Васильев борис львович краткая биография. – А что было главным? Награды и премии

Борис Васильев является известным писателем в прозе и драматургии. Родился в мае 1924 года. Место рождения –город Смоленск. Отец-Лев Александрович, являлся закадровым офицером. Мать же была из одной из известнейших семьи народников, которые активно принимали участие в организации кружков «Чайковцы» и «Фурьеристские». Ещё в детстве у него была тяга к литературе и истории. Борис Львович добровольно ушёл на военную службу после того, как окончил 9 классов. Но в 1943 году в бою он получил контузию, и поэтому его направили в Военную академию. Там он закончил обучение на инженерном факультете. Писатель испытывал сельскохозяйственную технику. В 1952 году он стал членом коммунистической партии.

Через шесть лет была написана и опубликована пьеса «Танкисты». И ради того, чтоб заниматься литературой, писатель решил демобилизироваться. Пьеса была посвящена армейской смене поколений. На основе этого произведения даже ставили спектакль «Офицер». Но после нескольких провальных спектаклей зимой 1955 года его запретили.

Несмотря на эту неудачу, Борис Львович продолжил работу над драматургией. Он пробовал себя как сценарист. Здесь работа принесла ему большие успехи. На основе его произведений ставили художественные фильмы. Наиболее известными фильмами являются «Очередной рейс», «А зори здесь тихие», «Длинный день». В 1971 году впервые появилась экранизация фильма «Офицеры», который получил огромную известность.

Борис Васильев является лауреатом Московских премий. Самыми популярными из них считаются орден «За заслуги перед Отечеством», премия за фильм «А зори здесь тихие…», премия от кружка московских писателей «Венец», а также Васильев был награждён почётной грамотой Президента РФ.

Затем Борис Васильев снова терпит неудачу. Одно из первых произведений в прозе было «Иванов катер» снова попало под жёсткую критику. Но всё-таки в 1967 году повесть появилась в печати.

Всемирную известность Борис Львович приобрёл только в 1968 году. В одном из самых известных в советское время журналов «Юность» вышла в свет знаменитая рукопись под названием «А зори здесь тихие…». Данное произведение помогло Васильеву долго и успешно сотрудничать с журналом.

Темы произведений писателя больше всего затрагивали войну. О второй мировой войне были написаны такие повести, как «В списках не значился», «Завтра была война».

Васильев часто писал произведения, касающиеся проблем народа. А также писатель занимался написанием исторических романов. Он написал целый ряд произведений древней Руси. Им были написаны «Князь», «История рода Алексиных», «Владимир Мономах», «Святослав»

Творчество Бориса Васильева

Писателем Борис Львович Васильев стал, когда ему уже было больше 30 лет. Но это уже полностью духовно состоявшийся человек, прошедший ад войны. На фронте был контужен. Из армии ушел в 1954 году, пожелав развиваться на писательском поприще.

Но это не останавливает молодого писателя, и он берется писать сценарии. Из-под его пера появляются пьесы «Длинный день» и «Очередной рейс», рассказывающие о трудовых и личных взаимоотношениях простых советских людей. По этим сценариям были поставлены кинокартины.

Настоящую славу и признание Б.Л.Васильев заимел после появления в печати повести «А зори здесь тихие…». Повесть получила несколько наград и также попала на телеэкраны страны.

Произведение пронзает глубокая скорбь и трагизм войны. Повесть о гибели молодых светлых женских душ, у которых кровавая война отобрала их будущее. Это грустный рассказ о смелости, отваге, патриотизме тех, кто защищал свою Родину.

Трагизмом, но в то же время непоколебимой верой в Победу пронизана повесть Васильева «В списках не значился». Эта повесть вошла в Золотой фонд литературы. Также теме войны посвящены «Завтра была война» и другие.

Еще одним знаковым произведением писателя стала повесть «Не стреляйте в белых лебедей», передающую уязвимость доброты.

Последние свои произведения Б.Л.Васильев посвятил Российской истории.

О личной жизни и судьбе писателя

Борис Васильев тесно связывал свою судьбу с одной единственной женщиной. В 1943 году он познакомился со своей будущей спутницей жизни-Зорей Альбертовной Поляк. В 1945 году они поженились. Жена была конструктором в телевизионной редакции. Она являлась вдохновением для писателя. А потому и стала прототипом одной из девушек произведения «А зори здесь тихие…».

К сожалению, до своего очередного юбилея писатель не дожил. Писатель не смог выдержать всю тяжесть и горечь потери любимой. Он умер в марте четыре года назад в городе Москва. Похоронили его рядом с супругой. Она умерла в том же году, когда умер её супруг.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Князь Игорь Святославич

    Личность князя Игоря Святославовича в истории земли русской неоднозначно. Одни историки считают его незначительной исторической личностью, ничем значимым не отличившимся. Другие говорят о том, что расположение его княжества

  • Сергей Павлович Королев

    В январе 1907 года (12.01.1907) в Житомире в семье Королёвых родился сын Сергей Павлович Королёв. Родители мальчика работали учителями. Ему исполнилось три года, когда его родители оформили развод

  • Ломоносов Михаил Васильевич

    Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.

  • Александр I

    Александр Благословенный – именно так прозвали его в народе. Прославленный в знаменитом романе Толстого «Война и мир», великий император оставил добрую память о себе. Воспитанный в лучших традициях французской просветительской школы

  • Куприн Александр Иванович

    7 сентября 1870 г именно в этот день родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года

Годы жизни: с 21.05.1924 по 11.04.2013

Советский и российский писатель и сценарист, основной темой произведений которого является военное и предвоенное время.

Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии.

Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке.

Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.

После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии "Танкисты"; готовившийся в 1955 спектакль по ней под названием "Офицеры" по цензурным соображениям был снят). Увлечение сценой, свойственное Васильеву с детских лет, проявлялось и в создании пьес, сценариев ряда кинофильмов и телевизионных передач. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести "А зори здесь тихие..." (1969), инсценированной (1971) и экранизированной (1972), определившей основную тему и тональность творчества писателя. В обозначенном русле лежат и другие произведения Васильева, тематически обращенные прежде всего к военным и предвоенным годам.

Но и послевоенная действительность давала Борису Львовичу поводы для размышлений. Знаменитая повесть «Не стреляйте в белых лебедей» поднимает довольно сложные нравственные проблемы.

Борис Васильев отдал дань и исторической проблематике. Проблемы «смутного времени» – центральные в исторических романах Васильева "Вещий Олег" (1996) и "Князь Ярослав и его сыновья" (1997).

История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе "Были и небыли", повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах - Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность.

Один из последних его романов – «Отрицание отрицания» – вошел в десятку самых покупаемых книг 2005 года. В нем, начиная с революции 1917 года и вплоть до Великой Отечественной войны, показана жизнь мелкопоместных дворян Вересковских: трагическая судьба этой семьи – судьба самой России, «странной страны», «дочери Отрицания жизни»…

Из-под пера писателя вышло множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни.

Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР 1975 года. С началом перестройки занялся общественной деятельностью, был депутатом первого съезда народных депутатов. Является членом Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В 1997 году удостоен премии имени Сахарова «За гражданское мужество», награжден орденом Дружбы народов, золотой медалью имени Довженко, лауреат премии имени Константина Симонова и премии «Ника» «За честь и достоинство». В 2004 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Фильм “А зори здесь тихие”, снятый по книге Бориса Васильева, в 1973 году был номинирован на “Оскар”, но уступил “Скромному обаянию буржуазии”.

Любимый писатель Васильева - .

Награды писателя

2009 - Литературная премия « » - специальный приз «За честь и достоинство»

2004 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

2003 - Премия Ника - за Честь и Достоинство

где-то между 1998 и 2005 (точный год найти не удалось) - Премия Союза писателей Москвы "Венец"

1999 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы; Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства

1998 - Международная литературная премия "Москва-Пенне" - как самому популярному и читаемому писателю за роман "Утоли моя печали..."

1997 - Премия им. А. Д. Сахарова "Апрель" - «За гражданское мужество»

1994 - Орден Дружбы народов - за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры

1987 - Золотая медаль имени А.Довженко за сценарий к кинофильму "Завтра была война"

1975 - - за фильм "А зори здесь тихие"

1974 - Премия имени Ленинского комсомола

Библиография

Танкисты [Офицеры] (1954) Пьеса
Стучите и откроется (1955) Пьеса
(1957) Повесть
Очередной рейс (1958) Сценарий к фильму
Длинный день (1960) Сценарий к фильму
(1969) Повесть
(1970)
Кажется, со мной пойдут в разведку (1970)
(1970) Сценарий к фильму
(1973) Роман
(1974) Роман
Старая олимпия (1975)
(1976) Сценарий к фильму
Ветеран (1976) Рассказ
Встречный бой (1979)
Великолепная шестерка (1980) Рассказ
Вы чье, старичье? (1982) Рассказ
(1982)
Короткая рокировка (1983)
(1984) Повесть
Рослик пропал (1984)
(1984)
Карнавал (1985)
Жила-была Клавочка (1986) Повесть
(1986) Рассказ
(1986)
Экспонат №... (1987)
Мир восклицательный знак (1990)
(1991)
Живая очередь (1993) Рассказ
(2001) Роман
(2002) Мемуары
(2004)
(2006) Публицистика

серия: "Романы о Древней Руси"
(1996) Ист. роман
(1997) Ист. роман - переизданый под другим названием роман " "(1997) выбивается из общей хронологии серии, возможно автор планирует заполнить временной отрезок между Владимиром и Александром, новыми следующими книгами.

Статья рассказывает о краткой биографии Бориса Васильева - знаменитого прозаика и драматурга, посвятившего большинство своих произведений теме войны.

Биография Васильева: ранние годы

Борис Львович Васильев родился в 1924 г. Его отец был профессиональным военным, а мать вела свое происхождение из древнего дворянского рода. Борис с детства увлекался историей, очень много читал. Уже в школе выпускал собственный самодельный журнал, принимал участие в проведении любительских спектаклей. Борису нравилась богатая история родного города Смоленска, игравшего важную роль в значимых событиях российской истории. Позже Васильев вспоминал, что мечтал в детстве стать историком.

Васильев встретил войну, учась в девятом классе. О продолжении обучения думать не приходилось, будущий писатель добровольцем отправился на фронт. Под Смоленском части, в которых находился Васильев, попали в окружение. Некоторым, в том числе Борису, удалось из него вырваться. Закончил кавалерийскую и пулеметную школы, после чего вновь находится на фронте. В 1943 г. Васильев получил тяжелую контузию. После лечения в госпитале он проходил обучение в Военной академии, где познакомился со своей будущей женой. Академию Васильев закончил уже после окончания войны, в 1948 г. Несколько лет работал испытателем военных транспортных средств на Урале.

В 1954 г. по собственному желанию подал в отставку и решил посвятить дальнейшую жизнь литературе. Карьера писателя складывалась постепенно и вначале была полна неудач. Первым произведением автора стала пьеса "Танкисты", которая была принята для постановки, но перед самой премьерой поступило распоряжение о запрете спектакля в цензурных соображениях. Васильев старается не обращать внимание на этот инцидент.

В 1955 г. он издает новую пьесу "Стучите и откроется", которая с успехом проходит на сценах нескольких советских театров.
Во второй половине 50-х гг. по сценариям Васильева выходит несколько фильмов. Однако, литературная деятельность не приносит писателю большого дохода. Ему приходится заниматься "черной" литературной работой: работать над сценариями к незначительным киножурналам и телепередачам. На этом поприще смогла увидеть свет первая творческая работа писателя - собрание сценариев для КВН.

Биография Васильева: признание успеха

Первая серьезная повесть писателя "Иванов катер" несколько лет пролежала в редакторском столе и была издана в 1970 г. Настоящий успех Васильеву принесла повесть "А зори здесь тихие...", изданная в 1969 г. Повесть сразу же получила широкую популярность. Вплоть до нашего времени по ней постоянно ставятся спектакли в разных российских театрах. Произведение было экранизировано за рубежом и два раза в России. Повесть стала классическим произведением советской литературы.

Основная тема произведений Васильева - Великая отечественная война. Его интересует прежде всего судьба людей, их жизнь во время и после войны. В течение последующих лет писатель издал множество повестей и рассказов, посвященных этой теме.

Во время Перестройки Васильев активно занимался общественной деятельностью, состоял в комиссии по правам человека во время президентства Б. Ельцина.

В 90-е гг. Васильев обращается к исторической теме и публикует романы из истории России. Особое место занимает роман "Были и небыли", посвященный истории происхождения дворянского рода писателя.
В 2005 г. вышел в свет роман "Отрицание отрицания", ставший одним из самых читаемых произведений в современной российской литературе.

Васильев был удостоен многих государственных премий СССР и России в области литературы и кинематографа.
Борис Васильев умер в 2013 г., оставаясь одним из самых популярных современных писателей. Несмотря на некоторое общественное охлаждение к официальной военной литературе советского времени, творчество Васильева, особенно повесть "А зори здесь тихие...", до сих пор пользуется огромным читательским интересом. По сценариям писателя снято около двадцати художественных фильмов, являющихся классикой советского кинематографа.

В Москве 11 марта на 89 году жизни скончался известный русский писатель-фронтовик Борис Васильев.
Чуть-чуть не дожил до 90-летия. Мерцательная аритмия... До юбилея не дожил, но писателю в жизни здорово везло - мальчишки его поколения почти все сложили свои головы в Великой Отечественной войне, на их телах «забуксовали танки Клейста и Гудериана». В живых осталось только 3 %, и Борис Васильев чудом оказался среди них: трижды выходил из окружений, семь раз прыгал с парашютом, уцелел в Вязьминском десанте, нарвался на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но остался жив...
И он жил «за себя и за того парня». Многие его книги - дань памяти тем, кто не вернулся с войны.

Самой успешной работой Васильева стала знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». Написанная в 1969 году она не потеряла свою популярность и сегодня. В 1972 году по произведению был снят легендарный фильм. Среди остальных работ Бориса Васильева - роман «В списках не значился», повести «Завтра была война», «Иванов катер», «Не стреляйте белых лебедей»...
По его сценариям были сняты известные фильмы, в том числе «Офицеры.

Борис Львович Васильев в последние годы жил уединенно и очень скромно со своей супругой Зорей Альбертовной в Красногорске. Он почти не общался с прессой, но напряженно работал до конца своих дней, писал исторические романы.

Борис Васильев не смог пережить смерть своей супруги Зори Альбертовны, которая скончалась двумя месяцами раньше. Такое мнение озвучила сегодня близкий друг семьи Васильевых Татьяна Кузовлева, секретарь московского Союза писателей.
«Он всю жизнь шел вслед за своей женой Зорей Альбертовной, которая однажды вывела его с минного поля. Он выходил с него, идя за ней след в след. Зоря Альбертовна Васильева скончалась почти два месяца назад, он не смог без нее жить и ушел, чтобы не разлучаться с ней».

Как пара белых лебедей...

Писатель Борис Васильев будет похоронен 14 марта на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с женой Зорей Поляк.

Биография и интервью с Борисом Васильевым:

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии, «чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...»
Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев», проходили по «процессу 193-х», участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. В "Эрмитаже", в галерее 12-го года, можно увидеть портрет генерал-лейтенанта Ильи Алексеева - прапрадеда писателя со стороны матери.

Борис Васильев :
"Я - старый интеллигент, потомственный. Бывают еще такие - всех уничтожить невозможно. Я из дворян, мои предки - герои Отечественной войны 1812 года. Я могу свободно мыслить, мне не засоряли голову черт знает чем. Когда меня готовили в школу, готовили как к 1-му классу гимназии, а это равнялось 6-му классу нашей школы. Мне потом четыре года нечего было делать в школе..."

Поколение Васильева - первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, - выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, - напишет он позже, - но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам - разрушенное идейное... Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».

«Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» - подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности». Именно поэтому влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»

Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами.
«Советская власть весьма основательно разрушала семьи - как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки коммунизма, армию и рабочий коллектив... Мы вырастали в атмосфере команд... Мы маршировали, выкрикивая лозунги, к обозначенной вождями цели. Вождям восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов... Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной... И в этой гражданской войне - негромкой, ползучей - наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой - это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана».

Учась в воронежской школе, Борис Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев в 17 лет ушел на фронт добровольцем и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Поколению мальчишек начала 20-х годов, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них:
«...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем - боевом, под Вязьмой, в марте 43-го - я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

В 1943 году после контузии поступил на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского). В академии познакомился с Зорей Альбертовной Поляк, которая стала его женой.

«…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
- Мины.
- Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.
- Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
- Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И - вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я - счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».

После окончания академии в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года.

Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» - А.Т.Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 г. К этому времени в журнале «Юность» в 1969 г. уже была напечатана другая повесть автора - «А зори здесь тихие...». Именно с этой повести, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «А зори здесь тихие...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то 12 дворов клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности - женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются 5 судеб, и с каждой почти осязаемо становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.

В 1973 году выходит повесть Васильева «Не стреляйте белых лебедей» о добром леснике. Главному герою Васильев дает имя Егор, сравнивая его с Георгием Победоносцем, олицетворяющем борьбу добра со злом. Герой погибает, защищая природу.
Как и в рассказе «Вы чье, старичье?», главное в этих произведениях - чувство глубокого и личного сострадания к слабым и беззащитным. Беззащитны лебеди перед браконьерами и старики-пенсионеры перед жестокостью общества и родных. Нет коллективного протеста против этой беззащитности, нет общей реакции на безгласную боль. Кажется, это больше всего волновало писателя...

Васильев много писал о войне, о судьбах поколения для которого война стала главным событием в жизни: «В списках не значился» (1974); «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986), «Завтра была война» (1986), и других.
По его повести «В списках не значился» Марк Захаров поставил спектакль в Московском театре Ленинского комсомола. Вместе с уже известным тогда Олегом Янковским на сцену выходил совсем молодой Александр Абдулов в роли лейтенант Николая Плужникова. Они были одинаково гениальными и юными - и захаровский спектакль по Борису Васильеву, и Абдулов в роли Плужникова - и остались бессмертными...

Одним из лучших произведений эпохи "перестройки" стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. о судьбе школьников предвоенного поколения и их отношениях с советской системой.
«...Так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица - в самом широком смысле - уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь» («Летят мои кони»).

Картина получила много наград: МКФ в Кошалине (Польша) - Главный приз «Большой янтарь» (1987), МКФ в Мангейме - Специальный приз жюри, МКФ в Вальядолиде (Испания) - Гран-при «Золотой колос» (1987), МКФ «Киновстречи в Дюнкерке» (Франция) - Гран-при (1988), Золотая медаль имени А. Довженко Юрию Каре, Борису Васильеву, актерам Сергею Никоненко, Нине Руслановой (1988), приз Киноакадемии "Ника» - актрисе Нине Руслановой (за фильмы «Завтра была война», «Знак беды», «Короткие встречи»), 1987.

Кстати, о фильмах. В кино Борис Васильев начал работать с 1958 года, дебютировав как сценарист фильмом «Очередной рейс». Писатель принимал участие в создании таких известных художественных картин, как «Офицеры» режиссера Владимира Рогового (с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях), «Аты-баты, шли солдаты», поставленная Леонидом Быковым. Кроме того, на основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма «А зори здесь тихие...», снятого Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована на «Оскар», но уступила фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Замысловатая история красивой жизни понравилась академикам больше фронтовой драмы, начисто лишённой хеппи-энда.

Горюшка члены жюри не нюхали, боли настоящей не знали, вот и не смогли оценить по достоинству... Ну кто теперь у нас вспомнит это "обаяние буржуазии"? А вот «Зори...»...

Всего по книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

Отрывки из интервью с Борисом Васильевым

- В 92-м году у вас вышла статья "Россия. Четыpе книги бытия". Там вы сравнивали русских с чеховской Душечкой, которая постоянно чем-то искренне и с истовостью увлекается. Чем мы сегодня увлечены?
- Сегодня у нас нет никаких особых увлечений, кpоме одного, очень меня пугающего. Мы - стpана людей очень бедных, и выpосших из бедности, и получив сейчас некую возможность заpабатывать деньги (я имею в виду не только кpиминал) наш человек деньги сделал самоцелью. А деньги не самоцель, это сpедство. Пpимеp - для Шлимана это было сpедством найти Тpою. Он стал специально богатым человеком, чтобы pаскопать Тpою. У нас сейчас такого нет.
....
А пpозы я очень боялся. В нашей семье к литеpатуpе было отношение, что пpосто ничего нет выше ее. Ну нет, и все. И я боялся: как это - писать пpозу? Даже пpиблизиться к ней невозможно. Тем более, что у меня инженеpное обpазование. И я учился сам. Изучал фpазы Туpгенева, Чехова. Написал "А зоpи здесь тихие". Заклеил в конвеpт и отпpавил в "Юность". Меня pазбудили звонком в полседьмого утpа. Так что я человек счастливый.

- Кажется, что вы намеpенно избегаете счастливых концовок в своих книгах, убивая геpоев. С чем это связано?
- Во-пеpвых, я - сын евpопейской культуpы. Евpопейская культуpа так глубока, что в счастливых концах не нуждается. В счастливых концах нуждается обыватель. Вот Амеpика - стpана с очень низкой культуpой, там заpанее знаешь, что что бы ни случилось с тем, кто мечется по экpану, он будет жив и поцелуется со своей невестой. В 99 пpоцентах из ста. Советская литеpатуpа у нас тоже была постpоена на обывателя. И наш потенциальный советский читатель и зpитель успел обpасти огpомной носоpожьей кожей. Всякие мелкие пеpеживания его не затpагивали. Его нужно было пpобить. А как нужно пpобить? Так, чтобы он действительно очухался и вздpогнул: мать честная, на войне же и впpавду убивали!
Так что смеpть - это не самоцель. Это способ что ли. Метода. Я не очень люблю убивать своих геpоев.

- Все же, когда вы писали "А зоpи здесь тихие", вы допускали возможность, что кто-то еще спасется?
- Понимаете, в начале у меня не было сюжета. Была ситуация. Тыл, вpоде все спокойно, солдаты быстpо начинают пить, комендант заметался, попpосил непьющих солдат. И ему пpислали девушек-зенитчиц. Ситуация. Забавная. Но дело пpоисходит в соpок втоpом году, а я немцев обpазца соpок втоpого хоpошо знаю, мои основные стычки с ними пpоисходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метp восемьдесят минимум, отлично вооpуженные, знающие все пpиемы ближнего боя. От них не увеpнешься. И когда я столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обpечены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой непpавдой. Там может выжить только Васков. Котоpый в pодных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь выpос. Они не могут выигpать у этой стpаны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны.

- Вам нравится экранизация этой книги?
- Станислав Ростоцкий сделал хоpошую каpтину. Но все-таки лучше всего "Зоpи" поставил Юpий Петpович Любимов на Таганке. Он сделал тpагедию в откpытом виде. Ростоцкий сам фpонтовик, потеpял на фpонте ногу. Когда он каpтину монтиpовал, он плакал, потому что ему было девочек жалко. Там все же есть некий элемент сентиментальности. А у Любимова был спектакль совеpшенно стpашный. После него выходили молча. Шепотом говоpили в фойе, как на похоpонах. Он сделал чистой воды тpагедию.

- Когда писались "Офицеpы" вы могли себе пpедставить, что этот фильм станет настолько знаковым, обязательным для пpогpаммы всех военных пpаздников?
- Нет. У меня было ощущение, что фильм, в общем, пpочный, зpительский. В основе же мелодрама! Для меня лично это доpогая штука, потому что я сам гаpнизонный мальчик, там есть куски из моей биогpафии. Но я не пpедполагал, что у "Офицеpов" будет такая звонкая судьба. Тут повезло, что очень точно были выбpаны актеpы. Это они сделали каpтину.

- Вы помните, как возникли в фильме "шаpоваpы pеволюционно кpасного цвета"?
- Понимаете, сценаpий был pассчитан на две сеpии. И там был pазгpом аpмии нашей в тpидцать седьмом году. Мои геpои оба сидели. Нам сказали, что это не пойдет, и pежиссеp Владимиp Роговой тогда pешил стpоить фильм новеллами. В фильме же pассказывается пpо тpи поколения, и он подумал: хоpошо было бы, чтобы каждый что-то такое получил. И вот часть пеpвая, Гpажданская война. Режиссеp говоpит - давай его оpденом нагpадим. Я говоpю - нет, нельзя его нагpаждать оpденом, в то вpемя это было pавно званию Геpоя Советского Союза, и даже выше по значению. Тут должна была быть заслуга невеpоятная. Он спросил - а чем нагpаждали тогда? - Да чем хочешь, вплоть до кpасных шаpоваpов. Он говоpит - вот! Нагpадим его кpасными pеволюционными шаpоваpами. К тому же "Офицеpы" задумывались как цветной фильм. А ему не дали цветной. Кpасные шаpоваpы так и остались сеpыми. Вот в чем тpагедия-то этой каpтины!

- В Интернете, в одной из электронных библиотек, самой востребованной вашей книгой стала “А завтра была война”. Как вам кажется, почему?
- Тpудно сказать. Может, потому, что там подняты вопpосы человеческой нpавственности как таковой. Имею ли я пpаво пpедавать своего отца - нет, не имею.

***
Почему мы влипаем в кавказские войны?
- Борис Львович, а что может вывести вас из себя?
- Новости. Слушаю про то, что происходит в Чечне, и злюсь. С Кавказом надо жить в мире.
Мало кто знает, что в 1828 году генерал Ермолов прибыл к государю Николаю I с докладом о положении дел на Кавказе. «Знаете, - сказал он Николаю, - в Чечне есть низменная часть, которую я готов занять, и горная, называемая Ичкерией, которую мои «равнинные» солдаты никогда не захватят. Император приказал оставить Ичкерию в покое, добавив: «А знатным чеченцам предложи вступить в мою личную гвардию». С тех пор чеченская гвардия занималась охраной Николая. Вот что значит умное стратегическое решение!

- Сейчас такое и представить сложно!
- Просто мы слишком сильно влипли. Нельзя было забывать, что чеченцы великолепные воины. Дудаев, Масхадов окончили Академию Генштаба! Значит, с ними надо было договариваться...

Борис Львович, и вправду разозлившись, решительно гасит сигарету, тут же прикуривает вторую и рассказывает, что виновником того, что мы «влипли», стала отвратительная пропаганда.

На телевидении полно воинствующих мальчиков и девочек, не отвечающих за слова. Народ же у нас давно не Гоголя с Белинским с рынка несет, а телевизоры. А потом слушает ахинею про то, какие чеченцы злые да кровавые. Не рассказывать ерунду надо, а думать, что делать!

- Вы как-то сказали, что русские напоминают чеховскую Душечку, постоянно чем-то искренне увлекающуюся...
- Да, но у нас болезненное увлечение - национальный вопрос. Почему? Потому что много лет нами руководили малообразованные люди. Посмотрите: первое советское правительство состояло из сплошных каторжан! Госаппарат стал формироваться по партийному принципу, но партия-то была одна! И людей пускали во власть не из-за их способностей, а из-за приверженности партии. А сейчас вместо партийности решающую роль играет землячество.

Почему девушкам не нужны военные?
- Вы много писали о нашей армии времен Великой Отечественной. А современной не хотели бы книгу посвятить?
- Моя любимая Красная Армия изменилась на глазах. Большинство выходцев из царской армии погибло в 1941 - 1942 годах. И тогда офицеров стали готовить из крестьян. Как результат, нравственный ценз моментально снизился. Да, они герои, они победили, честь им и хвала! Но строить мирную армию они уже не могли.
Очень показательно, на представителей какой профессии заглядываются девушки. Во времена моей молодости все мечтали выйти замуж за красного командира. А сейчас девушкам нужны физики, лирики, биологи, геологи, только не офицеры. Все сместилось. Результат? Офицер Российской армии Буданов застрелил чеченку, отказавшуюся удовлетворить его естественные потребности.

- Но ведь суд над ним еще не завершен, приговор не вынесен.
- Да его без суда должны были расстрелять перед строем. Но офицеры его защищают, потому что сами такие!

Для Васильева тема офицеров и офицерской чести - больная. У него есть моральное право судить об этом хотя бы потому, что снятый по его сценарию фильм «Офицеры» в советские времена, говоря современным языком, стал культовым.

Мне кажется, эта картина пользуется популярностью потому, что «Офицеры» - романтическая мелодрама. Ее герои безукоризненны. Представить только: Иван Варавва был влюблен в жену своего друга, а потому сам так и не женился. Такой любви больше нет! Поэтому женщины и ревут.

***
С конца 80-х гг. Васильев активно участвовал в политической жизни.

Б.Васильев:
«Надо было кончать с главным злом — советской властью. Одна партия — абсолютно иезуитского толка — держала в руках власть. Слова против нельзя было сказать. Спасибо Михаилу Сергеевичу, что дал России гласность. Это был первый глоток свежего воздуха. Если бы перестройки не случилось, не знаю, чем бы мы кончили. К тому же гонка вооружений, которую по недомыслию нагнетали и Хрущев, и Брежнев, достигла критической отметки. Почему-то все наши генсеки рвались воевать. Им было совсем не жалко жизней русских людей. Так что власть та была очень худая...
Россия никогда не обладала единой культурой. Испокон веков здесь было два культурных материка — деревенско-христианская и городская, дворянская. Деревенская культура базировалась на общине и церкви. Община руководила всеми хозяйственными делами, а церковь занималась духовной жизнью. Дворянская культура основывалась на иных ценностях, но тоже плохому не учила.
Что сделали большевики, придя к власти? Прежде всего Ленин начал атаку на носителей дворянской культуры — интеллигенцию, которую он называл всякими гнусными словами. Затем настал черед других сословий. Ленин, а не Гитлер, как мы привыкли думать, первым в мире организовал концлагеря. Он ввел институт заложников.
А начавшаяся коллективизация окончательно развалила деревенско-христианскую культуру. Палочки, трудодни. Парни, которых призывали в армию, обратно домой не возвращались, любой ценой стараясь зацепиться в городе. Туда же потянулись и девочки. Женихов-то в деревне не осталось. В итоге старую крестьянскую и городскую культуру мы потеряли, новую не создали — не по зубам это оказалось советской власти. И после всех процедур, которые мы пережили, победил обыватель. Он торжествует сегодня...».

И все-таки писатель не опускал рук, выражая свою гражданскую позицию, в том числе в публицистике (например в цикле статей «Люби Россию в непогоду», «И все же я уверен, что Россия привержена Добру», «Обретение смысла»).

Борис Васильев в последние годы жизни продолжал творческую деятельность, писал в основном историческую прозу, в том числе о русских князьях. Среди написанных им исторических произведений есть и книга о нашем земляке, выдающемся русском полководце М. Скобелеве...

Современным читателям известно благодаря книгам участников боевых действий, одним из которых является Васильев Борис Львович. Биография его началась в довоенные годы и охватила почти весь советский период в отечественной истории. Что известно о раннем периоде в творчестве выдающегося писателя? Из какой семьи происходил советский и русский прозаик? Биография Бориса Васильева - тема статьи.

Ранние годы

Что известно о герое этой статьи? Биография Бориса Васильева, которую публиковали в советских учебниках по литературе, повествовала преимущественно о событиях военных лет. Родился будущий писатель в 1924 году. Его родной город - Смоленск. Биография Бориса Васильева, безусловно, связана с ВОВ. Однако стоит несколько слов сказать о том, в какой семье и в какой атмосфере формировалась личность будущего литератора, а также о том, что оказало наибольшее влияние на формирование его мировоззрения.

Биография Бориса Васильева, как и его творческий путь, сложилась удачно. Это удивительно, учитывая происхождение писателя. Отец Бориса Васильева принадлежал к дворянскому роду. Он чудом пережил армейские чистки, которым прежде всего подвергались бывшие офицеры царской армии, к коим он принадлежал. Мать писателя также не имела отношения к пролетариату. Она принадлежала к весьма старинному дворянскому роду и даже имела некое родственное отношение к Пушкину и Толстому.

Формирование мировоззрения

К поколению людей, которые родились во времена скрытой гражданской войны, относится писатель Борис Васильев. Биография его не могла не отразиться на творчестве. Прозаик создавал Но немногие современные читатели знают о том, что взгляд этого автора на трагические события в истории советского народа значительно отличался от общепринятой позиции в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века.

В семье автора «А зори здесь тихие» было принято чтить нравственные философские традиции. Будущего писателя воспитывали согласно старинным педагогическим нормам. То есть так, как это было принято в русских провинциальных интеллигентных семьях. А потому он нередко ощущал себя человеком девятнадцатого века и по любви к искусству, и по уважению к российской истории.

Когда же впервые литературой заинтересовался Борис Васильевич? Краткая биография гласит, что первое произведение было опубликовано в 1957 году. Однако, еще обучаясь в школе, он писал небольшие заметки для местного журнала, участвовал и любительских спектаклях. Будущему писателю было неполных семнадцать лет, когда началась война. Фронт оказал на формирование его как прозаика и драматурга самое действенное влияние. Ведь неслучайно именно этой теме большую часть произведений посвящал Борис Львович Васильев.

Краткая биография в период 1942-1945

Васильев пошел добровольцем. В 1941 году был направлен под Смоленск. Там он попал в окружение, из которого выбраться удалось лишь через четыре месяца. Затем был лагерь для перемещенных лиц и, наконец, воздушно-десантный гвардейский полк. Васильев был контужен, провел несколько месяцев в госпитале. Его судьба поистине удивительна.

Писатель относился к поколению мальчишек, которые родились в начале двадцатых годов. Из них в живых осталось не более трех процентов. Позже Васильев вспоминал не раз о том, как чудом не умер в окружении и не нарвался на мину.

После войны

В 1943 году Васильев встретил свою будущую жену - Зорю Альбертовну Поляк. Эта девушка послужила прототипом одной из героинь повести «А зори здесь тихие». После войны Борис Васильев поступил на инженерный факультет. Затем работал испытателем гусеничных машин. Демобилизовался он лишь в 1954 году. Звание писателя - инженер-капитан. Примечательно, что в рапорте Васильева, в качестве причины решения покинуть армию, была названо желание заниматься литературой.

Начало творческого пути

Ранний период литературной деятельности был полон неожиданных сложностей. Первое произведение советские критики одобрили. Второе было долгое время запрещено. Несмотря на неудачи, молодой писатель не бросил драматургию, а вскоре создал пьесу «Стучите и откроется», написал сценарии к нескольким фильмам.

Литературный путь Васильева был далеко не безоблачным. Начал он его с написания драматургических произведений, продолжил прозой. Слава пришла к нему с публикацией знаменитой повести о гибели молодых зенитчиц. А до этого события он писал сценарии для КВН. Делал это исключительно для заработка. С этой же целью сочинял тексты для журнала «Новости дня».

Проза

В 1967 году была написана повесть «Иванов катер». Твардовский ее принял. Однако вскоре главный редактор «Нового мира» ушел из жизни, после чего произведение пролежало в редакции более трех лет. К тому времени, когда повесть была опубликована, в журнале «Юность» появилось знаменитое произведение «А зори здесь тихие». Книга вызвала резонанс в читательском мире. Ее неоднократно переиздавали и продолжают переиздавать вплоть до сегодняшнего дня.

«А зори здесь тихие»

Идея замысла этого произведения возникла у писателя в силу несогласия с тем, как освещались военные события в те годы. В начале творческого пути Васильев был увлечен так называемой лейтенантской прозой. Впоследствии пересмотрел свои взгляды.

Герой этой статьи - один из первых советских авторов, которые изобразили войну не как абстрактный подвиг, а на примере отдельных судеб.

Другие произведения

Невозможно в рамках одной статьи осветить полностью литературную деятельность такого писателя, как Борис Васильев. Биография и творчество его - явления масштабные. Но стоит упомянуть еще об одном произведении. В 1984 году вышла в свет книга «Завтра была война». Это произведение можно отнести к самым жестким сочинениям писателя. В книге автор передал атмосферу предвоенного времени, когда в результате травли, многочисленных запретов человеческая душа либо закалялась, либо гибла.

Писатель имеет множество наград и престижных литературных премий. Борис Васильев, краткая биография которого изложена в статье, ушел из жизни в 2013 году. Свою супругу он пережил всего на два месяца.