Жанр исторический. Исторический жанр в литературе

фр. genre – род, вид) – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, напр. – в живописи – портрет, пейзаж, натюрморт и др.; в муз. – симфония, кантата, песня и др.; в литературе – роман, поэма и др. Понятие жанра обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЖАНР

франц. genre – род, вид), тип произведения, обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху. Из совокупности нескольких жанров складывается литературный род. Жанр делится на виды (иногда эти термины употребляются противоположным образом: вид – более крупное множество, напр. поэма, жанр – конкретный тип, напр. лирическая поэма). В целом теория литературных родов не исчерпывает всего богатства жанров. Можно обозначить и другие принципы классификации жанров. Род объединяет жанры в основном по формальному признаку (проза, стихи или форма изложения текста для сцены) и по признаку самого общего содержания текста (личные чувства и переживания в лирике, события в эпосе, драматический сюжет в драме). Также жанры можно разделить по принципу авторского отношения к предмету изображения, общей интонации произведения – комические (комедия, шуточное стихотворение, юмористический рассказ), сатирические (памфлет, эпиграмма, фельетон), трагические, элегические и пр. Со времен античности известно деление жанров на высокие, средние и низкие. К высоким относятся жанры, повествующие возвышенным языком о деяниях богов и героев (трагедия, ода), к низким – высмеивающие грубым и простонародным языком низкие поступки людей (комедия, сатира), средние занимают промежуточное положение – повествуют о жизни человека, не вкладывая в это ни героического, ни комического содержания и пользуясь основным фондом слов языка (драма, повесть). Эту теорию развивали классицисты (М. В. Ломоносов в России, совмещавший учение о жанрах с учением о трех стилях – высоком, среднем и низком). Высокие жанры используют слова высокого и среднего стиля, средние – среднего и низкого, а в низких жанрах совмещаются слова высокого и низкого стилей, при этом «высокие» слова употребляются в сниженном значении. Иногда в такую классификацию включают еще и смешанные жанры – трагикомические и пародийные произведения, совмещающие элементы высоких и низких жанров.

Жанры выделяются на основе совокупности признаков. Помимо общего содержания и принадлежности к определенному литературному роду, важен объем произведения, его композиция и богатство идейного содержания. Так, напр., роман и повесть отличаются друг от друга объемом (объем романа, как правило, больше) и количеством освещенных проблем, тем, идей (в романе их больше). Такое же отличие между романом и эпопеей, являющейся еще более крупным произведением, призванным передать жизнь и колорит целой эпохи. В некоторых случаях трудно провести границу между жанрами (напр., романы И. С. Тургенева многие исследователи считают повестями). Легче выделить жанры по формальному признаку. Такие критерии часты в поэзии. Напр., сонет выделяется исключительно на основании внешних признаков – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катрен) и двух трехстиший (терцин). Так же формальны критерии выделения рондо, триолета, газели и пр. В прозе сложно ввести такой критерий, в связи с ее более свободным характером, и поэтому прозаические жанры часто различаются не по форме, а по содержанию. Напр., отличие рассказа от новеллы – это неожиданная концовка, обязательная для новеллы, по крайней мере, в современной трактовке этого термина.

С другой стороны, для жанра важно его идейное содержание. На этом основании внутри общего жанра или вида романа или повести можно выделить утопический (о несуществующих идеальных странах и городах, написанный в дидактических целях), приключенческий (о приключениях героя), детективный (о поисках преступника), психологический (посв. раскрытию психологии героев) и пр. роман (или соответствующую повесть).

Жанр развивается и меняется исторически. В разные эпохи возникали разные теории, посвященные критериям отделения одного жанра от другого и нормам создания текста различных жанров. Самые знаменитые теории принадлежат эпохе античности и классицизма.

Меняется не только содержание каждого жанра, но и состав жанров в целом. Так, торжественная ода, зародившаяся в поэзии Пиндара, на некоторое время ушла на периферию литературы, затем возродилась в 18 в., в эпоху классицизма, и после этого постепенно угасла. Жанры могут возникать в определенную эпоху, в творчестве определенного писателя – так, с романом П. Абеляра «История моих бедствий» возник жанр литературной исповеди. В творчестве драматурга М. Метерлинка появилась одноактная драма. Другие жанры, как, напр., басня, комедия, возникшие еще в античности, продолжают существовать на протяжении всех периодов истории литературы, вплоть до современного, и при этом постоянно наполняются новым содержанием.

Различные эпохи в истории литературы отличаются друг от друга не только составом жанров, но и их количеством. Для литературы 20 в. характерно большое количество жанров и их взаимопроникновение. На стыке нескольких жанров возникает новый тип литературного произведения. В предыдущие периоды в литературе, как правило, выдвигалось на первый план несколько жанров (напр., трагедия, ода, эпическая поэма в классицизме; лирическая поэма, баллада, элегия в романтизме). В связи с этим в современной литературе появились утверждения об исчезновении жанров – до такой степени расширились их границы. Появились антижанры – антироман, антидрама.

Жанровое своеобразие рассматривается не только по отношению к эпохе или течению в литературе, но и по отношению к отдельному писателю. В творчестве каждого писателя всегда появляются специфические формы, и их жанровая принадлежность обычно является предметом споров для исследователей. Так, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского соединяет в себе черты психологического, социального, детективного и авантюрного романа.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Русская литература обогащается своеобразным произведением, известным в двух вариантах, — «Словом» и «Молением» Даниила Заточника. «Слово» (вторая половина XII в.) содержит мольбу автора, обращенную, по-видимому, к новгородскому князю Ярославу Владимировичу (правнуку Владимира Мономаха), чтобы князь извлек автора из нищенского состояния, в котором он, человек образованный, почему-то оказался.

«Моление», составленное на основе «Слова» во второй четверти XIII в., обращается с аналогичной просьбой к Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского), княжившему в Переяславе Суздальском, а затем получившему от хана Батыя «старейшинство» над русскими князьями.

При помощи искусно подобранных авторитетных цитат и афоризмов оба варианта памятника стремятся создать идеальный образ такого князя, который стал бы надежной защитой для подданных. Князь оживляет «вся человекы милостию своею», он заступник сирот и вдов, он энергичный хозяин и полководец, он резко отличается от своих помощников-«тивунов», разоряющих народ.

Автор «Моления» осуждает бояр, он согласен скорее носить «лычницы» (лапти) в княжеском доме, чем ходить «в черлене сапоге в боярском дворе». Здесь образ князя во многом сохраняет те представления об идеальном правителе, которые создавал Владимир Мономах в «Поучении» к детям.

В отличие от литературных традиций Киевской Руси, где вассальные отношения рассматривались обычно в сфере военной деятельности и осмыслялись как княжеско-дружинные поиски «чести и славы», Даниил Заточник не постеснялся даже заявить князю о себе, что он не храбр «на рати». Зато он был силен в «словах» и «крепок мыслию», и поэтому перед ним открывался новый способ княжеской службы.

Умело оперируя изречениями библейских книг, «Физиолога», «Повести об Акире Премудром», «Повести временных лет», «Изборника» Святослава (1076), «Пчелы» и других памятников, автор доказывал князю свою образованность. Его остроумная речь пересыпалась поговорками («Кому Переславль, а мне Гореславль»; «Кому Боголюбово, а мне горе лютое»).

Предлагая себя князю в качестве мудрого советника, незнатный и бедный автор претендовал на то высокое место, которое занимала старшая дружина, как, например, бояре — толкователи «мутного» сна князя Святослава Киевского в «Слове о полку Игореве». Так впервые в русской литературе появляется представление об «уме» как о решающем признаке достоинства личности и профессиональной деятельности.

Автор «Моления» причислял себя к «дворянам» (к служащим при «дворе» князя), он хотел, чтобы князь оградил его от бояр страхом «грозы своей». Заточник смотрел на князя как на главного защитника отечества и молил бога укрепить его силу, чтобы отразить завоевателей, и в этом обнаруживались черты новой патриотической концепции Северо-Восточной Руси.

Литературный жанр молений распространялся преимущественно в те эпохи Развитого Средневековья, когда в общественном сознании снова начали укрепляться принципы монархической государственности, опиравшиеся не на старые феодально-родовые традиции, а на личную службу подданных.

Новая позиция писателя, мелкого вассала, по отношению к его первому читателю — самовластному сюзерену — состояла не в том, чтобы эпически воспеть его подвиги, как это бывало ранее, или, напротив, публицистически порицать его ошибки с позиций общего блага Русской земли, а в том, чтобы противопоставить князя его крупнейшим вассалам (боярам) и предложить ему свою преданную службу, угождая при этом его политическим воззрениям и личным вкусам.

Появление в древнерусской литературе жанра таких политических слов и молений свидетельствует о том, что она вступила в новый период своего развития, определяемый серьезными видоизменениями в области общественной мысли. Этот жанр был хорошо известен европейскому Средневековью.

К нему относились просительная элегия монаха Эрмольда, посланная им из заключения французскому принцу, сыну короля Людовика Благочестивого (IX в.), и «Пословицы» (XIII в.), сочинение некоего итальянского «заточника». Более значительными были византийские моления — литературно изложенные ходатайства о помиловании, об освобождении из тюрем.

Византийские поэты уделяли много внимания ироническому изображению неурядиц семейной жизни и сварливости женщин. Русский Заточник приводил по тому же поводу традиционное слово о «злых женах».

На фоне таких типологических соответствий в жанровой структуре, тематике и стилистике молений Средневековья отчетливо выступает своеобразие древнерусского писателя — первого памфлетиста.

Даниилу Заточнику было далеко до исторического опыта и образованности современных ему писателей-византийцев, поэтому в отличие от них он с наивностью неофита был преисполнен глубочайшего уважения к авторитетам старинной мудрости, восторга по отношению к «уму» вообще и к своему собственному в особенности.

Ему казалось, что, овладев древнехристианской книжностью, он уже в «премудрых ризу облачился». Хотя он и был «скуден одеянием, зато разумом обилен». Произошли значительные сдвиги в мироощущении древнерусского писателя.

Если в старой литературной традиции Византии и Болгарии только истинному христианскому подвижнику прилично было «горе возлетати умом», если митрополит Никифор в греческом послании к Владимиру Мономаху мог сказать такому высокому адресату «ум твой быстро летает», а в «Слове о полку Игореве» подобало спеть о Бояне Вещем, «летая умом под облакы», то Даниил Заточник без всяких колебаний присваивал себе такие же возвышенные характеристики, он уже сам умел «парить мыслью», как орел по воздуху. Он даже риторически приглашал своих читателей «вострубить», как в златокованую трубу, «в разум ума своего».

Эта рациональная самоуверенность писателя, облеченная еще в архаические литературные формы, имела своей основой такие новые черты феодального самосознания, которые связывались с появляющимися перспективами политической роли незнатного «служилого» человека на историческом этапе возрождающейся древнерусской государственности. «Моление» Заточника было литературным предвестием дворянской публицистики Московского государства.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

"Фэнтези (англ. Fantasy) - вид фантастической литературы, или литературы о необычайном, основанной на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивации в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению" .

"В самом общем случае фэнтези - это произведение, где фантастический элемент несовместим с научной картиной мира" .

"Фэнтези - это описание миров подобно нашему, миров с работающей в них магией, миров с чёткой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом, далёком будущем, альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне связи с Землёй" .

Ряд исследователей склоняется к определению фэнтези как разновидности литературной сказки. "По внешним параметрам фэнтези является разновидностью фантастической сказки" . "Сказочной фантасмагорией вымышленных миров" называет фэнтези писатель Э. Геворкян .

"Сказка. От научной фантастики этот жанр отличается отсутствием нравоучения и потуг на мессианство. От традиционной сказки - отсутствием деления на плохих и хороших", - говорится в статье Ника Перумова .

Дж. Р.Р. Толкин в своём эссе "О волшебных сказках" рассуждает о роли фантазии в создании чудесных вторичных миров. Толкин превозносит фантазию, подобно романтикам начала XIX в. Но, в отличие от них, писатель считает фантазию не иррациональной, а рациональной деятельностью. По его мнению, автор фантастического произведения должен сознательно добиваться установки на реальность. Необходимо придать вымышленному внутреннюю "логику реального", начиная с того, что сам автор должен верить в существование Фэери (созвучно фэнтези), "вторичного мира, основанного на мифологическом воображении" . Ещё одна тенденция - определение фэнтези через миф. Это вполне закономерно, поскольку фантастическая литература всегда имеет мифологическую основу.

"Этот жанр возник на основе переосмысления авторами традиционного мифологического и фольклорного наследия. И в самых лучших образцах данного жанра можно обнаружить ряд параллелей между авторским вымыслом и мифо-ритуальными представлениями, легшими в его основу" .

"Мир фэнтези - это пропущенные через современное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды, сказания" . Наиболее чёткое определение фэнтези предлагает справочник "Русская фантастика ХХ века в именах и лицах": "Фэнтези - это своеобразное сращение сказки, фантастики и приключенческого романа в единую ("параллельную", "вторичную") художественную реальность с тенденцией к воссозданию, переосмыслению мифического архетипа и формированию нового мира в её границах.

Фантастика предполагает содержание элемента необычайного, т.е. повествования о том, чего не бывает, не было и не может быть. Основное значение терминов фантастика и фантастическое - это особый способ отображения реальности в несвойственных ей формах. Особенности фантастики: 1) посылка необычайного, т.е. формирующее сюжет допущение о реальности необычайных событий; 2) мотивация необычайного; 3) форма выражения необычайного .

Фантазия вторична по отношению к воображению, это продукт воображения, она изменяет облик действительности, отражаемый в сознании. В этом случае речь также идет о субъективном начале, некой подмене. Современное понимание фантазии опирается также на учение К.Г. Юнга, и тогда фантазия - это самоизображение бессознательного; фантазия наиболее активна при падении интенсивности сознательного, в результате нарушается барьер бессознательного.

Фантастика - понятие, применяемое для обозначения разряда художественных произведений, изображающих явления, подчёркнуто отличающиеся от явлений действительности. Для образности фантастической литературы характерна высокая степень условности, которая может проявляться в нарушении логики, принятых закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого. В основе любого фантастического произведения заложена оппозиция "реальное - фантастическое". Основной чертой поэтики фантастического является так называемое "удвоение" реальности, достигающееся либо за счёт создания иной реальности, совершенно отличной от реальности действительной, либо за счёт формирования "двоемирия", заключающегося в параллельном сосуществовании реального и ирреального миров. Выделяются такие типы фантастики, как явная и неявная.

Истоки фантастического лежат в мифопоэтическом сознании человечества. Эпохой расцвета фантастического традиционно принято считать романтизм и неоромантизм. Фантастика порождает особый характер художественных произведений, прямо противоположных реализму. Фантастика не воссоздаёт действительности в её законах и устоях, но свободно нарушает их; она образует своё единство и цельность не по аналогии с тем, как это совершается в действительном мире. По своей природе закономерность мира фантастического совсем иная, чем закономерность реалистическая. Фантастика творчески воспроизводит не действительность, но сновидения, грезы во всём своеобразии их качеств. Такова существенная основа фантастики или её чистый вид.

Существует три вида фантастических произведений. Произведения фантастики первого вида - вовсе отрешённые от действительности, - это чистые сны, в которых не дано непосредственного усмотрения реальных поводов к ним или причин. Фантастические произведения второго вида, в которых даётся тайная основа для повседневных явлений, это такие сны, когда мы непосредственно усматриваем реальные поводы к чудесным образам и событиям или вообще их связь с реальностью, т.е. когда мы в самом сновидении созерцаем не только фантастические картины, но и реальных возбудителей их или вообще прямо связанные с ними элементы действительного мира - причём реальное оказывается в роли подчинённой фантастическому. Наконец, фантастические произведения третьего вида, в которых мы непосредственно созерцаем уже не реальных возбудителей или спутников таинственных явлений, но именно реальные последствия их. Это те сонные состояния, когда мы в первые мгновения пробуждения, ещё находясь во власти сонных видений, видим их внедрёнными так или иначе в действительном мире, - сошедшими в жизнь яви. Все три вида фантастики одинаково часто встречаются в художественных произведениях, но они не являются равноценными .

Жанр фэнтези является разновидностью фантастического рода литературы. По объёму изданий и популярности у рядового читателя фэнтези оставил далеко позади все прочие направления фантастики. Среди всех литературных течений именно фэнтези наиболее быстро развивается, осваивая новые территории и привлекая всё больше читателей.

Фантастика как прием была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды - к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, в современной литературе пришла очередь научной фантастики и фэнтези. Эти жанры развивались параллельно, подчас в чем-то соприкасаясь .

Вопрос отношений между научной фантастикой и фэнтези не решен до сих пор. С одной стороны, и то, и другое объединяется в одном понятии "фантастика" и воспринимается как ее модификации. С другой стороны, фэнтези явно противостоит той литературе, которую условно обозначают термином "научная фантастика".

Определения жанра рассказа. Рассказ и новелла, их соотношение.

Б.В.Томашевский: «Новелла (рассказ) - произведение с простой фабулой, <…> с короткой цепью сменяющихся ситуаций или, вернее, с одной центральной сменой ситуаций (Томашевский Б.В. Поэтика).

Г.Н.Поспелов: «Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение. <...> Существует еще одна разновидность малого прозаического жанра - новелла. Видимо, правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового(описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа» (Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь).

Ю.Нагибин: «Рассказ однолинеен, в нем один драматический узел, один конфликт» (Нагибин Ю. Не чужое ремесло).

В.П.Скобелев: «Рассказ (новелла) представляет собой интенсивный тип организации художественного времени и пространства, предполагающий центростремительную собранность действия, в ходе которого осуществляется испытание, проверка героя или вообще какого-либо значимого явления с помощью одной или нескольких однородных ситуация. Так что читательское внимание сводится к решающим моментам в жизни действующего лица или явления в целом. Отсюда концентрированность сюжетно-композиционного единства, одноплановость речевого стиля и малый /на фоне романа и повести/ объем как результат этой концентрации» (Скобелев В.П. Поэтика рассказа).

История возникновения жанра. Появление первых произведений с подзаголовком «рассказ» в середине 1820-х годов и закрепление этого определения за повествовательными произведениями малой формы с середины 1840-х годов (см. подробно об истории возникновения жанра и термина в работах Э.Шубина, А.В.Лужановского и др.). Активное развитие малых прозаических жанров в середине 1840-х годов. Связь возникновения жанра и его развития с историей реализма в русской литературе. «Повести Белкина» А.С.Пушкина и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя как важный момент в истории русского рассказа. Большая роль «Записок охотника» И.С.Тургенева в становлении жанра (см. статью В.Г.Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», где автор писал, что рассказ, давно существовавший в литературе как «младший брат» повести, получил право самостоятельного жанра).

Рассказ в творчестве Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина и др. Широкое распространение жанра в литературе серебряного века. Судьба рассказа и метаморфозы этого жанра в литературе 20 – начале 21 века.

Тема 2. Е.Замятин – новеллист .

Е.Замятин как один из ярких представителей малого эпического жанра в литературе 20 века, талантливый писатель-экспериментатор. Автобиография писателя. Политехническое образование и его роль в жизни и творчестве Е.Замятина. Увлечение идеями социализма и непосредственное участие в революционных событиях в России.

Обращение Е. Замятина к жанру рассказа в начале ХХ в. Мотив уездной Руси как основной в его творчестве. Сатирический характер творчества, традиции Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова. Северная тема в произведениях писателя (рассказы «Африка», «Север», «Ёла»).

Командировка в Англию в 1916 году и ее роль в жизни и творчестве Е.Замятина. Критика английского буржуазного общества и западного рационализма в духе О.Шпенглера (рассказ «Ловец человеков»). Увлечение модернизмом.

Е. Замятин и революция 1917 года. Просветительская практика, участие во многих культурных проектах советской России. Теоретические работы Е.Замятина о неореализме и экспрессионизме («О синтетизме», «Я боюсь», «Новая русская проза», «О литературе, революции, энтропии и о прочем»). Основное в стиле: подчеркнутый рационализм, геометрия формы, искажение образа, использование гротеска, трагической иронии: «синтетический образ в символике, синтезированный быт, синтез фантастики и быта, опыт художественно-философского синтеза» («Новая русская проза»).

Воплощение основных принципов новой поэтики в его новеллистике («Пещера», «Русь», «Дракон», «Мамай», «Рассказ о самом главном», «Ёла» и др.). Интерес к фантастике. Влияние Г.Уэллса и А.Франса на творчество Е.Замятина. Новейшая литература о Замятине.