Алябьев александр. А

Композиторскую судьбу Александра Алябьева можно назвать парадоксальной: его имя известно даже далеким от музыки соотечественникам, многие из этих людей даже могут утверждать, что любят музыку Алябьева – но знают они только одно его произведение, романс «Соловей». Судьба этого романса оказалась счастливой – его украсили пассажами и фиоритурами, превратив в средство демонстрации вокальной техники, его виртуозные инструментальные транскрипции создали Анри Вьетан и – но рождался-то он как самый простой романс в жанре «русской песни». Он стал самым прославленным творением своего автора, невольно заслонив собою множество других его произведений.

Жизнь Александра Александровича Алябьева была весьма бурной и даже драматичной. По происхождению он принадлежал к родовому дворянству. Отец его был вице-губернатором в Тобольске, где в 1787 г. появился на свет будущий композитор.

Как это было принято в дворянских семьях, молодой человек состоял на государственной службе. С 1801 г. он служил в чине унтер-шихтмейстера в Санкт-Петербурге, затем – в чине шихтмейстера в Москве. Музыкой он занимался в свободное время, обучаясь у Иоганна Миллера, чьими учениками считаются многие русские композиторы той эпохи. В 1810 Алябьев опубликовал первые свои произведения – несколько романсов и фортепианных пьес. Созданный в это же время струнный квартет издан не был – это произошло только в середине ХХ столетия.

Во время Отечественной войны 1812 г. Александр Алябьев вступил в гусарский полк добровольцем. Он сражался вместе со знаменитым Денисом Давыдовым, дошел до французской столицы, был ранен, удостоился за боевые заслуги медали и двух орденов. Учитывая его военные заслуги, он мог бы сделать блестящую карьеру, но военная служба совершенно не влечет его, и через несколько лет после войны Алябьев выходит в отставку.

Теперь Алябьев, живущий то в Санкт-Петербурге, то в Москве, может уделить больше внимания музыке. Обладая прекрасным тенором, Александр Александрович выступает не только в качестве пианиста, но и как певец. Проявляет он себя и как композитор, создавая музыку к водевилям Михаила Загоскина, Александра Писарева. Работает он и в оперном жанре, премьера его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» состоялась в 1823 г., и критики полагали, что она ни в чем не уступает комическим операм французских композиторов.

Круг общения композитора составляли в то время такие люди, как драматург Александр Шаховской, баснописец Иван Крылов, поэт Николай Гнедич, а также будущие декабристы – в частности, Александр Бестужев-Марлинский. Сам Алябьев к тайному обществу не примкнул, в восстании не участвовал, но, быть может, именно дружба с декабристами стала причиной того крутого поворота, который сделала его судьба: композитора арестовали по обвинению в убийстве. Никаких доказательств его вины не было – и быть не могло: потерпевшего – помещика Времева – никто в действительности не убивал, он уже давно был болен и умер через несколько дней после ссоры, имевшей место в ходе игры в карты в доме Алябьева.

Несмотря на отсутствие доказательств, композитор провел в тюрьме три года. Это самым пагубным образом повлияло на его здоровье: ухудшение зрения, ревматизм. Единственным утешением служила музыка: сестра Екатерина добилась, чтобы в камеру ему было доставлено фортепиано. Именно в то тяжелое время композитор написал свой знаменитый романс «Соловей». Возможно, он посвящался Екатерине Римской-Корсаковой, с которой композитор познакомился на балу – и не успел объясниться… Первым исполнителем романса стал Петр Булахов, и произведение имело большой успех. Верстовский иронически заметил, что русскому таланту и тюрьма на пользу. Когда эти слова дошли до автора, он попросил передать Верстовскому, что рядом с ним немало свободных камер.

Лишь через три года после ареста состоялось судебное разбирательство, и Алябьев был лишен дворянских прав и приговорен к ссылке. Сначала он жил в Тобольске, затем на Кавказе, в Оренбуге, Коломне. Любящая сестра сопровождала его. Но и в таких обстоятельствах он не оставляет музыку: создает в одном из городов хор, записывает народные песни, создает Третий квартет, балет «Волшебный барабан» и множество романсов, в которых отразилась его собственная судьба – «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога»…

В конце 1830-х гг. Алябьев возвращается в Москву. Он встречается со своей давней любовью – Екатериной Римской-Корсаковой, в то время – вдовой Офросимовой. Теперь уже ничто не мешало счастью любящих, и в 1840 г. они обвенчались. «Я вступила в супружество с Алябьевым уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами», – говорила супруга композитора.

В 1840-х гг. Алябьев пишет немало романсов на стихи Николая Огарева: «Кабак», «Деревенский сторож», «Изба». Эти романсы, поднимающие тему социальной несправедливости, во многом предвосхищают круг образов вокального творчества Даргомыжского и . Тот же мятежный дух присущ его последним операм, среди которых – «Буря» (по Шекспиру), «Эдвин и Оскар» (по кельтским легендам). Композитор ушел из жизни в 1851 г.

Музыкальные Сезоны

Биография.

Судьба Александра Александровича Алябьева (1787- 1851) сложилась драматично, хотя первая половина его жизни не предвещала тяжких испытаний. Он родился в Тобольске; его отец занимал пост губернатора, считался человеком просвещенным и либеральным, был большим любителем музыки.

Ребенок получил серьезное домашнее воспитание, в которое обязательной частью входила игра на фортепиано. С переездом семьи в Москву Александр начал серьезно заниматься музыкой, и вскоре появляются его первые сочинения - романсы и фортепианные пьесы. В первые дни Отечественной войны 1812 года, Алябьев добровольцем вступает в армию. Он сражался вместе с легендарным поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, был ранен, прошел со своим гусарским полком весь боевой путь до Парижа; за храбрость и боевые заслуги Алябьев был награжден орденами и медалью.

По окончании войны он, продолжая военную службу, живет в Петербурге, а выйдя в отставку, поселяется в Москве, где сближается с артистическим миром, общается с Грибоедовым, Крыловым, Бестужевым-Марлинским, Одоевским, Верстовским, братьями Виельгорскими. Как пианист и певец участвует в любительских концертах, сочиняет театральную музыку (оперы, водевили), камерные инструментальные произведения, романсы, которые пользуются большим успехом у слушателей. Но эта яркая творческая жизнь была прервана роковым случаем. В 1825 году в доме Алябьева во время карточной игры произошла крупная ссора, после которой один из ее участников скоропостижно скончался.
Алябьева арестовали по подозрению в убийстве и после длительного судебного разбирательства, несмотря на недоказанность преступления, приговорили к лишению всех прав, дворянского звания и к ссылке в Сибирь. Начались многолетние скитания Алябьева. Ссылка длилась более 15 лет; он жил в Тобольске, на Кавказе, в Оренбурге, Коломне.

В ссылке он занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданною, как и прочие сочинения Алябьева, кроме романсов. Церковные сочинения Алябьева в церковно-певческую практику не вошли. Рукописи их хранятся в библиотеке московской консерватории. Но, несмотря на тяжелые испытания и одиночество, композитор продолжает активную творческую деятельность. Еще находясь в тюрьме, он сочиняет романсы (в том числе знаменитого «Соловья»), а также инструментальные пьесы, музыку к водевилям и балет «Волшебный барабан». В тобольской ссылке организует военный духовой оркестр и хор, дирижирует их выступлениями, пишет оркестровую музыку и романсы; такие из них, как «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», связаны с темой изгнания и стали лирической исповедью композитора.
Во время поездки на Кавказ, разрешенной для лечения, Алябьев был пленен его природой, обычаями, музыкой. Он записывал грузинские, армянские, кабардинские, зербайджанские народные мелодии, ритмы и интонации которых затем нашли свое отражение в произведениях разных жанров. Только в 1843 году Алябьев с большим трудом получает разрешение жить в Москве, но под надзором полиции и «без права показываться на публике». Он ведет уединенный образ жизни, отдавая все время сочинению.
Жизненные испытания не сломили композитора.

Заслуги Алябьева.

Значение Алябьева в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах. В романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Первое издание романсов Александра Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 г. в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899 гг., Москва) заключает в четырех томах 111 романсов и оперу "Кавказский пленник". В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Песнь бедняка", "Луч надежды" и "Вечерком румяну зорю". Романс «Соловей» (1826 г.) на слова А.А.Дельвига, - возможно, самое известное произведение Алябьева. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон».

Творчество Алябьева.

Творчество Алябьева разнообразно, оно включает в себя различные жанры - оперы, балет, водевили, произведения для оркестра, фортепианные пьесы, камерные ансамбли (трио, квартеты), хоровые сочинения. Но важнейшее место среди его сочинений занимают многочисленные романсы.
Одним из самых популярных является созданный в 1825 году на стихи Антона Дельвига «Соловей». Романс принадлежит к жанру «русской песни» и написан в куплетной форме с неторопливым запевом и быстрым припевом. Нежная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая переменность, идущая из народной музыки (ре минор - фа мажор, до мажор - ля минор). Ее плавные закругленные четырехтактные фразы поддерживаются скромным «гитарным» аккомпанементом.
В то же время яркие и стремительные фортепианные заключения куплетов ярко контрастируют с пластичной вокальной кантиленой. Впоследствии выдающиеся исполнительницы романса - Аделина Патти, Генриетта Зонтаг, Полина Виардо, а также многие русские певицы - насыщали вокальную партию виртуозными пассажами и каденциями. Популярности произведения содействовали его фортепианные обработки - вариации Глинки и транскрипции Листа, а также скрипичная фантазия Анри Вьетана.

Судьба «Соловья»

«Отчего же «Соловей» Алябьева до сей поры нравится образованным любителям музыки? Потому что в нем есть внутреннее достоинство. Прекрасная идея, выраженная в привлекательной форме, - не стареется
и не выходит из моды.»

Д.Ю. Струйский

Среди первых исполнителей «Соловья» – ученик М.И. Глинки - Н.К. Иванов, цыганка Татьяна Демьянова, чаровавшая А.С. Пушкина, московская певица П.А. Бартенева, немецкая оперная артистка Г. Зонтаг, впервые познакомившая с русским романсом зарубежную публику, подруга И.С. Тургенева - французская певица П. Виардо. Позднее, в середине ХIХ в. он часто исполнялся как в России, так и за рубежом многими певицами, начиная с всемирно известных примадонн оперных групп и кончая участницами самодеятельности. Следует отметить, что в первозданном виде романс исполняется очень редко. Обычно поют только первые четыре строки (в стихотворении Дельвига их 28), а из мелодии делают тему с вариациями, украшая ее имитацией соловьиного пения, чего в оригинале нет.


Триумфальный успех «Соловья» породил огромное количество переложений для самых разных инструментов (скрипки, виолончели, гитары, арфы), ансамблей и оркестров. Глинка и сам Алябьев сделали переложения для голоса и хора с оркестром. На мотив его А.Л. Гурилевым написан котильон и полонез, Ф. Листом - две транскрипции для фортепиано, музыка романса включена в балет «Конек-горбунок». В несомненном родстве с «Соловьем» состоят несколько последующих романсов Алябьева: «Прощание с соловьем» (1828, слова Н.А. Кашинцова), «Прощание с соловьем на севере» (1831, слова И.И. Веттера), «Что поешь, краса-девица» (1834, слова В.В. Домонтовича), «Сладко пел душа-соловушка» (1834, слова И.И. Лажечникова), «Любовник розы соловей» (1834, слова И.И. Козлова).

Участие в музыкальной жизни Одессы.

В 1834 г. Вышел сборник « Голоса украинских песен», который был тепло встречен общественностью и одобрен Н.В. Гоголем.

Старый городской театр.

В 1873 г. Именно в старом здании театра был исполнен ряд произведений Алябьева, приехавшим после сибирской ссылки в Одессу в 1836 г. для лечения ревматизма грязями Куяльницкого лимана. Там впервые была исполнена симфония «Прощание с Севером», посвященная тобольским друзьям, скрасившим его пребывание в ссылке, а также поставлены оперы-водевили «Новый Парис» и «Новая шалость».

«Если жизнь тебя обманет...» (Девичий романс)

Александр Александрович Алябьев писал музыку в основном на стихотворения отечественных авторов. Наибольшее число романсов им было создано на стихи А.С. Пушкина. Многие из этих произведений пользуются популярностью и в настоящее время. В частности, романс «Если жизнь тебя обманет» входит в репертуар таких современных исполнителей как А.Ф. Ведерников, Ю. Зиганшина, О.Е. Погудин, М.В. Филиппова и др.
Романс был написан композитором при жизни А. Пушкина. Алябьев посвятил его своей девятилетней племяннице Лиде, дочери его сестры Варвары и ее мужа Н. Шатилова.
Любопытно отметить, что это стихотворение Пушкин написал во время ссылки (1824-1826)

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Пушкин и Алябьев

« Россия! Встань и возвышайся »

А.С. Пушкин

«Поэзия Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, неприятие всяческого произвола, унижения личности и насилия над ней, ханжества, лицемерия...»

Генрих Волков

Поэзия А.С. Пушкина послужила основой для создания музыкальной пушкинианы, включающей огромное число произведений отечественных композиторов: опер, балетов, романсов, песен. Особенно велико значение пушкинской традиции в развитии вокальной музыки.

Сейчас, пожалуй, только музыковедам известно, что одним из первых композиторов, обратившихся к пушкинской поэзии, был композитор А.А. Алябьев. Поэзия Пушкина вдохновляла его на протяжении всей жизни. В годы сибирской ссылки им написаны "Зимняя дорога", "Предчувствие", "Пробуждение", "Я помню чудное мгновение..."; в Кавказкой - "Я вас любил", "Увы, зачем она блистает..." На склоне лет, в конце 40-х годов вернувшись в Москву, Алябьев завершает пушкинский цикл романсом "Я разлюбил свои желанья..." Всего на тексты Пушкина Алябьев написал 22 романса.

Интересна история создания романса "Слеза". Стихотворение создано Пушкиным в 1815 году, когда юный лицеист и его ближайшие друзья часто встречались с офицерами гусарского полка, стоявшего в Царском селе. Как предполагают исследователи творчества А.С. Пушкина, это стихотворение предназначалось специально для пения. Опубликовано оно было в 1824 году, а до этого распространялось "в списках", и Алябьев использовал для своего романса именно рукописный вариант.

Таким образом, написанный в период между 1816 и 1818 годами романс является первенцем не только алябьевской, но и всей музыкальной пушкинианы.

Несомненно, что романсы Алябьева - одно из лучших воплощений пушкинской поэзии в музыке. В рецензии на романс "Зимняя дорога", изданный в 1832 году в Петербурге, сказано: "На сих днях вышли в свет четыре новых романса Алябьева. Стихотворения А.С.Пушкина нашли в сём случае достойного композитора. Следуя основному правилу при композиции, он шёл рука об руку с поэтом; он только явственнее выразил благозвучие, скрытое в каждом стихе".
Кроме песен и романсов Александр Алябьев первым из выдающихся русских композиторов создал музыку к двум театральным постановкам произведений Пушкина - "Кавказский пленик" и "Русалка".

"Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись"

В начале 20-х годов XIX века А. Алябьев с большим успехом выступает как автор театральной музыки.

Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга. В 1822 году в Петербурге в Большом театре шла в первый раз комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" П. Н. Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард) с увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем. В 1826-27 г.г. исполнялась опера-водевиль "Утро и вечер, или Ветер переменился" Р. М. Зотова с музыкой Алябьева.

Произведения 40 – х гг.

В произведениях 40-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба»,«Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произведения А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).

ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ

«Уносит вечность всех под мрачный свод гробов,
Но непорочных душ и мысли и стремленья
Выбрасывает вал сурового забвенья
На берег бытия, как зерна жемчугов».

К.М. Фофанов.

Широкому кругу любителей музыки имя А.А. Алябьева знакомо в основном благодаря романсу «Соловей». К сожалению, обширное и многогранное творческое наследие композитора, как и его биография, долгое время оставались в забвении. В течение 50 лет после его смерти не было ни одной попытки серьезно разобраться в творчестве и сложной биографии композитора. Если до 1825 г. имя Алябьева упоминается сравнительно часто, то после, кроме рецензий на романсы, оно совершенно исчезло из печати, а неполные либо ошибочные сведения о его жизни приводили лишь к искажению облика композитора и как человека, и как музыкального деятеля.
Сочинения Алябьева, кроме романсов, песен, нескольких фортепианных пьес и клавира «Кавказского пленника» не были опубликованы. После смерти композитора часть его архива, в которую входило свыше 500 музыкальных рукописей, была передана кем-то из близких в Московскую консерваторию и там без всякого учета и
обработки свалена в подвалах. Музыкальные и литературные рукописи, находившиеся у частных лиц, зачастую варварски уничтожались.

Только спустя 60 лет после смерти Алябьева появился первый биографический очерк и лишь после Великой Отечественной войны, когда архивы стали доступны для изучения, рукописи композитора извлекли из подвалов консерватории и передали в Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, где они хранятся и поныне. Таким образом, музей, сосредоточивший основную часть архива, начал изучение музыкального наследия Алябьева. Сотрудники музея, Б.В. Доброхотов, И.Н. Иордан и Т.В. Киркор, подготовили к исполнению партитуры многих оркестровых, хоровых и камерно-инструментальных произведений.
Начало исполнению этих ранее неизвестных произведений было положено весной 1947 г. концертом, организованным музеем совместно с Московской государственной филармонией. В этом концерте, после более чем столетнего забвения, Государственным оркестром Союза ССР и солистами филармонии под управлением дирижера Н.П. Аносова впервые были исполнены вариации для скрипки с оркестром, четыре произведения для голоса с оркестром, две оркестровые увертюры и Третий струнный квартет. В пропаганде камерного творчества Алябьева видную роль сыграл Государственный квартет им. Бетховена, в своих концертах, кроме Третьего, впервые исполнивший Первый струнный квартет, а совместно с Э.Г. Гилельсом – фортепианный квинтет, сонату для фортепиано и скрипки, и завоевавшее большую популярность фортепианное трио. Хоровые произведения композитора прозвучали в концертах Государственного академического хора им. А.В. Свешникова.
С 1949 г. начинают появляться публикации ранее никогда не издававшихся крупных произведений Алябьева и многие «белые пятна» биографии выдающегося русского музыканта были раскрыты. Творческое наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Оказалось, что им написано более 450 произведений, среди которых шесть опер, балет, свыше 20 опер-водевилей, множество сочинений для симфонического и духового оркестров, для голоса с оркестром, хоры, музыка к драматическим представлениям, пьесы для различных инструментов с фортепиано, камерные ансамбли, обработки песен многих народов России и свыше 160 романсов.
Понимание роли Алябьева в истории русского музыкального искусства продолжает углубляться по мере того, как в архивах обнаруживаются его неизвестные или забытые произведения, а т.к. география его странствий обширна, можно надеяться и на дальнейшие открытия.

21 февраля 2009 г. в дни памяти Святейшего Патриарха Алексия II стартовала духовно-патриотическая акция «Вновь возвращенные имена России». Первым в рамках акции стало имя Алябьева, которому на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове открыт памятный крест.

Дудукина Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

Самарская область г. Отрадный

Литература
Большая Советская энциклопедия

Тимофеев Г. Н., А. А. Алябьев. Очерки жизни и творчества, М., 1912;

Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; его же, Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, вып. 1, М., 1945;

Попов С. С., Алябьев. Биографический очерк, "СМ", 1937, No 5;

Штейнпресс Б. С., А. А. Алябьев в тобольской ссылке. Новые страницы биографии, "СМ".

Родоначальник русского романса, замечательный композитор Александр Алябьев основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, стал предвестником многих будущих достижений национальной композиторской школы. Более всего известен вокальными произведениями, которые по сей день являются наилюбимейшими и часто исполняются даже в семейном кругу по воле настроения. Например, "Соловей", "Зимняя дорога", "Вечерний звон" и многие, многие другие.

Биография

Александра Алябьева с детства приучали к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный "Большой полонез" - первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.

Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. Воевал с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. А после окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке.

В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве - театральной жизнью. Даже "Торжество муз" на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с Верстовским и Шольцем.

Ничто не предвещало

По всей стране стала известна музыка, которую сочинял Александр Алябьев. Фото тогда ещё не существовало, но портреты его писали известные в те времена художники - композитор был знаменит. Его романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых далёких городах. На сцене Большого театра шли его оперы "Деревенский философ", "Лунная ночь", балет "Волшебный барабан".

Однако в 1825 году погибает его партнёр по карточной игре. Внезапно. И Алябьев арестован. Обвинение в убийстве не доказано. Тем не менее композитор лишён всех чинов, орденов и дворянства. И сослан обратно в Тобольск. В очень далёкий сибирский холодный город, где когда-то прошло его счастливое детство. На портрете ниже изображен друг композитора и автор стихов лучших романсов Алябьева - Николай Огарёв.

Тобольск и Кавказ

Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: "Зимняя дорога", "Иртыш", "Два ворона". Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.

Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком "Кавказский певец". Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике "Голоса украинских песен", что так полюбился Н. В. Гоголю. Здесь на портрете - хозяин салона, где многие произведения Алябьева исполнялись впервые, друг композитора, знаменитый Александр Грибоедов.

Возвращение

"Прощали" Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как "Нищая", "Деревенский сторож", "Изба". И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.

Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Краткая биография и та впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как "Соловей" на стихи Дельвига или "Нищая" на стихи Беранже. Александр Пушкин, изображенный на портрете ниже, был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.

Творчество

Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них - ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.

Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева - декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.

Театр, фольклор, духовная музыка

Наследие Алябьева для театра - демонстрация отличной музыки во всех известных на ту пору жанрах: это и оперы, и балет, и более двадцати водевилей, которые мало чем отличаются от опер, есть и кантата, и музыка к спектаклям драматических театров, а среди них - и комедии, и трагедии, и драмы. К московской премьере пушкинской "Русалки", к шекспировским "Буре" и "Виндзорским проказницам" тоже музыку написал композитор Алябьев.

Аранжировал, инструментовал, составил и издал немалое количество народных песен в сборниках - русских, украинских, татарских, среднеазиатских, кавказских. Более ста произведений духовного содержания вышло из-под его пера, среди которых - знаменитая литургия.

Судьба наследия

Как это часто случается с лучшими из художников, которым некогда заниматься работой для потомков или которые скромно не видят в себе создателей "нетленки", наследие Алябьева по большей части не сохранено. Из 450 произведений (это примерная цифра) большинство - всё ещё в рукописях, которые за прошедшие лихие полтора века просто утеряны. Многие из его произведений опубликованы, но почему-то незаслуженно забыты. А эта музыка превосходна и вполне может составить и себе, и композитору посмертную славу, сделавшись такими же шлягерами, как, например, "Соловей" на стихи Дельвига.

Целых пятьдесят лет после смерти композитора и его творчество, и его биография не подверглись сколько-нибудь серьёзному разбору. А ведь и то и другое так многогранно! Сколько же чудесных и таких нужных нюансов уже невозможно вернуть из пыли времён! До 1825 года из печати имя Алябьева практически не уходило, зато после - только редкие, буквально единичные рецензии на романсы. Искажалась его биография, наполнялась ошибочными или неполными данными, так потомки почти потеряли доброе имя и замечательное творчество композитора и музыкального деятеля.

Стойкость и принципы

Даже невыносимые ложные обвинения душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов.

Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы - "Я вас любил". Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.

Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский

Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева - "Изба", "Кабак", "Деревенский сторож" - были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, "Колокол", Англия - все это знают и помнят.

Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская "Буря", и "Эдвин Оскар" по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера "Аммалат-бек" по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи "На Кавказ слетелись тучи". Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все - Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.

Возвращение памяти

Начало исполнения ранее никому не известных сочинений Александра Алябьева состоялось только весной 1947 года. Тогда был организован концерт в где прозвучали через сто с лишним лет полного забвения "Вариации для скрипки с оркестром", "Третий струнный квартет" и две оркестровые увертюры. Успех был грандиозным! Пропагандой камерного творчества композитора занимались такие великие музыканты, как Гилельс, Ойстрах, и коллективы - хор имени Свешникова, Государственный квартет имени Бетховена.

С 1949 года издаются никогда не публикованные произведения Алябьева, попутно раскрываются белые пятна его биографии. Приходило понимание той великой роли, которую он сыграл во всей истории музыкального искусства России. Самое интересное то, что в разных архивах продолжают обнаруживать его неизвестные сочинения. Поскольку странствия его продолжались долго и география их обширна, могут случиться и ещё открытия подобного плана.

Ярким выразителем новых, прогрессивных стремлений русского искусства был старший современник Глинки – А. А. Алябьев, появившийся на свет в 1787 году в дворянской семье. Композитор получил хорошее домашнее воспитание, с детства занимался музыкой. В 1812 году он добровольцем вступил в ряды войск и прошел с русской армией вплоть до Парижа, участвовал в крупных сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. Близким другом Алябьева в годы Отечественной войны стал знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов, под начальством которого Алябьев служил во время кампании.

После окончания войны Алябьев жил в Петербурге, а затем – в Москве. Он писал камерные ансамбли, романсы, музыку к водевилям, операм.

Александр Александрович Алябьев

Общение с выдающимися представителями литературно-художественной интеллигенции способствовало творческому росту Алябьева. Он был знаком с Грибоедовым, Одоевским и др.

В 1820-х годах имя Алябьева уже пользовалось широкой известностью. Его песни слышались повсюду. Однако это счастливое время продолжалось недолго. Весной 1825 года композитора обвинили в убийстве во время карточной игры и арестовали. Несмотря на недоказанность преступления, он после трехлетнего пребывания в крепости под стражей был сослан в Сибирь, в город Тобольск. Скорее всего, правительство Николая I под предлогом обвинения в убийстве удалило Алябьева «с глаз долой» как человека, связанного дружескими узами с некоторыми из декабристов.

Но неукротимая воля и твердый характер позволили Алябьеву выдержать все тяжелые испытания. В Сибири он много сочиняет, организует военный духовой оркестр, дирижирует, участвует в любительских концертах. К этому времени относятся многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона» и др.

В 1832 году Алябьеву разрешили выехать на Кавказ для проведения курса лечения. Там он провел около двух лет, изучая народную музыку грузин, армян, азербайджанцев, кабардинцев, черкесов. Итогом пребывания на Кавказе были романсы Алябьева, написанные в 1830-х годах и издававшиеся под общим заголовком «Кавказский певец». Вскоре композитор сочиняет еще несколько музыкально-драматических произведений на кавказские темы – мелодраму «Кавказский пленник» (по одноименной поэме Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» (на сюжет повести поэта-декабриста Бестужева-Марлинского).

Во время своего пребывания на Кавказе Алябьев работает также над сборником украинских народных песен, в чем ему помогает известный украинский литератор и фольклорист Максимович. Кроме того, Алябьев был первым из русских композиторов, проявившим интерес к башкирским, киргизским и туркменским песням и разработавшим их в своих произведениях.

Последние годы жизни Алябьев провел в Москве: с большим трудом ему удалось добиться разрешения жить здесь, но «без права показываться в публике».

В 1840-х годах композитор сочиняет музыку на слова поэта-революционера Огарева («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож»). Эти песни, проникнутые горячей любовью к народу, представляют картину безотрадной жизни угнетенного сословия. Они явились достойным завершением его пути в мире искусства.

Алябьев умер в 1851 году в Москве.

Обширное и многообразное творчество Алябьева охватывает произведения различных жанров. Ему принадлежат 7 опер, 20 водевилей, множество произведений для симфонического и духового оркестров, ряд камерных ансамблей и фортепианных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов. Композитора по праву можно причислить к тем музыкантам, что подготовили основу для развития русского классического симфонизма.

Большим богатством тематики, мелодичностью отличаются также камерные ансамбли Алябьева, среди которых в первую очередь следует назвать третий струнный квартет соль-мажор и фортепианное трио ля-минор с ярким и жизнерадостным финалом на темы русских плясовых песен.

Однако важнейшую часть его наследия составляют романсы и песни. Одним из самых ранних произведений, написанных в жанре «русской песни», является «Соловей» на слова Дельвига. Здесь мелодия, поддерживаемая незамысловатым аккомпанементом, нетороплива и свободна, мягка и нежна. Это сочинение в куплетной форме с характерным для русской народной песни сопоставлением запева и припева может служить классическим образцом городского песенного стиля первой половины XIX века.

Лирико-драматические романсы, созданные в годы ссылки, в основном посвящены теме изгнания и пронизаны страстной тоской по родине и мечтой о свободе. «Иртыш» на слова сибирского поэта Веттера – одно из лучших произведений этой группы, яркий образец новаторства Алябьева в области музыкальной формы и выразительных средств. Каждый куплет строится на контрасте разделов. Первая часть создает образ изгнанника, «певца, гонимого судьбой», на фоне северного пейзажа. Спокойно-повествовательный характер мелодии, размеренный ритм сопровождения выражают настроение скорбного раздумья. Во второй части куплета описание сменяется напряженным пафосным монологом. Прием тремоло в аккомпанементе передает шум бурной реки, всплески волн. Основной мыслью данного романса является призыв к свободе, что выражено в драматической кульминации.

Необходимо отметить, что исключительно важное значение в романсах Алябьева приобретает фортепианная партия. Выдающийся мастер инструментальной музыки, Алябьев развил и обогатил фактуру сопровождения, ввел красочные сопоставления фортепианных тембров. В аккомпанементе, усиливающем выразительность вокальной партии, много живописно-изобразительных элементов. В определенных случаях инструментальное сопровождение становится даже основным средством художественного образа.

Итак, Алябьев стоит в ряду крупных композиторов, чья деятельность подготовила расцвет русской классической музыки.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Алябьев Алябьев (Александр Николаевич) – известный русский музыкант, автор знаменитой песни «Соловей...» и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

АЛЯБЬЕВ «Хозяйка в дому, как оладья в меду, а детушки, как олябышки» – в этой старинной колядке – слово, которое и стало основой для фамилий Алябышев, Алябьев, Олябышев. Олябышем во Владимирской губернии называли круглый пирожок из кислого теста, пышный или вздутый; на

Из книги автора

БЛОК, Александр Александрович (1880–1921), поэт

Из книги автора

БОГДАНОВ, Александр Александрович (1873–1928), деятель социалдемократического движения, врач, философ, экономист, писатель 1186…Пользуясь прежней, буржуазной культурой, создавать новую, пролетарскую. «Современное положение и задачи партии: Платформа, выработанная группой

Русский композитор. Детские годы провёл в Тобольске, где отец Алябьева занимал пост губернатора. В 1796 семья Алябьевых переехала в Петербург, в 1804 - в Москву. Музыке обучался под руководством И. Я. (И. Г.) Миллера. С юных лет проявил творческую одарённость (первые сочинения изданы в 1810). В 1812 вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражениях и действиях партизанских отрядов, был ранен и награждён орденами за боевые заслуги.

По окончании Отечественной войны 1812 поселился в Петербурге, сблизился с кружком литературных и театральных деятелей (А. С. Грибоедов, Н. И. Хмельницкий, А. А. Шаховской, И. И. Сосницкий, писатели-декабристы А. А. Бестужев и П. А. Муханов, композитор А. Н. Верстовский).

С 1823 жил в Москве, принимал деятельное участие в театральной жизни. Вместе с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем написал музыку пролога «Торжество муз» к открытию Большого театра (6 I 1825), создал музыку к ряду водевилей, выступал в любительских концертах. В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 - в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, тататские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским. Тяжело больной, Алябьев до конца жизни не оставлял творческой работы. К числу его последних произведений относятся песни на слова поэта-демократа Н. П. Огарёва.

Деятельность Алябьева развёртывалась в период становления русской музыкальной классики. В своих произведениях он отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи. Особенно примечательно в этом смысле вокальное творчество Алябьева: с ним вошли в русский романс темы высокого гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия, протеста против социального гнёта. Важным для формирования композитора было общение с А. С. Грибоедовым, поэтами-декабристами, поэтом-партизаном Д. В. Давыдовым.

Работая в разнообразных жанрах, Алябьев внёс большой вклад в русскую музыку. Однако дореволюционное музыкознание оценивало Алябьева только как мастера романса, автора знаменитой песни «Соловей»; большая часть его наследия долгое время оставалась достоянием архивов. Советские музыковеды и композиторы (Б. В. Доброхотов, И. В. Иордан, Г. В. Киркор, Б. С. Штейнпресс) опубликовали значительную часть неизданных сочинений Алябьева.

Вокальное творчество Алябьева тесно связано с традициями русского городского фольклора начала 19 в. В своих «русских песнях» он талантливо претворил лучшие черты бытовой песенной лирики пушкинской эпохи. Среди них общенародную популярность приобрела песня «Соловей» (1826) на текст А. А. Дельвига. Чуткий и вдумчивый художник, Алябьев проявлял большое внимание к новым явлениям русской поэзии. Он был одним из первых интерпретаторов лирики А. С. Пушкина (романсы «Если жизнь тебя обманет», «Я вас любил», «Увы, зачем она блистает», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др.), В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, И. И. Козлова и др. Опираясь на достижения русской литературы, он расширил содержание романса и в своём вокальном творчестве вышел за рамки традиционных любовно-лирических тем.

Особое место в творчестве Алябьева занимают романсы-монологи, связанные с темой одиночества, изгнания, тяжёлых скитаний: «Иртыш», «Вечерний звон», «Зимняя дорога». Созданные в годы сибирской ссылки, они явились своеобразной лирической исповедью композитора. Их отличают лаконизм, сила и глубина музыкального выражения. Яркое воплощение получила патриотическая тема, отображённая в песнях 30-х гг. («Песни Баяна» на сл. Языкова и др.).

В произведениях 40-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произведения А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).

Обогащая тематику русского романса, Алябьев стремился к обновлению средств музыкальной выразительности. Он развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самостоятельное значение фортепианной партии. Характерные особенности музыкального языка Алябьева - частое применение органных пунктов и остинатных фигураций, обострение ладовых тяготений путём альтерации, красочное сопоставление одноименных тональностей (мажора и минора). Эти приёмы свидетельствуют о творческом освоении композитором новых тенденций музыкального романтизма.

Значителен вклад Алябьева в отечественную камерно-инструментальную музыку. Среди многочисленных камерных ансамблей Алябьева выделяются 2 струнных квартета (№ l и № 3), фортепианное трио a-moll, соната для скрипки с фортепиано. В этих произведениях принципы классического сонатного цикла органически сочетаются с элементами русской песенности. Таковы медленная часть 3-го квартета (на тему песни «Соловей»), 1-я часть и финал фортепианного трио, пронизанные интонациями русской народной песни и бытового романса. По своему художественному облику эти произвдения близки камерным ансамблям М. И. Глинки, созданным также в 20-30-е гг.

К лучшим образцам раннего русского симфонизма принадлежат одночастная симфония e-moll, увертюра f-moll, оперные увертюры, балетная музыка. Большое внимание уделял Алябьев и духовой музыке (марши, увертюры для духового оркестра). Мало изучено театральное наследие Алябьева. Тяжёлое положение ссыльного препятствовало постановке его опер, написанных в зрелые годы. Эти произведения, большей частью незавершённые, остались в рукописях (исполнялись только сочинения начала 20-х гг. - водевили, балет, опера «Лунная ночь»). Между тем в театральной музыке конца 20 - начала 40-х гг. композитор разрабатывал большие темы мировой литературы, обращался к творчеству А. С. Пушкина (музыка к театральным инсценировке поэмы «Кавказский пленник», к драме «Русалка») и У. Шекспира (оперы «Буря», «Волшебная ночь» - по комедии «Сон в летнюю ночь», музыка к комедии «Виндзорские проказницы»). В последней своей опере «Аммалат-Бек» (на сюжет повести А. А. Бестужева-Марлинского) Алябьев использовал записанные им на Кавказе народные напевы.

Творчество Алябьева - одно из ярких явлений русской культуры пушкинской эпохи. Современник Глинки и Даргомыжского, Алябьев в лучших своих произведениях приближается к творческому методу этих композиторов-классиков, сочетая романтические тенденции с глубокой жизненной правдой образов.

Сочинения: оперы - Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр, Петербург), Буря (1830-е гг.), Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена), Волшебная ночь (1838-39, не окончена), Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43), Аммалат-Бек (1842-47); оперы-водевили, в т.ч. Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва), Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва), Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же), Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.; балет - Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827); пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825); мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?); кантаты; для орк., в т.ч. симфония e-moll (1850), увертюра, танцы; для дух. орк., в т.ч. увертюры; инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825), 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834), фп. квинтет (1815?), соната для скр. и фп. (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.; пьесы и циклы вариаций для разных инструментов; фп. пьесы, в т.ч. соната, танцы; хоры и хор. обработки собств. соч.; романсы для голоса с фп. (св. 150); вок. ансамбли; обр. нар. песен, в т.ч. Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833-35?) и др.; музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Литература: Тимофеев Г. Н., А. А. Алябьев. Очерки жизни и творчества, М., 1912; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; его же, Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, вып. 1, М., 1945; Попов С. С., Алябьев. Биографический очерк, "СМ", 1937, No 5; Штейнпресс Б. С., А. А. Алябьев в тобольской ссылке. Новые страницы биографии, "СМ", 1940, No 10; его же, А. А. Алябьев в войнах 1812-1814 гг. Новые страницы из биографии, в кн.: Уральский современник, альманах 6, Свердловск, 1942; его же, Композитор пушкинской поры, "СМ", 1952, No 11: его же, Александр Алябьев и Денис Давыдов, "СМ", 1955, No 5; его же, Страницы из жизни Алябьева, М., 1956; его же, У истоков русского ориентализма, "СМ", 1959, No 8; его же, Алябьев в изгнании, М., 1959; его же, Первый музыкальный сборник украинских народных песен, в кн.: Голоса украинских песен, изд. Мих. Максимовичем, М., 1961; Доброхотов Б. В., А. А. Алябьев (Историч. концерты. Гос. центр. музей муз. культуры. Моск. гос. филармония), М., 1947; его же, А. А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество, М.-Л., 1948; его же, Народные песни в записях и обработках Алябьева, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; его же, Александр Алябьев. Творческий путь, М., 1966; Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Музалевский В. И., Русское фортепьянное искусство, Л., 1961; Раабен Л. Н., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; Алексеев А. Д., Русская фортепианная музыка, М., 1963.

О. Е. Левашева