Детская фантастика. Конспект и презентация урока внеклассного чтения "Фэнтези - жанр фантастической литературы" по повести Дж

Внеклассное занятие в 4 классе «В мире фантастики»

(занятие познакомит учащихся с новым жанром литературы – фантастической повестью и книгами писателей-фантастов Евгения Велтисова и Кира Булычева)

Разгадайте кроссворд.

Имя одной из злых волшебниц из «Сказки о потерянном времени». (Не Ольга). (Марфа).

Имя товарища Дениса из рассказов В. Драгунского. (Мишка).

Имя мальчика, от имени которого ведется повествование в рассказах В. Драгунского. (Денис).

Новое слово, которое услышал герой рассказа В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», обозначает документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. (Патент).

На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В. Голявкина? (На трамвае).

Какой язык учил все лето Павел в одном из рассказов В. Драгунского? (Английский).

Какое слово он выучил за два месяца тяжелой работы? (Пит).

Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина. (Горчица).

Какой предмет был волшебным в «Сказке о потерянном времени»? (Ходики).

Кого любил Мишка? (Бабушку).

Какое слово получилось в выделенных клеточках?

Что оно обозначает?

Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия – воображение. Это же слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всем. Когда-то трудно было добывать огонь. 1 000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – газовая, бензиновая и даже электрическая. А уж полеты в космос могли только привидеться во сне. Но вот мы живем уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… наука не стоит на месте, и то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.

Во второй половине двадцатого века, когда особенно бурно начала развиваться наука, появилось огромное количество произведений научной фантастики . Так называют обширную отрасль литературы, которая как бы «заглядывает в будущее», в мир невероятных, чудесных представлений и образов. Писатели, зная о возможностях современной науки, пытаются дать ответы на множество вопросов. Что ждет людей тогда, когда космические полеты станут обычным явлением повседневной жизни?.. Как произойдет первая встреча с представителями других миров. – явятся ли они на Землю или земляне найдут их на бесконечных просторах Вселенной?.. Что станет со старушкой Землей, если человек будет по-прежнему бездумно расходовать природные ресурсы?.. Каким будет общество, когда создадут «искусственного» человека?..

По-разному отвечают на эти вопросы писатели-фантасты. Возможно, прочитав их книги, вы захотите с ними поспорить?..

    Работа с выставкой книг.

С книгами каких писателей-фантастов вы познакомились к сегодняшнему уроку?

О каких фантастических вещах рассказывают в них авторы?

    Знакомство с фантастической повестью.

Сегодня мы познакомимся с таким жанром, как фантастическая повесть. Называется она «Миллион и один день каникул». Написал ее Евгений Серафимович Велтистов.

1. Чтение отрывка повести подготовленными учениками.

«Сказка Е. Велтистова повествует о необычных каникулах школьников среди звезд, где один день может быть равен тысячам земных лет.

Корабль «Виктория», на котором летят три пятиклассника на встречу с родителями, работающими в дальнем космосе, попадает в сферу притяжения невидимой звезды – «черного карлика» или «черной дыры». С пассажирами корабля происходят необыкновенные приключения, они встречают себя «вчерашних» и «завтрашних»…

2. Ответы на вопросы.

Что значит «тахис» и на каком языке?

Как звали детей на корабле «Виктория»?

Почему никто из землян в своей жизни не встречал тахионов?

Какой была скорость космических кораблей землян?

- «Куда же девается то, что исчезает»?

    Знакомство с историей создания книг.

Евгений Велтистов написал несколько фантастических книг для детей. Самая известная из них – «Электроник – мальчик из чемодана».

1. Евгений Серафимович Велтистов.

В предисловии к одному из многочисленных изданий этой самой известной книги писателя рассказывается: «Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан, сел в такси. Несет чемодан к поезду и удивляется: тяжелый! Словно там не рубашка и ласты, а кирпичи. Чтобы нести стало легче, веселей, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто0то есть? Может, там … электронный мальчик? Вот поставлю, - подумал, - чемодан на полку, откину крышку, мальчик откроет глаза, встанет и скажет: «Здравствуй, меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся… Пришлось у моря обойтись без ласт. Зато почитал вволю. А про воображаемого мальчика не забыл». Разумеется, мальчика вы узнали сразу. А знакомы ли вы с его создателем?

Евгений Велтистов пошел в школу на второй год Великой Отечественной войны. Книг в то время было мало – вот и решил он, когда вырастет, стать продавцом детских книг, чтобы все их прочитать. Став взрослым, он передумал, выучился на журналиста. Сам начал писать – сначала в разных газетах, потом в журнале «Огонек». Он путешествовал по нашей стране и за рубежом, встречался с разными людьми, копил впечатления и обдумывал свои будущие книги.

Первая книжка – «Приключения на дне моря» - увидела свет в 1960 году. Знаменитый Электроник впервые встретился с читателями четырьмя годами позднее. Правда, очереди за «Электроником» выстроились в библиотеках только после выхода на экран трехсерийного телевизионного фильма, сценарий которого написал сам Велтистов. Фильм имел огромный успех, писем от читателей на телевидение, в редакции. Газеты «Пионерская правда» и самому писателю пришло более восьмидесяти тысяч.

Прочитайте, отрывок, в котором рассказывается о появлении электронного мальчика.

Чем он отличался от обыкновенных детей?

С кем подружился Электроник?

Какую справку выдал ему Сережа Сыроежкин? Зачем?

О каких интересных приключениях этих мальчиков вы прочитали, расскажите.

Тем, кого заинтересовало творчество Е.Велтистова, я рекомендую прочитать и другие книги этого автора: «Рэсси – неуловимый друг», «Гумм – гам».

2. Кир Булычев (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в 1934 году в Москве.

Арбатскому мальчишке Игорю Можейко хотелось путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия. Воображая себя исследователем, он вдоль и поперек исходил Подмосковье, читал книги об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов. И, конечно же. Представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Вышло все, однако, по-другому: Игорь окончил Московский институт иностранных языков и попал на работу в далекую азиатскую страну – Бирму. А, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения Академии Наук.

В 1966 году он защитил диссертацию, началась исследовательская работа.

Но вот однажды… редакция альманаха «Искатель», с которым сотрудничал Можейко, попало в тяжелое положение. Дело в том. Что перед самой сдачей материалов в типографию решено было не печатать один из фантастических рассказов. Однако художник уже нарисовал к этому рассказу иллюстрацию, и картинка, как нарочно, красовалась на отпечатанной обложке выпуска. С нее на сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и не сколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и ученый-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принес в редакцию свое сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.

Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Все-таки историк, ученый, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычев».

Вот так серьезный историк Игорь Можейко начал писать «несерьезную» фантастику. При этом Игорь Всеволодович ни в какой мере не бросал научных занятий. Одновременно с фантастом Булычевым неустанно писал свои труды историк Можейко. Остается только удивляться. Как у Игоря Всеволодовича хватает на все это времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватает, и фантаст Булычев вместе с историком Можейко мечтают о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

    Обзор книг Кира Булычева.

В настоящее время уже вышло 15 томов сочинений К.Булычева. Готовятся к изданию еще 15 томов. О чем же пишет этот писатель?

Булычев Кир «Великий Гусляр» Повести и рассказы.

Где еще, как ни в России, вы найдете городок Великий Гусляр? И его обитателей, способных не терять присутствие духа в самых неожиданных ситуациях, будь то покупка в зоомагазине говорящих золотых рыбок, очередное гениальное открытие профессора Льва Христофоровича Минца или встреча с космическими пришельцами, от которых в последнее время в городе стало как-то даже тесновато?..

Не секрет, что в Великом Гусляре буквально под каждой улицей находятся подземные ходы и клады. Одним из таких кладов может оказаться, к примеру, пузатая бутыль, содержащая настоящий эликсир молодости…

Булычев Кир «Нужна свободная планета».

«Вы, очевидно, не представляете себе трудностей и опасностей космического путешествия, - говорил Корнелию Удалову инопланетный пришелец Гнец-18. – Вы можете погибнуть, провалиться в прошлое, попасть в шестое измерение, превратиться в женщину. Наконец, вы можете стать жертвой космических драконов или подцепить галактическую сухотку». Однако великогуслярский начальник стройконторы, которого обуяла жажда странствий, твердо решил помочь Гнецу-18 отыскать в бесконечном Космосе свободную планету, жизненно необходимую «братьям по разуму».

Булычев Кир «Фантастический бестиарий».

«Бестиарий» - это книга о зверях, а «Фантастический бестиарий» - книга о вымышленных зверях. Киру Булычеву захотелось рассказать «о созданиях, которых никогда не существовало… и посмотреть на них нашими глазами. Тогда страшные сказки становятся забавными, а порой и трогательными» Для этого он отобрал в свой удивительный зверинец: единорога, кракена, дракона, ехидну, сфинкса, василиска, русалку, кикимору – всех и не перечислишь. Но среди существ, придуманных еще в древности, попадаются и другие – те, что были неведомы никому. Им посвящен особый раздел «Выдумки наших дней».

Булычев Кир «Атлантида: Боги и герои».

«…был на свете один народ, от которого не сохранилось не только ни одной книги или надписи, но даже глиняного черепка, даже бусинки или монетки, не говоря уж о развалинах дворцов…

Этот народ – атланты. Их страна называлась Атлантидой.

Говоря, что Атлантида затонула целиком, вместе с городами, полями, горами и болотами.

А прочесть о ней можно только в одной книге… Атлантида – одна из неразгаданных тайн истории Земли…»

    Работа над книгой К. Булычева «Путешествие Алисы».

1. Рассказы детей о прочитанном.

Вы читали о приключениях Алисы? Если нет, то вы много потеряли! Ведь этой девочке из XXI века удавалось такое, о чем может мечтать каждый уважающий себя подросток. Например, приручить симпатичного, крошечного – каких-нибудь два с половиной метра – бронтозавра, отправиться вместе с отцом, профессором, в космическое путешествие за редкими зверями для московского зоопарка, спасти от гибели целую планету, прокатиться в прошлое на машине времени, стать принцессой средневекового королевства, разгромить логово космических пиратов, без спросу проникнуть в заповедник сказок…

Назовите имя героини всех этих приключений.

В каких книгах вы прочли о них?

Что вы узнали об этой девочке, расскажите.

Что вы узнали о ее родителях?

Кого из друзей Алисы вы можете назвать?

2. Работа над отрывком из фантастической повести.

Кир Булычев «Консилиум».

а) чтение отрывка по цепочке;

б) ответы на вопросы:

Как называется рассказ? Что обозначает это слово?

Зачем собрался консилиум в кабинете Алисиного отца?

Кем на самом деле был козлик? (Директором заповедника сказок, профессором, доктором наук Царевичем).

Как профессор Царевич превратился в козлика?

Кто из героев рассказа не сомневался в том, что козлик – профессор, директор заповедника? (Алиса и толстый король).

Как ученые решили «научно» проверить является ли пациент человеком?

Кто присутствовал на консилиуме?

Помог ли козлик разрешить проблему ученых? Как он себя вел?

Почему, как вы считаете?

Как ученые предлагали «вылечить» козлика?

Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?

Как проявила себя Алиса в этом эпизоде? Что вы можете о ней сказать? (Умеет хранить секреты, не любит пустые разговоры, уважительно относится к людям, верит в сказки и волшебство).

    Подведение итога урока.

Как называется жанр литературы, с которым мы познакомились сегодня на уроке?

О книгах каких писателей – фантастов мы говорили на уроке?

Кого заинтересовали эти книги? Чем? Хотите ли вы их прочитать?

Ответь на вопросы викторины.

    Откуда взяты эти строчки?

А) «Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами…»

Б) «Птица-говорун охраняется законом планеты Блук как очень редкое и интересное создание».

2. Кто из литературных персонажей были друзьями Сережи Сыроежкина?

3. О ком говорится в следующем отрывке литературного произведения?

«Как и любой ученик, он получал двойки. Никто его, конечно, не ругал за плохие отметки».

4. Из какого произведения эти строки?

а) «Светловидов – Игреку: «Сложите 723 022 и 252 910». Через полминуты заработал телефонный аппарат Игрека: 975. 932.

б) « «Вы играете в шахматы?» - спросил инженер. Икс ответил коротко: «Да».Тогда инженер предложил ему решить этюд: «У меня только король на е8, других фигур нет. У вас – король на е6 ладья на h 1. Как вы сыграете?»

5. Три Алисы.

В стране Литературных Героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна – нет. Что это за Алисы и из каких они произведений?

Внимательно прочитай два списка. В первом списке – литературные герои, которые умели играть в шахматы, во втором – авторы литературных произведений. Соедини героев книг и их авторов.

А) Незнайка, Электроник, Хоттабыч, Алиса, Алиса Селезнева, Дениска Кораблев.

Б) Булычев, Драгунский, Велтистов, Кэрролл, Лагин, Носов.

Ответы на викторину.

    Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»

К. Булычев «Девочка с Земли».

    Электроник.

    Об Электронике.

    Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана».

    Умели играть Алиса Селезнева и Алиса, которая побывала в Зазеркалье. Не умела играть лиса Алиса.

    Булычев – Селезнева, Велтистов – Электроник, Драгунский – Кораблев, Кэрролл – Алиса, Лагин – Хоттабыч, Носов – Незнайка.

Урок истории в шестом «б» был последним. Инна Ивановна отвела ребят в зал, откуда они должны были всем классом переместиться на девяносто миллионов лет назад в мезозойскую эру, во времена, когда динозавры разгуливали по планете, как обыкновенные животные.

В зале перемещения учеников проинструктировали и посадили под защитный прозрачный колпак, под который из прошлого не могла проникнуть даже мошка. Но мальчишки давно знали, как можно выбраться из-под колпака. Что бы не попасть под силовое поле, надо было всего лишь накрыться портфелем как зонтиком и выскочить наружу. Именно это и собирался проделать один из учеников - Петька Сенцов.

Петька учился плохо, если не сказать хуже, но человеком был очень самолюбивым и обожал похвастать своей удалью перед одноклассниками. Правда, в школе не было ни хищников, ни разбойников, а здесь у него появилась возможность развернуться на всю катушку и сделаться героем недели, а то и месяца.

Едва класс переместился в далекое прошлое Земли, как рядом с защитной полусферой образовался полутораметровый динозавр. Пасть ящера была усеяна острыми зубами, глаза смотрели на пришельцев не мигая, а передние лапы с длинными когтями все время жадно хватали воздух.

Это велоцираптор, - спокойно сказала Инна Ивановна и ткнула в динозавра указкой. - Запишите, а то будете потом называть его велосипедом или велоцарапом. Обратите внимание на его когти. С таким оружием хищник легко расправляется со своими травоядными жертвами.

А велоцираптор знай себе скакал вокруг защитного колпака, щелкал челюстями и тыкался страшной мордой в силовое поле.

Наверное он думает, что это кормушка, а мы - котлеты, - сказала Таня Зуева и достала тетрадь.

Никто никому костылять не будет, - услышав Петьку, сказала Инна Ивановна. - Обижать зверушек нельзя, даже если это тиранозавры.

Инна Ивановна продолжила урок, а Сенцов толкнул в бок своего соседа по парте Павлика, вытер нос кулаком и показал на камень, который лежал в десяти метрах от колпака под огромным древовидным папоротником.

Спорим, на три щелчка, что я выбегу и принесу вон тот камень?

Спорим, - загорелся Павлик, но тут же испугался и сказал: - А вдруг этот автокусаптор тебя схватит?

Видали мы таких мотоедаптеров, - хвастливо заявил Петька. Он отошел к прозрачной стенке, накрылся портфелем и выпрыгнул наружу.

За пределами полусферы Сенцову сделалось немножко страшно. Из густого мезозойского леса доносились жуткие звуки: то голодный рев одних динозавров, то предсмертные вопли других. Из-за этого Петьке казалось, что хищники только и ждут, когда он отойдет от защитного колпака, что бы броситься на него. Он уже хотел вернуться, но увидел насмешливую ухмылку Павлика и решился. Бросив портфель, он стремглав бросился к камню, схватил его и в этот момент услышал боевой клич динозавра. Тот заметил ученика, плотоядно щелкнул челюстями и кинулся к своей жертве. В одну секунду велоцираптор отрезал Сенцова от колпака. Времени на раздумье у Петьки не было, и с жалобным воплем он сиганул в мезозойские кусты.

Сенцову повезло. За густыми зарослями хвощей он обнаружил чью-то нору. Ее отверстие было достаточно широким, что бы он пролез туда на четвереньках. Динозавр опоздал на какой-то миг. Он щелкнул пастью перед самым входом и обиженно заревел.

А тем временем под колпаком поднялась настоящая паника. Инна Ивановна даже зашаталась от ужаса, и двум ученикам пришлось подхватить её под руки. Девчонки оглушительно визжали и показывали пальцами на велоцираптора, мальчишки смущенно переминались с ноги на ногу. А сам виновник переполоха заполз в нору, но скоро остановился, потому что увидел впереди себя чьи-то круглые горящие глаза.

Мамочка! - придушенно вскрикнул Петька и попятился назад. На дрожащих коленях он выкарабкался из норы и обернулся. Хищник с его портфелем в зубах уже мчался на Сенцова на всех парах.

Петька и сам не понял, как взлетел на древовидный папоротник. Он едва успел подтянуть ноги, и незадачливый динозавр снова промахнулся. Огромные челюсти клацнули всего лишь в миллиметре от каблука.

Папочка! - судорожно цепляясь за ветки, вскрикнул Сенцов. Но и здесь его ждал неприятный сюрприз. Взглянув вверх, в густой темной кроне Петька увидел горящие круглые глаза и от ужаса едва не свалился вниз прямо в пасть велоцираптору.

Инна Ивановна быстро пришла в себя и сразу начала действовать. Минитюрная учительница истории накрылась папочкой и выскочила из-под колпака. Она отважно бросилась к опушке, на бегу вырвала из земли хвощ толщиной в руку и а весь мезозойский лес завопила:

Держись, Сенцов! Я иду на подмогу!

Динозавр от такой наглости опешил. Он растерянно посмотрел на маленькую Инну Ивановну и снова заревел, но его рев сразу потонул в многоголосом вопле шестого «б» класса.

Даешь динозавра! - закричала Зуева Таня и выскочила наружу.

Ур-р-ра! - подхватили девчонки и все как одна последовали за своей подругой.

Вперед на штурм велодрицинапопинса! - гаркнул Павлик и вместе с мальчишками бросился вперед.

Такого оборота событий велоцираптор явно не ожидал. Получив от хрупкой учительницы несколько раз хвощиной по морде, он испуганно отпрянул и помотал головой. Но когда к нему подбежала целая орава вопящих учеников, динозавр спасовал. Огромный хищник бежал с поля боя как заяц, и класс ещё некоторое время с гиканьем преследовал его. Они размахивали портфелями, и девчонки так пронзительно визжали, что все живое на много километров вокруг почтительно затихло.

Петька спустился с дерева бледный как стена. Вначале он не мог даже говорить, а только что-то мычал. Тут же выяснилось, что хищник забросил куда-то портфель Сенцова, но искать его в таких густых зарослях не стали.

Все марш под колпак! - поправив пальцем очки, скомандовала Инна Иванова. - Урок продолжается.

С тех пор Петька стал вести себя тише и скромнее. А ещё через месяц даже начал лучше учиться. Произошло это после того, как класс сводили на экскурсию в палеонтологический музей. Лекция была очень интересной, а в конце экскурсовод подвела ребят к витрине, показала на окаменевший портфель и сказала:

А это последняя сенсационная находка палеонтологов. Она изменила наше представление о динозаврах. Портфель нашли в пещере рядом с костями велоцираптора. Это значит, что данные динозавры были разумными и посещали школу. Ученые распилили окаменевший портфель и обнаружили там несколько тетрадей и школьный дневник, которым около ста миллионов лет. Теперь мы даже знаем имя этого велоцираптора. Его звали Сенцов Петр. Но надо сказать, что динозавр Сенцов был не совсем разумным. В его окаменелом дневнике и тетрадях мы обнаружили одни двойки. Благодаря этому ученые сделали вывод, что динозавры потому и вымерли, что не желали учиться.

Когда экскурсовод закончила, весь шестой «б» корчился от смеха. Не смеялся только один мальчик. Опустив голову, красный от смущения, он медленно вышел из музея и по дороге домой дал себе твердое слово, пойти и первый раз в жизни по-настоящему сделать уроки.

Советчик

Урок литературного чтения, 4 класс

Тема урока: Фантастические повести Кира Булычева о приключениях Алисы Селезнёвой

Урок внеклассного чтения

Технологии: критическое мышление, игровая технология, ИКТ

Материалы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1449418527.rar (Материалы к уроку)

Планируемые результаты урока:

Ход урока:

1. Актуализация необходимых знаний

Урок начинается с работы с выставкой книг.

Учащиеся рассматривают представленную на слайде выставку книг и дают ей название. Затем учитель выводит название «Фантастические повести Кира Булычёва о приключениях Алисы Селезнёвой» на экран, а дети дополняют выставку принесёнными на урок книгами.

2. Мотивация учебной деятельности

Опираясь на название выставки книг, учащиеся формулируют тему урока, а затем, с помощью учителя, ставят перед собой задачи: уточнить знания о жанре прочитанных произведений, учиться рассказывать о главной героине, узнать интересные факты об авторе.

3. Организация познавательной деятельности обучающихся

Этап урока направлен на уточнение представлений учащихся о следующих терминах : фантастика, повесть, приключение. Сначала дети дают толкования слов, опираясь на свой опыт. Затем учитель постепенно выводит на экран фрагменты словарных и энциклопедических статей, в процессе анализа которых уточняются знания учащихся. Финалом работы является осознанное соотнесение литературоведческого термина с прочитанным произведением.


Следующий слайд позволяет продолжить разговор о приключениях Алисы и предназначен для воссоздания учащимися фрагментов содержания повести «Девочка, с которой ничего не случится» с целью уточнения понимания смысла прочитанного.

Детям предлагается разделиться на две команды и поучаствовать в игре «Крестики - нолики», правила которой сходны с правилами известной детской игры с тем же названием, но для того, чтоб поставить в выбранную клетку свой значок, команда должна дать ответ на вопрос, «спрятанный» под картинкой.

Кому и с какой целью профессор Селезнёв начал писать о приключениях Алисы?

Назовите жертву неудачного эксперимента, которую профессор Селезнёв повстречал в своём саду.

Кто из домашних питомцев Алисы умел разговаривать и читать?

«Я их хотела оставить себе. Я же не знала, что человечество их ищет». Кого Алиса принесла в корзинке с земляникой?

Опишите устройство, с помощью которого Алиса оказалась в гостях у писателя - фантаста Аркадия.

Мало кто верил в успех этого эксперимента, однако выдающееся событие показывали все телеспутники мира. Что за событие изображено на иллюстрации?

Какое событие прославило Алису и испортило репутацию биологам?

С помощью какого прибора, с кем и о чём беседует профессор Селезнёв?

Восстановив в памяти основные события повести, дети готовы к разговору о главной героине - Алисе Селезнёвой.


Дети говорят о том, чем заинтересовала их главная героиня прочитанных книг - Алиса Селезнёва. Затем учитель выводит на экран портреты Алисы, выполненные разными художниками-иллюстраторами, и предлагает обсудить следующие вопросы:

Какие черты Алисы отражены на разных иллюстрациях?

Какая иллюстрация особенно нравится и почему?

Какой портрет Алисы нарисовали бы сами?

Завершает работу по данному слайду составление рассказа об Алисе с опорой на план. Учитель обращает внимание на то, что такие качества, как доброта, отзывчивость, смелость, любознательность ценятся в русских народных сказках, в литературных произведениях разных жанров, созданных разными авторами в разные эпохи. Важны эти качества и в нашей повседневной жизни, не потеряют они своей ценности и через века.

Дети выбирают заинтересовавшие их вопросы и учатся пользоваться управляющими кнопками для получения ответа. В зависимости от выбранных вопросов, дети переходят к следующим слайдам:



4. Подведение итога урока

Подведение итога урока направлено, прежде всего, на популяризацию в классном коллективе образа читателя как любознательного, интересного, умного собеседника, с которым хотят дружить, советоваться, на осознание учащимися того, что каждый из них может быть таким человеком.

Источники

http://taleteller.ucoz.ru/publ/4-1-0-75

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bulychev

http://www.mielofon.ru/mis_alis/index.html

http://www.rusf.ru/kb/index.htm

Булычёв К. Заповедник сказок. - М.: «АСТ», 2004.

Материалы Первого установочного семинара для участников проекта «Успешное чтение» (12 - 14 ноября 2007 г., Санкт-Петербург).

Пеннак Д. Как роман. - М.: «Самокат», -2005

Энциклопедия для детей. Том 9. - М.: «Аванта+», 2000.

Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе

Тема: Фэнтези – жанр фантастической литературы.

Повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»

Цель : познакомить учеников с новым литературным жанром.

Задачи:

    Познакомить учащихся с понятиями «фэнтези», «миф», «легенда», «эпос», с биографией писателя и новым литературным произведением; закрепить и углубить знания учащихся о жанрах литературы.

    Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

    Воспитывать интерес к изучению литературы, чувство прекрасного; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.

Урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение».

Методические приёмы: «Групповая дискуссия», «Кластер».

Ход урока

I стадия Вызов:

    Актуализация имеющихся знаний.

(На доске прикреплены карточки со словосочетаниями: сказочная повесть, былинная повесть, фантастическая повесть.)

Прочитайте. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.

(Учитель убирает лишнюю карточку: былинная повесть.)

Что общего?

Дайте определение термину «повесть».

Дома вы познакомились с новым произведением, назовите автора и его название.

К какому жанру вы бы отнесли это произведение? Свой ответ обоснуйте.

Мнения разошлись, это произведение отнесли и к сказкам, и к фантастике. Почему вы не смогли прийти к общему соглашению? (Не хватает знаний.)

    Постановка собственных целей обучения.

Сформулируйте цель урока.

(Узнать, к какому жанру отнести прочитанный текст.)

Что для этого надо сделать? (Узнать биографию автора и историю создания повести, проанализировать текст, найти нужную информацию о жанрах.)

II стадия Осмысление содержания:

    Получение новой информации.

(Ученикам раздаётся информационная «закладка», по которой они будут работать.)

Рассмотрите титульный лист. Задайте вопрос.

Что узнали по теме урока?

Значит ли это, что мы достигли цели? (Нет. Мы не знаем, что такое «фэнтези». Мы не знаем, что общего и чем отличаются эти три жанра.)

Будем менять план урока?

Прочитайте краткую биографию писателя.

Найдите ответ на вопрос Пети.

Найдите в тексте ответы на вопросы касающиеся темы урока:

    «Вероисповедание оказало значительное влияние на творчество писателя»

    «Эдит стала прототипом одного из излюбленных образов Толкина - эльфийской красавицы Лутиэн»

    «писатель был занят реализацией амбициозного замысла - созданием «мифологии для Англии», в которой соединились бы любимые им древние сказания о героях и эльфах и христианские ценности»

Мы получили нужную информацию? (Да. Теперь её надо осмыслить и связать с произведением.)

    Осмысление новой информации.

Прочитайте раздел «Библиография» и узнайте об истории создания произведения.

Что нового вы узнали по теме урока? (Учитель пишет тезисы на доске: «Кластер»)

    «фэнтезийная повесть»

    «вымышленном мире»

    «забавные существа»

    Персонажи взяты из «древних легенд»

    Действие происходит в мифическом* дохристианском мире

    борьбы со злом

    При этом саму победу поможет одержать лишь «случай» - Промысел Божий.

Теперь мы знаем ответ на вопрос урока? (Нет, нужны доказательства из текста произведения.)

    Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Построим свои выводы на сравнении жанров, а доказательства будем брать из текста произведения.

Докажите, что описываемый мир является вымышленным.

Сравните с другими жанрами.

Персонажи. Назовите персонажи сказки: люди, животные, сказочные существа. Герои фантастики: всегда люди.

Познакомимся поближе с героями повести Толкина. Как зовут главного героя? (Бильбо Бэггинс – хоббит.) Слайд 1.

Найдите в тексте на стр. 116 описание важного качества хоббита.

Спутники Бильбо. (Гномы, их имена) Слайд 2.

На стр 110, найдите строчки, подтверждающие эту информацию.

С каким злом пришлось столкнуться хоббиту и гномам в этом путешествии? (Гигантские пауки) Слайд 3.

В части 3 и на стр. 116 прочитайте эпитеты, которые использовал автор для создания образа гигантских пауков.

С какими ещё сказочными существами столкнулись путешественники?

(Эльфы) Слайд 4

Прочитайте описание эльфов на стр. 111.

Найдите главное свойство эльфов на стр. 112.

Итак, кто является персонажами фэнтези? (Мифические существа или сказочные.)

Сравним сюжеты. Сюжет сказки строится на ряде приключений героев, а сюжетная линия фантастики подчинена идее представить необычное как реальность, т. е. описываемый мир реален для героя.

Что подходит для сюжетной линии фэнтези?

В первой части текста описывается сказочный лес. Кто запомнил его название? (Лихолесье или Чёрный лес)

Зачитайте только ключевые фразы, описывающие этот лес.

Тема сказки – борьба добра со злом, тематика фантастики затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы окружающего мира.

Что заключено в главной идее фэнтези? (Описывается бороба со злом, но не с помощью волшебства, а с помощью «случая» - Промысла Божьего.)

Найдите в тексте доказательства такого «случая» на стр. 122, 123, 130.

Оказывает ли влияние борьба героя со злом на его духовный мир?

Прочитайте и объясните, какие чувства испытывал герой в данной конкретной ситуации: стр. 115, 120, 123, 129.

Можно рассмотреть язык произведения, например: дразнилку. Это доказывает связь со сказкой, в которой часто используются рифмовки, песни, загадки, пословицы и поговорки.

    Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Теперь мы можем сказать, что такое фэнтези? (Дети подводят итог всего вышесказанного.)

III стадия Рефлексия (Размышление)

    Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

Составьте таблицу, что жанр фэнтези позаимствовал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

    Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного - тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов").

Понравился ли вам новый жанр литературы, чем, и готовы ли вы читать произведения, написанные в этом жанре? А вы знаете названия и авторов этих произведений?

    Анализ всего процесса изучения материала.

Мы достигли поставленной цели? Можно сказать, что урок прошёл плодотворно? Какие отметки за урок вы себе поставите?

Зеркало отметки:

Просмотр содержимого документа
«Приложение1»

Зеркало отметки:

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

Зеркало отметки:

Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

Зеркало отметки:

Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

Зеркало отметки:

Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)Герои и персонажи повести Джона Рональда Руэла Толкина

«Хоббит или Туда и обратно»

Хоббиты были видом людей Средиземья. Отличительными чертами их был невысокий рост (редко превышавший 120 см) и курчавые волосы на голове и ногах, а также крепкие кожистые подошвы, что позволяло им ходить без обуви. Им нравилась спокойная жизнь сельскохозяй-ственных работников, также хоббиты любили хорошо поесть и проводить время вместе.


Гномы - сказочные карлики из западноевропейского, в первую очередь германо-скандинавского, фольклора, частые герои сказок и легенд. Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством. Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие - боевой топор. По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1, 5 метра.



Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. У них вытянутые уши и острые черты лица. Также они являются искусными кузнецами, волшебниками и музыкантами, но не дай Бог вам встретиться с ними на поле битвы. За всю свою долгую жизнь эти существа успевают стать настоящими воинами.

Форма урока: интерактивный урок. (С презентацией по книге в качестве основы для работы над произведением - каждый слайд содержит вопрос либо побуждение к определенному виду учебной деятельности по книге Распэ. Роль учителя как контролирующей и направляющей ход занятия фигуры при этом сокращается - в условиях такой формы урока учащиеся чувствуют себя более спокойно и раскрепощенно.)

Программное обеспечение: презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, детские рисунки, карточки с заданиями для работы в группах, аудиозапись «Приключения барона Мюнхгаузена», у учащихся - книга Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена», цитаты о книге на доске: « Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон.

Виды и формы учебной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; выразительное чтение, пересказ (спонтанный и подготовленный - конкурсный), беседа, а также классификация понятий ассоциативного ряда и рассуждения по решению проблемного вопроса (в письменной форме).

Ход урока

Организационный момент. Слайд № 1 .

Давайте поприветствуем сегодняшний день.

Здравствуй день!

Каким вы его хотите видеть?

Дети отвечают по «цепочке»:

Я хочу, чтобы день был радостным.

Я хочу, чтобы день был хорошим для тех, кому сейчас трудно.

Пусть тот, кто болен, скорее выздоравливает. И т.д.

Сообщение темы и цели урока.

« Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон

Объясните значение цитаты.

Рассматривание выставки книг: Слайд № 2 .

Что общего у всех книг на выставке? (Это все фантастические приключения).

Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия - воображение, это же слово обозначает мечту. Фантастика - это жанр, который дает человеку возможность мечтать. За это и любят фантастические истории - в них сбываются мечты.

Слайд № 3 . Звучит аудиозапись: «Маленький старичок с длинным носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.…»

Слайд №4 -На уроке мы будем работать с презентацией по книге Распэ в качестве основы для работы над произведением - каждый слайд содержит вопрос либо побуждение к определенному виду учебной деятельности.

Слайд № 5 . - Я предлагаю проследить путь нашего героя по книге этого автора в переводе К.И.Чуковского (издательство «Детская литература»).

Это потрясающая книга о фантастических приключениях барона Мюнхгаузена никогда не устареет… И понравится всем.

Слайд № 6.- Давайте разделимся на три команды и начнём игру-викторину . За правильный ответ, в зависимости от полноты и точности ответа, я буду присуждать от одного до трех баллов, и вручать жетоны. Итак, мы начинаем конкурс.

1. Структура книги.

Из скольких частей состоит книга? (Предисловие, основная часть из двух глав, эпилог.)- Кто прочитал всю книгу? Только первую часть или вторую часть?

Как быстро можно ориентироваться по книге? (По оглавлению.)

Назовите все прочитанные вами рассказы передавая руг другу мяч, получая баллы.

2. Рассуждение о реальности героя книги.

Кто является главным героем книги? От чьего имени ведётся повествование?

Был ли на самом деле барон Мюнхаузен? (Рассуждения детей).

Слайд № 7 . Учитель: «В основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена.

Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками.

Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения.

Его охотничьи байки дополнили собственными фантазиями три разных автора - Бюргер, Распе, Иммерман. Благодаря сочинителям Мюнхгаузен еще при жизни получил прозвище "барон-враль", это немало отравляло его жизнь.

В 1785 году немецкий писатель Э. Распэ обработал эти рассказы и издал их.

Учитель: «Когда книга получила известность, то именем Мюнхгаузен стали называть людей, постоянно лгущих и приписывающих себе всякие чудесные подвиги, которых они не совершали и не могли совершить.»

Слайд № 8. Работа над образом барона Мюнхаузена .1. Внешний вид.

Как вы себе представляете барона? (Подтверждение словами текста.)

2. Характер. -Какие черты характера присущи Мюнхаузену?

находчивый

правдивый

меткий стрелок

закалённый человек

любит путешествовать.

любознательный

любит давать советы

добрый

добродушный (не обидчивый)

и пр.

Есть ли похожий персонаж в русской литературе? (Капитан Врунгель.)

3. Титул и имя-Иероним Карл Фридрих, барон фон Мюнхгаузен.Дискуссия.

Правда ли то, что написано в книге? Можно ли это назвать ложью?

Так кем был барон Мюнхаузен: выдумщиком, фантазером, мечтателем, лжецом или правдивым человеком? Каким было ваше настроение после чтения книги? Стоило ли её писать? Почему? Чему она учит?

Слайд №9-10 Работа со словарём Ожегова. Разведение понятий «выдумка», «фантазия», «ложь», «мечта». Распределите по группам слова:Фантазия Выдумка Враньё Небылицы Сочинительство Россказни Грёзы Мечты Ложь Вымысел По какому принципу их можно сгруппировать?

Слайд №11.- Так кем был барон Мюнхаузен: выдумщиком, фантазером, мечтателем, лжецом или правдивым человеком? Каким было ваше настроение после чтения книги? Стоило ли её писать? Почему? Чему она учит? (Никогда не унывать. Не теряться в любой ситуации. Не терять присутствие духа и чувство юмора.) Физкультминутка. Слайд № 12

Слайд №13 Правка «мемуаров». «Внимание! В этом конкурсе каждая команда познакомится со знаменитыми мемуарами барона Мюнхгаузена. Ваша задача - быть очень внимательными. Вдруг в тексте закрались какие-то ошибки. Прошу вас восстановить истину, ибо никому на свете ложь не была так отвратительная, как «правдивейшему на земле человеку» - барону Мюнхгаузену. (тексты отпечатанные раздаются детям)

Текст для 1 команды: «Я въехал в Россию верхом на осле. Дело было зимой. Шел снег. Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни куста, ни дерева. Только маленький столбик торчал из-под снега. К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего ослика, а сам улегся тут же на снегу и заснул. Когда проснулся, я увидел, что лежу не в поле, а в деревне. И куда девался мой ослик? Вдруг услышал знакомое: «ИА,ИА»!. Я поднимаю голову - и что же? Мой осел висит на верхушке огромного дубу. В одну минуту я понял, в чем дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами был занесен глубоким снегом. А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял, и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой осел так и остался там, неверху.

Ошибки: осел, ИА,ИА, на верхушке огромного дуба

Надо: конь, ржание, на крыше колокольни. («Конь на крыше»).

Текст для 2 команды: «Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг в далеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу. Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты. От этого моя голова ушла в плечи, и лишь в течении нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить ее оттуда за уши. Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это была акула колоссальных размеров.

Ошибки: Ушла в плечи, за уши, акула

Надо: провалилась ко мне в желудок, за волосы, кит. («Встреча с китом»)

Текст для 3 команды:

«Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный волк. Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я схватил его за хвост: и держал его три дня и три ночи, покуда он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как волки утоляют свой голод лишь, тем, что грызут свой хвост. А этот волк никак не мог этого сделать и потому погиб голодной смертью. С тех пор он один волк не решается напасть на меня.»

Ошибки: Волк, за хвост, грызут свой хвост

лапы («Схватка с медведем»)

Задание для первой команды. Слайд № 14

Одна из историй, рассказанных бароном Мюнхгаузеном, содержит уникальную «инструкцию», как развести в походных условиях огонь. Можете ли вы вспомнить содержание этой инструкции?

Ответ: («Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры: Советую вам всякий раз, когда вздумали развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры»).

Задание для второй команды Слайд № 15. Барон Мюнхгаузен уверял слушателей, что с успехом охотился без ружья и собаки. Как же это ему удавалось? Помнится, он упоминал про какой-то чудесный предмет.

Ответ: (Из шкуры умершей любимой собаки барон приказ сшить куртку и стал надевать ее всякий раз, отправляясь на охоту. «Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя». Также куртка помогала герою выслеживать добычу.

Задание для третьей команды Слайд № 16 . Однажды во время охоты Мюнхгаузен преследовал зайца, целых двое суток «не слезая со следа». Лишь на третий день барону удалось подстрелить «на диво быстроногого» зайца. Что помогло косому спасаться от погони в течении столь долгого времени?

Ответ: («у этого зайца, кроме его обычных ног, были еще запасные. У него было четыре ноги на животе и четыре на спине!»). (Восьминогий заяц)

«Угадай историю связанную с предметом» Слайд №17.

Барон Мюнхгаузен - непревзойденный охотник. Первый стрелок на всем свете. Он поведал миру немало «чудесных историй» о том, что случилось с ним на охоте. Давайте вспомним самые интересные из них.

(Учитель вручает представителям команд предметы и просит рассказать истории , связанные с этими предметами).

Команда №1 получает - вишневую косточку, команда №2 - большую швейную иглу, команда №3 - кусочек сала. После обдумывания ребята пересказывают такие истории, как «Удивительная охота» (сало), «Лисица на иголке» (игла), «Необыкновенный олень» (вишневая косточка).

Физкультминутка под музыку Слайд № 18 . Викторина . Слайд № 19 .

А теперь я предлагаю по одному вопросу каждой команде, но в качестве ответа даю три варианта. Выберите правильный. Желаю успеха!

Задание 1 команде: Однажды барон Мюнхгаузен попал в плен к туркам и был продан в рабство. «Правда, работу мне давали нетрудную: меня назначали пастухом.»- рассказывал он впоследствии.

Вопрос: Кого должен был пасти герой?

Варианты ответа: а) волков б) баранов в) пчел.

Задание 2 команде : Слайд № 20 . - Как-то раз, отгоняя медведя от ульев, Мюнхгаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на Луну. К счастью, герой вспомнил, что в Турции есть такой огородный овощ, который растет быстро и порою достает до самого неба. Ни минуты не медля, Мюнхгаузен посадил: в землю, и: быстро начал расти и вскоре дотянулся до Луны.Вопрос: Что за «овощ» помог герою оказаться на Луне?

Варианты ответа: а) горох б)бобы в) тыква.

Задание 3 команде. Слайд № 2 1. Вы прекрасно помните историю про беседку, образовавшуюся из прутиков, которыми были сшитые половинки разрубленного в бою с турками коня. Барон хвастался, что, находясь в этой уютной беседке, он совершил немало подвигов.Вопрос: Из каких веточек «выросла» эта беседка?

Варианты ответа: а) лавровых б) сосновых в) дубовых.

Слайд № 22 .-Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать , если постоянно будете перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению…. (Ж.Ж.Руссо)

Слайд № 23.

Тест. (Звучит фонограмма Алексея Рыбникова Тема барона Мюнхгаузена)

1. «Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить - и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет…» a) пороха; б) патронов; в) кремня.

2. «В жизнь свою не видел я такого множества уток! К сожалению, у меня не осталось ни одной пули. Долго я стоял в нерешительности и вдруг вспомнил, что в моей охотничьей сумке остался кусочек….» a) сала; б) хлеба; в) пирога с капустой.

3. «Представьте себе мое удивление, когда я увидел, что у этого зайца…» a) два хвоста; б) четыре уха; в) восемь ног.

4. «Я согласился снарядить корабль, и мы отправились в Южный океан. По пути мы не встретили ничего удивительного кроме…» a) летающих женщин; б) летающих коров; в) летающих рыб.

5. «В тот год, когда я был на Луне, в моде считались…»

a) зеленые и желтые пиджаки; б) глаза; в) волосы.

6. «Я нагнулся к земле и все понял. Остров, к которому пристал наш корабль, был сделан из отличного…» a) пошехонского сыра; б) плавленого сыра;

в) голландского сыра.

7. Барон добирался до Петербурга в санях, запряженных… a) кабаном; б) медведем; в) волком.

8. Спустя год после встречи с бароном, на голове оленя выросло дерево…
a) яблоня; б) вишня; в) слива.

9. Барон добрался на Луну с помощью стебля одного растения…
a) боб; б) горох; в) гречиха.

10. Какой из предложенных овощей не любил барон? a) морковь; б) картофель; в) огурец. Правильные ответы: 1 - в 3 - в 5 - б 7 - в 9 - а

2 - а 4 - а 6 - в 8 - б 10 - в.

Слайд № 24. Работа с текстами: «Конь на крыше»

- С какого рассказа начинается первая часть? («Конь на крыше»)

Пересказ. - Какие достоинства барона Мюнхаузена отмечены автором? (Меткий стрелок, закалённый человек.)

«Полконя» Пересказ начала рассказа. Выборочное чтение: Как Мюнхаузен нашёл вторую половину лошади? Какое качество проявили Мюнхаузен и военный врач? (Находчивость)

Чтение словарной статьи из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.

(Находчивый - сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.)

«За волосы» - Какую причёску носил Мюнхаузен? (Парик с косичкой.)

В какой ситуации она помогла Мюнхаузену?

Выборочное чтение. - Легко ли было ему?

«Искры из глаз» - Для чего барон рассказывал свои истории?

Можно ли извлечь из его рассказов практическую пользу?

Что бы вы делали, если бы нужно развести огонь, а спичек с собой нет?

Выборочное чтение: Как поступил в такой ситуации Мюнхаузен? Воспользуетесь ли вы советом барона? Что означает выражение «искры из глаз посыпались»?

Чтение словарной статьи из «Школьного фразеологического словаря русского языка» В.П.Жукова. («Искры из глаз посыпались - у кого-либо зарябило в глазах от сильного удара»)

Какая черта характера героя прослеживается в этом рассказе? (Любит давать советы.)

«Волк наизнанку» - Верите ли вы рассказам барона Мюнхаузена? Почему? Ведь он предоставляет доказательства. Например, в истории «Волк наизнанку».

Краткий пересказ.

Работа в паре: Найдите доказательство того, что этот случай реальный.

(Я сшил из его шкуры отличную куртку и, если вы не верите мне, охотно покажу её вам») . - О какой черте характера это говорит? (Практичный, хозяйственный.)

«Бешеная шуба»

Эпизод какой истории изображён? («Бешеная шуба».)

Чтение начала рассказа (до слов «Ваша шуба взбесилась».) Пересказ текста.

Надо: Медведь, за передние лапы, сосут свои лапы («Схватка с медведем»)

Слайд №25-26. Домашнее задание. Сочините историю, которой нет в книге Э. Распе или продолжите историю из книги, придумав свой финал, а так же продолжайте читать книги о фантастических приключениях, ведь фантастика - это жанр, который дает человеку возможность мечтать.

Слайд №27. Итоги урока. Подсчет баллов. Выставление оценок. Рефлексия.