Фейхтвангер оливье. Фейхтвангер лион

Биография

Сын фабриканта, он получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина , где изучал германскую филологию , философию, а также санскрит .

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности . Под влиянием патриархальных семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал "Зеркало", который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В - путешествовал. Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта , с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению , а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера .

«Москва 1937»

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным . Книга «Москва 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе), была в Москве издана массовым тиражом. Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

«Испанская баллада»

В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза - красавица.

«Безобразная герцогиня»

Первый исторический роман Фейхтвангера - «Безобразная герцогиня ». История Маргариты Тирольской , южногерманской герцогини XIV века , написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнен индивидуальной трагедией героини - энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини».

«Еврей Зюсс»

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Библиография (неполная)

Романы

  • «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (нем. Die häßliche Herzogin , )
  • «Еврей Зюсс » (нем. Jud Süß , )
  • «Зал ожидания» (нем. Wartesaal , - )
    • «Успех» (нем. Erfolg , )
    • «Семья Опперман» (нем. Die Geschwister Oppermann , )
    • «Изгнание» (нем. Exil , )
  • «Иосиф Флавий» (нем. Flavius Josephus , - )
    • «Иудейская война» (нем. Der jüdische Krieg , )
    • «Сыновья» (нем. Die Söhne , )
    • «Настанет день» (нем. Der Tag wird kommen , )
  • «Лже-Нерон» (нем. Der falsche Nero , )
"Еврей-Зюсс (Jud Süß) 1940"
  • «Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack , )
  • «Симона» (нем. Simone , )
  • «Лисы в винограднике» (нем. Die Füchse im Weinberg , )
  • «Гойя, или Тяжкий путь познания» (нем. Goya oder der arge Weg der Erkenntnis , )
  • «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (нем. Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau , )
  • «Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (нем. Die Jüdin von Toledo , )
  • «Иеффай и его дочь» (нем. Jefta und seine Tochter , )

Прочее

  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. Перевод с немецкого «Художественная литература » 1937
  • Статьи журнала «Ворт» (1936-1939)
  • Чёрт во Франции (1941)

Фильмография

См. также

Примечания

Ссылки

  • Фейхтвангер, Лион в библиотеке Максима Мошкова
  • Лион Фейхтвангер - русскоязычный сайт писателя. Биография. Электронное собрание сочинений. Скачивание в различных форматах. Фотогалерея. Статьи. Стихи. Форум
  • Фейхтвангер, Лион. Генрих Гейне и Оскар Уайльд. Психологическое исследование

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 7 июля
  • Родившиеся в 1884 году
  • Родившиеся в Мюнхене
  • Умершие 21 декабря
  • Умершие в 1958 году
  • Умершие в Лос-Анджелесе
  • Писатели на немецком языке
  • Писатели Германии
  • Писатели Франции
  • Писатели США
  • Социалисты
  • Авторы исторических романов
  • Еврейские писатели
  • Эмигранты из Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Лион Фейхтвангер (Feuchtwanger, Lion) – выдающийся немецкий писатель и драматург.
В своих произведениях, главным образом исторических романах, обращался к острым социальным проблемам. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план – параллели с событиями современности.
Родился 7 июля 1884 в Мюнхене в зажиточной, религиозной еврейской семье. Получил гуманитарное образование в гимназии, затем в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал германскую филологию, философию, санскрит. На исходе 1900-х гг.
Фкйхтвангер выступил как театральный критик, переводил и обрабатывал трагедии Эсхила, К. Марло, комедии Аристофана.
Начало литературной деятельности Фейхтвангера относится к 1901: книга "Одинокие", содержащая два рассказа, филологические исследования, театральные рецензии. В 1905-1907 гг. Фейхтвангер написал два тома "Маленьких драм" и роман "Глиняный бог" (1910). В 1908 Фейхтвангер основал литературный журнал "Шпигель", который служил "развитию революционных тенденций" в Германии. В 1914 Фейхтвангер был призван на фронт, но вскоре его демобилизовали по состоянию здоровья. Антивоенные взгляды писатель выразил в стихотворении "Песнь павших" (1915), в пьесе "Военнопленные"
(1915) и в пьесе "Мир" (1918). В годы войны много работал над пьесой "Уоррен Гастингс" (1916) и набросками романа "Еврей Зюсс" (1918). В ноябре 1918 писатель стал свидетелем революции в Баварии. Все пережитое и увиденное им нашло отражение в драматическом романе "Тысяча девятьсот восемнадцатый год" (1920). В 1922 Фейхтвангер в соавторстве с Б. Брехтом опубликовал пьесу "Эдуард II".
Антивоенные пьесы Фейхтвангера были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с учетом новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud Süß, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die häßlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jüdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Söhne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942) и др.
О России Фейхтвангер впервые узнал из книг русских писателей, причем неоднократно подчеркивал, что читая произведения Л. Толстого и А. Чехова, получил больше знаний о стране и ее людях, чем из многочисленных исторических трудов. В 1916 он написал статью о "Вишневом саде" Чехова и перевел эту пьесу на немецкий язык. Особое влияние, по признанию самого Фейхтвангер, на него оказал М. Горький. В 1917 на мюнхенской сцене Фейхтвангер в качестве режиссера с успехом поставил пьесу Горького "На дне". Стремление Фейхтвангера приехать в СССР во многом можно объяснить желанием увидеть Горького. Первый раз писатель приехал в СССР в 1929, затем в 1936. Он выступал на заводах, в редакциях, в Политехническом музее, перед артистами,
писателями, совместно с В. Бределем и И. Бехером являлся редактором издаваемых немецких журналов "Дас Ворт" и "Интернационале Литератур". Пребыванию в СССР Фейхтвангер посвятил очерк "Москва, 1937", в котором описывалась советская действительность, мнение о ней на Западе и собственно мысли автора. Книга вышла в 1937 в Амстердаме и тут же по личному указанию
Сталина была переведена и издана в СССР. В 1938 Фейхтвангер опубликовал обращение "К моим советским читателям". По роману "Семья Оппенгейм" в 1938 Г. Рошаль поставил одноименный кинофильм. Пьеса "Сны Симоны Машар" (1941-42), написанная Фейхтвангером в соавторстве с Б. Брехтом, была поставлена в 1942 в Московском театре им. Ермоловой (реж. А. Эфрос).
После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие деятели культури и искусства, был лишен гражданства, его имущество было конфисковано, библиотека сожжена, а голову писателя оценили в 10 тысяч марок. Писатель бежал во Францию, где в Париже был создан Союз немецких писателей под председательством Л. Франка. Фейхтвангер был одним из
инициаторов Парижского конгресса, вошел в секретариат постоянного бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры.
С 1939 Фейхтвангер жил в городе Санари-сюр-мер (Франция), а в 1940 он
поселился в США, в предместье Лос-Анджелеса Пасифик-Полисадес.
В 1943 писатель принял участие в конгрессе писателей в Лос-Анджелесе, в том же году вышел в свет роман "Братья Лаутензак" (в рукописи "Чудотворец"), который продолжил серию антифашистских романов. Роман "Симона", посвященный Второй мировой войне, вышел в свет год спустя, в 1944, на английском языке, в 1945 он был издан в Амстердаме на немецком языке.
После войны писатель обращался исключительно к историческому жанру.
Основным объектом изображения в его новых романах стала Великая Французская революция (1789-1794). Основой первого романа "Лисы в винограднике, или Оружие для Америки" (1947) послужила идея неодолимости прогресса, которую несла с собой эпоха революции. Незаконченное эссе "Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического повествования" посвящено природе
исторического жанра. В 1948 появилась пьеса Фейхтвангера, "Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне", в которой писатель выступил против "холодной войны";она вызвала международный резонанс.
К 125-летию со дня смерти испанского художника Франсиско Гойи Фейхтвангер написал роман "Гойя, или тяжкий путь познания" (1951). Особенностью построения произведения является то, что каждая глава заканчивается белыми стихами, в строках которых содержится идея данной главы и своеобразный вывод из нее. В 1953 в свет вышел роман "Мудрость чудака, или
смерть и преображение Жан-Жака Руссо".
Роман "Испанская баллада" (или "Еврейка из Толедо") (1955) посвящен событиям 12 века, времени крестовых походов, Реконкисте.
Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.
Энциклопедия РОЛ, Энциклопедическая статья из "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия 2001".

ФЕЙХТВА́НГЕР Лион (Lion Feuchtwanger ; 1884, Мюнхен, - 1958, Лос-Анджелес), немецкий писатель, автор широко известных исторических романов. Написал более 40 произведений, в том числе 18 пьес (из них в соавторстве с Б. Брехтом - «Жизнь Эдуарда II Английского», 1924; «Сны Симоны Машар», 1942–43).

Родился в ортодоксальной семье, получил начальное еврейское образование, изучал Тору и иврит , однако не исполнял религиозных обрядов.

В 1903 г. окончил гимназию гуманитарного профиля; в 1904–1907 гг. учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал германскую филологию, философию и антропологию. В 1905–1906 гг. написал шесть маленьких драм, четыре из них на темы еврейской истории. В 1907 г. защитил докторскую диссертацию о неоконченном произведении Г. Гейне «Бахарахский раввин». Отказался от предложения работы в Берлинском университете, обусловленной переходом в христианство. Еврейская тема проходит через все романы, статьи и публичные выступления Фейхтвангера.

До Первой мировой войны политикой не интересовался. «Меня занимало то реалистическое изображение действительности [первая большая драма Фейхтвангера “Фетиш” из жизни театра], то преувеличенно романтизированное изображение прошлого [пьесы на сюжеты индийских сказок], в центре которых - абстрактные проблемы Власти, Любви, Зла» (эссе «Из моей жизни»). Пьесы успеха не имели. В 1908 г. основал журнал литературы, музыки и театра «Дер шпигель», который вскоре слился с журналом «Шаубюне». Фейхтвангер активно сотрудничал в нем как литературный и театральный критик. Работал также как режиссер. Поставил в мюнхенском Народном театре пьесу М. Горького «На дне». Фейхтвангер много путешествовал; начало Первой мировой войны застало его в Тунисе. Он возвратился в Германию, был мобилизован, но через полгода отпущен из-за плохого зрения. Решительный противник милитаризма, Фейхтвангер в 1915 г. опубликовал первое в немецкой печати антивоенное стихотворение «Песнь павших». В 1917 г. написал пьесу «Мир», в которой выразил свое резко критическое отношение к войне; пьеса была запрещена цензурой. В 1919 г. написал пьесу «Военнопленные» о любви пленного француза и дочери немецкого барона. Поставлена во Франции.

Переломным в творчестве Фейхтвангера раннего периода стал роман «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» (1920), в первоначальном сценическом варианте «Томас Вендт». Благородному поборнику справедливости, руководителю революции в Баварии Томасу Вендту (его прототип - Эрнст Толлер) не удается удержать людей «от озверения», и он отказывается от действий и добровольно отдает власть в руки бессовестных политиканов. Фейхтвангер ранее других увидел опасность антисемитизма и осудил его в блестящем памфлете «Разговоры с Вечным Жидом» (1920). Он высмеивает бездуховность, безнравственность, стяжательскую подоплеку патриотических заявлений активистов «германского движения», предвидит погромы , сожжение книг, уничтожение евреев. В 1917 г., полемизируя с антисемитским рассказом Вильгельма Гауффа, Фейхтвангер пишет пьесу (была поставлена) на основе биографии жившего в 18 в. финансиста при вюртембергском дворе - еврея И. З. Оппенхеймера , которую в 1921 г. перерабатывает в роман «Еврей Зюсс» (издан в 1925). Роман имел огромный успех, переведен на 21 язык. По словам Фейхтвангера, он задуман не как история еврея, а как путь человека от действия к созерцанию. В 1941 г. в Германии по роману был поставлен антисемитский фильм, грубо искажающий идею романа. Философское созерцание как альтернатива действию - ведущая тема и романа Фейхтвангера раннего периода «Безобразная герцогиня» (1923).

В 1925 г. Фейхтвангер переехал в Берлин. В своих теоретических работах - «Исторический процесс евреев» (1930), «Национализм и еврейство» (1933) - Фейхтвангер дает свое толкование сущности еврейства: евреев объединяет не раса, не общий язык, не общая территория, не общие формы жизни, как другие народы, а общая ментальность, общая духовная позиция. Гуманист Фейхтвангер атакует антисемитизм с позиции Разума. Разум противостоит насилию - эта идея проходит через все произведения Фейхтвангера. В предисловии к сборнику «Желтая заплата» (1936) Фейхтвангер пишет, что нацистские погромы объясняются не только экономическими, социальными и политическими мотивами, но и глубокой враждебностью нацизма Разуму. Самым зрелым и художественно совершенным романом Фейхтвангера часто считают «Успех» (1930). «Собственно герой моего романа - Бавария», время действия - начало двадцатых годов, сюжет - борьба за освобождение осужденного реакционной судебной властью искусствоведа Мартина Крюгера. Она показана на фоне противоборства политических сил, стремящихся к успеху - власти и деньгам. Роман переполнен фактами, почерпнутыми из живой истории тех лет. Фейхтвангер одним из первых раскрыл опасность нацизма в образе ловкого демагога, вождя «истинных германцев» Руперта Кутцнера. В романе действует также и противник нарождающегося нацизма, коммунист Прекль. «Успех» стал первой частью трилогии «Зал ожидания», куда вошли романы «Семья Оппенхейм» (1933; в более поздних изданиях «Семья Опперман»; о трагической судьбе далекой от политики респектабельной еврейской семьи, не покинувшей Берлин после января 1933 г.) и «Изгнание» (1940; о жизни в эмиграции и об антифашистском сопротивлении). Роман основан на подлинных фактах.

В 1932 г. вышла в свет первая часть трилогии об Иосифе Флавии «Иудейская война». Вторая часть - «Сыновья» - была написана в 1933 г., третья - «Настанет день» - в 1945 г. Действие трилогии происходит в Риме и Галилее в 1 в. Сюжетная основа - книга Иосифа Флавия «Иудейская война». Иосеф бен Маттитьях у, посланный из Иерусалима в Рим, чтобы ходатайствовать об освобождении арестованных там трех ученых евреев, ощущает себя гражданином мира, посредником между духовностью Востока и «светскостью» Рима. В конце трилогии Иосиф убеждается в том, что такое посредничество неосуществимо. «Космополит умом и националист сердцем», он возвращается в Галилею, борется против намерения римлян уничтожить евреев (исторический Иосиф Флавий остался в Риме) и погибает от рук римских солдат. «Иосиф искал мир, а нашел только свою страну». Судьбоносные для еврейского народа события изменили отношение Фейхтвангера к сионизму - от равнодушного, через признание сионизма духовного («не правительственное здание, а университет»), к признанию необходимости создания еврейского государства. Об этом говорит один из персонажей трилогии Акива; это же высказывает Фейхтвангер в своем выступлении на открытии павильона Палестины на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1940 г.

В момент прихода к власти нацистов Фейхтвангер находился в Америке. В марте 1933 г. его дом в Берлине был разгромлен, рукописи, в том числе вторая часть трилогии о Иосифе, уничтожены, счета в банке конфискованы. Фейхтвангера лишили германского гражданства, его книги были сожжены. В Германию Фейхтвангер не вернулся. После многих трудностей поселился на юге Франции, в местечке Санари-сюр-Мер, где жили немецкие писатели-эмигранты Т. Манн , Бруно Франк, Ф. Вольф (см. Вольф, семья), и активно участвовал в антифашистских периодических изданиях («Дас нойе тагебух» /антигитлеровское обозрение/, в еженедельной газете «Ди нойе вельтбюне», журнале «Нойе дойче блеттер» и др.) и в организациях немецких писателей. Фейхтвангер - член правления Союза защиты немецких писателей, один из составителей «Коричневой книги II» и авторов распространявшихся нелегально в нацистской Германии антигитлеровских памфлетов. В 1936 г. вместе с В. Бределем и Б. Брехтом основывает в Москве журнал «Дас ворт». 1 декабря 1936 г. Фейхтвангер приехал с визитом в Москву. В книге «Москва 1937» он изложил свои впечатления, которые свидетельствуют о его политической наивности (Фейхтвангер восхищается успехами в строительстве социализма, оправдывает жестокие меры Сталина, уверен в виновности обвиняемых на процессах 1937 г., считает, что трудности, которые переживают советские люди, не отнимают у них уверенности в счастливом будущем).

В 1939 г. французские власти заключили Фейхтвангера в концлагерь в Тулоне, но вскоре освободили. После оккупации Франции Фейхтвангер вновь был арестован в 1940 г., бежал сначала в Испанию, затем переехал в США.

Свое отношение к современным событиям Фейхтвангер выражал в жанре исторического романа, «одевая современные события в исторические одежды». В докладе «О смысле и бессмысленности исторического романа» (1935) Фейхтвангер пишет, что задача автора - с исторической дистанции, создавая иллюзию достоверности рассказа, передать свое время, свое понимание современной действительности. Так, ничтожная личность, горшечник Теренц («Лже-Нерон», 1936), выдающий себя за возвратившегося Нерона, - карикатурный портрет Гитлера . «Читатель понимает, что проблемы героев исторического романа, какими бы другими они ни выглядели, те же самые, что волнуют его самого и когда-нибудь будут волновать его внуков» (из послесловия к последнему роману «Ифтах и его дочь», 1957).

Послевоенные годы в творчестве Фейхтвангера были весьма плодотворными. Он отказывается от своей концепции пагубности действия. Роман «Симона» (1945) посвящен героине движения Сопротивления во Франции. Во имя победы революции в Америке француз Бомарше переправляет оружие американцам («Оружие для Америки, или Лисы в винограднике», 1947–48). Великий испанский художник Гойя («Гойя, или Тяжкий путь познания», 1951) одерживает трудную победу в борьбе за свою независимость от двора и приходит к единению с народом. «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (1952) - роман о воздействии революционных идей Руссо. Народ - носитель революционных изменений. Роман «Еврейка из Толедо, или Испанская баллада» (1955) - история любви короля Альфонсо к красавице еврейке Рахели, почерпнутая из хроник 13 в. В отличие от многочисленных литературных интерпретаций этого сюжета (в том числе пьесы Лопе де Вега и стихотворения Грильпарцера), Фейхтвангер вводит в свой роман Мудрецов, Думающих и носителей Разума, которые могут противопоставить вооруженной храбрости рыцарей «только тихое мужество Духа». В последнем романе Фейхтвангера «Ифтах и его дочь» на сюжет библейского рассказа из Судей Израилевых книги (Суд. 11–12) Фейхтвангер ставит вопрос: стоило ли за победу в войне платить жизнью самого дорогого человека?

События 20 в. в Германии - крах Веймарской республики, нацистское господство, разгул антисемитизма, Вторая мировая война, Катастрофа европейского еврейства - определили путь реалиста Фейхтвангера от позиции созерцания и утверждения бесплодности действия к признанию необходимости действия ради победы гуманизма. Произведения Фейхтвангера переведены более чем на тридцать языков.

Лион Фейхтвангер (нем. Lion Feuchtwanger). Родился 7 июля 1884 года в Мюнхене - умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе. Немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа.

Родился 7 июля 1884 г. в Мюнхене в семье фабриканта Зигмунда (Арона-Меера) Фейхтвангера (1854-1916), унаследовавшего маргариновое производство от своего отца Элькана Фейхтвангера (1823-1902), уроженца Фюрта, сына Зелигмана Фейхтвангера и Фейгеле (Фанни) Вассерман. Мать - Йоханна Боденхаймер (1864-1926). Родители поженились в 1883 году и Лион был старшим из девяти детей. Получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (изучал литературу и философию), а затем Берлина, где изучал германскую филологию, философию, а также санскрит.

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности. Под влиянием семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал «Зеркало», который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В 1912-1914 путешествовал.

Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта, с которым его связала многолетняя дружба.

В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

В 1940 году, во время оккупации Германией Франции, писатель был интернирован во французский концентрационный лагерь в местечке Ле Милль. Воспоминания о своей лагерной жизни, полной всяческих унижений, невзгод, были отображены им в книге «Чёрт во Франции». Лагерникам, среди которых было так много противников гитлеровского режима, грозила опасность попасть в руки фашистов, и тогда было решено перевести интернированных в другой лагерь, в Ним. Бежав оттуда и, получив с большим трудом необходимые документы, Фейхтвангер вместе с женой перебрался в США. С ноября 1943 года он жил на вилле Аврора в Калифорнии, где благодаря поступлениям от фильмов по его произведениям собрал библиотеку, состоящую из 20000 томов.

В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались фашизм и его идеология.

За выдающиеся заслуги как художника и защитника идей мира и прогресса Лион Фейхтвангер был отмечен Государственной премией ГДР в области искусства и литературы, присуждённой ему в 1953 году.

Писатель умер в 1958 году от рака желудка.

В настоящее время вилла Аврора, где писатель провел свои последние годы, является творческой резиденцией для немецких писателей, художников и композиторов.

Главный вопрос творчества Фейхтвангера - о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», - говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план - параллели с событиями современности.

Свою литературную деятельность Фейхтвангер начал с драматургии. Его ранним произведениям свойственны изысканная, болезненная утончённость формы и бедность жизненного содержания, восславление красоты и пренебрежение нравственными ценностями жизни, преклонение перед личностью и холодное отношение к рядовым людям. Впоследствии писатель не без иронии отзывался о своём раннем творчестве, рассматривая его лишь как не очень плодотворный этап собственного духовного развития.

Гораздо более важную роль в его дальнейшей творческой эволюции сыграла литературно-критическая деятельность. Он написал много статей и рецензий, посвящённых в основном театру и драматургии. В это же время его внимание приковал к себе реалистический роман, а такие немецкие писатели-реалисты, как братья Томас и Генрих Манн, оказали сильное влияние на творчество Фейхтвангера.

В годы Первой мировой войны Фейхтвангер решительно не принял ни её целей, ни националистической идеологии. Он занял антивоенную позицию и выступил против империалистической бойни. Антивоенные настроения выражены в стихотворении «Песнь павших» и в пьесе «Мир» - вариации на тему комедии греческого сатирика Аристофана. В годы войны Фейхтвангер много писал. В основном это были оригинальные пьесы и переделки произведений классической драматургии - «Персов» Эсхила, «Васантасены» древнеиндийского поэта Шудраки, драмы Калидасы «Царь и танцовщица». Наряду с мотивами социальной критики в его творчестве появляются пессимистические и фаталистические настроения. Фейхтвангер пишет драматический роман «Томас Вендт» (1920), драмы «Еврей Зюсс» (1917), «Голландский купец» (1921), охотно пользуется формой сатирического обозрения для высмеивания буржуазных политиков. Такова его «Англосаксонская трилогия» (1927).

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера.

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным. Книга «Москва 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе).

Книга была издана в Москве массовым тиражом. Причём, В. С. Молодцову пришлось, по заданию Сталина, обеспечить за одни сутки организацию печати книги.

Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

В послевоенные годы, живя в США, писатель пришёл к пониманию того, что творцами истории являются народные массы. Эта мысль, ставшая для него итоговой, проходит через все его поздние произведения, углубляя их реализм и сообщая им оптимистичность, не свойственную его раннему творчеству.

Если в ранний период духовного развития для Фейхтвангера идея общественного прогресса представлялась по меньшей мере сомнительной, то истинным героем его поздних произведений стал «…тот незримый кормчий истории, который был открыт в восемнадцатом столетии, в девятнадцатом тщательно изучен, описан и превознесён, с тем чтобы в двадцатом быть тяжко клеветанным и отвергнутым: прогресс».

Фейхтвангер решительно выступал против усиления международной реакции, против пропаганды холодной войны. Он пишет пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой разоблачает организаторов «охоты на ведьм» - процессов над жертвами комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. В последних своих романах, «Испанская баллада», и «Иеффай и его дочь», Фейхтвангер развивал идеи прогресса и гуманизма.

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Семья

Брат - Людвиг Фейхтвангер (Ludwig Feuchtwanger, 1885-1947), немецкий юрист и литератор.
Племянник - Эдгар Фейхтвангер (Edgar Feuchtwanger, род. 1924), британский историк, мемуарист.
Брат - Мартин Фейхтвангер (Martin Feuchtwanger, 1886-1952), немецкий писатель, журналист и издатель.

Романы:

«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (нем. Die häßliche Herzogin, 1923)
«Еврей Зюсс» (нем. Jud Süß, 1925)
«Зал ожидания» (нем. Wartesaal, 1930 - 1939) «Успех» (нем. Erfolg, 1930)
«Семья Опперман» (нем. Die Geschwister Oppermann, 1933)
«Изгнание» (нем. Exil, 1939)
«Иосиф Флавий» (нем. Flavius Josephus, 1932 - 1945)
«Иудейская война» (нем. Der jüdische Krieg, 1932)
«Сыновья» (нем. Die Söhne, 1935)
«Настанет день» (нем. Der Tag wird kommen, 1945)
«Лже-Нерон» (нем. Der falsche Nero, 1936)
«Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack, 1943)
«Симона» (нем. Simone, 1943)
«Лисы в винограднике» (нем. Die Füchse im Weinberg, 1947)
«Гойя, или Тяжкий путь познания» (нем. Goya oder der arge Weg der Erkenntnis, 1951)
«Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (нем. Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau, 1952)
«Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (нем. Die Jüdin von Toledo, 1954)
«Иеффай и его дочь» (нем. Jefta und seine Tochter, 1957).

Лион Фейхтвангер считается основателем нового литературного направления в исторической романистике. В его произведениях, содержащих размышления о судьбе человечества на разных этапах его развития, прослеживаются явственные параллели с событиями, происходящими в современном мире. Не менее интересна биография писателя, в которой присутствуют и служба в армии, и «книжное аутодафе», и заключение в концлагерь, и многое другое.

Ранние годы

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в немецком городе Мюнхене, в семье богатого фабриканта Зигмунда Фейхтвангера и Йоханны Боденхаймер, и был старшим из девяти детей. Его отец и мать были и мальчик с юных лет получил глубокие знания о религии и культуре своего народа. Окончив школу, Лион Фейхтвангер поступил в Мюнхенский университет, где обучался по специальностям "литература" и "философия". Затем он переехал в Берлин, чтобы пройти курс немецкой филологии и санскрита.

В 1907 году Лион Фейхтвангер получил степень кандидата наук, защитив диссертацию, посвященную произведению Генриха Гейне «Бахарахский раввин».

Начало карьеры

В 1908 году Фейхтвангер основал культурный журнал «Зеркало». Это издание имело короткую жизнь и после выпуска 15 номеров прекратило свое существование из-за финансовых проблем.

В 1912 году будущий известный писатель женился на дочери богатого еврейского коммерсанта Марте Леффлера. Причем в день свадьбы уже невозможно было скрыть от гостей, что невеста беременна. Спустя несколько месяцев Марта родила дочь, которая умерла вскоре после рождения.

В ноябре 1914 года Фейхтвангера призвали в армию в качестве резервиста. Однако вскоре оказалось, что у него не все в порядке со здоровьем, и писатель был комиссован. После войны, он познакомился с Брехтом, с которым у него завязалась дружба, продлившаяся до самой смерти Фейхтвангера.

Биография до 1933 года

Лион Фейхтвангер оказался одним из первых, кто заметил опасность, исходящую от национал-социализма. Еще в 1920-м году он уже в сатирической форме представил видения Агасфера, в которых описывал проявления антисемитизма. Кроме того, он дал точное описание «коричневого Мюнхена» в романе «Успех», в котором у главного героя Руперта Кутцнера явственно отслеживаются черты Адольфа Гитлера.

После того как некоторые произведения Фейхтвангера начали издаваться за пределами Германии, он стал довольно популярен во многих странах Европы. В результате его стали приглашать для прочтения лекций многие университеты.

В ноябре 1932 года он оказался в Лондоне. Там ему предстояло пробыть несколько месяцев, а затем отправиться в США, где он также собирался выступить с лекциями. Таким образом, на момент прихода к власти нацистов Лион Фейхтвангер находился вне пределов Германии. Вняв доводам друзей, писатель решил поселиться во французском городке Санари-сюр-Мер, где уже была небольшая колония немецких эмигрантов, бежавших из-за преследований по политическим или расовым мотивам. Так как англоязычные переводы книг Фейхтвангера издавались большими тиражами, он вел безбедную жизнь вместе с супругой Мартой, которая была его верной помощницей во всех делах.

Биография Фейхтвангера до начала Второй мировой войны

Тем временем в Германии имя Фейхтвангера оказалось в списке авторов, чьи книги подлежали сожжению, сам он был лишен гражданства, а его имущество конфисковали.

Враждебное отношение к национал-социализму стало причиной интереса писателя к СССР. Сталинская пропаганда не могла упустить такой шанс и пригласила Фейхтвангера посетить Москву, а также совершить поездку по стране с тем, чтобы увидеть своими глазами, каких успехов добилось первое в мире «Государство рабочих и крестьян». В рамках посещения СССР писатель даже взял интервью у Вождя народов.

Вернувшись во Фейхтвангер, книги которого в Советском Союзе сразу же стали издаваться многомиллионными тиражами, опубликовал свою беседу со Сталиным. Кроме того, он написал книгу «Москва. 1937», в которой поделился с европейскими читателями своим видением жизни в СССР. На ее страницах он постоянно делал сравнения между тем, что ему показали, и положением дел в Германии. При этом сравнения большей частью оказывались не в пользу последней.

Побег

В 1940 году немецкие войска вошли во Францию. Лион Фейхтвангер как бывший гражданин Германии был интернирован французами в лагерь, расположенный в местечке Ле Милль. По мере успехов армии Вермахта стало ясно, что большинству заключенных грозит смерть, если они окажутся на оккупированной территории. Тогда часть из них перевезли в лагерь недалеко от Нима. Там Лиону Фейхтвангеру и его супруге помогли сотрудники американского посольства. Они достали им фальшивые документы и, переодев писателя в женское платье, вывезли из страны. При этом Лиону и его супруге пришлось пережить множество приключений, так как сначала они долгое время скрывались в Марселе, а затем были вынуждены пробираться через Испанию и Португалию.

Жизнь в США

В 1943 году Лион Фейхтвангер, книги которого были крайне популярны в США, обосновался на вилле «Аврора» в Калифорнии. Там он много работал и создал свои самые интересные произведения. Кроме того, благодаря большим гонорарам, выплачиваемым книгоиздателями и студиями, экранизировавшими его романы, Фейхтвангер собрал роскошную библиотеку, состоящую из более чем 20 000 томов.

Если нацисты ненавидели писателя из расовых соображений, то в послевоенном США его заподозрили в симпатии к коммунистам. В этот период еще раз проявилась способность Фейхтвангера как предсказателя, так как еще задолго до начала «Охоты на ведьм» он написал пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой высказался против холодной войны и методов ее ведения.

Последние годы жизни

Несмотря на то, что писатель Лион Фейхтвангер не собирался возвращаться в Германию, благодаря своим антифашистским взглядам, он пользовался огромной популярностью в ГДР. В 1953 году ему даже присудили главную премию этой страны в области литературы.

В 1957 году у писателя был диагностирован рак желудка. К лечению Фейхтвангера привлекли лучших врачей того времени, которые сделали ему несколько хирургических операций. Попытки справиться с болезнью не увенчались успехом, и писатель скончался в 1958 году от внутреннего кровотечения.

Довоенное творчество

В ранние годы своей писательской карьеры Лион Фейхтвангер создал множество пьес, которые сам он оценивал как достаточно посредственные. Вслед за этим его заинтересовало написание публицистических статей и рецензий, что позволило как бы со стороны взглянуть на собственное творчество. В этот же период Фейхтвангер впервые задумался о возможности создания реалистичного исторического романа, на что его вдохновили произведения братьев Манн.

При этом, хотя сюжеты относились к разным эпохам, их объединял взгляд на современность сквозь призму истории. В то же время произведения Лиона Фейхтвангера, написанные после Первой мировой войны и Баварской революции, лишены эстетизма и приближены к реализму. В них часто отражается личная трагедия гуманистической личности в жестоком обществе. В частности, этой теме посвящен первый роман, который написал Лион Фейхтвангер — «Безобразная герцогиня».

Следующим произведением писателя стал роман «Еврей Зюсс», который посвящен событиям, происходящим в Германии 18 века. Он принес ему мировую славу, и в то же время его стали обвинять одновременно в антисемитизме и в еврейском национализме. И то и другое только подхлестнули интерес писателя к истории своего народа. В результате появилась трилогия об которая была издана во многих странах.

Верный своему стремлению отражать современность, отодвигая ее во времени, после вынужденной эмиграции во Францию, писатель создал роман «Лже-Нерон», в главном герое которого многие узнали фюрера.

Творчество в послевоенные годы

После переселения в США писатель продолжал много и активно работать. В частности, в 1947 году появился роман «Лисы в винограднике». Лион Фейхтвангер описал в нем события, происходящие «в закулисье» Войны за независимость. Это было его первое послевоенное произведение, в котором многие усмотрели параллели с организацией Ленд-лиза.

Спустя 4 года писателем было написано его самое знаменитое произведение — «Гойя, или Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер описал в нем жизнь и творчество известного испанского художника. Роман имел огромный успех во всем мире и неоднократно экранизировался.

Даже в последний год жизни уже тяжело больной Фейхтвангер продолжал творить. С утра и до вечера он диктовал стенографистке «Испанскую балладу» о любви короля Испании Альфонсо Восьмого к простолюдинке Фермозе.