Сочинение "размышление о чести и совести". Почему Татьяна Ларина предпочла жизнь с нелюбимым мужем, а не с Евгением? (Школьные сочинения)

Это бриллиант на руке добродетели. Франсуа Вольтер

Настоящая честь - это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей. Бенджамин Франклин

Честь девушки - все ее богатство, оно дороже всякого наследства. Уильям Шекспир

Публий Сир

Где найдешь того, кто честь друга ставил бы выше своей? Марк Туллий Цицерон

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Виссарион Белинский

Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства. Федор Достоевский

Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. Франсуа Вольтер

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Артур Шопенгауэр

Какая это слава, если она заставляет искать чести от низших? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славою от высших. Иоанн Златоуст

Тот, кто требует платы за свою , чаще всего продает свою честь. Люк Вовенарг

Сознание своего достоинства делает умного человека более скромным, но вместе с тем и более стойким. Филип Честерфилд

Чем больше мы говорим о своих достоинствах, тем меньше в них верят. Эдмон Бошен

Честный и бесчестный познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают. Демокрит

Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства. Федор Достоевский

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое . Николай Чернышевский

Честь редко бывает там, где слава, и еще реже слава бывает там, где честь. Иоганн Зейме

Честь - одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: “не обманывай”, “не воруй”, “не пьянствуй”; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс “чести” в правдивом смысле слова. Николай Чернышевский

Лишать чести другого - значит лишаться своей. Публилий Сир

Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. Конфуций

Поистине необычайными достоинствами обладает тот, кто сумел заслужить похвалу своих завистников. Франсуа Ларошфуко

Каждому свою честь воздаст потомство. Тацит

Без добродетели нет ни славы, ни чести. Александр Суворов

Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец. Уильям Шекспир

Истинная честь не может терпеть неправду. Генри Филдинг

Ошибочно думать, что много знание есть достоинство. Важно не количество, а качество . Лев Толстой

Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство. Люк Вовенарг

Достоинство каждого человека зависит только от того, как он показывает себя в своих поступках. Адольф Книгге


Честь… Совесть… Благородство…

(Подготовка к сочинению части С по тексту Д. Гранина)

Трофимова Н. И.

Учитель высшей квалификационной категории

Цели:

1. Обучение написанию сочинения-рассуждения на основе текста Д. Гранина.

2. Формирование навыков аргументации по поставленным проблемам.

3. Воспитание чувства долга, чести, собственного достоинства, благородства.

Ход урока.

На столах тексты, критерии.

На доске высказывания:

«Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.» (В. Белинский)

«Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.» (Б. Франклин)

Учитель:

Честь. Долг. Совесть. Благородство. Верность данному слову.

Что вы почувствовали, когда я произнесла эти слова?

(Порядочность, честность, принципиальность…)

Да, все это правильно.

А как вы понимаете слово «честь»?

А как в словарях:

ЧЕСТЬ – достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-н. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский). (Ожегов)

ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверение, утверждение. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы. (Даль)

Честь – моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). И первый клад мой честь была, клад Этот пытка отняла. Пушкин. Иди в огонь за честь отчизны. Некрасов. Самое замечательное в соревновании состоит в том, что оно производит коренной переворот, во взглядах людей на труд, ибо оно превращает труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Сталин. Долг чести. Личная честь. Чувство чести. Клянусь своей честью. Задеть кому-чему-н. ценность, достоинство, то, сем гордятся. Поредели, побелели кудри, честь моей главы. Пушкин. Этот студент – честь нашего института.

А как трактует наша литература слово «честь»? Приведите примеры.

Я знаю в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь. (Лермонтов)

Погиб поэт, невольник чести. (Лермонтов)

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы. (Пушкин)

Береги честь смолоду. (Пушкин)

О, где ты, честь,

Отдай ты это слово

Отдай ты мне его – и я у ваших ног! (Лермонтов «Маскарад». Настаивая на дуэли взывает к порядочности Арбенина оскорбленный князь Звездич.)

Мы не случайно говорим о чести. Сегодня мы будем учиться писать сочинение, где упоминается это понятие.

Учитель читает текст.

Перед вами критерии.

Итак,

К1 – формулировка проблемы. Помните, от того, насколько вы верно поймете проблему и сформулируете ее, будет зависеть все ваше сочинение.

Назовите проблемы (проблема сохранения в современном мире понятия чести, устарело ли оно; проблема верности слову)

К2 – комментарии к проблеме: то есть пояснение, толкование, но не пересказ.

В первую очередь актуальны ли проблемы? (учащиеся высказываются)

Ваша задача – адекватно воспринять позицию автора.

Прежде чем говорить, слово об авторе. (учащийся говорит)

Сформулирована ли позиция в тексте? (зачитать)

(Да, чувство долга не может устареть, это нравственный стержень для человека, для современного человека быть честным с самими собой.)

Спор о том, что честь устарела.

Устарело ли понятие чести (кто-то говорит да… Доказывает)

К4 – аргументация собственного мнения (доказательство, подтверждение. Вы должны помнить, что аргумент должен доказывать тезис, быть связан с проблемой, должен подтвердить важность жизненных постулатов.)

Это было вашим домашним заданием, кроме того, должны выразить согласие или несогласие, на чем основывается ваша аргументация. (На литературном материале или жизненном опыте).

Учащиеся приводят аргументы (Пушкин «Капитанская дочка», Толстой «Война и мир», Онегин и Ленский).

Мой аргумент.

В письмах к жене 18 мая 1836 Пушкин удивлялся: откуда взялись эти «благоразумные молодые люди, которым плюют в глаза, а они утираются, вместо того, чтобы защитить свою честь? «Честь моя требует крови.» Дуэль! Неужели такой дорогой ценой можно заплатить за понятие «честь»!»

Какая непоправимая и бессмысленная гибель!

Ребята, как вы считаете, гибель поэта в самом деле бессмысленна? (Варианты ответов).

Вывод. Да, непоправимая гибель, но не бессмысленная. Да, невольник чести, как назвал его Лермонтов, но ведь чести!

За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям.

Вот и все, что остается детям: честь и имя.

Все остальное им не нужно, все остальное неважно».

А в наши дни?

Вывод. Очевидно, нам еще многое предстоит пережить и передумать. Чтобы вернуться к пониманию этой истины.

Жизненный опыт.

Хорошо. Молодцы. У каждого своя точка зрения и мы не вправе критиковать ее. У Э. Асадова есть стихотворение «Любовь, Измена и Колдун». (Отрывок).

Любовь говорила: «На свете нужны верность, порядочность и чистота, люди честными, добрыми должны быть.

В том и красота.

Измена кричала:

Пустые мечты! Да кто тебе скажет за это спасибо?

Тут, право, от смеха порвут животы

Даже безмозглые рыбы:

Жить надо умело и с умом:

Где быть беззащитной,

Где лезть напролом.

Соотносится ли отрывок с тем, о чем мы говорим? Может быть, оно действительно устарело.

Как вы думаете, много ли сегодня в нашем обществе людей, которые дорожат честью, всегда стремятся к справедливости и правде?

Не потому ли сегодня так много несправедливости, что мало людей, живущих по понятиям чести, верности своему слову (должны быть разные высказывания).

Да, я уважаю мнение каждого из вас, пусть оно и не совпадает с мнением большинства, но каждый вправе выражать свое мнение. И все-таки большинство склонно к тому, что понятие чести и верности слову не устареют никогда.

Слово Резиде. Провела исследовательскую работу в разных группах людей, что получилось.

О ней сказать: у всех разное мнение по этому поводу.

В заключение я просила написать сочинение, учитывая все критерии. После прочтения дайте рецензию, что удалось, что нет. Удачны ли аргументы.

Домашнее задание.

Написать всем.

Я буду не учителем, а экспертом, буду проверять согласно критериям.

Обратимся к высказываниям, как поняли.

Мерилом моей жизни навсегда

Останется все то, что во мне есть.

Я с этим не расстанусь никогда –

Любовь к России и, конечно, честь.

И это не красивые слова!

Врать не приучен с детства своего.

Пусть сединой сверкает голова

Для Родины не жаль мне ничего.

Коль совесть добрую имеешь,

Покой и мир в душе хранишь,

Знай, зерна доброты ты сеешь,

И честь свою не осквернишь. (Генрих Акулов).

Честь есть краеугольный камень
человеческой мудрости.
В.Г. Белинский

В жизни бывают события, похожие на встречу со старыми друзьями. А такая встреча - всегда проверка. Непреднамеренная, невольная и, тем не менее, самая нелицеприятная. Оглядываешь беспристрастным взором свое собственное житье-бытье, и лукавить с самим собою не приходится. Такой встречей оказалось для меня знакомство с Андреем Болконским - героем романа Л. Толстого «Война и мир».

Князь Андрей, прежде всего, человек действия. Он объясняет Пьеру, зачем идет на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» Он говорит о надеждах и силах, пропадающих в светском существовании. Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизненного потока распоряжались его судьбой, не он будет соответствовать окружающей жизни, а жизнь должна быть по нем. Он верит в свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о смысле человеческой жизни, о чести человека.

Князь Андрей верит в свою звезду. Он не случайно, без цели заброшен в мир, он верит в то, что рожден для подвига и величия. Эта вера связана у него с фамильной «болконской» гордостью.

Мечтая о своем Тулоне, Болконский отправляется на войну. Итак, князь Андрей на войне... Перед нами аккуратный, исполнительный штабной офицер. Читая об этом, испытываешь разочарование: неужели князь Андрей шел на войну, чтобы составлять меморандумы? Мы хотели бы видеть его в битве, в пороховом дыму, впереди войск, а тут кабинет, шорох бумаг, тихие шаги по ковру...

Ho вот что удивительно: князь Андрей «много изменился за это время... он имел вид человека... занятого делом приятным и интересным».

Дело в том, что война состоит не только из грохота орудий, сражений и подвигов. Здесь, как и в мирной жизни, бывают свои будни - и, может быть, труднее вести себя достойно в будничной жизни войны, чем в сражениях.

Ho вот о чем хочется задуматься: кажется, он легче справляется с собой в бою, чем в буднях. В сражении все ясно: позади - свои, впереди - чужие, а в буднях все переплетается, и трудно бывает понять, кто свой, кто чужой и где главные враги.

Вот он скачет в Брюнн к австрийскому двору с известиями об одержанной русскими победе. Он радостно возбужден, взволнован, многое перенес за сутки, настроен торжественно. Ho австрийский двор вовсе не так обрадован победой русских, как представлялось князю Андрею.

Дипломат Билибин объясняет князю то, что ему непонятно.

Какая радость австрийскому двору от победы русских войск, когда австрийские генералы один за другим подвергаются полному поражению? Оказывается, и здесь живут и диктуют свою волю те законы, от которых князь Андрей бежал из петербургского света.

Вернувшись к Билибину, князь Андрей узнает, что французы приближаются к Брюнну. Значит, и армия погибла? Она будет отрезана.

Известие о безнадежном положении русской армии «было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею... ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».

Билибин уговаривает его - очень разумно, с точки зрения здравого смысла, - не возвращаться в армию Кутузова, где его ждут «или поражение и срам», или мир, если он будет заключен.

«Этого я не могу рассудить, - холодно сказал князь Андрей, а подумал: «Еду для того, чтобы спасти армию».

Кто из них прав? Да, рассуждения Билибина совершенно справедливы, и положение русской армии безнадежно, и незачем князю Андрею ехать, но сам же Билибин, вопреки всякому здравому смыслу, признает: «Мой милый, вы герой». Потому это умение поступать вопреки здравому смыслу, повинуясь только голосу своей совести, только чувству долга, своей ответственности перед людьми, страной, армией - это умение и называется героизмом.

«А ежели ничего не остается, кроме как умереть? - думал князь Андрей уже в дороге, направляясь навстречу русской армии. Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».

Вот что имел в виду старик Болконский, когда взвизгнул: «... коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!». Эти трудные, эти гордые люди превыше всего ставят честь, свое мужское и человеческое достоинство. Отказавшись ехать с Билибиным и направляясь к армии Кутузова, князь Андрей ведет себя как сын Николая Болконского. Впереди его ждет небо Аустерлица.

Что же понял князь Андрей на поле Аустерлица? Нет, он не пришел к Богу, как мечтала сестра, княжна Марья, надевая на него образок. Вера княжны Марьи кажется князю Андрею слитком ясной и простой, все на самом деле сложнее. Ho одно он понял под высоким и добрым небом: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен человек искать в жизни, но что?

После безвыездного житья в деревне Болконский уехал в Петербург, чтобы быть полезным людям.

С первых же строк, рисующих появление князя Андрея и Петербурге, Толстой подготавливает нас к его будущему разочарованию. Князь Андрей еще полон надежд. Ho мы, благодаря Толстому, уже видим, как холоден с ним царь, недовольный тем, «что Болконский не служил с 1805 года», как тупы глаза Аракчеева и почти невежлив его тон; как неестественен Сперанский, в котором князь Андрей ждет найти «полное совершенство человеческих достоинств».

Душевная драма, которую переживает Болконский после разрыва с Наташей, обостряет его нравственные, философские искания.

Однако то стремление рассматривать свою жизнь в широких связях с жизнью других людей, которое родилось у князя Андрея в результате преодоления индивидуалистических предубеждений, ясно и сильно проявляется в дни народных испытаний, в дни Бородинского сражения. Болконский ощущает подлинную близость своих мыслей и желаний мыслям и желаниям широких слоев народа. В патриотических чувствах, стремлениях Болконского отражаются и непосредственность, сила его глубокой любви к родной земле, острота его раздумий, жизненных исканий на пути чести.

Мне этот герой очень дорог, так как помог понять одну важную мысль.

В жизни, в любом самом обыденном деле понятие чести и большая цель - даже не осознанная, не обдуманная до конца, а лишь ощущаемая постоянно, томящая душу, - заставляет нас совершенствоваться. Одухотворяет. Возвышает. И профессионально, и нравственно.

Честь и бесчестие

Цитаты и эпиграфы

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.

В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.

Ф. Вольтер

Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.

Б. Паскаль

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

А. П. Чехов

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.

А. Шопенгауэр

Понятие чести в наше время

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

Честь и бесчестие

Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь, что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

В наше время кажется уже, что понятия "честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя поводов было предостаточно.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Честь женщины

Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:

Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:

Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!

Уже то, что Гавриловна, а не мать стоит здесь на первом месте, свидетельствует о многом. А самое страшное, что никому дела нет до этой несчастной души. В целом мире – никому…

В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.

Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.

Всего: 463 слова

Что такое честь

(нет литературного примера)

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты, о ней размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченной. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Тема чести в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что, несмотря на молодость, он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановиться, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду».

О чести

(нет литературного примера)

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

До итогового сочинения осталось совсем немного. Продолжаем с ребятами готовиться.

Сегодня я представляю вашему вниманию материалы для направления «Честь и бесчестие», подобранные мною и моими учениками.

Чтобы не повторяться, не предлагаю ни словарные выкладки, определяющие сами понятия, ни множество формулировок тем, которые есть на многих сайтах, созданных в помощь одиннадцатиклассникам, - просто публикую высказывания (пословицы, афоризмы) по теме. Каждый может использовать их по своему усмотрению: в качестве эпиграфа, для вступления или заключения, мостика-связки между частями сочинения.

Возможно, кому-то пригодится и наша подборка стихов о чести и бесчестии.



Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

Честь идет по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица


Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Пословица



Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти.Жан Жак Руссо


Честь дороже жизни.Иоганн Фридрих Шиллер



Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
Ф. М. Достоевский



Честь нельзя отнять, ее можно потерять.Антон Павлович Чехов



Честь — вот истинная красота!Ромен Роллан


Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.Цицерон



Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие.Публий Сир



Без добродетели нет ни славы, ни чести.А. Суворов



Для честных людей обещание — это обязательство. Турнье



Хочешь быть счастливым всю жизнь — будь честным человеком. Томас Фуллер



Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. Пьер Бошен



Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер



Честь — это награда, присуждаемая за добродетель. Аристотель



Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Виссарион Белинский



Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль



Торгуя честью, не разбогатеешь. Л. Вовенарг



Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг



Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк де Бюффон



Почет и честь — не в знатности и званье,
А в скромности и честном воспитанье. Алишер Навои



Честь отчизны… блюдет не тот, кто покрывает ее преступления, а тот, кто не боится ее от них очистить. - Борис Акунин. Алмазная колесница



Досадно мне, что слово «честь » забыто
И что в чести наветы за глаза .
Владимир Высоцкий



Не платье украшает человека.
Как из-за чёрных туч сверкает солнце ,
Так честь блистает под одеждой бедной. Уильям Шекспир. Укрощение строптивой


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

Роберт Бернс


Притча

Вода, Ветер, Огонь и Честь

Встретились Вода , Ветер , Огонь и Честь , подружились, и пришло им на ум прогуляться по миру. Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.


– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь. – Ищите меня там.


– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.


– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала Вода. – Ищите меня там.


Честь устремила глаза в небо и промолчала.


– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.


– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий, кто отойдет от меня, никогда не найдет обратной дороги.



Д.С. Лихачев
Письма о добром и прекрасном
Письмо десятое
ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Стихи о чести и бесчестии

***
Самуил Маршак

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный...
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

Честь имею

Отар Чиладзе

«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век...
Пистолет заряжен. Все готово.
И шагнул к барьеру человек...

А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка...
Что нам до мальчишеских чудачеств
Дуэлянтов энского полка.

Пересохло русло Черной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,
Но труднее будет умирать.

Что же делать? Время продиктует
Новые удобные слова.
С Черной речки черный ветер дует,
Как Машук, седеет голова.

Недруга приближу, брошу друга,
Нелюбимой в чувствах объяснюсь.
Не боюсь замкнувшегося круга,
Лексикона нового боюсь.

Как поручик юный, холодея
От насмешки тайного врага,
Закричу однажды: «Честь имею», -
Перепутав годы и века.

Честь

Николай Глазков

Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И ее - об этом речь -
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!