Чернышевский что делать старые и новые люди. «новые люди» в романе чернышевского «что делать? “новые люди” в романе н.г

Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно пошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции. Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест.

Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель – благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т.д.

Но больше все мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки. И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» – это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, ее ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

«Что делать?» - это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнес нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей. Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В романе Г.Н. Чернышевского особое место принадлежит так называемым «новым людям». Они находятся между обычными людьми, погружёнными в свои эгоистические интересы (Марья Алексеевна), и особенным человеком нового времени – Рахметовым.
«Новые люди» Чернышевского уже не принадлежат тёмному старому миру, но они еще не вошли в другой. На этой промежуточной ступени оказались Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, Мерцаловы. Эти герои уже по-иному решают проблемы семейной и общественной жизни. Они постепенно отбрасывают условности старого мира, выбирают свой путь развития. Для того чтобы решиться на такой путь развития, который заключается в чтении, наблюдении над жизнью, «жертв не требуется, лишений не спрашивается...» «Промежуточные» герои предпочитают мирный путь интеллектуального развития, пробуждения рядовой личности, доступный большинству. На той высоте, на которой стоят Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов, «должны стоять, могут стоять все люди». И этого можно достичь без жертв и лишений.

Однако Чернышевский знает, что, кроме развития, чтения и наблюдения над жизнью, нужна героическая борьба с тиранией и деспотизмом, социальным неравенством и эксплуатацией. «Исторический путь, - считает Г.Н. Чернышевский, - не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрыт пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность».
По мнению автора, к такой борьбе еще не все готовы. Поэтому Чернышевский делит «новых людей» на «обыкновенных» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Мерцаловы, Полозова) и «особенных» (Рахметов, «дама в трауре», «мужчина лет тридцати»).

Выделение двух этих типов среди положительных персонажей романа имеет свои философские и общественно-исторические причины. Но писатель не противопоставляет «особенных» людей «обыкновенным», руководителей революционного движения рядовым деятелям, а намечает связь между ними. Так, Лопухов спасает Веру Павловну от неравного брака, создаёт с ней семью, основанную на свободе, взаимопонимании, доверии. Сама героиня не желает идти по жизни, подобно своей матери Марье Алексеевне. Она не хочет жить в постоянной лжи, эгоизме, борьбе за существование любыми способами. Поэтому в Лопухове она находит свое спасение.
Герои совершают фиктивный брак. Они по-новому организуют свою хозяйственную деятельность. Вера Павловна заводит швейную мастерскую, нанимает портних, которые живут вместе. Подробно описывая деятельность Веры Павловны в мастерской, Г.Н. Чернышевский подчёркивает новый характер отношений работниц с хозяйкой. Они носят не столько экономический характер, сколько основаны на достижении общей цели, взаимовыручки, доброго отношения друг к другу.

Атмосфера в мастерской напоминает семейную. Писатель подчёркивает, что Вера Павловна таким образом спасла от гибели и нищеты многих своих подопечных (например, Машу, которая впоследствии стала её горничной). Здесь мы видим, какое огромное значение Г.Н. Чернышевский отводит роли труда. По мысли писателя, труд облагораживает человека, поэтому «новые люди» должны стремиться направить свою работу на благо других, этим самым уберечь их от пагубного влияния разрушительных страстей. В сферу деятельности «обыкновенных» людей Чернышевский включил просветительскую работу в воскресных школах (преподавание Кирсанова и Мерцалова в коллективе работниц швейной мастерской), среди передовой части студенчества (Лопухов мог часами вести беседы со студентами), на заводских предприятиях (занятия Лопухова в заводской конторе).

С именем Кирсанова связаны сюжет столкновения врача-разночинца с «тузами» петербургской частной практики - в эпизоде лечения Кати Полозовой, а также тема научной деятельности. Его опыты над искусственным производством белковины приветствует Лопухов как «полный переворот всего вопроса о пище, всей жизни человечества».
В этих сценах нашли своё отражение социалистические взгляды писателя. Хотя время показало, что во многом они оказались утопичными, наивными. Сам же автор романа глубоко верил в их прогрессивную роль. В тот период среди прогрессивной молодёжи было распространено открытие воскресных школ, читален, больниц для малоимущих.

Таким образом, Г.Н. Чернышевский точно подметил и отразил новые положительные тенденции эпохи на примере мастерской Веры Павловны. «Новые люди» в его романе иначе решают свои личные, внутрисемейные конфликты. Хотя внешне их семья кажется благополучной, дружной, вполне успешной, в действительности всё обстоит по-другому. Вера Павловна очень уважала своего мужа, но никогда не испытывала к нему ничего большего. Неожиданно для себя героиня поняла это, когда встретила лучшего друга своего мужа – Кирсанова. Вместе они заботились о Лопухове во время его болезни.

К Кирсанову Вера Павловна испытывает совершенно иные чувства. К ней приходит настоящая любовь, которая повергает её в абсолютную растерянность. Но в этом эпизоде ключевую роль играет не любовная история между Кирсановым и Верой Павловной, а поступок Лопухова. Он не желает препятствовать счастью жены, не может строить семью на лжи. Поэтому он, как истинный человек нового времени, самоустраняется, инсценирует самоубийство.

Лопухов совершает столь смелый поступок, потому что не хочет причинять жене несчастье, быть причиной её нравственных терзаний. Вера Павловна долго была неутешна. К жизни её возродить удалось лишь Рахметову. Препятствий на пути развитию любви к Кирсанову не осталось. В итоге, герои Чернышевского создают настоящую семью, основанную не только на взаимном уважении, но и на глубоком чувстве.

Жизнь нового человека, по утверждению Г.Н. Чернышевского, должна быть гармонична в социальном и личном плане. Поэтому Лопухов тоже не остаётся в одиночестве. Он спасает от гибели Мерцалову, женится на ней. И в этом браке обретает заслуженное счастье. Более того, Г.Н. Чернышевский идёт дальше, изображая идеальные отношения между людьми, без взаимной вражды, злости, ненависти. В конце романа мы видим две счастливые семьи: Кирсановых и Лопуховых, которые дружат между собой.

Описывая жизнь «новых людей», писатель акцентирует наше внимание на экономической и личной стороне жизни героев. С их помощью он доказывает, что несправедливые, бесчеловечные принципы жизни старого мира устарели, и в обществе возникло желание обновления, новых отношений между людьми.


“. Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения”.

Чернышевский Н. Г.

Николай Гаврилович Чернышевский был великим русским философом-гуманистом, социологом, публицистом и критиком, властителем дум русской радикальной интеллигенции второй половины XIX века. Особое место в его обширном наследии занимает художественное творчество и прежде всего роман «Что делать?», имевший сильное и длительное влияние на умы современников.

В июле 1862 г. Н. Г. Чернышевского арестовывают, ему приписывали авторство прокламации «Барским крестьянам от их

Н. Г. Чернышевский. доброжелателей поклон» с призывом к восстанию

Иркутск. 1867 г. против помещиков и царя Александра II. Около двух лет Чернышевский провел в Петропавловской крепости. Именно там будет написано это великое произведение. Роман «Что делать?» имел, как известно, большое влияние на поколение русских революционеров, вплоть до В. И. Ленина. Но из этого факта вовсе не следует, что проблема революции занимает главное место на его страницах. В центре романа - вопросы нравственности, социального поведения человека, его независимости и достоинства. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри», - заметит позднее Герцен. Как свидетельствует роман «Что делать?», этой идеей вдохновлялся и его писатель. Роман “Что делать?” был написан в расчете на молодого читателя, такого, который стоит перед проблемой выбора пути. Все содержание книги должно указать вступающему в жизнь человеку, как построить свое будущее. Книгу назовут “учебником жизни”. Научить действовать правильно и по совести должны были герои произведения. Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не случайно названы самим писателем “новыми людьми”, а о Рахметове автор говорит, как об “особенном человеке”. Герои Чернышевского редко сомневаются, они твердо знают, чего хотят в жизни. Они трудятся, им не знакомы праздность и скука. Они ни от кого не зависят, потому что живут своим трудом. “Новые люди” Чернышевского – это молодая русская интеллигенция, представители которой стоят в своем отношении друг к другу и к окружающим выше побуждений животного эгоизма и своекорыстия, способны вдохновлять сверхличной целью, то есть способны к разумному человеческому существованию, основанному на критериях совести и духовной свободы. С появлением этих людей Чернышевский связывал надежды на возрождение своего отечества, вовсе не считая этот процесс скорым («бог знает, сколько поколений пройдут по нашей земле») и прямолинейным.

События романа изложены в фабульной последовательности. Живет в начале 50-х годов в Петербурге мелкий чиновник Павел Константинович Розальский. Жена этого чиновника Марья Алексеевна хочет выдать свою дочь Верочку, Веру Павловну за богатого и недалекого жениха, сына домовладелицы, офицера Михаила Ивановича Сторешникова, но Вера Павловна вместо этого без разрешения родителей выходит замуж за студента-медика Лопухова. Дмитрий Сергеич Лопухов и Верочка живут четыре года счастливо, но в Веру Павловну влюбляется друг ее мужа Александр Матвеич Кирсанов, а затем и Верочка влюбляется в него, Кирсанов и Вера Павловна стараются подавить свои чувства, но в полной мере им это не удается, а Лопухов, один раз обратив внимание на некоторую неестественность в поведении близких ему людей, быстро понял, в чем дело. Желая устраниться, Дмитрий Сергеич разыгрывает самоубийство – с чего и начинается роман – а на самом деле просто уезжает (через Рахметова он ставит в известность об этом Веру Павловну и Кирсанова), уезжает из России, проводит несколько лет в Америке, затем возвращается в Петербург под видом американского коммерсанта Чарльза Бьюмонта, женится на привлекательной девушке Кате Полозовой, больше подходящей ему по характеру, и затем снова начинает общаться со своими прежними друзьями Верой Павловной и Александром Матвеичем Кирсановым. Вот, собственно, и все. Но в эту незамысловатую схему Чернышевский вложил богатое и сложное содержание, и только выявив его, можно понять, как этот роман стал, по выражению П. А. Кропоткина, «своего рода знаменем для русской молодежи».

Где, а главное – как сформировались Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Катя Полозова? Почему можно сказать: их «создали» труд и образование?

Новые люди с детства познали нужду и труд, грудью прокладывали себе дорогу, идя на лишения, чтобы получить образование, стать самостоятельными и помогать другим. Особенную волю и настойчивость они проявляют в овладении знаниями. На жизненных судьбах новых людей и следует показать, что только труд и знания делают человека свободным, независимым, позволяют сознательно выбирать жизненную дорогу.

“Новые люди” Чернышевского составляют заметный, хотя количественно незначительный, слой свободных людей в стране рабов. Героиня романа уже с первых шагов своей сознательной жизни делится планами и мечтами о будущем: «Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнения других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой этого не нужно. Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; что мне не нужно, того не хочу и не хочу»

Жить своим трудом, в согласии со своим нравственным чувством, совестью – эти побуждения не внушены Вере Павловне ни ее «избавителем» Лопуховым, ни кем-либо другим. Они выступают как естественное стремление человека, подавленное обстоятельствами или недостаточно развитое у большинства других людей. Эгоизм, расчет, польза для себя, по убеждению Чернышевского, свободного, нравственно развитого человека не противоречат интересам других людей. Этика утилитаризма, разумно понятой практической пользы лишь по видимости безжалостна: «эта теория холодна, но она учит человека добывать тепло». Разумно понятый эгоизм, любовь к самому себе вполне совместимы с любовью к другим людям; в поведении таких людей, как Лопухов и Кирсанов, выгода и расчет совпадают с благородством, эгоизм с альтруизмом – разница только в терминологии. Герои Чернышевского держат себя, как горячо любящие друг друга люди, готовые на взаимные уступки, доходящие до самопожертвования (хотя и не приемлют понятия “жертва”); называя себя эгоистами, они безукоризненно проводят в жизни принцип «возлюби ближнего своего как самого себя», делая любовь к ближнему частью любви к самому себе

Ключевое слово для понимания психологии большинства, живущего в состоянии нравственного рабства и составляющего нередко по отношению к “новым людям” прямо враждебную среду – “обладать” – возникает в связи с характеристикой Михаила Ивановича Сторешникова, вначале мечтающего “обладать” Верочкой в качестве любовницы, а затем в качестве жены: «О грязь! о грязь! – “обладать” – кто смеет обладать человеком? Обладают халатом, туфлями. – Пустяки: почти каждый из нас, мужчин, обладает кем-нибудь из вас, наши сестры; опять пустяки – какие вы нам сестры?- вы наши лакейки! Иные из вас – многие – господствуют над нами, - это ничего: ведь многие лакеи властвуют над своими барами».

Психология большинства недалеко ушла от различения добра и зла, выраженного в известной формуле дикаря: добро – украсть чужую жену, зло – когда у меня мою украдут. Психология примитивного своекорыстия объединяет самых разных и вовсе незнакомых друг другу людей: среди них и Марья Алексеевна Розальская, мать Верочки (к которой автор более снисходителен: она только дурной, но не дрянной человек), и ученые мужи, которые терпят и даже допустили к профессорской кафедре своего коллегу Кирсанова только потому, что сам Клод Бернар, живущий в Париже, лестного мнения о его работах – один из этих коллег сводит Кирсанова со своим знакомым, который по служебной надобности расспрашивает Кирсанова, с какой целью Вера Павловна открыла магазин; в результате «Мерцалова и Вера Павловна значительно поурезали крылья своим мечтам и стали заботиться о том, чтобы хотя удержаться на месте, а уж не о том, чтобы идти вперед»; это распутный и циничный Жан Соловцов, в которого по несчастью влюбилась Катя Полозова и который едва не стал ее мужем; это целый ряд второстепенных персонажей, возникающих в разных ситуациях на страницах романа.

В косной и рутинной среде, в которой преобладает рабская мораль, новые люди составляют ничтожное меньшинство. Но живут они, не уступая этой морали и не приспосабливаясь к ней: «Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже прямо хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности» Желая изобразить высокомерие, Сторешников (впервые увидев Лопухова в доме Розальских) вдруг ощущает какую-то неуверенность и начинает чувствовать к Лопухову невольное уважение. Лопухов и Кирсанов – достаточно деликатные люди, но наглой и чванливой спеси они всегда готовы дать отпор. Когда разорившийся миллионер, “добрый самодур” Полозов знакомится ближе с Лопуховым (в облике американского коммерсанта Бьюмонта), он думает, что этот молодой человек со временем «будет ворочать миллионами». Это чувство невольного уважения, удивления и даже страха перед неизвестной ему силой испытывает Полозов и при близком знакомстве с Кирсанов: «Старик много оселся и смотрел на Кирсанова уже не теми глазами, как вчера, а такими, как некогда Марья Алексеевна на Лопухова, когда Лопухов снился ей в виде пошедшего по откупной части. Вчера Полозову все представлялась натуральная мысль: «Я постарше тебя и поопытнейа тебя, молокосос и голыш, мне и подавно не приходится слушать, когда я своим умом нажил два миллионанаживи-ка ты, тогда и говори», а теперь он думал: «Экой медведь, как поворотил, умеет ломать». «Вы страшный человек», - повторил Полозов. «Это значит, что вы еще не видывали страшных людей», - с снисходительной улыбкой отвечал Кирсанов, думая про себя: «Показать бы тебе Рахметова».

Сила характера этих людей – это сила, воспитанная трудом, реальной жизненной школой, напряженной работой мысли. Это люди разного индивидуального склада. Кирсанов, например, более эмоционален и впечатлителен, чем Лопухов. Правда, об этой разнице больше сказано, чем показано художественными средствами. Нужно признать что вообще роману Чернышевского недостает изобразительной силы, и его произведение из тех, где, выражаясь словами Белинского, «главная сила» «не в творчестве, не в художественности, а в мысли, глубоко прочувствованной, вполне сознанной и развитой».

«Новые люди» полны желания устроить человеческую жизнь на справедливых началах и вере в возможность такого переустройства. Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. На принципах справедливости строятся взаимоотношения в швейных мастерских, основанных Верой Павловной. Каждая из работниц получает заработную плату, соответствующую труду, и сверх того – равную для всех долю прибыли. Не ограничиваясь “материальной пропагандой” новых отношений, Вера Павловна при поддержке своих друзей устраивает для работниц «лицей всевозможных знаний». О направленности этого «лицея» автор, писавший свой роман в тюрьме, сообщает, не имея возможности избежать определенной зашифрованности, но его намеки и иносказания достаточно прозрачны. Так, Вера Павловна просит приятеля Лопухова и Кирсанова, молодого священника Мерцалова, стать одним из преподавателей новой школы. «Что ж я стану им преподавать? разве латинский и греческий, или логику и риторику? – сказал, смеясь, Алексей Петрович. – Ведь моя специальность не так интересна, по вашему мнению и мнению еще одного человека, про которого я знаю, кто он». – «Нет, вы необходимы именно как специалист: вы будете служить щитом благонравия и отличного направления наших наук». – «А ведь это правда. Вижу, без меня было бы не благонравно. Назначайте кафедру». – «Например, русская история, очерки из всеобщей истории». – «Превосходно. Но это я буду читать, а будут предполагаться, что я специалист. Отлично. Две должности: профессор и щит»

Появление Рахметова, “высшей натуры”, на страницах романа, по объяснению самого автора, необходимо для того, чтобы удовлетворит главному требованию художественности: «Если я хочу изобразить обыкновенного человека, то надобно мне достичь того, чтобы он не представлялся читателю ни карликом и ни гигантом» Конкретно по отношению к действующим лицам романа эта мысль разъясняется достаточно просто: «Не покажи я фигуру Рахметова, большинство читателей сбилось бы с толку насчет главных действующих лиц моего рассказа. Я держу пари, что до последних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй, даже лицами идеализированными, пожалуй, даже лицами невозможными в действительности по слишком высокому благородству. Нет, друзья мои, злые, дурные, жалкие друзья мои, это не так вам представлялось: не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле: это оттого только казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я показал вам легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите. А тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть ровными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нем, и путь легок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается – их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно».

Д. Писарев скажет, что никогда еще то направление не заявляло себя на русской почве так решительно и прямо, никогда еще не представлялось оно взорам всех ненавидящих его так рельефно, так наглядно и ясно. Поэтому всех, кого кормит и греет рутина, роман г. Чернышевского приводит в неописуемую ярость. Они видят в нем и глумление над искусством, и неуважение к публике, и безнравственность, и цинизм, и, пожалуй, зародыши всяких преступлений. И, конечно, они правы: роман глумится над их эстетикой, разрушает их нравственность, показывает лживость их целомудрия, не скрывает своего презрения к своим судьям. Но все это не составляет и сотой доли прегрешений романа; главное в том, что он мог сделаться знаменем ненавистного им направления, указать ему ближайшие цели и вокруг них и для них собрать все живое и молодое.

Под рукой г. Чернышевского новый тип вырос и выяснился до той определенности и красоты, до которой он возвышается в великолепных фигурах Лопухова, Кирсанова и Рахметова.

Новые люди считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, и этот взгляд на труд составляет чуть ли не самое существенное различие между старыми и новыми людьми. Но они не замыкаются только в рамках своего дела. У них много других интересов. Они любят театр, много читают, путешествуют. Это всесторонне развитые личности.

Основные особенности нового типа, о которых говорит Д. Писарев, могут быть сформулированы в трех главных положениях, находящихся в самой тесной связи между собою:

I. Новые люди пристрастились к общеполезному труду.

II. Личная польза новых людей совпадает с общею пользою, и эгоизм их вмещает в себе самую широкую любовь к человечеству.

III. Ум новых людей находится в самой полной гармонии с их чувством, потому что ни ум, ни чувство ни чувства их не искажены хроническою враждою против остальных людей.

А все это вместе может быть выражено еще короче: новыми людьми называются мыслящие работники, любящие свою работу. Значит, и злиться на них незачем.

Новые люди хотят как можно скорее помочь другим улучшить жизнь: Лопухов спасает из «подвала» Веру Павловну, Кирсанов – Крюкову; Лопухов ведет революционную пропаганду среди рабочих, организует для них воскресную школу, а в Америке – борется за освобождение негров; Кирсанов посвятил себя научной работе, занимается распространением революционных идей среди студентов, читает лекции швеям; Вера Павловна организует мастерские Вера Павловна задумалась над созданием такой швейной мастерской, в которой был бы совершенно устранен элемент эксплуатирования работниц. Задумалась и устроила. В практическом отношении описание этой мастерской, действительно существующей или идеальной – все равно, составляет, может быть, самое значительное место во всем романе. Тут уж самые лютые ретрограды не сумеют найти ничего мечтательного и утопического, а между тем этой стороною своей роман «Что делать?» может произвести столько деятельного добра, сколько не произвели до сих пор все усилия наших художников и обличителей. Ввести плодотворную идею в роман и применить ее именно к такому делу, которое доступно силам женщины, - мысль как нельзя более счастливая. Если бы эта мысль заглохла без следа, то пришлось бы изумиться умственной вялости нашего общества – с одной стороны, и силе обстоятельств, задерживающих его развитие, - с другой. Поэтому не одно честное сердце отозвалось на нее, не один свежий голос откликнулся на этот призыв к деятельности, обращенный к нашим женщинам. В этом отношении г. Чернышевский, разрушитель эстетики, оказался единственным нашим беллетристом, художественное произведение которого имело непосредственное влияние на наше общество, правда, на небольшую часть его, но зато на лучшую. Для личной жизни Веры Павловны устройство мастерской и прежние труды по урокам важны в том отношении, что они ограждают ее в глазах читателя от подозрения в умственной пустоте. Вера Павловна – женщина нового типа; время ее наполнено полезным и увлекательным трудом; стало быть, если в ней родится новое чувство, вытесняющее ее привязанность к Лопухову, то это чувство выражает собою действительную потребность ее природы, а не случайную прихоть праздного ума и блуждающего воображения. Возможность этого нового чувства обуславливается очень тонким различием, существующим между характерами Лопухова и его жены. Это различие, разумеется, не производит между ними взаимного неудовольствия, но мешает им доставить друг другу полное семейное счастье, которого оба они имеют право требовать от жизни.

Новые люди Чернышевского живут весело, дружно, работают, отдыхают, наслаждаются жизнью «и смотрят в будущее если не без забот, то с твердой и совершенно основательной уверенностью, что чем дальше, тем лучше будет» (Д. И. Писарев). Они только в отношениях между собою развертывают все силы своего характера и все способности своего ума; с людьми старого типа они держатся постоянно в оборонительном положении, потому что знают, как всякий честный поступок в испорченном обществе перетолковывается, искажается и превращается в пошлость, ведущую за собой вредные последствия. Только в чистой среде развертываются чистые чувства и живые идеи; давно уже было сказано, что не следует вливать вино новое в меха старые, и эта мысль так же верна теперь, как была верна две тысячи лет тому назад. Лопухов очень любит Веру Павловну, но будет счастлив, только если Верочка будет счастлива. Женится на ней, чтобы спасти. Весь образ действий Лопухова, начиная от его поездки к Кирсанову и кончая его подложным самоубийством, находит себе блестящее оправдание в том полном и разумном счастье, которое он создал для Веры Павловны и Кирсанова. Нравственные принципы "новых людей" раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. По-новому они решают свои семейные проблемы. Для них человек, его свобода - главная жизненная ценность. Ситуация, которая сложилась в семье Лопуховых, весьма традиционна. Вера Павловна полюбила Кирсанова. Лопухов “сходит со сцены”, освобождая Веру Павловну. При этом сам Лопухов считает, что это не жертва - а «самая выгодная выгода», действует он согласно теории “разумного эгоизма”, популярной в среде “новых людей”. В конечном счете, произведя «расчет выгод», он испытывает радостное чувство удовлетворения от поступка, который доставляет счастье не только Кирсанову, Вере Павловне, но и ему самому. В новой семье Кирсановых царят взаимопонимание и уважение. Вера Павловна не только никого не боится, для нее возможен самостоятельный выбор жизненного пути. Ей предоставлено равноправие в трудовой и семейной жизни. Новая семья в романе противопоставлена среде “пошлых людей”, в которой росла и из которой ушла героиня. Здесь царят подозрительность и стяжательство. Любовь, как понимают ее люди нового типа, стоит того, чтобы для ее удовлетворения опрокидывались всякие препятствия.

А каков же, собственно, Человек будущего у Чернышевского? Это свободная, гармоничная личность, ведущая здоровый образ жизни, обладающая тонкой душевной организацией и развитым интеллектом, физически подготовленная, высоконравственная и потому – счастливая. «Все они – счастливые красавцы и красавицы, ведущие вольную жизнь труда и наслаждения, - счастливцы, счастливицы!» Счастливцы они еще и потому, что поиск наслаждения для себя не приходит у них в противоречие с тем, что составляет благо для остальных, иными словами, личные интересы не расходятся с общественными, а взаимно дополняют друг друга. «Здесь все живут, как лучше кому жить, здесь всем и каждому – полная воля, вольная воля», - пишет автор.

Желая убедительнее доказать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна действительно люди обыкновенные, г. Чернышевский выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова. Рахметов интересен сам по себе. Его отличает (как и других «особенных» людей) «пламенная любовь к добру»: «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли»

«Особенный» герой Чернышевского – человек огромной энергии, физической и нравственной силы, замечательной учености, необыкновенной работоспособности, но все эти качества подчинены одной цели, одному делу, вернее, подготовке к делу. Ради этого он сближается с народом, ведет самый суровый образ жизни, путешествует по России, осваивает множество профессий, работает то пахарем, то плотником, то перевозчиком, то бурлаком. Путешествуя, трудясь рядом с крестьянами, он близко знает их интересы, нужды и настроения. Наряду с этим он уделяет большое внимание теоретическому образованию и становится человеком основательной осведомленности и эрудиции. Автор дает понять, сколь широки масштабы деятельности Рахметова: «Дел у него была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было; это все знали, но какие дела у него, этого кружок не знал. Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него беспрестанно бывали люди, то все одни и те же, то все новые, для этого у него было положено быть всегда дома от двух до трех часов Но часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый как могила». Конечно, во всем этом достаточно материала, чтобы увидеть в Рахметове человека, поглощенного огромным делом, которое окутано покровом тайны; в условиях революционной активности – профессионального революционера и возможно даже – руководителя организации. Революционная деятельность Рахметова теряется в тумане исторической перспективы и отодвигается на отдаленное будущее, пока же человеку с «пламенной любовью к добру» в России делать нечего, и фигура «особенного человека» как революционера-практика выглядит достаточно условно.

Новые люди не грешат и не каются; они всегда размышляют и потому делают только ошибки в расчете, а потом исправляют эти ошибки и избегают их в последующих выкладках. У новых людей добро и истина, честность и знание, характер и ум оказываются тождественными понятиями; чем умнее новых человек, тем он честнее, потому что тем менее ошибок вкрадывается в расчеты

Новые люди никогда ничего не требуют от других; им самим необходима полная свобода чувств, мыслей и поступков, и потому они глубоко уважают эту свободу в других; для них общественный труд - радость. Они принимают друг от друга только то, что дается, - не говорю: добровольно,- этого мало, но с радостью, с полным и живым наслаждением. Понятие жертвы и стеснения совершенно не имеют себе места в их миросозерцании. Они знают, что человек счастлив только тогда, когда его природа развивается в полной своей оригинальности и неприкосновенности; поэтому они никогда не позволяют себе вторгаться в чужую жизнь с личными требованиями или с навязчивым участием

За оптимистическим финалом, обещанным автором в самом начале романа («дело кончится весело, с бокалами, песнью»), стоит более глубокое содержание, и когда оно выходит на поверхность, мы узнаем свободного от иллюзий, преисполненного печали, но не лишенного воли и энергии к историческому действию мыслителя, предсказывающего «новым людям» другой путь: «Недавно родился этот тип и быстро распложается. Он рожден временем, он знамение времени, и сказать ли? – он исчезнет вместе со своим временем, недолгим временем. Его недавняя жизнь обречена быть и недолгою жизнью. Шесть лет тому назад этих людей не видели; три года тому назад презирали; теперь но все равно, что думают о них теперь; через несколько лет, очень немного лет, к ним будут взывать: «Спасите нас!», и что будут они говорить, будет исполняться всеми; еще немного лет, быть может, и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они будут согнаны со сцены, ошиканные, страмимые. Так что же, шикайте и страмите, гоните и проклинайте, вы получили от них пользу, этого для них довольно, и под шумом шиканья, под громом проклятий они сойдут со сцены гордые и скромные, суровые и добрые, как были. И не останется их на сцене? – Нет. Как же будет без них? – Плохо. Но после них все-таки будет лучше, чем до них. И пройдут года и скажут люди: «После них стало лучше; но все-таки осталось плохо». И когда скажут это, значит, пришло время возродиться этому типу, и он возродится в более многочисленных людях, в лучших формах, потому что тогда всего хорошего будет больше и все хорошее будет лучше, и опять та же история в новом виде. И так пойдет до тех пор, пока люди скажут: «Ну, теперь нам хорошо», тогда уж не будет этого отдельного типа, потому что все люди будут этого типа и с трудом будут понимать, как же это было время, когда он считался особенным типом, а не общею натурою всех людей».

Роман «Что делать?» ставит вопрос об ответственности самого человека за происходящее с ним. В «четвертом сне» Веры Павловны много недосказанного, не все поддается точному истолкованию, но через фантастическое и недоговоренное пробивается удивительное живое ощущение будущего. Наивны сны Веры Павловны, рисующие картины будущей жизни человечества, но прекрасна вера в человека, прекрасно и разумно само движение человечества к идеалу, без которого невозможны и скромные результаты на пути к нему: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы сумеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его».

Это светлое будущее, в которое так горячо верят лучшие люди, придет не для одних героев, не для тех исключительных натур, которые одарены колоссальными силами; это будущее сделается настоящим именно тогда, когда все обыкновенные люди действительно почувствуют себя людьми и действительно начнут уважать свое человеческое достоинство. Современник Чернышевского Н. А. Некрасов почувствовал эту христианскую направленность исканий своего друга, откликнувшись на его нравственный подвиг и страдальческую судьбу в известном стихотворении «Пророк»:

Не говори: «Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!. »

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских

«Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он – и смерть ему любезна

Не скажет он, что жизнь его нужна,

Не скажет он, что гибель бесполезна:

Его судьба давно ему ясна

Его еще покамест не распяли,

Но час придет – он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Царям земли напомнить о Христе.

Эти люди мечтают о том, чтобы на Земле наступила общая радость и благоденствие. Да, они утописты, в жизни не всегда так просто следовать предложенным идеалам. Но мне кажется, что человек всегда мечтал и будет мечтать о прекрасном обществе, где будут жить только хорошие, добрые и честные люди. За это готовы были отдать жизни Рахметов, Лопухов и Кирсанов и сам автор Чернышевский. Роман подчеркнуто не завершен. Путем намеков, недомолвок Чернышевский говорит читателю, что продолжить рассказ сможет тогда, когда он будет «дописан» жизнью. «Надеюсь дождаться этого довольно скоро» - таковы последние слова, с которым обратился писатель к своим читателям.

Настоящее перед нашими глазами. Оно таково, что глаза эти хочется закрыть. Не видеть! Остается будущее. Загадочное, неизвестное будущее.

М. А. Булгаков «Грядущие перспективы»

В статье «Грядущие перспективы», Размышляя о кровавом следе современной российской усобицы, М. Булгаков задается вопросом: «что же с нами будет дальше?» Выступая с позиций общечеловеческой морали, он предупреждает о предстоящей расплате «за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских, за самостийность изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег за все!» На смену драматической и трагической тональности булгаковских произведений о последних защитниках Белого дела постепенно приходит сатирическая и трагифарсовая струя авторских раздумий о настоящем и возможном будущем России. Проблема судеб интеллигенции в революционной действительности трансформируется в вопрос о ее месте в постреволюционном мире. Еще М. Горький в « Несвоевременных мыслях» во многом предугадал трагические последствия скороспелой социальной революции. Булгаков, обращаясь к потомкам, предостерегает их и публицистически («Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!»), и художественно в сатирических произведениях «Роковые яйца» (1924 г.) и «Собачье сердце» (1925 г.).

Согласно славянофильским воззрениям, конец XIX – начало XX века в России воспринимались как переломная эпоха, как своеобразный рубеж на пути исполнения Россией своего исторического предназначения. Революция, которая многим представлялась и неким испытанием, и точкой отсчета Нового времени, породила всплеск романтических иллюзий в жанре утопии.

Повесть «Собачье сердце», по мнению Г. Струве, представляет собой «утопическую сатиру на одну и ту же тему: о характере и целесообразности социальных переворотов в истории». Именно этим стремлением объясняется появлением в 20-30 –е годы целого ряда произведений, конфликт которых основан на столкновении культурной традиции и идей Великой Эволюции с ограниченностью, некомпетентностью и экстремизмом освобожденных революцией масс.

Одним из наиболее ярких примеров того, как через призму фантастического сюжета просвечивают современные проблемы, по праву считается повесть «Собачье сердце». Булгаков начал писать повесть в январе 1925 г. В марте 1925 г. «Собачье сердце было передано в альманах «Недра». Попытки провести его через цензуру оказались неудачными. Более того, летом 1926 года к Булгакову пришли с обыском агенты ГПУ, рукопись «Собачьего сердца» была у него отобрана, через несколько лет ее с большим трудом удалось вернуть обратно благодаря содействию Максима Горького. Сугубо медицинский эксперимент здесь превращается в эксперимент социальный, в проверку распространенной формулы «кто был ничем, тот станет всем». Подобно доктору Моро («Остров доктора Моро» Г. Уэллса), профессор Филипп Филиппович Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются хирургическим путем, минуя все этапы эволюции, превратить низшее существо в венец творения – в человека («Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу!»). Замысел сам по себе грандиозен, однако человек – не Бог; в поисках истины, самоутверждаясь, он действует зачастую по наитию; стремясь к высокому, может достичь низкого, а благими намерениями вымостить дорогу в ад. В результате операции из нормального пса Шарика возникает чудовищное существо, уже не являющееся собакой, но еще не ставшее человеком, что воспринимается как наглядное гротескно-фантастическое воплощение «Несвоевременных мыслей» Максима Горького.

Автор обращает внимание на то, как разительно отличается течение мыслей Шарика до, во время и после эксперимента. Не может не вызвать сочувствия голодный, искалеченный пес, который дает удивительно меткие характеристики окружающему: «Неужели я обожру совет народного хозяйства, если в помойке пороюсь? Жадная тварь! Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой. Ах, люди, люди. Дворники из всех пролетариев – самая гнусная мразь. «Этим что нужно?» - неприязненно и удивленно подумал пес», озирая четверых представителей домоуправления, пришедших на квартиру Преображенского.

Николай Чернышевский ждал от нового поколения новых людей, таких, как в его произведение. И что же мы получаем у Булгакова - удивление, когда видим Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет. Совершенно иначе рассуждает Шариков. Моментально адаптируясь в человеческой среде, он сначала усваивает всевозможные ругательства (подлец, сволочь, гнида и т. д.), а затем и пролетарский лексикон (товарищ, буржуй, бей его, контрреволюция, Энгельс, Каутский). Стремясь решить пресловутый «квартирный вопрос», Шариков в духе времени пишет на своего благодетеля донос, изобилующий весьма специфическими оборотами. Преображенский и Борменталь пытаясь понять причину столь чудовищных последствий операции, полагают, что она кроется в исходном материале («Исключительный прохвост. – Но кто он – Клим, Клим, - крикнул профессор, Клим Чугункин (Борменталь открыл рот) – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «все поделить», шапка и два червонца пропали (тут Филипп Филиппович вспомнил юбилейную палку и побагровел) – хам и свинья Ну, эту палку я найду. Одним словом, гипофиз – закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!»). Автор, хотя во многом и солидарен с героями, смотрит гораздо глубже. В статье С. Н. Булгакова «На пиру богов» мы читаем: «Признаюсь вам, что «товарищи» кажутся мне иногда существами, вовсе лишенными духа и обладающими только низшими душевными способностями, особой разновидностью дарвиновских обезьян». Причина неудавшегося эксперимента кроется совсем не в Климе Чугункине, а в невозможности «хирургическим» (революционным) путем создать нормального порядочного человека. Личность для М. Булгакова определяется, прежде всего, характером нравственных и эстетических запросов. Шариков – не личность, это средняя величина, отражающая некое социальное явление. Шариков интересен не сам по себе, а как герой-функция, выявляющей несообразности новой общественной системы. Только в кошмарном сне можно представить появление подобных шариковых, но еще удивительнее то, что Полиграф Полиграфович мгновенно обрастает двойниками (Швондер, представитель домоуправления, рабочие горочистки). И если Шариков – продукт операции профессора Преображенского, то его двойники – результат глобальной «операции» – Октябрьской революции. И трудно усомниться в том, что Шарик, этот обаятельный и оригинальный пес, представляет собой определенный тип недалекого русского рабочего или крестьянина, которого большевистская революция превратила в гнусного Шарикова.

Одной из основных причин, породивших духовную нищету шариковых, Булгаков считает отсутствие нравственной опоры в обществе. Гротескная фигура Шарикова становится для Булгакова средством критического осмысления гротеска современной ему действительности, и повестью «Собачье сердце» он показывает, чем на деле может обернуться идея социального равенства. Поднимая вопрос о путях общественного развития, автор отдает явное предпочтение Великой Эволюции.

Несмотря на глубокую тревогу Булгакова за будущее России, за ее традиции, ее культуру, прогноз писателя в 20-е годы был оптимистичен: в финале повести профессору Преображенскому удается обратная операция, и все возвращается на круги своя. Лишь теперь течение мыслей Шарика направляется в привычное русло: «легчало, легчало, и мысли в голове у пса текли складные и теплые».

«У каждого человека есть своя звезда, - рассуждает автор «Белой гвардии», - и недаром в средние века придворные астрологи составляли гороскопы, предсказывающие будущее. О, как мудры были они!» Мотив звезды, предопределяющий путь героев, просматривается и в «Белой гвардии», и в «Собачьем сердце»: «важная пречистенская ночь с одинокой звездой», которая «вечерами скрывалась за тяжелыми шторами», предшествует операции; после возвращения Шарику его естественного облика вновь «шторы скрыли густую пречистенскую ночь с ее одинокой звездою».

Михаил Булгаков трудился день и ночь. Постоянно занятый заботой о куске хлеба, не имея, кажется, свободного часа для творчества, за три года жизни в «доме на Садовой» написал не менее трех томов: «Записки на манжетах» (жанр этого произведения трудно определить), две повести – «Дьяволиада» и «Роковые яйца», роман «Белая гвардия», несколько десятков рассказов, очерков и фельетонов.

Булгаков считал, что русской прозе не хватает занимательности, остросюжетности, что в ней господствует унылый тон. Он поставил своей задачей писать увлекательно – так, чтобы было не только интересно читать, но и тянуло перечитывать.

В повести «Роковые яйца» (1925 г.) профессор Владимир Ипатьевич Персиков открывает «красный луч», под воздействием которого необычайно бурно размножаются и растут живые организмы. Этот луч мог принести столько добра человечеству. Но власть вмешивается в опыты Персикова, отнимает его изобретение и отдает в совхоз. И в жизни ученых не признавали, это были такие мыслители, но они оставались творить для страны, для Родины и мечтали возразить. Персиков продолжает заниматься своей непосредственной деятельностью, выписывает из-за границы для разных опытов яйца опасных пресмыкающихся и страусов, и опять же по халатности и невежеству людей новой власти эти яйца попадают в совхоз вместо куриных. Михаил Булгаков сатирик, но его произведение становится пророчеством. Новая власть, вступившая в свои права, была необразованна, безкультурна, безграмотна. «Быстро выросшие под воздействием луча чудовища – змеи, ящеры и страусы – «стаями» двигаются в сторону Москвы». И власть породит монстров на самом деле, произойдут сотни тысяч убийств.

Виден энергично развивающийся сюжет и убеждающая наглядность фантастических ситуаций. Пафос изобретений и открытий, восторг перед силой интеллекта соединяются в повести с трагическим ощущением хрупкости жизни пред темным ликом невежества и злобы, с сознанием неповторимости человеческой гениальности: «Как ни просто было сочетание стекол с зеркальными пучками света, его не скомбинировали второй раз Очевидно, для этого нужно было что-то особенное, кроме знания, чем обладал только один человек – покойный профессор Владимир Ипатьевич Персиков».

В «Роковых яйцах» и «Собачьем сердце» впервые определенно проявилось неприятие Булгаковым революционных перемен, желание противопоставить им логику общечеловеческих истин.

Без новых людей невозможна жизнь. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» вызвал и помогает вызвать в душе человека стремление к борьбе за благо. Революционеры-демократы ждали прекрасного общества, справедливости Революция произошла, и новые люди пришли, но какими они получились? Именно это и показал Михаил Булгаков в своих произведениях, в особенности в «Собачьем сердце». Повесть актуальна и в наши дни. Она вроде предупреждения следующим поколениям. Пройдет очень много времени, прежде чем такие шариковы полностью исчезнут. Нужно верить и ждать, что это время все же настанет.

Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить хорошее образование, приезжали дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников. Именно они и относились к таким людям. Именно они с удовольствием и радостью поглощали в университетских стенах не только познания, но и культуру, внося, в свой черед, в жизнь демократические обычаи своих маленьких провинциальных городков и очевидную неудовлетворенность старинным дворянским строем.

Им предназначено было дать начало новой эпохе развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х годов XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа. Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это нормальные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет "особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда, студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом. В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Хорошо о "новых людях" и их значении в жизни остального человечества написал в своем собственном произведении сам писатель: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без подобных людей немыслима жизнь, потому что она должна всегда изменяться, модифицируясь с течением времени. В настоящие дни также существует поле деятельности для новых людей, вносящих коренные изменения в жизнь. Роман Чернышевского "Что делать?" бесценный и злободневный в этом отношении и для теперешнего читателя, помогающий активизировать подъем в душе человека, тягу к борьбе за социальное благо. Проблема произведения будет вечно современной и нужной для формирования общества.

«Новые люди», о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим господствовать. Герои романа почти на каждом шагу сталкивались с трудностями и невзгодами старого порядка и преодолевали их. «Новые люди» в произведении - разночинцы. Они были решительны, имели цель в жизни, знали, что им следует делать, были объединены общими идеями и стремлениями. «Главное их стремление - чтобы народ был свободен, счастлив, жил в довольстве». «Новые люди» верили в свой народ, видели его решительным, могучим, способным на борьбу. Но чтобы он добился своей цели, надо научить его, вдохновить и сплотить.

В разночинцах, которые являются героями романа Чернышевского, развито чувство собственного достоинства, гордость, способность постоять за себя. Автор пишет: «Каждый из них - человек отважный, не колеблющийся, не уступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уже крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук. Это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже не приходит в голову вопрос, можно ли положиться на этого человека во всем, безусловно? Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна, смело кладите на нее свою голову…» Чернышевский смог показать их общие, типичные черты, но и особенности каждого из них.

Лопухов и Кирсанов всегда надеялись только на себя, вместе трудились во имя высокой цели - развивать и совершенствовать науку, бескорыстные, помогают тем, кому нужна помощь, кто достоин ее. Они не искали выгоды в лечении больных. Но Дмитрий Сергеевич - более спокойный, Александр Матвеевич - эмоциональная и артистическая натура.

Вере Павловне трудно жилось в собственном доме из-за постоянных притеснений и попреков матери, но она не сломилась под гнетом, не сдалась на милость старым порядкам. Эта героиня была сильной по натуре, с раннего возраста имела собственные взгляды на жизнь, ей всегда хотелось свободы и жизни безо лжи. Не в ее привычке было кривить душой перед людьми и, главное, перед самой собой. Она не могла строить свое счастье на несчастье других, не терпела, когда с ней обращались, как с вещью. Вера Павловна пыталась понять разумное устройство общества, поэтому создала швейную мастерскую со справедливыми порядками и условиями. Деньги ее не интересуют, ей хочется увидеть сам процесс. Делая хорошо для себя, делает хорошо и для других. Вера Павловна, создавая мастерскую, задается целью воспитать «новых людей». Она считает, что хороших людей много, но им надо помочь, а они окажут помощь другим, «новых людей» станет больше. Вера Павловна - иной характер, чем Катерина Полозова.

Рахметов - особенный человек, из всех остальных он самый деятельный. Понимает, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть. Всевозможными средствами готовит себя к ней. Этот герой - «соль соли земли, двигатель двигателей». Он отрекся от своих личных интересов ради одной цели. Обладает огромной энергией, выдержкой, ясностью мыслей и поведения. Как пишет Чернышевский: «Рахметов - натура кипучая, он был мастер вести дело, был великий психолог».

«И Лопухов, и Кирсанов, и Вера Павловна, и Полозова, и Рахметов - люди сильных страстей, больших переживаний, богатого темперамента. Но в то же время они могут управлять своими чувствами, подчинять их поведение великим задачам общего дела». «Новые люди» - люди высоких идеалов. Деятельность для них являлась осуществлением этих идеалов. Все «новые люди» жили по «теории разумного эгоизма». Совершая поступки для себя и во имя себя, они также приносят пользу окружающим. По мнению Чернышевского, «новые люди» во всех ситуациях ведут себя одинаково: остаются людьми при любых обстоятельствах. «Новые люди» - не двуличны. Герои романа Чернышевского уважают любимого человека, делают все, чтобы ему жилось лучше, и относятся на равных друг к другу. Вот почему любовь у них чиста и благородна.