Старинная традиция табу. Три вещи, которые всегда нужно контролировать

ПЛАН

1. Табу как социальный феномен.

2. Виды табу 3. Тотемизм как составляющая культуры первобытного общества. Тотемизм и религия.

4. Мифы нерелигиозные и религиозные в жизни первобытного общества.

Литература.

  • Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М., 2000
  • Семенов Ю. История первобытного общества. – Режим доступа: www.scepsis.ru
  • Фрейд З. Тотем и табу. – Режим доступа: www.pseudology.org

ТАБУ - первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» - полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга.

Табу - отрицательная сторона «маны», сверхъестественной силы, которой может быть наделен как человек так предмет или дух. Поскольку человек, обладающий маной, или вещь, которой сообщена мана, считаются опасными для окружающих, то прикосновение к ним, а порой даже взгляд на них, превращается в табу. Иногда снять табу можно посредством религиозно-магических обрядов. Страх перед «сверхъестественной силой» табу подкрепляется реальным наказанием (часто смертью) за его нарушение. После обнаружения института табу у полинезийцев, затем у меланезийцев, оказалось, что понятия аналогичные понятию табу существовали во всех обществах:

Дж. Фрейзер показал, что табу существовало у всех первобытных народов. У.Робертсон-Смит использовал слово табу для обозначения запретов, налагаемых на «произвольное использование человеком обычных вещей и подкрепляемых угрозой сверхъестественной кары». Ф. Ратцель, обративший внимание на случаи использования табу «в социально-политических целях», считал табу явлением религиозного происхождения. Согласно Э.Дюркгейму, социальными последствиями соблюдения табу является объединение социальной группы вне обычных ритуалов и чувственных проявлений. Табу является символом членства в группе. 3. Фрейд рассматривал табу как первую в истории нравственную норму. Согласно его концепции, этот моральный запрет стал результатом договора, заключенного сыновьями, убившими своего отца, вожака первобытного человеческого стада, для того чтобы обладать его женами, своими матерями и мачехами. Испытывая жгучее чувство стыда за содеянное, сыновья договорились между собой наложить табу на убийство родственников и брак с матерями (и мачехами), а жен брать вне своего рода. Эти два запрета стали первой социальной нормой, с которой и начинается история человечества. Б. Малиновский, рассматривая табу как регулятивный социальный институт, не сумел обнаружить «эдипов комплекс» у первобытных народов Океании и решил отнести его к более позднему «патриархальному» периоду A.P. Радклифф-Браун считал табу вневременной нравственной нормой, регулирующей поведение членов общества в соответствии с принятыми в нем нормами и ценностями. К.Леви-Стросс определяет табу как сообщение, символическую системы, представляющую собой обмен между природой и культурой, животным миром и обществом. М.Дуглас рассматривает табу в контексте исследования бинарных оппозиций грязное/чистое.



"Цели табу разнообразны: цель прямого табу состоит в: а) охране важных лиц, как-то: вождей, священников, предметов и т. п. от возможных повреждений; b) в защите слабых - женщин, детей и вообще обыкновенных людей против могущественного Маnа (магической силы) священников и вождей; с) в защите от опасностей, связанных с прикосновением к трупам или с едой известной пищи и т. п.; d) в охране важных жизненных актов, как-то: родов, посвящения взрослого мужчины, брака, сексуальной деятельности; е) в защите человеческих существ от могущества или гнева богов и демонов; f) в охране нерожденных и маленьких детей от разнообразных опасностей, угрожающих им вследствие их особой симпатической зависимости от их родителей, если, например, последние делают известные вещи или едят пищу, прием которой мог бы передать детям особенные свойства. Другое применение табу служит защите собственности какого-нибудь лица, его орудий, его поля от воров" и т. д. Наказание за нарушение табу первоначально предоставляется внутренней действующей автоматически организации. Нарушение табу мстит за себя. Если присоединяется представление о богах и демонах, имеющих связь с табу, то от могущества божества ожидается автоматическое наказание. В других случаях, вероятно, вследствие дальнейшего развития понятия, общество само берет на себя наказание дерзнувшего, преступление которого навлекает опасность на его товарищей. Таким образом, первые системы наказания человечества связаны с табу. Источником табу считают особенную чародейственную силу, имеющуюся в людях и духах, которая от них может быть перенесена при помощи неодушевленных предметов. Лица или вещи, являющиеся табу, можно сравнить с предметами, заряженными электричеством, они являются вместилищем страшной силы, проявляющейся при прикосновении в виде опасного влияния, когда организм, вызвавший разряд, слишком слаб, чтобы противостоять ему. Результат нарушения табу зависит поэтому не только от интенсивности магической силы, присущей табу-объекту, но также и от силы Маnа, сопротивляющейся этой силе у преступника. Так, например, короли и священники обладают могущественной силой, и вступление в непосредственное прикосновение с ними означало бы смерть для их подданных, но министр или другое лицо, обладающие Маnа в большем чем обыкновенно размере, могут безопасно вступать с ними в общение, и эти посредники могут в свою очередь разрешать близость своим подчиненным, не навлекая на них опасности. Так же переданные табу по своему значению зависят от Маnа того лица, от которого они исходят; если табу налагает король или священник, то оно действительнее, чем если оно налагается обыкновенным Человеком. 2. Виды табуа) Обращение с врагами. Если мы проявили склонность приписывать диким народам безудержную и безжалостную жестокость по отношению к врагам, то с большим интересом узнаем, что и у них после убийства Человека требуется выполнить ряд предписаний, относящихся к обычаям табу. Эти предписания легко разделить на четыре группы; они требуют: во-первых, примирения с убитым, во-вторых, самоограничений, в-третьих, покаянных действий, очищения убийцы, и, в-четвертых, совершения известного церемониала. Насколько такие обычаи табу у этих народов общи или выполняются только в отдельных случаях, - нельзя уверенно решить, с одной стороны, вследствие неполноты наших сведений. Все же нужно думать, что здесь речь идет о широко распространенных обычаях, а не об отдельных странностях. Обычаи примирения на островах Timor, по возвращении домой победоносного военного отряда с отрубленными головами побежденных врагов, представляют особый интерес, потому что вождь экспедиции подвергается сверх того еще тяжким ограничениям. При торжественном вступлении победителей приносятся жертвы, дабы умилостивить души врагов; в противном случае пришлось бы бояться несчастий для победителей. Устраивается танец, и при этом поются песни, в которых оплакивается убитый враг и испрашивается у него прощение. Другие народы нашли средство превращать своих прежних врагов после их смерти в друзей, стражей и защитников. Средство это состоит в нежном обращении с отрубленными головами, как этим хвалятся некоторые дикие народы в Борнео. Если они приносят с похода домой голову, то в течение целого месяца с этой головой обращаются с самой изысканной любезностью и называют ее самыми нежными именами, какие только существуют в их языке. Ей всовываются в рот лучшие куски пищи, лакомства и сигары. Ее постоянно упрашивают ненавидеть своих прежних друзей и подарить свою любовь своим новым хозяевам, так как теперь она уже вошла в их среду. Дикари прямо сознаются в своем страхе перед духами убитых врагов и объясняют этим страхом обычаи табу. На Lоgea, острове возле Новой Гвинеи, мужчины, убившие или принимавшие участие в убийстве врагов, в течение недели скрываются в своих домах. Они избегают всякого общения со своими женами и друзьями, не прикасаются руками к пище и питаются только растительной пищей, приготовленной для них в особой посуде. Как на причину этих последних ограничений, указывается на то, что им нельзя чувствовать запаха крови убитого; в противном случае они могли бы заболеть и умереть. У племени Toaripi или Motumotu на Новой Гвинее мужчина, убивший кого-нибудь, не смеет приближаться к своей жене и прикасаться пальцами к пище. Его кормят посторонние и особой пищей. Так это длится до ближайшего новолуния. b) табу властителей. Отношение примитивных народов к вождям, королям и священникам руководствуется двумя основными принципами, которые как будто скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Нужно их бояться и оберегать их. И то и другое совершается при помощи бесконечного числа предписаний табу. Нам уже известно, почему нужно остерегаться властителей: потому что они являются носителями таинственной чародейственной и опасной силы, передающейся через прикосновение, подобно электрическому заряду, и приносящей смерть и гибель всякому, кто не защищен подобным же зарядом. Поэтому следует избегать всякого посредственного и непосредственного соприкосновения с опасной святыней, и в тех случаях, где этого нельзя избежать, найден был церемониал, чтобы предупредить опасные последствия. Нубийцы в Восточной Африке думают, например, что они умрут, если войдут в дом священника-короля, но что они избегнут этой опасности, если при входе обнажат левое плечо и склонят короля прикоснуться к ним рукой. Таким образом, перед нами тот замечательный факт, что прикосновение короля становится целебным и защитным средством против опасности, вытекающей из прикосновения к королю. Следующее свидетельство может служить доказательством страшного действия прикосновения, при котором, хотя бы и не преднамеренно, проявляется активность, направленная против короля или того, что ему принадлежит. Вождь высокого положения и большей святости на Новой Зеландии забыл однажды на пути остатки своего обеда. Тут пришел раб, молодой, крепкий, голодный парень, увидел оставленное и набросился на обед, чтобы съесть его. Едва только он кончил еду, как видевший это с ужасом сказал ему, что он совершил покушение на обед вождя. Раб был крепким и мужественным воином, но, услышав это сообщение, он упал, с ним сделались ужасные судороги и к вечеру следующего дня он умер. Женщина Maori поела каких-то плодов и затем узнала, что они взяты с места, на которое наложено табу. Она громко вскрикнула, что дух вождя, которого она таким образом оскорбила, наверное, убьет ее. Это произошло около полудня, а к двенадцати часам следующего дня она была уже мертвой. Нечему удивляться, что явилась потребность изолировать от других таких опасных лиц, как вождей и священников, воздвигнуть вокруг них стену, за которой они были бы недоступны для других. У нас может зародиться мысль, что эта воздвигнутая первоначально из предписаний табу стена существует еще и теперь в форме придворного церемониала. Но, может быть, большая часть этого табу властелинов не объясняется потребностью защиты от них. Противоположная точка зрения в обращении с привилегированными лицами, потребность защиты их самих от окружающей их опасности, принимала явное участие в создании табу, а следовательно, и в развитии придворного этикета. Некоторые из табу, которым подвержены короли у варваров, живо напоминают меры пресечения против разбойников. В Shark Point при Кар Рadгоn в Нижней Гвинее (Западная Африка) живет король-священник Kukulu один в лесу. Он не смеет прикасаться к женщине, не смеет оставлять своего дома, ни даже вставать со своего стула, в котором обязан спать сидя. Если бы он лег, то ветер стих бы и мореплавание приостановилось бы. На его обязанности лежит сдерживать бури и вообще заботиться о равномерном здоровом состоянии атмосферы. Чем могущественнее король Lоangо, говорит Bastian, тем больше он должен соблюдать табу. с) табу мертвецов. Нам известно, что мертвецы представляют собой могучих властителей; мы, может быть, с удивлением узнаем, что в них видят врагов. У Maori всякий, прикасающийся к трупу или принимавший участие в погребении, становится крайне нечистым, ему почти отрезано всякое сообщение с другими людьми, он, так сказать, подвергается бойкоту. Он не смеет входить ни в один дом, не может приблизиться ни к какому Человеку или предмету без того, чтобы не заразить их такими же свойствами. Больше того, он не смеет прикасаться руками к пище, и его руки благодаря своей нечистоте становятся для него негодными для употребления. Ему ставят пищу на землю, и ему ничего другого не остается, как хватать ее губами и зубами, поскольку это возможно в то время, как руки он держит за спиной. В каждой деревне имеется какое-нибудь опустившееся изгнанное из общества существо, живущее скудными подаяниями, получаемыми таким жалким образом. Только этому существу разрешается приблизиться на расстояние вытянутой руки к тому, кто выполнил последний долг перед умершим; когда время изоляции проходит и ставший нечистым, благодаря трупу, получает возможность снова войти в круг своих товарищей, то разбивается вся посуда, которой он пользовался в течение опасного времени и сбрасывается вся одежда, в которую он был одет. Обычаи табу после телесного прикосновения к мертвецам одинаковы во всей Полинезии, Меланезии и в части Африки; постоянную часть их составляет запрещение прикасаться к пище и вытекающая из него необходимость, чтобы кормили другие. Замечательно, что в Полинезии или, может быть, только на Гаваях таким же ограничениям подвержены священники-короли при выполнении священных действий. При табу мертвецов на Tonga ясно проявляется постепенность уменьшения запрещений, благодаря собственной силе табу. Кто прикоснулся к трупу вождя, тот становится нечистым в течение десяти месяцев, но если прикоснувшийся был сам вождем, то делался нечистым в течение трех, четырех или пяти месяцев, в зависимости от ранга умершего; если же дело шло о трупе обожествляемого верховного вождя, то даже самые большие вожди становились табу на десять месяцев. дикари глубоко верят в то, что всякий, нарушивший такие предписания табу, должен тяжело заболеть и умереть; и эта вера их так непоколебима, что, по мнению одного наблюдателя, они еще никогда не осмеливались сделать попытку убедиться на деле в противном. Одним из самых странных и поучительных обычаев табу, касающихся оплакивания мертвеца у примитивных народов, является запрещение произносить имя умершего. Оно чрезвычайно распространено, осуществлялось различным образом и имело значительные последствия. Обыкновенно запрет произносить имя умершего выполняется очень строго. Так, у некоторых южно-американских племен считается самым тяжелым оскорблением оставшихся в живых, если в их присутствии произнести имя умершего, и полагающееся за это наказание не менее строго, чем наказание за убийство. Нелегко понять, почему произнесение имени так пугает, тем не менее, связанная с ним опасность вызвала ряд предупредительных мер, интересных и значительных во многих отношениях. Так, Masaua Африке нашли выход в том, что меняют имя умершего непосредственно после смерти; его без боязни можно называть новым именем, между тем, как все запрещения связаны с прежним именем. При этом предполагается, что духу неизвестно его новое имя и он его никогда не узнает. 3. Тотемизм как составляющая культуры первобытного общества. Тотемизм и религия. Вопреки общему мнению, тотемизм в своей изначальной форме религией не был. Мифы тоже первоначально возникли вне какой-либо связи с религией, не были религиозными. Перед нами вполне самостоятельная линия эволюции одной из сфер духовной жизни людей первобытного (а затем и более позднего) общества, которая лишь позднее пересеклась с линией развития религиозных представлений и серьезно сказалась на ней.

Тотемизм в своей исходной форме представлял собой глубокую, не знающую сомнений веру в полное тождество членов того или иного человеческого коллектива (первоначально - праобщины, позднее - рода) с особями одного определенного вида животных (медведями, волками, оленями и т.п.). Этот вид животных, а тем самым и каждое животное данного вида, являлся тотемом данной группы людей, а тем самым и любого из ее членов. В своей сущности тотемизм был не чем иным, как осознанием реального единства человеческого коллектива, фундаментальной общности всех его членов и одновременно столь же фундаментального их отличия от членов всех других существующих на земле человеческих коллективов. Если иные формы религии, исключая политеизм, были отражением господства над людьми слепой необходимости природы, то тотемизм был отражением господства над человеком сил общественного развития, отражением не природного, а общественного бытия. И это отражение, так же, как и отражение в магии, оменализме и т.п. господства над людьми объективных природных сил, было не адекватным, а иллюзорным, фантастическим. Поэтому тотемизм, как и магия, оменализм, фетишизм и т.п., был верой. Все это и дало основание трактовать тотемизм как одну из форм религии. Однако согласиться с таким пониманием тотемизма нельзя.

Понятия иллюзии и религии далеко не тождественны. Всякая религия есть иллюзорное отражение действительности, но не всякое иллюзорное отражение действительности является религией. Могут существовать и существуют различного рода нерелигиозные иллюзии. Религией является только такая иллюзия, которая включает в качестве неотъемлемого момента веру в сверхъестественную силу, от которой зависят ход и исход человеческих действий, веру в сверхъестественное влияние на судьбу человека. Если подобного рода вера отсутствует, иллюзия не может быть охарактеризована как религиозная, сколь бы фантастическими ни были составляющие ее представления.

Животные, являвшиеся тотемом, никогда не наделялись в воображении людей способностью сверхъестественным образом влиять на их дела. Поэтому тотемизм в его исходной форме не был религией.

В процессе своего оформления и развития тотемизм оброс значительным числом всевозможных ритуальных действий. В частности, возникли особые празднества, во время которых люди облекались в шкуры тотемных животных и подражали их действиям. Но эти тотемистические пляски не представляли собой религиозного культа. Люди, их совершавшие, не ставили своей целью добиться от тотемных животных благоприятного воздействия на ход и исход их деятельности. Суть тотемистических плясок заключалась в подтверждении идентичности членов данного коллектива и животных тотемного вида. В последующем некоторые из действий, совершаемых во время такого рода празднеств, приобрели характер магических обрядов. В тотемистическую обрядность вплелись и новые, чисто магические, действия. Тем самым тотемизм оказался связанным с магией, но формой религии он при этом не стал.

Из сказанного выше следует, что хотя ритуальная дисциплина играла важную, даже основополагающую роль в человеческом развитии, она вне всякого сомнения достигала успеха лишь ценой некоторой поте­ри творческого начала. Следовательно, господство ритуала и всех производных от него форм установлений объясняет как раннее раз­витие человека, так и крайнюю замедленность этого процесса. Дол­гое время тормоза оставались гораздо мощнее, чем машина, которую они сдерживали.

Где бы мы ни находили архаического человека, мы видим от­нюдь не беззаконное существо, вольное делать что ему хочется, когда хочется и как хочется* скорее, перед нами человек, который в каждый момент своей жизни держится осторожно и осмотрительно, подчиня­ясь обычаям своего рода, воздавая почтение сверхчеловеческим си­лам - будь это боги-творцы всего сущего, призраки и демоны, свя­занные с его незабвенными предками, или же тотемы - священные

Животные, растения, насекомые или камни. Можно почти не сомне­ваться (хотя и это тоже остается догадкой) в том, что древний чело­век отмечал каждую фазу своего развития подобающими обрядами посвящения, то есть, по сути, универсальными церемониями, кото­рые цивилизованный человек перестал совершать лишь недавно - для того, чтобы поспешно состряпать для них замену вроде книжек «Уход за младенцем и кормление» или «Сексуальные проблемы под­ростков» .

Благодаря запретам и ограничениям, а также в силу благочести­вых соглашений, древний человек пытался соотносить свою деятель­ность с окружавшими его незримыми силами, стремясь завладеть частью их могущества, оградиться от их коварства и заручиться их поддержкой (а порой путем волшебства и исторгнуть ее у них). И нигде еще такое осмотрительное поведение не нашло более полного отражения, чем в двух древних установлениях, к которым Фрейд от­носился с большим подозрением и наивной враждебностью: я имею в виду тотем и табу.

Как указывали Рэдклифф-Браун и Леви-Стросс, понятие тоте­ма, если изучить разнообразные сферы его приложения, обнаружива­ет многочисленные двусмысленности и противоречия. Впрочем, то же самое относится и к другому важнейшему понятию - городу, - охватывающему множество различных городских функций и соци­альных потребностей, которые объединяет лишь приблизительно сходное устройство. Связующим элементом между всеми формами тотема являются особые отношения зависимости от некоего священ­ного предмета или силы, которую подобает благоговейно чтить. На первый, поверхностный взгляд представляется, что привязанность определенной группы людей к одному предку-тотему явилась попыт­кой избежать губительных последствий кровосмешения внутри не­многочисленной общины. Поэтому внутри тотема браки запреща­лись, а половая связь с членами своего тотема, возможно, каралась смертью.

К сожалению, такое объяснение не выдерживает критики. в том, что формальные сексуальные отношения под знаком тотема со­существовали с обычной семейной жизнью, какая наблюдается и среди многих других биологических видов, даже у птиц. Это указы­вает на специфически человеческую двойственность (или лучше оп­ределить ее как взаимодополняемость?), обособляющую биологиче­скую и культурную сторону жизни. Сложные правила, регулировав­шие родственные отношения у «примитивных» народов, а также их табу, свидетельствуют о том, что человек весьма рано одержал верх над своими грубыми биологическими инстинктами и наделил их осо­бой человеческой формой, повинуясь суровым и осознанным прика­зам высших мозговых центров.

Порядок тотемного родства закреплялся с помощью табу; изна­чально это полинезийское слово, которое буквально означает «то, что запрещено». Под это понятие подпадают многие стороны жизни, по­мимо половых связей: табу распространяется на разновидности пи­щи, особенно мясо тотемных животных, на трупы, на женщин в пе­риод менструации, на игру вождя - вроде серфинга, или на опреде­ленную территорию. Действительно, любая часть окружающей чело­века среды окружения в силу какой-то случайной связи с добрыми или злыми силами может оказаться табуированной.

Эти запреты настолько чужды здравому смыслу, что можно только поражаться - как это делал Фрейд - их немыслимой прихот­ливости, их своенравному неразумию, их суровому осуждению не­виннейших поступков. Порой даже начинает казаться - как это каза­лось Фрейду, - что те достижения, которые совершил человек, сделав свое поведение рациональным, находятся в пропорциональной зави­симости от его способности отвергнуть или отбросить все табу. Но подобное суждение было бы опасной ошибкой с еще более опасными последствиями Так же, как в своем отрицании религии, Фрейд осно­вывался здесь на странном предположении, будто обычаи, никоим образом не помогавшие человеческому развитию, а в иных случаях и явно противостоявшие ему, - тем не менее сохранялись на протяже­нии долгих веков, не утрачивая своего влияния. Однако от Фрейда ускользнуло то, о чем напомнил нам другой, более внимательный исследователь - Рэдклифф-Браун, говоря обо всех формах ритуала: необходимость проводить разграничения между самим методом и социальной целью. Взывая к священным силам, предписывая страш­ные кары за нарушение табу, древний человек формировал привычки абсолютного контроля над собственным поведением. Потерю свобо­ды в данном случае на долгое время компенсировали коллективная солидарность и предсказуемый порядок.

Мнимая цель порой заставляла табу казаться детскими, неспра­ведливыми или извращенными - например, женщинам отказывалось в особых привилегиях, которыми пользовались мужчины, а при дето­рождении происходило наоборот. Однако привычка строго следовать подобным наказам и запретам была чрезвычайно важна, так как помо­гала человеку достичь порядка и согласованности в прочих сферах.

Для противодействия беззаконному абсолютизму своего бессоз­нательного человеку требовалась некая законопослушная сила, не менее абсолютная. Вначале для необходимого равновесия было дос­таточно одного лишь табу: это и был самый ранний «категорический императив» человека. Табу - наряду с ритуалом, с которым оно было тесно связано, - явилось для человека одним из наиболее действен­ных средств достижения самоконтроля. Такая нравственная дисцип­лина, укоренившаяся в качестве привычки раньше, нежели ее можно было оправдать как рациональную человеческую необходимость, была основополагающей для человеческого развития.

Проиллюстрируем сказанное примером из быта современного примитивного австралийского народа - эуалайи. По словам Заура, у них существует следующий обычай: когда ребенок только начинает ползать, мать отыскивает сороконожку, опускает в кипяток, а потом, поймав ручки ребенка, принимается легонько ударять по ним мерт­вым насекомым, напевая при этом такую песенку:

Будь добрым,

Не воруй,

Не трогай того, что принадлежит другим,

Не смотри на чужое.

Будь добрым.

Мать здесь не только воплощает для человеческого детеныша власть, но и связывает ее с потенциально ядовитым существом, со­единяя свои внушения с символическим нанесением наказания за непослушание. Эти позитивные наставления лишены произвольности приказаний или разрешений. Так, представления о нравственном по­рядке и порядке умственном развивались бок о бок.

Сейчас западное общество настолько позабыло о древних табу, запрещавших убийство, воровство и насилие, что мы сталкиваемся с малолетними подростками, которые не задумываясь дерзко нападают на других людей просто «для забавы», в то время как взрослые пре­ступники способны обдуманно готовить уничтожение десятков мил­лионов человек, следуя - несомненно, тоже «для забавы» - некой математической теории игры. Сегодня наша цивилизация скатывает­ся в состояние гораздо более примитивное, гораздо более иррацио­нальное, чем то, в котором находится любое из известных ныне об­ществ, скованных понятиями табу, - именно из-за отсутствия каких бы то ни было действенных табу. Если бы западный человек мог соз­дать нерушимое табу на бездумное истребление людей, наше общество смогло бы получить гораздо более надежную защиту как от насилия одиночек, так и от все еще грозящих коллективных атомных ужасов, чем ООН или не всегда исправный механизм самоотключения.

Точно так же, как ритуал (если я правильно истолковал его) стал первым шагом в сторону действенного выражения и общения с по­мощью языка, - так и табу стало первым шагом в сторону нравствен­ной дисциплины. Не будь того и другого, человечество могло окон­чить свой жизненный путь гораздо раньше, - как это случилось со

Многими могущественными владыками и народами, не выдержавши­ми крайне напряженных условий существования.

Человеческое развитие в каждой своей точке покоится на спо­собности выдерживать напряжение и контролировать его облегчение. На самом низком уровне это касается контроля над мочевым пузырем и кишечником; далее следует осознанное направление телесных по­требностей и генитальных побуждений в социально приемлемое рус­ло. Итак, мое предположение заключается в том, что строгая дисцип­лина, присущая ритуалу, и строгие нравственные ограничения, пред­писываемые табу, оказались чрезвычайно важны для формирования самоконтроля у человека, а потому и способствовали его культурной деятельности во всех областях. Только те, кто соблюдают правила, способны играть в игры; и до определенной степени строгость пра­вил и то, насколько трудно выиграть, не нарушая их, придают осо­бую прелесть самой игре.

Словом, вся сфера существования древнего человека, которую современное научное мышление, уверенное в своем интеллектуаль­ном превосходстве, отвергает, была изначальным истоком целена­правленного превращения человека из животного в собственно чело­века Ритуал, танец, тотем, табу, религия, магия, - все это послужило прочной основой для дальнейшего развития человека. Даже первая существенная попытка разделения труда, как указывал А. М. Хокарт, возможно, зародилась из ритуала с его четким распределением обя­занностей и ролей, и только потом была перенесена в область техно­логии. И все это берет свое начало в «далеком прошлом, похожем на сон».

Основные понятия темы

Мораль, обычай, традиция, табу, нравственные нормы, нравственные принципы, нравственные качества, добродетели, пороки, золотое правило нравственности.

Слово «мораль» в латинском языке означает «нравственный». Оно происходит от слова «mores» - обычаи, нравы, поведение.

Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках. Нормы и правила морали формировались историческим путём.

При родовом строе порядок в обществе поддерживался системой табу (жёстких запретов). На основе табу постепенно складывались обычаи и традиции. Они опирались на авторитет общественного мнения, чётко указывали, что, когда и как надо делать человеку в конкретных условиях. Никакого выбора они человеку не предоставляли и были единственными нормами поведения. Их выполняли, не задумываясь о том, хороши они или плохи. Таким образом, обычаи и традиции – это совокупность образцов поведения, которым человек следует потому, что так делали его предки.

С разложением первобытнообщинного строя, формированием социально неоднородного общества, освобождением индивида во многом от опеки общины, появляется потребность в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Они и воплотились в морали.

Для каждой эпохи был характерен свой особый уровень моральности. Многое, что представлялось обязательным для одних, было неприемлемо для других. Но, тем не менее, несмотря на все разногласия конкретных людей, существуют какие-то нравственные истины, которые и проявляются в опыте человечества.

Совместная жизнь предполагает отказ от посягательства на тело, душу и интересы других людей, ограничение личного эгоизма, в идеале – взаимопомощь и взаимопонимание. Чтобы общество было обществом, а не стадом, в нём должны действовать правила, позволяющие каждому человеку чувствовать себя значимым и защищённым. Поэтому универсальными стали нормы «не убивай» (защита жизни), «не кради» (защита собственности), «не лги» (защита от манипуляций сознанием). Их выработали все человеческие коллективы независимо друг от друга. Нравственная норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, часто повторяющихся в жизни человека. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Поступать согласно этим нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и голос совести.

Чувство межчеловеческой общности поддерживается также нравственными принципами, например, принципами коллективизма, трудолюбия. К числу важнейших, разделяемых всеми народами установок относится патриотизм, символизирующий связь поколений и связь судеб людей с судьбой их Родины.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определённые нравственные качества. Положительные нравственные качества – это добродетели (мужество, справедливость), отрицательные – пороки (зависть, жадность).

Основные понятия морали: добро и зло, честь и достоинство, долг, совесть, справедливость, смысл жизни, свобода, счастье.

Универсальный исторический опыт человечества отлился в «золотое правило нравственности. Оно гласит: «относись к другому так, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Для всех нравственных систем стало принципом: надо относиться друг к другу по-человечески.

Мораль имеет всепроникающий и всеобъемлющий характер. Это означает, что она теснейшим образом связана с другими сферами культуры: наукой, политикой, философией, правом. Ни одна из этих сфер не может строить свою стратегию вне моральных ценностей.

Выделяют различные функции морали, из которых основные – гуманизирующая и регулятивная.

Гуманизирующая функция. Мораль «приподымает» нас над собственной сегодняшней ограниченностью, создаёт ориентир человечности. Мораль помогает видеть смысл своей жизни, сохранять целостность личности, изменять мир в направлении гуманности.

Регулятивная функция. Предполагается, что люди должны жить по-человечески, а значит, соблюдать некоторые правила поведения. Но поскольку так бывает не всегда, то именно моральные правила предписывают должное положение вещей. Мораль с помощью своих норм регулирует поведение как отдельного лица, так и общества.

Задача морали заключается в том, чтобы дать людям знание и понимание идеалов гуманности, научить владеть собой, регулировать свои поступки.

Вопросы для повторения

  1. Что такое мораль?
  2. Для чего необходима мораль в человеческом обществе?
  3. Какие функции выполняет мораль?
  4. Каковы основные понятия морали?
  5. Что такое нравственные нормы?
  6. Какие существуют нравственные качества?
  7. В чём сущность добродетелей и пороков?
  8. Назовите основные нравственные принципы.
  9. В чём состоит задача морали?

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Тема 6. ЧЕЛОВЕК И НРАВСТВЕННОСТЬ

релевантные научные источники:

  • Притязание разума. из истории немецкой классической философии и литературы

    М.БУР и др. | Москва, Издательство «Прогресс» 1978 | Научная книга | 1978 | docx | 0.37 Мб

    Немецкая классическая буржуазная философия от Канта до Гегеля и Фейербаха составляет часть, вершину и завершение истории классической буржуазной философии. Под классической буржуазной философией мы

  • Речь героя и позиция автора в поздних рассказах А.П.Чехова

    Андреева Елена Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 12.38 Мб

    Специальность 10.02.01 - русский язык. Структура художественного текста неоднородна. Опа представляет собой комбинацию авторского повествования или речи повествователя и персонажей. Вопросы структуры

  • Современная православная журналистика: опыт региональных сми

    Бакина Ольга Владимировна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Санкт-Петербург - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 6.92 Мб

    Специальность 10.01.10 - журналистика. Актуальность исследования. Социально-политические, экономические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, вызвали существенные изменения и

  • Приобщение студентов педагогических вузов к духовным общечеловеческим ценностям (на материале преподавания предметов гуманитарного и психолого-педагогического цикла. 1960-е - начало 1990-х гг.)

    Миронова Наталья Ивановна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 1999 | Диссертация | 1999 | Россия | docx/pdf | 4.83 Мб

    13.00.01 - общая педагогика. Актуальность исследования. В настоящее время, в эпоху радикальных преобразований в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, особенно актуальным

  • Этика

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.02 Мб

    Раздел I. Этика - Философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики Раздел I. Этика - философское учение о морали. Основные этапы и направления развития этики. Тема 1. Предмет

  • Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы

    Бур М., Иррлиц Г. | М.: Прогресс,1978. – 327 с. | Научная книга | 1978 | docx | 4.78 Мб

Все мы любим путешествовать и узнавать что-то новое о традициях и обычаях других народов. Мы любуемся архитектурными памятниками, природой, совершаем экскурсии и, конечно же, пробуем блюда национальной кухни. Однако мало кто знает о том, чего не стоит делать во время еды. Сейчас мы вас познакомим с табу, о которых должен знать каждый.

1. Италия

В Италии считается невежливым принимать приглашение отобедать в первый раз. Сначала бы должны отклонить его, и только после второго раза предложение принимается.

Если вы решите поужинать в ресторане и вам покажется, что в заказанное вами блюдо положили недостаточно сыра, то вам лучше не заявлять об этом во всеуслышание. Это будет расцениваться как признак вашего недовольства кулинарными способностями повара, что является величайшим оскорблением.

2. Китай

В Китае нельзя разрезать лапшу. Это считается дурным предзнаменованием, так как китайцы верят, что чем длиннее лапша, тем дольше вы будете жить. А перерезание лапши символизирует уменьшение длительности жизни.

Также нельзя направлять палочки в сторону ваших сотрапезников.

3. Япония

Табу с палочками существуют и в Японии. Например, нельзя передавать ими пищу, потому что, внимание, ими передают пищу во время похорон. И, таким образом, если вы передадите еду этими палочками, то выразите свое неуважение.

На этом запреты с палочками не заканчиваются. После окончания трапезы не оставляйте их в пище в вертикальном положении. Сделав это в кафе или другом заведении общественного питания, вы оскорбите хозяина.

4. Танзания

В нашей стране принято приходить на ужин вовремя, а придя раньше, вы можете помочь хозяйке в приготовлении пищи, чем принесете ей удовольствие. А вот в Танзании лучше опоздать к ужину минут на 20. В противном случае вы нанесете оскорбление хозяину.

5. Корея

Согласно традициям Кореи, трапезу должен начинать самый старший из присутствующих за столом, а потом уже все остальные.

6. Южная Корея

А в Южной Корее во всем питья нужно повернуть голову и смотреть куда-то в сторону.

7. Чили

В Чили, если вы будете употреблять любую пищу руками, это посчитают плохим тоном.

8. Россия

В России считается плохой приметой, если вы оставляете опустошенные бутылки из-под водки на столе. Поэтому их всегда ставят на пол.
А слизывание еды с ножа свидетельствует о плохом воспитании.

9. Великобритания

Интересная традиция присутствует в культуре Великобритании. Когда вы едите суп, то тарелку следует наклонять от себя, так же нужно орудовать и ложкой.

10. Индонезия

В Индонезии ваши руки во время трапезы должны находиться на столе.

11. Ямайка

На Ямайке маленьким детям не разрешают употреблять блюда, содержащие куриное мясо. Согласно верованиям, если ребенок отведает такое мясо, прежде чем начнет разговаривать, то он вообще не научится говорить.

12. Нигерия

Интересное поверье, связанное с курятиной, существует и в Нигерии. Здесь население верит, что если детей кормить яйцами, то они вырастут ворами.

13. Франция

Во Франции нужно тщательно пережевывать пищу. Быстрый темп приема трапезы считается грубым и некультурным.

Также заказывайте столько, сколько вы сможете скушать. Если вы не доедите пищу, это признак того, что вам попросту не нравится еда.

Если вы идете в кафе или ресторан с компанией, помните, что во Франции не принято делить счет. Вы должны заплатить за всех, или не заплатить вовсе. Другого варианта не существует.

14. Мусульманские страны

Во всех мусульманских странах нужно употреблять пищу исключительно правой рукой. Левая же рука предназначена для подмывания, то есть ее задействование во время трапезы считается неприемлемым.

15. Германия

В Германии, также как и в Чили, нельзя ничего кушать с использованием пальцев. Исключением является только хлеб.

16. Казахстан

В Казахстан лучше ехать со своей большой чашкой, потому что там чай наливают только до половины чашки. Если же хозяин нальет полную чашку, это намек на то, что вам пора идти.

17. Афганистан

В Афганистане, так же как и у нас, просыпанная соль считается плохой приметой, так как это может привести к ссоре. Поэтому, чтобы этого не произошло, нужно наверх посыпать сахар.

18. Египет

В Египте, если вы попросите солонку, вы нанесете повару оскорбление.

19. Эстония

В Эстонии, если у вас упал на землю хлеб, нужно его поцеловать, перед тем как выбросить.

Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях.

Вы читаете газеты? В каждой нам сообщают о брошенных детях, оскорбленных стариках и отчаявшихся людях. Разговоры о вседозволеннос-ти обычны — так же, как про массовое одичание, но никто не вспоминает о старинной традиции так называемых табу (это полинезийское слово как-то прижилось во множестве словарей). Традиция много раз трансформировалась, но сохраняла свой смысл тысячи лет — то или иное действие или выражение запрещалось навсегда, настрого и без исключений.

Некоторые запреты сегодня кажутся нам смешными, герои Диккенса не произносили на-звания не только предметов дамского туалета, но даже таких обыденных, как «штаны». Запретные слова заменяли словом «невыразимые». Меня когда-то это забавило так же, как когда я узнал, что 100 лет назад в меню завтраков Киевского института благородных девиц вместо «вареные яйца» писали «куриный фрукт».

Впрочем, понятие запретных слов шире этих курьезов. Верующие евреи до сих пор не произносят ни слова «Бог», ни имени Бога, которое тайно и известно лишь немногим из них. Считается, что оно было начертано на волшебном кольце царя Соломона и его властью он повелевал окружающим миром. Мусульмане то-же верят, что у их Бога есть секретное не-произносимое имя. Многие табу религиозны.

До сих пор у нас помнят, что яблоки нельзя есть до Яблочного Спаса, — это след давнего табу, которое в древности жрецы накладывали на поля, где еще не вызрел урожай. Многие табу связаны с запретами на еду — некошерную у верующих иудеев, любую — у мусульман до заката солнца в месяц Рамадан. В Индии большинство населения — вегетарианцы, а корова священна, и миллионы людей там не раз выходили на улицы, требуя навсегда запретить забой коров.

Мы с вами не едим блюда из собачьего мяса, а в Корее специально разводят мясных собак. В Таджикистане я покупал консервы из конины — не очень популярного мяса в наших краях. Понятие табу многослойно. Буддисты, верующие в бесконечное перерождение живущих, ходят, шаркая, надевают повязки на рот, чтобы ненароком не наступить на переродившегося родственника или не проглотить его, перерожденного в комара. Религиозно обоснованы и выходные дни, когда табу накладываются на любую работу — помню, в субботу я пришел в дом видного иудея, нобелевского лауреата, который похвастался мне новой книгой, стоящей во-о-он там на полке. Но подписать мне ее он в субботу не мог и пообещал передать в понедельник, ведь следующий день был воскресный, выходной для меня, христианина. Мусульмане отдыхают в пятницу — в этот день любая работа для верующих в Аллаха считается табу.

Мы давно уже и массово позабыли, что оскорбление невиновного человека было табу и сурово наказывалось у многих народов. В Белоруссии, да и не только там, считалось обязательным выполнить любое пожелание беременной женщины, а на Новой Гвинее шведский ученый Лундквист описал папуасское племя мараи, где мужчину казнят даже за случайное прикосновение к руке чужой жены. Кстати, прикасаться к британской королеве запрещено и теперь — она только сама может поощрить вас своим прикосновением...

Сказав все это о табу, я в тысячный раз подумал, что хуже всего, когда они в наше время во вроде бы цивилизованных странах остаются групповыми, вырождаются в привилегии, принадлежащие определенной группе людей. Депутаты, например, являются табу для уголовного и прочих кодексов, включая правила дорожного движения. Это посерьезнее, чем бывшее в середине XIX века табу на шляпки с вуалью для дам недворянских кровей.

Сейчас модно слово «беспредел» — это когда человек вообще никаких запретов не признает. Табу должны быть — и это часть нашего возвращения в человечество. Мы научимся ценить свободу только тогда, когда оценим пределы, в которых она для нас существует.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter