Подвиг соколова в произведении судьба человека. «Судьба человека» М

марта 02 2011

Ясное, убедительное своей простотой и суровой правдой М.Шолохова до сих пор заставляет читателя негодовать и содрогаться, горячо любить и остро ненавидеть.

Поражает объемность рассказа: и целая жизнь семьи, и война, и плен. Еще больше изумляет раскрытие Андрея Соколова. На малой «площадке» рассказа человек показан и в радости, и в беде, и в ненависти, и в любви, и в мирном труде, и в войне. За этим образом стоит многомиллионный, великий, добрый, многотерпеливый народ-труженик. И как же преображается мирный этот народ в годы военных бедствий!

Русский солдат! Какой историк, художник полностью изобразил, прославил доблесть его?! Это возвышенный и сложный образ. Многое сплавлено, переплетено в нем такого, что сделало его «не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым, - черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-веселого взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побежденному, бесконечного терпения и поразительной физической и нравственной выносливости» (А.Куприн).

Типические для русского солдата черты воплощены в образе Андрея Соколова. Сверхмыслимая выносливость, стойкость, высокие моральные качества в самые трудные моменты войны, плена, послевоенной жизни этого человека вызывают чувство восхищения. «…И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…» - говорит Соколов. Благородная гордость солдата, не желающего показать врагу страха смерти потому, что стыд страшнее смерти.

Даже в жестоких врагах, в которых фашизм выжег все человеческое, вызывает уважение достоинство и самообладание русского солдата. «Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом», - говорит Мюллер.

Способность довести широту показа жизни до эпического звучания свойственна только огромному таланту. Внимательно вчитываясь в построение рассказа, нельзя не заметить сказового приема, к которому прибегает автор, показывая единоборство лагерфюрера и «русс Ивана»: как в былинах и древних сказах, дошедших до нас из народных глубин, М.Шолохов употребляет прием троекратного усиления. Первый стакан выпил, готовясь к смерти, солдат и не закусил. Второй стакан выпил и опять отказался от закуски. И только после третьего, выпитого «врастяжку» стакана шнапса «откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол».

Это - традиционно-сказовое нарастание драматизма действия во времени. Оно использовано писателем вполне закономерно, и этот прием сказителей гармонично сливается с современным его рассказом. Произведение М.Шолохова национально по языку. Типический образ русского солдата Андрея Соколова раскрывает в строе мысли и речи, насыщенной меткими, самобытными словечками и народными речениями.

Но не только в отмеченных внешних признаках, как прием троекратного усиления и насыщенность языка яркими выражениями и пословицами, а, как говорил Белинский, в самом «сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» проявляется народность писателя. Чуткий художник, М.Шолохов всей своей жизнью, всеми помыслами был связан с жизнью своего народа, с его думами и надеждами. его питали животворные родники народной мудрости, ее великой правды и красоты. Это и обусловило верность каждой детали, каждой интонации его произведения. Главное же достоинство рассказа, вероятно, в том, что построен он на верном раскрытии глубинных движений человеческой души.

Казалось бы, вот-вот должны иссякнуть силы беспощадно избитого жизнью Андрея Соколова. Но нет! В душе его таится неиссякаемый источник любви. И эта любовь, это доброе начало в человеке руководит всеми его поступками.

Никто не в состоянии без волнения читать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: „За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?» Нету мне ответа ни в1 темноте, ни при ясном солнышке… Нету, и не дождусь!»

Никогда не дождутся мучительного ответа на этот вопрос и миллионы сверстников Соколова, не вернувшиеся с полей сражений, умершие от ран и преждевременных болезней уже в мирное время, после Победы.

Только совсем недавно мы стали в открытую говорить об огромных, зачастую совершенно напрасных жертвах Второй мировой войны; о том, что ее вообще могло не быть, окажись политика Сталина по отношению к Германии более дальновидной; о нашем совершенно безнравственном отношении к своим соотечественникам, побывавшим в немецком плену… Но ведь судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать!

А поначалу жизнь Соколова складывалась как у многих его одногодков. «В гражданскую был в Красной Армии… В голодный двадцать второй подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел». Судьба щедро вознаградила Соколова за его мытарства, подарив такую жену, как его Иринка: «Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий квасок тебе сготовить». Может, была Иринка такой, потому что воспитывалась в детском доме и вся нерастраченная ласка пришлась на мужа и детей?

Но человек зачастую не ценит того, что имеет. Недооценивал, мне кажется, свою жену и Андрей Соколов перед уходом на фронт. «Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит… Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…» Андрей Соколов оценил те прощальные слова значительно позже, уже после известия о гибели жены вместе с дочерьми: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»

Остальные же его поступки в военную годину и после Победы были достойными, мужскими. Настоящие мужчины, по словам Соколова, - на фронте. Он «терпеть не мог этаких слюнявых, какие каждый день, к делу и не к делу, женам и милахам писали, сопли по бумаге размазывали. Трудно, дескать, ему, тяжело, того и гляди, убьют. И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаще нашего в тылу приходилось».

Не сладко пришлось на фронте и самому Соколову. Провое-вал он меньше года. После двух легких ранений - тяжелая контузия и плен, который в официальной советской пропаганде того времени считался позором. Впрочем, Шолохов успешно обходит подводные камни этой проблемы: он ее просто не касается, что неудивительно, если вспомнить время написания рассказа- 1956 год. Но зато испытаний в тылу врага Шолохов отмерил Соколову сполна. Первое испытание - убийство предателя Крыжнева. Не каждый из нас решится помочь совершенно не знакомому человеку. А Соколов помог. Может он сделал это потому, что незадолго до этого абсолютно незнакомый офицер-военврач помог Соколову? Он вправил ему вывихнутую руку. Налицо гуманизм и благородство одного и низость и трусость другого.

Самому Соколову в смелости не отказать. Испытание второе - попытка побега. Андрей воспользовался оплошностью охранников, бежал, ушел на сорок километров, но его поймали, собак на живого спустили… Выжил, не согнулся, не смолчал, «критикнул» режим в концлагере, хотя знал, что за это - верная смерть. Шолохов мастерски описывает сцену противостояния русского солдата Соколова и коменданта концлагеря Мюллера. И оно решается в пользу русского солдата. Даже большой знаток русской души, говоривший по-русски не хуже нас, Мюллер вынужден был признать: «Вот что, Соколов, ты - на-’ стоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять тебя я не буду».

Отплатил Мюллеру и всем врагам за подаренную жизнь Соколов сполна, осуществив успешный побег из плена и прихватив бесценного языка - своего майора-строителя. Казалось, судьба должна смилостивиться над Соколовым, но нет… Мороз по коже проходит, когда узнаешь еще о двух ударах, выпавших на долю героя: гибель жены и дочерей под бомбежкой в июне 1942-го и сына в день Победы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Жизненный подвиг Соколова (О рассказе «Судьба человека») . Литературные сочинения!

Михаил Александрович Шолохов - писатель, в чьем творчестве отразилась жизнь родного народа на рубежах, которые становятся историческими вехами. Одна из наиболее ярких глав жизни русского народа связана с годами Великой Отечественной войны.

В начале войны Шолохов был призван в ряды Советской Армии как комиссар запаса, где стал военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». С первых дней войны Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку с фашистами. Поэтому глубоко патриотическая тема - подвиг человека в Великой Отечественной войне - замяла на долгое время главное место в произведениях писателя. В эти годы он создает произведения «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Для русской литературы XX века характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека. М.А. Шолохов относится к числу тех мастеров слова, которые, показывая духовную красоту своих героев, раскрывают суть человеческой личности.

войне писатель с удивительным мастерством изобразил «то главное, что принято называть нравственным обликом народа, его национальным характером».

В рассказе «Судьба человека», вышедшем в 1956 году, с огромной любовью нарисован русский человек.

В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.

Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье.

Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.

В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника

В первую послевоенную весну встретились на верхнедонской земле два незнакомых человека.

Трагедия и жизненные обстоятельства одного мужчины всколыхнули душу другого, тоже не понаслышке знавшего цену страдания.

Андрей Соколов ошибочно принял стоявшего возле старенькой машины человека за шофера и почувствовал к незнакомцу особое доверие.

Он отпускает своего приемного сынишку Ванечку поиграть возле воды, а сам слово за слово поведал историю собственных мытарств.

Кроме того, Соколов увидел, что его собеседник одет в «солдатские ватные штаны и стеганку», значит, воевал. Фронтовики всегда ощущают свое внутреннее родство и общаются как близкие люди.

Рассказав о своей довоенной жизни, герой «воскресил» образы дорогих ему людей: жены Ирины, двух дочерей и сына. Десять лет семейной жизни, по словам Соколова, промчались как один день. «Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично»... крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке», - говорит герой-рассказчик. Такое вот мирное счастье миллионов в один день разрушила война.

Андрей Соколов воспринимает вероломное нападение врага и как собственную беду, и как трагедию всего народа. С самого начала войны Соколов оказался в рядах Красной Армии, на передовой. Как ни храбро воевали русские солдаты, все же в первые месяцы сражений приходилось отступать.

Шолохов подчеркивает сходство военной биографии своего героя с участью тысяч солдат. Будучи раненным, попадает Андрей Соколов в фашистский плен. Пребывание в неволе, когда враг топчет родную землю, уничтожает все, что дорого сердцу русского человека, становится тяжким нравственным испытанием для героя. «Ох, браток, нелегкое это дело - понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука», - с горечью говорил Андрей Соколов.

М.А. Шолохов, сделав главным героем человека, побывавшего в плену, реабилитировал честное имя тех, кто не по своей воле оказался в немецких лагерях и там продолжил борьбу с ненавистным врагом. Русский национальный характер Андрея Соколова проявился в первую очередь в том, что фашисты не могли сломить его воли, не сумели изменить его сознания, не склонили к предательству.

Тысячи военнопленных, несмотря на физические пытки, не покорились врагу. Такова историческая истина.


Писатель устами героя-рассказчика доносит страшную и горькую правду. Соколову трудно вспоминать о плене, но ради памяти бойцов, погибших в фашистских застенках, он продолжает свою страшную историю. Соколов подчеркивает, что в товарищах по несчастью всегда находил моральную и физическую поддержку. Если о своем пребывании в неволе он говорит, словно извиняясь перед кем-то, то рассказ о военном враче, попавшем в плен, но оказывавшем помощь раненым соотечественникам, окрашен интонацией восхищения: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Предательство среди русских солдат - случай крайне редкий. Именно поэтому задушил Соколов рядового Крыжнева, ради спасения собственной шкуры задумавшего выдать своего взводного. И в этом, похоже, проявился русский национальный характер героя, уничтожившего того, кто, по его убеждению, позорит звание русского солдата.

В плену выжил Соколов только потому, что мечтал вырваться на свободу, примкнуть к Красной Армии и беспощадно бить врага, осквернившего русскую землю.


Первая попытка закончилась неудачей. Изувеченного собаками и избитого фашистами Андрея Соколова сажают в карцер.

Дойдя до этого эпизода в своей военной биографии, прерывает герой повествование. Не хочет он говорить о себе, так как полагал, что другим было еще хуже в фашистском плену. Обращаясь к собеседнику, он откровенничает: «Тяжело мне, браток, вспоминать... как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагере, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать...»

Слова о пытках, которым подвергали людей немцы, произнесены с горечью. В такой простой форме обозначил герой рассказа суть фашизма - античеловеческой системы, машины смерти.

Именно русский народ уничтожил «коричневую чуму XX века», потому что мы - духовно сильная нация.

Психологический поединок Андрея Соколова и лагерфюрера Мюллера является свидетельством величия русского человека. Герой к начальнику лагеря был вызван для расправы. Фашисты любили продемонстрировать свою власть над человеком, они по-садистски изощренно умели издеваться над пленными.

Соколов отверг предложение «выпить за победу немецкого оружия», но согласился выпить «за свою погибель». От закуски пленный гордо отказался. Своему новому знакомому он пояснил: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что и у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

И все же герой осуществил заветную мечту, которую лелеял два страшных года. Он сумел убежать из плена и перебраться к своим, в действующую армию.

Радость освобождения была омрачена самым страшным известием, которое может получить человек: «...еще в июне сорок второго года» во время немецкой бомбежки погибли его жена и дочери. Дрожит голос героя-рассказчика, «удушье давит» его.

Глазами автора видим мы весеннюю природу: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел... все так же... проплывали в вишневой синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Этот изменившийся облик мира подтверждает истину: русский человек способен чужую боль воспринимать как собственную. Смерть четыре года собирала кровавый урожай, а послевоенная весна так настойчиво утверждает торжество жизни.

Из рассказа Андрея Соколова мы узнали о последней ужасной потере: в День Победы гибнет в Берлине его старший сын. Все, что было дорого герою-рассказчику, унесено войной.

Особенность М. Шолохова в том, что его книги прочно врезаются в память, они не забываются, в какой бы обстановке ты ни находился, о чем бы ты ни думал, как бы тяжело или легко тебе ни было.

Ю. Бондарев

Михаил Шолохов — один из немногих русских писателей, чье творчество до сих пор привлекает внимание миллионов самых разных людей, вызывает полемику как в литературных, так и в обывательских кругах. Как простой читатель, я, пожалуй, объяснил бы это тем, что М. Шолохов поднимал в своих произведениях слишком большие жизненные пласты, ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях этого писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.

В «Судьбе человека» М. Шолохов еще и еще раз напоминает читателю о тех неисчислимых бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости советского человека, выдержавшего все мучения — физические и духовные — и не сломившегося. Рассказ «Судьба человека» появился в конце 1956 года.

Русская литература давно не знала такого редкого явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма. Рассказ Шолохова о невосполнимых утратах, о страшном горе был пронизан безграничной верой в жизнь, верой в душевные силы русского человека. В «Судьбе человека» с предельной ясностью, правдой, подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, чьи нравственные устои стали опорой страны в годы тяжелых испытаний.

Рассказ «Судьба человека» написан в обычной шолоховской манере: сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснения с Мюллером, второй побег, известие о семье, новость о сыне. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе. «Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать «рассказ-эпопея».

В основу сюжета «Судьбы человека» М. Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, в день большого весеннего паводка, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов — главный герой, он рассказывает о своей жизни. Второй голос — голос автора, слушателя, случайного собеседника.

Голос Андрея Соколова в рассказе — это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. Когда еще холодно и уже тепло. И кажется, только здесь, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.

Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Сначала он уходит на фронт, оставляя жену и детей дома, затем попадает в фашистский плен с нечеловеческими условиями существования.

Сколько унижений, оскорблений, побоев пришлось испытать Андрею Соколову в плену. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе более сносную жизнь, согласившись прислуживать немецким офицерам, доносить на собственных товарищей. Но этого не произошло, Андрей Соколов остался верен самому себе, не уронил чести и достоинства русского солдата, стал образцом стойкости и мужества в страшные годы войны.

Однажды на работах в каменоломне Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Он знал, что кто-нибудь обязательно донесет, предаст его. Его высказывание нельзя назвать просто опрометчивой репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит даже много для могилы каждого из нас».

Заслуженной наградой за подобную стойкость души явилась возможность повидать семью в Воронеже. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья его погибла, а на месте, где стоял родной дом, — глубокая яма, наполненная ржавой водой и поросшая бурьяном. Вот, казалось бы, и все, что осталось в жизни Андрея Соколова — бурьян да ржавая вода, но он узнает от соседей о том, что его сын воюет на фронте. Но и здесь судьба не пощадила измученного горем человека: сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.

Второй голос рассказа Шолохова — голос автора — помогает нам не только пережить, но и осмыслить отдельную человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.

Значение рассказа «Судьба человека» огромно. М. Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в душах людей. В «Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фашистского режима звучит не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой проклятия оно слышится и в истории Ванюши.

Закончилась война, Андрей Соколов продолжал колесить по дорогам. Все, что осталось в жизни этого человека — воспоминания о семье и дальняя, нескончаемая дорога. Судьба порой бывает очень несправедлива, человек живет, и его единственной мечтой является простое человеческое счастье, счастье в кругу любимых людей. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с веселым мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам, такой же песчинкой, заброшенной ураганом войны в край одиночества и скорби.

Никому не нужен был чумазый, с ног до головы в пыли парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. В изображении М. Шолохова этот эпизод кажется особенно трогательным, слова Ванятки, обращенные к Соколову, навсегда запали мне в душу: «А ты кто?». Изумленный Андрей Соколов, недолго думая, ответил: «Я-то, а я, Ваня, твой отец!».

И какая же неистребимая сила добра, красота души открываются нам в Андрее Соколове, в том, как он отнесся к сироте. Он возвратил Ванюшке радость, оборонил его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал самую великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами — неизбежными спутниками войны. Он победил саму смерть!

Читаешь рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и словно бы видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике. В каждой части рассказа автор позволяет читателю особенно ярко увидеть все новые и новые стороны характера Андрея Соколова. Мы познаем человека в самых разных сферах жизни: семейной, солдатской, фронтовой, в отношениях с товарищами, в плену и т. д.

М. Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Жестокие немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить святыню, Божий храм.

В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Но не так, как это делают настоящие хладнокровные убийцы, — он спас другого человека от неминуемого расстрела (всех коммунистов и евреев немцы убивали). Соколов убил труса, который ради собственного спокойствия готов был предать своего непосредственного командира.

Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но он не был сломлен, не озлобился на судьбу, на людей, на себя, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным жалеть, любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества — все эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.

М. Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге, о величии человеческой души. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть великой личностью, настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, несчастье, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком с открытой душой и добрым сердцем.

/ / / Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Замечательный русский писатель Михаил Шолохов не боялся ставить в своих произведениях непростые нравственные вопросы и разрешать их. В его творчестве наиболее частыми были темы человека и войны. В рассказе «Судьба человека» автор показал нравственный подвиг настоящего гуманиста, который не просто выжил, пройдя все испытания, но и не озлобился на всех.

Весь рассказ пронизан верой писателя в стойкость русского человека. Это подтверждают многие яркие эпизоды. Главный герой Андрей Соколов ушел на фронт. И вначале ему везло, но однажды он попадает в плен к немцам.

Первое нравственное испытание, которое герой там переживает, связано с другими пленными. Он случайно слышит разговор, из которого ясно, что один из пленных хочет донести на сослуживца. Андрей не может допустить, чтобы пострадал невинный человек, и поэтому учиняет самосуд над предателем.

Второе испытание связано с доносом на него самого. Немцы не щадили военнопленных и заставляли трудиться в каменном карьере, требуя очень большое количество выработки за день. Соколов как-то обронил неосторожную фразу о несправедливости такого отношения. На следующий день его вызвали к коменданту лагеря. Все понимали, что это равнозначно расстрелу. Но случилось невероятное – герой выжил и даже вышел из ситуации победителем.

Как же так произошло, и что сделал Соколов? Комендант любил издеваться над пленными, показывать свою власть. Поэтому когда Андрей зашел в комнату, то увидел стол со всякой едой. Это было пыткой для изголодавшегося человека. Но Андрей не кинулся к столу, не стал умолять о куске хлеба, как того ожидали враги, а нашел в себе силы отвернуться от стола. Герой вел себя достойно, не струсил и не стал отказываться от своих слов, чтобы избежать расстрела. Тогда лагерфюрер, так называли коменданта, предложил Соколову выпить за победу их оружия. Когда герой отказался это сделать, ему предложили выпить за свою несчастную участь. Андрей выпивает три раза, отказавшись закусить. При этом он твердо держался на ногах, хотя для истощенного организма это было почти невозможным. Комендант был поражен стойкостью русского солдата и принял неожиданное решение – помиловать его и дать немного еды.

Писатель показывает, что герой победил благодаря тому, что оказался нравственно стойким человеком, не опустился до уровня голодного зверя.

Показан во многих эпизодах как нравственно высокий человек. Но самым главным его подвигом стало решение усыновить Ванюшу. Когда герой остался совсем один без семьи, он случайно встречает такого же одинокого человека, маленького мальчика. У Ванечки никого не осталось в его то малые годы, ему не было даже где приклонить головы. Андрей решает, что не даст Ванечке пропасть и берет себе за сына. Герой спасает ребенка и тем самым спасает и себя. Ведь мальчик становится его новым смыслом в жизни.

Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека» в стойкости, гуманности, жажде к жизни.

М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и темы войны.
В «Судьбе человека» Шолохов напоминает читателю о тех бедствиях, которые принесла русскому народу Великая Отечественная война, о стойкости человека, выдержавшего все мучения и не сломившегося. Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в душевные силы русского человека.
Сюжет строится на ярких психологических эпизодах. Проводы на фронт, плен, попытка бегства, второй побег, известие о семье. Такого богатого материала хватило бы на целый роман, но Шолохов сумел уместить его в небольшом рассказе.
В основу сюжета Шолоховым была положена реальная история, рассказанная автору в первый послевоенный год, простым шофером, только что вернувшимся с войны. В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов - главный герой. Второй голос-голос автора, слушателя, случайного собеседника.
Голос Андрея Соколова в рассказе - это откровенная исповедь. Обо всей своей жизни он рассказал незнакомому человеку, выплеснул все то, что годами держал в душе. Удивительно безошибочно найден пейзажный фон для рассказа Андрея Соколова. Стык зимы и весны. И кажется, только в таких обстоятельствах история жизни русского солдата могла прозвучать с захватывающей откровенностью исповеди.
Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен с нечеловеческими условиями существования. А ведь у него был выбор, он мог бы обеспечить себе сносную жизнь, согласившись доносить на собственных товарищей.
Однажды на работах Андрей Соколов неосторожно высказался о немцах. Его высказывание нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души: «Да одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».
Заслуженной наградой явилась возможность повидать семью. Но, приехав домой, Андрей Соколов узнает, что семья era погибла, а на месте, где стоял родной дом - глубокая яма, поросшая бурьяном. Сын Андрея погибает в последние дни войны, когда до долгожданной победы было рукой подать.
Голос автора помогает нам осмыслить человеческую жизнь как явление целой эпохи, увидеть в ней общечеловеческое содержание и смысл. Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос-звонкий, чистый детский голосок, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю. Появившись в начале рассказа столь беззаботно-звонко, он уйдет затем, этот мальчик, чтобы в финальных сценах стать непосредственным участником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.
Все, что осталось в жизни Соколова - воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но жизнь не может состоять из одних черных полос. Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.
Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
Шолохов акцентирует внимание читателя не только на эпизоде встречи Соколова с сиротой Ваней. Очень колоритной также является сцена в церкви. Немцы расстреляли человека только из-за того, что он попросился выйти на улицу, дабы не осквернить Божий храм. В той же церкви Андрей Соколов убивает человека. Соколов убил труса, который готов был предать своего командира.
Сколько всего в своей жизни вытерпел Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать. Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги и товарищества - эти качества не только остались неизменными в характере Андрея Соколова, но и приумножились.
Шолохов учит гуманизму. Это понятие никак нельзя превращать в красивое слово. Ведь даже самые изощренные критики, рассуждая на тему гуманизма в рассказе «Судьба человека», говорят о великом нравственном подвиге. Присоединяясь к мнению критиков, хочется добавить одно: нужно быть настоящим человеком, чтобы суметь вынести все горе, слезы, расставание, смерть родных, боль унижений и оскорблений и не стать после этого зверем с хищным взглядом и вечно озлобленной душой, а остаться человеком.