Конспект урока "Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа

В этом романе Пушкин вернулся к тем коллизиям, к тем конфликтам, которые тревожили его в «Дубровском», но разрешил их иначе.

Теперь в центре романа – народное движение, народный бунт, возглавляемый реальным историческим лицом – Емельяном Пугачевым. В это историческое движение силою обстоятельств вовлечен дворянин Петр Гринев. Если в «Дубровском» дворянин становится во главе крестьянского возмущения, то в «Капитанской дочке» вождем народной войны оказывается человек из народа – казак Пугачев. Никакого союза между дворянами и восставшими казаками, крестьянами, инородцами не существует, Гринев и Пугачев – социальные враги. Они находятся в разных лагерях, но судьба сводит их время от времени, и они с уважением и доверием относятся друг к другу. Сначала Гринев, не дав замерзнуть Пугачеву в оренбургских степях, заячьим тулупчиком согрел его душу, потом Пугачев спас Гринева от казни и помог ему в сердечных делах. Итак, вымышленные исторические лица помещены Пушкиным в реальное историческое полотно, стали участниками мощного народного движения и делателями истории.

Пушкин широко воспользовался историческими источниками, архивными документами и побывал в местах пугачевского бунта, посетив Заволжье, Казань, Оренбург, Уральск. Он сделал свое повествование исключительно достоверным, сочинив документы, подобные настоящим, и включив в них цитаты из подлинных бумаг, например из воззваний Пугачева, считая их удивительными образцами народного красноречия.

Немалую роль сыграли в работе Пушкина над «Капитанской дочкой» и свидетельства его знакомых о пугачевском восстании. Поэт И.И. Дмитриев рассказал Пушкину о казни Пугачева в Москве, баснописец И.А. Крылов – о войне и осажденном Оренбурге (его отец, капитан, сражался на стороне правительственных войск, а сам он с матерью находился в Оренбурге), купец Л.Ф. Крупеников – о пребывании в пугачевском плену. Пушкин услышал и записал предания, песни, рассказы от старожилов тех мест, по которым прокатилось восстание.

Прежде чем историческое движение захватило и закружило в страшной буре жестоких событий мятежа вымышленных героев повести, Пушкин живо и любовно описывает быт семьи Гриневых, незадачливого Бопре, верного и преданного Савельича, капитана Миронова, его жену Василису Егоровну, дочку Машу и все население ветхой крепости. Простая, незаметная жизнь этих семей с их старинным патриархальным укладом – тоже русская история, творящаяся невидимо для посторонних глаз. Она совершается тихо, «домашним образом». Стало быть, и описывать ее надо так же. Примером такого изображения служил для Пушкина Вальтер Скотт. Пушкин восхищался его умением представить историю через быт, нравы, семейные предания.


В «КД» все иллюзии Пушкина относительно возможного мира между дворянами и крестьянами рухнули, трагическая ситуация обнажилась с еще большей очевидностью, чем было раньше. И тем отчетливее и ответственнее встала задача найти положительный ответ, разрешающий трагическое противоречие. С этой целью Пушкин мастерски организует сюжет. Роман, стержень которого – любовная история Маши Мироновой и Петра Гринева, превратился в широкое историческое повествование. Этот принцип – от частных судеб к историческим судьбам народа – пронизывает сюжет «Капитанской дочки», и его легко можно усмотреть в каждом значительном эпизоде.

«Капитанская дочка» стала подлинно историческим произведением, насыщенным современным социальным содержанием. Герои и второстепенные лица выведены в пушкинском произведении многосторонними характерами. У Пушкина нет только положительных или только отрицательных персонажей. Каждый выступает живым лицом с присущими ему хорошими и дурными чертами, которые проявляются прежде всего в поступках. Вымышленные герои связаны с историческими лицами и включены в историческое движение. Именно ход истории определил действия героев, выковывая их нелегкую судьбу.

Благодаря принципу историзма (неостановимое движение истории, устремленной в бесконечность, содержащее множество тенденций и открывающей новые горизонты) ни Пушкин, ни его герои не поддаются унынию в самых мрачных обстоятельствах, не лишаются веры ни в личное, ни в общее счастье. Пушкин находит идеал в действительности и мыслит его осуществление в ходе исторического процесса. Он мечтает о том, чтобы в будущем не чувствовалось социальных расслоений исоциальной розни. Это станет возможным тогда, когда гуманизм, человечность будут основой государственной политики.

Пушкинские герои предстают в романе с двух сторон: как люди, т. е. в своих общечеловеческих и общенациональных качествах, и как персонажи, играющие социальные роли, т. е. в своих социальных и общественных функциях .

Гринев – и пылкий молодой человек, получивший домашнее патриархальное воспитание, и обыкновенный недоросль, который постепенно становится взрослым и мужественным воином, и дворянин, офицер, «слуга царя», верный законам чести; Пугачев – и обыкновенный мужик, не чуждый естественных чувств, в духе народных традиций защищающий сироту, и жестокий предводитель крестьянского бунта, ненавидящий дворян и чиновников.

В каждом персонаже Пушкин открывает подлинно человеческое и социальное. У каждого лагеря своя социальная правда, и обе эти правды непримиримы. Но каждому лагерю свойственна и человечность. Если социальные правды разъединяют людей, то человечность их соединяет. Там, где действуют социальные и моральные законы какого-либо лагеря, человеческое съеживается и исчезает.

Пушкин, однако, не утопист, он не изображает дело так, будто случаи, описанные им, стали нормой. Напротив, они не стали реальностью, но их торжество, пусть в отдаленном будущем, возможно. Пушкин обращается к тем временам, продолжая важную в его творчестве тему милости и справедливости, когда гуманность станет законом человеческого бытия. В настоящем же времени звучит грустная нота, вносящая поправку в светлую историю пушкинских героев – как только большие события уходят с исторической сцены, незаметными становятся и милые персонажи романа, теряясь в жизненном потоке. Они прикоснулись к исторической жизни лишь на короткий срок. Однако печаль не смывает пушкинской уверенности в ходе истории, в победе человечности.

«Капитанская дочка» — последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес-кую тему. Тема романа — крестьянское вос-стание 1773—1775 годов — так же законо-мерна и важна в идейной и творческой эволю-ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была за-кончена: интерес Пушкина к проблеме крес-тьянства оказался более устойчивым.

Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в осно-ву которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвар-дейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение. Сюжет «Капитан-ской дочки», сочетавший историческое со-бытие — восстание Пугачева — с хроникой одной дворянской семьи, сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугаче-ва». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».

Несмотря на небольшой объем, «Капитан-ская дочка» — произведение широкого тема-тического охвата. В нем нашли яркое отраже-ние жизнь народа, образы крестьян и каза-ков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, лич-ность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская доч-ка» дает широкую историческую картину, ох-ватывающую русскую действительность эпо-хи пугачевского восстания.

Проблематика «Капитанской дочки» нео-бычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы го-сударственной внутренней политики, кре-постное право и морально-бытовые сторо-ны жизни дворянства, обязанности дворян-ства перед народом, государством и своим сословием — таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством — крестьянское восста-ние — дано в «Капитанской дочке» в наибо-лее развернутом виде. Противоречия внут-ри самого дворянства привлекают внима-ние в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю сово-купность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и нацио-нальный состав участников движения, ря-довая масса восставших и ее вожди, рас-права с помещиками и отношение восстав-ших к мирным жителям, психология кресть-янских масс, политика дворянской монар-хии и дворянская расправа с крестьянст-вом — все это отражено в романе.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, не-смотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения — присущую участникам восстания гуманность по отно-шению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнета-ющего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Про-пущенной главе»: «Начальники отдельных ^отрядов, посланных в погоню за Пугаче-вым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину кресть-янского восстания, показывая чисто фео-дальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновен-но «пьянели» от ненависти к помещикам, по-казано Пушкиным поразительно верно.

Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойствен-ным ему художественным лаконизмом Пуш-кин индивидуализировано показывал кре-постное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни кресть-янства, их быта. На первом плане стояли те-мы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивиду-ализировал в аспекте их политического со-знания, их отношения к помещикам и к Пуга-чеву как вождю движения.

Политическое сознание восставшего кре-стьянства Пушкин характеризует как сти-хийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое по-нимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Грине-ва в Бердскую слободу. Караульные кресть-яне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный при-езд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворяни-на-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки — зем-ского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.

В изображении Пушкина народ — стихий-ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руково-дителям, было дано, например, в историче-ском романе современника Пушкина, лите-ратора Загоскина. Пушкин, напротив, пока-зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ-ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от-ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа-ции, реалистичность в изображении Пугаче-ва, художественную и историческую вер-ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич-ности, совмещающей в себе качества выда-ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва-лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче-ва — его глубокая связь с народом. Подлин-ный реализм проявляется во всей силе в ти-пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомнен-но, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природ-ного благородства и великодушия.

Благородство и гуманность Пугачева про-тивопоставлены жестокости и эгоизму «про-свещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношени-ях с Гриневым. Весьма полно автор вклады-вает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает об-ратное — гуманизм Пугачева, его способ-ность к проявлению милосердия и справед-ливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, та-лантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому орен-бургскому губернатору.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от-сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно-го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус-ского народа.

Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и сла-бость движения, его политическая незре-лость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пу-гачеву свойственно недоверие и недобро-желательство ко всякому «барину». Добро-душие и простосердечие Пугачева — также черты характера народного. Ведущее в этом образе — величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символи-ческим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показы-вает и трагизм судьбы Пугачева.

Некоторыми характерными для части кре-постного крестьянства чертами и особеннос-тями Пушкин наделяет Савельича. Это тип, в котором отразилась одна из сторон крепо-стнической действительности, которая обез-личивала крестьянина.

В образе Швабрина изображены типичес-кие черты «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени, воспринявшей вольтерьянство только как основание для циничного скептицизма и для чисто эгоис-тичного и грубо эпикурейского отношения к жизни. В характере и поведении Швабрина содержатся и черты того авантюристическо-го дворянского офицерства, которое осуще-ствляло дворцовый переворот 1762 года. Он исполнен равнодушия и презрения к про-стому и честному мелкослужилому люду, чувство чести в нем развито очень слабо. Внешняя образованность и блеск соедини-лись в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью.

Большое значение в идейном содержании романа имеет образ Екатерины II. Рисуя об-раз Екатерины Н, Пушкин раскрывает ту связь, которая реально существовала меж-ду «казанской помещицей» и широкими кру-гами дворянства. Эта связь показывается с помощью такой детали, как высокая оцен-ка Екатериной личности капитана Мироно-ва. В изменении лица Екатерины при чтении просьбы о помиловании Гринева, дружив-шего с Пугачевым, в ее холодном, спокой-ном отказе раскрывается беспощадность царицы к народному движению. Не обличая Екатерину прямо, Пушкин просто нарисовал образ самодержицы именно как «казанской помещицы», исторически правдиво. Пушкин показал, что было действительно сущест-венным в политике Екатерины II в момент пугачевского восстания и в ее отношении к восставшим.

Своей «Историей пугачевского бунта» и «Капитанской дочкой» поэт ставит «вопрос вопросов» — о прошлом, настоящем и буду-щем народа, просвещенного дворянства, власти; куда реже рассматривалась одна, особенная причина этих поисков: влияние внутренних, личных мотивов самого Пушки-на на формирование его героев. Пугачев-ское время, несомненно, давало Пушкину больше простора для архивных изысканий, общих исторических рассуждений, нежели недавняя современность. Причем пушкин-скому «шекспировскому» историзму реши-тельно претил аллюзионный метод, когда рассказ о восстаниях в 1770-х годах цели-ком сводился бы к прямолинейным намекам на последние бунты: для поэта важно, что существовала действительная, не умозри-тельная историческая связь; преемствен-ность тех и этих событий, когда взаимодей-ствие прошлого и современного обнаружи-вается как бы само собою.

Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" как исторический роман

А.С. Пушкин приступил к работе над "Капитанской дочкой" в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме "Борис Годунов" поэт поднимает важную проблему - проблему народа и власти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной поветей "История седа Горюшкина" и продолжает ее В "Дубровском".

Теперь писатель акцентирует внимание на "мнении народном", как активном и даже решающем факторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем может произойти это сближение?

Вероятно, именно над этой проблемой и размышлял Пушкин в своей повести "Капитанская дочка", в которой также не только, отражает восстание 1773 - 1775 гг., но и затрагивает такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.

В произведение повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Гринев не является безликим средством передачи фактов, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Изображая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины? Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих "ежегодно получаемый" "Придворный Календарь", уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий "барское дитяте" всем сердцем, тоже является типичным образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.

Образы Зурина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его "господами генералами" - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называет эти образы "чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения".

Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и. дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).

Конечно же, из этого можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Как я уже говорила, Пушкин пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важную историческую роль, так как поэт видит возможность изменения политической структуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять Крестьян, Ј так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей, это означает, что сближение крестьянских масс и дворянства еще невозможно. В некоторых местах в повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников, он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя даже против своего сердца.

Конечно, Пушкин не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая нам возможность увидеть, по каким идеалам и устоям шло общество того времени. Несомненно, это снова говорит нам о том, что повесть носит исторический характер.

Еще, на мой взгляд, подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Читая повесть А. С. Пушкина, "Капитанская дочка", мы одновременно.следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического романа. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

1. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" как исторический роман

А.С. Пушкин приступил к работе над "Капитанской дочкой" в 1833 году и закончил ее в 1836 году. В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве. В 30-е годы возросло количество крестьянских бунтов и возмущений, направленных, прежде всего против крепостничества. Еще в 1824 году Пушкин задумывается о роли народа в истории России. В драме "Борис Годунов" поэт поднимает важную проблему - проблему народа и власти. Затем он снова затрагивает эту тему в незаконченной повести "История седа Горюшкина" и продолжает ее в "Дубровском".

Теперь писатель акцентирует внимание на "мнении народном", как активном и даже решающем факторе истории. Но Пушкин считает, что изменение политической структуры общества невозможно без сближения дворян и крестьянских масс. Каким путем может произойти это сближение?

Вероятно, именно над этой проблемой и размышлял Пушкин в своей повести "Капитанская дочка", в которой также не только отражает восстание 1773 - 1775 гг., но и затрагивает такие важные темы, как проблемы долга, чести и человеческого достоинства.

В произведении повествование ведется от лица очевидца, непосредственно наблюдавшего за событиями тех времен. Но Гринев не является безликим средством передачи фактов, он человек, имеющий свою оценку, свое личное восприятие и понимание происходящего. Поэтому, наблюдая за событиями через восприятие Гринева, героя довольно типичного, мы имеем возможность не только представить историческое положение России в 70-х годах XVIII века, но и узнаем о жизни дворянства того времени, об их идеях, взглядах и идеалах. Изображая образы главных героев, не очень объемные, но содержательные и яркие, Пушкин достаточно отражает нравы русского общества в эпоху Екатерины. Например, рисуя родителей Гринева, он рассказывает нам о жизни среднего слоя дворян, читающих "ежегодно получаемый" "Придворный Календарь", уважающих службу и ценящих преданность отечеству. Добрый Савельич, терпящий господские несправедливости, но все же любящий "барское дитяте" всем сердцем, тоже является типичным образом. Многие крестьяне перешли на сторону Пугачева и стали бороться против крепостничества и своих господ. Но было много и таких, как Савельич, которые, привыкнув, уже никак не могли представить себя независимо от своих хозяев.

Образы Зурина, обычного русского офицера, ведущего распутную жизнь и не имеющего никаких серьезных мыслей в голове, Миронова и его жены, живущих мирно и просто, их кума Ивана Игнатьевича, добродушного старичка, любящего свою службу, наконец, самого Пугачева, с его "господами генералами" - все эти образы дают нам почти полное представление о жизни провинциального дворянства того времени, о его конфликтах с крестьянами, уставшими терпеть угнетение и несправедливость. Белинский называет эти образы "чудом совершенства по верности, истине содержания и мастерству изложения".

Эту повесть Пушкина можно назвать историческим романом не только потому, что в ней хорошо отражена жизнь крестьян и дворянства екатерининской эпохи. Достаточно четко в ней переданы и конкретные исторические факты, в частности - восстание Пугачева. Пушкин заставляет своего повествователя упоминать даже те события, свидетелем которых не был ни он сам, ни его окружающие (например, известие о взятии Пугачевым других крепостей. Из рассказа посыльного и из письма генерала).

Конечно же, из этого можно сделать вывод, что главной темой в повести для автора было крестьянское восстание, а не любовная история капитанской дочки с окружным офицером Белгородской крепости. Однако в этом романе Пушкин пытается найти пути сближения дворян и крестьян. Эта проблема, несомненно, играет важную историческую роль, так как писатель видит возможность изменения политической структуры общества только через это сближение. Но, показывая, как воспринимает все окружающее Гринев, Пушкин поясняет, что дворяне еще не способны понять крестьян, так как путем сближения для Пушкина было одинаковое понимание общечеловеческих нравственных ценностей, это означает, что сближение крестьянских масс и дворянства еще невозможно. В некоторых местах в повести Гринев не понимает даже разговоров своих спутников, он не может объяснить странную, непонятную тягу свою к Пугачеву, дворянский офицер лишь слепо повинуется долгу и присяге, ради этого идя даже против своего сердца.

Конечно, Пушкин не согласен с таким пониманием долга и чести, но он не берется спорить со своим главным героем, давая своим читателям возможность увидеть, по каким идеалам и устоям шло общество того времени. Несомненно, это снова говорит о том, что повесть носит исторический характер.

Также подчеркивают историчность произведения и точные даты, указанные Пушкиным в тексте, и правильная последовательность событий, и конкретные факты о взятии крепостей, об осаде Оренбурга.

Читая повесть А.С. Пушкина, "Капитанская дочка", читатель одновременно следит за сюжетом обыкновенной повести, и наблюдает за событиями исторического романа. Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы.

2. Судьбы героев романа «Капитанская дочка»

В «Капитанской дочке» в центре внимания оказывается личность Пугачева и вообще личности с их судьбами, вовлеченные в историческую круговерть.

Судьбы героев, на мой взгляд, складываются так, как это предписывалось их личностными качествами (положительными или отрицательными), взглядами на жизнь, ценностями и собственно исторической ситуацией того времени. Именно эти важнейшие составляющие личности человека и определяют во многом то, как сложится его жизнь. По сути каждый является творцом своей судьбы, даже если не подозревает об этом.

Пётр Гринёв – дворянин, связанный обетами чести и долга со своим знатным сословием, однако он не смотрит на мир и людей сквозь сословные «очки». Он, прежде всего, честный и искренний человек, готовый прийти на помощь.

Но жизнь не раз ставит его перед выбором между честью и бесчестием, ситуациями нравственного компромисса: после того, как Пугачёв помиловал Гринёва, он должен был поцеловать его руку, тем самым фактически признать в Пугачёве царя. В главе «Незваный гость» Пугачёв просит Петра «хотя бы не воевать» против него. Во всех этих случаях, полных риска, герой проявляет незыблемую твёрдость и неуступчивость. В Оренбурге, получив письмо от Маши, он должен сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осаждённом городе – долг чести – откликнуться на отчаянный призыв осиротевшей девушки: «Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Честь, сострадание и истинная человечность одержали верх над солдатским долгом перед императрицей – он решается покинуть Оренбург и воспользоваться помощью Пугачёва. Изверг, злодей и самозванец, каким он являлся для других людей, выделяет Петра из всех, проявляет к нему снисхождение, милость и даже некое товарищеское отношение. Пугачёв помогает и на этот раз – спасти Машу от Швабрина, державшего её взаперти, больную, измученную и голодную. Поэтому, столкновение с этим человеком, играет в судьбе Гринёва немалую роль.

Пушкин показал в романе темный и светлый лики истории. Она может погубить человека, а может дать его душе «сильное и благое потрясение». Она заставляет проявить свои скрытые волевые качества и даёт шанс спастись, даже в самых сложных испытаниях тем, кто искренен, милосерден, честен. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что она сама не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.

Это особенно ярко проявилось в судьбе Маши Мироновой. Главные испытания в жизни Маши, как и в жизни Гринёва, начинаются, когда до Белогорской крепости доходит слух о самозванце. Стремясь уберечь дочь от «пугачёвщины», родители хотят отправить её в безопасное место. Но судьба вновь распоряжается по-своему: Маша вынуждена остаться в осаждённой крепости, среди огня и ужасов «бессмысленного и беспощадного» бунта. В день взятия крепости её постигает несчастье – жестокая смерть её отца и матери. Она остаётся круглой сиротой. Её единственный защитник – Пётр Гринёв, чудом избежав виселицы, отправляется в Оренбург, а она, больная, беспомощная оказывается в руках нового коменданта крепости – предателя Швабрина.

Несчастной Маше пришлось вынести столько унижений, сколько любая другая девушка, оказавшись на её месте, вряд ли смогла бы пережить. Швабрин держал её в чулане, на воде и хлебе, добиваясь, таким образом, её согласия стать его женой. В романе, пожалуй, нет ни одного героя, пострадавшего больше неё. Честная, умная и искренняя, Маша категорически отказывается выйти замуж за злого, низкого, беспощадного, а самое главное – нелюбимого ей человека, к тому же вставшего на сторону убийц её родителей: «мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».

Приехав в Белогорскую крепость, Гринёв и Пугачёв нашли Машу, сидящей на полу, «в крестьянском оборванном платье», «с растрёпанными волосами». Перед бедной девушкой стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. В эту минуту героиня увидела Пугачёва, приехавшего освободить её, но ведь этот же самый человек, ставший её спасителем, лишил её самого дорогого в жизни – её родителей. Она не произнесла ни слова, лишь закрыла лицо руками и, как вспоминает потрясённый Гринёв «упала без чувств». И вновь Швабрин едва не помешал влюблённым: он сообщил Пугачёву о том, кем была Маша на самом деле. Но, проявив великодушие, самозванец простил Гринёва за вынужденный обман и даже вызвался быть посажённым отцом на её свадьбе с Гринёвым.

Казалось бы, с этого момента судьба Маши начала складываться счастливо. Гринёв отправляет её с Савельичем в своё поместье. Теперь Маше нужно было понравиться родителям возлюбленного, и задача эта оказалась не из сложных – вскоре они «искренне привязались» к «милой капитанской дочке» и не желали для своего сына никакой другой невесты, кроме Маши. Не за горами была цель двух любящих людей – свадьба и счастливая семейная жизнь. Вскоре бунт был подавлен, а самозванец пойман.

Чрезвычайно ценной художественной особенностью произведения является строгая объективность повествования. Автор совершенно скрывается в нем за личностью рассказчика, бесхитростно и искренно рассказывающего о том, что он видел и пережил. Язык романа — образец классической простоты, образности, сжатости и живости. В «Капитанской дочке» нашел прекрасное осуществление лозунг Пушкина о создании «краткой и точной» прозы. Обращает на себя внимание прием использования Пушкиным эпиграфов, при помощи которых искусно вскрывается содержание каждой главы романа. Важной особенностью романа является обилие фольклорного материала, вплетенного в ткань повествования в виде пословиц, поговорок, сказки, разбойничьей песни. Используя этот фольклорный материал, Пушкин удачно передал дух народной стихии, изображенной в романе. В романе есть замечательные образцы пейзажа. Пушкин гениально сочетал в романе занимательность сюжета с исторически-бытовой и психологической правдой повествования.

В «Капитанской дочке» Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа. Жизнь народа показывается Пушкиным в ее национально-историческом своеобразии, в ее социально-сословных противоречиях. Рисуя деятельность выдающихся исторических личностей, Пушкин показывает в этой деятельности отражение духа времени. Замечательно, что в последние годы творчества Пушкина его реализм приобретает социальную заостренность. В «Дубровском», «Капитанской дочке», в «Сценах из рыцарских времен» поэт начинает изображать борьбу классов, противоречия и столкновения крестьянства и дворянства. «Капитанская дочка» вслед за «Арапом Петра Великого» положила начало русскому историческому роману. Бесспорно, что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубине своего реализма ушел далеко вперед от шотландского романиста.

В «Капитанской дочке» Пушкин глубже раскрывает социальные противоречия, чем Вальтер Скотт в своих романах. Своеобразие русской истории, широта и величие национальной жизни русского народа, столь ярко выраженные, например, в эпоху Петра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений в России, такие героические события русской истории, как борьба нашего народа почти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году, наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времени Пушкина — все это явилось источником, питавшим более высокий уровень исторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовским романом, хотя некоторые важные художественные принципы Вальтера Скотта были приняты Пушкиным как выдающееся достижение в развитии реализма в области исторического жанра.

Своеобразие русской исторической действительности нашло особое отражение в композиции пушкинского исторического романа, в характере использования им исторического материала. Особенно реалистичен вымысел «Капитанской дочки». Вся история приключения Гринева строго и правдиво мотивирована обстоятельствами первой встречи Гринева с Пугачевым во время бурана. Поэтический синтез истории и вымысла в романе отражен в самом его сюжете о судьбе дворянской семьи в обстановке крестьянского восстания. Пушкин следовал здесь не за сюжетами романов Вальтера Скотта, как это утверждали некоторые исследователи, а основывался на самой русской действительности.

Драматическая судьба многих дворянских семей весьма типична в период антифеодального, крестьянского движения. Сюжет повести сам по себе отражал существенную сторону этого движения. В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит подлинно исторический конфликт, такие противоречия и столкновения, которые являются для данной эпохи действительно значительными, исторически определяющими. И в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве», и в «Капитанской дочке» Пушкин освещает существенные стороны исторической жизни нации, изображая такие ее моменты, которые вносили большие политические, культурные и психологические изменения в жизнь народных масс. Этим прежде всего определяется эпический характер, ясность и глубина содержания исторического романа Пушкина, а вместе с тем и его огромная познавательная ценность. Народность исторического романа Пушкина заключается не только в том, что Пушкин делает героем своего романа народные массы.

Лишь в «Капитанской дочке» народ выступает непосредственно как активный участник изображаемых событий. Однако и в «Арапе Петра Великого», и в «Рославлеве» за событиями и судьбой персонажей романов чувствуется жизнь народная, историческая судьба нации, возникает образ России: при Петре \- «огромной мастеровой», могучей патриотической силы — в «Рославлеве». Как подлинно народный писатель, Пушкин изображает жизнь не одной какой-либо общественной группы, а жизнь всей нации, противоречия и борьбу ее верхов и низов. Причем конечный результат исторического процесса Пушкин видит в переменах судеб народных.

Изображение исторического деятеля в качестве представителя определенных общественных кругов составляет могучую силу Пушкина как художника-реалиста. В историческом романе Пушкина мы всегда видим и условия, подготовившие появление и деятельность выдающейся исторической личности, и тот общественный кризис, который эта личность выражает. В «Капитанской дочке» Пушкин раскрывает сначала причины и обстоятельства, породившие движение Пугачева, и только тогда в романе появляется сам Пугачев как исторический герой.

Пушкин прослеживает генезис исторического героя, показывает, как противоречия эпохи порождают великих людей, и никогда не выводит, как это делали романтики, характер эпохи из характера ее героя, выдающейся личности. Вместе с тем, показывая исторического героя, Пушкин романтически не возвеличивает его, рисует его характер как значительный и в то же время простой, сходный с чертами рядовых участников того исторического движения, которое выдвинуло данную выдающуюся личность. Личность исторического деятеля предстает в романе Пушкина не персонифицированной идеей, не в виде резонерствующего персонажа, а живой индивидуальностью, человеком со своей судьбой. Сохраняя всю внешнюю занимательность, сюжет «Капитанской дочки» принципиально отличался от романтического сюжета большинства русских исторических романов 30-х годов, авторы которых стремились ко всему необычному, эффектному, экзотическому. Пушкин ищет сюжет в реальной и социально значительной действительности.

У него необычность — не форма, не прием, она вытекает из самой жизни. Все в атом отношения типично в «Капитанской дочке». В этом романе Пушкин осуществил давний замысел: пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства. И история как бы сама врывается в частную, мирную жизнь, вызывая драматические коллизии в судьбах отдельных людей. История раскрывается «домашним образом», и в центре ее оказываются обыкновенные, ничем не выдающиеся люди. Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса. Стиль прозы Пушкина отличается исключительной простотой, лаконизмом, точностью и безыскусственностью. Оценивая «Капитанскую дочку», Гоголь писал, что это «решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде.

Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурной; в первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее». Проза Пушкина — это проза без нарочитых «блестящих выражений». Предельная сжатость и точность рисунка, эмоциональность и напряженность, быстрота и драматизм развития сюжета — таковы особенности стиля пушкинской прозы.