Портреты знаменитых людей разных эпох. Цветные портреты исторических личностей - история в фотографиях

Николай II Александрович Романов
(6 мая 1868, Царское Село — 17 июля 1918, Екатеринбург)
Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский,
последний Император Российской Империи (20 октября 1894 — 2 марта 1917).
Из императорского дома Романовых.
Полковник (1892); кроме того, от британских монархов имел чины:
- адмирала флота (28 мая 1908)
- фельдмаршала британской армии (18 декабря 1915).

Георг, герцог Йоркский , будущий король Георг Пятый, 1893 год

Георг V (англ. George V; 3 июня 1865 — 20 января 1936) —
король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии
и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии
с 6 мая 1910 года до своей смерти;
второй сын принца и принцессы Уэльских (позднее Эдуарда VII и королевы Александры)

Его мать — Александра Датская , приходится родной сестрой Марии Фёдоровне
супруге российского императора Александра III
и матери последнего российского императора Николая II.

Георг V внешне был очень схож с Николаем II, своим двоюродным братом по материнской линии:
мать Георга Александра и мать Николая Дагмар были дочерьми короля Дании Кристиана IX
и королевы Луизы, урождённой принцессы Гессен-Кассельской..

Германский император Вильгельм II тоже доводился ему двоюродным братом.

Будучи вторым сыном, Георг получил военно-морское образование.
В течение трёх лет с 1879 года служил мичманом на корвете HMS Bacchante .

Последние годы жизни Георг V хронически болел лёгочными заболеваниями,
и несколько раз его состояние становилось крайне тяжёлым.
Умер Георг V в Сандринхеме 20 января 1936 года.
Лишь 50 лет спустя стало известно, что его лейб-медик барон Бертран Доусон
по собственной инициативе совершил эвтаназию впавшего в кому после тяжёлого бронхита короля,
собственноручно введя ему морфин и кокаин.

Королева Елизавета,Королева-мать

Леди Елизавета Боуз-Лайон (4 августа 1900,Лондон — 30 марта 2002, Виндзор) —
супруга короля Георга VI (второго сына короля Георга V и его супруги, королевы Марии.
/ см. х/ф «Король говорит» (The King’s Speech) режиссера Тома Хупера/)
и королева-консорт Соединённого Королевства в 1936—1952,
как Королева Елизавета (Queen Elizabeth),
последняя императрица Индии (1936—1950),
Лорд-Хранитель Пяти Гаваней (1978—2002).

Мать ныне царствующей королевы Елизаветы II , после смерти мужа носила,
для отличия от тёзки-дочери, титул Королева-мать (Queen Mother).

Королева-мать — один из двух членов британского королевского дома,
проживший более 100 лет (другой была герцогиня Глостерская Алиса ,
урождённая Монтегю, 1901—2004).


Уинстон Черчилль С. 1943 год


Авраам Линкольн (Abraham Lincoln) (12 февраля 1809 года, Ходженвилл,
штат Кентукки, — 15 апреля 1865 года, Вашингтон) — американский государственный деятель,
16-й президент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии,
освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.

14 апреля 1865 года, в день Страстной пятницы на спектакле «Мой американский кузен»
(в театре Форда) сторонник южан актёр Джон Уилкс Бут проник в президентскую ложу
и выстрелил Линкольну в голову. Утром следующего дня, не приходя в сознание,
Авраам Линкольн скончался, став первым убитым президентом США.

Входит в список 100 самых изученных личностей в истории .

Уильям Генри Гаррисон (William Henry Harrison),
(9 февраля 1773 года, округ Чарльз Сити, штат Виргиния — 4 апреля 1841 года, Вашингтон) —
американский военачальник, политик и 9-й президент Соединённых Штатов Америки
(4.03 - 4.04. 1841 года).

Гаррисон находился в должности самое непродолжительное время
из всех президентов США: простудившись во время инаугурационной речи,
он умер через месяц после принятия присяги.


Теодор «Тедди» Рузвельт (Theodore Roosevelt)
(27 октября 1858 года, Нью-Йорк, — 6 января 1919 года, Сагамор-Хилл, Ойстер Бей, штат Нью-Йорк)
— американский политик, 25-й вице-президент США, 26-й президент США в 1901—1909,
представитель Республиканской партии, лауреат Нобелевской премии мира за 1906 г.

Теодор Рузвельт — шестиюродный брат своего коллеги, Франклина Делано Рузвельта,
а жена Франклина — Элеонора Рузвельт — приходилась Теодору племянницей.

В 1895 г. был назначен шефом полиции города Нью-Йорк.
С 1897 г. заместитель военно-морского министра в администрации президента У. Мак-Кинли.

Теодор «Тедди» Рузвельт, 1898 год

В 1898 г. во время испано-американской войны принимал участие в военных действиях на Кубе,
командуя 1-м добровольческим кавалерийским полком США «Мужественные всадники».
За проявленную храбрость был представлен к награждению Медалью Почёта,
но награждение было утверждено только в 2001 году
и Рузвельт, посмертно, стал первым и единственным президентом,
удостоенным высшей военной награды своей страны

14 октября 1912 года , когда Рузвельт во время предвыборной кампании
собирался выступить с речью перед собравшейся толпой в Милуоки,
в него выстрелил некто Джон Шрэнк .
Пуля попала в грудь, пробив сначала футляр от очков и лежавшую во внутреннем кармане
толстую 50-страничную рукопись с речью, которую Рузвельт намеревался произнести.

Как опытный охотник, разбирающийся в анатомии, Теодор заключил,
что раз он не кашляет кровью, пуля не пробила лёгкое;
отказавшись от помощи, он произнёс намеченную речь,
пока кровь расплывалась по рубашке, и говорил 90 минут.

Рузвельт начал словами:
«Дамы и господа, не знаю, понимаете ли вы, что в меня только что стреляли;
но Лося так просто не убьешь»
(лось — символ Прогрессивной партии Рузвельта).

Как выяснили позднее, пуля вошла в грудь, но не пробила плевру,
и было бы опаснее извлекать её, чем оставить как есть.

Рузвельт носил эту пулю в груди до конца жизни.

Франклин Делано Рузвельт, младший,
(17 августа 1914, Остров Campobello, Нью-Брансуик, Канада - 17 августа 1988, Паукипси, Нью-Йорк).
Причина смерти - рак легких.

Сын знаменитого американского президента Франклина Делано Рузвельта
и Элиноры Рузвельт (которые были также родителями одной дочери и еще четверых сыновей)

Политический деятель США.
Избранный членом Либеральной партии, стал демократом 3 января 1951 года.
Равный Председатель комиссии Возможности трудоустройства (1965-66)
Американский Заместитель министра Отдела Торговли Торговли (1963-65)
Американский конгрессмен, награжденный "Фиолетовым Сердцем" и " Серебряной Звездой"

Гарри Эс Трумэн (Harry S. Truman), его второе имя было просто инициалом С «S»,
данным в честь имен дедов — по отцу Андерсона Шиппа (Shipp) Трумэна
и по матери Соломона Янга;
(8 мая 1884, Ламар, штат Миссури — 26 декабря 1972, Канзас-Сити, шт. Миссури) —
государственный деятель США.

33-й президент США в 1945—1953 годах, от Демократической партии.

Масон. 9 февраля 1909 года, был посвящён в масонской ложе «Белтон», штат Миссури.
В 1911 году он принял участие в учреждении ложи «Грендвью»,
где он стал её первым «досточтимым мастером».
В 1959 году он был удостоен почётной награды в честь 50-летнего служения масонскому ордену

Трумэн сделал антисоветизм официальным курсом США
во взаимоотношениях с соцлагерем. Автор концепции сдерживания коммунизма
посредством холодной войны.

Трумэн считал, что Рузвельт на конференции в Ялте пошёл на слишком большие уступки Сталину
в вопросах послевоенного раздела Европы.

24 июля 1945 года Трумэн уведомил Сталина, что США создали атомную бомбу,
не говоря об этом прямо. Он надеялся, что война с Японией будет окончена до того,
как СССР объявит ей войну.
В своём потсдамском дневнике Трумен писал:
«Мы разработали самое ужасное оружие в истории человечества…
Это оружие будет применено против Японии…
так, чтобы военные объекты, солдаты и моряки были целями, а не женщины и дети.
Даже если японцы дикие — беспощадны, жестоки и фанатичны,
то мы, как руководители мира, для общего блага не можем
сбросить эту ужасную бомбу ни на старую, ни на новую столицу
».

В августе 1945 года Трумэн был инициатором атомной атаки Хиросимы и Нагасаки.
После этого войска США оккупировали Японию.

Был сторонником создания военного блока НАТО ,
чтобы остановить экспансию Советского Союза в Европе.

1 ноября 1950 года двое пуэрториканцев, Гриселио Торресола и Оскар Колаццо
пытались убить Трумэна в его собственном доме.
Однако они не смогли проникнуть в его дом — Торресола был убит, а Колаццо ранен и арестован.
Последний был приговорён к смертной казни на электрическом стуле,
однако в последний момент Трумэн заменил ему казнь пожизненным заключением.


Гитлер шлифует свои ораторские навыки (конец 20-ых или начало 30-х)

Адольф Гитлер и граф Чиано , на балконе канцелярии в Берлине.
Джан Галеаццо Чиано (Gian Galeazzo Ciano), граф Кортелаццо и Буккари;
итальянский политик и дипломат периода фашизма.
Зять Муссолини.

Эрвин Ойген Йоханнес Роммель (Erwin Eugen Johannes Rommel),
15 ноября 1891 — 14 октября 1944) — немецкий генерал-фельдмаршал (1942)
и командующий войсками Оси в Северной Африке.

В июле 1910 года начал службу фанен-юнкером (кандидат в офицеры) в пехотном полку.

В 1911 году закончил Данцигскую военную школу.

В январе 1912 года получил звание лейтенанта.

Во время Первой мировой войны служил в Альпийском батальоне на горной границе с Италией
и Румынией. В ходе боев у горы Капоретто Роммель захватил важные стратегические позиции,
вынудив при этом сдаться превосходящие силы итальянцев и захватив
большое количество трофейного оружия.
За этот смелый манёвр молодой офицер получил высшую военную награду Германии —
орден Pour le Mérite.

Был ранен, получил Железные кресты второго (сентябрь 1914) и первого (март 1915) классов и 7 других орденов. В октябре 1917 произведен в капитаны.

С 1938 года — начальник Терезианской военной академии.

C 14 февраля 1941 года генерал-лейтенант Роммель командовал Африканским корпусом
с задачей: отбросить британские войска в Египет, и тем самым улучшить положение
итальянских войск в Северной Африке, фактически разгромленных британскими силами.

Первое что сделал Роммель — это приказал построить макеты танков,
устанавливая фальшивые орудия на Volkswagen для того, чтобы обмануть англичан,
заставив их думать что у него есть танковая армия, которой у него не было.

Самый яркий момент военной карьеры пришёлся на 20 июня 1942 года,
когда Роммель командовал битвой за Тобрук , самую укреплённую крепость Африки.
Считалось, что взять его невозможно. Это был главный плацдарм союзников и,
хотя его и раньше блокировали, штурмовали множество раз, выбить защитников
из крепости не удавалось.
Утром 20 июня пикирующие бомбардировщики Ju-87 «Штука» сбросили бомбы на минное поле,
саперы расчистили проход и сотни танков устремились в пробоину прямо на защитные линии.
Ночью и утром 21 июня последние очаги сопротивления в отдаленных районах города потухли.
После того, как Тобрук был взят, ситуация изменилась в пользу Германии,
а Эрвин Роммель попал на страницы британских газет.

Джон Фицджеральд «Джек» Кеннеди с супругой Жаклин.

Кеннеди — единственный президент США - католик,
первый президент, родившийся в XX веке.

Почти трёхлетнее президентство Кеннеди, прерванное его загадочным убийством,
ознаменовано Карибским кризисом ; серьёзными шагами по уравнению чернокожих в правах ;
началом космической программы США «Аполлон» .

При Кеннеди произошло усиление вмешательства США в гражданскую войну в Южном Вьетнаме ;
в 1961 году он отправил в Южный Вьетнам первые регулярные подразделения вооружённых сил США
(до этого там несли службу только военные советники).

Убит 22 ноября 1963 года в городе Даллас (штат Техас).
Во время следования президентского кортежа по улицам города послышались выстрелы.
Первая пуля попала президенту в шею сзади и вышла спереди из горла,
вторая попала в голову и вызвала разрушение костей черепа в затылочной части,
а также повреждение мозгового вещества.
Президент Кеннеди был доставлен в операционную, где, спустя полчаса после покушения,
была констатирована его смерть.
Кроме того, был серьёзно ранен ехавший в той же машине губернатор штата Техас Конноли,
лёгкое ранение получил также один из прохожих.

После гибели Джона Кеннеди Жаклин вышла замуж за Аристотеля Онассиса,
греческого судовладельца и миллиардера.


Джон Ф. Кеннеди наблюдает за пуском баллистической ракеты Polaris,
произведенным с АПЛ из подводного положения в районе мыса Канаверал,
штат Флорида,16 ноября 1963 года.

Любой современный учебник истории - это прежде всего набор сухой информации, дат, цифр, описаний, фамилий, имен и так далее. И для молодого поколения, которое по ним обучается (ведь кроме историков знать свое прошлое взрослым совсем необязательно - они и так уже отучились в свое время), нужно хоть как-то подавать эту сухость в доступной юношескому воображению форме. Для этого в учебниках существует любимый предмет изучения всех "альтернативщиков" - это картинки. Обычно это живописные картины маслом, иллюстрирующие какое-либо событие, как правило написанные через век, а то и больше от самого события, а так же живописные портреты тех буковок и циферок, что именуются людьми, причем не обычными, а выдающимися, которые навсегда увековечены на страницах мировой истории. В каком-то роде учебник по истории очень напоминает огромную эпитафию, что-то вроде "родился - сделал что-то выдающееся - умер". С одной стороны очень мало информации про те времена, скудные отрывки хроник и описаний современников не дают в полной мере описать характер человека, был ли он добряком или часто нервничал по пустякам, как он духовно развивался и каков был уровень его духовного развития, какое было его мировоззрение и так далее. Но с другой стороны есть период античности, который отстоит от нас по временной шкале на тысячи лет дальше, чем тот же период средневековья, но про который, как это ни парадоксально, известно в разы больше информации, чем о периоде средневековья. Возникает закономерный вопрос - почему так? Разве в античность более тщательно записывали информацию? А в средние века вдруг перестали - мол не до этого было, темные века, дизентерия, чума и так далее?

Но одно дело описание жизни человека, другое дело - его портрет, который иногда может разсказать куда больше любых свидетельств. Ведь любая картинка - это образ, который прочно может засесть в голове, и его трудно уже будет оттуда достать. Сегодня мы поговорим о достоверности портретов выдающихся людей 16-17-18 веков, то есть периода, который отстоит от нас по меркам времени Земли на ничтожно малый промежуток времени, и о котором, кажется, историки должны знать практически все. Итак, поехали.

1. Адиль-Герай (Гирей), крымский хан.

Хан Крыма в 1666-1671 годах. Согласно официальным родословным, Гиреи - чингизиды, и происходят из Тугатимуридов от Джанак-оглана, младшего брата Туй Ходжи оглана, отца Тохтамыша. Старший сын Джанак оглана, Ичкиле Хасан оглан, отец Улу Мухаммеда, родоначальника династии Казанских ханов. Но, данная версия происхождения Хаджи Гирея, наталкивается на многочисленные несообразности. Более вероятно, что Хаджи Гирей не был чингизидом, а принадлежал к известному монгольско-тюркскому роду Керей (Кирей, Гирей), и лишь впоследствии успешный узурпатор был приписан к Золотому роду.

Такие известные портреты как «Портрет дамы в голубом» Т. Гейнсборо, «Юноша с корзиной фруктов» Микеланджело Меризи де Караваджо, «Автопортрет» К. П. Брюллова, и т. д. сегодня стали эталоном мастерства в изобразительном искусстве.

Для ценителя прекрасного известные портреты сегодня не просто полотна, о которых пишут искусствоведы, и которые стоят баснословных денег.

Для ценителя каждая картина является как бы «душой» художника – выражение мировоззрения, эстетического кредо, манеры исполнения живописца. Известные портреты («Портрет Е. Н. Арсеньевой» В. Л. Боровиковского, «Джоконда» Леонардо да Винчи и т. д.) стоят так дорого потому, что вызывают в душе у зрителей что-то особенное. Это то неповторимое чувство, которое называется чувством прекрасного.

Джоконда прекрасна своим взглядом, - в нем словно соединилась мягкая женственность, и усмешка, чем-то похожая на мужскую. Недаром многие, кто видел реальное полотно да Винчи, утверждают, что если смотреть на «Джоконду» издалека, то кажется, будто перед тобой кроткая нежная женщина. Но, если приблизиться к картине, убеждаешься, что на полотне изображен мужчина с почти дьявольской, чуть ли не жестокой ухмылкой. Известные портреты так известны потому, что в них есть своя неповторимость, «изюминка».

Портреты известных художников

Портреты известных художников тоже примечательны. Так как их собственные картины есть отражение их мировоззрения, то даже во взгляде живописцев можно прочесть что-то особенное, свойственное им и их картинам. Особое дело, когда портреты известных художников созданы ими самими.

Известные портреты иногда предстают изображениями внешности их автора. В автопортрете художник может выразить собственные видение своей внешности. К примеру «Автопортрет» И. И. Левитана , созданный в 1890-е годы. На картине изображен Исаак Левитан в парадном костюме. Сам художник изображен в полнее непринужденной позе, но его фигуру окружает серо-коричневая дымка, словно предвещающая нечто плохое, фатальное. И совершенно другим предстает другой его автопортрет, датируемый 1880 годом. Здесь показано молодое и красивое лицо живописца, лукаво улыбающееся. Здесь фигура Левитана находится на голубом фоне, жизнерадостном и позитивном. От оценки живописца собственной внешности зачастую зависит влияние картины на зрителя. Портреты известных художников дают возможность человеку посмотреть на гения, создавшего ту или иную картину. Кому не хотелось взглянуть на лицо того, кто изобразил Демона из произведения М. Ю. Лермонтова? Или посмотреть на человека, создавшего образ несчастной Аленушки, потерявшей брата?

Портреты известных женщин

Особое место в плеяде великих картин занимают портреты известных женщин. Женские известные портреты чаще всего повествуют о красоте изображенных. Но бывало и так, что женщина была сама живописцем, и могла сама дать интерпретацию своей собственной внешности (автопортрет) и внешности окружающих.

Известное полотно Луизы Виже-Лебрен «Автопортрет с дочерью» показывает не только прелесть своей создательницы, но и привязанность Луизы к дочери: так нежно они обнимают друг друга. Кисти Луизы принадлежит серия портретов, изображающих Марию Антуанетту. Великий художник-портретист А. Г. Варнек (1782–1843) создавал великолепные портреты известных женщин. Это были такие известные портреты, как Портрет Е. М. Олениной в «Приютино», хозяйки литературного солона. Также кисти мастера принадлежат такие полотна, как «портрет Колосовой Евгении Ивановны» - известной балерины, входящей в число ста великих мастеров балета. На картине изображена молодая красивая девушка, с убранными волосами, и с колчаном стрел в руках. Женщина на таких портретах становилась равной мужчине.

Портреты известных людей

Портреты известных людей позволяют увидеть потомкам реальный облик писателей, музыкантов, политиков, и т. д. К примеру, портрет знаменитого советского писателя А. Н. Толстого, выполненный П. Д. Кокориным дает нам не только изображение лица писателя. Картина передает задумчиво-мрачный взгляд Толстого, обращенный в сторону. В правой руке изображенный держит курительную трубку, но пальцы крепко сжимают деревянную поверхность, что говорит о сосредоточенности Алексея Толстого. Портреты известных людей могут передавать главную суть занятий изображенных.

Так выполнен другой портрет – портрет Ф. И. Шаляпина (1905 год. Холст, уголь, мел) выполненный В. А. Серовым. Здесь в полной мере выражается печальный взгляд Федора Шаляпина. На Шаляпине фрак, но крылья носа возбужденно вздымаются, словно знаменитый певец только закончил очередную арию.
Пожалуй, только сильная женщина сможет быть супругой художника: терпеть его взлеты и падения, переживать его неудачи как свои. Портреты женщин известных художников, написанные самими живописцами, служат доказательством любви и благодарности. Одной из таких сильных, но одновременно мягких женщин была Надежда Ивановна Забала-Врубель. Это была знаменитая оперная певица, которую с первого взгляда полюбил Михаил Врубель, создатель знаменитого «Демона». Именно Надежда Забела послужила прототипом известного персонажа картины Врубеля «Царевна Лебедь» .

Это была красивая женщина, любившая мужа, даже, несмотря на то, что Михаил Александрович отличался весьма дурным характером. К великим портретам женщин известных художников можно отнести серию картин Галы, написанную Сальвадором Дали. В 1929 году Гала (Елена Дьяконова) вместе с первым мужем Полем Элюаром посетили молодого каталонского живописца Сальвадора Дали. Сальвадор и Елена полюбили друг друга сразу, даже не смотря на то, что Дьяконова была на десять лет старше художника и имела дочь от первого брака Сесиль. Гала (так называл ее Дали) стала для гения живописи первой и единственной любовью, музой и супругой. Она выстроила график работы художника, и стала его «продюсером».

С Елены Дьяконовой написаны такие известные портреты, как: «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка», «Гала в образе Леды» и т. д. Сальвадор Дали так писал о своей возлюбленной в посвящении в своей биографии «Дневник одного гения»: «Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей Святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее Безмятежной».

Известные женские портреты

Даже самые известные женские портреты не сравнятся по значимости и известности с картиной Леонардо да Винчи «Джокондой». Эта картина поразила многих своей непохожестью на другие известные портреты. Она стала такой знаменитой еще и потому, что существовало мнение, будто в ней себя изобразил сам Леонардо. И действительно, как указывалось выше, некоторым искусствоведам кажется, что улыбка Джоконды является истинно мужской. Известные женские портреты иногда являются символами женственности и красоты.

Это такие известные женские портреты, как «Портрет Н. Н. Пушкиной» А. П. Брюллов (Акварель, 1831 г.), и портрет «Нины Чавчавадзе» Н. Ианкошвили. Обе молодые девушки показаны в расцвете своей юности и красоты. Обе они супруги великих русских писателей. В обеих этих девушках есть что-то светлое, чистое, возвышенное, они изображены как музы А. С. Грибоедова и А. С Пушкина. Девушки одеты в светлые газовые платья, словно искрящиеся в лучах невинной красоты их обладательниц. Это известные портреты не просто женщин, но вдохновительниц писателей.

Самые известные портреты

К самым известным портретам относятся, пожалуй, те, которые произвели на зрителей наибольшее впечатление. Такие известные портреты привлекают к себе либо необычностью красок, оригинальностью сюжета, и т. д. Таковым воспринимается портрет А. С. Пушкина, выполненный Орестом Кипренским.

Стиль художника, отличавшийся пластической выразительностью формы и правдивость, сумел в той или иной мере передать неповторимый облик поэта. «Портрет А. С. Пушкина» в свое время вызвал немало споров. Одни зрители (современники Пушкина) говорили об удивительном сходстве, другие заявляли, что такого сходства нет. Тут скорее все зависело от того, каким современники знали Пушкина. Самые известные портреты так велики еще и потому, что заставляют зрителя чувствовать отражение души изображенного. Мы можем почувствовать ауру человека, умершего много лет назад, почувствовать на себе его взгляд. Быть может даже самые великолепно сделанные фотографии не смогут никогда передать ту очаровывающую магию известных портретов. В самых известных портретах всегда есть что-то от их автора – художника. В создании портрета участвуют два человека – художник и персонаж картины, один дарит полотну свою внешность, а живописец же, как ни была бы картина реалистична, всегда привносит в нее отзвук своей души.

Из всех самым популярным считается портрет, позволяющий запечатлеть на холсте человека или группу людей. Согласно давнему преданию, этот зародился во времена Древней Греции, когда девушка прощалась с уходящим на войну возлюбленным и, дабы навсегда увековечить его образ в своей памяти, обвела падающую от него на стене тень. С течением веков искусство живописи совершенствовалось и вершины своего мастерства оно достигло к 18 столетию. Именно в это время стали появляться портреты известных художников, на которых изображалась не только внешность героя, но и передавались его чувства, переживания, темперамент.

Особенности картин петровской эпохи

В европейском изобразительном искусстве 18 век по праву называется временем господства портретного жанра. Именно этот вид живописи становится преобладающим, ведь получить картины со своим изображением хотели все В России популярность портрету принёс Пётр I. Прогрессивные реформы императора способствовали началу тесного сотрудничества государства с европейскими странами, и русская живопись стала постепенно обогащаться элементами западного светского искусства. Однако, несмотря на влияние чужой культуры, портреты известных художников 18 века, живущих в России, не потеряли своей самобытности и выразительности.

Виды картин

Изначально портреты разделялись на парадные и камерные. К первому виду относились картины, на которых человек изображался в полный рост во время торжества (если герой был нарисован по пояс, тогда картина считалась полупарадной). Он был наряжен в пышные одежды и стоял в гордой позе в окружении роскошного фона. Такие полотна выставлялись в приёмном зале на всеобщее обозрение.

Камерные портреты были противоположностью парадных: здесь натурщик изображался в непринуждённой позе, погружённый в свои мысли и занятия. Такого вида произведения искусства предназначались для украшения стен небольших комнат, подальше от чужих глаз.

В 18 веке парадные и камерные картины всё ещё не утратили своей популярности, однако к ним добавился ещё один вид живописи - интимная. Здесь художник старался не просто изобразить человека, но и передать с помощью кисти его внутренний мир. Роскошный фон при этом игнорировался. Многие известные портреты русских художников нередко были написаны именно в интимном стиле.

Трансформация картин в 18 веке

Заметными фигурами в искусстве того времени стали такие живописцы, как И. Никитин, Ф. Рокотов, И. Аргунов, А. Антропов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, А. Матвеев и другие. Портреты известных художников пропитаны высоким уважением к личности человека. Если ещё в первой половине 18 века картины этого жанра представляли собой парсуны (плоские, застывшие изображения знатных людей, выполненные иконописными приёмами), то постепенно мастера начинают отходить от этого, внося в свои произведения дыхание жизни, свет и эмоции. Творческое наследие живописцев 18 столетия во многом определило дальнейшую судьбу русского портрета.

Творчество И. Никитина

Художник Иван Никитин (родился в середине 1680 годов - умер около 1742 г.) был гордостью Петра Великого. Император высоко оценивал творческие умения живописца, считая его портретистом европейского уровня. Ранние работы художника выполнены в парсунной манере с присущей ей мрачностью, плоскостностью изображения, нечёткой игрой света и тени. Но, несмотря на это, портреты Никитина, написанные на начальном этапе его творчества, отличаются особой реалистичностью и психологичностью, в них совершенно отсутствует лесть к герою картины, которой злоупотребляли многие парадные живописцы того времени. Постепенно Никитин отошел от парсун и усовершенствовал своё мастерство, сохранив в нём реалистичность изображения и тонкое понимание внутреннего мира человека.

Кисти живописца принадлежит несколько полотен с изображением Петра I, а также многих других знатных персон (супруги императора, его дочерей Елизаветы, Анны и других). Самой удачной работой художника считается "Портрет напольного гетмана" (около 1725 года). Картина впечатляет трагичностью образа героя - старика, на чьём лице присутствует сила, власть, переживание и скорбь. До сегодняшнего дня точно неизвестно, кого именно написал на своём полотне Иван Никитин. Драматический эффект от картины живописец усилил умелым подбором оттенков красок. Это полотно, как и другие портреты известных художников, отображает не просто человека, а целую эпоху.

Рокотов - творец полупарадного стиля

Если Иван Никитин был особо ярким живописцем начала 18 века, тогда вторая половина столетия прославилась (1735 - 1808). Особенно хорошо у него получались портреты женщин. Известных художников, которые могли бы передать на холсте дамскую нежность и изящество, было не так много, и Рокотов оказался нарасхват. Многие свои работы он написал в полупарадном стиле.

Талант мастера покорил Екатерину II, и она в 1763 г. специально пригласила его для создания своего коронационного портрета. Живописец изобразил императрицу в профиль, удачно подчеркнув её статную фигуру и породистое лицо. Картина настолько понравилась Екатерине, что она и впредь заказывала у художников рисовать её портреты, копируя стиль Рокотова. Кисти живописца принадлежат Струйской, княжны Юсуповой, Петра III и прочих знатных особ того времени. Основное внимание он уделял лицам заказчиков, делая их мягкими, нежными, словно светящимися изнутри. Благодаря такому подходу портреты у него получались реалистичными, они передавали чувства людей, с которых писались.

В. Боровиковский - воспеватель женского образа

Рассматривая портреты девушек известных художников России, нельзя не упомянуть о Владимире Боровиковском (1757-1825). Известность к нему пришла в последнем десятилетии 18 века. Боровиковский создавал камерные портреты, подчёркивая сентиментальность и нежность своих натурщиц. Он рисовал не только богатых женщин, но и простых крестьянок, передавая на холсте всю женскую красоту той эпохи. Изображения Лопухиной, Нарышкиной, Арсеньевой, крестьянки Христиньи, двойной портрет горничных семьи Львовых Лизоньки и Дашеньки - самые мастера. С полотен трогательно смотрят женщины с мягкими волосами, нежным румянцем и светящимся взглядом. Несмотря на то, что все картины автора написаны в одном стиле, они являются настоящим произведением искусства того времени.

Д. Левицкий и его картины

Дмитрий Левицкий (1735-1822) - ещё один знаменитый портретист 18 столетия. Как и другие художники, он мастерски изображал в своих работах красоту внутреннего мира человека. Левицкий прославился как мастер парадного стиля. Он писал героев очень реалистично, без лести и приукрашивания внешности заказчика. Левицкий оставил после себя целую галерею портретов, запечатлев на них Екатерину II, Е. Воронцову, А. Кокоринова, П. Демидова, Урсулу Мнишек и многих других своих знаменитых современников.

Особенности сохранившейся живописи

18 столетие оставило на память о себе картины-портреты известных художников, которые сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском и Пушкинском музеях, частных коллекциях. Написанные полотна настолько реалистичны, что поражают поклонников искусства уровнем мастерства живописцев прошлых лет. Особенно красочно выглядят портреты женщин известных художников, от которых веет жизнью, молодостью и необычайной правдоподобностью образа.