Концентрационный лагерь в польше название. Хмурый полдень XXI век

27 января 1945 года был освобожден лагерь смерти Освенцим. Освобожден он был украинцами, как о том поведал министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына , поскольку операция была проведена силами 1-го Украинского фронта. И в самой Польше, и Европе исторические «открытия» главы польского внешнеполитического ведомства вызвали бурю негодования, а сам он вынужден был оправдываться. Впрочем, это уже не первая попытка переписать историю Второй мировой.

Статистика адских фабрик

Концентрационные лагеря изобрели задолго до того, как их начала строить в Европе фашистская Германия. Однако Гитлер стал «революционером» в этом деле, поставив одной из главных задач перед администрацией лагерей массовое уничтожение представителей «неполноценных наций» — евреев и цыган, а также военнопленных. Вскоре, когда Германия начала терпеть поражения на Восточном фронте, к нациям, подлежащей уничтожению, были причислены и русские, украинцы, белорусы в качестве «представителей ущербных славян».

Всего фашистская Германия создала и на своей территории, и преимущественно в Восточной Европе более полутора тысяч лагерей, в которых содержались 16 млн. человек. 11 млн. было убиты либо они умерли от болезней, голода и непосильного труда. Концлагерей, в которых содержалось более 10 тыс. человек, насчитывалось более 60.

Самыми страшными среди них были «лагеря смерти», предназначенные исключительно для массового уничтожения людей. Таковых в списке полтора десятка.

Освенцим

Освенцим (по-немецки — Аушвиц), имевший три отделеня, занимал территорию в 40 кв.км. Это был самый крупный лагерь, он унес жизни, по различным оценкам, от 1,5 млн. до 3 млн. человек. На Нюрнбергском трибунале была названа цифра в 2,8 млн. 90% жертв составили евреи. Значительный процент приходился на долю поляков, цыган и советских военнопленных.

Это была фабрика, бездушная, механистичная, и от того еще более страшная. На первом этапе существования лагеря узников расстреливали. И для того, чтобы повышать «производительность» этой адской машины, постоянно «улучшали технологию». Поскольку с погребением постоянно возрастающего количества расстрелянных палачи переставали справляться, был построен крематорий. Причем строили его сами же заключенные. Затем провели испытание отравляющего газа и признали его «эффективность». Так в Освенциме появились газовые камеры.

Охранную и надзирательные функции исполняли войска СС. Всю же «рутинную работу» переложили на самих узников, зондеркоманду: сортировку одежды, переноску тел, обслуживание крематория. В самые «напряженные» периоды в печах Освенцима сжигали ежесуточно до 8 тыс. тел.

В этом лагере, как и во всех остальных, практиковались пытки. Тут уже за дело принимались садисты. Главным был врач Йозеф Менгеле , которого, к сожалению, не достал Моссад, и он подох своей смертью в Латинской Америке. Он ставил медицинские опыты над узниками, проводя чудовищные полостные операции без анестезии.

Несмотря на усиленную охрану лагеря, которая включала в себя забор под высоким напряжением и 250 сторожевых собак, в Освенциме предпринимались попытки побегов. Но практически все они заканчивались гибелью узников.

А 4 октября 1944 года произошло восстание. Члены 12-й зондеркоманды, узнав, что их намереваются заменить на новый состав, что предполагало верную смерть, решились на отчаянные действия. Взорвав крематорий, они убили троих эсесовцев, подожгли два знания и пробили брешь в находившемся под напряжением заборе, предварительно устроив короткое замыкание. До полутысячи человек оказались на свободе. Но вскоре всех беглецов переловили и доставили в лагерь для показательной казни.

Когда в середине января 1945 года стало понятно, что советские войска неминуемо должны прийти в Освенцим, трудоспособных узников, которых тогда насчитывалось 58 тыс. человек, угнали вглубь германской территории. Две трети из них умерли в дороге от истощения и болезней.

27 января в 3 часа дня в Освенцим вошли войска под командованием маршала И.С.Конева . В лагере в тот момент находилось около 7 тыс. узников, среди которых было 500 детей от 6 до 14 лет. Солдаты, успевшие наглядеться на войне на многие зверства, обнаружили в лагери следы чудовищных, запредельных злодеяний. Поражали масштабы «проделанной работы». На складах были найдены горы мужских костюмов и верхней женской и детской одежды, несколько тонн человеческих волос и перемолотых костей, подготовленных к отправке в Германию.

В 1947 году на территории бывшего лагеря был открыт мемориальный комплекс.

Треблинка

Лагерь смерти, созданный в Варшавском воеводстве Польши в июле 1942 года. За год существования лагеря в нем было уничтожено около 800 тыс. человек, преимущественно евреев. Территориально это были граждане Польши, Австрии, Бельгии, Болгарии, Греции, Германии, СССР, Чехословакии, Франции и Югославии. Евреев привозили в заколоченных товарных вагонах. Остальных преимущественно приглашали «на новое место жительство», и они на свои деньги покупали железнодорожные билеты.

«Технология» массовых убийств здесь отличалось от существовавшей в Освенциме. Прибывших и ничего не подозревавших людей приглашали в газовые камеры, на которых было написано «Душевые». Использовался не отравляющий газ, а выхлопные газы от работающих танковых двигателей. Вначале тела закапывали в землю. Весной 1943 года был построен крематорий.

Среди членов зондеркоманды действовала подпольная организация. 2 августа 1943 года она организовала вооруженное восстание, захватив оружие. Часть охраны была перебита, несколько сотен узников сумели бежать. Однако практически все они вскоре были найдены и убиты.

Одним из немногих выживших участников восстания был Самуэль Вилленберг , после войны написавший книгу «Восстание в Треблинке». Вот что он рассказал в 2013 году в интервью о своем первом впечатлении от фабрики смерти:

«Я не подозревал, что происходит в лазарете. Я просто вошел в это деревянное здание и в конце коридора вдруг увидел весь этот ужас. На деревянном стуле сидели скучающие украинские охранники с ружьями. Перед ними — глубокая яма. В ней останки тел, которые еще не сожрал огонь, зажженный под ними. Останки мужчин, женщин и маленьких детей. Меня эта картина просто парализовала. Я слышал, как трещат горящие волосы и лопаются кости. В носу стоял едкий дым, на глазах наворачивались слезы… Как это описать и выразить? Есть вещи, которые я помню, но их не выразить словами».

После жестокого подавления восстания лагерь был ликвидирован.

Майданек

Располагавшийся в Польше лагерь Майданек по первоначальному замыслу должен был стать «универсальным» лагерем. Но после захвата в плен большого числа бойцов Красной Армии, попавших в окружение под Киевом, его было решено перепрофилировать в «русский» лагерь. С численностью заключенных до 250 тыс. Строительством занимались военнопленные. К декабрю 1941 года из-за голода, тяжелейшей работы, а также из-за вспышки эпидемии тифа умерли все узники, которых на тот момент насчитывалось около 10 тыс.

Впоследствии лагерь утратил «национальную» ориентацию, и в него стали свозить для уничтожения не только военнопленных, но и евреев, цыган, поляков, представителей других народов.

Лагерь, имевший площадь 270 гектаров, был разделен на пять секций. Одна была отведена для женщин и детей. Узники размещались в 22 громадных бараках. На территории лагеря имелись и производственные помещения, где работали заключенные. В Майданеке по различным данным погибли от 80 тыс. до 500 тыс. человек.

В Майданеке, как и в Освенциме, в газовых камерах использовали отравляющий газ.

На фоне ежедневных преступлений особо выделяется операция с кодовым названием «Энтерфест» (нем. — праздник сбора урожая). 3 и 4 ноября 1943 года было расстреляно 43 тыс. евреев. На дне рва длиной 100 метров, шириной 6 метров и глубиной 3 метров узники плотно укладывались одним слоем. После чего их последовательно убивали выстрелом в затылок. Затем укладывался второй слой… И так далее до полного заполнения рва.

Когда 22 июля 1944 года Красная армия заняла Майданек, в лагере находилось несколько сотен оставшихся в живых узников разных национальностей.

Собибор

Этот лагерь действовал в Польше с 15 мая 1942 года до 15 октября 1943 года. Унес жизни четверти миллиона человек. Уничтожение людей происходило по отработанной «технологии» — газовые камеры на основе выхлопных газов, крематорий.

Подавляющее большинство узников убивали в первый же день. И лишь немногих оставляли для выполнения различных работ в мастерских в производственной зоне.

Собибор стал первым германским лагерем, в котором произошло восстание. В лагере действовала подпольная группа, которую возглавил советский офицер, лейтенант Александр Печерский . Печерский и его заместитель раввин Леон Фельдхендлер спланировали и возглавили восстание, которое началось 14 октября 1943 года.

Согласно плану, узники должны были тайно, поодиночке ликвидировать эсэсовский персонал лагеря, а затем, завладев оружием, находившимся на складе лагеря, перебить охрану. Он удался лишь частично. Были убиты 12 эсесовцев и 38, как утверждает «Энциклопедия Холокоста», охранников-украинцев. Но завладеть оружием не удалось. Из 550 заключенных рабочей зоны 320 начали прорываться за пределы лагеря, 80 из них погибли при побеге. Остальным удалось бежать.

130 заключенных бежать отказались, все они были расстреляны на следующий день.

На беглецов была устроена массированная охота, которая продолжалась две недели. Удалось обнаружить 170 человек, которые тут же были расстреляны. Впоследствии еще 90 человек были выданы нацистам местным населением. До конца войны дожили 53 участника восстания.

Руководитель восстания Александр Аронович Печерский смог пробраться в Белоруссию, где до воссоединения с регулярной армией воевал подрывником в партизанском отряде. Затем в составе штурмового батальона 1-го Прибалтийского фронта с боями продвигался на запад, дослужившись до звания капитана. Война для него закончилась в августе 1944 года, когда в результате ранения Печерский стал инвалидом. Умер в 1990 году в Ростове-на-Дону.

Вскоре после восстания лагерь Собибор был ликвидирован. После сноса всех построек его территорию распахали и засеяли картофелем и капустой.

Снимок в открытие статьи: оставшиеся в живых дети после освобождения немецко-фашистского концентрационного лагеря Освенцим советскими войсками, Польша, 27 января 1945 года /Фото: ТАСС

Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - arctus)

Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников.

Известно, что в Польше история с давних пор является персонажем, активно действующим на политической сцене. Поэтому извлечение на эту сцену «исторических скелетов» всегда было любимым делом тех польских политиков, у кого нет солидного политического багажа и, в силу этого, они предпочитают заниматься историческими спекуляциями.

Ситуация в этом плане получила новый импульс, когда после победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. к власти вернулась партия ярого русофоба Ярослава Качинского «Право и Справедливость» («PiS»). Президентом Польши стал ставленник этой партии Анджей Дуда. Новый президент уже 2 февраля 2016 г. на заседании Совета национального развития сформулировал концептуальный подход к внешней политике Варшавы: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной».

Примером такой «наступательности» явился недавний законопроект, одобренный правительством Польши. Он предусматривает лишение свободы на срок до трех лет за словосочетания «польский концлагерь» или «польские лагеря смерти», применительно к нацистским лагерям, функционировавшим на территории оккупированной Польши во время Второй мировой войны. Автор законопроекта, польский министр юстиции объяснил необходимость его принятия тем, что такой закон позволит более эффективно защищать «историческую правду» и «доброе имя Польши».

В этой связи немного истории. Словосочетание «польский лагерь смерти» вошло в обиход во многом с «легкой руки» Яна Карского, активного участника польского антинацистского сопротивления. Он в 1944 г. опубликовал в «ColliersWeekly» («Кольеровский еженедельник») статью под названием «Польский лагерь смерти».

В ней Карский рассказал, как он, переодевшись немецким солдатом, тайно посетил гетто в Избице Любельской, из которого заключённых евреев, цыган и др. направляли в нацистские лагеря уничтожения «Белжец» и «Собибор». Благодаря статье Карского, а затем написанной им книге «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State»), мир впервые узнал о массовом истреблении нацистами евреев на территории Польши.

Замечу, что в течение 70 лет после Второй мировой войны словосочетание «польский лагерь смерти», как правило, понималось как нацистский лагерь смерти, расположенный на территории Польши.

Проблемы начались, когда президент США Б. Обама в мае 2012 г., посмертно награждая Я. Карского Президентской медалью Свободы, в своей речи упомянул «польский лагерь смерти». Польша возмутилась и потребовала объяснений и извинений, так как подобное словосочетание якобы бросало тень на польскую историю. Масла в огонь добавило посещение в июле 2016 г. Папой Римским Франциском Польши. Тогда в Кракове Франциск встретился с единственной женщиной, рожденной и выжившей в нацистском лагере Аушвиц (Освенцим). В своей речи Папа назвал местом ее рождения «польский концентрационный лагерь Аушвиц». Эту оговорку тиражировал католический портал Ватикана «IlSismografo». Польша вновь возмутилась. Таковы известные истоки появления вышеупомянутого польского законопроекта.

Впрочем, дело тут не только в вышеприведенных злополучных оговорках мировых деятелей по поводу нацистских лагерей.

Польским властям, помимо этого, крайне необходимо блокировать любые воспоминания о том, что в Польше в 1919 – 1922 гг. действовала сеть концентрационных лагерей для военнопленных красноармейцев, захваченных в период польско-советской войны 1919 – 1920 гг.

Известно, что по условиям существования в них военнопленных эти лагеря явились предтечами нацистских концентрационных лагерей смерти.

Однако польская сторона не желает признавать этот документально подтвержденный факт и весьма болезненно реагирует, когда в российских СМИ появляются заявления или статьи, в которых упоминаются польские концентрационные лагеря. Так, резко негативную реакцию Посольства Республики Польша в РФ вызвала статья Дмитрия Офицерова-Бельского доцента НИУ Высшей школы экономики (Пермь) под названием «Равнодушно и терпеливо» (05.02.2015.Lenta.ru https://lenta.ru/articles/2015/02/04/poland/).

В этой статье российский историк, анализируя непростые польско-российские отношения, назвал польские лагеря для военнопленных концентрационными лагерями, а также назвал нацистский лагерь смерти Аушвиц Освенцимом. Он тем самым якобы бросил тень не только на польский город Освенцим, но и на польскую историю. Реакция польских властей, как всегда, не замедлила себя ждать.

Заместитель польского посла в Российской Федерации Ярослав Ксёнжек в письме в редакцию «Lenta.ru» заявил о том, что польская сторона категорически возражает против применения определения «польские концлагеря», ибо оно никоим образом не соответствует исторической правде. В Польше периода 1918 – 1939 гг. такие лагеря якобы не существовали.

Однако, польские дипломаты, опровергая российских историков и публицистов, в очередной раз сели в лужу. Мне пришлось столкнуться с критическими оценками моей статьи «Ложь и правда Катыни», опубликованной в газете «Спецназ России» (№4, 2012). Критиком тогда выступил Гжегож Телесницки, I секретарь Посольства Республики Польша в РФ. Он в своем письме в редакцию «Спецназа России» безапелляционно утверждал, что в нацистской эксгумации катынских захоронений 1943 г. поляки не участвовали.

Между тем общеизвестно и документально подтверждено, что специалисты Технической комиссии Польского Красного Креста участвовали в нацистской эксгумации в Катыни с апреля по июнь 1943 г., выполняя, по выражению министра нацистской пропаганды и главного фальсификатора катынского преступления Й. Геббельса, роль «объективных» свидетелей. Таким же ложным является и утверждение пана Я. Ксёнжика об отсутствии в Польше концентрационных лагерей, которое легко опровергается документально.

Польские предтечи Освенцима-Биркенау

Для начала проведу для польских дипломатов небольшой ликбез. Напомню, что в период 2000–2004 гг. российскими и польскими историками, в соответствии с Соглашением Росархива и Генеральной дирекции государственных архивов Польши, подписанным 4 декабря 2000 г., был подготовлен сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919–1922 г.» (далее сборник «Красноармейцы…»).

Этот 912-страничный сборник в России был издан тиражом в 1 тыс. экз. (М.; СПб.:Летний сад, 2004). В нем содержится 338 исторических документов, раскрывающих весьма нелицеприятную ситуацию, царившую в польских лагерях для военнопленных, в том числе и в концентрационных. Видимо, по этой причине польская сторона не только не издала на польском языке данный сборник, но и приняла меры по скупке части российского тиража.

Так вот, в сборнике «Красноармейцы…» представлен документ № 72, именуемый «Временная инструкция для концентрационных лагерей военнопленных, утвержденная Верховным командованием Войска Польского».

Приведу небольшую цитату из этого документа: «…Вслед за приказами Верховного командования № 2800/III от 18.IV.1920, № 17000/IV от 18.IV.1920, № 16019/II, а также 6675/San. издается временная инструкция для концентрационных лагерей… Лагеря для большевистских пленных, которые должны быть созданы по приказу Верховного командования Войска Польского № 17000/IV в Звягеле и Плоскирове, а затем Житомире, Коростене и Баре, носят название «Концентрационный лагерь для военнопленных №…».

Так что, панове, возникает вопрос. Как, приняв закон о недопустимости именования польских лагерей концентрационными, вы будете поступать с теми польскими историками, которые позволят себе ссылаться на вышеназванную «Временную инструкцию…»? Но оставлю этот вопрос на рассмотрение польским юристам и вернусь к польским лагерям для военнопленных, в том числе именуемых концентрационными.

Ознакомление с документами, содержащимися в сборнике «Красноармейцы…», позволяет уверенно утверждать, что дело не в названии, а в сути польских лагерей для военнопленных. В них были созданы такие нечеловеческие условия содержания военнопленных красноармейцев, что они могут с полным правом рассматриваться, как предтечи нацистских концлагерей.

Об этом свидетельствует абсолютное большинство документов, размещенных в сборнике «Красноармейцы…».

Для обоснования своего вывода я позволю себе сослаться на свидетельства бывших заключенных Освенцима-Биркенау Ота Крауса (№ 73046) и Эриха Кулки (№ 73043). Они прошли нацистские концентрационные лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-Биркенау и хорошо знали порядки, установленные в этих лагерях. Поэтому в названии этой главы я употребил наименование «Освенцим-Биркенау», так как именно его использовали О. Краус и Э. Кулка в своей книге «Фабрика смерти» (М.: Госполитиздат, 1960).

Зверства охраны и условия жизни военнопленных красноармейцев в польских лагерях весьма напоминают зверства нацистов в Освенцим-Биркенау. Для сомневающихся приведу несколько цитат из книги«Фабрика смерти».

О. Краус и Э. Кулка писали, что

«в Биркенау не жили, а ютились в деревянных бараках длиной в 40 и шириной в 9 метров. Бараки не имели окон, плохо освещались и вентилировались… Всего в бараке размещалось 250 человек. В бараках не было ни умывален, ни туалетов. Заключенным запрещалось ночью выходить из барака, поэтому в конце барака стояли две кадки для нечистот…».

«Истощение, болезни и смерть заключенных вызывались недостаточным и скверным питанием, а чаще настоящим голодом… В лагере не было посуды для пищи… Заключенный получал менее 300 граммов хлеба. Хлеб узникам выдавали вечером, и они тотчас же его съедали. Наутро они получали пол-литра черной жидкости, называемой кофе, или чай и крохотную порцию сахара. В обед заключенный получал меньше литра похлебки, в которой должно было быть 150 г картофеля, 150 г турнепса, 20 г муки, 5 г масла, 15 г костей. На самом деле в похлебке нельзя было найти такие скромные дозы продуктов… При плохом питании и тяжелой работе сильный и здоровый новичок мог выдержать лишь в течении трех месяцев…».

Смертность увеличивалась системой наказаний, применяемой в лагере. Провинности бывали разными, но, как правило, комендант лагеря Освенцим-Биркенау без всякого разбора дела «…объявлял приговор провинившимся заключенным. Чаще всего назначались двадцать ударов плетью… Вскоре в разные стороны летели окровавленные клочья ветхой одежды…». Наказываемый при этом должен был считать количество ударов. Если сбивался, экзекуция начиналась сначала.

«Для целых групп заключенных… обычно применялось наказание, которое называлось «спортом». Заключенных заставляли быстро падать на землю и вскакивать, ползать по-пластунски и приседать… Перевод в тюремный блок был обычной мерой за определенные проступки. А пребывание в этом блоке означало верную смерть… В блоках заключенные спали без тюфяков, прямо на голых досках… Вдоль стен и посредине блока-лазарета были установлены нары с тюфяками, пропитанными человеческими выделениями… Больные лежали рядом с умирающими и уже мертвыми заключенными».

Ниже я приведу аналогичные примеры из польских лагерей. Удивительно, но нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. Итак, открываем сборник «Красноармейцы…». Вот документ № 164, именуемый «Отчет о результатах осмотра лагерей в Домбе и Стшалково» (октябрь 1919 г.).

«Осмотр лагеря Домбе… Здания деревянные. Стены неплотные, некоторые здания без деревянного пола, палаты большие… Большинство пленных без обуви – совсем босые. Кроватей и нар почти нет… Ни соломы, ни сена нет. Спят на земле или досках… Ни белья, одежды; холод, голод, грязь и все это грозит громадной смертностью…».

«Отчет об осмотре лагеря Стшалково. …Состояние здоровья пленных ужасающее, гигиенические условия лагеря отвратительные. Большинство зданий – это землянки с продырявленными крышами, земляным полом, очень редко встречается дощатый, окна забиты досками вместо стекол… Многие бараки переполнены. Так, 19 октября с.г. барак для пленных коммунистов был так переполнен, что входя в него среди тумана трудно было что бы то ни было рассмотреть. Пленные скучены настолько, что не могли лежать, а вынуждены были стоять, облокотившись один на другого…».

Документально доказано, что во многих польских лагерях, в том числе Стшалково, польские власти не удосужились решить вопрос отправления военнопленными естественных потребностей в ночное время. В бараках туалеты и параши отсутствовали, а лагерная администрация под страхом расстрела запрещала выходить после 6 часов вечера из бараков. Каждый из нас может представить себе такую ситуацию…

О ней говорилось в документе №333 «Нота Российско-Украинской делегации председателю Польской делегации с протестом против условий содержания пленных в Стшалково» (29 декабря 1921 г.) и в документе № 334 «Нота Полпредства РСФСР в Варшаве МИД Польши по поводу издевательств над советскими военнопленными в лагере Стшалково» (5 января 1922 г.).

Следует отметить, что как в нацистских, так и в польских лагерях избиение военнопленных было обычным явлением. Так, в вышеупомянутом документе № 334 отмечалось, что в лагере Стшалково «до настоящего времени происходят надругательства над личностью пленных. Избиения военнопленных составляют постоянное явление…». Получается, что жестокие избиения военнопленных в лагере Стшалково практиковались ещё с 1919 по 1922 гг.

Подтверждением этому служит документ № 44 «Отношение Минвоендел Польши Верховному командованию ВП по поводу статьи из газеты «Курьер новы» по поводу издевательств над дезертировавшими из Красной Армии латышами с препроводительной запиской Минвоендел Польши Верховному командованию» (16 января 1920 г.). В нем говорится, что латышей по прибытию в лагерь Стшалково (видимо, осенью 1919 г.), сначала ограбили, оставив их в одном белье, а затем каждый из них получил по 50 ударов розгой из колючей проволоки. Более десяти латышей умерли от заражения крови, а двоих расстреляли без суда и следствия.

Ответственными за это варварство были начальник лагеря капитан Вагнер и его помощник поручик Малиновский, отличавшейся изощренной жестокостью.

Об этом рассказывается в документе № 314 «Письмо Российско-Украинской делегации в Польскую делегацию ПРУСК с просьбой принять меры по заявлению военнопленных красноармейцев в отношении бывшего коменданта лагеря в Стшалково» (03 сентября 1921 г.).

В заявлении красноармейцев говорилось, что

«поручик Малиновский всегда ходил по лагерю в сопровождении нескольких капралов, имевших в руках жгуты-плетки из проволоки и тому, кто ему не нравился, приказывал ложиться в канаву, и капралы били, сколько было приказано. Если битый стонал или просил пощады, пор. Малиновский вынимал револьвер и пристреливал… Если часовые застреливали пленных пор. Малиновский давал им в награду 3 папироски и 25 польских марок… Неоднократно можно было наблюдать, как группа во главе с пор. Малиновским влезала на пулеметные вышки и оттуда стреляла по беззащитным людям…».

О ситуации в лагере стало известно польским журналистам, и поручик Малиновский в 1921 г. был «отдан под суд», а вскоре был арестован и капитан Вагнер. Однако какие-либо сообщения о понесенных ими наказаниях – отсутствуют. Вероятно, дело было спущено на «тормозах», так как Малиновскому и Вагнеру было предъявлено обвинение не в убийствах, в «злоупотреблении служебном положением»?! Соответственно, система избиений в лагере Стшалково, и не только в нем, осталась прежней до закрытия лагерей в 1922 г.

Как и нацисты, польские власти использовали голод в качестве эффективного средства уничтожения пленных красноармейцев. Так, в документе № 168 «Телеграмма укрепленного района Модлин в секцию пленных Верховного командования Войска Польского о массовом заболевании военнопленных в лагере Модлин» (от 28 октября 1920 г.) сообщается о том, что среди военнопленных концентрационной станции пленных и интернированных в Модлине свирепствует эпидемия желудочных заболеваний, умерло 58 человек. «Главные причины заболевания – поедание пленными различных сырых очистков и полное отсутствие у них обуви и одежды». Замечу, что это не единичный случай голодных смертей военнопленных, который описан в документах сборника «Красноармейцы…».

Общая оценка ситуации, царившей в польских лагерях для военнопленных, была дана в документе № 310 «Протокол 11-го заседания Смешанной (Российской, Украинской и Польской делегаций) комиссии по репатриации о положении пленных красноармейцев» (28 июля 1921 г.) Там отмечалось, что «РУД (Российско-Украинская делегация) никогда не могла допустить, чтобы к пленным относились так бесчеловечно и с такой жестокостью… РУД не вспоминает про тот сплошной кошмар и ужас избиений, увечий и сплошного физического истребления, который производился к русским военнопленным красноармейцам, особенно коммунистам, в первые дни и месяцы пленения… .

В том же протоколе отмечалось, что «Польское командование лагерей как бы в отместку после первого приезда нашей делегации резко усилило свои репрессии… Красноармейцев бьют и истязают по всякому поводу и без повода… избиения приняли форму эпидемии… Когда лагерное командование считает возможным предоставление более человеческих условий для существования военнопленных, то из Центра идут запрещения».

Аналогичная оценка дана и в документе № 318 «Из ноты НКИД РСФСР чрезвычайному и полномочному поверенному в делах Польской Республики Т. Филлиповичу о положении и гибели военнопленных в польских лагерях» (9 сентября 1921 г.).

Там говорилось: «На ответственности Польского Правительства всецело остаются неописуемые ужасы, которые до сих пор безнаказанно творятся в таких местах, как лагерь Стшалково. Достаточно указать на то, что в течение двух лет из 130 000 русских военнопленных в Польше умерло 60 000».

По подсчетам российского военного историка М.В. Филимошина, число погибших и умерших в польском плену красноармейцев составляет 82 500 человек (Филимошин. Военно-исторический журнал, № 2. 2001). Эта цифра представляется достаточно обоснованной. Полагаю, что вышеизложенное позволяет утверждать, что польские концентрационные лагеря и лагеря для военнопленных могут по праву считаться предтечами нацистских концлагерей.

Недоверчивых и любознательных читателей отсылаю к своему исследованию «Антикатынь, или красноармейцы в польском плену», представленном в моих книгах «Тайна Катыни» (М.: Алгоритм, 2007) и «Катынь. Современная история вопроса» (М.: Алгоритм, 2012). Там дана более исчерпывающая картина того, что творилось в польских лагерях.

Насилием по инакомыслию

Завершить тему польских концентрационных лагерей невозможно без упоминания двух лагерей: белорусской «Березы-Картузской» и украинской «Бялы Подляски». Они были созданы в 1934 году по решению польского диктатора Юзефа Пилсудского, как средство расправы с белорусами и украинцами, протестовавшими против польского оккупационного режима 1920–1939 гг. Хотя они и не назывались концентрационными, но кое в чем они превзошли нацистские концлагеря.

Но прежде о том, как многие белорусы и украинцы приняли польский режим, установленный на захваченных поляками в 1920 г. территориях Западной Белоруссии и Западной Украины. Вот что писала в 1925 г. газета «Rzeczpospolita». «…Если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь».

В том же году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц… это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии».

Чувствуя общественную поддержку, польские садисты в Березе-Картузской и Бялой Подляске не церемонились с непокорными белорусами и украинцами. Если нацисты создавали концентрационные лагеря, как чудовищные фабрики массового уничтожения людей, то в Польше такие лагеря использовались, как средство устрашения непокорных. Иначе как объяснить те чудовищные истязания, которым в них подвергались белорусы и украинцы. Приведу примеры.

В Березе-Картузской в небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливали водой. В камере им запрещалось даже разговаривать. Людей пытались превратить в бессловесный скот. Режим молчания для заключенных действовал и в больнице. Били за стоны, за зубной скрежет от нестерпимой боли.

Руководство Березы-Картузской цинично называло его «самым спортивным лагерем в Европе». Шагом здесь ходить запрещалось - только бегом. Делалось все по свистку. Даже сон был по такой команде. Полчаса на левом боку, затем свисток, и сразу же переворачивайся на правый. Кто замешкался или во сне не расслышал свистка, тут же подвергался истязаниям. Перед таким «сном» в помещения, где спали заключенные, для «профилактики», выливалось несколько ведер воды с хлоркой. Нацисты до такого не сумели додуматься.

Ещё более ужасными были условия в карцере. Провинившихся держали там от 5 до 14 суток. Чтобы усилить страдания, на пол карцера выливали несколько ведер фекалий. Параша в карцере не очищалась месяцами. Помещение кишело червями. Помимо этого, в лагере практиковалось такое групповое наказание, как чистка лагерных туалетов стаканами или кружками.

Комендант Берёзы-Картузской Юзеф Камаль-Курганский в ответ на заявления, что заключенные не выдерживают пыточных условий содержания и предпочитают смерть, спокойно заявлял: «Чем больше их здесь передохнет, тем лучше будет жить в моей Польше».

Полагаю, что вышеизложенного достаточно, чтобы представить, что такое польские лагеря для непокорных, и рассказ о лагере Бяла Подляска будет уже излишним.

В завершение добавлю, что использование фекалий для пыток было излюбленным средством польских жандармов, видимо, страдавших неудовлетворенными садомазохистскими наклонностями. Известны факты, когда сотрудники польской дефензивы заставляли арестованных руками чистить туалеты, а потом, не давая мыть руки, давали обеденную пайку. Кто отказывался, тому ломали руки. Сергей Осипович Притыцкий, белорусский борец против польского оккупационного режима в 1930-х годах, вспоминал, как польские полицейские заливали ему в нос навозную жижу.

Вот такую неприятную правду о «скелете в польском шкафу» под названием «концентрационные лагеря» вынудили меня рассказать панове из Варшавы и посольства Республики Польша в РФ.

P.S. Панове, прошу иметь в виду. Я не являюсь полонофобом. С удовольствием смотрю польские фильмы, слушаю польскую эстраду и жалею, что в своё время не освоил польский язык. Но «терпеть ненавижу», когда польские русофобы нагло перевирают историю польско-российских отношений с молчаливого согласия официальной России.

Достаточно услышать одно это название, и к горлу подступает ком. Освенцим на долгие годы остается в сознании людей как пример геноцида, повлекшего гибель невероятного количества людей. Каждый год сотни тысяч людей приезжают в Освенцим, город, чье имя неразрывно ассоциируется с печально известным нацистским концлагерем Аушвицем, чтобы узнать его историю и почтить память погибших.

Концентрационный лагерь Аушвиц стал одним из самых эффективных элементов этого конвейера смерти. Экскурсия сюда и в соседний лагерь Биркенау оставляет незабываемое впечатление.

Аушвиц

Открыто: ежедневно 8.00-19.00, вход свободный, www.auschwitz.org.pl

Над воротами лагеря написаны слова: «Arbeit Macht Frei» («Труд освободит тебя») . Начальство лагеря, спасаясь бегством от наступающей Советской армии, пыталось уничтожить свидетельства геноцида, однако не успело, так что сохранилось около 30 лагерных блоков, некоторые из них стали частью государственного музея Аушвиц-Биркенау.

Ежедневно в лагере могло содержаться до 200 000 человек. Здесь имелось 300 тюремных бараков, 5 громадных газовых камер, каждая из которых вмещала 2000 человек, и крематорий. Забыть это жуткое место невозможно.

Аушвиц изначально представлял собой казармы польской армии. Евреев из таких стран, как Норвегия, Греция и др., сгоняли в товарные поезда, где не было ни воды, ни пищи, ни туалетов и почти не было воздуха, чтобы дышать, и свозили в концентрационные лагеря на территории Польши. Первых 728 «узников войны», большинство поляков и все из города Тарнов, привезли сюда в июне 1940 г. Затем в лагеря были направлены целые потоки евреев и советских военнопленных. Они превратились в рабов; одни умерли от голода, других казнили, причем многих отправили в газовые камеры, где массовое убийство осуществлялось при помощи отравляющего газа «Циклон-В».

Аушвиц был лишь частично разрушен отступающими нацистами, так что многие здания-свидетели происходивших зверств сохранились. В десятке уцелевших бараков размещен Государственный музей Аушвиц-Биркенау (Тел.: 33 844 8100; www.auschwitz.org.pl; вход свободный; 08.00-19.00 июнь-август, 08.00-18.00 май и сентябрь, 08.00-17.00 апрель и октябрь, 08.00-16.00 март и ноябрь, 08.00-15.00 декабрь - февраль) .В 2007 г. ЮНЕСКО при внесении комплекса в список Всемирного наследия присвоило ему название «Аушвиц-Биркенау -немецко-фашистский концентрационный лагерь (1940-45гг.) », чтобы акцентировать внимание на непричастности Польши к его созданию и функционированию.

Каждые полчаса в кинотеатре центра посетителей, расположенного у входа в лагерь, демонстрируется 15-минутный документальный фильм (билет для взрослых/со скидкой 3.50/2.50zt) об освобождении лагеря советскими войсками 27 января 1945 г. Его показывают на английском, немецком и французском языках в течение всего дня. Ознакомьтесь с расписанием на информационном стенде, как только прибудете. Фильм не рекомендуется к просмотру детям до 14 лет. Документальные кадры, отснятые после освобождения лагеря советскими войсками в 1945 г., послужат полезным введением для тех, кто попытается осознать, что ему предстоит увидеть. В центре посетителей также есть кафетерий, книжные магазины, пункт обмена валют (kantor) и камера хранения.

В конце войны нацисты во время бегства попытались уничтожить лагерь, однако уцелело около 30 бараков, а также сторожевые вышки и колючая проволока. Вы можете свободно ходить между бараками и заходить в те, которые открыты. В одном из них в стеклянных витринах лежат груды обуви, изогнутые очки, кучи человеческих волос и чемоданы с именами и адресами заключенных - им говорили, что просто переселяют в другой город. В коридорах вывешены фотографии узников, часть из которых украшена цветами, принесенными оставшимися в живых родственниками. Рядом с блоком № 11, так называемым «блоком смерти», находится стена казни, у которой расстреливали заключенных. Здесь нацисты проводили свои первые эксперименты по использованию «Циклона-В». Соседний барак посвящен «Испытаниям еврейского народа». В конце экспозиции исторических документов и фотографий под пронзительную печальную мелодию «Милосердный Боже» перечисляются имена людей, убитых в концентрационных лагерях.

Общая информация предоставляется на польском, английском и иврите, однако чтобы лучше во всем разобраться, приобретите небольшой путеводитель по Аушвиц-Биркенау (переведен на 15 языков), доступный в центре посетителей. С мая по октябрь посетители, прибывшие с 10.00 до 15.00, могут осмотреть музей только в составе экскурсии. Англоязычные экскурсии (цена для взрослых/ со скидкой 39/30zl, 3,5 часа) стартуют ежедневно в 10.00, 11.00, 13.00, 15.00, также вам могут организовать экскурсию, если наберется группа из десяти человек. Экскурсии на других языках, в том числе и на русском, необходимо заказывать заранее.

До Аушвица можно легко добраться из Кракова. Если же вы хотите остановиться поблизости, в 700 м от комплекса находится Центр диалога и молитвы (Centrum Dialogu i Modlitwy w Oswiecimiu; Тел.: 33 843 1000; www. centrum-dialogu.oswiecim.pl; ул. Колбего (ul. Kolbego) , 1; место в кемпинге 25zl, одноместная/двухместная комната 104/208zl) . Здесь уютно и тихо, в цену входит завтрак, также вам могут предложить полный пансион. Большинство номеров имеют ванные комнаты.

Биркенау

Вход в Биркенау свободный, открыт с 08.00-19.00 июнь - август; 08.00-18.00 май и сентябрь; 08.00-17.00 апрель и октябрь; 08.00-16.00 март и ноябрь; 08.00-15.00 декабрь - февраль.

Биркенау, он же Аушвиц II находится в в 3 км от Аушвица. Краткая надпись в Биркенау гласит: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место, где нацисты уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей, большей частью евреев, из разных стран Европы».

Биркенау был построен в 1941 г., когда Гитлер перешел от изоляции политических заключенных к программе массового уничтожения. Триста длинных бараков на территории 175 га служили накопителем для самой жестокой машины гитлеровского «решения» еврейского вопроса. Приблизительно 3/4 евреев, привозимых в Биркенау, отправляли в газовые камеры сразу после прибытия.

И действительно, Биркенау был воплощением лагеря смерти: у него имелись собственная железнодорожная станция для транспортировки заключенных, четыре огромные газовые камеры, каждая из которых могла умертвить одновременно 2000 человек, и крематорий, оборудованный лифтами для загрузки печей телами заключенных.

Посетителям предоставляется возможность подняться на второй этаж главной сторожевой вышки у входа, откуда открывается вид на весь огромный лагерь. Кажущиеся бесконечными ряды бараков, вышек и колючей проволоки - все это могло вмещать одновременно до 200 тыс. заключенных. В задней части лагеря за страшным прудом, куда сыпали пепел уничтоженных людей, стоит необычный памятник жертвам холокоста с надписью на 20 языках тех заключенных, которые были убиты в Аушвице и Биркенау.

Отступая, немцы хотя и разрушили большую часть сооружений, достаточно взглянуть на площадь, огражденную колючей проволокой, чтобы понять масштабы совершенных нацистами преступлений. Площадка обозрения у входа в лагерь позволит окинуть взглядом большую территорию. В некоторых отношениях Биркенау шокирует еще больше, чем Аушвиц, и туристов здесь, как правило, меньше. Посещение мемориала в составе экскурсионной группы не обязательно.

Дорога туда и обратно

Обычно посещение Аушвиц-Биркенау происходит в виде однодневной поездки из Кракова.

От главного вокзала Кракова ежедневно отправляются 12 рейсов до Освенцима (13zt, 1,5 часа) еще больше поездов отходит со станции «Краков-Плашув». Более удобный способ передвижения представляют собой ежечасно отправляющиеся с автостанции автобусные рейсы до Освенцима (11zt, 1,5 часа) , которые либо проезжают мимо музея, либо он является их конечной остановкой. Расписание автобусов, следующих в обратном направлении, смотрите на информационном стенде центра посетителей в Биркенау. С остановки в районе ул. Павия возле Galeria Krakowska в этом направлении следуют многочисленные микроавтобусы.

С 15 апреля по 31 октября с 11.30 до 16.30 автобусы с интервалом движения в полчаса курсируют между Аушвицем и Биркенау (с мая по сентябрь движение прекращается в 17.30, с июня по август - в 18.30) . Также вы можете пройти эти 3 км между лагерями пешком либо взять такси. От Аушвица ходят автобусы и до местной железнодорожной станции (интервал движения 30-40 минут) . Многие турагентства Кракова организуют экскурсии в Аушвиц и Биркенау (от 90zt до 120zt с человека) . Предварительно узнайте, сколько времени вам предоставят на пребывание в музеях, поскольку некоторые из них предполагают очень плотный график, и вы можете не успеть посмотреть все, что вас интересует.

В городе Освенцим, в 60 км от Кракова, находится государственный музей Польши, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – Аушвиц-Биркенау . Во время II Мировой войны здесь находился самый большой комплекс немецких концентрационных лагерей в Польше. Комплекс включал в себя 3 концентрационных лагеря и лагеря смерти: Аушвиц I, Аушвиц II (Биркенау) и Аушвиц III (Моновицы).

Город Освенцим на немецком языке звучит как Аушвиц, в сентябре 1939 г. он был оккупирован гитлеровскими войсками и стал частью Третьего рейха. В 1940 г. в постройках бывших казарм в г. Освенциме был возведен концлагерь Аушвиц I . Впоследствии он стал административным центром комплекса концлагерей Аушвиц-Биркенау. Все одноэтажные здания достраивали до двухэтажных, а бывшее овощехранилище стало крематорием и моргом. Первыми строителями лагеря были члены еврейской общины Освенцима, здесь же они и бы
ли уничтожены.

В концлагерь Аушвиц I ведут ворота, над которыми до сих пор находится чугунная циничная надпись на немецком языке «Arbeit macht Frei» – «Труд делает свободным» или «Труд освобождает». Здания в Аушвице I назывались блоками и всего их насчитывалось 24. В подвалах блока № 11 в 1941 г. было осуществлено первое испытание массового отравления людей газом «Циклон Б». Поскольку опыт посчитали успешным, морг в крематории I перестроили в газовую камеру. Печи и камеры существуют и по сегодняшний день, как своеобразный памятник жестокости фашистов. Во дворе м
ежду блоками 10 и 11 узников пытали и расстреливали, сейчас здесь лежат венки и горят свечи.

По периметру концлагерь был обнесен забором из двойной колючей проволоки, по которому был пропущен ток высокого напряжения, а в 1942 г. Аушвиц I был вдобавок обнесен высокой железобетонной стеной.

Строительство Аушвица II , известного как Биркенау (или по-польски Бжезинка, от названия близлежащей деревни), началось в октябре 1941 г. Обычно именно эту часть концлагеря имеют в виду, когда говорят о лагере смерти в Освенциме, поскольку Биркенау был создан специально для массового уничтожени
я евреев и по площади намного превосходил Аушвиц I. Здесь, в одноэтажных бараках, которые в действительности были обычными конюшнями, содержались сотни тысяч человек. Состав пленных непрерывно менялся: новые заключенные со всей оккупированной Европы лились постоянным потоком на место уничтоженных.

К лагерю Аушвиц II была проведена железная дорога, по которой каждый день в поездах привозили очередных узнико
в. Делили их на 4 группы:


Заключенным концлагеря Аушвиц-Биркенау наносили татуировки на тело с присвоенным номером, а также прикрепляли нашивки в виде треугольника на лагерную одежду. Цвет нашивки зависел от причин ареста: красные носили политзаключенные, зеленые – преступники, черные – цыгане и антиобщественные лица, розовые – гомосексуалисты,
фиолетовые – свидетели Иеговы. Евреи вдобавок к этому носили еще нашивку желтого цвета, что в комплексе выглядело как звезда Давида.

Заключенные ходили в тонкой одежде, не защищавшей их от холода, практически не мылись и ели очень редко пищу из гнилых отходов. Все это в сочетании с изнурительным трудом приводило к скорым смертям от различных болезней.

Аушвиц III (Мон овицы) представлял собой группу приблизительно 40 небольших трудовых лагерей, которые были созданы вокруг общего комплекса для нужд шахт и фабрик. Здесь находились заключенные, работавшие на нужды немецкого концерна «И. Г. Фарбен», например, производили синтетическую резину на предприятии «Буна». Здесь экскурсии не проводятся.

В ноябре 1944 г., перед наступлением армии СССР, часть трудоспособных узников переправили вглубь Германии. 27 января 1945 г. советские войска вошли в Аушвиц и освободили остававшихся там пленных. До сих пор неизвестно точное число жертв, погибших в концлагере Освенцима, по разным данным оно составляет от 1,2 до 4 млн. людей.

В современном музее Освенцим-Биркенау можно увидеть бараки, в которых жили пленные, «медицинскую» комнату, где людей убивали с помощью инъекций, газовые камеры, печи крематория, стену казни и множество свидетельств ужаса тех времен: фотографии, списки погибших, исторические
справки, вещи и письма заключенных. Ежегодно музейный комплекс концлагерей в Освенциме, на деле являющийся «самым огромным кладбищем», посещают около миллиона людей. Место бывшего концентрационного лагеря производит гнетущее впечатление и заставляет задуматься о том, что человечество не должно допустить подобные зверства нацистов никогда больше.

Нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников. (И если немцы действовали скорее как муравьи - выполняя рутинную работу, то поляки убивали со страстью и в удовольствие - arctus )

Известно, что в Польше история с давних пор является персонажем, активно действующим на политической сцене. Поэтому извлечение на эту сцену «исторических скелетов» всегда было любимым делом тех польских политиков, у кого нет солидного политического багажа и, в силу этого, они предпочитают заниматься историческими спекуляциями.

Оригинал взят у arctus в Польские концлагеря 20-х гг превзошли в зверствах нацистские

Ситуация в этом плане получила новый импульс, когда после победы на парламентских выборах в октябре 2015 г. к власти вернулась партия ярого русофоба Ярослава Качинского «Право и Справедливость» («PiS»). Президентом Польши стал ставленник этой партии Анджей Дуда. Новый президент уже 2 февраля 2016 г. на заседании Совета национального развития сформулировал концептуальный подход к внешней политике Варшавы: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной».

Примером такой «наступательности» явился недавний законопроект, одобренный правительством Польши. Он предусматривает лишение свободы на срок до трех лет за словосочетания «польский концлагерь» или «польские лагеря смерти», применительно к нацистским лагерям, функционировавшим на территории оккупированной Польши во время Второй мировой войны. Автор законопроекта, польский министр юстиции объяснил необходимость его принятия тем, что такой закон позволит более эффективно защищать «историческую правду» и «доброе имя Польши».

В этой связи немного истории. Словосочетание «польский лагерь смерти» вошло в обиход во многом с «легкой руки» Яна Карского, активного участника польского антинацистского сопротивления. Он в 1944 г. опубликовал в «ColliersWeekly» («Кольеровский еженедельник») статью под названием «Польский лагерь смерти».

В ней Карский рассказал, как он, переодевшись немецким солдатом, тайно посетил гетто в Избице Любельской, из которого заключённых евреев, цыган и др. направляли в нацистские лагеря уничтожения «Белжец» и «Собибор». Благодаря статье Карского, а затем написанной им книге «Курьер из Польши: История тайного государства» («Courier from Poland: Story of a Secret State»), мир впервые узнал о массовом истреблении нацистами евреев на территории Польши.

Замечу, что в течение 70 лет после Второй мировой войны словосочетание «польский лагерь смерти», как правило, понималось как нацистский лагерь смерти, расположенный на территории Польши.

Проблемы начались, когда президент США Б. Обама в мае 2012 г., посмертно награждая Я. Карского Президентской медалью Свободы, в своей речи упомянул «польский лагерь смерти». Польша возмутилась и потребовала объяснений и извинений, так как подобное словосочетание якобы бросало тень на польскую историю. Масла в огонь добавило посещение в июле 2016 г. Папой Римским Франциском Польши. Тогда в Кракове Франциск встретился с единственной женщиной, рожденной и выжившей в нацистском лагере Аушвиц (Освенцим). В своей речи Папа назвал местом ее рождения «польский концентрационный лагерь Аушвиц». Эту оговорку тиражировал католический портал Ватикана «IlSismografo». Польша вновь возмутилась. Таковы известные истоки появления вышеупомянутого польского законопроекта.

Впрочем, дело тут не только в вышеприведенных злополучных оговорках мировых деятелей по поводу нацистских лагерей.


Польским властям, помимо этого, крайне необходимо блокировать любые воспоминания о том, что в Польше в 1919 - 1922 гг. действовала сеть концентрационных лагерей для военнопленных красноармейцев, захваченных в период польско-советской войны 1919 - 1920 гг.

Известно, что по условиям существования в них военнопленных эти лагеря явились предтечами нацистских концентрационных лагерей смерти.

Однако польская сторона не желает признавать этот документально подтвержденный факт и весьма болезненно реагирует, когда в российских СМИ появляются заявления или статьи, в которых упоминаются польские концентрационные лагеря. Так, резко негативную реакцию Посольства Республики Польша в РФ вызвала статья Дмитрия Офицерова-Бельского доцента НИУ Высшей школы экономики (Пермь) под названием «Равнодушно и терпеливо » (05.02.2015.Lenta.ru https://lenta.ru/articles/2015/02/04/poland/).

В этой статье российский историк, анализируя непростые польско-российские отношения, назвал польские лагеря для военнопленных концентрационными лагерями, а также назвал нацистский лагерь смерти Аушвиц Освенцимом. Он тем самым якобы бросил тень не только на польский город Освенцим, но и на польскую историю. Реакция польских властей, как всегда, не замедлила себя ждать.
Заместитель польского посла в Российской Федерации Ярослав Ксёнжек в письме в редакцию «Lenta.ru» заявил о том, что польская сторона категорически возражает против применения определения «польские концлагеря», ибо оно никоим образом не соответствует исторической правде. В Польше периода 1918 - 1939 гг. такие лагеря якобы не существовали.

Однако, польские дипломаты, опровергая российских историков и публицистов, в очередной раз сели в лужу. Мне пришлось столкнуться с критическими оценками моей статьи «Ложь и правда Катыни», опубликованной в газете «Спецназ России» (№4, 2012). Критиком тогда выступил Гжегож Телесницки, I секретарь Посольства Республики Польша в РФ. Он в своем письме в редакцию «Спецназа России» безапелляционно утверждал, что в нацистской эксгумации катынских захоронений 1943 г. поляки не участвовали.

Между тем общеизвестно и документально подтверждено, что специалисты Технической комиссии Польского Красного Креста участвовали в нацистской эксгумации в Катыни с апреля по июнь 1943 г., выполняя, по выражению министра нацистской пропаганды и главного фальсификатора катынского преступления Й. Геббельса, роль «объективных» свидетелей. Таким же ложным является и утверждение пана Я. Ксёнжика об отсутствии в Польше концентрационных лагерей, которое легко опровергается документально.

Польские предтечи Освенцима-Биркенау
Для начала проведу для польских дипломатов небольшой ликбез. Напомню, что в период 2000-2004 гг. российскими и польскими историками, в соответствии с Соглашением Росархива и Генеральной дирекции государственных архивов Польши, подписанным 4 декабря 2000 г., был подготовлен сборник документов и материалов «Красноармейцы в польском плену в 1919-1922 г. » (далее сборник «Красноармейцы…»).

Этот 912-страничный сборник в России был издан тиражом в 1 тыс. экз. (М.; СПб.:Летний сад, 2004). В нем содержится 338 исторических документов, раскрывающих весьма нелицеприятную ситуацию, царившую в польских лагерях для военнопленных, в том числе и в концентрационных. Видимо, по этой причине польская сторона не только не издала на польском языке данный сборник, но и приняла меры по скупке части российского тиража.
Так вот, в сборнике «Красноармейцы…» представлен документ № 72, именуемый «Временная инструкция для концентрационных лагерей военнопленных, утвержденная Верховным командованием Войска Польского ».
Приведу небольшую цитату из этого документа: «…Вслед за приказами Верховного командования № 2800/III от 18.IV.1920, № 17000/IV от 18.IV.1920, № 16019/II, а также 6675/San. издается временная инструкция для концентрационных лагерей… Лагеря для большевистских пленных, которые должны быть созданы по приказу Верховного командования Войска Польского № 17000/IV в Звягеле и Плоскирове, а затем Житомире, Коростене и Баре, носят название «Концентрационный лагерь для военнопленных №… ».

Так что, панове, возникает вопрос. Как, приняв закон о недопустимости именования польских лагерей концентрационными, вы будете поступать с теми польскими историками, которые позволят себе ссылаться на вышеназванную «Временную инструкцию…»? Но оставлю этот вопрос на рассмотрение польским юристам и вернусь к польским лагерям для военнопленных, в том числе именуемых концентрационными.

Ознакомление с документами, содержащимися в сборнике «Красноармейцы…», позволяет уверенно утверждать, что дело не в названии, а в сути польских лагерей для военнопленных. В них были созданы такие нечеловеческие условия содержания военнопленных красноармейцев, что они могут с полным правом рассматриваться, как предтечи нацистских концлагерей.
Об этом свидетельствует абсолютное большинство документов, размещенных в сборнике «Красноармейцы…».

Для обоснования своего вывода я позволю себе сослаться на свидетельства бывших заключенных Освенцима-Биркенау Ота Крауса (№ 73046) и Эриха Кулки (№ 73043). Они прошли нацистские концентрационные лагеря Дахау, Заксенхаузен и Освенцим-Биркенау и хорошо знали порядки, установленные в этих лагерях. Поэтому в названии этой главы я употребил наименование «Освенцим-Биркенау», так как именно его использовали О. Краус и Э. Кулка в своей книге «Фабрика смерти» (М.: Госполитиздат, 1960).

Зверства охраны и условия жизни военнопленных красноармейцев в польских лагерях весьма напоминают зверства нацистов в Освенцим-Биркенау . Для сомневающихся приведу несколько цитат из книги«Фабрика смерти».
О. Краус и Э. Кулка писали, что


  • «в Биркенау не жили, а ютились в деревянных бараках длиной в 40 и шириной в 9 метров. Бараки не имели окон, плохо освещались и вентилировались… Всего в бараке размещалось 250 человек. В бараках не было ни умывален, ни туалетов. Заключенным запрещалось ночью выходить из барака, поэтому в конце барака стояли две кадки для нечистот…».

  • «Истощение, болезни и смерть заключенных вызывались недостаточным и скверным питанием, а чаще настоящим голодом… В лагере не было посуды для пищи… Заключенный получал менее 300 граммов хлеба. Хлеб узникам выдавали вечером, и они тотчас же его съедали. Наутро они получали пол-литра черной жидкости, называемой кофе, или чай и крохотную порцию сахара. В обед заключенный получал меньше литра похлебки, в которой должно было быть 150 г картофеля, 150 г турнепса, 20 г муки, 5 г масла, 15 г костей. На самом деле в похлебке нельзя было найти такие скромные дозы продуктов… При плохом питании и тяжелой работе сильный и здоровый новичок мог выдержать лишь в течении трех месяцев…».

Смертность увеличивалась системой наказаний, применяемой в лагере. Провинности бывали разными, но, как правило, комендант лагеря Освенцим-Биркенау без всякого разбора дела «…объявлял приговор провинившимся заключенным. Чаще всего назначались двадцать ударов плетью… Вскоре в разные стороны летели окровавленные клочья ветхой одежды…» . Наказываемый при этом должен был считать количество ударов. Если сбивался, экзекуция начиналась сначала.
«
Для целых групп заключенных… обычно применялось наказание, которое называлось «спортом» . Заключенных заставляли быстро падать на землю и вскакивать, ползать по-пластунски и приседать… Перевод в тюремный блок был обычной мерой за определенные проступки. А пребывание в этом блоке означало верную смерть… В блоках заключенные спали без тюфяков, прямо на голых досках… Вдоль стен и посредине блока-лазарета были установлены нары с тюфяками, пропитанными человеческими выделениями… Больные лежали рядом с умирающими и уже мертвыми заключенными ».

Ниже я приведу аналогичные примеры из польских лагерей. Удивительно, но нацистские садисты во многом повторили действия своих польских предшественников . Итак, открываем сборник «Красноармейцы…». Вот документ № 164, именуемый «Отчет о результатах осмотра лагерей в Домбе и Стшалково » (октябрь 1919 г.).


  • «Осмотр лагеря Домбе… Здания деревянные. Стены неплотные, некоторые здания без деревянного пола, палаты большие… Большинство пленных без обуви - совсем босые. Кроватей и нар почти нет… Ни соломы, ни сена нет. Спят на земле или досках… Ни белья, одежды; холод, голод, грязь и все это грозит громадной смертностью…».

Там же.

  • «Отчет об осмотре лагеря Стшалково. …Состояние здоровья пленных ужасающее, гигиенические условия лагеря отвратительные. Большинство зданий - это землянки с продырявленными крышами, земляным полом, очень редко встречается дощатый, окна забиты досками вместо стекол… Многие бараки переполнены. Так, 19 октября с.г. барак для пленных коммунистов был так переполнен, что входя в него среди тумана трудно было что бы то ни было рассмотреть. Пленные скучены настолько, что не могли лежать, а вынуждены были стоять, облокотившись один на другого…» .

Документально доказано, что во многих польских лагерях, в том числе Стшалково, польские власти не удосужились решить вопрос отправления военнопленными естественных потребностей в ночное время. В бараках туалеты и параши отсутствовали, а лагерная администрация под страхом расстрела запрещала выходить после 6 часов вечера из бараков. Каждый из нас может представить себе такую ситуацию…

О ней говорилось в документе №333 «Нота Российско-Украинской делегации председателю Польской делегации с протестом против условий содержания пленных в Стшалково » (29 декабря 1921 г.) и в документе № 334 «Нота Полпредства РСФСР в Варшаве МИД Польши по поводу издевательств над советскими военнопленными в лагере Стшалково » (5 января 1922 г.).

Следует отметить, что как в нацистских, так и в польских лагерях избиение военнопленных было обычным явлением. Так, в вышеупомянутом документе № 334 отмечалось, что в лагере Стшалково «до настоящего времени происходят надругательства над личностью пленных. Избиения военнопленных составляют постоянное явление… ». Получается, что жестокие избиения военнопленных в лагере Стшалково практиковались ещё с 1919 по 1922 гг.

Подтверждением этому служит документ № 44 «Отношение Минвоендел Польши Верховному командованию ВП по поводу статьи из газеты «Курьер новы» по поводу издевательств над дезертировавшими из Красной Армии латышами с препроводительной запиской Минвоендел Польши Верховному командованию » (16 января 1920 г.). В нем говорится, что латышей по прибытию в лагерь Стшалково (видимо, осенью 1919 г.), сначала ограбили, оставив их в одном белье, а затем каждый из них получил по 50 ударов розгой из колючей проволоки. Более десяти латышей умерли от заражения крови, а двоих расстреляли без суда и следствия.

Ответственными за это варварство были начальник лагеря капитан Вагнер и его помощник поручик Малиновский , отличавшейся изощренной жестокостью.
Об этом рассказывается в документе № 314 «Письмо Российско-Украинской делегации в Польскую делегацию ПРУСК с просьбой принять меры по заявлению военнопленных красноармейцев в отношении бывшего коменданта лагеря в Стшалково » (03 сентября 1921 г.).

В заявлении красноармейцев говорилось, что


  • «поручик Малиновский всегда ходил по лагерю в сопровождении нескольких капралов, имевших в руках жгуты-плетки из проволоки и тому, кто ему не нравился, приказывал ложиться в канаву, и капралы били, сколько было приказано. Если битый стонал или просил пощады, пор. Малиновский вынимал револьвер и пристреливал… Если часовые застреливали пленных пор. Малиновский давал им в награду 3 папироски и 25 польских марок… Неоднократно можно было наблюдать, как группа во главе с пор. Малиновским влезала на пулеметные вышки и оттуда стреляла по беззащитным людям…».

О ситуации в лагере стало известно польским журналистам, и поручик Малиновский в 1921 г. был «отдан под суд», а вскоре был арестован и капитан Вагнер. Однако какие-либо сообщения о понесенных ими наказаниях - отсутствуют. Вероятно, дело было спущено на «тормозах», так как Малиновскому и Вагнеру было предъявлено обвинение не в убийствах, в «злоупотреблении служебном положением»?! Соответственно, система избиений в лагере Стшалково, и не только в нем, осталась прежней до закрытия лагерей в 1922 г.

Как и нацисты, польские власти использовали голод в качестве эффективного средства уничтожения пленных красноармейцев. Так, в документе № 168 «Телеграмма укрепленного района Модлин в секцию пленных Верховного командования Войска Польского о массовом заболевании военнопленных в лагере Модлин» (от 28 октября 1920 г.) сообщается о том, что среди военнопленных концентрационной станции пленных и интернированных в Модлине свирепствует эпидемия желудочных заболеваний, умерло 58 человек.

«Главные причины заболевания - поедание пленными различных сырых очистков и полное отсутствие у них обуви и одежды ». Замечу, что это не единичный случай голодных смертей военнопленных, который описан в документах сборника «Красноармейцы…».

Общая оценка ситуации, царившей в польских лагерях для военнопленных, была дана в документе № 310 «Протокол 11-го заседания Смешанной (Российской, Украинской и Польской делегаций) комиссии по репатриации о положении пленных красноармейцев » (28 июля 1921 г.) Там отмечалось, что «

РУД (Российско-Украинская делегация) никогда не могла допустить, чтобы к пленным относились так бесчеловечно и с такой жестокостью… РУД не вспоминает про тот сплошной кошмар и ужас избиений, увечий и сплошного физического истребления, который производился к русским военнопленным красноармейцам, особенно коммунистам, в первые дни и месяцы пленения... .
В том же протоколе отмечалось, что «Польское командование лагерей как бы в отместку после первого приезда нашей делегации резко усилило свои репрессии… Красноармейцев бьют и истязают по всякому поводу и без повода… избиения приняли форму эпидемии… Когда лагерное командование считает возможным предоставление более человеческих условий для существования военнопленных, то из Центра идут запрещения
».

Аналогичная оценка дана и в документе № 318 «Из ноты НКИД РСФСР чрезвычайному и полномочному поверенному в делах Польской Республики Т. Филлиповичу о положении и гибели военнопленных в польских лагерях » (9 сентября 1921 г.).
Там говорилось: «

На ответственности Польского Правительства всецело остаются неописуемые ужасы, которые до сих пор безнаказанно творятся в таких местах, как лагерь Стшалково. Достаточно указать на то, что в течение двух лет из 130 000 русских военнопленных в Польше умерло 60 000 ».

По подсчетам российского военного историка М.В. Филимошина, число погибших и умерших в польском плену красноармейцев составляет 82 500 человек (Филимошин. Военно-исторический журнал, № 2. 2001). Эта цифра представляется достаточно обоснованной. Полагаю, что вышеизложенное позволяет утверждать, что польские концентрационные лагеря и лагеря для военнопленных могут по праву считаться предтечами нацистских концлагерей.

Недоверчивых и любознательных читателей отсылаю к своему исследованию «Антикатынь, или красноармейцы в польском плену », представленном в моих книгах «Тайна Катыни» (М.: Алгоритм, 2007) и «Катынь. Современная история вопроса» (М.: Алгоритм, 2012). Там дана более исчерпывающая картина того, что творилось в польских лагерях.

Насилием по инакомыслию
Завершить тему польских концентрационных лагерей невозможно без упоминания двух лагерей: белорусской «Березы-Картузской » и украинской «Бялы Подляски ». Они были созданы в 1934 году по решению польского диктатора Юзефа Пилсудского , как средство расправы с белорусами и украинцами, протестовавшими против польского оккупационного режима 1920-1939 гг. Хотя они и не назывались концентрационными, но кое в чем они превзошли нацистские концлагеря.

Но прежде о том, как многие белорусы и украинцы приняли польский режим, установленный на захваченных поляками в 1920 г. территориях Западной Белоруссии и Западной Украины . Вот что писала в 1925 г. газета «Rzeczpospolita». «…Если в продолжение нескольких лет не будет перемен, то мы будем иметь там (на восточных крессах) всеобщее вооруженное восстание. Если мы не утопим его в крови, оно оторвет от нас несколько провинций… На восстание есть виселица и больше ничего. На всё тамошнее (белорусское) население сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь » .

В том же году известный польский публицист Адольф Невчинский на страницах газеты «Слово» заявлял, что с белорусами нужно вести разговор языком «висельниц и только висельниц... это будет самое правильное разрешение национального вопроса в Западной Белоруссии ».

Чувствуя общественную поддержку, польские садисты в Березе-Картузской и Бялой Подляске не церемонились с непокорными белорусами и украинцами. Если нацисты создавали концентрационные лагеря, как чудовищные фабрики массового уничтожения людей, то в Польше такие лагеря использовались, как средство устрашения непокорных. Иначе как объяснить те чудовищные истязания, которым в них подвергались белорусы и украинцы. Приведу примеры.

В Березе-Картузской в небольшие камеры с цементным полом набивали по 40 человек. Чтобы заключённые не садились, пол постоянно поливали водой. В камере им запрещалось даже разговаривать. Людей пытались превратить в бессловесный скот. Режим молчания для заключенных действовал и в больнице. Били за стоны, за зубной скрежет от нестерпимой боли.
Руководство Березы-Картузской цинично называло его «самым спортивным лагерем в Европе». Шагом здесь ходить запрещалось — только бегом. Делалось все по свистку. Даже сон был по такой команде. Полчаса на левом боку, затем свисток, и сразу же переворачивайся на правый. Кто замешкался или во сне не расслышал свистка, тут же подвергался истязаниям. Перед таким «сном» в помещения, где спали заключенные, для «профилактики», выливалось несколько ведер воды с хлоркой. Нацисты до такого не сумели додуматься.

Ещё более ужасными были условия в карцере. Провинившихся держали там от 5 до 14 суток. Чтобы усилить страдания, на пол карцера выливали несколько ведер фекалий . Параша в карцере не очищалась месяцами. Помещение кишело червями. Помимо этого, в лагере практиковалось такое групповое наказание, как чистка лагерных туалетов стаканами или кружками.
Комендант Берёзы-Картузской Юзеф Камаль-Курганский в ответ на заявления, что заключенные не выдерживают пыточных условий содержания и предпочитают смерть, спокойно заявлял: «Чем больше их здесь передохнет, тем лучше будет жить в моей Польше ».

Полагаю, что вышеизложенного достаточно, чтобы представить, что такое польские лагеря для непокорных, и рассказ о лагере Бяла Подляска будет уже излишним.

В завершение добавлю, что использование фекалий для пыток было излюбленным средством польских жандармов , видимо, страдавших неудовлетворенными садомазохистскими наклонностями. Известны факты, когда сотрудники польской дефензивы заставляли арестованных руками чистить туалеты, а потом, не давая мыть руки, давали обеденную пайку. Кто отказывался, тому ломали руки. Сергей Осипович Притыцкий , белорусский борец против польского оккупационного режима в 1930-х годах, вспоминал, как польские полицейские заливали ему в нос навозную жижу.

Вот такую неприятную правду о «скелете в польском шкафу» под названием «концентрационные лагеря» вынудили меня рассказать панове из Варшавы и посольства Республики Польша в РФ.

P.S. Панове, прошу иметь в виду. Я не являюсь полонофобом. С удовольствием смотрю польские фильмы, слушаю польскую эстраду и жалею, что в своё время не освоил польский язык. Но «терпеть ненавижу», когда польские русофобы нагло перевирают историю польско-российских отношений с молчаливого согласия официальной России.