«Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (По роману Гончарова «Обломов»). Брак Штольца и Ольги

Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело переживали разрыв. В чем же заключалась ошибка Ольги? Неужели Обломов оказался неспособен любить и быть любимым?

Ольга встретила Обломова в своей жизни в тот момент, когда была уверена в себе, своих силах и своей правоте. Она была уверена и в том, что ее образ жизни является единственно верным, и, соответственно, любой другой уважающий себя современный человек должен вести такой же образ жизни и так же, как она мыслить. В чем‑то она, безусловно, права. В Илье Ильиче она увидела не только вызов ее привычкам, но и нечто необычное, что и привлекло ее.

Обломов в свою очередь тоже увидел в Ольге нечто поражающее воображение. Эта девушка первой проявила к нему повышенный интерес, иначе, будучи человеком довольно пассивным, вряд ли Илья Ильич осмелился бы подойти к такой яркой женщине. Ольга сама взяла инициативу в свои руки, понимая, что от Ильи Ильича долго пришлось бы ждать первого шага. Первый этап влюбленности у них длился так, как, наверное, он проходит у большинства молодых людей – взаимное очарование, интерес, восторг. Но что дальше? Ольга и Обломов – два совершенно разных человека, волей судьбы оказавшиеся рядом. Почему не сложилось взаимное чувство, как оно могло бы сложиться, – вопреки логике и здравому смыслу?

Обломов – человек не действия, а «диванной» философии. При этом его апатия не вызывает у читателя презрения или усмешки. Автор показывает нам, насколько Обломов достойный человек, хоть и непонятый своими друзьями. Все в душе Ильи Ильича восстает против того образа жизни, который ведут все его знакомые – суета, сплетни, лицемерие, погоня за призрачным счастьем, выгодной женитьбой.… Все это претит по‑детски чистой душе Обломова. Он не понимает смысла этой беготни. Для Гончарова Обломов – прежде всего гармоничная и цельная личность, не способная на подлость, предательство и двуличие. Обломов полюбил Ольгу чистой и бескорыстной любовью, хотя в свою очередь любовь Ольги бескорыстной назвать нельзя. Она полюбила в Обломове свое творение.

Обломов первый понял несостоятельность их взаимоотношений, хотя именно Ольга их разорвала, будучи более активным и решительным человеком. Даже она не смогла прельстить Обломова и заставить сменить его горячо любимый образ жизни на светскую суету. Не потому ли так случилось, что корни Обломова сильны и глубоки? Его корни – это деревня, где прошло его детство – Обломовка. Он не просто вырос в Обломовке, а сама Обломовка до сих пор жива в нем. Его любовь – это та самая природа Обломовки, где пейзаж не терпит резких линий, где нет места, суете и мелочным лживым интересам. Обломовка так прочно впиталась в него, что кажется, они неразделимы. Отвергая неторопливость, размеренность и нравственную чистоту Обломовки, Ольга, сама того не желая, отвергает самого Илью Ильича.

Обломов находит свой идеал жизни под кровом Пшеницыной Агафьи. Та же неторопливость, размеренность жизни, где его приняли таким, какой он есть. В своей тоске по утраченному раю – Обломовке Илья Ильич обретает свою мечту, но уже слишком поздно. Трагедия Обломова заключается в том, что он не только не нашел в жизни достойного места, но оказался последним звеном между жизнью патриархальной и «новой», быстрой, полной перемен. Будет точнее сказать, что в этой новой жизни не нашлось места Обломову. Поэтому он и умирает, ничего не оставив после себя, как умер старый уклад размеренного жития.

    • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
    • В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров […]
    • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
    • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
    • Обломов Штольц происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка воспитание родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а […]
    • Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
    • Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
    • Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]
    • Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их […]
    • Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
    • Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. В «Песни о вещем Олеге» между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события. Князь Олег – победитель, […]
    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • Повесть «Юность» Льва Николаевича Толстого открывает перед нами все переживания, мечты и чувства главного героя произведения - Николая Иртеньева. В течение всей повести герой раскрывается, пытаясь осознать свое «Я». Очень важно, что эта повесть во многом автобиографическая. В начале повести Николай говорит нам, что “назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию”. Это для него – начало юности. Николаю 16 лет. В нем, по его словам, благородного ничего не было”. Он многим не доволен в […]
    • «Записки охотника» – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего «охотничьего» цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их бытом. Свои мимолетные, случайные «охотничьи» встречи и наблюдения писатель сумел воплотить в типические […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • "Обыкновенная история" и "Обломов" последний роман занимает особенное место и является самым знаменитым.

    Коротко о романе

    Замысел нового произведения сложился у Гончарова еще в 1847 году, однако читателю пришлось еще 10 лет ждать появления этого романа, целиком вышедшего в 1859 году и принесшего автору огромный успех. Особенностью этого произведения является то, что Иван Андреевич впервые в отечественной литературе рассмотрел жизнь человека от рождения до смерти. Сам герой, его жизнь - главная тема произведения, поэтому оно и названо по его фамилии - "Обломов". Она относится к разряду "говорящих", поскольку ее носитель, "родов дряхлеющий обломок", напоминает нам известного героя былин Илью Муромца, который до 33 лет лежал на печи (когда мы знакомимся с Обломовым, ему было тоже примерно 32-33 года). Однако былинный герой после того как встал с печи, сделал много великих дел, а Илья Ильич так и остался лежать на диване. Гончаров использует повтор имени и отчества, как бы подчеркивая этим, что жизнь идет по установленному кругу, сын повторяет судьбу своего отца.

    Любовь в романе "Обломов", как и во многих других отечественных романах, - одна из главных тем. Здесь, как и во многих произведениях, она является духовного развития героев. Давайте подробно проанализируем любовь Обломова в романе "Обломов".

    Любовь к Ольге

    Начнем наше рассуждение со взаимоотношений Ильи Ильича и Ольги. Любовь в жизни Обломова, краткое описание отношений между героями, которое мы представляем вам в этой статье, можно разделить на две части: чувства Ильи Ильича к Ольге Ильинской и к Агафье Матвеевне.

    Ольга была первой возлюбленной главного героя. Чувства к Ольге приносят ему счастье, оживляют, в то же время заставляя страдать, поскольку с уходом любви у Обломова пропадает желание жить.

    Светлое чувство к Ольге приходит к герою внезапно и полностью поглощает его. Оно воспламеняет его пассивную душу, для которой подобные сильные потрясения были новы. Обломов привык хоронить все свои чувства где-то глубоко в подсознании, а любовь пробуждает их, возрождает его к новой жизни.

    Никогда не думая о том, что он может полюбить такую девушку, как Ольга, герой со своей романтичной и светлой душой страстно влюбляется в нее.

    Настоящая ли это любовь

    Ольге удается изменить характер Ильи Ильича - выбить из него скуку и лень. Ради возлюбленной он готов меняться: отказаться от послеобеденного сна, от обеда, читать книги. Однако это не означает, что Илья Ильич действительно этого хотел. Герою свойственна обломовщина, его неотъемлемая часть.

    Во сне, как известно, раскрываются скрытые в подсознании желания и мотивы. Обратившись к главе мы видим, что же на самом деле нужно этому герою. Его спутницей должна быть тихая домашняя девушка, но отнюдь не Ольга, стремящаяся к саморазвитию и активной жизни. И Обломов пишет ей, что ее "люблю" - не настоящая, а будущая любовь. И действительно, Ольга любит не того, кто перед ней, а того, кем он станет, победив свою апатию и лень. Отмечая предостерегает Ольгу, пишет о том, что им необходимо расстаться и больше не встречаться. Однако, как и предсказывал Илья Ильич в своем письме ("вам будет досадно и стыдно за свою ошибку"), героиня изменила Обломову, полюбив Андрея Штольца. Значит ли это, что ее любовь была лишь вступлением к будущему роману, ожиданием настоящего счастья? Ведь она бескорыстна, чиста, самоотверженна. Ольга верит в то, что действительно любит Обломова.

    Любовь Ольги

    Вначале эта героиня, не пользующаяся большим вниманием среди кавалеров, кажется нам взрослым ребенком. Однако именно она была способна вытащить Обломова из омута его бездействия, хотя бы на время возвратив к жизни. Штольц ее заметил первым. Он шутил, смеялся, развлекал девушку, советовал правильные книги, в общем, не давал скучать. Она ему была действительно интересна, однако Андрей оставался лишь учителем и наставником. Обломова же в ней привлек голос и складка надо лбом, в которой, по его выражению, "гнездится упорство". Ольга же любит в Илье Ильиче ум, хотя и задавленный "всякой дрянью" и заснувший в праздности, а также чистое, верное сердце. Самонадеянная и светлая, она мечтала о том, что заставит героя читать газеты, книги, рассказывать новости, откроет подлинную жизнь и не даст снова задремать. Обломов влюбился, когда Ольга на первом его приеме у Ильинских пела Casta Diva. Своеобразным символом их любви стала упоминающаяся несколько раз на страницах романа ветка сирени, то на вышивке Ольги во время встречи в парке, то брошенная героиней и подобранная Ильей Ильичем.

    Конец романа

    Но эта любовь в романе Обломова была для него пугающей, обломовщина оказывается сильнее столь высоких и искренних чувств. Она поглощает желание творить и действовать - столь неподходящий образ для Обломова, и возлюбленные вынуждены завершить отношения, так и не перестав любить друг друга. Любовь Ольги и Обломова с самого начала была обречена. Ольга Ильинская и Илья Ильич семейное счастье, любовь, смысл жизни понимали по-разному. Если для героя взаимоотношения между мужчиной и женщиной - это страсть, болезнь, то для Ольги - долг. Обломов полюбил ее искренне и глубоко, отдавал ей всего себя, боготворил ее. В чувствах героини был заметен последовательный расчет. Она взяла жизнь Обломова в свои руки, договорившись со Штольцем. Несмотря на свою молодость, ей удалось разглядеть в нем добрую душу, открытое сердце, "голубиную нежность". Вместе с тем Ольге нравилось осознание того, что она, неопытная молодая девушка, возродит к жизни человека, подобного Обломову. Разрыв между ними неизбежен и естественен: слишком уж они несхожие натуры. Эта история любви Обломова таким образом была завершена. Жажда сонного, безмятежного состояния оказалась дороже романтического счастья. Идеал существования Обломову видится в следующем: "спит безмятежно человек".

    Новая возлюбленная

    С ее уходом главный герой так и не находит, чем можно занять образовавшуюся и снова целые дни напролет лежит без дела и спит на своем любимом диване в Петербурге, в доме хозяйки Агафьи Пшеницыной. Она привлекла героя полными голыми локтями, шеей и хозяйственностью. Новая возлюбленная была трудолюбива, однако умом не отличалась ("она поглядела на него тупо и молчала"), зато отлично готовила и следила за порядком.

    Новая Обломовка

    Вжившись в размеренный и неторопливый ритм жизни этой хозяйки, со временем Илья Ильич смирит порывы своего сердца и начнет вновь довольствоваться малым. Все его желания, как и до встречи с Ольгой, будут ограничиваться едой, сном, пустыми редкими разговорами с деловитой Агафьей Матвеевной. Она противопоставляется писателем Ольге: верная добрая жена, отличная хозяйка, но в ней нет высоты души. Илья Ильич, окунувшись в незатейливую полудеревенскую жизнь в доме этой хозяйки, словно попал в прежнюю Обломовку. Медленно и лениво умирая в душе, он влюбляется в Пшеницыну.

    Любовь Пшеницыной

    А что же сама Агафья Матвеевна? Разве такова ее любовь? Нет, она преданна, самоотверженна. В своем чувстве героиня готова утонуть, отдать все плоды своих трудов, все свои силы Обломову. Ради него она продала некоторую часть своих драгоценностей, золотых цепочек и украшений, когда Тарантьев хитростью заставил Илью Ильича выплачивать ему крупную сумму в размере десяти тысяч ежемесячно. Складывается впечатление, что вся прежняя жизнь Агафьи Матвеевны прошла в ожидании появления человека, о котором можно заботиться, как о сыне, кого можно преданно и самоотверженно любить. Главный герой произведения именно таков: он мягок, добр - это трогает женское сердце, привыкшее к невежеству и грубости мужчин; он ленив - это позволяет заботиться о нем и ухаживать, как за ребенком.

    До Обломова Пшеницына не жила, а существовала, не задумываясь ни о чем. Она была необразованна, даже туповата. Ничего, кроме ведения домашнего хозяйства, ее не интересовало. Однако в этом она достигла истинного совершенства. Агафья постоянно находилась в движении, понимая, что работа есть всегда. В ней был смысл и содержание всей жизни героини. Именно этой своей активности Пшеницына была обязана тем, что пленила Илью Ильича. Постепенно, после того как возлюбленный поселился в ее доме, в натуре этой женщины происходят значительные перемены. Любовь Обломова в романе "Обломов" способствует духовному возвышению героини. В ней пробуждаются проблески размышлений, тревоги и, наконец, любовь. Ее она выражает по-своему, ухаживая за Ильей во время болезни, заботясь о столе и одежде, молясь о его здоровье.

    Новые чувства

    Эта любовь в жизни Обломова не имела той страсти и чувственности, которые присутствовали в отношениях с Ольгой. Однако именно такие чувства полностью соответствовали "обломовщине". Именно эта героиня починила любимый "восточный халат", от которого Обломов отказался, влюбившись в Ольгу.

    Если Ильинская способствовала духовному развитию Ильи Ильича, то Пшеницына сделала его жизнь более спокойной и беззаботной, не сообщив ему о проблемах с деньгами. От нее он получал заботу, Ольга же хотела его развития, желала, чтобы он общался с людьми, появлялся в свете, разбирался в политике и обсуждал новости. Герой не мог, да и не хотел, делать все, что желала Ольга, и поэтому сдался. А Агафья Матвеевна создала новую Обломовку в Петербурге, ухаживая за ним и оберегая его. Такая любовь в романе Обломова к Пшеницыной полностью удовлетворяла его потребности. Так же, как и в родном доме Ильи Ильича, на Выборгской стороне был все время слышен стук ножей.

    Мнение Андрея Штольца

    Андрею Штольцу, другу Обломова, эта любовь в жизни Обломова непонятна. Он был деятельным человеком, ему были чужды порядки Обломовки, ее ленивый домашний уют, а тем более огрубевшая в своей среде женщина. Ольга Ильинская - вот идеал Штольца, романтичная, тонкая, мудрая. В ней нет ни тени кокетства. Андрей предлагает Ольге руку и сердце - и она соглашается. Его чувства были бескорыстны и чисты, он не ищет никакой выгоды, несмотря на то, что является неугомонным "дельцом".

    Илья Ильич о жизни Штольца

    В свою очередь, Илье Ильичу непонятна жизнь Андрея Штольца. Заглавный герой произведения продолжает галерею "лишних людей", открытую М.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. Он избегает светского общества, не служит, ведет бесцельную жизнь. Илья Ильич не видит никакого смысла в бурной деятельности, поскольку не считает ее истинным проявлением сущности человека. Он не хотел чиновничьей карьеры, погрязшей в бумагах, отрицает и высший свет, где все фальшиво, затвержено наизусть, лицемерно, нет ни свободной мысли, ни искренних чувств.

    Брак Штольца и Ольги

    Тогда как отношения между Обломовым и Пшеницыной приближены к жизни, естественны, следует отметить, что брак Штольца и Ольги утопичен. В этом смысле Обломов оказывается, как ни странно, ближе к реальности, чем такой, казалось бы, явный реалист Штольц. Андрей вместе со своей возлюбленной живет в Крыму, в их доме находят место как необходимые для работы вещи, так и романтические безделушки. Даже в любви их окружает идеальное равновесие: страсть утихла после женитьбы, но не угасла.

    Внутренний мир Ольги

    Однако Штольц совсем не подозревает, какие богатства таит в себе возвышенная душа Ольги. Она переросла его духовно, поскольку не стремилась упорно к одной конкретной цели, а видела разные пути и выбирала самостоятельно, по какому из них идти. Выбрав Штольца, она хотела найти равноправного мужа или даже спутника жизни, пытающегося подчинить ее своей силой. Сначала Ильинская действительно находит в его лице счастье, однако по мере того, как они лучше узнают друг друга, начинает осознавать, что в такой жизни нет ничего особенного, что она точно такая же, как и все. Штольц живет исключительно разумом, не интересуясь ничем, кроме дел.

    След в душе Ольги

    Любовь Ольги и Обломова оставила огромный след в сердце героини. Она стремилась полюбить и понять жизнь Обломова, поскольку для нее жизнь - это любовь, а любовь - долг, но сделать это ей не удалось. После замужества Ильинская ощущает в своей жизни некоторые черты былой идиллии Обломова, и это наблюдение настораживает героиню, она не хочет так жить. Однако любовь Штольца и Ольги - это чувства двух развивающихся людей, которые во всем друг другу помогают, и они непременно должны найти выход, чтобы продолжить поиски собственного пути.

    Ильи Ильича

    Для того чтобы охарактеризовать главного героя в целом, а также любовь в жизни Обломова, цитаты из текста можно привести разные. Особенно интересна следующая: "Какая тут возня! А снаружи так все тихо, покойно!". Андрей и Ольга считают, что если ты лежишь спокойно на диване, а не бежишь, как угорелый, по жизни, то ты непременно ленивый и не думаешь ни о чем. Однако в душе Обломова происходили такие битвы, каких не могла себе представить Ильинская. Он задумывался о таких сложных вопросах, его мысли так далеко заходили, что Штольц обезумел бы. Илье не нужна была жена, которая устраивает истерики, сама не знает, чего хочет. В глубине души он искал спутницу, которую не только сам Илья Ильич бы любил, но и которая со своей стороны принимала его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Такова идеальная любовь в жизни Обломова.

    Так и получается, что герой любил Ольгу искренне, так, как никто другой не любил и полюбить не сможет, а она хотела его врачевать, после чего, когда он будет на одном "уровне" с ней, полюбить. И Ильинская жестоко расплатилась за это, когда не стало Обломова, поняла, что любила его именно таким, какой он есть, со всеми очевидными недостатками.

    Роль любви в жизни героя

    Роль любви в жизни Обломова, таким образом, была очень велика. Она, по мысли автора, есть важнейшая движущая сила, без которой невозможно ни духовное развитие людей, ни их счастье. Как считал И.А. Гончаров, любовь в жизни Обломова была важным этапом его внутреннего становления, поэтому ей отведено так много места в развитии романа.

    Главный герой романа Гончарова – Илья Ильич Обломов. Это человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами”. Он, “дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге”.
    Обломов вызывает во мне чувства изумления, а также презрение и жалости. Он поражает своей фантастической ленью. Где это видано – валяться целый день на диване, не вставая, и не испытывать от этого никаких удобств. Он говорит, что не нашел себе занятие по душе. Такого занятия, на которое можно потратить свою жизнь. Ерунда! Если бы он хотел найти, то непременно бы сделал бы это. Но Обломов не проявил упорства и поэтому, желая себя оправдать, говорил Штольцу, что в его жизни не было огня, что она началась с погасания. Просто он не хотел зажечь в себе этот огонь, бессознательно оберегал от этого свою душу. В ней только временами вспыхивали искры, чтобы тут же погаснуть вновь.
    Обломов презирал общество, высший свет. Их членов он называл мертвецами, спящими людьми, хуже его самого. Пусть он отчасти прав, но ведь не все общество состоит из таких людей. Среди них наверняка нашлись бы яркие личности, выделяющиеся из толпы, не находящиеся под властью общественного мнения. Но обломов считал себя выше этого суетного мира и не желал заводить с людьми света никаких отношений. Итак, из этого можно сделать вывод о нежелании Обломова заниматься чем бы то ни было, кроме лежания на диване. Там он был занят исключительно важным, по его мнению, делом – мечтанием об усовершенствование имения и о том, как он будет там жить вместе с женой и детьми. Но способность мечтать свойственна каждому человеку. В этом нет ничего плохого. Плохо то, что Обломов не делал ничего, чтобы воплотить мечту в жизнь. Он не мог преодолеть препятствие по пути к цели. На первом препятствие он спотыкался и останавливался, не двигаясь дальше. Так и с письмом старосты. Обломов знал, что нужно принимать решительные меры, чтобы не разориться, но не принимал, а только волновался, да и то недолго. Как страус прячет голову в песок, так и он уходил в себя, в выдуманный им мир. Эти попытки убежать от реальности свидетельствует о трусоватости и слабости. А это всегда вызывает отвращение и презрение. Только сильное чувство Обломова к Ольге подтолкнуло его к походу в палату. Любовь к ней наполнило его сердце жаром и энтузиазмом. Но как бы ни сильны были чувства, все равно они не смогли победить в нем обломовскую суть, барского начало. Своей слабохарактерностью Обломов оттолкнул от себя свою единственную любовь.
    В конце концов презрение к герою во мне превращается в жалость. Все-таки он был человеком с добрым сердцем и искренней душой. Я жалею что он не смог перебороть себя, что он прожил свою жизнь без смысла, не узнал, что может быть в ней хорошо, кроме еды и “ничегонеделаниья”.
    Я хочу, чтобы меньше людей походило на Обломова, чтобы все радовались жизни и обязательно не ленились осуществлять свои мечты.

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. Мне кажется, стихотворение великого русского поэта М. Ю. Лермонтова “Парус” должно вызывать в сердце читателя чувство восторга и свободы или же, в крайнем случае, несогласия и протеста. Однако вряд ли найдется человек, прочитавший эти строки и оставшийся безучастным или равнодушным, Read More ......
    2. При чтении стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус” картины одна сменяют другую, и вместе с ними меняется настроение, которое они рождают. Вот передо мной изменчивое и прекрасное лазурное море. Над ним расстилается голубой туман. Море безмятежно и спокойно… Но вот вдали Read More ......
    3. Обломов – это отсталость, мешающая историческому прогрессу. Обломов – чистосердечен, мягок, у него не потеряна совесть; субъективно он не способен сотворить зло. Сюжетная линия рисует духовное запустение героя, в нем есть барство и рабство – он раб своего дивана, лени. Read More ......
    4. Читая роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”, мы следим за поведением главного героя, его деятельностью или бездействием. Мы видим отношения Обломова с разными людьми, которые большей частью ему неинтересны. Отмечаем глубокую привязанность Ильи Ильича к своему другу Андрею Штольцу. Но особенно Read More ......
    5. Подобно “Обыкновенной истории” и “Обрыву”, “Обломов” – роман не просто с любовным сюжетом, это роман о различных видах любви. Ведь и сама любовь для Гончарова – главное начало бытия, причем не только индивидуального, но и семейно-общественного, даже природно-космического. Мысль о Read More ......
    6. 1. Обломов – Штольц. 2. Обломов – Ольга Ильинская Штольц – не положительный герой романа, его деятельность иногда напоминает деятельность Судьбинского из презираемого Штольца Петербургского окружения Обломова: работать, работать, еще раз работать, как машина, без отдыха, развлечений и увлечений. Его Read More ......
    7. Попробуйте охарактеризовать особеннос­ти мастерства автора. А. Дюма в своих авантюрно-историче­ских романах активно использует весь на­бор авторских приемов, которые могут притягивать читателя. Он обращается к тому, что интересует каждого читателя – к прошлому. На таком интересном фоне развертываются увлекательные сюжеты, развитие Read More ......
    8. Причиной написания письма для Обломова стали слова Ольги, которые она Сказала ему. После ее признания в любви, он долго размышляет об этих Словах. Обломов стоит перед зеркалом, разглядывает себя и говорит, что Ольга не права, что она не любит его. Read More ......
    Какие чувства во мне вызывает Обломов?

    Полутемная комната, заваленная ненужными вещами, заставленная громоздкой мебелью. Кругом пыль, запустение, грязь. В центре диван, на котором лежит человек, ставший символом лени, апатии и … душевной чистоты, сердечности. Да, да, почти полтора века на восклицание Обломова: «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца?» - мы отвечаем: «Сердца, конечно, сердца!» И сразу в сторону отходит деятельный, практичный целеустремленный Штольц, и остается он, изнеженный, неуклюжий, порой смешной, Обломов. Почему?

    Мне кажется, вопрос приоритета ума или сердца в России всегда решался и, наверное, будет решаться в пользу второго. Наша страна даже сейчас, когда наступило время Штольцев, нуждается в Обломовых. Этот герой «даже слишком русский», ибо в нем соединились непробудная лень, о которой говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», щедрость, наивность и главная черта нашего менталитета - душевность, синоним которой сердечность.

    Я обожаю Обломова с его трогательным смущением из-за недоеденных сухарей, пылким признанием в любви к музыке и женщине, искренней верой в дружбу. «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи…» - скажет Штольц, выразив главные качества характера друга - сердечность и отсутствие фальши.

    Умен ли Обломов? Безусловно, неглуп. Но это лишь крошечная толика его «хрустальной души». Ум его - это ум ребенка, который понимает, что нужно учиться, работать, но зачем? Обломов искренне рад и горд за близкого друга, тот уж точно знает, куда применить свои силы, куда вложить, что купить, где достать. Это умение отсутствует у Ильи Ильича, оно даже пугает его. Герою, наверное, было бы очень трудно сейчас, в наше «коммерческое» время.

    Все, что происходит с Обломовым, - результат сердечных «движений», он не планирует, не рассчитывает своих действий, так ему подсказывает сердце. Этому сколько угодно подтверждений.

    Встреча с Ольгой. Первое неожиданное признание во время пения: «Я чувствую не музыку…а… любовь». Илья искренне верит хотя и недолго в то, что может измениться,. Обломов чувствует любовь всем сердцем. В Ольге - его новая жизнь, его почти нереальное, идеальное обломовское представление о семье и счастье. Почему же он отказывается от всего? Потому что Илья Ильич прекрасно понимает: он не сделает любимого человека счастливым.

    А быть таковым самому за счет кого-то для Обломова невозможно. Только большое сердце способно на подобный поступок. Он никогда больше не испытает «лихорадки жизни», он почти духовно умирает и все-таки по-другому не может. Самопожертвование Обломова - одна из ярчайших черт русского характера. Эта способность заставила великосветских княгинь отказаться от титулов и отправиться в Сибирь, а их мужей выйти на Сенатскую площадь. Нельзя заглушить зов сердца быть с теми, кому тяжело, кто нуждается в поддержке.

    Есть в русском языке выражение: «Сердца на всех хватит». Это об Обломове. Все, находящиеся с ним рядом, получают душевное тепло и понимание. Штольц спешит к другу не только затем, чтобы вытащить его из постели. Андрей получает заряд сердечности, добра, как в детстве, когда полусонная Обломовка становилась истинным раем для лишенного детства мальчика. И взрослому Штольцу необходим Обломов, только с ним он не делец, предприниматель, а человек. Это Илья помог Андрею познать настоящую дружбу, бескорыстную и верную, а позже любовь, на которую Штольц, казалось бы, был не способен.

    А Ольга? Разве она не была счастлива с Обломовым? Разве сравнима боль разлуки с нежностью, искренностью и пылкостью чувства! Ее жизнь «пересекла… такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», говоря словами купринского генерала Аносова из рассказа «Гранатовый браслет». Сердце Ольги испытало все грани большого чувства, а это не только восторг и радость, это и боль. Она научилась любить, поэтому с ней счастлив Штольц.

    Еще об одном герое, вернее героине, живущей исключительно сердцем, хотелось бы вспомнить. Тихая, недалекая Пшеницына, пожалуй, единственная не хочет переделывать Обломова, ей ничего не нужно, она сама отдает ему сердце. Потеря Ильи Ильича для нее намного тяжелее, чем для Ольги. Ведь только с появлением героя «проиграла и просияла ее жизнь», «разлились лучи, тихий свет». Обломов внес смысл в существование Пшеницыной, он научил ее быть счастливой. С образом Агафьи Матвеевны снова появляется тема самопожертвования: она отдает сына Андрею и Ольге. Это ее плата за семь лет счастья, ее благодарность.

    «Таких людей мало, они редки…» - скажет Штольц. Да, их почти нет, вторим мы ему. Где же ты, Обломов, несчастный человек с большим сердцем, которого хватало на всех?

    (2 votes, average: 5.00 out of 5)


    Часть 1. Что такое чувство и сто такое разум на примере Обломова

    Часть 2. Что управляет Обломовым

    Чувство и разум - это два основных компонента в жизни человека, которые всегда идут рука об руку, но в то же время конфликтуют между собой, потому что не имеют ничего общего. Человек всегда ставит перед собой сложнейший выбор: послушать веление сердца, поддаться чувствам или же действовать по соображениям разума, думать и взвешивать каждое решение? Одни люди стараются дать объяснение своим поступкам, ищут для своих решений логическое основание.

    Другие люди просто отпускают ситуацию и совершают поступки, не ища им какое то объяснение, а лишь, так как подсказывает сердце, чувства.

    Как может показаться на первый взгляд, главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов», человек ленивый, инертный. Но в то же время Илье Ильичу присущи такие качества, которые многим людям недоступны. Он много мыслит и чувствует. Обломов - это человек, в котором чувства и разум находятся в постоянном взаимодействии.

    В романе на примере многочисленных ситуаций можно сказать, что Обломов человек добрый и мягкий. И. А. Гончаров пишет, что мягкость Обломова «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души».

    Также он писал: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.» Все эти качества Обломова (доброта, простодушие) говорят о том, что этому человеку в большей части присуще такое качество, как чувство, так как только человек с добрым и чистым сердцем может искренне чувствовать и понимать людей.

    Лучший друг Обломова – Штольц, абсолютно противоположный персонаж. Но он очень восхищен качествами своего друга: «Нет сердца чище, светлее и проще!» - говорил Штольц. Друзья дружат с детства, любят и уважают друг друга. Однако, качества личности Штольца противоположны Обломову. Штольц практичный, энергичный, деятельный, человек, который часто выходит в свет. По этим всем качествам, можно судить о Штольце, как о человеке, который чаще всего в своей жизни, руководствуется именно разумом, нежели поддается воле чувств. Поэтому между Штольцом и Обломовым существует некий конфликт. Штольц конечно уважает чувственную натуру друга, но леность и бездейственность Обломова очень возмущают его. Он каждый раз приходит в ужас от того, какую жизнь ведет Обломов. Штольцу тяжело наблюдать как его лучшего друга «засасывает» глубже и глубже жизнь, наполненная только лишь воспоминаниями о тех счастливых днях детства, проведенных в Обломовке. Илья Ильич не живет реальной жизнью, а утопает в счастливых воспоминаниях, греющих душу. Штольц, видя это, хочет помочь другу. Он начинает выводить Обломова в свет, везет в гости в разные дома. На некоторое время к Обломову возвращается жизнь, словно Штольц отдал ему часть своей кипучей энергии. Илья Ильич снова встает по утрам, читает, пишет, интересуется происходящим. На такие поступки способен лишь тот, который искренне любит и уважает своего друга. А эти качества присущи человеку, имеющему сердце, умеющему чувствовать. Таким образом, Штольц сочетает в себе оба компонента чувство и разум, где последнее преобладает в большей степени.

    Про Обломова нельзя сказать, как о человеке, который руководствуется только чувством, просто это качество значительно преобладает. Разумом и умом Илья Ильич не был обделен, хоть и уступал по образованности своему другу, Штольцу. Штольц говорил Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только закрыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

    Все - таки в большей степени Обломовым управляет чувство. Причины того, что Обломов стал именно таким человеком нужно искать в детстве Ильи, в его воспитании. Маленький Илюша был с раннего детства окружен безмерной любовью и заботой. Родители старались оградить свое чадо от любых проблем, а также от любой деятельности. Даже, чтобы надеть чулки, приходилось позвать Захара. Учиться также Илюшу не заставляли, поэтому остались некоторые пробелы в образовании. Такая беззаботная и спокойная жизнь в родной Обломовке пробудила в Илье мечтательность и мягкость. Именно эти качества полюбились Ольге в Обломове. Она полюбила его душу. Все же, Ольга, уже замужем за Штольцем, иногда спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего – то, даже будто – страшно сказать – тоскует». Вероятнее всего Ольга скучала по родной душе Обломова, потому что Штольц, при всех своих достоинствах, не давал той душевной близости, которая объединяла Ольгу и Обломова.

    Таким образом, на примере двух друзей, Обломова и Штольца видно, что одним в большей степени управляет чувство, а другим - разум. Но, не смотря на эти два противоположных качества, друзья все же любили и уважали друг друга.