литературы представляет собой процесс постепенной кристаллизации художественной литературы, ее выделения из общего потока письменности, ее демократизации и «обмирщения», т. е. высвобождения из-под опеки церкви.

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.

Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

Характерная особенность древнерусской литературы — историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо».

Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения.

Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. - М., 1998 г.

Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир. Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности эстетических представлений тогдашнего человека.

С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян, главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги - церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

В основе церковно-славянских текстов лежала система религиозных представлений о мире, согласно которой Бог - Творец всего сущего. Приступая к своему сочинению, писатель того времени, образ которого воплощен Пушкиным в летописце Пимене в трагедии «Борис Годунов», прежде всего заручался поддержкой Бога, прося Его в своих молитвах оказать помощь в предпринимаемом труде. Древнерусская литература описывала различные исторические события - походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол.

Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли. Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как внешнее, предметное отступает на второй план. Подобно тому как на иконе весь первый план занимают лик и очи (лик - свет души, очи - вход во внутренний мир и отражение внутреннего света), так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества - милосердие, скромность, бескорыстие, душевную прямоту и открытость.

Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. Это позволило академику Д. С. Лихачеву назвать ее стиль «стилем монументального историзма». Вымысел допускается в древнерусские тексты не ранее XVII века, когда начинает складываться светская литература.

Средневекового писателя не интересует частный человек с его сугубо земными заботами, печалями и радостями. Он занят событиями государственного масштаба и значения, и поэтому в центре его внимания оказываются князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. Они пребывают в историческом освещении в двух планах - реально-историческом и религиозно-символическом. Древний человек на Руси верил, что князь Владимир крестил Русь и что существуют бесы черные, с крыльями и хвостами, соблазняющие на негодные поступки.

Древнерусский книжник не мог писать, «добру и злу внимая равнодушно». Он страстно и открыто выражал свою политическую и нравственную позицию. Еще одна особенность древнерусской литературы заключается в том, что она всегда соблюдает этикет - этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. По словам Д. С. Лихачева, писатель того времени ясно представлял себе, «как должен был совершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя действующее лицо», «какими словами должен описывать писатель совершающееся». Все имело свой чин, свой порядок, нарушить который было нельзя. Поэтому в памятниках очень много «общих мест». Древнерусский писатель дорожил общим, повторяющимся, легко узнаваемым и избегал всего непривычного, частного, случайного. Вот почему обильные цитирования из разных источников, к которым прибегали средневековые книжки,- свидетельство высокой образованности, начитанности и культуры. Но это не значит, что писатель не мог воспользоваться разными письменными и устными традициями, чем и отличается «Слово о полку Игореве».

Содержание и эстетика древнерусской литературы воплощены в своеобразной системе жанров. Каждый жанр был непосредственно связан с практической жизнью и обслуживал свою область деятельности. Летописание было вызвано потребностью государства иметь свою письменную историю. Жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол, Часослов и др.) предназначались для отправления церковных служб (треб) и обрядов. Ратные подвиги изображались в воинских повестях. Путешествия с разной целью - в хождениях. Описания жизни святых или князей - в житиях, также имевших свои отличия. Для каждого жанра был установлен свой канон 1 . Письменная литература развивала эпические жанры (повесть, сказание), лирические (слово, поучение), лиро-эпические (житие). Среди жанров существовала строгая иерархия: главным жанром считалось Священное Писание, за ним шли гимнография и «слова», толкующие Писание и разъясняющие смысл христианских праздников, затем - жития святых. В XVII веке древнерусская литература обогатилась стихотворными формами, жанрами сатиры и драмы, а житие святого перерастает в повесть бытового или мемуарно-автобиографического характера.

Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития. Ее первый период - XI - первая треть XII века, когда в Древней Руси существуют два центра - Киев и Новгород. Этот период отличается относительным единством литературы и в целом характеризуется как период ученичества. Главная идея произведений - превосходство христианства над язычеством («Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Хождение» игумена Даниила, «Поучение» Владимира Мономаха).

Второй период - вторая треть XII - первая треть XIII века. Этот период характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров). Основные произведения - «Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила За точника.

Третий период - трагический, связанный с монголо-татарским нашествием и борьбой с ним (вторая треть XIII - конец XIV века). Здесь господствует одна тема - героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение.

Четвертый период - конец XIV-XV век - время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым.

Пятый период - эпоха Московского централизованного государства (конец XV-XVI век). Он характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Здесь достигает необычайного расцвета публицистика. Основные произведения - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие "Четьи-Минеи"», «Домострой», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Шестой период - смутное время, столкновение старых и новых принципов письма. Этот период подразде- ляется на два отрезка: с начала по 60-е годы XVII века и с 60-х годов по конец XVII века. В первый отрезок разрушается старый метод изображения действительности и обновляется жанровая система. Во второй отрезок литература расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к человеку, усиливается автобиографическое начало. Основные сочинения - «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума» .

Семнадцатый век завершает историю древнерусской литературы с присущими ей едиными принципами. После этого с XVIII века открывается история светской художественной литературы.

Вопросы и задания

  1. Что лежалов основе церковно - славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?
  2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?
  3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.
  4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?
  5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

1 Канон - строгие правила, нормы.

ЛИТЕРАТУРА

9 к л а с с

У ч е б н и к - х р е с т о м а т и я

для общеобразовательных учреждений

В двух частях

Ч а с т ь 1

12-е и з д а н и е, п е р е р а б о т а н н о е и д о п о л н е н н о е

«Просвещение» ОАО «Московские учебники» Москва 2006

В. Я. Коровина, В. И. Коровин,

И. С. Збарский, В. П. Журавлёв

В учебнике-хрестоматии главы о Бунине, Заболоцком, Маяковском, Твардовском, Ахматовой, методический аппарат ко всем главам (вопросы и задания, «Обогащайте свою речь», воспоминания, «В творческой лаборатории писателя» и пр.), разделы «Романсы и песни на слова русских писателей XIX- XX веков», о художественном чтении (советы В. С. Ланового,

A. М. Бруссер), «Краткий словарь литературоведческих терминов» подготовлены В. Я. Коровиной.

Разделы «Древнерусская литература», «Шедевры русской литературы XIX века», «Поэзия XIX века», рассказы о писателях: Ломоносове, Державине, Радищеве, Карамзине, Жуковском, Грибоедове, Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Островском, Достоевском, Чехове, Блоке, Есенине, Цветаевой, Пастернаке, Солженицыне, Катулле, Горации, Данте, Шекспире, Гёте - подготовлены В. И. Коровиным.

Главы о Шолохове (совместно с В. П. Журавлёвым) и о Булгакове подготовленыИ. С. Збарским.

Глава о Шолохове (совместно с И. С. Збарским), словарь имен, раздел «Литературные места России» подготовлены

B. П. Журавлёвым.

Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеЛ64 образоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [авт.-сост.

В. Я. Коровина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной.- 12-е изд., перераб. и доп.- М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2006.- 369 с. : ил.

Все права защищены

Слово к девятиклассникам

Девятый класс завершает основное общее образование. Поскольку не все учащиеся продолжат обучение в десятом-одиннадцатом классах общеобразовательной школы, то авторы считают необходимым как можно шире познакомить учащихся с произведениями русской литературы, включив в учебное пособие в соответствии с программой наиболее значительные тексты.

Авторы старались отобрать важнейшие из них, не загружая обилием теоретических и критических статей и высказываний, помочь осмыслить особенности творчества писателя, приобщить читателей к самостоятельному чтению, к работе в библиотеках. Лучший способ овладеть читательским мастерством - индивидуальное знакомство с художественными текстами и критическими материалами при подготовке к сообщению, беседе, докладу, сочинению. Для этого необходимо активное участие каждого на уроках литературы, во внеклассной работе в организации вечера, конкурса, литературной викторины.

«Изучить поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их... Пережить творения поэта значит переносить, перечувствовать в душе своей все богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями, перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, их надеждами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительным влиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить его языком»1 .

Именно такого чтения мы и желаем Вам!

1 Б е л и н с к и й В. Г. Сочинения Александра Пушкина.- М., 1955.- Т. 7.- С. 310.

Древнерусская литература

Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир. Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности эстетических представлений тогдашнего человека.

С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян, главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги - церковно-служеб- ные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

В основе церковно-славянских текстов лежала система религиозных представлений о мире, согласно которой Бог - Творец всего

сущего. Приступая к своему сочинению, писатель того времени, образ которого воплощен Пушкиным в летописце Пимене в трагедии «Борис Годунов», прежде всего заручался поддержкой Бога, прося Его в своих молитвах оказать помощь в предпринимаемом труде.

Древнерусская литература описывала различные исторические события - походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли.

Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес со-

средоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как внешнее, предметное отступает на второй план. Подобно тому как на иконе весь первый план занимают лик и очи (лик - свет души, очи - вход во внутренний мир и отражение внутреннего света), так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества - милосердие, скромность, бескорыстие, душевную прямоту и открытость.

Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. Это позволило академику Д. С. Лихачеву назвать ее стиль «стилем монументального историзма».

Средневекового писателя не интересует частный человек с его сугубо земными заботами, печалями и радостями. Он занят событиями государственного масштаба и значения, и поэтому в центре его внимания оказываются князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. Они пребывают в историческом освещении в двух планах - реально-историческом и религиозно-сим- волическом. Древний человек на Руси верил, что князь Владимир крестил Русь и что существуют бесы черные, с крыльями и хвостами, соблазняющие на негодные поступки.

Древнерусский книжник не мог писать, «добру и злу внимая равнодушно». Он страстно и открыто выражал свою политическую и нравственную позицию.

Еще одна особенность древнерусской литературы заключается в том, что она всегда соблюдает этикет - этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный. По словам Д. С. Лихачева, писатель того времени ясно представлял себе, «как должен был совершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя действующее лицо», «какими словами должен описывать писатель совершающееся». Все имело свой чин, свой порядок, нарушить который было нельзя. Поэтому в памятниках очень много «общих мест». Древнерусский

писатель дорожил общим, повторяющимся, легко узнаваемым и избегал всего непривычного, частного, случайного. Вот почему обильные цитирования из разных источников, к которым прибегали средневековые книжки,- свидетельство высокой образованности, начитанности и культуры. Но это не значит, что писатель не мог воспользоваться разными письменными и устными традициями, чем и отличается «Слово о полку Игореве».

Содержание и эстетика древнерусской литературы воплощены в своеобразной системе жанров. Каждый жанр был непосредственно связан с практической жизнью и обслуживал свою область деятельности. Летописание было вызвано потребностью государства иметь свою письменную историю. Жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол, Часослов и др.) предназначались для отправления церковных служб (треб) и обрядов. Ратные подвиги изображались в воинских повестях. Путешествия с разной целью - в хождениях. Описания жизни святых или князей - в житиях, также имевших свои отличия. Для каждого жанра был установлен свой канон1 . Письменная литература развивала эпические жанры (повесть, сказание), лирические (слово, поучение), лиро-эпические (житие). Среди жанров существовала строгая иерархия: главным жанром считалось Священное Писание, за ним шли гимнография и «слова», толкующие Писание и разъясняющие смысл христианских праздников, затем - жития святых. В X V I I веке древнерусская литература обогатилась стихотворными формами, жанрами сатиры и драмы, а житие святого перерастает в повесть бытового или мемуарно-автобиографичес- кого характера.

Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития.

Ее первый период - XI - первая треть X I I века, когда в Древней Руси существуют два центра - Киев и Новгород. Этот период отличается относительным единством литературы и в целом характеризуется как период ученичества. Главная идея произведений - превосходство христианства над язычеством(«Повесть вре-

XIII века. Этот период характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров). Основные произведения -

Третий период - трагический, связанный с монголотатарским нашествием и борьбой с ним (вторая треть XIII - конец XIV века). Здесь господствует одна тема - героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение.

Четвертый период - конец X I V - X V век 4- время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Это нашло отражениев житиях святых, написанных Епифанием Премудрым.

Пятый период - эпоха Московского централизованного государства (конец X V - X V I век). Он характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Здесь достигает необычайного расцвета публицистика. Основные

строй», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Шестой период - смутное время, столкновение старых и новых принципов письма. Этот период подразделяется на два отрезка: с начала по 60-е годы XVII века и с 60-х годов по конец XVII века. В первый отрезок разрушается старый метод изображения действительности и обновляется жанровая система. Во второй отрезок литература расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к человеку, усиливается автобиографическое начало. Основные сочинения -

Семнадцатый век завершает историю древнерусской литературы с присущими ей едиными принципами. По-

сле этого с X V I I I века открывается история светской художественной литературы.

1 . Ч т о л е ж а л о в о с н о в е ц е р к о в н о - с л а в я н с к и х т е к с т о в и ч т о о т - л и ч а л о д р е в н е р у с с к у ю л и т е р а т у р у?

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?

3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

О «Слове о полку Игореве»

«Слово...» выросло на плодотворной почве русской культуры X I I в. Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано

в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств»-княжеств враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь

в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Яркий пример единства культуры Ру-

си X I I в.- «Слово о полку Игореве», величайший памятник литературы Руси. Оно обращено к будущему, а не к прошлому. Из всех произведений X I - X I I вв. именно в нем яснее всего видны элементы будущих литератур - русской, украинской и белорусской.

«Слово о полку Игореве» посвящено походу против половцев в 1185 г. малозначительного новгород-север- ского князя Игоря Святославича.

Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собой все «Слово...» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода Игоря многочисленными историческими сопоставлениями, изображением последствий княжеских усобиц, рисуя широкий образ Русской

Летописная повесть о походе Игоря.

Игорь Святославич выступает в поход.

Миниатюра мирового летописного свода XII в.

земли, полной городов, рек и многочисленных обитателей, рисуя русскую природу, бескрайние просторы Родины.

...«Слово о полку Игореве» обращало свой призыв не только к русским князьям, но и к общественному мнению всего русского народа... Свои суждения автор «Слова...» не отделяет от общественного мнения. Выразителем этого мнения он себя и признает, стремясь передать свою оценку событий, свою оценку современного положения Руси как оценку общенародную.

к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв

к защите мирного созидательного труда русского населе-

ния - земледельцев и ремесленников. Его художественная система тесно связана с русским народным творчеством...

По Д. С. Лихачеву

1. Подготовьте пересказ очерка Д. С. Лихачева по учебнику или по книге «Слово о полку Игореве» (серия «Литературные памятники»), подчеркнув главные мысли автора.

2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведение?

3. Прочитайте текст «Слова о полку Игореве» в переводе

Н. Заболоцкого (о творчестве Н. А. Заболоцкого Вы можете прочитать на с. 134-152 второй части учебника), познакомьтесь с историей рукописи по рассказу литературоведа

Н. Гудзия. Расскажите о своих впечатлениях.

Из истории рукописи

Драгоценнейший памятник старинной русской литературы - «Слово о полку Игореве» написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником

о полку Игореве», о нем рассказывается в Лаврентьевской, Ипатьевской, а также в позднейших летописях.

...«Слово...» написано вскоре после похода. Открыто оно в конце X V I I I в. собирателем и любителем древностей гр. А. И. Мусиным-Пушкиным, впервые опубликовано им в 1800 г. в Москве. Вскоре была снята копия для Екатерины II. В 1812 г. во время нашествия Наполеона среди других рукописей Мусина-Пушкина, хранившихся в его московской библиотеке, погибла рукопись, содержащая в себе текст памятника. Таким образом погиб единственный старый список «Слова...», и мы обладаем теперь лишь поздней екатерининской копией с него конца X V I I I в. и первопечатным текстом памятника.

На первых порах, еще до гибели рукописи, сделано было несколько переводов его, в том числе стихотворных, на современный русский язык. Немногочисленные попытки изучения памятника сводились преимущественно к комментированию его темных мест. Были и споры

В далёкие времена Русь не знала литературы. Художественное слово бытовало только в устной форме: рассказывали предания о мудрых князьях и храбрых воинах, легенды о богах, бытовые и волшебные сказки. На праздниках, свадьбах и похоронах пели обрядовые песни. Записывать фольклорные произведения никто не собирался: их знали наизусть, слушали многократно в течение всей жизни, сами рассказывали и пели.

Письменность с X века использовалась исключительно в деловых целях.

С 988 года, когда великий князь киевский Владимир Святославич провозгласил христианство государственной религией на Руси, возникла необходимость в распространении книг. Древнейшие книги писались на пергаменте, одевались в деревянные переплёты, обтянутые кожей, с обязательными застёжками: без них книга с толстыми кожаными страницами беспрестанно открывалась бы.

Итак, после принятия христианства на Руси появились книги. В середине XI века на Руси рождается совершенно особый жанр исторического повествования - летопись. В древнерусском языке слово «лето» обозначало не только сезон года, но и сам год. Каждая новая запись в летописи начиналась словами «в лето...» - отсюда и название жанра.

В начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор создаёт новую редакцию летописи, которую мы по первым её словам называем «Повесть временных лет». Свой рассказ он начинает со сведений о происхождении славян, затем повествует о территории Русской земли, о населявших её в древности племенах и их обычаях, рассказывает об основании Киева и первых русских князьях из династии Рюриковичей: о храбром воителе Олеге Вещем, князе Игоре, убитом древлянами за непомерную жадность, его мудрой и жестокой жене Ольге, о славном Святославе Игоревиче. Далее в «Повести временных лет» повествуется о Владимире Святославиче и принятии Русью христианства, о коварстве приёмного сына Владимира - Святополка, начавшего истреблять своих сводных братьев, о победе над ним и славном княжении Ярослава Мудрого.



У Нестора есть темы особенно важные. Он настойчиво проводит мысль о необходимости мира между князьями: ведь все они родственники по крови, все происходят от киевского князя Игоря.

По О. Творогову

ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля.

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

Так начнём повесть сию.

Славяне осели по Дунаю, где ныне земля Угорская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по тем местам, где селились. Так, одни пришли и осели на реке по имени Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А вот ещё те же славяне: белые хорваты и сербы. Когда волохи напали на дунайских славян и поселились среди них и стали притеснять их, то славяне те ушли на север и поселились на Висле. Они прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки.

Иные славяне пришли и осели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что осели в лесах, а ещё другие осели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные осели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые осели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие осели по Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами. И так разошёлся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская».

КИЙ, ЩЕК и ХОРИВ

Поляне жили отдельно и управлялись своими родами. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне взвоз Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя старшего своего брата и назвали его Киевом. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. И были те мужи мудры и смышлены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Некоторые же, несведущие, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз, на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А Кий этот княжил в роде своём, и ходил он к царю, - не знаем только, к какому царю, но, говорят, великие почести воздал ему этот царь. Кий, вернувшись в свой город Киев, тут и кончил жизнь свою, и братья его, Щек и Хорив, и сестра их Лыбедь тут же скончались.

ДАНЬ ХАЗАРАМ

После смерти трёх братьев стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары на горах этих в лесах и сказали:

Платите нам дань.

Посовещались поляне и дали от дыма по мечу. И отнесли хазары мечи к князю своему и к старейшинам своим и сказали им:

Вот, нашли мы новую дань.

Те же спросили:

Они же ответили:

В лесу на горах, над рекою Днепром.

Опять спросили старцы хазарские:

А что дали?

Они же показали мечи.

И сказали старцы:

Не добрая дань эта, княже. Мы доискались её оружием, острым только с одной стороны,- саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Придёт день, когда они будут собирать дань и с нас, и с иных земель.

И сбылось всё: владеют русские князья хазарами и по нынешний день.

Пересказ Т. Михельсон

Нестор-летописец. Скульптор М. М. Антокольский. 1890 г.

Вопросы и задания

1. Какие события отражались в летописях?

2. Перескажите статью о древнерусской литературе.

3. О каких исторических событиях рассказали отрывки из «Повести временных лет»?

4. Как объяснить названия входящих в неё текстов?

5. Прочитайте ещё один отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»:

«Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И списали они книг множество, ими же поучаются верные люди и наслаждаются учением божественным. Будто кто-то землю вспахал, а другой засеял, иные же теперь и едят пищу неоскудевающую: отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, Ярослав же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное».

Как вы понимаете этот текст? Объясните слова «наслаждаются», «неоскудевающую», «засеял книжными словами», «пожинаем ученье книжное».

6. Перескажите один из отрывков «Повести временных лет», используя старинные слова и выражения, например:

Так начнём повесть сию;

Дали от дыма по мечу;

Владеют русские князья.

В Древней Руси повестью называли летописные своды, а иногда жития - письменные рассказы о жизни святых.

Летописи - памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам в хронологической последовательности. Рассказ о событиях каждого года начинался словами «в лето...» - отсюда и название «летопись».

Для вас, любознательные

Книга рукописная - это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и переплетённых. Тетрадь пришивалась к ремням, которые, в свою очередь, прикреплялись к деревянным доскам-переплётам (отсюда оборот: «прочитать книгу от доски до доски»). Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью либо облекались в оклады. Корешок переплёта в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплётам прикреплялись кожаные завязки или застёжки.

Книга печатная впервые была издана в Китае в первой половине XI века. В Европе книгопечатание относят к 40-м годам XV века, когда Иоганн Гутенберг издал «Библию», а первые славянские печатные книги вышли в 1491 году. Первая точно датированная книга в Москве - «Апостол» - напечатана в 1564 году Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

«Апостол». 1564 г. Фронтиспис

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Скульптор В. М. Клыков. 1992 г.

Создатели славянской азбуки братья Кирилл (ок. 827- 869) и Мефодий (ок. 815-885) - просветители, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на церковнославянский язык.

В честь святых Кирилла и Мефодия 24 мая в славянских странах проводятся Дни славянской письменности и культуры.

Познакомьтесь с некоторыми специальными терминами, имеющими отношение к книгоизданию. Теперь вы сможете рассказать о книге и её особенностях.

Обложка - крышка брошюры, журнала или книги.

Переплёт - твёрдая обложка книги.

Форзац - двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой.

Фронтиспис - страница с изображением, помещённая на левой половине первого разворота книги, правую сторону которого занимает титульный лист. Фронтиспис является иллюстрацией ко всему произведению.

Титульный лист - заглавный лист издания, содержащий сведения о книге.

Оборот титула - оборотная сторона титульного листа, на котором расположены сведения о книге и аннотация.

Аннотация - краткие сведения о содержании издания (книги, брошюры, статьи).

Выходные данные - сведения о книге (обычно на последней странице), в которых указывается год издания, тираж, адрес издательства и типографии.

Тираж - количество экземпляров издания.

Из басен народов мира.

ЭЗОП

Имя Эзопа упоминается в древнегреческой литературе в 440-430 годах до нашей эры. Оно, как и сам образ Эзопа, обросло легендами. Об Эзопе достоверно ничего не известно. Мы даже не знаем, был ли он историческим лицом. Согласно легендам, это был старец, участник пиров, мудрый собеседник. Он раб, но умнее свободных граждан, безобразен («брюхо вспученное, голова - что котёл, курносый, с тёмной кожей, увечный, гугнивый...»), но выше красавцев. Его внешний облик совсем не соответствовал представлениям аристократов об идеале человека.

Басня в его устах - орудие защиты угнетённого народа от знати. Но так как прямые выпады против властителей были опасны, то Эзоп избирает иносказательный жанр, форму басни. Он как бы развлекает слушателей устным рассказом, но цель его - передать правила, которым следуют в обществе и дома, поучать жизненными правдивыми историями и случаями.

Отсюда название - эзопов язык - язык иносказательный, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения. Басни Эзопа - устные шутки - поучения. Эзоп считался и считается зачинателем басенного жанра, первооткрывателем, изобретателем басенных сюжетов.

Все последующие баснописцы (Федр, Лафонтен, Крылов и др.) использовали сюжеты, впервые введённые в литературу Эзопом. Так как он стремился и развлекать, и поучать, то басню можно назвать вымышленным, развлекательным и поучительным рассказом.

По М.Л. Гаспарову

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А Лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, Ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Басня уместна против человека неразумного.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Перевод М.Л. Гаспарова

Вопросы и задания

1. Составьте план статьи об Эзопе и подготовьте по нему развёрнутый ответ.

2. Как вы поняли высказывание М.Л. Гаспарова о том, что басня в руках Эзопа - «орудие защиты угнетённого народа от знати»?

3. Что значит выражение «эзопов язык»? Дайте определение понятию «иносказание».

4. Какова мораль прочитанных вами басен Эзопа?

Жан де Лафонтен (1621-1695)

Жан де Лафонтен - французский баснописец, жил во времена правления Людовика XIV. Он - автор нескольких сборников сказок, которыми восхищался философ и писатель Вольтер. Но самое значительное и замечательное из всего, что им создано, - это его басни.

Лафонтен пересказывал уже знакомые сюжеты на новый лад, но тем не менее оказался создателем оригинальных, своеобразных басен. Главное для него - повествование, полное жизни, движения, действий, чувств, речей. Мораль вытекает из его рассказа.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зелёный,

В румяной кожице!

Наш любезник был рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен -

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Перевод М.Л. Гаспарова

Вопросы и задания

2. Басни Эзопа и Жана де Лафонтена в учебнике даны в переводе М.Л. Гаспарова. Чем отличается перевод последней басни от двух предыдущих?

3. Какое слово в басне Лафонтена «Лисица и виноград» показалось вам неожиданным? Подберите к нему синонимы.

4. Сопоставьте басни баснописцев на тему «Лисица и виноград». В чём сходство? В чём различие? Приведём в качестве примера рассуждение литературоведа В.И. Коровина.

  1. Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.
  2. Главная тема древнерусской литературы — мировая история и смысл человеческой жизни.
  3. Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.
  4. Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту.
  5. Особенностью художественного творчества древнерусского писателя является и так называемый «литературный этикет». Это особая литературно-эстетическая регламентация, стремление подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда установить, что и как следует изображать.
  6. Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. В это время литература и фольклор были тесно связаны. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества.
  7. Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя зависит от стиля и жанра произведения. В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы.
  8. В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.
  9. Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII-XX веков.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Как характеризует академик Д.С. Лихачев древнерусскую литературу? Почему он называет ее «единым грандиозным целым, одним колоссальным произведением»?
  2. С чем сравнивает Лихачев древнюю литературу и почему?
  3. Каковы главные достоинства древней литературы?
  4. Почему без произведений древней литературы были бы невозможны художественные открытия литературы последующих веков? (Подумайте, какие качества древней литературы были усвоены русской литературой нового времени. Приведите примеры из известных вам произведений русской классики.)
  5. Что ценили и что восприняли из древней литературы русские поэты и прозаики? Что писали о ней А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк?
  6. Что пишет древняя литература о пользе книг? Приведите примеры «похвалы книгам», известные в древнерусской литературе.
  7. Почему в древней литературе были высоки представления о силе слова? С чем они были связаны, на что опирались?
  8. Что сказано о слове в Евангелии?
  9. С чем писатели сравнивают книги и почему; почему книги — это реки, источники мудрости, и что значат слова: «если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей»?
  10. Назовите известные вам памятники древнерусской литературы и имена их авторов-книжников.
  11. Расскажите о способе написания и характере древних рукописей.
  12. Назовите исторические предпосылки возникновения древнерусской литературы и ее специфические черты в отличие от литературы нового времени.
  13. Какова роль фольклора в формировании древней литературы?
  14. Используя словарно-справочный материал, кратко перескажите историю изучения древних памятников, запишите имена ученых, занимающихся их исследованием, и этапы изучения.
  15. Каково изображение мира и человека в представлении русских книжников?
  16. Расскажите об изображении человека в древнерусской литературе.
  17. Назовите темы древней литературы, используя словарно-справочный материал, охарактеризуйте ее жанры.
  18. Перечислите основные этапы развития древней литературы.

Читайте также статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие».