Биография даргомыжский александр сергеевич кратко. Романсы и оркестровые работы

Композитор, один из основоположников рус. классич. музыки. Последователь М.И.Глинки. Гл. произведение - оп."Русалка"(1855, по драм. поэме А.С.Пушкина) знаменовало Рождение нового жанра рус. оперы - нар. бытовой психол. драммы. В творчестве Д. выражены критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титуральный советник" и др.).


Даргомыжский, Александр Сергеевич - знаменитый русский композитор. Родился 14 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Умер 17 января 1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей Николаевич, служил по министерству финансов, в коммерческом банке;

Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей.

Она была хорошо образована; стихи ее печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: "Подарок моей дочери".

Один из братьев Даргомыжского прекрасно играл на скрипке, участвуя в камерном ансамбле на домашних вечерах; одна из сестер хорошо играла на арфе и сочиняла романсы.

До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и художественностью вокального исполнения на интимных собраниях.

Образование Даргомыжский получил домашнее, но основательное; он прекрасно знал французский язык и французскую литературу.

Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться играть на фортепиано.

Его учитель, Адриан Данилевский, не только не поощрял влечения своего ученика с 11-летнего возраста к сочинению, но истреблял его композиторские опыты.

Обучение игре на фортепиано закончилось у Шоберлехнера, ученика Гуммеля. Учился Даргомыжский и пению, у Цейбиха, сообщившего ему сведения об интервалах, и скрипичной игре у П.Г. Воронцова, участвуя уже с 14-летнего возраста в квартетном ансамбле.

Настоящей системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было, и своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе.

Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы "Contredanse nouvelle" и "Вариации" для фортепиано, написанные: первое - в 1824-м, второе - в 1827 - 1828 гг. В 1830-х годах Даргомыжский был известен в музыкальных кругах Петербурга как "сильный пианист", а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: "Oh, ma charmante", "Дева и роза", "Каюсь, дядя", "Ты хорошенькая" и других, мало отличающихся от стиля романсов Верстовского, Алябьева и Варламова, с примесью французского влияния.

Знакомство с М.И. Глинкой, передавшим Даргомыжскому привезенные им из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовало расширению его знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же он принялся и за изучение оркестровки.

Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа "Notre Damе de Paris" и только по окончании оперы (в 1839 г.) перевел его на русский язык.

"Эсмеральда", остающаяся неизданной (рукописная партитура, клавираусцуг, автограф Даргомыжского, хранятся в центральной нотной библиотеке Императорских театров в Петербурге; нашелся в нотах Даргомыжского и литографированный экземпляр 1-го действия), - произведение слабое, несовершенное, не могущее идти в сравнение с "Жизнью за царя".

Но в нем уже обнаружились особенности Даргомыжского: драматизм и стремление к выразительности вокального стиля, под влиянием знакомства с сочинениями Мегюля, Обера и Керубини. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 г. в Москве и в 1851 г. в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. До 1843 г. Даргомыжский состоял на службе, сначала в контроле министерства двора, потом в департаменте государственного казначейства; затем он всецело посвятил себя музыке.

Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского; он занялся сочинением романсов, которые вместе с более ранними были изданы (30 романсов) в 1844 г. и доставили ему почетную известность.

В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.

Близко сошелся он с Галеви и с Фетисом, который свидетельствует, что Даргомыжский советовался с ним относительно своих сочинений, включая сюда и "Эсмеральду" ("Biographie universelle des musiciens", Петербург, X, 1861). Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

Отзывы заграничной печати по поводу исполнения сочинений Даргомыжского на частных собраниях в Вене, Париже и Брюсселе содействовали некоторой перемене отношения к Даргомыжскому дирекции театров. В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха".

Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.

Эта опера, как и первая, слаба по музыке и не типична для Даргомыжского. Огорченный отказом в постановке "Вакха", Даргомыжский снова замкнулся в тесный круг своих поклонников и поклонниц, продолжая сочинять небольшие вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) и романсы, тогда же изданные и сделавшиеся популярными.

Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Выделялись Л.Н. Беленицына (по мужу Кармалина; напечатаны интереснейшие письма к ней Даргомыжского), М.В. Шиловская, Билибина, Бартенева, Гирс, Павлова, княгиня Манвелова, А.Н. Пургольт (по мужу Молас).

Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: "Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором". Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы; а между тем дуэт князя и Наташи, в исполнении Даргомыжского и Кармалиной вызвал слезы у Глинки.

Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за "Русалку", Даргомыжский закончил ее в 1855 г. и переложил ее в 4 руки (неизданное переложение хранится в Императорской Публичной Библиотеке). В "Русалке" Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный Глинкой.

Новое в "Русалке" - ее драматизм, комизм (фигура свата) и яркие речитативы, в которых Даргомыжский опередил Глинку. Но вокальный стиль "Русалки" далеко не выдержан; рядом с правдивыми, выразительными речитативами встречаются условные кантилены (итальянизмы), закругленные арии, дуэты и ансамбли, не всегда вяжущиеся с требованиями драмы.

Слабой стороной "Русалки" является еще в техническом отношении оркестровка ее, не могущая идти в сравнение с богатейшими оркестровыми красками "Руслана", а с художественной точки зрения - вся фантастическая часть, довольно бледная. Первое представление "Русалки" в 1856 г. (4 мая) в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К. Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело.

Опера выдержала до 1861 г. всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 г. с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер. В Москве "Русалка" поставлена впервые в 1858 г. Первоначальный провал "Русалки" подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры "Эсмеральды" и "Русалки", и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

Последний период творчества Даргомыжского, наиболее оригинальный и значительный, можно назвать реформаторским. Его начало, коренясь уже в речитативах "Русалки", ознаменовывается появлением ряда оригинальных вокальных пьес, отличающихся то своим комизмом - или, вернее, гоголевским юмором, смехом сквозь слезы ("Титулярный советник", 1859), то драматизмом ("Старый капрал", 1858 г.; "Паладин", 1859), то тонкой иронией ("Червяк", на текст Беранже-Курочкина, 1858), то жгучим чувством отвергнутой женщины ("Расстались гордо мы", "Мне все равно", 1859) и всегда замечательных по силе и правде вокальной выразительности.

Эти вокальные пьесы были новым шагом вперед в истории русского романса после Глинки и послужили образцами для вокальных шедевров Мусоргского, написавшего на одном из них посвящение Даргомыжскому - "великому учителю музыкальной правды". Комическая жилка Даргомыжского проявилась и в области оркестрового сочинения. К тому же периоду относятся его оркестровые фантазии: "Малороссийский казачок", навеянный "Камаринской" Глинки, и вполне самостоятельные: "Баба-Яга, или С Волги nаch Riga" и "Чухонская фантазия".

Последние две, оригинально задуманные, интересны и по оркестровым приемам, показывающим, что Даргомыжский обладал вкусом и фантазией в комбинировании красок оркестра. Знакомство Даргомыжского в середине 1850-х годов с композиторами "балакиревского кружка" было благотворно для обеих сторон.

Новый вокальный стих Даргомыжского оказал влияние на выработку вокального стиля молодых композиторов, что особенно сказалось на творчестве Кюи и Мусоргского, познакомившихся с Даргомыжским, как и Балакирев, ранее остальных. На Римского-Корсакова и на Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, явившиеся осуществлением на практике тезиса, высказанного им в письме (1857) к Кармалиной: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды". Оперный композитор по призванию, Даргомыжский, несмотря на неудачи с казенной дирекцией, не мог долго выдержать бездействие.

В начале 1860-х годов он принялся было за волшебно-комическую оперу "Рогдана", но написал только пять номеров, два сольных ("Дуэтино Рогданы и Ратобора" и "Комическая песня") и три хоровых (хор дервишей на слова Пушкина "Восстань, боязливый", сурового восточного характера и два женских хора: "Тише лейтесь ручейки" и "Как денница появится светоносная"; все они впервые исполнялись в концертах Бесплатной Музыкальной Школы 1866 - 1867 гг.). Несколько позже он задумал оперу "Мазепа", на сюжет "Полтавы" Пушкина, но, написав дуэт Орлика с Кочубеем ("Опять ты здесь, презренный человек"), на нем и остановился.

Не хватало решимости затрачивать силы на большое сочинение, судьба которого казалась ненадежной. Путешествие за границу, в 1864 - 65 годах, способствовало подъему его духа и сил, так как было очень удачно в артистическом отношении: в Брюсселе капельмейстер Гансенс оценил талант Даргомыжского и содействовал исполнению в концертах его оркестровых вещей (увертюры к "Русалке" и "Казачка"), имевших громадный успех. Но главный толчок к необыкновенному пробуждению творчества дали Даргомыжскому его новые молодые товарищи, особенности талантов которых он быстро оценил. Вопрос об оперных формах стал тогда очередным.

Занимался им Серов, собираясь стать оперным композитором и увлекаясь идеями оперной реформы Вагнера. Занимались им и члены балакиревского кружка, особенно Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков, решая его самостоятельно, исходя во многом из особенностей нового вокального стиля Даргомыжского. Сочиняя своего "Вильяма Ратклифа", Кюи тотчас же знакомил Даргомыжского с написанным. Знакомили Даргомыжского со своими новыми вокальными сочинениями также Мусоргский и Римский-Корсаков. Их энергия сообщилась и самому Даргомыжскому; он решил смело вступить на путь оперной реформы и затянул (по его выражению) лебединую песню, принявшись с необыкновенным рвением за сочинение "Каменного гостя", не изменяя ни единой строки пушкинского текста и не прибавляя к нему ни единого слова.

Не останавливала творчества и болезнь Даргомыжского (аневризм и грыжа); в последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере ее создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы. В течение нескольких месяцев опера была почти окончена; смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам. По завещанию Даргомыжского докончил "Каменного гостя" Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Римский-Корсаков. Стараниями друзей "Каменный гость" был поставлен в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г. и возобновлен в 1876 г., но в репертуаре не удержался и до сих пор далеко не оценен по достоинству.

Однако значение "Каменного гостя", логически завершающего реформаторские идеи Даргомыжского, несомненно. В "Каменном госте" Даргомыжский, как и Вагнер, стремится осуществить синтез драмы и музыки, подчиняя музыку тексту. Оперные формы "Каменного гостя" настолько гибки, что музыка течет непрерывно, без всяких повторений, не вызываемых смыслом текста. Достигнуто это отказом от симметричных форм арий, дуэтов и прочих закругленных ансамблей, и вместе с тем отказом от сплошной кантилены, как недостаточно эластичной для выражения быстро сменяющихся оттенков речи. Но здесь пути Вагнера и Даргомыжского расходятся. Вагнер центр тяжести музыкального выражения психологии действующих лиц перенес в оркестр, а вокальные партии у него оказались на втором плане.

Даргомыжский сосредоточил музыкальную выразительность на вокальных партиях, находя более целесообразным, чтобы сами действующие лица говорили о себе. Оперными звеньями в непрерывно текущей музыке Вагнера являются лейтмотивы, символы лиц, предметов, идей. Оперный стиль "Каменного гостя" лишен лейтмотивов; тем не менее характеристики действующих лиц у Даргомыжского ярки и строго выдержаны. В уста их вложены речи различные, но однородные для каждого. Отрицая сплошную кантилену, Даргомыжский отверг и обыкновенный, так называемый "сухой" речитатив, мало выразительный и лишенный чисто музыкальной красоты. Он создал вокальный стиль, лежащий между кантиленой и речитативом, особый певучий или мелодический речитатив, достаточно эластичный, чтобы находиться в постоянном соответствии с речью, и в то же время богатый характерными мелодическими изгибами, одухотворяющий эту речь, приносящий в нее новый, недостающий ей эмоциональный элемент.

В этом вокальном стиле, вполне отвечающем особенностям русского языка, и заключается заслуга Даргомыжского. Оперные формы "Каменного гостя", вызванные свойствами либретто, текстом, не допускавшим широкого применения хоров, вокальных ансамблей, самостоятельного выступления оркестра, не могут, конечно, считаться непреложными образцами для всякой оперы. Художественные задачи допускают не одно, не два решения. Но разрешение оперной проблемы Даргомыжского настолько характерно, что в истории оперы забыто не будет. Даргомыжский имел не только русских последователей, но и иностранных.

Гуно намеревался написать оперу по образцу "Каменного гостя"; Дебюсси в своей опере "Пеллеас и Мелизанда" осуществил принципы оперной реформы Даргомыжского. - Общественно-музыкальная деятельность Даргомыжского началась лишь незадолго до его смерти: с 1860 г. он состоял членом комитета по рассмотрению сочинений, представляемых на конкурсы Императорского Русского Музыкального Общества, а с 1867 г. был избран директором Санкт-Петербургского Отделения Общества. Большинство сочинений Даргомыжского издано у П. Юргенсона, Гутхейля и В. Бессель. Оперы и оркестровые сочинения поименованы выше. Фортепианных пьес Даргомыжский написал немного (около 11), и все они (кроме "Славянской тарантеллы", соч. в 1865 г.) относятся к раннему периоду его творчества.

Особенно плодовит Даргомыжский в области небольших вокальных пьес для одного голоса (свыше 90); им написано еще 17 дуэтов, 6 ансамблей (на 3 и 4 голоса) и "Петербургские серенады" - хоры для разных голосов (12 ©). - См. письма Даргомыжского ("Артист", 1894); И. Карзухин, биография, с указателями сочинений и литературы о Даргомыжском ("Артист", 1894); С. Базуров "Даргомыжский" (1894); Н. Финдейзен "Даргомыжский"; Л. Кармалина "Воспоминания" ("Русская Старина", 1875); А. Серов, 10 статей о "Русалке" (с собрания критических сочинений); C. Cui "La musique en Russie"; В. Стасов "Наша музыка за последние 25 лет" (в собрании сочинений). Григорий Тимофеев.

Даргомыжский Александр Сергеевич родился 14 ноября 1813 года в имении Троицкое Белевского уезда Тульской губернии. С 1817 года жил в столице, Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное музыкальное образование. Помимо базового фортепиано, хорошо играл на скрипке, имел успех в вокальном исполнении. Современники отмечали, что высокий хрипловатый голос мальчика «трогал до слез».

Учителями будущего композитора в разные периоды были Луиза Вольгеборн, Франц Шоберлехнер и Бенедикт Цайбиг. В юности Даргомыжский идет по стопам отца, по карьерной лестнице госслужбы, и на некоторое время забывает о композиции.

Ключевым в творчестве композитора стало знакомство с . С 1835 года Даргомыжский изучает теорию музыки по его конспектам, неоднократно выезжает в европейские страны. К сорока годам творчество Даргомыжского выходит на пик. В 1853 году в Санкт-Петербурге с большим успехом проходит концерт, состоящий только из его произведений. Параллельно с композицией Даргомыжский издается в популярных сатирических журналах «Искра» и «Будильник», принимает активное участие в создании Русского музыкального общества. С 1867 года становится руководителем Петербургского отделения Общества.

«Могучая кучка» и творчество Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский – один из вдохновителей и организаторов «Могучей кучки». Как и другие члены общества, исповедовал принципы народности, национального характера и оттенка музыки. Для его творчества характерно горячее сочувствие к простым, «маленьким» людям, раскрытие душевного мира человека. Не только в музыке, но и в жизни А.С. Даргомыжский следовал своим принципам. Одним из первых в России дворян он освободил своих крестьян от крепостничества, оставил им всю землю и простил долги.

Фундаментом для появления новых приемов и средств музыкальной выразительности стал главный эстетический принцип Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

Наиболее ярко принцип «музыкальной правды» просматривается в речитативах произведений Даргомыжского. Гибкие, мелодичные музыкальные приемы передают все оттенки и краски человеческой речи. Знаменитый «Каменный гость» не только стал воплощением декламационной формы пения, но и сыграл значительную роль в развитии русской классической музыки.

Были по достоинству оценены как современниками, так и потомками. Очень точно обобщил творчество Александра Сергеевича другой русский музыкальный классик Модест Петрович Мусоргский:

«Даргомыжский – великий учитель музыкальной правды!»

Александр Сергеевич Даргомыжский ушел из жизни 17 января 1869 года, совершив перед тем длительное зарубежное турне (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон). Похоронен в Александро-Невской лавры, неподалеку от М. Глинки.

Даргомыжский. Самые известные сочинения:

  • опера «Эсмеральда» (1838-1841);
  • опера-балет «Торжество Вакха» (1848), «Русалка» (1856), «Каменный гость» (1866-1869, сочинение завершили после смерти композитора Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков в 1872 году);
  • неоконченные оперы «Рогдана» и «Мазепа»;
  • фантазии «Баба-Яга, или с Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия»;
  • произведения для фортепиано «Блестящий вальс», «Табакерочный вальс», Две мазурки, Полька, Скерцо и другие;
  • вокальные произведения. Даргомыжский – автор более чем сотни песен и романсов, среди которых «И скучно, и грустно», «Шестнадцать лет», «Я здесь, Инезилья», «Мельник, «Старый капрал» и др., хоровые произведения.

А.С. Даргомыжский. «Каменный гость». Трансляция из Мариинского театра

Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

Детство

Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.

В 1817 году Даргомыжские переезжают в Петербург. Его отец получил там должность в канцелярии. А Александр начинает свое музыкальное образование. Тогда он впервые сел за фортепиано. Страсть к различным видам искусства ему прививали дома. Его мать, Мария Борисовна, тесно соприкасалась с литературой. Атмосфера в доме располагала к творчеству. Вечерами дети устраивали спектакли, а в дневное время занимались гуманитарными предметами: и поэзией, и иностранными языками, и историей.

Его первая учительница музыки - Луиза Вольгенборн. Прозанимавшись с ним два года, она дала ему мало знаний на этом поприще. Поэтому преподавателя пришлось сменить. С 1821 года Александр начинает занятия с А.Т. Данилевским, уже известным человеком в музыкальных кругах. После нескольких занятий с ним Даргомыжский делает успехи. Помимо регулярных уроков с педагогом, мальчик пробовал сам сочинять мелодии.

Творческая деятельность не вызвала одобрения у строгого педагога. Он считал неприличным дворянину посвящать время сочинительству. В эту же пору у будущего композитора появляется второй преподаватель - крепостной Воронцов, который обучал мальчика игре на скрипке. В отличие от Данилевского, он поощрял творческие эксперименты Александра. Чтобы добавить сыну концертной практики, его родители пригласили пианиста Франца Шоберлехнера. Они прозанимались с 1828 по 1831 годы. За это время Даргомыжский отточил свое мастерство до такой степени, что уже в 30-е годы был знаменит на весь Петербург. Помимо игры на музыкальных инструментах, Александр имел тягу к пению. Он занимался с педагогом по вокалу Бенедиктом Цейбихом, который стал последним учителем композитора. После занятий с ним Даргомыжский самостоятельно продолжил свой музыкальный путь.

Зрелые годы

В 1827 году Александр начинает работать в канцелярии. На службе он имел значительные успехи. Однако его жизнь все еще неразрывно связана с музыкой и с сочинительством. В 1835 году его близким знакомым становится М. Глинка, с которым он занимался музицированием. Опера этого композитора - «Жизнь за царя» - вдохновила Даргомыжского на написание собственного большого произведения.

Сюжет для оперы он взял по книге Гюго «Лукреция Борджиа». Однако впоследствии он отказался от этой драмы и обратился к «Собору Парижской Богоматери». В 1841 году он закончил работу, назвав ее «Эсмеральда». Однако опера не имела успеха. Сначала она пролежала долгих 8 лет в столе композитора, а затем после пары лет постановок в Большом театре в Москве совсем забылась. Подавленный музыкант, тем временем, не опускал руки и продолжал писать романсы, а также давать уроки по вокалу.

В 1843 году он выходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с известными музыкантами. Спустя два года он возвращается на родину, и все время посвящает изучению фольклора и написанию произведений на его основе. Главным музыкальным творением, в котором четко прослеживались фольклорные элементы, была «Русалка». Первый раз на сцене ее показали в 1856 году. Она долгое время держалась в репертуаре театров.

В обществе он приблизился к кругу писателей, придерживающихся демократических взглядов. Он даже участвует в выпуске журнала «Искра». В 1859 году Александр становится одним из руководителей Русского музыкального общества. В это же время он ищет новый сюжет. Отвергнув несколько Пушкинских «трагедий», он останавливается на «Каменном госте». Однако возникший у него творческий кризис, в связи с пренебрежением к нему юных композиторов, мешал написанию музыки. Тогда Даргомыжский вновь отправляется за границу.

Большим открытием для него стало то, что его произведения пользуются популярностью у иностранцев. Вдохновлённый этим, он вновь обретает веру в себя и возвращается в Россию, чтобы закончить своего «Каменного гостя». Но многочисленные неудачи и непризнание уже сыграли свое дело. Здоровье композитора подорвано. Александр не успевает дописать оперу и поручает закончить ее Цезарю Кюи. Даргомыжский умирает в 1869 году 5/17.02. в возрасте 55 лет в одиночестве: жены и детей у знаменитого композитора не было.

Творчество Даргомыжского

Необычные музыкальные решения сделали Александра новатором в классической музыке. Так, например, его опера «Русалка» была первой в своем роде психологической драмой с элементами фольклора. А знаменитый «Каменный гость» был основан на «мелодических речитативах», положенных на музыку. Композитор считал себя писателем «драматической правды» и старался воспроизводить пение человека таким образом, чтобы в нем отражались всевозможные эмоциональные оттенки.

Если ранние работы музыканта полны лирического начала, то в поздних все чаще встречается драматизм и яркая страсть. В своих произведениях он старался отобразить исключительно напряженные моменты, конфликты человеческой жизни, наполненной как положительными, так и отрицательными эмоциями. Спокойствие в музыке было чуждо для него.

Знаменитые произведения Даргомыжского

  • «Эсмеральда» (1841)
  • «Торжество Вакха» (1848)
  • «Русалка» (1855)
  • «Казачок» (1864)
  • «Каменный гость» (1869)
  • После отмены крепостного права был одним из тех помещиков, кто отпустил крестьян на волю.
  • Не был женат, но в обществе ходили слухи о его романтической связи со своей ученицей Любовью Миллер.
  • Преподавал вокал певцам совершенно бесплатно.
  • Всю жизнь прожил с родителями.
  • При жизни к произведениям композитора проявляли не слишком большой интерес. Только спустя десятилетия после его смерти, музыка Даргомыжского была оценена потомками по достоинству. Будучи основоположником реализма в музыке, он оказал огромное влияние на музыкантов последующих поколений.

(1813-1869) русский композитор

Современник Пушкина и Лермонтова, друг Глинки и Варламова, старший коллега Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Александр Даргомыжский был блестящим пианистом и скрипачом, в тяжелые времена подрабатывал учителем пения, сотрудничал с журналом «Искра», был председателем Петербургского отделения Русского музыкального общества. Но для нас он прежде всего композитор, один из основоположников классической русской музыки.

А.Даргомыжский родился в тяжелое для России время: шла Отечественная война 1812 года. Их семья тогда жила в Тульской губернии у родственников. Вернувшись домой, отец Даргомыжского с головой ушел в дела. В мае 1816 года была создана комиссия по расследованию злоупотреблений при распределении правительственного пособия разоренной Смоленской губернии. Участие в этой комиссии принесло С.Даргомыжскому не только уважение и благодарность земляков, но и чин коллежского секретаря и орден св.Анны третьей степени. Затем последовало приглашение на службу в Петербург - в Государственный коммерческий банк. На новом месте Сергей Николаевич продвинулся до чина надворного советника, однако в 1826 году без каких-либо объяснений был уволен. После долгой волокиты он получил место чиновника по особым поручениям при министерстве императорского двора.

Скромного жалованья, конечно, не хватало на содержание большой семьи и обучение детей, но помогали доходы от имений жены и ее брата. Мать Даргомыжского происходила из семьи князей Козловских. Это была умная женщина, наделенная живым и веселым характером, добрым и любящим сердцем. Она получила обычное по тому времени домашнее воспитание, имела склонность к литературе, сочиняла стихи, которые даже публиковались в журналах и альманахах (одно из них в 1825 году было помещено в альманахе А.Дельвига «Северные цветы»).

Родители ревностно пеклись о судьбе своих детей и стремились дать им разностороннее образование. По рекомендации знакомых в дом приглашались лучшие учителя, и отец никогда не жалел на это денег. Большое внимание в семье Даргомыжских уделяли музыке. Брат играл на скрипке, сестра - на арфе. В 1819 году Сашу начали учить игре на фортепиано. Заметив склонности ребенка к музыке, родители пригласили более опытного преподавателя.

Помимо того, что дети Даргомыжских изучали литературу, историю, иностранные языки, родители побуждали их к сочинению стихов, к переводам с французского. Детские литературные альбомы пестрели баснями, притчами, эпиграммами. Мать писала небольшие пьески, которые и разыгрывались всем семейством.

В течение трех лет, с 1828 по 1831 год, Саша занимался с австрийским музыкантом Шоберлехнером. Уже в тридцатые годы Даргомыжский считался в Петербурге очень сильным пианистом. Хотя отец не без основания опасался, что музыкальные занятия сына, даже самые успешные, не смогут обеспечить его материально. Поэтому он начал рано беспокоиться о его служебной карьере.

Когда Александру исполнилось четырнадцать лет, его определили на государственную службу. В сентябре 1827 года юный чиновник приступил к своим обязанностям в канцелярии, сначала без денежного вознаграждения - жалованье ему начали платить лишь через два года. Правда, эта служба была для Даргомыжского не слишком обременительной. Он служил под началом хороших знакомых отца, к тому же они были большие любители музыки и не мешали Александру заниматься искусством. В послужных списках отмечалось усердие молодого канцеляриста, и его регулярно повышали в должности: в 1829 году Даргомыжский стал коллежским регистратором, через три года - губернским секретарем, а потом - младшим помощником контролера. После этого он перешел в ведомство министерства финансов - канцелярским чиновником Государственного казначейства, Закончил он службу в 1843 году, выйдя в отставку в чине титулярного советника.

В тридцатые годы в семье Даргомыжских случилась беда: погибли два сына и зять, через несколько лет умерла дочь и ее ребенок. Из-за этих печальных событий Даргомыжские почти никого не принимали, и потому повзрослевший Александр, с детства привыкший к домашним концертам, зачастил в литературные и музыкальные салоны знакомых. С интересом наблюдая столичную жизнь, молодой Даргомыжский все больше сближался с кругом творческой интеллигенции Петербурга. Он посещал дома поэта И.Козлова, В.Одоевского, бывал в литературном салоне писателя и историка Н.М.Карамзина, где блистательные собрания вели его вдова и дочери. Здесь он играл на фортепиано и пел вместе с дочерью Карамзина свои романсы, аккомпанировал. Считают, что здесь он мог познакомиться и с Лермонтовым, стихи которого очень любил. Огромную роль в творческой жизни Даргомыжского сыграла многолетняя дружба с М.И.Глинкой.

Долгие беседы с Глинкой и другими композиторами укрепили Даргомыжского в его решении писать онеру, и он принялся за работу. Свою первую оперу «Эсмеральда» он писал около четырех лет и завершил работу над ней в 1842 году, но поставили ее в Москве в Большом театре лишь спустя пять лет. Надо сказать, что композитор и сам был не очень доволен своей музыкой.

В 1844 году Даргомыжский впервые отправился за границу. Он побывал в Берлине, затем поехал в Брюссель, в Париж, играл здесь отрывки из своей оперы, романсы, фортепианные произведения. Вернувшись на родину, музыкант снова погрузился в работу. В это время он написал много романсов, давал благотворительные концерты в память своего друга композитора А.Варламова, чтобы поддержать его семью. Но главной для него была работа над новой оперой «Русалка». В 1855 году Даргомыжский закончил писать оперу, а 4 мая 1856 года состоялась ее премьера. Правда, и на этот раз композитор был недоволен постановкой своего произведения, звучанием оркестра.

В конце 50-х - начале 60-х годов он стал сотрудничать в демократическом журнале «Искра». У него обнаружился дар сатирика, и он в основном писал фельетоны в соавторстве с кем-либо из журналистов. В эти годы Даргомыжский задумал писать сатирический роман «Исповедь либерала». Однако эта работа осталась незавершенной, известна лишь начальная страница романа.

В 1864 году случилось очередное несчастье: скончался отец Даргомыжского, его опора и главный советчик. Не имея собственной семьи, композитор всю жизнь прожил бок о бок с отцом, которого очень любил и уважал. Отец вел хозяйственные и денежные дела сына, на нем лежала забота и по управлению имением покойной жены, откуда семья получала основные средства к существованию.

Последние годы своей жизни композитор усиленно работал над оперой «Каменный гость», полностью сохранив текст А.С.Пушкина. Но он уже чувствовал себя неважно и не раз говорил друзьям, что желал бы передать «Каменного гостя» для завершения и постановки Цезарю Антоновичу Кюи. Инструментовать оперу он просил Римского-Корсакова.

Трезво оценивая состояние больного, друзья все же не теряли надежды на то, что Даргомыжский успеет завершить работу. В какие-то моменты ему становилось лучше, и тогда в квартире композитора снова играли и пели, причем не только произведения хозяина дома. Так, в ноябре 1868 года Мусоргский познакомил друзей с фрагментами из новой оперы «Борис Годунов», которую Даргомыжский принял с живым интересом и говорил, что Мусоргский в этой опере идет гораздо дальше его. Особенно ему понравились сцены у Новодевичьего монастыря и в корчме.

Временное улучшение, однако, вскоре сменилось новым наступлением болезни, которая в конце концов приковала композитора к постели. Теперь он писал лежа, едва удерживая слабыми руками непослушный карандаш, страдая от невыносимой боли в груди: как он сам говорил, всякое дыхание «резало ножом». И тем не менее он продолжал писать, торопясь закончить свое последнее сочинение.

Композитор скончался в самом начале 1869 года. 9 января в Семеновской церкви на Моховой улице состоялась панихида, на которую собрался весь музыкальный Петербург: композиторы, коллеги Даргомыжского по Русскому музыкальному обществу, его ученики - студенты консерватории, друзья, артисты и просто почитатели таланта композитора. Похоронили Даргомыжского в Александро-Не-вской лавре.

Исполняя его волю, композиторы Ц.Кюи и Н.Римский-Корсаков в сентябре 1869 года завершили его оперу «Каменный гость». Затем Кюи предложил дирекции Мариинс-кого театра поставить оперу в том составе исполнителей, каким его хотел видеть сам автор. Эта опера стала вершиной творчества талантливого композитора, в ней ярко прослеживается стремление автора создать прочный сплав музыки и текста, искать новые оперные формы, и прежде всего особый, мелодический речитатив.

Оценивая всю работу последнего года жизни Даргомыжского, русский музыкальный критик Стасов писал: «Эта победа духа над телом, это торжество духа над самыми невыносимыми страданиями, эта беспредельная преданность делу, которым одним только и полна душа, - это ли еще не величие! И действительно, такие колоссальные создания, как «Каменный гость», могут исходить из головы только того, для кого создание его творческого духа - все, вся жизнь, вся любовь, все существование его».

С тех пор музыка Даргомыжского, которого Мусоргский назвал «великим учителем музыкальной правды», составляет одну из лучших страниц русской классической культуры.