Толстый и тонкий. Занятие в младшей группе по развитию логического мышления

В черно-белой графике существует минимум средств передачи изображения — это точка, пятно и линия. Сегодня мы попробуем узнать о свойствах и выразительных особенностях простой линии – следа, который оставляет карандаш, когда мы касаемся им бумаги.

Линию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Художники ею не пользуются из-за её однообразия. Линия на рисунках художников необычная, она «живая», то есть динамичная, меняющаяся, ускользающая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

(А. Матисс «Девушка с распущенными волосами»)

Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. Линия несет в себе информацию об изображении: художник не может обойтись без неё в своем творчестве. Ею пользуются скульптуры, архитекторы, живописцы и конструкторы.

Посмотрите на работы известного художника Ван Гога. Как он с помощью различных линий (коротких и длинных, тонких и толстых, грубых и изящных) передает пространство и настроение в пейзаже.


Чтобы лучше освоить возможности линии, выполним упражнение на виды линий.

Вам понадобится:

  • 2 листа плотной бумаги для графики формата А-4 или А-3;
  • простые карандаши разной мягкости (НВ, В, В2, В4);
  • ластик;
  • строгалка или макетный нож, чтобы точить карандаши.

Этапы работы:

  1. Проведите на листе несколько прямых линий, сделайте это разными по мягкости карандашами, чтобы линии не были одинаковыми. В рисунке горизонтальные линии создают впечатление покоя, уравновешенности, тишины.

  1. Рядом нарисуйте прямые вертикальные линии и диагональные. Вертикальные линии создают ощущение высоты, силы, энергии, стройности. Диагональные – восходящие, активные линии. Они придают рисункам устремленность, динамичность. Параллельные – строгость, стройность, слаженность.

С помощью диагональных линий можно отлично изобразить дождь и хмурое небо

  1. А теперь нарисуйте ломаные линии. Изогнутые, надломленные линии используют для передачи определенных эмоций, предметов с острыми и колючими формами.

  1. Рядом изобразите несколько видов волнистых линий, при этом старайтесь по-разному нажимать на карандаш, чтобы линии получились разнообразными по толщине. С помощью таких спокойных и мягких линий можно изображать облака, воду, метель, цветы и листья.

  1. На втором листе нарисуйте свой сказочный мир растений, цветов и насекомых, используя только линию. Но не простые у вас должны быть линии, а прямые и волнистые, тонкие и толстые, легкие и воздушные, одним словом — «ЖИВЫЕ ».

Урок от преподавателя Малышевой Анны

«Смерть чиновника Чехова» - То же относится и к рассказу «Смерть чиновника». Сегодня мы говорим об эволюции образа «маленького человека». Эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей. Именно гипербола подчёркивает весь ужас «футляра» - добровольного холопства. Рассказ. Домашнее задание. Основная мысль рассказа. В чём заключается комический характер конфликта?

«Хамелеон Чехов урок» - Отрывки из литературных работ. Где происходит действие рассказа? Что вы знаете о приеме говорящих фамилий? Чехова, д.69). По каким законам созданы юмористические рассказы Чехова? Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Обличительный- содержащий в себе обличение, разоблачающий. (Обличительная речь). Как ведут себя блюстители порядка?

«Тоска Чехова» - Кругом тишина… Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. Точно так же меняется положение пострадавшего Хрюкина: Городовой Очумелов с помошником Елдыриным шагают по площади. Смешное в рассказе начинается сразу с говорящих фамилий: Очумелов(чумной, одуревший). Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.

«Ванька Чехова» - Беседа по содержанию рассказа. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А Москва город большой. Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости? По литературному чтению на тему: Антон Павлович Чехов. "Ванька". Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.

«Рассказы Чехова и Бунина» - Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М.: Высш. школа, 2002. Рассказы раннего Бунина отличают: Опыт философского анализа. Николаева П.А. - М., 1988 г. Тюпа В. И. Аналитика художественного. Хализев В. Е. Теория литературы. I.2. «Чеховский» рассказ – особый элемент новаторства писателя.

«Жизнь Антона Чехова» - Библиотека г. Таганрога. Чехов посадил сотни фруктовых деревьев и розовых кустов. Дом в Богимове. У Чехова в Мелихове всегда было много гостей. Чехов вел регулярный прием больных. Здесь также было очень много гостей. А.П.Чехов с женой. Владельцами села Богимова была семья Былим-Колосовских. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Всего в теме 39 презентаций



О том, как нарисовать зубра подскажет любая энциклопедия. Внешне он похож на быка или бизона. Cледует рисовать его на фоне леса. Зубра считают самым тяжелым млекопитающим, которое обитает в Европе. У животного массивная передняя часть тела, которая намного выше и шире задней половины. Такое отличие можно заметить по характерному горбу в области передней части спины. Особенно это видно у самцов, так как у них в этой зоне остистые отростки позвонков груди намного длиннее.

Простой вариант

Разобравшись в том, как нарисовать зубра, поэтапно оформим все его части тела. Начнем с головы. Рисуем шерсть, которая будет расположена на голове животного между рогами. Этот клочок напоминает человеческую шевелюру. По бокам выводим два загнутых в середину толстых рога. Ниже оформляем два больших уха.

Переходим к границам головы. Выводим вниз и удлиняем морду, которая заканчивается массивным носом с двумя большими носовыми отверстиями. Ниже дорисовываем большую челюсть рта. Рисуем глаз, который будет состоять из трех кругов разного размера, причем самый маленький – зрачок.

Теперь наступила очередь описать границы тела. Не забываем, что у зубра массивная передняя часть, а на спине горб. К задней части его тело уменьшается в размерах. На грудной и плечевой зоне у животного находится область шерсти. Оформляем заднюю ногу, в конце которой делаем раздвоенное копыто.

Сзади дорисовываем длинный и тонкий хвост с кисточкой на конце. Оформляем остальные конечности. В нижней части грудной зоны делаем небольшой горб.

Осталось разукрасить рисунок. Для этого используем разные оттенки коричневого цвета, накладывая в определенных участках светлые и темные оттенки.

Реалистичная техника

Предыдущий вариант был простым способом создания рисунка карандашом, а теперь разберем как нарисовать зубра наиболее точно. Для этого используем геометрические фигуры. Лучше всего в технике оформления тела пользоваться кругами разного размера. На одной линии нарисуем последовательно три окружности: левая будет среднего размера, к ней прикасается круг побольше, а третий справа немного заходит на предыдущий и будет иметь радиус на 1 см больше, чем у первого. Последняя фигура будет головой, поэтому сразу делим ее на четыре сектора крестом.

От головы ведем две кривые к большому кругу так, чтобы они формировали горб на спине и нижней части грудного отдела. Средний круг соединяем с третьим, но этот участок должен быть намного меньше, чем передняя часть туловища зубра. Из левой окружности выводим примитивную конечность, такую же оформляем из среднего круга.

Детализируем голову: в левом верхнем секторе рисуем рог и ухо, в правом верхнем секторе — глаз, окруженный складками века. В правом нижнем секторе оформляем зону носа и рта. Из двух нижних секторов выпускаем бороду. По границе головы делаем штриховку шерсти, хаотически разбрасываем ее по участку головы.

Штриховкой проходимся по верхней зоне спины и выпускаем сзади небольшой хвост с кисточкой. Нижнюю часть от головы до ног прорисовываем штрихами большей длины. Описываем зону толстых, но коротких передних конечностей, а задние делаем тоньше и длиннее. На брюхе собираем шерсть в центре в пучок. Проходимся по боку зубра штриховкой в виде кривой.

Избавляемся от ненужных линий и окружностей с помощью ластика.

Накладываем тени на весь рисунок. Для этого проходимся вертикальными линиями по всей площади животного, надавливая в определенных местах сильнее. Светлый блик оставляем на задних конечностях, бедре и животе. Под зубром рисуем поверхность пола.

Подробный пример

Снова вернемся к легкому рисунку, который подойдет ребенку. Итак, как нарисовать зубра? Пройдем несколько этапов и разберем подробно всю работу. Рисуем большой круг. Справа на него заводим круг поменьше. Слева вытягиваем треугольник с закругленным концом.

На голове снизу рисуем зону рта и бороды.

В верхней части добавляем пышную шевелюру и рог.

Дорисовываем носогубную складку и глаз. На плече оставляем складку.

Большой круг сверху и снизу одеваем в теплую шерстяную накидку.

Немного подправляем заднюю часть и выводим вниз конечность, доделываем зону живота.

Оформляем хвост, который будет немного согнут в полукруг.

Выводим вторую заднюю конечность и рисуем толстые и короткие передние.

Соединяем весь рисунок в одно целое.

Разукрашиваем в оттенки коричневого и на заднем фоне рисуем поле с виднеющимся вдалеке лесом.

Простой рисунок

Вот так легко можно узнать, как нарисовать зубра. Но можно попробовать еще одну технологию создания такого рисунка. Она проста и незамысловата. Начинаем делать обычную голову быка с двумя рогами, ушами. Добавляем глаза и оформляем большой нос.

За головой рисуем зону шерсти.

Переходим к туловищу. Ближняя часть делается большой и высокой, а задняя — маленькой и низкой.

Добавляем переднюю конечность.

Теперь заднюю и рисуем зону брюха.

Рисуем видимые части вторых конечностей.

Прорисовываем копыта, разделенные на две части.

Разукрашиваем коричневым цветом, добавляя сзади хвост.

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»

Оценочный, или ценностный, аспект произведения, его идейно-эмоциональную направленность называют тенденцией . В литературе социалистического реализма, к примеру, тенденция трактовалась как партийность, в литературе «шестидесятников» - как свобода.

Идейное содержание произведения - это область решений и выводов. Идея всегда что-то отрицает или утверждает . В своём коротеньком рассказе «Толстый и тонкий» Чехов прямо в лоб выводит идею утверждения чести и неприятия лакейства. Но когда идея произведения слишком выпячена, резко обозначена, художественная ценность произведения падает - это утверждение справедливо и для хорошей идеи и для плохой. Оттого рассказ Чехова «Толстый и тонкий» имеет ничтожную художественную ценность.

Схема сюжета рассказа

Также малоценны с художественной точки зрения идеологизированные произведения из жанров «социалистический реализм», «антисоветская литература», «нацистская литература», «сионистская литература», «фашистская литература», «христианская литература», «мусульманская…» Доминирование в произведении политической тенденциозности означает крах художественности в нём.

Только о художественной ценности рассказа - ни слова

Ещё Маркс указывал, что успеха могли достичь только те органы печати, которые в каждом вопросе руководили общественным мнением. Но в таком случае, лучше сразу писать публицистику - вот в ней тенденциозность выглядит органично. Многие политизированные фантастические романы даже очень известных авторов страшно слабы в художественном отношении: автор двигает одну политическую идею (например, антикоммунизм), а герои лишь обслуживают её, поэтому они плохо прописаны, похожи друг на друга, а все коллизии между ними подчинены проведению тенденции, поэтому не берут читателя за душу. Когда тенденциозность грубо вылезает наружу, читатель начинает сопротивляться насилию со стороны автора.

Почти все иллюстрации к рассказу «Толстый и тонкий», как и текст, крайне прямолинейны, нацелены на идеологическую обработку школьников

Российскому писателю ближе всего социалистическая и либеральная идеи в литературе. Ленин требовал: литература должна «стать частью общепролетарского дела», «составной частью организованной, планомерной, объединённой социал-демократической партийной работы». Для большевиков литературное дело было неотделимо от дела социалистической революции. Если кто-то думает, что сегодня для дела российской либеральной контрреволюции что-то изменилось, тот глубоко заблуждается. Сегодня по идеологическому заказу либералов литература служит правящему капиталистическому классу, а кто из творцов не хочет ей служить, того «не пущают» и преследуют, разве что не сажают и не убивают в подворотнях. Писатели, обслуживающие либеральную идею, охаивают всё советское и русское, Ленина и Сталина , нашу победу в ВОВ, нашу науку и технику, нашу молодёжь, нашего крестьянина, стремятся привить русскому народу чувство неполноценности и вторичности. Эта либеральная диверсия против собственного народа - сытная кормёжка для многих современных писателей-постмодернистов. Хочешь быть опубликованным, напиши тенденциозную вещь, даже полный бред и страшный вред, но под либеральной идеей. Как в советские времена всех достали «производственные» романы, так сегодня читателя воротит от нагромождений придуманных страшилок про Сталина и коммунистов, про гомосексуалистов и наркоманов.

В отношении тенденциозности, Достоевского многие считают реакционным и неприятным писателем: мол, он скорее христианский идеолог, чем писатель. Читателей-атеистов Достоевский буквально замордовал навязчивой христианской идей - сквозной темой, переходящей из романа в роман. «Преступление и наказание» - тоже идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету.

Сильно портит любое художественные произведения и довлеющая националистическая идея. Однако, иногда она хотя и проводится автором по всему произведению, но не сильно выпячивается.

Еврей-спекулянт подсчитывает барыш от продажи полумёртвой старой коровы

Например, в романе «Похождения бравого солдата Швейка» Гашек приводит шесть эпизодов, в которых второстепенными героями выступают евреи. Во всех эпизодах герои-евреи исключительно мошенники: один дважды продал императорской австро-венгерской армии одни и те же вагоны с фуражом; другой сбывал солдатам и офицерам чешской армии под видом французского коньяка смертельно опасный самогон собственного изготовления; третий всучил в полковую кухню еле-еле живую тощую коровёнку по цене упитанной бурёнки, которую взяли, только чтобы отстал, не ползал на коленях и не хватал за ноги офицера, умоляя купить дохлятину… Ни один из выведенных Гашеком (в книге о Первой мировой войне!) евреев не служил в австро-венгерской армии, не был на фронте - все только мошенничали, наживаясь на страшной войне.

Еврей-спекулянт подсунул воинам императора самогон в бутылках из-под коньяка

Другой пример «мягкого» проведения националистической тенденциозности являет нам сегодня творчество Дины Рубиной : в её произведениях что ни герой-еврей, то красавчик, умница, ну просто ангел во плоти и предмет для обожания, а что ни герой-русский - то отвратительная личность, бяка, о такого только ноги вытирать. Но Гашек выводит евреев-мошенников беззлобно, органично, с великим юмором, совершенно как всех других героев своего романа, а Рубина не заботится о чувстве меры в тонком идеологическом вопросе и выводит русских персонажей с еле сдерживаемой авторской неприязнью, презрением, если не сказать с ненавистью. Оттого в окрашенных идеей национализма эпизодах антисемит Гашек читается хорошо, а русофобка и гражданка Израиля Рубина - нет.

Вспомните об этом в нужный момент

Альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, где учатся 5 лет очно или 6 лет заочно, - Школа писательского мастерства Лихачева. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев, а по желанию учащегося - и того меньше. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки и получите чувствительные скидки на редактирование своих рукописей.

Инструкторы частной Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Цель (задачи):

Материалы и оборудование: толстые и тонкие носки по количеству детей, толстые и тонкие нитки по количеству детей, толстые и тонкие книги по количеству детей длиной 15-20 см., 1 большая коробка для книг, 1 маленькая коробка для книг, толстые и тонкие фломастеры по количеству детей, листы бумаги для рисования, платок из непозрачной ткани, маленькая диванная подушка

Подготовительная работа: рисовать разные линии толстым и тонким фломастером.

Ход занятия.

Дети сидят на ковре или на подушечках на полу.

Воспитатель: (держит в руках два разных носка: один толстый, а другой тонкий) Дети, посмотрите, что у меня в руках? (носки). Они одинаковые? (нет). Да, действительно, носки разные. Один носок толстый. (воспитатель поднимает руку с толстым носком вверх), а другой носок – тонкий (воспитатель поднимает руку с тонким носком)

Воспитатель ещё раз поднимает одну руку с носком вверх и спрашивает детей: «Это какой носок?» (толстый). «А это какой носок?» (тонкий). Хотите потрогать носочки?

Каждому ребёнку даётся два носка толстый и тонкий. Дети ощупывают носки.

Физкультминутка.

Возьмите толстый носок и поднимите руку с носком вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите носком, как машут платочками на прощание. Опустите руку.

Возьмите в другую руку тонкий носок и поднимите руку с носком вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите носком, как машут платочками на прощание. Опустите руку. Молодцы!

(носки остаются у детей)

Воспитатель: (держит в руках две разные нитки: толстую и тонкую длиной 15-20 см). Дети, а сейчас что у меня в руках? (ниточки ). Ниточки одинаковые? (нет). Да, действительно, нитки разные. Одна нитка толстая. (воспитатель поднимает руку с толстой ниткой вверх) , а другая нитка – тонкая (воспитатель поднимает руку с тонкой ниткой)

Воспитатель ещё раз поднимает одну руку с ниткой вверх и спрашивает детей: «Это какая нитка?» (толстая). «А это какая нитка?» (тонкая). Хотите потрогать нитки?

Каждому ребёнку даётся две нитки: толстая и тонкая. Дети ощупывают нитки.

Физкультминутка.

Возьмите толстую нитку и поднимите руку с ниткой вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите ниткой, как машут платочками на прощание. Опустите руку.

Возьмите в другую руку тонкую нитку и поднимите руку с ниткой вверх. Потянитесь рукой высоко-высоко, а теперь помашите ниткой, как машут платочками на прощание. Опустите руку. Молодцы!

Воспитатель: Из толстой нитки связали толстый носок. Воспитатель накладывает толстую нитку на толстый носок. А из тонкой нитки связали тонкий носок. Воспитатель накладывает тонкую нитку на тонкий носок. А теперь вы сами положите тонкую нитку на тонкий носок, а толстую нитку на толстый носок.

(Носки и нитки дети оставляют около своих мест.

Воспитатель просит детей встать со своих мест и подойти к столу, где разложены разные книги (толстые и тонкие). Дети стоят вокруг стола.

Воспитатель: Смотрите сколько разных книг на столе! Эта книга толстая. (воспитатель берёт толстую книгу и показывает детям) Положим её в большую коробочку. (кладёт книгу в большую коробку, которая стоит на полу.)

А эта книга тонкая (воспитатель берёт тонкую книгу и показывает детям) Положим её в маленькую коробочку. (кладёт книгу в маленькую коробку, которая стоит на полу.) А теперь вы сами положите толстые книги в большую коробку, а тонкие книги – в маленькую коробку.

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за правильностью выполнения.

Молодцы! Всё сделали правильно!

Воспитатель просит детей сесть на стульчики к столам. На столах разложена бумага для рисования, линией разделённая на две части. (любой формат). На магнитной доске воспитателя тоже закреплён лист бумаги, разделённый на две части.

Воспитатель: (держит 2 фломастера (толстый и тонкий) в руках). Что у меня в руках? (фломастеры ). Какой это фломастер? (тонкий ). А это какой фломастер (толстый). Тонкий фломастер рисует тонкие линии. (Воспитатель рисует прямые, волнистые и зигзагообразные линии в одной из частей листа бумаги.)

Какие линии я нарисовала? (тонкие) . А это какой это фломастер? (толстый) . Толстый фломастер рисует толстые линии. (Воспитатель рисует прямые, волнистые и зигзагообразные линии в другой части листа бумаги.) Какие линии я нарисовала? (толстые). (детям раздают по два фломастера (толстый и тонкий).

Дети, нарисуйте, пожалуйста, в одной части листа тонким фломастером тонкие линии, а в другой части листа - толстым фломастером толстые линии.

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за правильностью выполнения.

Молодцы! Всё сделали правильно!

Воспитатель: А теперь давайте поиграем! (дети выходят из-за столов в свободное пространство комнаты)

Воспитатель : (загадочным голосом):Смотрите, что у меня есть! (показывает детям большой расписной платок из непрозрачной ткани размером 80 на 80 см.) Это волшебный платок! Он превращает детей в толстых медведей, а потом снова в детей! Кто хочет подержать волшебный платок?

Выходят два ребёнка и держат платок на вытянутых руках как будто ширма. Эти двое детей стоят лицом к остальным детям. Выбирается ещё один ребёнок. Он будет превращаться в толстого медведя.

Выбранный ребёнок заходит за ширму-платок. Дети в это время говорят любые «волшебные слова-заговора»

Воспитатель в это время всовывает маленькую диванную подушку под рубашку ребёнка. Платок-ширма открывается, и ребёнок, со спрятанной подушкой, изображает толстого и неуклюжего медведя.

(Ходит вразвалочку с широко расставленными руками.)

Воспитатель: Ох, какой толстый медведь пришёл к нам!

Дети могут в свободной форме пообщаться с «медведем».

Ширма-платок закрывает «медведя», дети говорят «волшебные слова» и из-за ширмы выходит ребёнок в своём обычном виде.

Игра повторяется несколько раз с другими детьми.

Предыдущие статьи:
  • Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц