Увлекательные уроки рисования в начальной школе. Современные концепции преподавания изобразительного искусства в начальной школе

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Урок изобразительного искусства (ИЗО) в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной российской школе растет роль изобразительного искусства, как одного из важнейших общеобразовательных предметов. Урок ИЗО помогает развивать у детей восприимчивость к миру прекрасного.

Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Мастер-класс по рисованию "Вот моя деревня"


Думлер Татьяна Петровна, учитель рисования МАОУ СОШ №30 г.Томска.
Назначение: Для работы с детьми от 8 лет и старше, педагогов, родителей.
Цель: Выполнение тематического рисунка в смешанной технике.
Задачи:
- Познакомить учеников с особенностями русской деревянной архитектуры.
- Учить организовывать пространство листа, организовывать рабочее место.
- Воспитывать уважительное отношение к изобразительному искусству, желание узнавать новое.
Эту работу мы выполняем с учениками в 4 классе (по программе Б.М.Неменского)


Материалы: Альбом, гуашь, кисти, стакан с водой, клей ПВА, 2 коробка спичек, ножницы.


Выполним линейный рисунок разделения пространства: линия горизонта, два пригорка, берег реки.


Приступаем к раскрашиванию фона. Возьмём синюю и белую краски, смешаем в крышечке, получившемся оттенком голубого цвета рисуем небо.


Также голубым цветом рисуем реку, добавляя синих оттенков.


Добавим в крышечку с белой краской немного зелёной, перемешаем. Добавим в крышечку с жёлтой краской немного зелёной.перемешаем. Получившимися оттенками зелёного цвета начинаем раскрашивать землю.


При раскрашивание пригорков цвет наносим растяжкой (от светлого оттенка к тёмному)


Берег реки выполняем охрой.


На заднем плане виднеется лес. Начинаем рисовать лиственные деревья.


Обязательно используем переходы красок: от тёмного к светлому. Лиственные деревья можно выполнить приёмом тычка.Хвойные деревья прорисовываем тонкой кистью.


Второй этап работы (как правило это задание выполняем на следующем уроке). Для выполнения задания нужен клей, спички.


Наносим клей тонким слоем на рисунок. Длина спички определяет размер клеевого пятна.


Выкладываем спички "Колодцем", чередуя серные головки поочерёдно. После выкладывания, спички подравняйте и прижмите пальчиками к рисунку, подержите несколько секунд.


Повторите выкладывание "колодца" несколько раз.


Фронтоны изб выкладываем из обрезанных спичек. Детям предлагаю (на выбор) другой вариант: закрасить фронтоны краской.


Коробки используем для окон и дверей. Вырезаем коричневые прямоугольники, приклеиваем их к срубам.


По желанию детей, можно добавить ещё изображения: тропинки, изгороди, колодцы, стога сена,и т.д.
Рисунки детей.




Жалею, что раньше не фотографировала рисунки детей, были такие интересные работы. В этом году пока как то так.
Надеюсь что вам понравиться и вы захотите сделать такую работу со своими учениками. Успехов!

Обучение изобразительному искусству, выражающееся в организации школ, использовании определённых методов, приёмов в обучении, в теоретической разработке вопросов искусства, началось только в период цивилизации.

Высокой ступени развития достигло искусство Древнего Египта, Греции, Рима. Строительство городов, храмов, жилых зданий потребовало большого числа художников, мастеров живописи, скульптуры, архитектуры. В специальных школах стали вырабатываться принципы, правила, законы построения изображения фигуры человека, животных, растений, интерьера.

Мыслители, художники Древней Греции считали обучение рисованию необходимым не только для многих практических ремёсел, но и для общего образования и воспитания. Аристотель (384-322 гг. н. э.) указывал, что « в настоящее время обычными предметами обучения являются следующие четыре: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование».

Большое значение в разработке методов обучения рисованию имели труды великого чешского педагога эпохи средневековья Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий чешский педагог считал, что предмет «рисование» необходимо ввести в общеобразовательные школы и что оно помогает решить её воспитательные задачи.

О пользе рисования как общеобразовательного предмета говорил и французский философ-энциклопедист Жан Жак Руссо (1712-1778). Руссо отмечал важную роль рисования в познании и развитии чувственно-эмоционального отношения к окружающей действительности. В книге «Эмиль», или «О воспитании» Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребёнка, обучая его рисовать с натуры.

Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии, а также действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая учащихся к изобразительному искусству, мы тем самым передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.

Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся. В процессе занятий изобразительным искусством у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление, способность к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.п.

Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.

Художественные знания, полученные детьми, умение воспринимать произведения искусства, приобретённые навыки собственной творческой деятельности – действенные средства развития интереса у ребят к искусству, потребности в художественно-творческой деятельности.

Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.

Художественное творчество младших школьников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.

Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.

Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.

В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:

    к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;

    составлению оптимального плана действий;

    обучению, творческому развитию.

При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.

Цель преподавания изобразительного искусства в начальной школе – гармоничное развитие младших школьников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.

Показателем и условием эффективности уроков изобразительного искусства является увлечённость детей работой, интерес и желание заниматься искусством. Изобразительная деятельность должна доставлять детям радость, обеспечивать активное эмоциональное отношение учащихся к занятиям.

Уроки изобразительного искусства в начальной школе способствуют развитию младших школьников, формируют систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.

В своей деятельности учителя изобразительного искусства руководствуются :

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения:

Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Выяўленчае мастацтва. I-V классы. Вучэбнаяпраграма для ўстаноўагульнай сярэдняй адукацыі з беларускаймовайнавучання. – Мінск: НІА, 2012;

примерным календарно-тематическим планированием :

«Примерное календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству», I–V классы / И.Г Волкова, В.Н. Данилов // Мастацкая адукацыяі культура. – 2009, № 4, 2010, № 1.

Календарно-тематическое планирование является примерным. При необходимости учителям изобразительного искусства разрешается перераспределять количество учебных часов между темами;

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования»,утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94. С нормативным документом можно ознакомиться на сайте www. minzdrav.by, www.rcheph.by;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Изобразительное искусство» при реализации образовательной программы базового образования (V класс), определенными образовательным стандартом общего среднего образования;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» обучение изобразительному искусству в I-IV классах учреждений общего среднего образования осуществляется на содержательно-оценочной основе (без выставления отметок).

Безотметочное обучение изобразительному искусству осуществляется с целью:

Формирования у учащихся внутренней мотивации учения;

Развития креативности, самостоятельности, рефлексии;

Становления адекватной самооценки;

Формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

Необходимость использования безотметочного обучения обусловлена наличием существенных различий в уровне развития способностей в области изобразительного искусства и художественной подготовки учащихся.

Обучение изобразительному искусству на содержательно-оценочной основе осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

В процессе обучения изобразительному искусству широко используются развернутые оценочные суждения, отражающие степень усвоения учащимися умений и навыков в сфере изобразительного искусства, а также достигнутый ими уровень развития художественных умений и навыков. Словесно-содержательная оценка имеет комплексный характер и дается с учетом особенностей различных видов художественно-творческой деятельности.

При проведении уроков изобразительного искусства рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении художественно-творческой деятельности. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Важным условием безотметочного обучения изобразительному искусству является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный и тематический. Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и дает возможность установить исходный уровень художественного развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль дает возможность установить результативность усвоения темы четверти.

Контроль осуществляется в практической, устной и письменной формах, а также в сочетании указанных форм. При этом практические формы контроля на уроках изобразительного искусства являются приоритетными.

В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и посильно создавать его в собственных работах как результат эстетического восприятия явлений действительности и искусства и овладения навыками самостоятельной художественной деятельности. Методы преподавания искусства в школе должны учитывать его специфику как способа мышления и освоения мира.

Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:

    формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

    совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;

    обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;

    развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.

В целях формирования культуры устной и письменной речи в процессе восприятия произведений искусства и выполнения художественных работ учитель должен создавать условия для развития связной устной речи учащихся, умений анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать. Необходимо развивать воображение, эстетический вкус, коммуникативные навыки учащихся, эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства, умение вести дискуссию, осуществлять активную и самостоятельную художественно-творческую деятельность, повышать уровень мотивации, интерес к предмету. Знакомство с шедеврами мировой и национальной художественной культуры должно способствовать формированию национальной самоиденфикации, патриотизма, уважительного отношения к культуре своего и народов мира, стремления к посильному эстетическому преобразованию окружающей действительности.

Требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в начальных классах »:

    связь с жизнью, с народными художественными традициями;

    единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности;

    учёт возрастных возможностей учащихся, оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

    разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов;

    межпредметные связи, связь с другими видами художественной деятельности детей;

В начальной школе программой по изобразительному искусству определены три вида художественно-практической деятельности: изображение, украшение(декорирование) и конструирование(дизайн).

Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.

Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).

Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.

При обучении искусству детей начальных классов на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.

Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.

При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.

В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.

Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.

Необходимо чёткое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства.

Точно также те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративного рисования, находят своё дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего, предметов «эстетического» цикла – литература, музыка, занимает важное место в формировании мировоззрения учащихся.

Однако роль изобразительного искусства в воспитании и обучении будет действительно эффективной, если современные уроки изобразительного искусства будут отвечать ряду условий, а именно:

    Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках изобразительного искусства.

    Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей изобразительному искусству.

    Использование на уроках изобразительного искусства проблемных вопросов и ситуаций.

    Широкое использование на уроках изобразительного искусства наглядности и технических средств обучения.

    Соблюдение преемственности в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников.

    Соблюдение межпредметных связей уроков изобразительного искусства и литературы, математики, музыки, трудового обучения и т. д.

    Использование разнообразных приёмов и методов работы с детьми на уроках изобразительного искусства, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к изобразительному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, к процессу рисования и своему рисунку, чувства сопереживания персонажам своих композиций и рассматриваемых произведений художников.

    Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, учебно-воспитательных приёмов) уроков рисования с натуры, на темы с другими уроками и внеклассными мероприятиями по изобразительному искусству.

    Постоянное совершенствование методики проведения уроков изобразительного искусства по всем основным разделам учебной программы.

    Использование в процессе обучения детей изобразительному искусству передового опыта учителей начальных классов и учителей изобразительного искусства.

В процессе обобщения передового опыта учителей по эстетическому воспитанию школьников средствами изобразительного искусства выделяются следующие аспекты, особенно влияющие на совершенствование учебно-воспитательного процесса на уроке изобразительного искусства. Это, прежде всего, применение методов и приёмов работы, направленных на привлечение эмоционально-эстетических чувств детей, на проявление у них чувства радости, восхищения от встречи с красотой в действительности и в искусстве, на привлечение интереса школьников к наблюдаемым и затем изображаемым явлениям и объектам окружающего мира. Возбуждение чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости ведёт к появлению устойчивого внимания, к глубокому и всестороннему изучению явлений и объектов действительности, к осознанному усвоению законов и правил рисования, к познанию эстетического в жизни и искусстве.

Занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. Они способствуют расширению интересов, воспитанию эстетических потребностей учащихся, их мыслительной и творческой активности, эмоционально-эстетического отношения к действительности. На занятиях изобразительным искусством формируются такие свойства личности, ка самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведениями изобразительного искусства служат эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти и чувств, а также воспитанию нравственных и эстетических качеств ребёнка.

Литература:

- Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах», 1984.

- Костерин Н.П. «Учебное рисование», 1984.

- Кандинский, В. В. «О духовном в искусстве», 1992.

- Алехин, А. Д. «Когда начинается художник», 1993.

-Кузин В. С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 1998.

- Сатарова Л.А. «Изобразительное искусство в школе», 2004.

-Сокольникова Н.М. « Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе», 2005.

- Пьянкова Н.И. «Изобразительное искусство в современной школе», 2006.

- Инструктивно-методическое письмоМинистерства образования Республики Беларусь«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»в 2012/2013 учебном году», 2012.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Изобразительное искусство в начальной школе

1. Цель и задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах

Предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формированием ее творческого потенциала.

В связи с этим изобразительное творчество учащихся в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др.

Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

Постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;

Развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

Духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;

Формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;

Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

Создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;

Ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;

Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

2.Требования к содержанию и методам преподавания

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе основаны на следующих принципах:

Органичном сочетании и единстве учебно-воспитательного процесса: нравственно-духовное, эстетическое и художественное воспитание должно осуществляться в комплексе с систематическим усвоением учащимися художественных знаний и освоением практических навыков художественной деятельности;

Освоении учащимися изобразительных навыков и технических приемов, которые является не самоцелью, а средством или инструментарием для художественного познания и создания художественного образа;

Учете возрастных особенностей учащихся, сочетании индивидуальных и коллективных форм работы;

Формировании представлений об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, понятиях и терминах, овладении техниками и материалами, образной системой;

Формировании стержневых представлений об изобразительном искусстве, которое происходит во взаимосвязи со всеми видами художественной деятельности: эстетическим освоением окружающего мира, восприятием искусства, теоретическим знанием, творческо-практической деятельностью;

Применении разнообразия видов работы и художественных материалов;

Взаимосвязи разных видов искусств (полихудожественности) - изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создается ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью на уроке определенное время отводится просмотру репродукций, слушанию музыки, литературных произведений, просмотру фрагментов

изобразительный искусство учебный начальный

3. Структура программы и виды занятий

Системообразующим началом программы и ее смысловым стержнем является дифференциация всего учебного материала по трем содержательным компонентам, которые охватывают всю программу с I по 4классы. К ним относятся:

- «Эстетическое восприятие действительности»;

- «Восприятие искусства»;

- «Практическая деятельность».

Эстетическое восприятие действительности как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач.

Задачей данного содержательного компонента программы является также развитие у школьников зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

Содержательный компонент «Восприятие искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.

В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.

На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техника.

Практическая художественно-творческая деятельность включает в себя:

Изображение на плоскости (использование разных художественных материалов и техник (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, тушь; аппликация, коллаж, монотипия);

Лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, солёное тесто);

Декоративно-прикладную деятельность и дизайн (художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства).

Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, работу на тему по заданию учителя, а также наброски, прикладную графику, аппликацию, коллаж, монотипию и т.п.

Лепка (скульптура) имеет особое значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет доминирующую роль в развитии изобразительной деятельности детей.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, художественного конструирования и проектирования, работу с природными материалами (листья, цветы, травы и т.п.), что способствует развитию у школьников представлений о связи разных видов художественной деятельности.

Содержание практической деятельности предполагает решение четырех основных групп учебных задач: 1) композиция; 2) цвет и освещение; 3) форма, пропорции, конструкция; 4) пространство и объем. Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Главное в работе по композиции в начальных классах - освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе - создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.

В работе с цветом в I-IV классах ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. В начальных классах следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, так как гуашь дает большую свободу в работе и позволяет вносить исправления. В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Для выработки навыков анализа формы и последующего ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.

Обучение передаче пространства на бумаге начинается с I класса, в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание в работе с младшими школьниками уделяется формированию у них понятий об изломе плоскостей и границе излома: границе пола и стены, видимой границе земли и неба, а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.

При планировании времени на данный вид работы нужно учитывать, что виды художественной деятельности на уроках могут сочетаться и занимать часть урока: восприятие - с практической работой, лепка - с рисованием.

Методы работы с учащимися по искусству на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр мультимедийной презентации,. Огромную роль играют уроки, построенные по законам художественной драматургии, формы внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству..

Особое внимание должно быть обращено на художественно одаренных детей, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

Уроки изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств.

Эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся практических умений и навыков.

Ведущие умения формируются комплексно во всех видах художественной деятельности. Освоение каждого вида требует формирования частных умений и навыков: живописных, графических, пластических, декоративных, конструктивных, восприятия произведений искусства, освоение их языка, выразительных средств и т. п.

Литература:

1Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 - 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.

2Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

3Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992.

4Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. - Минск: НМУ НИО, 2008.

5Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002 искусства).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.

    шпаргалка , добавлен 29.10.2013

    Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

    конспект урока , добавлен 10.09.2010

    Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Основные характеристики школьных стандартов нового поколения. Универсальные учебные действия в современной начальной школе. Практическая значимость формирования личностных универсальных учебных действий у школьников средствами изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Характеристика дизайна как особой формы проектной деятельности. Содержание и структура профессиональной компетенции будущих дизайнеров. Виды и художественные средства изобразительного искусства. Разработка учебной программы по дисциплине "Рисунок".

    диссертация , добавлен 17.02.2013

    Психолого-педагогические основы развития речи. Целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе. Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на основе ИЗО занятий.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2011

    Компьютерное обучение в начальных классах. Использование компьютера на уроках рисования. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов младших школьников на уроках рисования. Программы "Графический редактор для младших школьников".

    дипломная работа , добавлен 03.11.2002

    Понятие творческих способностей. Особенности развития творческих способностей у младших школьников. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста. Игровая технология на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2012

    История развития керамических промыслов, особенности работы с глиной и пластилином, народные глиняные игрушки. Значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства, технология выполнения работ из глины. Занятия лепкой в детском саду и школе.

М.: 1999. – 368 с.

В пособии в доступной форме рассказывается об основах изобразительной деятельности. Оно включает в себя как теоретические сведения о материалах и техниках, так и подробные рекомендации для выполнения заданий по рисунку, живописи, дизайну, лепке и архитектуре. Материал изложен системно, доступно и наглядно. Текст сопровождается иллюстрациями, которые повышают информативность учебного пособия, помогают извлекать информацию не только из текста, но и визуально. Книга рекомендуется также для студентов педагогических колледжей.

Формат: pdf

Размер: 30,5 Мб

Скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 8
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ 8
§ 1. Рисунок - вид графики 9
§ 2. Из истории рисунка 17
§ 3. Восприятие и изображение формы 22
§ 4. Свет и тень 26
§ 5. Пропорции 30
§ 6. Перспектива 34
ШКОЛА РИСУНКА 47
§1. Практические советы 48
Графические художественные материалы и техники 48
Передача фактуры предметов 54
§ 2. Методика работы над рисованием отдельных предметов и гипсов 55
Последовательность рисования куба 57
Последовательность рисования шара 58
Последовательность рисования цилиндра 58
Последовательность рисования пирамиды 59
Последовательность рисования шестигранной призмы 59
Последовательность рисования кувшина. Карандаш 60
§ 3. Методика работы над рисованием складок драпировки 61
§ 4. Методика работы над рисованием гипсового орнамента 63
§ 5. Методика работы над рисованием натюрморта 65
Последовательность рисования натюрморта из геометрических тел 67
Последовательность рисования натюрморта из бытовых предметов 69
§ 6. Методика работы над рисованием головы человека 70
Последовательность рисования головы гипсовой модели 70
Последовательность рисования головы живой модели 72
§ 7. Методика работы над рисованием фигуры человека 74
Последовательность рисования фигуры человека 77
§ 8. Методика работы над рисованием природы 78
Рисование трав, цветов и ветвей 78
Рисование деревьев 82
Рисование пейзажа 86
Последовательность рисования пейзажа 89
Рисование зверей и птиц 89
Практические задания 97
Глава II . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ 98
§ 1. Живопись - искусство цвета 98
§ 2. Из истории живописи 104
§ 3. Многообразие жанров живописи 114
Портрет 114
Натюрморт 116
Пейзаж
Анималистический жанр
Исторический жанр
Батальный жанр
Мифологический жанр
Бытовой жанр
§ 4. Восприятие и символика цвета
§ 5. Цвет и синтез искусств
§ 6. Основы цветоведения
О природе цвета 137
Основные, составные и дополнительные цвета
Основные характеристики цвета
Локальиый цвет
Цветовые контрасты
Смешение цветов
Колорит
Типы цветовых гармоний
§ 7. Композиция в живописи
Правила, приемы и средства композиции
Ритм
Выделение сюжетно-композиционного центра
ШКОЛА ЖИВОПИСИ
§ I. Практические советы
Живописные художественные материалы"и "техники работы 163
последовательность выполнения живописного произведения 166
& I. Методика работы над живописным изображением натюрморта 168
Последовательность изображения натюрморта. Гризайль 172
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Акварель
Последовательность изображения натюрморта из бытовых предметов. Гуашь
§ 3. Методика работы над живописным изображением головы человека
Последовательность выполнения живописного этюда головы живой модели
§ 4. Методика работы над живописным" изображением фигуры человека.
Последовательность выполнения живописного этюда фигуры человека
§ 5 Методика работы над живописным изображенинм пеизажа (пленэр)
Последовательность изображения пейзажа." Акварель по-сырому 179
Последовательность изображения пейзажа. Акварель 180
Последовательность изображения пейзажа. Гуашь
Практические задания
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ 181
KW™T И дек°Ра™вн°-пРИкладное искусство в системе ценностей культуры
§ 2. Композиция в народном и декоративно-прикладном искусстве 192
§ -3. Искусство орнамента
Виды и структура орнаментов 196
Многообразие и единство орнаментальных мотивов разных стран
и народов 199
Стилизация природных форм 204
§ 4. Народные художественные промыслы 207
Роспись по дереву 207
Хохлома 207
Городец 209
Росписи Северной Двины и Мезени 210
Керамика 213
Гжельская керамика 213
Скопинская керамика 215
Русская глиняная игрушка 216
Дымковская игрушка 216
Каргопольская игрушка 217
Филимоновская игрушка 217
Русская деревянная игрушка 218
Игрушка русского Севера 219
Нижегородская «топорщина» 220
Полхов-Майданские тарарушки 221
Сергиевопосадская игрушка 222
Богородская игрушка 223
Матрешки (Сергиев Посад, Семенов, Полхов-Майдан) 225
Русские художественные лаки 226
Федоскино 227
Палех, Мстера, Холуй 228
Жостово 229
Павлопосадские платки 230
§ 5. Народный костюм 232
ШКОЛА НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 235
§ 1. Методика освоения декоративной росписи 235
Хохломская роспись 236
Городецкая роспись 240
Полхов-майданская роспись 241
Мезенская роспись 241
Жостовская роспись 242
Гжельская роспись 244
§ 2. Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек 246
Дымковская игрушка 247
Каргопольская игрушка 249
Филимоновская игрушка 249
§ 3. Методика работы над тематической декоративной композицией 250
Практические задания 254
Глава IV. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИЗАЙНУ 256
§ 1. Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды 257
§ 2. Из истории дизайна 272
§ 3. Основы формообразования 278
§ 4. Цвет в дизайне 283
§ 5. Композиция в дизайне 286
ШКОЛА ДИЗАЙНА 288
§ 1. Методика работы над заданиями по графическому дизайну 288
§ 2. Методика работы над проектированием и моделированием объектов дизайна 290
Практические задания 294
Часть II МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§ 1. Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству в начальной школе 295
§ 2. Методика обучения изобразительному искусству в I-IV классах 312
Методика обучения рисунку, живописи, композиции в начальной школе
Методика обучения народному и декоративно-прикладному искусству 324
Методика обучения дизайну в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература 3S7

Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Как же научиться его понимать? Для этого необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Как известно, виды искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства - это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют в реальном пространстве.
К пластическим искусствам относятся: изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), архитектура, декоративное и прикладное искусство, дизайн, а также произведения народного искусства изобразительного и прикладного характера.
Все виды искусства осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств воспринимаются зрительно, а иногда и осязательно (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Этим они существенно отличаются от произведений временных видов искусства. Музыкальные произведения воспринимаются на слух. Для исполнения симфонии и чтения книги требуется определенное время.
Не следует относить к пластическим искусствам балет, в котором происходит слияние музыки и движения на основе пластики человеческого тела. Балет считают синтетическим видом искусства.
В пространственных искусствах пластика объемов, форм, линий имеет существенное значение, именно с этим и связано их название. Пластические искусства с XVIII в. называют прекрасными, изящными, этим подчеркивается их красота и совершенство образов.
Вместе с тем с глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, среды, окружающей человека, то есть с созданием материальной культуры. Тем самым художественная вещь воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира.
Искусство каждой эпохи воплощает ее ведущие философские идеи. Как род художественной деятельности пластические искусства занимают на всех ступенях истории развития человечества важное место в духовном освоении действительности, им доступен самый широкий круг тем.
Пластические искусства тяготеют к синтезу искусств, то есть к слиянию и взаимодействию архитектуры с монументальным искусством, скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством; живописи со скульптурой (в рельефах), живописи с декоративно-прикладным искусством (в керамических изделиях, вазах) и т. д.
Пластические искусства как один из художественных элементов являются составной частью многих синтетических искусств (театр, экранные искусства). Существуют попытки объединения живописи с музыкой.
В структуру образа пластических искусств (каллиграфия, плакат, карикатура) может входить материал языка (слово, буква, надпись). В искусстве книги графика объединяется с литературой. Пластические искусства могут
даже приобретать качества временных искусств (кинетическое искусство). Но в основном образная структура произведения пластического искусства строится с помощью пространства, объема, формы, цвета и др.
Окружающий нас мир становится предметом изображения художника, фиксируется им в пластических образах. Основная их особенность заключается в том, что, материализуясь на плоской или иной поверхности, они дают нам художественное представление о многообразии предметов и их расположении в пространстве.
Художественность пластического изображения раскрывается в отборе тех качеств предметно-пространственного мира, которые дают возможность передать характерную выразительность и выделить эстетически ценное.
При этом можно говорить о трех различных пластических системах. Следует отметить, что в изобразительном искусстве с давних времен существовали одновременно или сменяя друг друга различные системы художественного восприятия и отображения реального мира.