Сценарий экскурсии в школьный музей "русская изба". Конспект экскурсии в мини-музей «Мордовская изба

ЧАХАЛЯН ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА Музыкальный руководитель высшей категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»
СЦЕНАРИЙ ЭКСКУРСИИ В МИНИ МУЗЕЙ

«РУССКАЯ ИЗБА"
Экскурсоводы дети от 6-7 лет (экскурсию проводит один ребенок или текст можно разделить на несколько детей) Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Это комната русской избы, она еще называется –
изба.
Такая раньше была у наших прабабушек в деревне. Центральное место в доме занимала
печь
, её топили дровами и чтоб они хорошо горели их помешивали вот такой
кочергой
.
Печь обогревала дом и в ней готовили еду в
чугунных горшках
. Горшок ставили в печь, а из неё доставали
ухватом
, чтоб хозяйка не обожгла свои руки. Главной едой была каша. Есть русская пословица; "Щи да каша - еда наша. Еду ели деревянными ложками. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

Стол
– одна из основных частей избы. Его делали большим, чтобы за ним сразу могла разместиться вся семья на деревянных лавках. На столе стоял большой
самовар
и вся крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Рядом с лавками стояли сундуки и в них хранили не только вещи, но и все ценности. «Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой - пряжу отдает?» (
прялка
Зимними долгими вечерами хозяйки на ней пряли нитки, а из ниток вязали половики, ткали полотно, шили одежду, а из лоскутков собирали покрывала на кровать. Гладили белье деревянным утюгом, который называется -рубель. Возле прялки всегда стояла детская колыбель - маленькая кроватка для грудных детей. Первой колыбелью ребенка была люлька или ещё её называли зыбка. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама ребенка в люльку, качнет, а сама в это время прядет пряжу и напевает колыбельные песенки. Воды в доме не было и женщины с коромыслом ходили по воду к колодцу. Стирали белье в деревянном корыте, на такой вот стиральной доске. Живы традиции на Руси, какого б не было пути, От старины нельзя нам отступать, традиции России, нам надо соблюдать! Все эти предметы собраны родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.
Прощайте, гости дорогие! (поклон)

Галина Трофимова

Программное содержание: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное.

Предварительная работа.

Рассматривание мордовских национальных костюмов.

Рассматривание книг – альбомов и презентаций: «Мой край», «Стихи и песни Мордовии», «Здравствуй, Мордовия!».

Беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

НОД по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Отгадывание загадок.

Заучивание пословиц, потешек, закличек.

Слушание национальной мордовской музыки.

Проведение мордовских подвижных игр.

Оборудование:

Экспонаты в мини-музее «Мордовская изба», альбомные листы 15*15 на каждого ребенка, цветные карандаши. Фонограмма с мордовскими песнями.

Ход экскурсии.

В: Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем саду. Но перед тем как идти туда давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

В: Давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужно была печь в избе? (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок)

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

В: Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

В: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все от мала до велика резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

В: Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

В: Посмотрите на мордовскую национальную одежду. Ткань для одежды ткали вручную, затем женщины, сидя долгими вечерами за лучиной вышивали ее красивыми мордовскими узорами. Давайте вспомним, какие основные цвета у мордовской вышивки и какие элементы мордовского орнамента вам знакомы (ответы детей) Молодцы.

В. Я предлагаю разместиться за большим столом и разукрасить вот эти салфетки мордовскими узорами.

Дети проходят за стол и приступают к выполнению задания.

Итог занятия:

В: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Мордовская изба».

Вам понравилось? (Ответ детей).

Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Публикации по теме:

«Был великий День Победы много лет тому назад. День Победы помнят деды, знает каждый из внучат.» МКОУ Касьяновская СОШ Детский сад.

Целью нашей экскурсии является:Вызвать у детей желание узнать о прошлом наших предков. Воспитание духовно -патриотических чувств. Сегодня.

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.

Конспект экскурсии в мини-музей «Народные промыслы» Цель: Знакомство детей с народными промыслами: Дымковской игрушкой, Гжелью, Городецкой росписью, Золотой Хохломой, Русской матрешкой. Задачи:.

Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» (подготовительная группа) Конспект экскурсии в мини-музей «Волшебная бумага» Подготовительная группа, Логвинова О. А задачи: Образовательные: познакомить детей с историей.

Экскурсия в школьный мини-музей «Русская изба» с элементами театрализованного представления.

Цель:

Познакомить детей с элементами быта русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

    познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, кухонные принадлежности и т.д.);

    обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами;

    воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

    воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

    вопросно-ответный метод;

    использование загадок, пословиц;

    опросно-ответная беседа;

    использование музейных предметов.

Оборудование: интерьер«Русской избы», оснащённый предметами русского быта (печь, стол, лавка, половички, сундук, божница и др.), запись русской народной мелодии в исполнении балалайки, русские народные костюмы для ведущих Ангелины и Насти.

Ведущий: Здравствуйте, ребята.Сегодня вы пришли в гости в школьный музей.

-Кто из вас раньше был в музее? Какие предметы вы там видели?

Что такое музей?

Музей – это место, где изучаются и хранятся необычные вещи, которыми люди пользовались много лет назад. В нашем школьном музее тоже много старинных вещей. Сегодня мы пойдем в гости в настоящую русскую избу. Там мы увидим много интересного. Узнаем, как жили наши с вами далекие предки. Прежде чем мы отправимся в избу, давайте вспомним, что мы уже знаем о предметах старинного русского быта. Какой посудой и приспособлениями пользовались наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки. Давайте посмотрим на экран…

(показ презентации на тему «Предметы старинного русского быта, их назначение).

1 слайд: Как называется этот предмет (картинка «самовар» )? Для чего использовался самовар? (картинка «чашка», звук воды) . С этим продуктом русские люди любили пить чай? Назовите его (картинка «баранки (сушки)»). Русские люди очень любили пить чай из самовара (картинка «семья за столом»). За столом собиралась вся семья. Поэтому самовар считается символом русского гостеприимства. Интересно, что самовар появился после того, как в Россию из Азии был завезен чай. Еще некоторое время чай считался лекарственным напитком. Повседневным напитком на русском столе считался сбитень, когда в горячую воду добавляли мед и пряности. Позже чай почти полностью вытеснил сбитень и стал основным напитком на столах в русских семьях.

2 слайд : А в этой посуде варили еду, его ставили в жаркую печку. Как называется этот предмет (картинка «чугунок»). Посмотрите и скажите: что варили в чугунке? (картинка «суп» ). Кто из вас любит кушать суп? А еще варили…? (картинка «каша» ). Чугунок был сделан из очень прочного металла - чугуна (картинка «чугунок ставят в печь на огонь») . Он мог выдержать любой огонь. Хозяйка ставила чугунок в печь и вынимала оттуда с помощью – ухвата. Это «рогатое» приспособление хорошо поддерживало чугунок.

3 слайд : У русских людей было много одежды. Чем же они ее гладили? Как называется этот предмет? (картинка «утюг» ). Зачем у старинного утюга открывалась крышка? Что закладывали внутрь, чтобы утюг был горячий? (картинка «раскаленные угли»). От горячих углей утюг нагревался, а затем хозяйка горячим утюгом гладила одежду. Вот так. (картинка «утюг гладит рубашку»). Кто из вас умеет гладить? Интересно, что утюг появился еще в тот период, когда одежда людей состояла только из шкур животных. Гладить старинным утюгом было сложно, так как вес некоторых из них доходил до 10 кг. Небезопасно было и то, что во время глажения из жаровни вылетали мелкие угольки и искры и прожигали одежду. Для мелких деталей одежды и тонких тканей использовали маленькие утюжки, размером с полладони.

4 слайд : Был в русской избе предмет, в котором хранили одежду. Скажите, как он назывался?(картинка «сундук»). Сейчас мы будем складывать в него вещи, а вы их мне называйте (картинки «сарафан», «кокошник», «платок»). В сундуках хранилось добро. Поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

5 слайд :Известно, что хозяюшки в избе умели изготавливать тонкие нити из растений или шерсти животных. Из этих нитей они затем ткали или вязали одежду. Как называлась эта тонкая палочка, на которую девушка накручивала нить? (картинка «веретено»). А эта плоская дощечка, на которой укреплялась пряжа? (картинка «прялка» ). Посмотрите, как ловко крутилось веретено в руках у девушки (картинка «вертящееся веретено»).

Русские девушки учились прясть с 5-6 лет. Всю осень и зиму вплоть до Масленицы они свое свободное от других домашних дел время посвящали прядению. Чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной, нужна была ловкость и терпение. С прялками девушки ходили на посиделки. Работа чередовалась пением, играми и плясками.

6 слайд : А для чего служили эти два предмета и как они называются? (картинка «свеча, лампа»). Когда вечером в избушке зажигали свечку или лампу, в ней становилось уютно. Вот так (картинка «русская изба вечером»)

Ребята, я вижу, вы уже многое знаете о русской избе. А сейчас мы с вами идем туда в гости и посмотрим, кто в ней живет (ведущий и дети подходят к избе) . Давайте постучим… (навстречу гостям выходят две девушки в русских народных костюмах).

Настя : - Здравствуйте, гости дорогие! (поклон) Я рада видеть вас в нашей русской избе. Меня зовут Настенька. А это моя подружка Ангелина. А еще в нашей избушке живет дедушка Кузьма и кот Василий (показывает на куклы «Дед Кузьма», «Кот Василий»).

Ангелина : - Ребята, а в каком классе вы учитесь? Вам нравится учиться?

Настя : - Сегодня мы с вами побываем в настоящей русской избе. Я покажу вам, как в старину жили русские люди. Ребята, будьте внимательны, я буду давать вам задания.

Ангелина : За правильные ответы мы вас будем награждать «смайликами».

(карточки «смайлик в кокошнике» (для девочек), «смайлик в русских сапогах» (для мальчиков) ).

Настя : - Ребята, а вы знаете русские пословицы?Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы ее продолжите.

1. Поспешишь: (людей насмешишь).

2. Как аукнется: (так и откликнется).

3. Семь раз отмерь: (один раз отрежь).

4. Делу - время: (потехе - час).

5. Без труда: (не вытащишь рыбку из пруда)

6. Трудно в учении: (легко в бою).

7. В здоровом теле: (здоровый дух).

8. Не имей сто рублей: (а имей сто друзей).

Ангелина: - Ребята, посмотрите, какие крепкие стены в нашей избушке. Не верите? Проверьте сами! (Дети подходят, трогают стены руками ).

Настя: - А из чего делали стены в русской избе? Как называется это дерево? (показывает картинки «ель», «сосна», «лиственница»).

Ангелина: - А давайте-ка мы с вами сейчас построим дом!

Настя: - Повторяйте за нами! (дети повторяют за ведущими слова и движения под звук балалайки).

Рубим деревья, тук-тук-тук,

Очищаем бревна от коры, вжик-вжик-вжик,

Укладываем бревна в сруб, раз-два-три,

Прорубаем окна, раз-два-три,

Строим крышу, раз-два-три,

Моем в доме полы, шух-шух-шух,

Пускаем в дом петуха, ку-ка-ре-ку,

И кричим «С новосельем!»

Настя: - А сейчас еще раз и побыстрее!

Геля : - Вы все были молодцы и построили отличный дом!

(Слышится стук в окно).

Настя : - Ой! Кто это стучит к нам в окошко? Может, это нечистая сила? Ребята, вы боитесь нечистой силы?

Ангелина: - Какие вы смелые. А вот русские люди боялись нечистой силы. Кого раньше считали нечистой силой? (показывает картинки «Леший», «Баба-Яга», «Кикимора»).

Настя :- Чтобы защитить себя от напастей, наши предки изготавливали «обереги» - предметы, которые защищали их жилье от бед и несчастий. Пойдемте посмотрим какие. (дети проходят к экрану )

1 слайд: Окна в русской избе украшали наличниками. Вот такими. (картинка «наличник» ). Это были деревянные дощечки, на которых вырезали е фигурки птиц и зверей, растительные орнамент и другие символы. Считалось, что они оберегают дом от разных бед. Назовите, кого вы видите на этих наличниках?(картинки «фрагменты наличников»).

Ангелина : 2 слайд: Считалось, что этот предмет также оберегал русское жилище от бед, а также приносил счастье в дом. Что это? (картинка «подкова» ). Подкову вешали над дверью (картинка «подкова над дверью» ), чтобы нечистая сила не могла зайти в дом.

Настя: 3 слайд: А если ей удалось туда проникнуть, там ее ждали вот такие вещицы. (картинка «куклы-обереги (пеленашка, зерновушка, кормилица)» ). Ребята, что это? Это куклы-берегини древних славян. Их называли «мотанки». Русские девушки делали их из кусочков ткани без ножниц и иголок. У каждой куклы было свое назначение. Как вы думаете, какая из этих куколок отводила беду от маленьких детей. Ее называли «пеленашка». Какая из них приносила урожай и богатство в дом? Эту куклу называли «зерновушка». Третья кукла заботилась о том, чтобы в доме был достаток и благополучие. Как бы вы ее назвали? («кормилица»).

4 слайд: (звук – скрип дверей).

Ангелина: Ребята, вы слышите шум? Кто-то завелся в нашей избушке. Кто бы это мог быть? Кто знает, как зовут это существо?(картинка «домовой») Верно. Это домовой. Он считался хозяином и защитником в доме. Обычно домовой сидел за печкой (картинка «домовой прячется за печку»). Домочадцы следили, чтобы «хозяин» был сытый и довольный и хорошо охранял дом. Ему за печку ставили кашу (картинка «чугунок с кашей») и приговаривали:« Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги - наш дом береги!».

Настя: В нашей избушке тоже есть домовой. Пойдемте найдем его и накормим кашей.(дети проходят в избушку, ищут домового, находят.)

Давайте накормим домового, чтобы он стал добрым и хорошо охранял дом. Нужно поставить перед ним чугунок с кашей и блюдо с пирогами и сказать: « Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги - наш дом береги!» (Дети по желанию «кормят» домового ).

Ангелина: Ну что ж, наш домовой сытый и довольный.Теперь у нас в избе все будет хорошо. Ребята, вы запомнили, как называется этот предмет посуды, в котором готовили еду (показывает на чугунок ). Сосчитайте, сколько чугунков в нашей избе? А где стояли чугунки, когда в них готовилась пища? Правильно, в русской печке. Русская находилась в центре избы. Она была большой и долго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки было тепло и уютно. Ее можно по праву считать гордостью русского народа. В печи готовили еду. Самое жаркое место в печи, где готовилась пища, называлось «горнило». Также на печи сушили грибы и ягоды. Тепло от русской печи хорошо лечило разные хвори. Поэтому на ней любили спать старики и дети. Наш дедушка Кузьма тоже любит спать на печке. Посмотрите, как он устраивается на лежанке. (Ангелина укладывает Кузьму на печь ). Не зря в старину говорили: «Печка кормит, печка греет, печка мать родная».

Ангелина: А еще печь часто упоминается в сказках. Персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, помните? Как называются эти русские народные сказки? (картинки со сказками «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Лисичка со скалочкой» ).

Вижу, притомились вы, ребята. Садитесь сюда, на лавочку. А я вам расскажу про «красный угол». Это был главный угол крестьянского дома. Здесь висела особая полочка с иконами – божница. Божницу украшали вышитыми полотенцами - «рушниками». Гость, входивший в избу, обязательно снимал шапку, крестился на иконы, кланялся (показывает обряд ) и только потом здоровался с хозяевами. В красном углу стоял обеденный стол. Хозяева дома усаживали за него только самых почетных гостей. Ну а сейчас мы вам загадки загадаем. Все ответы к загадкам находятся в нашей избе.

Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки (Стол)

В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар )

Межи деревянные,
А поля стеклянные. (Окна)

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Таять может, а не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свечка)

Гладит все, чего касается.

А дотронешься – кусается. (Утюг )

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею.(Веретено)

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампа )

Книзу узок, верх широк.

Не кастрюля …. (Чугунок)

Стригли, щипали,

А после чесали.

Чисто, пушисто

К доске привязали. (Прялка)

Настя: Ну что же, гости дорогие, вы сегодня были молодцы: задания наши выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали. Понравилось вам в нашей избе?

Ангелина: Мы надеемся, что вы еще к нам еще в гости придете! Ну а пока, до свиданья! (Поклон. )

Ведущий : Ну что же ребята. Вот и закончилась наша экскурсия. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Всех гостей, которые к нам приходят, мы просим приносить в наш музей старинные вещи, которые мы потом сможем показывать другим гостям. Мы будем рады, если вы принесете в нашу избушку новые экспонаты. (Ведущий раздает гостям «памятку – просьбу о сборе старинных вещей для школьного музея» ). До свиданья, до скорых встреч.

Использованная литература:

    Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор.- СПб.: «Паритет», 2004.

    История русской печи, 2011, адрес доступа http//pechky.ru/novosti/istoriya ruskoi pechi/

    Славянские обереги, адрес доступа http://lavkaoberegov.ru/

    Семенова М., Быт и верования древних славян, -СПб.: «Азбука», 2000.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Русская изба» и создана система работы с детьми по этому направлению.

Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Цель: формирование личностной культуры у детей на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.

Задачи: продолжать знакомить детей с бытом и жизнью русского народа, р азвивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, рассматривание музейных экспонатов. Изготовление различных украшений на занятиях художественного творчества.

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол,

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, русский народные костюмы, самовар.

Игра с лентой (в группе)

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

Путь-дорожку укажи

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (в русскую избу)

Дети заходят в музей «Русская изба», их встречает хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите, проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. Отгадайте загадку:

«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)

Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое главное в деревенской избе – это печь.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка.

Хозяюшка: А еще в каждой избе был «красный угол». В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». В углу стоял стол и лавки, где располагалась вся семья.

Хозяюшка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? (ребёнок)

Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Люльку закрывал полог. Это не просто ограждение от света и мух, а ещё и от злых духов препятствие. Строго-настрого запрещалось качать пустую люльку, якобы ребёнок будет спать беспокойно.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Всё было сделано с любовью, передавалось из поколения в поколение.

Хозяюшка: Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)

Совместная образовательная деятельность

в мини – музее «Русская изба»

«Милости просим гости дорогие»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного быта.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.). 2.Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.

3.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Оборудование: « Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, плетень, старинная посуда, прялка, сито, сечка, деревянное корытце, мука, капуста, глиняные горшки, самовар, чугунок и др.), дидактическая игра “Что было, что стало”, аудиозапись русской народной песни, русский народный костюм для хозяйки.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Вводная часть

Хозяйка избы встречает детей у входа: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость.

Дети : Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

Много гостей – много новостей!

Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети : Чтобы жить в нем.

Хозяюшка : Как мы себя чувствуем дома?

Дети : Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка : Почему говорят : «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Ответы детей.

Основная часть

Хозяюшка : Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать :

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?

Ответы детей. Показ деревянных изделий деревенского быта : шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.

Хозяюшка : Послушайте, да отгадайте мою загадку :

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Дети : Это печка!

Хозяюшка : Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок) . А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети : В русской печи готовили щи , кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка : А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.

«Показ рубки капусты сечкой» (дети по очереди рубят капусту сечкой в деревянном корыте).

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это такое, кто знает?

Ответы детей (грибы, ягоды, засушенные лечебные травы, зерно, овощи)

Хоязюшка : Вот и я собрала урожай, грибы насушила, да не успела все по местам разложить. Помогите мне все правильно разложить по корзинам?

Игра «Разложи урожай по корзинам»

Хозяюшка : Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров : от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

«Демонстрация горшков»

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней» . Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили : «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал» .

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку - звонкий, по форме - вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме - толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков - из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

Хозяюшка : Хватит, дорогие гости, молча гостевать - пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1-ая загадка :

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар) .

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2-ая загадка :

Новая посудина, а вся в дырках (Сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Задание «Просеять муку через сито»

Дети по очереди (4-5 детей) пробуют просеять муку через сито.

3-я загадка :

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

4-ая загадка :

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит» . Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

«Музыкальная пауза»

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.

Хозяюшка : Поиграли, ох, устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке висит кроватка. Кто знает, как она называется?

Дети : Люлька!

Хозяюшка : Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Бай-бай, бай-бай.

Хозяюшка : Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.

Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?

5-ая загадка :

И стоит, покрыт ковром

Ларь с хозяйственным добром.

Кто догадался, что это?

Дети : Сундук!

Хозяюшка : Правильно, это сундук.

Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы , находит там кота Ваську.

Хозяюшка : Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?

Дети : Да, поиграем!

Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький» (играют 2-3 раза)

Ведущий (в руках держит игрушку кота или одевает маска кота) идет по кругу, а дети говорят слова :

Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)

Глазки закрываются.

Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)

Зубы у кота – острая игла!

Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)

Заключительная часть

Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти) картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т.е. чем его заменили)

  • Чугунок – кастрюля
  • Самовар – чайник
  • Свечка – электрическая лампочка
  • Печка – газовая плита
  • Колодец – водопроводный кран

Хозяюшка подходит к печке.

Хозяюшка : А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!

Передает угощения воспитателю группы .

Воспитатель вместе с детьми:

Мы желаем Вам счастья в доме умножать!