Вальтер скотт краткая биография айвенго. Краткая биография вальтера скотта

Сэр Вальтер родился в августе 1771 года в Эдинбурге. Его семья была очень благополучной и образованной. Отец - Вальтер Джон - был юристом. Мать - Анна Резерфорд - была дочкой профессора медицины. У супругов было тринадцать детей. Писатель родился девятым по счету, но к моменту достижения им полугодовалого возраста у него осталось лишь трое братьев и сестер.

Следом за умершими мог отправиться и сам Вальтер Скотт. Краткая биография для детей не уточняет этот момент. Но в январе 1772 года ребенок тяжело заболел. Медики диагностировали детский паралич. Родные боялись, что малыш навсегда останется неподвижным, однако после долгих терапевтических манипуляций врачам удалось поставить его на ноги. К сожалению, до конца восстановить подвижность не удалось, и сэр Вальтер остался хромым на всю жизнь.

Вальтер Скотт, отец писателя, в молодости

Анна Скотт, мать писателя, в старости. С картины Джорджа Уотсона

Большая часть его детства прошла в чудесном местечке Сэндиноу, где находилась ферма его деда. В семилетнем возрасте он возвратился к родителям в Эдинбург, а с 1779 года начал посещать школу. Физический недостаток ему с лихвой заменяли живой ум и феноменальная память. После окончания школы Вальтер Скотт, краткая биография которого очень информативна, поступает в местный колледж.

В это время он начинает увлекаться альпинизмом, опять-таки из-за здоровья. Занятия спортом помогли молодому человеку окрепнуть и получить уважение сверстников. Он много читал, уделяя особое внимание шотландским сказаниям и балладам. Сэр Вальтер выучил немецкий язык, чтобы лучше понимать немецких поэтов, творчеством которых также увлекался в студенческие годы.

Все как один его друзья утверждали, что он - прекрасный рассказчик, и прочили его в великие писатели. Но у Скотта была другая цель: он мечтал получить диплом адвоката. Карьера Это произошло в 1792 году, когда будущая литературная знаменитость выдержала экзамен в университете. Ему вручили диплом, и Вальтер Скотт, биография которого является подтверждением успешности писателя, открыл свою юридическую практику.

Карьера

Это произошло в 1792 году, когда будущая литературная знаменитость выдержала экзамен в университете. Ему вручили диплом, и Вальтер Скотт, биография которого является подтверждением успешности писателя, открыл свою юридическую практику.

В 1791 году Скотт вступает в дискуссионный клуб, становится его казначеем и секретарем. Впоследствии он будет читать там лекции на темы парламентских реформ и неприкосновенности судей. Впервые Скотт выступил защитником на уголовном процессе в 1793 году в Джедбурге. Из-за характера своей работы Сэр Вальтер мало времени проводил в Эдинбурге, много путешествовал по округе, принимая участие в разных судебных делах. В 1795 году он побывал в Гэллоуэйе, где выступал адвокатом обвиняемой стороны. Он не оставляет своего увлечения литературой и привозит из каждой своей поездки много фольклорного материала, записей сказаний и местных мифов.

Поэтическая деятельность

Вальтер Скотт, краткая биография которого не вместит все события из его интереснейшей жизни, много путешествовал в поисках старинных баллад и сказаний, которые мечтал публиковать. Его собственная деятельность в качестве писателя началась с переводов. Первым опытом стал немецкий поэт Бюргер, чьи поэмы ("Ленор", "Дикий охотник") он адаптировал для жителей Соединенного Королевства. Затем были Гете и его поэма "Гец фон Берлихингем". В 1800 году он пишет первую оригинальную балладу "Иванов вечер". В 1802-м сбывается его мечта - в свет выходит издание "Песни шотландской границы", в котором был опубликован весь собранный фольклорный материал

Прозаический путь

Приступая к написанию романов, Вальтер Скотт сомневался в успехе этого дела, хотя уже был известен публике. Его первое прозаическое произведение "Уэверли" вышло в 1814 году. Не сказать, что оно снискало успех и славу, но было высоко оценено как критиками, так и простыми читателями.

Долгое время Скотт размышлял о том, в каком жанре писать свои романы. То, что они будут связаны с историей, автор не сомневался. Но чтобы быть непохожим на других и привнести что-то новое в литературный мир, он разработал совершенно новую структуру и создал тем самым жанр исторического романа. В нем реальные личности выступают лишь фоном и отражением эпохи, а на первый план выходят вымышленные персонажи, на судьбу которых влияют исторические события.

Первым историческим романом Скотта становится «Уэверли», законченный и опубликованный в 1814 году. Далее следуют такие произведения с социально-историческими конфликтами, как «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтрозе» (1819) и другие. После их выхода Вальтер Скотт становится известным на весь мир, а многие из его произведений в разное время ставятся в театре и кино.

Личная жизнь

Вальтер Скотт был дважды женат. Впервые он влюбился в 1791 году в Вильямину Белшес - дочь известного в городе адвоката. Молодые люди находились в сложных отношениях, так как Виньямина на протяжении пяти лет держала Скотта немного в отдалении. Наконец, когда между влюбленными произошел серьезный разговор, выяснилось, что Виньямина уже давно обручена с сыном местного банкира, поэтому Вальтер оказался наедине со своим разбитым сердцем и недостижимым желанием вернуть первую любовь.

В 1796 году писатель женился на Шарлотте Карпентер, которая подарила возлюбленному четверых детей - двух девочек и мальчиков. В жизни Вальтер Скотт не любил шумные приключения и экстравагантные авантюры, изобретатель романа в стихах привык проводить время размеренно, в окружении семьи и близких. И уж тем более Вальтер не являлся донжуаном: мужчина презирал мимолетные связи на стороне и был до конца верен супруге.

Статья рассказывает о краткой биографии Вальтера Скотта - выдающегося шотландского писателя, который считается основателем исторического романа.

Биография Скотта: ранние годы
Вальтер Скотт родился в 1771 г. в Эдинбурге. С детства он увлекался шотландскими балладами и легендами, что впоследствии отразилось в его творчестве. Будущий писатель очень много читал, современники отмечали его превосходный дар рассказчика. Скотт обладал феноменальной памятью, что позволяло ему писать книги не прибегая к дополнительным справочным материалам.
Отец Скотта был юристом, и сын рано начал помогать ему в делах. Он совмещал работу юриста с собиранием шотландского фольклорного материала.
В 1797 г. Скотт женился, семейная жизнь потребовала постоянного источника доходов. Некоторое время будущий писатель работал шерифом, а затем занял должность одного из секретарей Верховного шотландского суда. На этом месте Скотт проработал до конца своей жизни и не бросил работу даже когда литературная деятельность стала приносить основной доход.
Первое время Скотт занимался переводами уже известных авторов. Первые собственные сочинения автора носили отпечаток влияния знаменитой готической школы. В конце XVIII века писатель начинает серьезно изучать и анализировать шотландские баллады. В 1802 г. он опубликовал сборник баллад, принесший ему первую известность. Через некоторое время Скотт издает свою поэму "Песнь последнего менестреля". Поэма пользовалась большим успехом. В ней раскрылись лучшие черты нового талантливого писателя: оригинальный и увлекательный рассказ с элементами художественного вымысла. За ней последовали несколько других поэм, утвердивших известность Скотта.
В 1814 г. увидел свет первый роман Скотта - "Уэверли". Работа в прозе позволила писателю еще больше раскрыть свое художественное мастерство. Скотт мастерски изображает своих героев, используя диалоги и своеобразный шотландский диалект. В основе романа лежали реальные исторические события недавнего прошлого, что еще больше привлекало к нему читателей. С этого берет начало и художественный метод всех последующих романов Скотта. Писатель берет за основу какие-либо исторические факты, некоторые герои являются конкретными известными личностями, но сюжет романа развивается по законам автора. Скотт не стремится к исторической достоверности, ему важнее показать человеческие судьбы в определенных условиях.
На протяжении последующих нескольких лет Скотт описывал события шотландской истории, но главными героями романов были англичане (романы "Пуритане", "Роб Рой" и др.). Писателя стали называть шотландским романистом. Это заставило Скотта отказаться от излюбленной темы и обратиться к другим темам.

Биография Скотта: зрелый период
В 1819 г. выходит в свет роман "Айвенго", посвященный английской истории. Произведение стало вершиной писательской славы Скотта, в котором наиболее полно раскрылся его художественный талант.
Получив заслуженное признание, Скотт вновь обращается к истории Шотландии и пишет романы на эту тему. Публика с нетерпением ждет каждой новой публикации Скотта, встречающейся с неизменным успехом. Слава писателя распространяется и на континенте.
В 1825 г. происходит событие, повлиявшее на всю жизнь Скотта. После финансового кризиса владелец типографии и издатель произведений Скотта объявили себя банкротами. Писатель взял весь долг на себя, а он составил внушительную сумму. С этого времени литературная работа писателя была подчинена выплате этого долга.
Скотт занимается титанической работой, причем осуществляет ее исключительно по памяти. Он пишет "Жизнь Наполеона" в девяти томах, двухтомную "Историю Шотландии" и другие объемные работы. Такое напряжение крайне отрицательно сказалось на здоровье писателя, он переносит несколько тяжелых апоплексических ударов. Скотт желает продолжать работать и лишь по настоянию врачей соглашается на морское путешествие, которое должно было поправить его физические и духовные силы. Даже во время путешествия он не прекращал литературной деятельности и в пути почувствовал себя хуже. Скотт, чувствуя приближение смерти, попросил вернуться на родину. В 1832 г. писатель скончался.
Скотт стал мастером исторического романа. Его произведения отличаются большим художественным мастерством и богатыми диалогами. Романы писателя далеки от исторической достоверности, на что он сам указывал. Но они способны привить читателю любовь к истории. Интересно, что некоторые известные историки начали разработку определенных проблем под влиянием романов Скотта.

Имя: Вальтер Скотт (Walter Scott)

Возраст: 61 год

Деятельность: писатель, поэт, переводчик

Семейное положение: вдовец

Вальтер Скотт: биография

Недаром сэра Вальтера Скотта называют отцом английской литературы, ведь этот гениальный писатель стал одним из первых, кто придумал жанр исторического романа. Рукописи одаренного мастера пера повлияли на многих писателей 19 и 20 веков. Поговаривают, что произведения Вальтера Скотта переводились на территории Российской империи со скоростью света: роман, написанный англичанином в 1829 году, в 1830-м уже прочитывался вслух в светских салонах аристократических дам и господ.

Детство и юность

Знаменитый писатель родился девятым ребенком 15 августа 1771 года в столице Шотландии – Эдинбурге, городе, наделенном достопримечательностями, храмами и каменными улочками. Будущий романист рос в многодетной пресвитерианской семье (было 13 детей, но осталось только шестеро), которая жила на третьем этаже в многоквартирном доме, находящемся в узком переулке, который ведет от Каугейта к воротам старейшего университета.


Вальтер Скотт воспитывался в семье шотландского профессионального адвоката Вальтера Джона. К главе семейства часто обращались за юридической помощью знатные клиенты, но Вальтер-старший из-за скромности и мягкости не сумел нажить состояния. Мать писателя, Анна Резерфорд, была дочерью именитого профессора медицины, который трудился в институте Эдинбурга. Анна была женщиной скромной, начитанной и обожала антикварные предметы и исторические рассказы. Эти качества унаследовал и сын.


Нельзя сказать, что детство будущего романиста было счастливым: нежданная болезнь отравляла существование маленького мальчика. Дело в том, что, когда Вальтеру исполнилось полтора года, его разбил детский паралич, поэтому все ближайшие годы ребенок отчаянно боролся за жизнь. В 1775–1777 годах Вальтер лечился на курортах, а также пребывал на ферме дедушки (там юный Скотт впервые и познакомился с народным эпосом и фольклором). Но эта неожиданная болезнь напоминала о себе Вальтеру на протяжении всей жизни, ибо великий писатель навсегда остался хромым (потерял подвижность правой ноги).


В 1778 году юноша вернулся в родной Эдинбург и начал посещать начальное учебное заведение. Вальтер не пребывал в восторге от уроков, в особенности будущему писателю не нравились сложные алгебраические формулы. Но стоит отметить, что Скотт рос феноменальным ребенком: уже в пятилетнем возрасте он зачитывался древнегреческими произведениями и мог без труда продекламировать заученную наизусть балладу.


Вальтер на протяжении всей жизни занимался самообразованием, причем школьная скамья не оставила отпечатка на знаниях писателя. Ведь даже литературный сыщик говаривал, что человеческий мозг – это пустой чердак, куда можно набить что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда действительно необходимую вещь туда уже не запихнешь.

Поэтому, чтобы добраться до нужного в своем «чердаке», Вальтер заносил туда только самое полезное, как говорится, первой необходимости. Поэтому в дальнейшем колоссальный багаж необходимых знаний помогал Скотту писать практически на любую тему.


Вальтер-ученик был озорником, завсегдатаем мальчишеских драк и потасовок и обожал бегать на переменах. Помимо этого, Вальтер в перерывах между уроками реализовывал потенциал рассказчика: вокруг будущего романиста собирались толпы сверстников и затаив дыхание слушали удивительные истории, которые содержанием напоминали приключенческие романы великих писателей.

Также в юношеские годы Скотт прославился альпинистом: физически развитый мальчик без труда покорял горные вершины, подавая приятелям пример мужества, отваги и отличной спортивной подготовки. Когда будущему литератору исполнилось 12 лет, он поступил в колледж. Но болезнь гения вновь внесла коррективы: уже через год юный Скотт пережил кровоизлияние в кишечник, из-за чего не сумел продолжить обучение.


В эпоху Просвещения медицина не была развита, многие врачебные ритуалы тех лет и по сей день поражают современных читателей. Чтобы привести физическое состояние в норму, Вальтеру Скотту пришлось пройти через все круги ада. Мальчик на протяжении нескольких часов стоял обнаженным на лютом морозе, ходил на процедуры кровопускания, а также сидел на строжайшей двухмесячной диете и ограничивал себя в любимых лакомствах. После продолжительного лечения, которое длилось два года, юноша вернулся в родной город и пошел по стопам отца, став учеником в его адвокатской конторе.


Вальтеру не нравился однообразный труд в кабинете родителя, бумажная волокита только наводила на молодого человека тоску. Но из рутинной работы Скотт все-таки пытался извлечь для себя выгоду: чтобы разбавить скучные дни, юноша пытался с помощью чернильницы и пера изобразить на бумаге удивительные приключенческие миры. Также, переписывая различные юридические документы, Вальтер получал незначительное жалование, которое тратил на любимые книги.

По настоянию родителя дальнейшим жизненным путем Вальтер выбрал юридическую практику. В 1792 году молодой человек сдал экзамены в университете и получил достойное звание адвоката. С этого момента Скотт числился в обществе почтенным человеком с престижной профессией и образованием.


Первые годы рабочей жизни Скотт проводил с пользой: путешествовал по разным городам и странам, знакомился с бытом и традициями другого народа, а также с традиционными легендами и балладами Шотландии. Впрочем, такие поездки пошли только на руку начинающему писателю и нашли отражение во многих романах.

В то же время Вальтер начал погружаться в необъятные миры немецкой поэзии: молодой человек с трепетом переводил каждую строчку мэтров. Переводы выходили инкогнито, без имени автора, в том числе и знаменитое произведение Бюргера под названием «Ленора» (русскоязычным читателям знаком перевод ) и драма «Гец фон Берлихинген».

Литература

Сэр Вальтер Скотт, как и , не считал, что литературное поприще можно расценивать как основной заработок в жизни, а также не желал обзаводиться славой и признанием – мягко говоря, Скотт чурался популярности и относился к сочинительству без пиетета. Писательство для Скотта было ничем иным, нежели любимым занятием и развлечением, которое скрашивает одинокие часы бытия и вносит на полотно жизни новые эмоции и краски.


Романист предпочитал существовать спокойно и размеренно, посвящая большое количество времени любимому занятию – высаживанию деревьев. Творческую биографию Вальтер Скотт начал не только с переводов, а еще и с поэзии. Его первое произведение – баллада «Иоаннов вечер» (1800) – было приправлено нотками романтики. Писатель продолжал собирать шотландский фольклор, который и лежал в основе его дебютных рукописей.

В 1808 году Вальтер Скотт становится новатором на литературных просторах, придумав роман в стихах под именем «Мармион». Удивительно, но даже у такого маститого гения бывают творческие падения наряду со взлетами: ноу-хау Скотта было разнесено критиками в пух и прах. Дело в том, что те посчитали сюжет мэтра неясным: в его протагонисте смешались и добродетель, и подлость, а такие качества были непригодны для лирического героя.


Фрэнсис Джеффри высказался, что фабула «Мармиона» плоска и утомительна. Но такой прохладный прием литераторов не сказался на дальнейшей репутации автора. Русские писатели приняли роман в стихах на ура. Например, Жуковский вольно интерпретировал строки Скотта в своем творении «Суд в подземелье», а , будто подражая Вальтеру, написал поэму «Измаил-Бей», действия которой разворачиваются на Кавказе. И даже сам счел сюжет «Мармиона» притягательным и использовал некоторые мотивы в своих многочисленных творениях.

Также Скотт сочинил произведения «Два озера» (1810) и «Рокби» (1813), за счет чего стал истинным основателем нового жанра – исторической поэмы. Причем автор, подобно Шекспиру, умело смешивал в одном флаконе и выдумку, и быль. Таким образом, история в работах мастера пера не стояла на месте, а двигалась вперед: на судьбу персонажей влияли изменения эпохи.


Писатель обожал читать готические и антикварные романы, но не пошел путем предшественников. Вальтер не хотел использовать излишний мистицизм, за счет которого прославился , а также не желал становиться автором «старинных» произведений. По его мнению, многие архаизмы попросту станут непонятными читателю эпохи Просвещения.

Хотя Вальтера Скотта с рождения мучило слабое здоровье, а также плохое зрение, работал он весьма продуктивно и успевал создавать как минимум две книги за год. Всего мастер пера за свою жизнь успел сочинить 28 романов, а также множество баллад и повестей, критических статей и других творческих работ.


Произведения писателя, такие как «Пуритане» (1816), «Айвенго» (1819), «Аббат» (1820), «Квентин Дорвард» (1823), «Талисман» (1825), «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827) и многие другие стали настольной библией для писателей последующих лет. Например, на эти рукописи опирались , Артур Конан Дойл, Байрон, и другие именитые литературные деятели.

Личная жизнь

Личная жизнь Скотта была небезоблачной. В 20 лет Вальтеру в грудь впервые вонзилась стрела коварного Купидона: молодой человек испытал любовное чувство к некой Вильямине Белшес, дочери адвоката, которая была младше воздыхателя на пять лет. Писатель в течение пяти лет добивался взаимной симпатии от этой ветреной барышни, которая принимала ухаживания кавалера, но не торопилась охлаждать его пыл однозначным ответом.


В итоге Вильямина предпочла Вальтеру другого молодого человека – Вильяма Форбса, сына именитого банкира. Безответная любовь стала ударом для автора романов, но в то же время дала подоплеку для новых произведений, протагонистами которых стали герои с разбитыми сердцами.


В 1796 году писатель женился на Шарлотте Карпентер, которая подарила возлюбленному четверых детей – двух девочек и мальчиков. В жизни Вальтер Скотт не любил шумные приключения и экстравагантные авантюры, изобретатель романа в стихах привык проводить время размеренно, в окружении семьи и близких. И уж тем более Вальтер не являлся донжуаном: мужчина презирал мимолетные связи на стороне и был до конца верен супруге.

Знаменитый мастер пера любил домашних животных, а также с удовольствием занимался домашним хозяйством. Скотт собственноручно, без посторонней помощи облагородил свое поместье Эбботсфорд посадкой многочисленных цветов и деревьев.

Смерть

В последние годы жизни здоровье писателя резко начало ухудшаться, Вальтер Скотт пережил три апоплексических удара. А осенью 1832 года 61-летний мэтр умер от инфаркта.


В память о литераторе установлены памятники, а также сняты документальные и художественные фильмы.

Библиография

  • 1808 – «Мармион»
  • 1810 – «Дева озера»
  • 1811 – «Видение дона Родерика»
  • 1813 – «Рокби»
  • 1815 – «Поле Ватерлоо»
  • 1815 – «Властитель островов»
  • 1814 – «Уэверли, или Шестьдесят лет назад»
  • 1816 – «Пуритане»
  • 1820 – «Аббат»
  • 1823 – «Квентин Дорвард»
  • 1825 – «Талисман»
  • 1827 – «Два гуртовщика»
  • 1828 – «Комната с гобеленами»
  • 1829 – «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака»
  • 1831 – «Граф Роберт Парижский»

Вальтер Скотт - знаменитый британский писатель шотландского происхождения, основоположник исторического романа - родился в шотландской столице, городе Эдинбург, 15 августа 1771 г. Его отцом был успешный зажиточный юрист. Будучи совсем маленьким, Вальтер переболел полиомиелитом, из-за чего на всю жизнь стал хромым. Окружающие удивлялись великолепной памяти и подвижному уму мальчика. Детские годы его прошли на ферме деда и в доме дяди неподалеку от Келсо.

В родной город Вальтер возвратился в 1778 г., а со следующего года он становится учащимся столичной школы. В 1785 г. получает образование в Эдинбургском колледже. В стенах этого учебного заведения он с компанией друзей создал «Поэтическое общество», увлекался немецкими поэтами, изучал немецкий язык. В 1792 г. после окончания Эдинбургского университета получил адвокатский диплом. Познания Вальтера Скотта были чрезвычайно широкими, но большую часть интеллектуального багажа он приобрел за счет самообразования.

После университета Вальтер Скотт приобретает собственную практику и в то же время начинает увлекаться собиранием старинных песен и баллад Шотландии. На поприще литературы он впервые выступил, переведя в 1796 г. две поэмы немецкого поэта Бюргера, однако читающая публика на них не отреагировала. Тем не менее Скотт не перестал заниматься литературой, и в его биографии всегда имело место сочетание двух амплуа - юриста и писателя. В конце 1799 г. стал главным судьей в графстве Селкиршир и на этой должности оставался до самой смерти.

Опубликованные в 1802-1803 гг. три тома «Поэзии Шотландской границы» сделали его известным человеком. Вышедшая в 1805 г. поэма под названием «Песнь последнего менестреля» была очень популярной не только в Шотландии, но и в Англии, в годах и весях ее перечитывали, читали наизусть отрывки. Ряд других поэм, а также опубликованный в 1806 г. сборник лирических стихов и баллад позволили Скотту примкнуть к славной когорте британских романтиков. С некоторыми из них, в частности, с Байроном , Вордсвортом, Кольриджем, Скотт был знаком лично и находился в дружеских отношениях. Он стал модным, но подобная репутация была для него, скорее, тягостной. Однако благодаря «моде на Скотта» у читателей возник интерес к шотландской истории и фольклору, и особенно это стало заметно, когда писатель начал публиковать романы.

Из 26 произведений этого жанра лишь один, «Сент-Ронанские воды», освещал современные ему события, остальные же описывают, главным образом, прошлое Шотландии. Первый роман, под названием «Уэверли», был напечатан в 1814 г., причем автор предпочел скрыть свое имя, что делал на протяжении больше чем 10 лет, за что общественность прозвала его Великим Инкогнито. В 1820 г. Георг IV наградил Вальтера Скотта титулом баронета. На протяжении 20-30-ых гг. он не только писал романы («Айвенго», «Квентин Дорвард», «Роберт, граф Парижский»), но и предпринял ряд исследований исторического характера (опубликованные в 1829-1830 гг. два тома «Истории Шотландии», девятитомник «Жизнь Наполеона» (1831- 1832)).

Литературное творчество принесло Вальтеру Скотту немалые деньги. Однако из-за издателя и типографа он разорился; будучи вынужден оплачивать крупные долги, работал на пределе интеллектуальных и физических возможностей. Романы, последних лет жизни писались больным и невероятно уставшим человеком, что отразилось на их художественных достоинствах. Однако лучшие произведения этого жанра стали классикой мировой литературы и определили вектор дальнейшего развития европейского романа XIX ст., заметным образом повлияв на творчество таких крупных писателей, как Бальзак , Гюго , Стендаль и др.

Вследствие первого апоплексического удара, случившегося в 1830 г., у Вальтера Скотта оказалась парализованной правая рука, после чего последовало еще два удара. 21 сентября 1832 г. он скончался от инфаркта в шотландском Эбботсфорде; местом захоронения стал Драйбург.

Биография из Википедии

Сэр Ва́льтер Скотт, (англ. Walter Scott, /ˈwɔːltə skɒt/; 15 августа 1771, Эдинбург - 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйборо) - всемирно известный шотландский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат. Считается основоположником жанра исторического романа.

Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Уолтера Скотта (1729-1799) и Энн Ратерфорд (1739-1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребёнком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.

В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды - в 1775 и в 1777 годах - находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс.

Детство его тесно связано с областью Шотландского пограничья, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик.

Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику.

В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

В 1791 году познакомился со своей первой любовью - Уильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Уильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Уильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Уильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (Шарлотта Шарпантье) (1770-1826). У супругов родилось четверо детей (София, Уолтер, Анна и Чарлз).

В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил своё имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку.В 1830-1831 Скотт испытывает ещё два апоплексических удара.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

Творчество

Сэр Вальтер Скотт. Портрет работы Джона Грэма Гилберта

Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году - перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихинген».

Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтическая баллада «Иоаннов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году издает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество переработанных южношотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах «Мармион» (на русском языке впервые появился в 2000 году в издании «Литературные памятники»).

Романтические поэмы 1805-1817 годов принесли ему славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу Средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: «Песня последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал подлинным основателем жанра исторической поэмы.

Проза уже известного тогда поэта началась романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814). Вальтер Скотт, при своем слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Иллюстрация к «Уэверли». Художник Джон Петти

В сорок два года писатель впервые представил на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт обязан многим авторам «готических» и «антикварных» романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Скотт искал свой собственный путь. «Готические» романы не удовлетворяли его избыточным мистицизмом, «антикварные» - непонятностью для современного читателя.

После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. Providentia - Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром . Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне «истории королей».

Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на судьбу которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт стремился к точности в изображении исторических реалий, потому считается, что он разработал явление «исторического колорита», то есть искусно показывал своеобразие определенной эпохи.

Предшественники Скотта изображали «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает её с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила своё решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт - творец жанра исторического романа; первый из них - «Уэверли» (1814) - появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора «Уэверли»).

В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них - «шотландские» романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) - «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтрозе» (1819), «Пертская красавица» (1828).

Наиболее удачными среди них являются «Пуритане» и «Роб Рой». В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против восстановленной в 1660 году династии Стюартов; герой «Роб Роя» - народный мститель, «шотландский Робин Гуд».

В 1818 году появляется том «Британской энциклопедии» со статьей Скотта «Рыцарство».

После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопрос классовой борьбы Вальтер Скотт больше не осмеливается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826).

Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящён событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье эпохи крестовых походов.

Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Шотландии, Англии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI до начала XIX века.

В творчестве Скотта 1820-х годов, при сохранении реалистичной основы, имеет место существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» - романе из эпохи XII века). Особенное место занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать.

В 1820-х годах был опубликован ряд произведений Скотта на историческую и историко-литературную тему: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829-1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Жизнеописание романистов» (1821-1824) дает возможность уточнить творческую связь Скотта с писателям XVIII века, особенно с Генри Филдингом, которого он сам называл «отцом английского романа».

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны - от пуританской революции XVI века до разгрома горных кланов в середине XVIII века и более позднему времени: «Уэверли» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская темница» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламмермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др.

В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно горожан, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах - они главные герои, в «Эдинбургской темнице» героиня - дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII века делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои - это условно идеализированные молодые люди из высших классов, порой лишенные большой жизненности.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно Средним Векам: «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт» (1821), «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает своё исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюстена Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта - прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному.

Данная им в «Айвенго» (1819) картина «классического» Средневековья в настоящее время несколько устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, эмпирической стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время.

Так, «Квентин Дорвард» (1823) дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго» (1819), где центральным фактом для Англии конца XII века выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, - она была толчком для известного французского историка Огюстена Тьерри.

При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.

Для шотландцев он - больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь - для Англии. До него в собственно Англии, особенно в её столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими». Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские полки покрыли себя славой, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить своё отношение к этой бедной, но гордой стране.

  • Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объём знаний позволял ему писать на любую избранную тему.
  • Романы Скотта первоначально выходили без имени автора, и инкогнито было раскрыто только в 1827 году.
  • В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж. Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.
  • Романы Скотта пользовались огромной популярностью в России среди читающей публики, и поэтому сравнительно быстро переводились на русский язык. Так, роман «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака», опубликованный впервые в Великобритании в 1829 году, уже в 1830 году вышел в Петербурге, в Типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи.
  • Известного писателя-исторического романиста Ивана Лажечникова (1790-1869) называли «русским Вальтером Скоттом».
  • Термин «фрилансер» (букв. «вольный копейщик») впервые был употреблен именно Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».
  • В 1971 году к 200-летию со дня рождения писателя королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 7,5 пенса.

Проза

Вальтер Скотт, Бертель Торвальдсен

  • Уэверли, или Шестьдесят лет назад (1814)
  • Гай Мэннеринг, или Астролог (1815)
  • Чёрный карлик (1816)
  • Антиквар (1816)
  • Пуритане (1816)
  • Эдинбургская темница (1818)
  • Роб Рой (1818)
  • Айвенго (1819)
  • Легенда о Монтрозе (1819)
  • Ламмермурская невеста (1819)
  • Аббат (1820)
  • Монастырь (1820)
  • Кенилворт (1821)
  • Приключения Найджела (1822)
  • Певерил Пик (1822)
  • Пират (1822)
  • Квентин Дорвард (1823)
  • Сент-Ронанские воды (1824)
  • Редгонтлет (1824)
  • Талисман (1825)
  • Обручённая (1825)
  • Вудсток, или Кавалер (1826)
  • Два гуртовщика (1827)
  • Вдова горца (1827)
  • Комната с гобеленами (1828)
  • Пертская красавица, или Валентинов день (1828)
  • Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака (1829)
  • Граф Роберт Парижский (1831)
  • Замок опасный (1831)
  • Осада Мальты (1832)

Поэзия

  • Песни шотландской границы (1802)
  • Песнь последнего менестреля (1805)
  • Мармион (1808)
  • Дева озера (1810)
  • Видение дона Родерика (1811)
  • Рокби (1813)
  • Поле Ватерлоо (1815)
  • Властитель островов (1815)

Прочее

  • Жизнеописания романистов (1821-1824)
  • Смерть лорда Байрона (1824)
  • Жизнь Наполеона Бонапарта (1827)
  • Рассказы из истории Франции (1827)
  • Дедушкины рассказы (1829-1830)
  • История Шотландии (1829-1830)
  • О демонологии и колдовстве