Формирование фантастического реализма в творчестве Ф.М. Достоевского

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович – русский писатель, публицист, мыслитель. По окончании Петербургского Главного инженерного училища в 1844 вышел в отставку, целиком посвятив себя литературе. Первый роман «Бедные люди», изданный Н.А.Некрасовым (1846), принес Достоевскому известность. Благодаря В.Г.Белинскому и под его влиянием примкнул к просветительски-критическому направлению русской мысли. Став сторонником идей, которые впоследствии называл «теоретическим социализмом» в духе системы Фурье, вступил в 1847 в кружок М.В.Буташевича-Петрашевского. В 1849 был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Смертный приговор был заменен на эшафоте 4-летней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости, затем служил рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 получил разрешение поселиться в Твери, затем в Петербурге. Возвращением Достоевского в большую литературу стал роман «Записки из мертвого дома» (1860–61). Объясняя перемены в своем сознании, он указывал на отказ от просветительской «философии среды», обрекающей человека на пассивность, снимающей с него ответственность за собственные поступки и в конце концов лишающей его свободы. Достоевский становится противником распространения в России универсального, общеевропейского прогрессизма и обращается к идее «почвенничества» совместно со старшим братом Михаилом (ж. «Время», 1861–63; затем «Эпоха», 1864–65). Главное содержание этой идеи выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 134). Одновременно Достоевский подверг критике Запад, представляющий, по его мнению, безнравственное общество, подменившее свободу «миллионом» («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863). В Лондоне в 1862 состоялась его встреча с А.И.Герценом. Используя тот же термин, что и Герцен – «русский социализм», Достоевский наполняет его другим, христианским содержанием. Атеистический же социализм, по Достоевскому, принципиально не отличается от буржуазности и потому не может ее заменить. В 1864–72 создает ряд насыщенных философскими идеями произведений – «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Подросток» (1871), «Бесы» (1871–72), в которых изложены его религиозная философия, христианская антропология, этика.

Мировоззрение Достоевского – это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования. Достоевский, по оценке Л.Шестова, «двойник Киркегора», но его философия – «выжитая философия» (К.В.Мочульский), т.е. пережитая самим автором, сотканная из жизненных переживаний. Вершина философского творчества Достоевского – роман «Братья Карамазовы» (1879–80), последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В.В.Розанов) о Великом инквизиторе. Она посвящена личности Богочеловека-Христа и теме духовной свободы, противопоставленной материальному благополучию и «порабощению хлебом». Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в человека, его духовной природы, однако он перерастает в свою противоположность и становится «величайшей в мировой литературе теодицеей» (Мочульский). Философским завещанием Достоевского стала речь о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880. Достоевский, веривший во «всемирную отзывчивость» русского человека и считавший ее символом гений Пушкина, настаивал именно на «всечеловечности» русского национального идеала и пояснял, что в нем не заключено никакой враждебности Западу. Речь оказала прямое влияние на формулировку Вл.С.Соловьевым русской идеи . Вопреки распространенному мнению, которое разделял З.Фрейд, Достоевский не был философом пессимизма и отчаяния. Пером Достоевского водила любовь к человеку, любовь более сострадательная, кенотическая, чем эстетическая. В последнем романе Достоевского идея человеколюбия достигает глубины, не виданной ранее в философской мысли: никакая гармония в мире не оправдана, если на ее последний счет будет отнесена хоть одна слезинка невинного ребенка. Каждая человеческая личность уникальна и невосполнима, но реальный человек редко приближается к идеалу Богочеловека-Христа. В человеческой натуре сложным образом переплетены добро и зло, в его действиях много непознаваемого – капризы, своеволие, свободное хотение и т.п. Сложность, двойственность, антиномизм человека сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Нравственные искания Достоевского были неотделимы от его религиозных переживаний, от вопроса о существовании Бога, которым он, по его собственному признанию, «мучился всю жизнь». У Достоевского можно встретить как положительные богословские, так и богоборческие суждения, что заставляет очень взвешенно подходить к оценке «символа веры» писателя. Теодицея Достоевского есть вера в абсолютное добро, недостижимое в этом мире, но достижимое в Царстве Божием. У Достоевского она сопрягается с верой в другие абсолютные идеалы – красоту и любовь. В словах князя Мышкина «красота спасет мир» речь идет именно об абсолютно-положительном, идеальном значении красоты. В жизни же красота выступает, по определению Дмитрия Карамазова, как «страшная и ужасная вещь», когда, стремясь к красоте, человек «начинает с идеала Мадонны и кончает идеалом содомским». По мнению В.В.Зеньковского, Достоевский в конечном счете склонялся к мысли о том, что «не красота спасет мир», но «красоту в мире надо спасать» («Проблема красоты в миросозерцании Достоевского». – В кн.: Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997, с. 278).

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), передав ей не какую-то систему идей, а, по словам Г.В.Флоровского, «раздвинув и углубив сам метафизический опыт». Творчество Достоевского относится к высшим достижениям русской национальной культуры. Его хронологические рамки (1840–70-е гг.) – время интенсивного развития русской философской мысли, складывания основных идейно-философских течений. Достоевский принял участие в осмыслении главных философских и социальных устремлений своего времени – от социализма до философии всеединства Соловьева и религиозно-философского проекта Η.Φ.Федорова. В советское время философия Достоевского была в течение длительного времени гл. о. объектом критики. Ее изучение возобновилось в 1960-е гг., причем вначале со ссылкой на авторитет западных мыслителей, высоко ценивших Достоевского (Т.Манн, А.Жид, А.Эйнштейн, Ж.-П. Сартр и др.). Литература о Достоевском существует на всех европейских и многих восточных языках.

Сочинения:

1. Полн. собр. соч., т. 1–30. Л., 1972–90.

Литература:

1. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество, т. 1–2. СПб., 1901–1902;

2. Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб., 1903;

3. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. СПб., 1906;

4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923;

5. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947;

6. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953;

7. Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963;

9. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1971;

10. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 в. М, 1989;

11. Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990;

12. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1991;

13. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991;

14. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994;

15. Gide A. Dostoïevski. P., 1923;

16. Camus A. Le mythe de Sisyphe. P., 1942;

17. Simmons E.J. Dostoevski. L.–N. Y.–Toronto, 1940;

18. Poggioli R. The Phoenix and the Spider. Cambr., 1957;

19. Hingley R. Dostoevsky. His Life and Work. L., 1978;

20. Zweig S. Drei Meister: Balzac, Dickens, Dostojewski. Lpz., 1921;

21. Lauth R. Philosophie Dostojewskis in systematischer Darstellung. Münch., 1950;

22. Cantoni R. Crisi dell"uomo. Il pensiero di Dostoevskij. Mil., 1948;

23. Masaryk T.G. Studie о F.M.Dostojevském. Praha, 1932.

Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 212;

2. ИРЛИ, ф. 100, 56;

3. РГБ, ф. 93;

4. ГЛМ, ф. 81.

Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости писателя. С одной стороны - протест против социальной несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой - проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии.

Эту двойственность можно обнаружить во всех произведениях Федора Михайловича, но особенно ярко она проявилась в романе «Униженные и оскорбленные», написанном в 1861 году. К этому времени Достоевский глубоко познал социальную несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса - мелкого чиновничества и мещанства, особенно же представлял себе жизнь социальных низов - городской бедноты. Это отразилось в мировоззрении и творчестве писателя.

А. В. Луначарский отмечал, что социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ему отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о «радикальной реформе всего общественного уклада». Роман «Униженные и оскорбленные», отнесенный критиками к «натуральной школе», отражает боль писателя о человеке, который признает себя не в силах или даже не вправе быть человеком, настоящим, самостоятельным, уверенным в себе.

Именно униженные обществом, оскорбленные самыми близкими и, казалось, родными, герои Достоевского страдают и мучаются, плачут и переживают, пытаются найти выход из заколдованного круга, а его и нет. Действие романа происходит в величественном и прекрасном городе - Санкт-Петербурге. Но мы видим лишь грязные подворотни, квартиры, подобные «сундукам», крутые темные лестницы. Невежество и страх царят в этих темных углах. Невозможно себе представить, что здесь может родиться творчество.

Начинающий литератор Иван Петрович ради денег наскоро «портит» свои повети, отказываясь от неторопливого писания, он сломлен физически и морально. Вообще на страницах произведений Достоевского нет здоровых людей. Все страдают какими-то недугами, постоянно больны. И это вполне закономерно, если учесть условия их жизни. Подавленные морально, они и физически не выдерживают условий жизни. Гибнут в нищете и горе старик Смит, Нелли, ее мать, Иван Петрович. Достоевский полностью на стороне этих несчастных, уставших от жизни, ждущих смерти как избавления. Писатель-гуманист уверен, что земные страдания вознаградятся им в будущем, в ином мире. Но он не может смотреть равнодушно на муки людей. И помимо воли писателя выступает его протест на несовершенство общества, живущего не по Божеским законам.



Продолжая традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Достоевский своим творчеством боролся против зла, нищеты, духовного и физического вырождения человека. В романе «Униженные и оскорбленные» писатель дал точнейшие психологические характеристики русских типажей несчастных и обездоленных людей. Это и разоренный собственной дочерью старик Смит, умерший одиноким, под забором, гордо отвергнув раскаявшуюся дочь. И Наташа Ихменева, доходящая в самоотверженной любви до исступления; и Иван Петрович, все понимающий и всех прощающий ради любимой. Достоевский здесь страстно проповедует покорность, доводя ее до абсурда.

Писателю не хочется отказываться от своей любимой идеи, но временами он увлекается реалиями жизни и изображает страстных «борцов», бунтующих против несправедливости, царящей в мире. И это страшный бунт, так как исходит от самых слабых, обездоленных. Они гибнут в своем неприятии несправедливости общественного уклада, но их вызов, брошенный в толпу, зовет за собой остальных. Так, помимо своей воли писатель-гуманист Ф. М. Достоевский зовет к протесту, неприятию тех законов, по которым живет буржуазное общество.

Особенности реализма Достоевского:

· Диалогизм повествования. Всегда присутствует спор и защита своей позиции (Иван и Алеша Карамазовы в «Братьях Карамазовых», Шатов и Верховенский в «Бесах», Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании», князь Лев Николаевич Мышкин и остальное общество в «Идиоте»)

· Соединение философской основы с детективом. Везде есть убийство (старухи-процентщицы в «Преступлении и наказании», Настасьи Филипповны в «Идиоте», Шатова в «Бесах», Федора Павловича Карамазова в «Братьях Карамазовых»). За это критики все время упрекали писателя.



· По поводу реализма Достоевского говорили, что у него «фантастический реализм». Д. считает, что в исключительных, необычных ситуациях проявляется самое типическое. Писатель замечал, что все его истории не выдуманы, а откуда-нибудь взяты. Все эти невероятные факты – это факты из действительности, из газетных хроник, с каторги, где Достоевский провел в общей сложности 9 лет (1850-1859, с 1854-59 служил рядовым в Семипалатинске) и куда его сослали за участие в кружке Петрашевского. (Сюжет «Братьев Карамазовых» построен на реальных событиях, связанных с судебным разбирательством над мнимым «отцеубийцей» омского острога поручика Ильинского)

· В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени». Д. изображает все глубины души человека. Самое интересное – это найти человека в человеке при полном реализме. Чтобы показать истинную природу человека надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны. Перед нами предстает пошатнувшееся сознание, заблудшие души (Шатов в «Бесах», Раскольников в «Преступлении и наказании»). В пограничных ситуациях раскрываются все глубины человеческого «я». Человек находится во враждебном ему мире, но без него он не может жить.

· Энгельгардт предложил назвать роман Достоевского идеологическим романом, т.к. в его романах присутствует конфликт идей. Сам Д. называл этот конфликт «pro et contra», имеется в виду «за» или «против» веры. В художественном пространстве романов Д. обычно присутствует конфликт 2-х идей: Раскольников – Соня Мармеладова; старец Зосима – Иван Карамазов.

· Вячеслав Иванов, определяя новую жанровое своеобразие романа Достоевского, назвал его произведения романом – трагедией, т.к. в его романах показана трагедия личности, одиночество, отчуждение. Перед героем всегда стоит проблема выбора, и ему самому надо решать, по какому пути он пойдет.

· Михаил Михайлович Бахтин, определяя структурную особенность романов Достоевского, говорит о полифонии (многоголосье). Полифонический роман Д. теперь противостоит ранее господствовавшему в русской литературе монологическому роману, где преобладал голос автора. А у Достоевского голоса автора не слышно, он находится наравне со своими персонажами. Звучат лишь голоса персонажей, им автор дает высказаться до конца. Позиция самого автора просматривается через высказывания его любимых героев (Алёша Карамазов, князь Мышкин). Никаких авторских отступлений, как у Льва Николаевича Толстого мы здесь не встретим.

· Д. изображает не просто человека, а его самосознание, герой его интересует как одна из точек зрения на мир и на самого себя. У Д. герой сам все говорит о себе.

· По словам Бахтина, герои Достоевского внутренне не завершены. В человеке есть что-то такое, что только сам он может открыть в свободном акте самопознания. Заметим, что излюбленной формой Достоевского была форма исповеди.

· Оскар Уайльд говорил, что «главная заслуга Достоевского в том, что он никогда не объясняет своих персонажей полностью, и герои Достоевского всегда поражают тем, что они творят или делают, и таят в себе до конца вечную тайну бытия». Это как раз соотносится с тем, что Д. называл «реализмом в высшей степени».

Касаясь философских взглядов писателя, следует отметить, что Достоевский видел два пути совершенствования человека:

1.кровавый революционный (Раскольников, Иван Карамазов, Пётр Верховенский). Это путь бездны, атеизма, Достоевский его отвергает. Каждый из этих героев – человекобог, он присваивает себе функцию Бога, они возомнили себя Наполеонами (как Великий инквизитор в «Братьях Карамазовых»). Это разрушительный путь.

2.путь любви. Для изменения мира нужно отказаться изменить мир. Нужно изменять не общество, а человека. Люди должны стать братьями. В мир нельзя вторгаться мечом и кровью, человек должен сам прийти к необходимости любви, но это непростой путь. Люди должны преклониться перед Богом, стать Богочеловеком (а не человекобогом) через смирение и терпение.

Реализм — исторический тип мимесиса, предполагающий «верное воспроизведение действительности» (см. концепцию «реальной поэзии» у Белинского). В современном литературоведении под реализмом понимают прежде всего творческий метод (вариант: художественный метод или «художественный реализм»). Реализм вводит принцип адекватности искусства действительности, который обусловлен социально-психологическим и историческим детерминизмом в авторском понимании человека и жизни. В тезаурусе Достоевского реализм — многозначное слово, которое означает и новый метод в искусстве, и принцип поэтики, и здравый смысл, и, наконец, саму действительность, жизнь без прикрас. Оно имеет положительный и отрицательный смысл. Достоевский был против ограничения концепций реализма в искусстве (настолько категорично против, что «ихнему реализму» противопоставлял свой «идеализм» — 28 2 ; 329); был против копирования действительности, ругал «здравый смысл», который не видит дальше собственного носа, но вместе с тем любил и ценил реализм в искусстве, отстаивал свое понимание реализма в полемике с критиками.

У термина «реализм» была своя красноречивая история в русской критике. Пушкин, Гоголь и обошлись без этого термина. Впервые его попытался ввести в 1847 г. Тургенев, писавший Белинскому, что собирается написать статью «Славянофильство и реализм» (Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1982. Т. 2. С. 231). Впрочем, Тургенев не написал такой статьи, а Белинский не воспользовался терминологической подсказкой Тургенева. Это слово ввел в 1849 г. друг Тургенева и преемник Белинского по отделу критики в журнале «Современник» П.В. Анненков: «Появление реализма в нашей литературе произвело сильное недоразумение, которое уже пора объяснить. Некоторая часть наших писателей поняла реализм в таком ограниченном смысле, какой не заключала ни одна статья, писанная по этому предмету в петербургских журналах» (Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. СПб., 1879. Т. 2. С. 31). С тех пор слово вошло в критический обиход «Современника» (А. Дружинин, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов) и стало общеупотребительным термином. Несмотря на то, что ограниченное понимание реализма, против которого протестовал в свое время П. Анненков, не удовлетворяло ни первых русских реалистов, ни первых теоретиков нового литературного направления, именно узкое понимание реализма было воспринято и стало причиной ряда уже современных «недоразумений» в теории и типологии русского реализма. В этом смысле теория русского реализма и реализма Достоевского — история недоразумений.

Существует немало концепций реализма. Считают реализм мимесисом, а поскольку воспроизведение действительности — универсальная категория, то значит всё — реализм, хотя очевидно, что это не так. Для многих реализм — правда. А поскольку искусство без правды не существует и является универсальной категорией искусства, то все произведения оказываются реалистическими. Реализм часто отождествляют с действительностью: реалисты изображают ее такой, какая она есть. Это иллюзия, фикция: на самом деле в искусстве такой действительности нет, есть наши представления о ней. Советское литературоведение придало исключительное значение определению реализма Ф. Энгельсом («типические характеры в типических обстоятельствах»). И хотя Энгельс определил существенный, но не единственный признак реализма, проблема типизации оказалась ключевой в советских работах о русском реализме.

Между тем, русский реализм давал разные модели воспроизведения действительности, в т.ч. и такие, как исключительный или фантастический герой в исключительных или фантастических обстоятельствах. Распространенным «заблуждением» стало ограничение реализма принципом правдоподобия, «формами самой реальной жизни», которые исключают или делают нежелательной фантастику, вредной — идеализацию. Немало недоразумений вызвала ставшая хрестоматийной горьковская концепция русского реализма как критического. Вопреки распространенному мнению, Достоевский никогда и нигде не называл свой реализм «фантастическим» (см. ). Вместе с тем социально-психологический и исторический детерминизм в изображении человека и общества не исчерпывают значение реализма писателя.

Многообразие и противоречие существующих концепций реализма Достоевского характеризуются различными определяющими его эпитетами: мистический, социально-психологический, социально-философский, психологический, романтический, фантастический, парадоксальный, христианский и т.д.

Эстетические взгляды Достоевского на реализм хорошо изучены, но раскрыты прежде всего его социально-психологические, философские и исторические аспекты: они недостаточны для понимания своеобразия реализма Достоевского. Так, все цитируют слова Достоевского о реализме: «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я конечно народен (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного) — хотя и неизвестен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему» (27; 65). В этой декларации есть непрокомментированные в научной литературе выражения. Почему «найти в человеке человека» — «русская черта по преимуществу»? Разве не тот же пафос поиска «в человеке человека» вдохновлял Бальзака и Гюго, о которых писал Достоевский, объявляя о «восстановлении человека» как основной мысли всего искусства XIX в.? Почему «христианского»? И почему далее Достоевский называет себя не психологом, а «реалистом в высшем смысле», который изображает «все глубины души человеческой» (27; 65)? И какое значение имеет слово «все»? Сказанное ставит новые проблемы в изучении «хорошо изученного». В частности необходимо освоение духовных, а точнее сказать, христианских основ реализма и поэтики Достоевского.

Захаров В.Н.

Реализм — художественный метод, ориентирующий писателя на создание образов, «соответствующих сути явлений самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности» (Краткая литературная энциклопедия). Понятие постоянно используется Достоевским и его героями для обозначения: 1) типа мироотношения, 2) неумолимых законов реальности, жизни действительной, 3) творческого метода — типа эстетического сознания и изображения мира. Достоевский относил свой метод к реализму, но неизменно подчеркивал его отличие от плоского эмпирического реализма писателей-«типичников», настаивал на его идеологической основе и пророческом характере. «Мой идеализм — реальнее ихнего. Господи! Порассказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, — да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм, только глубже, а у них мелко плавает. <...> Ихним реализмом — сотой доли реальных, действительно случившихся фактов не объяснишь. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты» (28 2 ; 329). Достоевский отмечал, что для его настоящего реализма «ясны, как на ладони, будущие итоги настоящих событий» (Симонова-Хохрякова Л.Х. Из воспоминаний о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1990. Т. 2. С. 348). М.Е. Салтыков-Щедрин, первым поставивший вопрос о месте Достоевского в истории русского реализма, проницательно заметил, что метод его подчинен поискам «отдаленнейших исканий человечества» — духовной и нравственной, гармонии социальной и мировой. В дальнейшем, однако, вопрос о принадлежности Достоевского к реализму оказался спорным. Русская религиозно-философская критика (В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов, А. Волынский, Н. Бердяев и др.) «выводила» Достоевского за пределы реализма, утверждая, что его мистические идеалы «были совершенно отдалены от текущей действительности» (Розанов В.В.). Советское социологическое литературоведение квалифицировало метод Достоевского как «метафизический», «расчищавший путь для декадентства» (В. Ермилов, Д. Заславский), либо выделяло две противоборствующие тенденции в его творчестве: реалистическую ориентацию на социальные противоречия и антиреалистичную тенденцию «подчинить конкретный жизненный материал предвзятым реакционно-идеалистическим схемам» (Евнин Ф.И. О художественном методе Достоевского в 1860—1870 годах // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1955. Т. 14. Вып. 6. С. 556). Даже когда были раскрыты глубинные связи Достоевского с реализмом, русским и мировым (см.: Г.М. Фридлендер, Г.К. Щенников), специфика реализма Достоевского являлась полем мало исследованным, в частности в отечественном литературоведении оставался дискуссионным вопрос о соотношении реализма и в творчестве Достоевского. Зарубежные ученые (Д. Фэнгер и др.) относят Достоевского, вместе с Бальзаком, Диккенсом и Гоголем, к так называемому течению романтического реализма.

Внимание исследователей, признающих реализм Достоевского, сосредоточено на определении таких специфических качеств его, как универсализм, антропоцентризм и трагизм. Каждое из этих качеств получает, в зависимости от методологии и целей исследователя, историко-социологическое, религиозно-философское или эстетико-поэтологическое определение.

Универсализм в историко-социологическом аспекте — это необычайная широта эпохальных обобщений у Достоевского: он не просто отражает историю в человеке — он в судьбе современного ему человека показывает движение всей человеческой истории, он проверяет и угадывает историю человеком, которого она формирует. Человек у него детерминирован универсально: и бытом, и культурно-исторической средой, и свойствами национального характера, и потребностями общественного развития, и всем состоянием мира. В ряду этих универсальных детерминант особое, чрезвычайно важное место отведено религиозному сознанию и самосознанию народа, его поискам «русской идеи» — утверждению «русского Христа». Религиозно-философский аспект универсализма Достоевского, хорошо раскрытый отечественными философами конца XIX — первой половины XX вв., — это обращение писателя к коренным загадкам бытия и человеческого духа, это его религиозная концепция человека.

Реализм Достоевского антропоцентричен: в центре его художественного исследования природа человека, и именно глубокое изучение человеческой натуры определило исключительное значение его творчества в мировой культуре. «В поглощенности Достоевского человеком есть исступленность и исключительность... Человек — микрокосм, центр бытия, солнце, воздух, вокруг которого все вращается» (Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 26). С особым пристрастием Достоевский изображает «двойственность человека» — духовное раздвоение развитой личности. Он вскрывает исторические причины этого раздвоения: столкновение в сознании человека разных ценностных форм в переходный период истории, потерю людьми нравственных основ в эпоху атеизма. Вместе с тем он ищет дальше корни «двойственности»: в родовой (и прежде всего религиозной) природе человеческой души, в ее трансцендентных началах; для писателя сердце человеческое — средоточие всех изначальных противоречий бытия — поле битвы Бога и Дьявола. Определение его метода как «мистического реализма», безусловно, отражает существенную сторону творческих ориентаций писателя. Однако нравственная природа человека в изображении Достоевского — это никогда не гаснущая в нем «искра Божия» и достигнутый всей земной историей уровень человечности человека.

Своеобразие реализма Достоевского в исключительной ориентации писателя на трагическое состояние мира: в его творчестве человек всегда предстает в трагическом конфликте, мотивированном и исторически и онтологически, и грядущее обновление общества мыслится как результат субъективных усилий личности, сопряженных с необходимостью страдания, с преодолением собственного «я».

Важнейшие грани реализма Достоевского выражаются и в его эстететическо-поэтических установках: универсализм — в многообразии творческих источников, множестве прототипов; в масштабности характеров и всеобщей значимости отражаемых явлений; антропологизм — в полифонической постановке героя: в определяющей роли его самосознания, личностного самоопределения, в независимости, «автономности» самостоятельных, «неслиянных голосов» (М. Бахтин); трагизм — в эстетике трагического и трагедийной структуре сюжета и характеров эпических произведений Достоевского.

Щенников Г.К.

Проза Ф. М. Достоевского, несомненно, являлась новаторской, что признавали и его современники, и потомки. Прочитав первые его произведения, Белинский предсказал появление нового гениального писателя, о двойничестве в творчестве Достоевского писал
И. Анненский, об идее Раскольникова и ее несостоятельности - Ю. Карякищ Для меня прочтение Достоевского во многом связано с работой Бахтина «Особенности поэтики Достоевского», написанной в 1929 году. Некоторые характерные черты, увиденные им в мировой культуре (в частности, в книгах Рабле), играют важную роль в стилистике автора «Преступления и наказания».
Одна из главных особенностей произведений Достоевского - это то, что персонажи являются героями-идеологами. Так, например, Родион Раскольников увлечен теорией, суть которой в разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». О том, что «мы все глядим в Наполеоны», писал еще Пушкин, однако дело главного героя романа «Преступление и наказание» приобретает уродливую форму: он убивает «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку» с якобы гуманной целью - спасти людей от смерти, бесчестья, голода. Почти все герои Достоевского имеют свои идеи и реализуют их: «Свидригайлов и Лужин живут по принципу «все позволено», Сонечка Мармеладова искренне верит в бога, любит людей и не позволяет себе судить их. С изображением героев-идеологов связано и создание Достоевским особого романа, названного впоследствии полифоническим, в основе которого лежит не столкновение людей между собой, а конфликт идей. Поэтому одним из широко применяемых автором приемов является антитеза. Противопоставление заложено в названии романа «Преступление и наказание». В центре его мы видим столкновение якобы гуманной идеи Раскольникова и подлинной любви к людям Сони. Но есть и более глубокий конфликт: внутри самого главного героя (между его человечностью и надуманной, противоестественной философией).
Подобный прием автор использует в «Записках из подполья», где герой все время спорит с вымышленным оппонентом, где превращает его монолог в диалог. Не случайно книга Ю. Карякина называется «Самообман Раскольникова». Идеи в романе развиваются, сталкиваются, доходят до своего конечного выражения, проходя пробу на прочность, и либо опровергаются, либо оказываются верными. Полтора месяца Родион обдумывает свою теорию, проверят ее на практике, убивая старуху, и отрекается от нее, встает на путь покаяния после болезни и увиденного им апокалипсического сна - доведенного до абсурда выражения своей идеи.
В связи с тем что авторский голос в романе практически отсутствует, окружающий мир изображается в воспитании героев. Как и в повести «Бедные люди», мы не видим ничего из описанных событий непосредственно глазами автора. Даже гоголевскую «Шинель» и пушкинского «Станционного смотрителя» мы оцениваем с позиции Макара Девушкина. Крайне субъективным и тем более характеризующим героев отображением действительности являются сны. Достоевский интуитивно осознал это раньше, чем изучением подсознания занялись психологи. В первом болезненном сне мы видим, что природа Раскольникова противится насилию еще тогда, когда он отказывается признаться себе в этом наяву.
Полифонизм появляется и присутствует в романе на лексическом уровне. Например, в слове «проба» заложено диалоговое начало. Автор употребляет его в значении проверки Раскольниковым себя на сильную личность, и как часть действия, сюжета романа, и в смысле испытания идеи на прочность.
Интересна и еще одна выделенная Бахтиным особенность поэтики Достоевского - амбивалентность, то есть соединение противоположного (жизни и смерти, гуманизма и презрения к людям, любви и ненависти). Множество противоречий уживается в натуре Раскольникова. Желая спасти пьяную девочку от франта на бульваре, он многократно меняет свое решение. «Двадцать копеек мои унес, - злобно проговорил Раскольников, оставшись один. - Ну пусть и с того тоже возьмет, да и отпустит с ним девочку, тем и кончится... И чего я ввязался тут помогать? - Бедная девочка!.. - сказал он, посмотрев в опустевший угол скамьи. - Очнется, поплачет, потом мать узнает...» Амбивалентность проявляется и в изображении Сони. Несомненно, она является жертвой, что предполагает бессилие и покорность, но Сонечка - спаситель: она помогает Раскольникову встать на путь покаяния. Ее вера оказывается сильнее цинизма и презрения Родиона. Противоречие заложено и в изображении Петербурга. Как писал Пушкин:
Город пышный, город бедный.
Дух неволи, стройный вид...
Иногда среди грязного, душного, зловонного Петербурга Раскольников видит необычайно красивый пейзаж. «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».
Интересно, что в сложном, во многом трагическом романе Достоевского Бахтин выделил еще одну особенность - принцип кар- навализации. После похорон Мармеладова Катерина Ивановна идет на улицу с детьми требовать справедливости. «Катерина Ивановна, в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении... Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, била их».
Форма произведений Достоевского неразрывно связана с их содержанием. Именно в силу того, что в центре произведений писателя стоит столкновение вечных идей, они остаются такими актуальными. Возможно, ни один автор XIX века не повлиял так сильно на формирование литературы XX столетия. Вопросы гуманизма, возможности насильственного счастья для всех, права встать по ту сторону добра и зла, поднятые Достоевским в «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых», «Бесах», стали главными для таких писателей, как Платонов, Замятин, Булгаков, Оруэлл, Хаксли, Василь Быков, Чингиз Айтматов.
Вследствие того что в центре романа Достоевский поставил необычный конфликт - идеологический, создается и особого рода роман, названный Бахтиным полифоническим. В нем сталкивается множество равноправных идей, ни одна из которых не утверждается автором как единственно верная. Напротив, Достоевский далек от догматизма. Все теории убедительны. Философия Раскольникова не только следствие его болезни, она - порождение действительности, она «витает в воздухе». Созвучный своим мыслям разговор он слышит еще тогда, когда его идея только зарождается. Автор не является судьей, его собственный голос звучит не громче голосов героев романа.

Вопрос о том, какого творческого метода придерживался Ф.М. Достоевский, до сих пор остается неразрешенным. Современная Достоевскому критика исключала его из сферы реализма, отказывая ему в художественности и даже в психологизме: автор “не умеет поймать и обрисовать душу персонажа в ее объективных проявлениях” Марков Е. Критические беседы //Русская Речь. Кроме того, исследователи, в том числе Н. Страхов, отмечали отсутствие предметных деталей, характерных для реалистического метода. Они сопоставляли романы Достоевского с русской и западноевропейской прозой. В романах Достоевского детали единичны, и служат они не столько оживлению картины и персонажа, сколько чему - то другому, выступая как самостоятельный смысловой элемент, значимый для всей художественной целостности произведения (топор Раскольникова или нож с оленьими черенками в “Идиоте”), или усиливающий эмоциональный тон эпизода (косыночка и чулки Катерины Ивановны, которые пропил Мармеладов).

В связи с этим, они утверждали, что Достоевский никто иной, как романтик (или отчасти романтик), аргументируя это тем, что действие в его произведениях не развивается медленно и спокойно, а “совершается лихорадочно, зигзагообразно… неожиданно для персонажей” Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского, тем, что центральные образы романа и их поступки долгое время остаются загадкой для читателя, и, наконец, тем, что на центральное место выдвигаются “фантастические”, “роковые” страсти и преступления, что очень характерно для романистов - романтиков. Достоевский комментировал подобные высказывания следующим образом: “Совершенно иные я понятия имею о действительности и реализме, чем наши реалисты и критики. Мой идеализм реальнее ихнего. Господи! Порассказать толково то, что мы все, русские, пережили в последние 10 лет в нашем духовном развитии, - да разве не закричат реалисты, что это фантазия! А между тем это исконный, настоящий реализм! <…>Ихним реализмом сотой доли реальных, случившихся фактов не объяснишь. А мы нашим идеализмом пророчили даже факты. Случалось!” Письмо А.Н. Майкову из Флоренции, Так или иначе, но большинство литературоведов все - таки относило творчество Достоевского к реалистическому методу, хотя и отмечая “особость” его реализма. Для определения своеобразия творчества писателя исследователи даже вводили новую терминологию: “идеал - реализм” (Вячеслав Иванов), “Экспериментальный” или “опытный реализм” (Д.Н. Овсянико - Куликовский) и, наконец, “фантастический реализм”

Целью Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и инстинкты, в мир жизненного действия. Его автор “Преступления и наказания” называл “фантастическим”. Фантастический реализм Достоевского предстает в двух слагаемых . “Реализм”- оттого, что это верно соответствует психологии бытия человека. “Фантастический” - оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.

В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века - в образе жизни, социальных конфликтах, эксцессах уголовной хроники.

Другая важная особенность фантастического реализма Достоевского  - это смещение границ реального и фантастического, невозможность порой отделения действительности от “сновидений, фантазий, состояния полудремы, писем, статей, книг, теорий, истинных, ложных и искаженных утверждений, Священного Писания, конфликтующих и диссонирующих голосов других, всех отголосков…”

Достоевский на деле утверждал право художника-реалиста создавать произведения фантастических жанров. Им самим созданы фантастические произведения - повести «Двойник», «Крокодил», рассказы «Бобок», «Сон смешного человека», «Влас», «Мальчик у Христа на елке». Их высокие эстетические достоинства доказывают плодотворность этих художественных опытов. Столь же активно Достоевский использует фантастические образы и мотивы в своих строго реалистических произведениях, романах-трагедиях. И это предпринималось не как причуда или каприз художника, а с далеко идущей целью - создание второго сюжетного плана содержания, взаимодействующего с первым, основным. Подобная усложненная структура произведения и определила принципиально новое качество прозы писателя, именуемой им как «реализм в высшем смысле».

Столь серьезно обоснованный подход к художественной образности позволяет осознавать фантастическое как закономерную и равноправную категорию эстетики.

Формы фантастического в творчестве Достоевского разнообразны. В качестве главных необходимо указать следующие:

1. Фантастический жанр прозы. К нему принадлежат созданные писателем повесть «Двойник» и ряд рассказов. Жанровая природа этих произведений контаминационная. Она включает в себя существенные элементы традиционного реализма. Это вид фантастики в творчестве писателя не явился особенно продуктивным. Объяснение этому можно увидеть в излишне резком неприятии критикой этих произведений, с чем автор не мог не считаться.

2. Фантастические сны занимают особенно большое место в поэтике Достоевского. Таковы четыре сна Раскольникова, сны Свидригайлова, Ставрогина, Версилова, «Сон смешного человека» и другие. Как правило, фантастические сны являются вторым планом основного содержания и находятся с ним в сложном сюжетном взаимодействии, поясняя или усиливая его. Подобного рода фантастика может быть определена как психологическая по своей содержательной функции.

3. К философской фантастике может быть отнесена поэма, сочиненная Иваном Карамазовым, «Великий инквизитор», раскрывающая одну из важнейших составляющих проблематики романа «Братья Карамазовы».

4. К видам фантастической образности могут быть также отнесены кошмары, бред некоторых персонажей, евангельские и легендарные сюжеты и эпизоды.

Достоевский- писатель и философ В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С этой точки зрения вся история человечества представала как история борьбы за торжество христианства.

Самобытный путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через "новые формы жизни, искусства" благодаря широте его "нравственного захвата". Характеризуя этот существенный срез в мировоззрении Достоевского, Вл. Соловьев пишет, что положительный общественный взгляд еще не был вполне ясен уму Достоевского по возвращении из Сибири. Но три истины в этом деле "были для него совершенно ясны: он понял прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа" . У Достоевского, как отмечают его исследователи, в частности Я.Э. Голосовкер, было "исступленное чувство личности". Он и через Ф. Шиллера, и непосредственно остро чувствовал нечто глубинное у И. Канта: они как бы слиянны в осмыслении христианской этики. Достоевского, как и Канта, тревожило "лжеслужение Богу" католической церковью. Эти мыслители сходились в том, что религия Христа является воплощением высшего нравственного идеала личности. Все называют шедевром легенду Достоевского "О Великом Инквизиторе", сюжет которой восходит к жестоким временам инквизиции (Иван Карамазов фантазирует, что было бы, если бы Христос сошел на Землю, - его распяли бы и сожгли бы сотни еретиков) .

Достоевский - один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора - вот идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский делал упор на "русское решение" социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства.

Философские взгляды Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского "истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир"

В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить "последние вопросы" бытия. Он развивал специфическую диалектику идеи и живой жизни, при этом идея для него обладает бытийно-энергий-ной силой, и в конце концов живая жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи ("идееносные герои" романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе .

Образ Петербурга в творчестве Ф.М. Достоевского

Петербург Достоевского – это иной город: с нечистыми переулками, мрачными доходными домами, темными дворами-колодцами.

Разумеется, Достоевский помнил о дворцах знати, созданных прославленными зодчими, о прелестных парках с их узорными чугунными оградами. Но ведь его герои не видели всего этого! Обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы – и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках – и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.

Действие романа развевается с 8 апреля по 30 сентября – весна, лето, начало осени. Но герои Достоевского не увидели цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива, и багряно-золотая осень не порадовала их глаз. Они фактически лишены всего, они обездолены – такой вывод неизбежно рождается у читателя по мере того, как Достоевский развертывает во времени и в пространстве городской пейзаж.

То какая-то мерзкая изморозь сыплется с неба, то серый, грязный туман окутывает прохожих, то грязные лужи оказываются на пути, то взгляд останавливается на мусоре, плывущем по грязной воде каналов… и на этом мрачном фоне рисуется жизнь петербургской бедноты с ее редкими, убогими радостями и постоянной, отупляющей заботе о хлебе насущном.

С неменьшим мастерством написана повесть «Белые ночи», которой Достоевский дал подзаголовок «сентиментальный роман». Подзаголовок указывает на своеобразие содержания, а не жанра писатель имел ввиду едва начавшуюся и тут же образованную любовно-психологическую историю, что в ту пору нередко именовали романом влюбленных. Этот роман действительно оказался сентиментальным: герои встретились, едва познакомились, расположение друг к другу едва охватило их – и жизнь мгновенно, бесповоротно, навсегда развела их. Достоевский поднял проблему громадной, общечеловеческой важности, но подал ее в романтической форме, устранив точные приметы ее социально-типической сущности.Его герой – романтик, его глазами воспринял Петербург, от его лица ведется повествование, но писатель никак не объяснил от себя, в авторском комментарии, истинного смысла происходящего, не раскрыл истоков романтической настроенности своего героя. Любой внимательный читатель сразу видит, что роман «Преступление и наказание» Достоевского разительно отличается от родившихся рядом с ним книг Тургенева, Толстого, Гончарова.Он не лучше и не хуже, просто это совсем другая книга, написана она о другом. Их поэтичности, ясности, гармоничности, лиризму и эпическому спокойствию автор «Преступления и наказания» противопоставил мрак, хаос, всеобщее разложение в обществе, тревогу и гнев, страшное, судорожное напряжение мыслей и чувств, их болезненность, падение человека, житейскую грязь, нищету, пьянство, повседневную жестокость, пороки и преступления, убийства и самоубийства, петербургские чердаки и отвратительные трактиры, дно жизни и человеческое «подполье», изъяны и болезни страждущей и оскорбленной души. В романе доктор Зосимов простодушно свидетельствует о результатах своей врачебной практики: «А гармонического человека, это правда, совсем почти нет». Откуда же такому взяться в страшном мире призрачного Петербурга? И фамилия главного действующего лица книги «говорящая» - Раскольников, этот бывший дворянин и бывший студент живет в расколотом обществе и своим преступлением и антигуманными «прогрессивными» идеями способствует его дальнейшему распаду.Даже по цветам своим роман Достоевского – черно-белый с гнилой петербургской желтизной, самое яркое пятно в нем – кровь. Сам сюжет книги драматичен и кровав и в то же время вполне обыденен, взят прямо из тогдашних полицейских газетных листков и судебных отчетов: нищий петербургский студенту бил из-за денег топором старушку - ростовщицу и ее сестру.Обыкновенная история.… Далее неизбежно следует арест, суд, приговор, лишение всех прав и состояния, каторга, вычеркивание бывшего человека из мира живых людей. Он упал на дно жизни, раздавлен, уничтожен, погиб, осужден обществом навечно. Этим все судебные отчеты и детективы обычно и кончаются. Роман Достоевского с этого только начинается. Достоевский открыл в городе незримый мир, полный фантастики. Этот мир предвещал уже Гоголь. Образ Петербурга чрезвычайно широк и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях подход к нему Достоевского.