Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей. Экскурсия в краеведческий музей Описание экскурсии в краеведческий музей

, Классное руководство

Вступительное слово учителя : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею. Экскурсию проведут наши экскурсоводы-краеведы.

Краевед 1:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!

Краевед 2: Музей был открыт в 1998 году. Но до этого у нас существовал музейный уголок. В музее много экспонатов (более 100) – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Краевед 1: Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Краевед 2:

Тут порой такое диво
Попадётся средь вещей…
Позавидует Арсеньевский
Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Краевед 1:

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка –
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем
Юный краевед!

Краевед 2: Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

Краевед 1: Невозможно себе представить быт русской деревни без глиняной посуды - это крынки, горшки, корчаги, кувшины, латки, кубышки, горлачи, миски, чашки, плошки и даже рукомои. Благодаря тому, что глина была общедоступна, пластична как материал, и становилась жаропрочной после обжига, то изделия из неё имели самый широкий спектр применения.

Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлёными), морёными, лощёными и киноваренными.

Краевед 2: Это орудие труда, играло не последнюю роль в повседневном крестьянском быту, к тому же являлось чисто женским - оно использовалось в домашнем хозяйстве - это рубель.Рубель использовался для разглаживания - “прокатывания” после стирки сухой холщовой ткани являясь, по сути, прообразом утюга. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали нацилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.

Краевед 1: Угольные утюги пришли на смену рубелям. Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. Самые же первые старинные утюги появились 2000 лет назад в Китае. Всего известно семь основных типов утюгов.

Краевед 2: Самопрялки пришли на смену старинным прялкам. Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Краевед 1: Коромысло изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью. В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.

Краевед 2: Полотенце - "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию.

Рушник (полотенце) - узкое, богато декорированное полотнище домашнего производства. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами.

Краевед 1: Рубаха женская. Размер 44. Составная, сшитая из двух частей. Верхняя часть, "рукава", из тонкого домотканого льняного полотна. Воротник в виде невысокой стойки с застежкой на пуговицу, по центру груди прямой разрез. Рукава длинные, сужающиеся к запястьям.

Краевед 2: Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Короба и сундуки , зачастую украшенные росписью, закрывающиеся на замок, известны с Х-го века. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков и коробов судили о благосостоянии семьи.

Краевед 1: Кочерга, ухват , сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

Краевед 2: А сейчас небольшая викторина по материалам нашей экскурсии. Мы с вами определим самого активного и внимательного посетителя нашего музея, который получит памятное удостоверение. Приложение

Примерные вопросы викторины.

  1. Когда был открыт наш музей?
  2. Какой материал использовали для изготовления посуды? Почему?
  3. Для чего служил рубель?
  4. Почему утюг называли угольным?
  5. Что такое коромысло?
  6. Какой узор использовали при вышивке полотенец?
  7. Что хранили в сундуках?
  8. Какую роль в хозяйстве выполнял ухват?
  9. Какие изделия делали из древесины? И т.д.

Учитель: Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.

Летний лагерь 2014.

Поездка в Краеведческий музей

17 июня отряд "Следопыты" совершил экскурсию в Дом Мешкова, в котором расположена историческая экспозиция Пермского краеведческого музея. Ребята узнали о прошлом нашего края, начиная с древнего каменного века и заканчивая последними событиями века ХХ.

На экскурсии были представлены предметы быта разных эпох, костюмы, украшения, оружие. Особенно интересными оказались предметы Пермского звериного стиля, отображающие связь природы и человека древних эпох. Ребята попытались разгадать смысл древних предметов, в которых изображения животных и лиц людей причудливо переплелись и смешались.

Во все времена люди носили украшения. Очень интересно было рассмотреть украшения из старинных монет, привезенное из марийской деревни. Монеты использовались и по своему прямому назначению. Многое дети узнали об истории денег, о происхождении их названий.

Наш край развивался как горнопромышленный регион. Ребята смогли увидеть не только образцы руды, но и станки, оборудование, оружие производившееся на пермских предприятиях. На мальчиков большое впечатление произвели снаряды для артиллерии, авиационный двигатель, пулеметы и другие образцы военной техники прошлого.

Экскурсией ребята остались довольны, узнав много нового об истории и культуре нашего края. Изучать как далекое, так и близкое прошлое, оказалось очень увлекательное занятие.









Если бы меня спросили, что такое музей, я бы ответила, что это место, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то, что было задолго до нас, то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность. Поэтому перед экскурсией в музей возникает ощущение предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным.

4 декабря 2017 обучающиеся Дома детского творчества с. Зилаир посетили Историко-краеведческий музей, который также является и памятником истории села.

В 6-ти небольших залах музея отражены основные вехи становления с. Зилаир (и Зилаирского района) начиная с момента его основания в 1748 года и по настоящее время.

В первом зале обучающиеся Дома детского творчества познакомились с выдающимися художниками с. Зилаир, которые прославили свою Родину: Бурзянцев А.Д., Кириллов В.М., Севостьянов П.А., Ляпкин А.Г. В основном картины отражают красоту Зилаирской природы.

Второй зал посвящен истории становления экономики, здравоохранения, образования, культуры, с жизнью людей, внесших свой вклад в развитие села.

Третий зал (основной) отражает историю рождения села – строительство Преображенского медеплавильного завода. Также стенды зала посвящены основным событиям, которые затронули село – это Великая Отечественная война и участники Афганской войны.

В четвертом зале музея можно познакомиться с фауной села. Здесь можно увидеть косолапых мишек, косулей, кабана, рыжую лисицу, волка и многих других зверей, которые обитают в наших лесах.

Пятый зал («Русская изба») – отражают быт русской культуры. В избе находятся множество предметов, которые раньше использовали наши бабушки и дедушки, например, чугунки, лампадки и многое другое.

Шестой зал («Башкирская юрта») – посвящен коренным жителям республики – башкирам. Именно здесь можно увидеть убранство юрты, основные занятия башкир, но особый интерес вызывает Семиродовой столб с поляны Айда Булун. Именно на этом месте племена семи союзов собирались на йыйын для решения важнейших вопросов.

Экспонаты музея помогают оживить в воображении картины прошлых лет. В каждой экспозиции говорящим оказывается любой экспонат. Все они умело расставлены, имеют очень точные и подробные подписи, и подробные интересные комментарии. Все это благодаря директору Историко-краеведческого музей – В.С. Еремкину.

Экскурсия в Историко-краеведческий музей обучающимся Дома детского творчества с. Зилаир очень понравилась. Дети были в восторге от посещения музея. Осталось много положительных впечатлений от увиденных экспонатов.

Наше настоящее очень тесно связано с прошлым и выросло из него. Поэтому, чтобы лучше узнать современный мир, познать его законы, нужно начинать со знакомства с прошлым, и это знакомство нужно начитать с экскурсии в музей. Ведь он способствует развитию патриотического воспитания, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.

Сотрудники Дома детского творчества выражаю слова благодарности директору Историко-краеведческого музея с. Зилаир – В.С. Еремкину за интереснейшую экскурсию по музею.

Поездка в Ольховатский краеведческий музей.

Воспитатель подготовительной группы Кравченко Ольга Ивановна

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем переоцениваем заново, к большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чём размышляли? Что передавали своим внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы дети? Мы должны восстанавливать связь времен, возвращать утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры - одна из важнейших задач дошкольной педагогики. Дети подготовительной группы "Ромашки" были приглашены в Ольховатский краеведческий музей. На школьном автобусе мы поехали на экскурсию.


Во время движения мы вспомнили названия улиц, реки, достопримечательности посёлка. В музее нас встретила его хозяйка, Ивахненко Ольга Александровна.


Она провела очень интересную беседу, из которой дети узнали об истории нашего посёлка: о людях, живших в прошлые века, их быте, о древних животных.


Очень впечатлил детей рассказ о Великой Отечественной войне,


об истории сахарного завода,о народных умельцах нашего края.


Все с интересом рассматривали экспонаты музея: предметы быта и одежду людей разных поколений, старинные монеты, трофеи войны.


Провожала Ольга Александровна детей мелодией игрушек - свистулек, подаренных музею народными умельцами.

Всем поездка очень понравилась.

Тема занятия - экскурсия в краеведческий музей

«История моего края»

«Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного

Находим».

Цель:

ознакомление детей с историей родного края;

стремление хранить и приумножать его историю.

Задачи:

дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего города;

закрепить понятия «музей», «исторические источники»;

расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;

развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

систематизировать обобщать знания детей о диких животных;

развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;

    Органнизационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедем на экскурсию в наш краеведческий музей, где познакомимся с историей нашего края и города.

В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена.

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й (от греч. μουσεῖον - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

    Выезд детей в краеведческий музей.

Встреча с экскурсоводом

Ход занятия – экскурсии.

1. Выставка «Воспевай землю Алданскую», посвященная Году литературы. «Алдан –страницы истории».

Несколько лет назад на территории Алданского района шумела безбрежная глухая тайга. На огромном пространстве не было ни одного населённого пункта. И вдруг здесь ключом забила жизнь. Сюда стали стекаться отовсюду люди. Много людей. Вдоль ручьёв возникли деревянные постройки, стали прокладываться дороги. Трудным было это время. Не было автомобилей и самолётов.Нелёгким было зарождение горного Алдана – первенца золотой промышленности Якутии.

По призыву областного комитета комсомола якутская сельская молодёжь пошла на производство. Она была ведущей силой не только в горняцком деле

Они настойчиво осваивали горняцкие профессии, становились мастерами своего дела. Именно здесь они получили трудовую закалку. Труженики Алдана всегда были в первых рядах соревнующихся и оправдывали высокую оценку их труда.

Алдан из старательского превратился в высокомеханизированный:: на смену ручному труду пришли драги, экскаваторы и бульдозеры, современные обогатительные фабрики.

На комбинате «Алданзолото» постоянно проводится реконструкция золотоизвлекательных фабрик и драг, внедряется мощная землеройная техника на горных работах. Вторым рождением Алдана, как золотодобывающего района страны стало открытие Куранахского золоторудного месторождения и ввод в эксплуатацию золотоизвлекательной фабрики в Куранахе.

Алданский район остается ведущим золотодобывающим районом республики.

А впервые золото Алдана открыли рабочий-коммунист Вольдемар Бертин и охотник, беспартийный якут Михаил Тарабукин.

Золотодобывающая промышленность Якутии, начавшаяся с открытия и освоения подземных богатств Алдана, имеет славную историю. Их имена и дела заслуживают признания. О первопроходцах и первооткрывателях золотоносных песков алданской земли, о многотрудном начале освоения ее в условиях хозяйственной разрухи после гражданской войны, о первых шагах становления золотой промышленности, о всеобщем трудовом подъеме энтузиастов, начавших строить новую жизнь, мы узнаем из книг, из старых записей, которые писали сами рабочие, золотодобытчики.

«Горняки ехали домой после рабочей смены, ощущая в теле приятную усталость. И каждый думал, что завтра будет не легче – будет такое же напряженное задание, и они вновь выполнят его. И будут довольны собой, как доволен любой человек, преодолевший трудности».

2. Мир древних тайн и загадок.

Кроме этого, здесь экспонируются и хранятся в музейных фондах уникальные находки, связанные с жизнью древних людей - предметы охоты, быта, искусства. Всё это представляет интерес как для учёных со всего мира, так и для посетителей, которые имеют возможность соприкоснуться с эпохой, отстоящей от нашего времени примерно на 20 тысяч лет.

Якутия – мир древних тайн и загадок, который манит и зовет путешественников из разных уголков Земли. Только самые смелые и отважные решаются бросить вызов своенравному северу, который за своей суровой ледяной маской скрывает искреннее радушие и гостеприимство, невероятную щедрость и огромное количество древних сокровищ.

Главным богатством края является его восхитительная природа. Среди снежного природного очарования, словно драгоценная жемчужина, выделяется Якутия, история которой наполнена множеством древних тайн и легенд, рассказывающих о жизни севера и его славных традициях.

3. Уникальная находка.

«В уникальной местности на глубине около 100 м нам удалось найти богатый материал для исследования - это мягкие и жировые ткани, шерсть мамонта». Кости мамонта люди находили с давних времён. Но тогда на земле не существовало представителя животного мира, который имел бы кости таких внушительных размеров, и это рождало множество легенд. По одной из них, люди верили в то, что где-то глубоко под землёй живёт гигантский зверь, который не показывается людям, и обнаружить его можно лишь после его смерти. А от слов "ма"-земля, "мут"-крот стали называть этого зверя – мамут. По другой легенде, его называли Индер. В те времена, здесь была тундра, паслись стада мамонтов, селились люди. Мамонт был самым многочисленным представителем существовавшей в то время фауны. Мамонт был хорошей добычей для охотников – он давал много мяса, кости использовались для строительства и отопления жилищ. Из бивней мамонта, распрямляя их, древние люди изготавливали копья.

Кроме орудий охоты и быта, изготавливались и украшения-обереги. Древние люди почитали это величественное животное, которое давало пищу, тепло, материал для постройки и обогрева жилья.

4. Культура и быт народов нашего края.

Эвены издревле проживали на Северо-востоке России. Эвены – кочевой народ. Жизнь таежного человека тесно связана с лесом. Из древесины строили лабазы для хранения продуктов и вещей, составляли из жердей остов жилища, строили изгороди для оленей. Из мягкой древесины березы и сосны изготавливали ездовые и грузовые нарты (толгокил), столики на коротких ножках (настол), весла (уливур), ящички для посуды (саводал). Деревянные предметы украшали узорами, которые наносили ножом, долотом, сверлом. Вырезали деревянные маски для шаманов, грациозные фигурки животных и птиц, деревянную посуду, детские игрушки - свистульки, кукол.

Жильем служил им чум. Три основные жерди "тургу". "Тургу" в вершине соединялись развилкой и устанавливались таким образом, что две из них, образуя одну из сторон треугольника, ставились с ориентировкой в сторону тропы, по которой пришли на стоянку.

Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины - выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды, спальных принадлежностей, вьючных сум, чехлов и т.д. Эвенские кузнецы делали ножи, детали ружей и др.

Основным материалом традиционной одежды эвенов служили олений мех, а также мех горного барана и ровдуга (замша из оленей шкуры). Борта и подол обшивали меховой полосой, а швы покрывали полоской, орнаментированной бисером.

Характерно, что при рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая вместе с приплодом считалась его собственностью. Детей верховой езде обучали с раннего детства.

Охота была традиционным занятием эвенков. Она обеспечивала основную часть потребностей эвенкийских семей в питании и сырье для обрабатывающих отраслей домашнего производства. Охотничьим орудием служили лук (нууа), копье (гид), копье-пальма (огпка), нож (хиркан), самострел (бэркэн), ловушка-пасть (нан) и ружье. Охотились верхом на оленях, на лыжах-голицах (кай-сар) и подклеенных мехом (мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с оленем-манщиком, охотничьей собакой.

Промышляли соболя, белку, красную и черно-бурую лисицу, горностая, росомаху, выдру, дикого оленя, лося, горного барана, зайца, гуся, уток, рябчиков, куропатку, глухаря и др.

5. Кльтовые почитания эвенков.

Культ медведя.

Особое место занимала охота на медведя, регламентированная строгими правилами и обрядами. Медведя называли иносказательно, часто словами, заимствованными из языков соседних народов (якутов, русских, юкагиров). По случаю добычи медведя устраивали медвежий праздник. Медвежий праздник (манс. яны пике - «большие пляски», нивх, чхыф леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат - человек убил старшего - медведя.

Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют. У эвенков медведя убивал старший из охотников. Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Охота на медведя обставлялась особыми правилами и обрядами, что было связано с почитанием этого животного.

Помощники шамана – священные птицы..

Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались такие птицы: ворон (оли), орёл (киран), лебедь (гах), гагара (укан), утка-чирок (чиркони), чёрный дятел (кирокта), кукушка (ку-ку), кулик (чукчумо), бекас (олиптыкин), синичка (чипиче-чиче). Все эти птицы считались помощниками шамана в обрядах лечения, добыче оленьих душ, здоровья для семьи. Все перечисленные птицы неприкосновенны, их строго запрещалось убивать и мясо употреблять в пищу.

Эвенки считают ворона – человеком, превращённым в птицу. Считалось, что вороны могли брать в жёны эвенкийских девушек, но только не понимали язык. Эвенкийские охотники верили, что вороны помогают оберегать оленьи стада от хищников, разыскивая животных во время промысла, выдавая их своими криками. У шаманов ворон выступает как хранитель шаманской души во время камланий.

«Если кто-нибудь убьет ворона, то душа последнего летит к своему «отцу Хара Сыагылах’у» с жалобой на обидчика. Тогда этот бог страшно карает обидчика-охотника, насылая на него болезнь».

Орёл являлся ведущим персонажем в шаманской мифологии. Это единственная птица, которая способна отогнать враждебных духов от шаманской души. Во всех камланиях он являлся главарём и защитником стаи птиц, несущих душу шамана.

Гагара - шаманский атрибут. В шаманской мифологии - это один из духов-помощников, посредством которого шаман летит "Стезей птиц" к истоку Долбора, - реки, берущей свое начало в Верхнем мире. Духи-птицы исполняют обязанности посыльных к духам Верхнего мира. Многие эвенки считают, что землю сотворила гагара. Произошло это так: «Вначале была вода. Жили тогда два брата – харги и сэвэки. Сэвэки был добрый и жил вверху, а злой харги – внизу. Помощниками у сэвэки были гоголь и гагара. Гагара нырнула и достала землю. Постепенно земля разрослась и приняла современный облик».

6. Заключительная часть.

Человек есть величайшее творение природы. Он вышел из животного мира в ходе многолетней эволюции. Природа научила его трудиться, думать, производить, видеть прекрасное, наблюдать и постигать мир. Человек не стал бы человеком без природы. Природа – это всё, что нас окружает: живое и неживое.

Как любим мы говорить о том, что человек – хозяин природы, называем себя «Человек разумный». И как часто забываем, что, прежде всего, человек – дитя природы. Все, что окружает нас: леса, реки, озера – это не только среда обитания птиц, рыб, зверей, но и среда обитания человека. А птицы, рыбы, звери, растения – наши собратья, дети единой нашей матери – природы.

    Подведение итогов.

Что вам больше понравилось в музее?

Легенды о каких животных вы узнали на экскурсии?

О чем бы вам хотелось узнать подробнее?