Экскурсия в мини-музей «Русская изба. Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности)

Перечень экспонатов

Мини – музея «Русская изба».

Перечень экспонатов. Мини – музей «Русская изба» представляет собой воспроизведение жилого деревенского помещения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного искусства.

Центральное место в русской избе занимает макет печи. Красный угол избы – стол, лавки. Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы.

Русская изба – так в старину называли деревенские дома. Ещё их срубами называли, потому что рубили топорами. В старину сначала строили сруб, а затем между брёвнами клали мох, чтобы зимой теплее было. А ещё когда строили избу, под угол прятали деньги, чтобы богатым стать, шерсть для тепла, а ладан для святости.

Красный угол – красный – значит «красивый». Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь стояли стол и скамейки, а в углу на особой полочке стояли иконы. Это было особое место в доме. Здесь и гостей встречали, угощали их, потчевали и все самые важные вопросы решали.

Печь – её складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь не только избу обогревала, но и людей кормила – в ней пекли хлеб, варили кашу да щи. «Когда в печи жарко – тогда и варко».

Ещё на печи сушили одежду, грибы, ягоды и мелкую рыбу.

На печи можно было спать. А сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. А хранил сказки добрый Баюнок.

Бабий кут – правый от печки угол. Здесь хозяйничали женщины дома. Здесь находились небольшой стол и стенная полка, где размещались немногочисленные предметы кухонной утвари. Это место для приготовления пищи, здесь же стояла прялка.

Рукомойник – это ёмкость для мытья рук, её можно использовать для мытья посуды.

Ухват – предмет кухонной утвари. Представляет собой длинную палку с железной насадкой наподобие коровьих рогов. При помощи ухвата ставили в печь и доставали из неё горшки и чугунки.

Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для ворошения углей.

Чугунок – крестьянская печная посуда в форме горшка, но выполненная из чугуна. Использовалась для приготовления щей, каши, варки картофеля.

Миски, ложки, ковши, крынки – посуда, которую делали из дерева своими руками.

Ступа – деревянная долбленная колода с высокими стенками, в котором пестом толкут, измельчают зерно.

Стол, лавки - делались из дерева своими руками.

Керосиновая лампа – в темные зимние вечера освещали избу.

Коромысло – деревянная дуга с выемками на концах, куда входили дужки ведёр. С помощью коромысла носили вёдра с водой.

Прялка – приспособление для прядения пряжи.

Веретено - приспособление для ручного прядения нити. Имеет вид точёной палочки, несколько утолщённой к нижнему концу.

Сундук – использовали для хранения вещей. Сундук мастерили из хорошего дерева, украшали его росписью и ставили на видное место.

Подзоры – кружевные оборки на покрывалах, полотенцах.

Балалайка – русский народный инструмент. Вечерами люди играли на балалайке и пели частушки.

Лапти – обувь, сплетённая из широкого лыка. Праздничные лапти плели из вязового лыка. Ноги в лаптях не промокали и не замерзали.

Самовар - Самовар изобрели очень давно в городе Туле. При помощи углей и сапога кипятили в нём воду для чая. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Она была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья. К чаю подавали несколько видов варенья, мёд, баранки. Самовар стал символом домашнего уюта, благополучия, мира в семье.

Кукла Кузя – Домовёнок, который оберегает дом.

Домовой – это божество, которое охраняет домашний очаг, он не злой, а причудливый проказник. Кого полюбит, тому и служит. А уж кого не взлюбил, того из дома выживает.

Забор – дом огорожен забором.

уголка народного быта в группе детского сада.

1.​ Прялка – 1 шт.

2.​ Печка – 1 шт.

3.​ Сундук – 1 шт.

4.​ Волшебный ларец – 1 шт.

5.​ Кукла в национальном костюме – 1 шт.

6.​ Домовенок Кузя – 1 шт.

7.​ Хохломская посуда (ложки, миска, стаканчик)

8.​ Глиняная посуда (кувшин, миска, горшок»

9.​ Чугунок -2 шт.

10.​ Стол – 1 шт.

11.​ Лавка – 1 шт.

12.​ Керосиновая лампа – 1 шт.

13.​ Фонарь – 1 шт.

14.​ Коромысло – 1шт.

15.​ Веретено – 1 шт.

16.​ Люлька – 1 шт.

17.​ Самовар – 2 шт.

18.​ Матрешки – 5 шт.

19.​ Плетеная корзиночка – 1 шт.

20.​ Короб – 1 шт.

21.​ Ухват – 1 шт.

22.​ Сарафаны – 8 шт.

23.​ Рубахи – 8 шт.

Дидактические игры

1.​ «Одень куклу».

2.​ «Славянские узоры».

3.​ «Как рубашка в поле выросла».

4.​ « В деревенской избе».

5.​ «Как жили люди на Руси».

1.​ «Предания старины глубокой».

2.​ «Русские народные костюмы».

3.​ «Приглашение к столу».

4.​ «Народные промыслы»

5.​ «Ремесла на Руси».

6.​ «Славянская семья».

Ц елью создания нашего музея является сохранение и изучение культуры, обычаев и традиций мордовского народа. Воспитание и знакомство подрастающего поколения с культурными традициями народов родного края.

Как без корней не может жить дерево,так и без познания себя,своего рода, корней своей культуры не может быть настоящего гражданина, искренне любящего свою Родину.

Мордва - экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя , живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан - бассейн реки Мокши, эрзян - бассейн реки Суры.

У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.


Мордва - самое крупное объединение финно-угорских народов России.

У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Сила России - в единстве ее народа. В нашей республике проживают многие народы, русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины.


Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России.

И как тут не вспомнить великого мастера русского

слова А. С. Пушкина -

"Там ступа с бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой..."

Сегодня сохраняются многие традиционные обычаи, с езонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались они в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.


Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

В настоящее время широко празднуется - Масленица.


В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.

В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э.атянь озкс , велень озкс , бабань озкс , или бабань каша , и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама , э. тундонь ильтямо ; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).


Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс , э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.).


Завершением всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. На Троицу украшали березку. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» - кизоньши (м.), кизэнъчи (э.), который девушки «приводили» в деревню. Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.



Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.
Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей.
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала НУЯНЗА.
Чего там только нет!


Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

А вот полотенце - НАРДАМО, которое вышила Нуянза-искусница своими руками.
Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей.


Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.


Мордовская свадьба - одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.


Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.



Начинался свадебный цикл со сватовства - ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. За невестой снаряжали свадебный поезд.



Число поезжан (э. кудат ) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава ). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот .


Божествами, влияющими на деторождение, считались у мордвы богиня воды Ведьава и богиня лесаВирьава . На молениях, устраиваемых в их честь, просили даровать людям «полные лавки детей». Существовало поверье, что Ведьава ворует новорожденных и даже еще не родившихся детей. Поэтому, если у женщины не было детей, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с молитвой:«Ведь ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и поэтому не рожаю детей» .


В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Но, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду, которая подчеркивает красоту костюма.



Музей постоянно пополняет фонды путём налаживания контактов с родителями,бабушками, дедушками воспитанников. Здесь мы проводим экскурсии для детей и родителей, праздники, встречи с ветеранами. Это позволяет расширить представление о культуре и быте мордовского народа, улучшает художественно-эстетическое воспитание детей и поддерживает связь поколений.


Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями.

Музей создан усилиями сотрудников МБДОУ Кадошкинский детский сад "Солнечный".

Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1747» дошкольное отделение «Звездочка» Москва, 3-ий Митинский переулок, д.6, корп. 2, тел.: 8 (495) 753-32-02

Подготовили и провели

воспитатели ГБОУ «Школа № 1747» д/о «Звездочка»

  • Насртдинова Елена Александровна,
  • Коротеева Марина Александровна.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, игрушках.
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Обогащать словарный запас детей, познакомить с названиями частей избы, русской утварью: ухват, лопата для хлеба, люлька, чугунок, красный угол, туеса. Развивать диалогическая речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение детей.

Образовательная область «Социально-нравственное развитие»

  • Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа, приобщать детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству (пословицы, потешки, колыбельные) .
  • Развивать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.
  • Формировать трудовые умения и навыки в изготовлении поделок из ткани.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
  • Сформировать умение детей в изготовлении простейшей тряпичной куклы.
  • Формировать умение узнавать характер музыки.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Формировать умение двигаться в такт музыки. Познакомить с новой русской подвижной игрой «Карусель» .

Оборудование: экспонаты мини-музея «Русская изба» : старинная домашняя утварь, картинки с изображением современных предметов быта и мебели, бубен, ленты по количеству детей, ткань и нитки для изготовления кукол-оберегов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с русской народной игрушкой, русскими народными играми.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает в группе:

Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия) В старину нашу страну называли Русь.

Ребята, а хотите ли вы узнать, как жили в старину наши предки? (Да) Сегодня мы с вами посетим очень интересное место - русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину.

Дети приходят в музей.

Воспитатель: - Вот мы и пришли в нашу избу!

В сарафане, с хлебом и солью, детей встречает второй воспитатель - Бабушка-Забавушка, в дальнейшем проводящий занятие.

Бабушка-Забавушка: - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Милости просим к нам в гости в избу. Проходите, добро пожаловать!

Дети садятся на лавочку.

Бабушка-Забавушка: - Просим к нам в избу,

Красному гостю - красное место.

В тесноте да не в обиде,

Где потеснее, там и веселее.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а как встречали гостей раньше? В старину гостей встречали шутками, прибаутками да играми. Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом.

Проводится пальчиковая игра «Гости» .

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а знаете, как люди строили свои избы? А строили их так: было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил, - люди добрые, помогите мне избу строить» . «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу, и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу» . А строили такую избу из деревянных бревен. «Рубить избу» означает строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без единого гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

Что же значит «рубить избу» ? (Построить ее при помощи топора) .

Бабушка-Забавушка: - Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

Но на Руси люди умели не только хорошо работать, но и веселиться. Послушайте, какую веселую мелодию придумал русский народ. Ноги сами в пляс идут. Ну-ка, выходи, честной народ, на пляску русскую.

Вместе с воспитателем дети выполняют произвольные движения под русскую народную пляску «Барыня» .

Бабушка-Забавушка: Важное место в избе занимала печь. Печь была неотъемлемой частью жилища. Для чего она служила? (Была источником тепла и света.) Она занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?» . Что еще можно было делать на печке? (На печке можно было спать, или лежать, греться.) Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё. А что еще она могла делать? (Печь хлеб, готовить пищу.)

А для чего нужна эта длинная палка, да еще с рогами? Это ухват. Он был нужен для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей из печи вытащить. А эта лопатка? (Выслушать варианты ответов детей.) А лопата была нужна для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел.

Воспитатель предлагает почувствовать аромат свежего карава. я

Бабушка-Забавушка: - Какой хлебушек? (Ароматный, душистый, свежий…)

Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а каша будет… Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А вот еще одна: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»

Бабушка-Забавушка: - Самое главное место в избе - «красный угол» . «Красный угол» - самое почетное место в доме. Само название угла «красный» означает «красивый» . Его убирали вышитыми полотенцами. «Красный угол» старались держать в чистоте и нарядно украшали. В доме прорубали невысокие двери с порогом. Когда гость заходил в дом, ему приходилось кланяться на «красный угол» , а уж потом он здоровался с хозяевами. Человек, пришедший в избу, мог пройти в «красный угол» только по приглашению хозяев.

В «красном углу» главное место занимал стол. «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом, полки для утвари.

Бабушка-Забавушка: - Ребята, а посмотрите, что на полке стоит? Да, это та посуда, которой пользовались люди в деревнях. Сделана она из дерева, из глины. Туеса (воспитатель показывает и дает потрогать детям) сделаны из коры деревьев. В них хранили продукты. А это различные кувшины для жидкости: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Для чего нужно было коромысло? Да, ведь неудобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Обобщающая часть: проводится игра «Старое - новое» . Воспитатель показывает картинки с современными предметами, а дети находят старинные аналоги.

Бабушка-Забавушка: - В старину дети тоже любили играть в игрушки, как и вы. Игрушки делали из разного материала, что было под рукой из того и мастерили: лепили из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток, из тряпочек, вырезали из кости. Потом игрушки постепенно совершенствовались. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из деревянного бруска. Она разнимается на две части, в ней оказывается еще фигурка. И так несколько кукол. Матрешка это символ какой страны? (России.) Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Из какого материала сейчас больше всего игрушек? (Из пластмассы.) Девочки очень любили играть с куклами, качать колыбельку. А вы помните, мы с вами учили колыбельную песню?

Бабушка-Забавушка предлагает девочкам покачать колыбельку и спеть колыбельную песню:

Спи моя хорошая, баю-баю-бай.
Куколка любимая, глазки закрывай.
Я тебя раздену, уложу в кровать.
Завтра встанем вместе, будем вновь играть.

После этого воспитатель показывает тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Такие куклы делали для своих детей их близкие: мамы, бабушки, старшие сестры и братья. Это были не простые куклы, их называли оберегами. Как вы думаете, что это обозначает?

Ребята, вы хотите сделать такую куклу? (Да) . Кому вы ее подарите? (Маме, бабушке, сестренке.)

Дети под руководством воспитателя делают бесшовную тряпичную куклу.

Бабушка-Забавушка: - Сегодня мы с вами путешествовали в прошлое и научились делать тряпичную куклу-оберег.

Когда люди отдыхали, во что они любили играть? (В подвижные игры.) Хотите поиграть в подвижную игру? (Да.) С кого начнем игру? Кто скажет считалку?

(Едет Ваня, в красной шапке,
На серебряной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.

Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.)

Под музыкальное сопровождение проводится подвижная игра «Карусель» .

В центре зала стоит взрослый. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого - конец ленточки. Сбоку от круга на скамейке стоит ребенок с бубном.

I часть. Дети шагом идут по кругу, высоко поднимая ноги. Музыкант ритмично ударяет в бубен. Затем он кладет бубен на скамейку и встает в общий круг.

II часть. Под музыку дети бегут по кругу. С ее окончанием каждый быстро старается взять ленту. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра проводится несколько раз.

Бабушка-Забавушка: - Понравилось ли вам у нас? Что нового вы узнали сегодня? (Дети отвечают на вопросы) .

Воспитатель: - Спасибо, хозяюшка! Нам все очень понравилось.

Бабушка-Забавушка: - Милости просим, приходите еще! Будем вам рады!

Дети прощаются с хозяюшкой и возвращаются в группу.

Организация и открытие музея русского быта« Русская изба»

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Проведя опрос, как среди детей, так и среди родителей, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации. Была создана инициативная группа из воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения во главе с заведующей.

Идея Проекта: из прочитанной литературы, интернет ресурсов, в результате посещения Арзамасского Краеведческого музея, из рассказов пожилых людей, стало ясно, что в русской избе не было случайных предметов, а месторасположение каждого было определенным и традиционным. Мы решили не отступать и воссоздать полную имитацию русской избы. Вдоль стен у нас располагаются лавки, в «красном углу» обеденный стол, в углу печь в ней чугунок рядом стоит ухват, ткацкий станок как особая гордость хозяек тогдашнего времени, на полу самотканые коврики.
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Сотрудники детского сада провели большую работу в данном направлении, на общем родительском собрании объявили о создании музея «Русская изба», творческой группой подготовлена и роздана информация для родителей по данному направлению. Данная тема была вынесена на обсуждение на групповых родительских собраниях

Цель проекта.
Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Основные задачи проекта.
Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Большая часть экспонатов была собрана с помощью родителей и педагогов. Для полной имитации нашей «избы» изготовлены предметы обихода (печь, лавочки). В этом нам помог наш плотник Виктор Викторович. Торжественное открытие музея состоялось на 26 апреля 2016 года.

Оценка эффективности Проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Перспективы Проекта: на базе созданного музея будут проходить
занятия по народной культуре, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта.
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективные планы мероприятий, конспекты занятий и развлечений по возрастам, сценарии праздников; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, продумываются выставки, наглядный материал.
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта,
орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, посидеть за ткацким станком, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.

Путешествие в прошлое или экскурсия в мини-музей «Мордовская изба»
"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"
Среди многочисленных форм работы по патриотическому воспитанию музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
В нашем детском саду силами администрации, педколлектива, родителей и воспитанников обустроен мини-музей «Мордовская изба». В небольшой комнате воссоздана обстановка мордовской избы, где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением.
У нас в группе есть уголок национальной культуры: здесь представлены книги о Мордовии, куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки мордовских мастеров. В беседах, играх с детьми мы обращаемся к народным традициям, показываем красоту родного города, рассказываем о талантливости, умелости мордовского народа, пробуждая интерес к истории родного края. Но разве можно сравнить даже самые содержательные беседы с «путешествием в прошлое». Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба» произвела неизгладимое впечатление на наших воспитанников. Для детей было все необычно, ново, интересно. Вместо привычных вещей они увидели много неизвестных предметов: керосиновую лампу, лучину, прялку, ступу. Удивили их приспособления, предназначенные для глажки белья: зубчатая доска и валик (рубель) и утюг, разогревающийся раскаленными углями. Узнали ребята, что печь занимала в избе центральное место: на ней спали и в ней готовили еду. Вызвали интерес и другие, необходимые в домашнем хозяйстве предметы: необычная «стиральная машинка», представляющая собой ребристую доску, корзинки, горшки, кочерга, ухват. Понравились не похожие на привычные сандалии плетеные лапти. Любовались дети вышивками мордовских мастериц, и много еще замечательного узнали и увидели малыши в музее. Глаза детей горели от удивления и восторга. Особое впечатление произвела на них люлька, подвешенная к потолку, в которой мамы укачивали своих малышей, напевая им мордовские колыбельные песни. Мы тоже послушали запись колыбельной песни, почувствовали нежность, напевность мордовской речи. После экскурсии в группе наши детки укачивали своих кукол, напевая: «Баю-бай…»
Так через предметы старины и увлекательный рассказ экскурсовода дети познакомились с историей своей малой Родины.
Мы еще не раз посетим нашу «Мордовскую избу», еще не все рассмотрено, еще многое предстоит узнать нашим воспитанникам о жизни и культуре своих предков. Встреча с музеем всегда бывает радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Погружаясь в прошлое, мы пробуждаем добрые чувства и с заботой строим счастливое будущее.

Воспитатели: Зазулина О.Н.,
Шляпина Е.Н. 14 группа