Бережное отношение ко времени на ярмарке. Часы даны не для красы

Классный час «Цена минуты»

Цели:

1.Расширение кругозора учащихся.

2.Воспитание бережного отношения ко времени.

Ведущий (учитель). Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о времени. Мы узнаем, что такое время, для чего оно нужно и как его использовать, а также поговорим об истории создания часов, их видах и принципах работы

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по 10 раз

И он не станет говорить

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок

Умыться и поесть,

И раньше, чем звенит звонок

За парту в школе сесть.

Часы даны не для красы.

Диктуют время нам часы.

Диктуют так:

Тик-так, тик-так.

1-Й УЧЕНИК.

Время дорого человеку, и он определяет время по часам. В разное время внешний вид часов был разным. С работой часов связаны некоторые выражения. Например, говорят: «Много воды утекло с тех пор», и мы понимаем, что много времени прошло. А говорят так потому, что в древности существовали водяные часы. Они были устроены в виде двух сообщающихся сосудов. Время узнавали по тому, сколько утекало воды из одного сосуда в другой. Подобно водяным часам устроены и песочные, где из верхнего сосуда высыпался песок в нижний сосуд. На Руси такие часы называли склянками, т.к. делались из стекла.

Позднее появились механические часы. Они у нас разные. Время определяют иногда по бою часов. Отсюда пошло выражение «битый час».

Учитель .

2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны - Кремлевские куранты. Ежечасно торжественно и величаво раздается бой этих часов. И нет человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

(прослушивание записи боя курантов)

Часы говорят о времени, и остановить время нельзя, как нельзя его убивать, т.е. проводить без пользы. Наша задача: выработать у себя чувство времени, умение использовать разумно, для дела каждый час, каждую минуту. Рабочая минута – отрезок времени небольшой, но из минут складываются часы, дни, годы.

2-й ученик.

Работа часов ни на секунду не прекращается, время течет непрерывно. Приложите ладони к своей груди. Вы чувствуете, как стучит, работает ваше сердце. Оно работает всю жизнь, без остановки, оно трудится и гонит кровь, чтобы каждый из нас каждую минуту был готов сделать что-то полезное. Давайте молча посидим минуту. Видите, как длинна минута. Что же делают в нашей стране за минуту?

3-й ученик.

С виду он обычный ящик,

Но – волшебник настоящий,

Живет в нем вся Вселенная,

Хоть вещь обыкновенная.

Сто историй вам расскажет,

В цирк вас пригласит на час

Кинофильмы вам покажет-

Есть у каждого из вас

(телевизор)

За одну минуту заводы выпускают 13 телевизоров

4-й ученик

Полюбуйся, посмотри!

Полюс Северный внутри,

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Навсегда нам эту зиму

Привезли из магазина.

(холодильник)

Холодильник – помощник человека. Каждую минуту в стране выпускается 11 новеньких холодильников

5-й ученик .

Чтобы я тебя повез,

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копыта дай резину,

И, поднявши вихрем пыль,

Побежит…(автомобиль)

Разные автомашины выпускаю наши заводы – грузовые, легковые, большие, маленькие. Каждую минуту с конвейеров сходят почти четыре новенькие машины.

1-й ученик.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчаться на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых –

Все края тебе открыты

На страницах книг.

Книга печатается так быстро, что счет надо вести по секундам. Каждую секунду в нашей стране выходят 45 экземпляров книг, а из них 7-8 предназначены для вас, ребята. Сколько же за минуту для вас выходит книг?

Сосчитаем: 7*60=420 книг (только для вас, ребята), а всего:

45*60=2700(книг)

2700 – это же библиотека!

2-й ученик.

Каждую минуту с конвейеров нашей страны сходит по 1560 пар обуви. Вот какая минутка!

3-й ученик.

А часов? Веселых будильников, важных настенных часов, маленьких ручных и всех других! Каждую минуту заводы делают 77штук

А если бы вдруг на одну минуту стали в стране все заводы и фабрики, то государство потеряло бы 50 млн. рублей. Вот сколько стоит минута.

А что же мы успеваем сделать за минуту?

Проводится соревнование, например, чтение (количество слов в минуту), решение примеров (пишут только ответы

2-й ученик.

Часы ведут секундам счет

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год –

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

С часами дружба хороша,

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек! (С. Баруздин)

3-й ученик.

Бежит стремглав минута.

Минута коротка,

Но за минуту можно

Найти звезду, жука,

Решение задачи….

И редкий минерал,

Который до сих пор еще

Никто не открывал.

В минуту открываются

Ракеты от Земли.

Но чтобы в дальний Космос

Они лететь могли-

Ученые отдали

Десятки лет работе

И с детства космонавты

Мечтали о полете.

Пускай минута коротка,

Пусть очень быстро мчится!

Большая, смелая мечта

В ней может уместиться!

4-й ученик

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Негруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

И положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

Давайте вспомним народные пословицы и поговорки о времени

(Ученики называют их)

Надо уметь ценить свое время и время других. Запомните хорошее правило:

Начиная любое дело, научись рассчитывать время: сколько его уйдет на уроки, сколько на занятия в кружках, на помощь родителям, на прогулку и т.д.

Распредели свой день

Пораньше ложись спать и пораньше вставай

Утром делай зарядку

Уроки учи не сразу как пришел из школы, а через час-два

После школы отдохни на свежем воздухе

Уроки делай днем

Поздно вечером не занимайся, т.к. мозг уже устал

Сначала делай уроки потрудней

Посещай секцию, кружок

Помогай родителям по хозяйству.

Тайм-менеджмент по Лотару Зайверту – советы по управлению временем от немецкого психолога, эксперта по тайм-менеджменту Лотара Зайверта. Его книги переведены на три десятка языков, проданы совокупным тиражом 30 миллионов экземпляров. Среди них - «Больше времени для существенного», «Если спешишь – не торопись», «Принцип бумеранга: больше времени для счастья» и «Стратегия медведя: сила в спокойствии», «Сделай свою жизнь проще».

Проблемы

Лотар Зайверт называет следующие проблемы, с которыми сталкиваются, в первую очередь, женщины:

  • чрезмерная нагруженность;
  • отсутствие времени для себя;
  • суетливость, склонность разбрасываться, неумение концентрироваться на одном деле;
  • трудности с переключением с работы на отдых .

Планирование дня – залог последовательности

Известный эксперт по тайм-менеджменту считает, что списки нисколько не устарели. Следует детально записывать все, что нужно сделать на следующий день. Дело в том, что многозадачность, с которой неизбежно сталкиваются все женщины, не позволяет им обо всем помнить. Некоторые важные дела забываются, так зачем держать в голове каждую мелочь?.. Заплатить за квартиру, найти рецепт, постирать, сделать маску для лица, навести порядок в бумагах … А сколько еще дел по работе! А сколько мелочей связано с детьми – купить краски, проверить домашнюю работу, подготовить то, что нужно, для урока труда, почитать новую книгу, обсудить ссору ребенка с однокашником. Просто записывайте, и вы никогда ни о чем не забудете.

Бережное отношение ко времени – результат осознанности

Психолог рекомендует критически подойти к анализу того, на что уходит время. Подумайте, с кем вам действительно приятно общаться, а кто только высасывает вашу энергию. Научитесь контролировать болтливость коллег, которая только мешает вашей эффективности. Переносите общение на удобное для вас время (например, с коллегой можно сходить пообедать и обсудить офисные сплетни, а с подругой лучше встретиться на тренировке в спортзале).

Следует избегать посещений магазинов в час-пик. Зачем выстаивать огромную очередь, если можно зайти в супермаркет в более удобное время.

Любите себя - устраивайте передышку

Умение концентрироваться на поставленной задаче и параллельное отсутствие хронофагов высвобождают огромное количество энергии. Задачи действительно решаются быстро, если ничего не мешает их решать. Однако после такой эффективной работы обязательно нужна передышка – в интенсивном темпе вы просто долго не выдержите, а переутомление несовместимо с эффективностью . Делайте паузы еще до того, как очень устанете. Устройте кофе-брейк, наведите порядок на рабочем столе. Теперь можно и поболтать минут 10-15 (но не дольше!), а затем снова вернуться к работе.

Не будьте лошадью, на которую грузят, а она везет

Вы вовсе не обязаны выполнять всю работу по дому. Детей полезно приучать к посильному труду – пусть они тоже помогают по хозяйству (вымоют посуду, сходят в магазин и т.д.). Попросите мужа взять какую-то часть работы по дому на себя. Проще всего это сделать, если предоставить мужу выбор. Можете составить список обязанностей и предложить ему ознакомиться. Пусть он сам выберет то, что ему больше по душе, то, что покажется ему более простым и менее неприятным. Может статься, что он выберет именно то, что вы больше всего не любите, а ему это будет казаться простым. Кроме того, возможность свободного выбора делает ситуацию делегирования домашних дел менее напряженной.

Наполеоновские планы: как избежать разочарования

Несмотря на то, что мечтать не только можно, но и нужно, помните, что человеческие возможности и временные ресурсы ограничены. Поэтому не стоит требовать от себя слишком многого – и работа, и занятия с детьми, и фитнес, и иностранный язык, и общение, и все остальное. Не стоит планировать на один день слишком много. Будет гораздо эффективнее, если вы разделите, когда заниматься физкультурой, а когда языком, когда у вас будет вечер забот, а когда – вечер отдыха.

И, конечно, нужно гордиться всеми своими достижениями. У каждой женщины, которая старается чего-то достичь, ежедневно должен находиться повод для гордости. Если вы домохозяйка , то находите время на хобби и встречи с подругами. И в то же время помните, что вы заняты не на какой-то там «грязной», никчемной работе, а обеспечиваете тыл своей семье, заботитесь об их здоровье, самочувствии и хорошем настроении. Тем более вам есть гордиться, если вы находите время на чтение книг и развивающие хобби. Если же вы работаете, то должны гордиться своим трудом – тогда и другие будут относиться к нему с уважением. Неважно, что вы делаете – продаете конфеты или нашиваете бирки на одежду, выдаете книги или следите за работой офиса. Всякий законный труд достоин уважения. Любите свою работу так же, как свободное время. Старайтесь, но перестаньте суетиться! Всему свое время!

Ссылки

  • Генеральный план достижения целей , женская социальная сеть myJulia.ru
  • 20 лучших книг по саморазвитию , социальная сеть для худеющих Diets.ru

Афоризмы, ниже опубликованные, о времени дадут возможность читателю понять суть времени и как его использовать. Ведь время в нашей жизни немаловажная деталь. Время в вечности, как такового, нет. По сути это наше восприятие. Час счастья кажется минутой, минута несчастий кажется часом. Отличия в скорости течения времени в детстве и в старости.

А в критической ситуации, - в состоянии аффекта, вообще, происходит такое замедление, что всё вокруг начинает медленно двигаться. От сюда вытекает, что его течением можно тоже научится управлять. Однако как бы там ни было, времени подвластно все в проявленной вселенной, она изменяется постоянно, каждый миг, впрочем как и мы. Тело стареет, хоть у каждого по разному и разной длине, опять того же, времени.

Ведь миг восприятия сразу становится прошлым, время как бы, постоянно течёт и под его влиянием всё изменяется. А будущее при этом приближается, грядёт, и мало кто развёрнут лицом к этому грядущему. Люди, в большей части, в лучшем случае идут спиной к грядущим событиям. Лицом на встречу жизни может идти человек находящийся в миге полного своего восприятия. В ногу со временем, так сказать! Ведь идти спиной вперёд не удобно и физиологически и внутренне. И человек, естественно, развернётся. Время священно и более глубоко изучаемое для всех истинных школ, ведущих к эволюции осознания. Любое восприятие прошлого, настоящего и будущего является результатом настройки. Любая пустая трата времени должна быть немыслимой, делать это - значит упускать возникающую возможность быть в всеобщем ежесекундном сотворении мира, который также как когда-то начал и продолжает творится в сей миг, который как измеришь? Это более обширная тема.

В этих афоризмах, как и в изречениях на другие темы нашей жизни, содержится глубокий смысл и мудрость. Объяснение законов и закономерностей жизни, во всей её широте. Вы узнаете суть времени и его закономерности, для разумного использования...

♦ Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем!

Гесиод

♦ Время не любит, когда его тратят впустую.

Генри Форд

♦ Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

Сюньцзы

♦ Человек, решивший растратить хотя бы один час своего времени, еще не дорос до того, чтобы понимать всю ценность жизни.

Дарвин Ч.

♦ Ни чем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем.

Людвиг Андреас фон Фейербах

♦ Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.

Артур Шопенгауэр

♦ Самый мудрый человек тот,кого больше всего раздражает потеря времени.

Данте Алигьери

♦ Время - честный человек.

Бомарше П.

♦ Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает все.

Фалес

♦ Увы, не время проходит, проходим мы.

Пьер де Ронсар

♦ Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Коменский Я.

♦ Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Франсуа Рабле

О разнице восприятия времени...

♦ Дни такие длинные, а годы такие короткие!

Альфонс Доде

♦ ...Счастливые считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами.

Купер Ф.

♦ Время - такая неопределенная штука. Одному кажется очень долгим. Другому - наоборот.

Агата Кристи

♦ Время - мать и кормилица всего хорошего.

Шекспир У.

♦ Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну.

Фрэнсис Бэкон

♦ Мгновения вечно сменяют друг друга.

♦ Молодость быстро летит: лови уходящее время. День миновавший всегда лучше, чем нынешний день.

Овидий

♦ Употреби текущее время так, чтобы в старости не корить себя за молодость, прожитую зря.

Боккаччо Джованни

♦ Время - самое драгоценное из всех средств.

Теофраст

♦ Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.

Жан-Жак Руссо

♦ Кто не знает цену времени, тот не рожден для славы.

Люк де Клапье Вовенарг

♦ Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством.

Бенджамин Франклин

♦ Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.

Гомер

♦ В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.

Камю А.

♦ С каждой новой минутой начинается для нас новая жизнь.

Джером Клапка Джером

♦ Время - враг людей, которые любят спокойную жизнь...

Максим Горький

♦ Время идет для разных лиц различно.

Шекспир У.

♦ Очень немногие умеют распорядиться с толком своим состоянием, еще меньше тех, кто умеет распределять свое время, а из этих двух вещей последнее - самое важное.

Честерфилд Ф.

♦ Как страшно чувствовать, что течение времени уносит все, чем ты обладал.

Паскаль Блез

♦ Близость возлюбленной сокращает время.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Время исцеляет любовную тоску.

Овидий

♦ Время всегда будет уважать и поддерживать то, что крепко, но обратит в прах то, что окажется непрочным.

Анатоль Франс

♦ Время - врач всех неизбежных зол.

Менандр

♦ Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе.

Толстой Л. Н.

♦ Продолжительность времени определяется нашим восприятием. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием. Поэтому, коли дух покоен, один день сравнится с тысячей веков, а коли помыслы широки, крохотная хижина вместит в себя целый мир.

Хун Цзычен

♦ Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

Маркс К.

♦ Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!

Генри Дэвид Торо

♦ Тысячелетие в сравнении с вечностью более короткий период, чем мгновение ока в сравнении с движением самого медленного небесного тела, вращающегося в бесконечном пространстве.

Данте Алигьери

♦ Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах.

Джордж Гордон Байрон

♦ Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

Михаил Булгаков

♦ Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю.

Аврелий Августин

♦ Время - лучший учитель, но, к сожалению, оно убивает своих учеников.

Гектор Берлиоз

♦ Время даже камень крошит.

Сергей Есенин

♦ Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Все, что сокрыто теперь, раскроет некогда время.

Квинт Гораций Флакк

♦ Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Камю А.

♦ Никогда не бойся мгновений - так поет голос вечности.

Рабиндранат Тагор

♦ Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый - время.

Белинский В. Г.

♦ Кто подвергается нападкам со стороны своего времени, тот еще недостаточно опередил его или отстал от него.

Ницше Ф.

♦ Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением.

Сэмюэл Джонсон

♦ Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.

Бальзак О.

♦ Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий.

Олдингтон Р.

♦ Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна.

Манн Т.

♦ Кто время выиграл - все выиграл в итоге.

Мольер

♦ На радугу, которую видно в течение четверти часа, не смотрят более.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Каждое потерянное мгновение - потерянное дело, потерянная польза.

Честерфилд Ф.

♦ Время довольно длинно для того, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.

Вольтер

♦ ... время растяжимо. Оно зависит от того, какого рода содержимым Вы наполняете его.

Самуил Маршак

♦ Вечность - это то время, когда существуют идеалы.

Жан Поль

♦ Всепожирающее время.

Овидий

♦ Нет ничего продолжительнее времени, так как оно мера вечности; нет ничего короче его, так как его недостает для всех наших начинаний... Все люди пренебрегают им, все сожалеют о его утрате.

Вольтер

♦ Время столь быстротечная вещь, что угнаться за ним невозможно.

Али Апшерони

♦ Время то же, что и деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его вдоволь.

Гастон Левис

Фразы сложенные в рифму...

♦ Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы.

Державин Г. Р.

♦ Время - конь, а ты объездчик; мчись отважно на ветру.
Время - меч; стань крепкой клюшкой, чтобы выиграть игру.

Рудаки

♦ Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.

Лафонтен

♦ Время как и прилив никогда не ждут.

Вальтер Скотт

♦ Два величайших тирана на земле: случай и время.

Гердер

♦ Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем, дни убегают, и нам их невозможно сдержать.

Овидий

♦ Время - вернейший союзник упорства.

Иоганн Вольфганг Гёте

♦ Власть времени - это закон, достойный уважения.

Публий

♦ Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.

Овидий

♦ Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Чехов А. П.

♦ Время стирает ошибку и отшлифовывает истину.

Гастон Левис

♦ Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.

Иоганн Вольфганг Гёте

А тут пошли целые абзацы характеристики времени...

♦ Не торопиться жить. Всему свое время - и все тебе будет в радость. Для многих жизнь потому слишком долга, что счастье слишком кратко: рано радости упустили, вдоволь не насладились, потом хотели бы вернуть, да далеко от них ушли. По жизни они мчатся на почтовых, к обычному бегу времени добавляют свою торопливость; в один день готовы проглотить то, что им не переварить за всю жизнь; проживают радости в долг, пожирают на года вперед, спешат и спешат - и все проматывают. Даже в знаниях надобно меру знать, не набираться тех знаний, которые и знать не стоит. Дней нам отпущено более, нежели блаженных часов. Наслаждайся не спеша, зато действуй не медля. Деяния закончены - хорошо; радости кончились - худо.

Второе выражение...

♦ Человек, умеющий ждать. Он должен обладать и большим мужеством, и немалым терпением. Никогда не спеши и не горячись. Научись властвовать собой, тогда будешь властвовать другими. К благоприятному случаю приходится идти долгими путями времени. Пока ты разумно медлишь, будущие удачи подрастают, тайные замыслы мужают. С костылем времени уйдешь дальше, чем с окованной палицей Геркулеса. Сам Бог карает не дубиной, а кручиной. Мудро сказано: «Время да я - на любого врага». Сама Фортуна награждает терпение своими дарами.

Грасиан-и-Моралес

Похожее...

Социальный обмен...

Цикл бесед для Музея часов для старших дошкольников ДОУ. Конспекты

Алексеева Елена Леонидовна, воспитатель высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Алёнушка» города Армянска Республики Крым

Материал предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а так же для родителей, которые развивают детей самостоятельно

Цель: формирование представлений о времени и о разных приспособлениях для его измерения.
Задачи:
знакомить детей с понятиями «время», «ориентирование во времени»;
расширить знания детей о часах, их видах, назначении;
развивать умственные способности детей;
обогащать словарный запас детей;

воспитывать интерес к познанию.

Аннотация

Уважаемые коллеги и родители!
Вашему вниманию представляю цикл бесед, предназначенный для моего Музея часов, который находится в стадии разработки.
Музей часов, о котором идет речь – это элемент развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе, где я работаю воспитателем. В Музее часов будут собраны различные виды часов, часы старые, часы новые, часы причудливых форм, размеров, часть экспонатов уже изготовлена своими руками, планируется постоянное пополнение коллекции. Ведь музей на то и нужен, чтобы собирать, хранить и дополнять. Открытие Музея ожидается в начале нового учебного года.
В беседах собрана, адаптирована для старшего дошкольного и младшего школьного возраста главная информация о времени и о видах часов. Я старалась не нагружать материал заумными терминами, строила ход беседы по принципу доступности, систематичности, последовательности и постепенности.
Хочется сразу оградить себя от критики в том плане, что конспекты моих бесед оформлены как монолог воспитателя. Я не вставляла в тексте бесед физкультминутки. Коллеги, мы с Вами творцы, поэтому прошу использовать данный материал как основу для Вашего творчества и безграничной уникальной фантазии.
В качестве наглядного материала для бесед я использовала различные картинки из поисковой системы Google, которые оформила в виде отдельной папки к каждой беседе. Беседа без картинки (или же какого-либо другого наглядного пособия, механизма, например) не будет нести достаточный образовательный смысл.
Спасибо за внимание!

Беседа: Что такое время?


Цель: познакомить детей с понятием «время», «ориентирование во времени»
Задачи:
расширять знания детей о времени;

развивать интеллектуальные умения;
развивать умение выявлять смысл пословиц и поговорок;
обогащать словарный запас детей новой лексикой;
воспитывать умение слушать и понимать друг друга.
Ход беседы:
В толковом словаре Ожегова есть 10 описаний слову «Время». Что же это такое? Возьмем из словаря такую трактовку: «Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами».
Сегодня каждый человек каждый день, каждую секунду имеет дело со временем. Время – оно есть и прошлое, и настоящее, и будущее. Эдакое удивительно обширное понятие. Можно сказать, что время – это наше восприятие пространства. С его помощью мы можем легко рассказать о событиях (или же еще о чем-то, например, о наших чувствах или намерениях), которые с нами произошли, происходят или будут происходить. С помощью времени мы ориентируемся в пространстве. К примеру, проще сказать «Завтра в 7 утра мне нужно идти в детский сад», чем «Когда встанет солнце и будет на небе вон в той точке (показываем), мне нужно быть в детском саду». А если нам придется рассказать о том, что произошло две недели назад? Что тогда? 14 раз назад солнце село и мама купила мне куклу? Запутаться можно.
Время мы не можем потрогать, понюхать, увидеть, услышать. Оно абстрактно (невещественно, неконкретно, размыто).
Кроме того, время движется. Причем только вперед. Некоторые даже говорят, что время течёт, утекает, убегает. Время нельзя остановить, нельзя повернуть вспять. Даже поговорка есть такая: «Времени не воротишь». Оно движется от прошлого к будущему. А тот миг, который происходит сейчас, в данную секунду – есть настоящее. Поэтому люди во все времена старались бережно относиться ко времени, ценили его, и учились правильно распределять. Говорят: «Часы - тянутся, дни - идут, месяцы - проходят, а годы – летят». Вспомните, как ваши мамы и папы говорят: «Вроде наш Ваня/наша Катя только родился, а уже воооон какой большой!»
Бывает ли у вас такое чувство, что время тянется как резина? Бывает, когда вы не хотите спать в сон-час! Вы лежите и думаете: «Ну когда же воспитатель нас поднимет?» Можно сказать, что время тянется тогда, когда вам скучно или нечем заняться, когда мы ждем кого-то, так?! «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
А еще в народе говорят: «Счастливые часов не наблюдают». Как это понять? Правильно, когда мы заняты любимым делом, когда мы идем с родителями в зоопарк, когда гостим у бабушки в деревне – время пролетает незаметно.
Оказывается, мы с вами с рождения имеем это чувство времени. Давайте поясню: когда вы родились, вы потихоньку привыкали кушать в определенное время, умываться по утрам, купаться по вечерам и прочее. Когда вы пошли в детский сад, вы привыкали к новому распорядку (а распорядок дня – и есть ни что иное, как правильно организованное или спланированное время). Утром зарядка, потом завтрак, потом занятия, потом игры и так далее. Становясь старше, вы уже наперед видите, что будет дальше.
А что же нам помогает определять время? Давайте перечислим:
1. часы;
2. время суток;
3. дни недели;
4. времена года;
5. месяцы года.

Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:
1. Можем ли мы потрогать время? Почему?
2. Помогает ли нам время? Для чего оно вообще нужно?
3. Когда мы были маленькими, мы ориентировались во времени?
4. Что такое время?
5. Умеет ли время ползти? Когда такое бывает?
6. Что помогает определить время?
7. Почему мы часто говорим, что время дороже золота?
8. Должны ли мы ориентироваться во времени?

Беседа: Что такое часы?


Цель: развитие временных представлений и знакомство с историей часов.
Задачи:
знакомить детей с понятием «часы» и с историей их возникновения;
воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени;
расширять кругозор, обогащать словарь детей.
Ход беседы:
В прошлый раз мы с Вами познакомились со временем. Давайте вспомним, что это такое? Правильно, время – это продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами.
Сегодня мы будем знакомиться с часами как таковыми, с атрибутом времени. С тем предметом, который нам больше всего помогает ориентироваться в пространстве. Без часов мы не представляем свою жизнь. Они висят на стене, стоят на полочке, они есть на мобильном телефоне у взрослых, и на руках тоже! Что это такое? Часы – это прибор для измерения времени.
Зачем нам нужны часы? Правильно, чтобы не опоздать, чтобы знать, когда идти на работу, в музей, когда начнется любимый мультфильм.
А как раньше люди жили без часов? Как ориентировались во времени? Вот вы говорите, что вместо будильника пробуждал всех петух, с его пения начинался день. А что же делать, если нет петуха? А что делать, если мне нужно куда-то не утром, а в обед? Стоит придумать что-то иное.
Древние люди ориентировались во времени по Солнцу. Они наблюдали за окружающим миром. Солнце встало – утро, Солнце прямо надо головой – день, Солнце садится – вечер. Люди даже придумали солнечные часы. С ними мы будем знакомиться позже. Удобно, конечно. Но всегда ли на небе солнышко? Нет. Когда идет дождь, трудно определить, какая сейчас часть суток. Вспомните, в пасмурные дни мы часто говорим: «Такое ощущение, будто сейчас вечер» (хотя на самом деле – еще утро или день). Кроме того, древнему человеку трудно было точно определить время так, как определяют его в наши дни. Выходит, что ориентироваться по Солнцу тоже не очень-то неудобно.
Люди стали думать и гадать, что же делать, как изобрести прибор для измерения времени. И придумали водяные часы и песочные часы. Песочные вы уже видели, даже у кого-то они есть. А водяные часы – это что такое? И те и другие считаются древнейшими изобретениями человека для более точного определения времени. Вот уж действительно, когда можно сказать, что время течет! Воду наливали в высокий узкий сосуд с отверстием около дна. Особые люди, приставленные к часам, на восходе солнца наполняли сосуд водой. Когда вся вода выливалась, они громкими криками извещали об этом жителей города и снова наполняли сосуд. Так они поступали несколько раз в день. И чем меньше был сосуд, тем точнее можно было определить время. Этими изобретениями древние люди пользовались тысячелетиями. Но всегда появится изобретатель, который что-то новенькое да придумает.
Так были выдуманы:
огненные часы (свеча определенного размера с нанесенными на нее делениями). Их делали из разных материалов (из воска, смешанного со стружкой дерева и другими горящими компонентами), покрывали их дегтем, чтобы «часы» горели долго. Они появились в Индии и Китае.
масляные часы (это глиняная чаша с фитильком, наполненная маслом). Это жидкие часы. Люди поджигали фитиль, он горел, масло испарялось. На боку глиняной чаши были нанесены цифры. Люди смотрели, какой был уровень масла, столько значит и времени.
Ни те, ни другие были ненадежны. Ведь за ними нужно было наблюдать, чтобы не потухли. А вдруг сильный ветер или дождь?
Умельцы придумали знакомые нам механические часы. Считают, что придумали их в Византии. Почему механические? Да потому, что они состояли из бесчисленного количества гаечек, болтиков, винтиков, пружинок, зубчатых колесиков, маятника, цепей и прочее. Сначала было одна стрелка, вероятно, она показывала только часы. Соответственно делений было 24. Их совершенствовали и совершенствовали, потому что за механизмом тоже надо было следить, смазывать детали, иногда проверять их время по солнечным часам. И спустя века в каждом городе большие механические часы висели на главной башне или соборе. Люди делали их и маленькими и большими. Механические часы дошли и до наших дней.
Кроме механических не так давно (в начале прошлого века) люди изобрели электрические и электронные часы. Здесь потрудились физики, которые работали с электромагнитным полем. Они были очень точные и самые надежные по сравнению с механическими, которые могли выйти из строя из-за одной сломанной пружинки или из-за попадания пыли внутрь сложного механизма.
Но во время открытия атомной энергии люди изобрели наиточнейшие, очень надежные часы – атомные. Они работают на атомной энергии вместо батареек или электричества электронных часов, вместо механизма механических часов. Считается, что атомная энергия неиссякаема. А значит, эти часы могут послужить человечеству аж много миллионов лет. У нас с вами атомных часов конечно же не будет, ведь они очень громоздки и за ними наблюдают только ученые. А вот механические и электронные часы вполне доступны и есть у каждого.
Итак, что нового вы узнали сегодня?
1. Почему человек стал задумываться над изобретением механизма для определения времени?
2. Какие часы наиболее надежны?
3. Как работают водяные часы?
4. Зачем люди находились возле водяных и масляных часов?
5. Почему ни у одного из нас нет атомных часов?

Беседа: Солнечные часы


Цель: знакомство детей с солнечными часами, их историей, назначением
Задачи:

активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;

воспитывать бережное отношение ко времени;

Ход беседы:
Мы уже знакомились со временем и приборами для его измерения. Что это за приборы? Правильно часы. Сегодня мы поговорим с вами о солнечных часах: кто, когда для чего их изобрел, дошли ли они до наших дней, большие они или маленькие, удобно ли по ним определять время.
Солнечные часы – старинный прибор для измерения времени по Солнцу. Они построены на знаниях наших предков о космических телах, в данном случае о звезде Солнечной системы. Родиной солнечных часов принято считать Древний Египет, где поклонялись различным богам, строили им храмы, служили им. Одним из главных древнеегипетских богов был бог Солнца - бог Ра. Считалось, что он правит всеми частями мира: небосводом, землей, преисподней. Ра ассоциировали с соколом или ястребом, на голове которого был яркий солнечный диск. Египтяне верили, что все формы жизни были созданы его руками, ведь Солнце есть источник света и тепла, без чего ни одно живое существо не может расти и существовать. Богу Ра возводили множество ярких храмов, в которых служили его жрецы.
Вот в одни прекрасный день жрецы наблюдали за тем, как в очередной раз бог Ра «путешествует на своей лодке по небу». Они вдруг заметили, как колонны храма отбрасывают тень то в одну сторону, то в другую, причем плавно, будто бы по кругу. Жрецам пришла в голову идея создания солнечных часов, по которым они могли определить время, когда любимейший бог Ра проплывает на лодке в той или иной части небосвода.
Давайте посмотрим, что они придумали: перед храмом жрецы установили большой колышек и назвали его «гномон». Это был священный колышек, который украшали резными узорами и надписями. Когда на небе появлялось солнце (бог Ра), то тень от гномона перемещалась по заранее размеченной окружности (некое подобие сегодняшнего циферблата). Равномерно нанесенные риски отмеряли равные отрезки времени. Окружность так же украшали узорами, часто изображениями Солнца, звезд и Луны в разных фазах. Людям такая идея понравилась, ведь появилась возможность определять точное время. Солнечные часы стали устанавливать в общественных местах – на площадях, в банях, в имениях императоров и так далее.
Солнечные часы были разных конструкций:
Горизонтальные (расположены прямо на земле, их можно построить на песке, да и вообще на любой горизонтальной поверхности);


Вертикальные (эти часы, соответственно, расположены на вертикальной поверхности, а их гномон как бы торчит в строну. Чаще всего их устанавливают на стенах башен, высоких зданий и сооружений).


Если вы скажете, что такие часы нельзя взять с собой. Я отвечу – ребята, можно! Народные умельцы тут же среагировали и придумали уменьшенную копию солнечных часов – наручные миниатюрные модели. У путешественников и монахов были специальные посохи с отметками, и, поставив их под определенным углом к Солнцу, они могли определить время.


Но, стоит отметить, что установка солнечных часов требовало определенных знаний астрономии и географии. Для каждой местности необходимо было правильно рассчитать, куда поставить гномон, и где устроить циферблат. Без этих расчетов солнечные часы перестали бы быть точными. Это сейчас можно проверить по обычным механическим или электронным часам, правильно ли показывают время солнечные часы, а раньше люди не имели такой возможности.
Кроме того, самый большой минус солнечных часов – работать-то они могут лишь в солнечную ясную погоду! Тем не менее, солнечные часы служили людям в течение тысячелетий. И люди ими были очень довольны.
Давайте подведем итоги нашей беседы:
1. Где появились первые солнечные часы?
2. Кто такой бог Ра?
3. Как пришла мысль к созданию солнечных часов?
4. Из чего состоят солнечные часы?
5. Легко ли их самим сделать?
6. Какие бывают солнечные часы?
7. Где устанавливали солнечные часы?
8. Какие недостатки есть у солнечных часов?

Беседа: Песочные часы


Цель: знакомить детей с песочными часами, их историей, назначением
Задачи:
развивать познавательную активность и логическое мышление;

закреплять знания о времени и часах;
воспитывать бережное отношение ко времени;
развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;
воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Продолжаем знакомиться с видами часов. Сегодня мы узнаем, что такое песочные часы.
Песочные часы, как и всякие любые другие часы, - это, прежде всего, прибор для измерения времени. Состоят они из двух соединенных друг с другом прозрачных стеклянных сосудов. В одном сосуде находится мелкий песок, который пересыпается в другой сосуд через горловину, тем самым отмеряется определенный промежуток времени. Он может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов.
Это зависит от размера сосудов: маленькие сосуды – маленький промежуток времени, большие сосуды – большой промежуток времени, так как они могут вмещать много песка. Кроме того, размер горловины (самой узкой части часов) тоже имеет значение: шире горловина - песочек быстрее пробегает из одного сосуда в другой, времени тратиться меньше, Уже горловина – песок медленно просачивается, поэтому время тратится больше.
Считается, что первые песочные часы появились в Индии и Китае. Они быстро распространились по свету, потому что были просты в использовании, надежны, ими можно измерять время в любой момент дня и ночи, так как они не зависят ни от солнечного света, ни от погоды, ни от ветра. Но есть и недостатки – песочные часы измеряют лишь кроткий промежуток времени, ими не измерить сутки. Представляете, какими должны быть сосуды и сколько понадобится песка, чтобы все 24 часа он перетекал из одного сосуда в другой. Кроме того, песочные часы со временем перестают быть точными: песчинки стачиваются, превращаются в пыль, и быстрее пересыпаются.
Изготовлением песка для песочных часов занимались лучшие мастера. Ведь именно от него зависела точность времени. Умельцы брали морской или речной песок, просеивали его с помощью сита, делая его однородным, промывали и сушили на солнце. Другой песочек делали из толченой яичной скорлупы. Такой песок имел красивый кремовый оттенок. Еще песок делали из древесного угля (сгоревшего кусочка дерева), уголёк так же, как и яичную скорлупу, толкли. Какой цвет получился у песка? Правильно, черный.
Сосуды, или колбы, мастера делали из стекла. В те времена уже могли изготавливать стекло. А стекло, как вы знаете, делается так же из песка. Внутри сосуды должны быть идеально гладкими, чтобы песочек не задерживался и не застревал.
В настоящее время песочными часами пользуются редко. В основном их ставят для украшения. Но их можно встретить, например, в санаториях, когда мед.сестра отсчитывает время процедуры. А где вы встречали песочные часы?
Настало время подвести итог тому, что мы сегодня узнали:
1. О каких часах мы сегодня беседовали?
2. Из чего состоят песочные часы?
3. Как делали песочек?
4. Почему сосуды должны быть гладкими?
5. Какие плюсы у песочных часов?
6. Какие недостатки у них?
7. Где сейчас можно встретить песочные часы?

Беседа: Водяные часы

Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с водяными часами, их историей, назначением
Задачи:
развивать познавательную активность и логическое мышление;
способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
закреплять знания о времени и часах;
воспитывать бережное отношение ко времени;

воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, давайте вспомним, какие виды часов мы уже знаем. Молодцы! Мы знаем, что такое солнечные. А помните, мы вскользь говорили, что есть еще водяные, песочные, масляные, механические, электронные и атомные часы. Как вы думаете, о каких из них мы будем беседовать сегодня? О водяных часах.
Название данных часов говорит само за себя. Они исчисляют время благодаря чему? Правильно, воде, жидкости. Мы знаем, что древние люди, как и вы, очень наблюдательны. У них не было всяческих современных приспособлений, какие имеем сейчас мы. Они полагались на собственную интуицию, кое-какие знания о природе и ее силах, на свой опыт и не боялись совершать ошибки.
Итак, кто-то говорит, что в Египте, а кто-то утверждает, что в древнем Вавилоне у одного из служителей храма прохудился глиняный сосуд. Трещинка была очень мала, и из нее капля за каплей стала вытекать вода. Вода капала медленно. И так как служителю нечем было заняться в ту ночь, он стал наблюдать за этим процессом. В итоге, наступило утро, и его позвали завтракать. На следующую ночь служитель взял этот же дырявый сосуд, наполнил его водой, поставил его на табурет, а на пол подставил другой сосуд, чтобы вода из дырявого не вытекала на пол. И знаете что! Этот человек заметил, что вода отмеряет промежуток времени, равный его ночному служению в храме. Так и появились первые водяные часы, прибор для измерения времени.
А потом начались эксперименты: водяные часы представляли собой и два сосуда, описанные выше, и одну большую чашу с дырочкой на дне, которую подвешивали, и из нее капля за каплей вытекала вода, так же измеряя время. А китайцы вообще что придумали – в бассейн, наполненный водой, ставили такую же круглую чашу с дырочкой на дне. Дырявая чаша, плавая в бассейне, наполнялась через дырочку водой и тонула. Не очень практично для измерения времени, правда?!
Но самые интересные и самые полюбившиеся водяные часы были – клепсидра.

Клепсидра, в переводе с древнегреческого языка, означает «похитительница воды». Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд с отверстиями внизу и с расчерченного черточками, обозначающими период времени. Выходило так, что вначале (когда сосуд доверху наполнен) за один и тот же промежуток времени вытекало больше воды, чем под конец. Вы, наверно, тоже могли такое заметить, когда набирали, например, в пакет воду: сначала вода ух как быстро начинает литься, а когда в пакете остается немного воды, она течет еле-еле. Это происходит из-за давления воды. Тогда люди подумали-подумали, и решили сделать клепсидру в форме зауженного книзу конуса. Тогда водяные часы перестали «врать». Древние мастера делали ну очень красивые клепсидры. Из дерева, из глины, даже из мрамора. Украшали их резными фигурками, цветами, сажали на них райских птиц. Конечно, такие водяные часы стояли у знатных людей. Специальные люди следили за тем, чтобы вовремя налить новую воду в клепсидру. Вот именно оттуда и пошли выражения: «Время истекло» и «Время быстротечно как вода».
Прошли столетия, и людей перестали удовлетворять водяные часы. Почему, спросите вы. Да потому, что какой красивой и правильно отмеренной ни была клепсидра, все же погрешность в измерении времени была, и нарастала с каждым годом ее использования. Водяные часы попросту «врали». Людям нужны были новые приборы для измерения времени. Люди хотели точности. А какие приборы далее были изобретены – узнаем с вами из следующих бесед.
Итак, пришло время делиться впечатлениями от узнанного сегодня:
1. О каких часах сегодня шла речь?
2. Как появились первые водяные часы?
3. Что значит «клепсидра»?
4. Какая форма клепсидры была сама точная?
5. Почему людям пришлось сделать конусовидную клепсидру? Чем их не устраивала цилиндрическая?
6. Как понять выражение «Время истекло»?
7. Чем же людям не понравилась клепсидра?

Беседа: Огневые и масляные часы


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с огневыми и масляными часами, их историей, назначением
Задачи:

развивать познавательную активность и логическое мышление;
способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
закреплять знания о часах;
воспитывать бережное отношение ко времени;
развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Ребята, отгадайте загадку:
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)
Правильно, это свеча. А причем тут свеча, когда мы говорим о часах? Сейчас всё узнаете.
На Древнем Востоке, а именно в Китае, три тысячи лет назад появились огневые, или огненные часы. Китайцы же любят всё, что связано с огненной стихией. Они придумали до удивления простую конструкцию: брали длинную плошку с бортиками, клали в нее свечу, на бортиках делали равномерные надрезы, обозначающие промежуток времени, через надрезы натягивали нитки, на краях которых были шарики (обычно металлические или из слоновой кости). Зажигали свечу, свеча потихоньку сгорала, нитка плавилась, разрывалась, шарик падал на металлическую тарелочку под плошкой, издавал бой, тем самым сигнализируя, что прошло какое-то время. И так до тех пор, пока свеча не сгорит. Потом свечу меняли. И до бесконечности.

В эту плошку могли добавить благовония, ароматические масла, могли украшать ее всякими статуэтками и фигурками. Ну, очень красивое и ароматное изобретение. А главное, полезное, ведь по нему древние люди могли четко строить свой распорядок дня и ориентироваться во времени.
Огневые часы были разных конструкций. Вот, например, свечные цилиндрические часы: это подставка (некий подсвечник) с металлическим вертикальным штырьком с одинаковыми делениями по всей его длине. Рядом со штырьком ставили свечу (вертикально), зажигали, она горела и указывала прошедшее время. Как вы думаете, удобная конструкция? Да, удобна, но, по-моему, свеча быстро сгорает. Тогда люди стали выдумывать свечи разного состава, с разными фитилями, чтобы свеча горела как можно дольше, ведь воск очень быстро плавится.

Так появились фитильные часы. Очень интересная конструкция: изготавливали фитиль (делали его из материалов, которые долго горят или тлеют, например, из смеси опилок с дёгтем), закручивали его спиралью в виде конуса, к каждому витку спирали привязывали нитку со знакомым нам шариком, подвешивали спираль на штырь или крючок (как будто фонарь), под спиралью была металлическая подставка. Поджигали фитиль, он тлел, нитка обрывалась, падала на металлическую подставку, издавала звук. Тот же принцип, что и у свечных часов. Как вы думаете, удобно? Довольно-таки удобно.
Но умельцы не остановились. И тут как в поговорке: «Огонь маслом заливать - лишь огня прибавлять». Были придуманы масляные часы. Их можно так же смело назвать огневыми. И третье название – лампадные часы. Брали глиняный горшок, наполняли его растительным маслом, вставляли фитилёк, поджигали. На горшке были нанесены метки, масло горело, выгорало, его уровень показывал, сколько времени прошло. Такие часы брали с собой рудокопы – люди, которые работали под землей, добывали полезные ископаемые, руду, например. Масляные часы состояли не только из масляного сосуда, их делали и из стекла. Практично. Это кстати прообраз керосиновых горелок, которыми ваши прабабушки или даже бабушки пользовались не так давно. Только керосиновой горелкой время не измеряли, а использовали для освещения, когда не было электричества.
Все огневые и масляные часы были хорошо. Но вот только ненадежны. Они были зависимы от ветра. Почему? Правильно, если дул сильный ветер (например, сквозняк), они гасли. Нужно было постоянно наблюдать за свечой или фитилем. Кроме того, они «врали» - если в помещении свежий сухой воздух, свеча горела ярко, пламя играло, часы быстро «сгорали», а если было сыро или недостаточно кислорода, то соответственно свеча еле-еле тлела. Еще один недостаток – свечи, фитили и масло нужно было где-то брать, покупать. Нужно было своевременно докупать их. А многим они были не по карману. Вот видите ребята, какими изобретательными были древние люди!
Давайте подведем итог:
1. Где изобрели огневые часы?
2. Как они работали?
3. Какие еще конструкции огневых часов вы знаете?
4. Быстро или медленно работали огневые часы?
5. Что люди делали, чтобы огневые часы служили им как можно дольше?
6. А что такое масляные часы?
7. Кто ими пользовался?
8. Чем удобны огневые часы?
9. Какие недостатки у огневых и масляных часов?

Беседа: Механические часы


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с механическими часами, их историей, назначением
Задачи:
Формировать представление об определении времени;
развивать познавательную активность и логическое мышление;
способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
закреплять знания о часах;
воспитывать бережное отношение ко времени;
развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Механические часы. Что же это такое? Часы, понятное дело, прибор для измерения времени. А механические? Правильно, от слова «механизм» - приспособление, внутреннее устройство чего-либо. Кто придумал первые механические часы – загадка. Одни утверждают, что это изобретательные китайцы, другие говорят, что это французы. Не будем гадать. Как вы думаете, для чего были придуманы механические часы? Ведь и так столько часов люди уже изобрели. Правильно! Во все времена людям хотелось точности. Да и чтобы эти самые часы не зависели от сторонних сил – от Солнца, от огня, от масла или свечи.
Если кто-то из вас с родителями или бабушка-дедушками разбирал часы, то наверняка видел, что внутри много…чего? Зубчатых колесиков. Одно колесико цепляет за другое, другое за третье, а то и за одно колесико может сразу цепляться два, три колеса. А они в свою очередь двигают стрелки часов. Удивительно, не так ли?!
Конструкции первых механических часов была простой.

Веревку наматывали на вал (можно сравнить с катушкой и нитками), привязывали гирю. Гиря на веревке опускалась и двигала стрелки с помощью зубчатых колес. Количество зубчики на колесах было рассчитано так, чтобы полный круг часового колеса отмерял один час времени. Когда веревка разматывалась, приходилось поднимать гирю вверх. Добавлю еще то, что на первых механических часах отсутствовала минутная (и тем более секундная) стрелка. И такие часы устанавливали на башни, в ратуши, часовни. Они был огромны.
Потом люди изобрели маятник – колебательную систему. Маятник двигается туда-сюда и его движение неизменно. Его внедрили в часовой механизм. И это помогло людям еще точнее измерять время. Ведь движения маятника одинаковы, в отличие от веревки, которая могла истончиться от постоянного трения.
Механические часы дорабатывали в течение пяти веков, пока они дошли до нас в таком виде, в каком мы привыкли их видеть. К ним добавили и спиральки, и циферблат, и кукушку, и бой. А некоторые часы показывали целое представление, когда отбивали какой-то час, например 8 вечера.
Люди для удобства придумали и маленькие карманные механические часы, чтобы можно было брать их с собой повсюду. Потом находчивые мастера прикрепи к ним кожаные ремешки. Так появились наручные часы, позволявшие моментально видеть, сколько сейчас времени. Механические часы украшали различными фигурками, расписывали узорами, делали их из драгоценного металла. Они стали предметом роскоши, желанным подарком, особенно для мужчин.
Но самое главное – это их функция. Механические часы позволяли очень точно определять время, практически без погрешности, они не зависели от природных факторов. За это их и ценили так долго. И ценят до сих пор.
Пришла пора подводить итоги:
1. Что же такое «механизм»?
2. Давайте вспомним конструкцию первых часов? (Рассказ по картинке)
3. Кто изобрел первые механические часы?
4. Что такое маятник?
5. В чем плюс механических часов?

Беседа: Электрические и электронные часы


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с электрическими и электронными часами, их историей, назначением
Задачи:
Формировать представление об определении времени;
развивать познавательную активность и логическое мышление;
способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
закреплять знания о часах;
воспитывать бережное отношение ко времени;
развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Сегодня речь пойдет об электрических и электронных часах, которые считаются одними из самых точных и самых надежных. В конце прошлого века они почти полностью вытеснили механические часы из нашей жизни.
Все начиналось сто лет назад, когда появилось электричество, и когда это самое электричество стали применять для различных целей и нужд. Англичанин ставил опыты с маятниками, электромагнитами и обычными механическими часами. Маятник качался, соприкасаясь со специальными электромагнитами, образовывался ток, который и давал энергию для передвижения стрелок. Эти часы не требовали постоянного завода как механические. А самое важное – не было погрешности во времени (ну или совсем незначительная, часы «врали» всего на 1 секунду в год). Электрические часы пользовались большой популярностью и уважением у профессоров и ученых.


Но в середине прошлого века во Франции придумали такие часы, которыми мы все с вами пользуемся – электронные. Маятник и электромагнит электрических часов заменили элементом электрического питания – аккумулятором или батарейкой. А привычный нам циферблат вытиснился электронным табло, на котором светились электронные цифры. Кроме того, инженеры стали придумывать электронные часы с калькулятором, с будильником (сейчас нас, конечно же, этим не удивить, а раньше это было неслыханное чудо техники), и даже встроенным миникомпьютером. Постепенно электронные часы и электронные будильник стали встраиваться в различные бытовые приборы и устройства, что позволяло управлять ими при наступлении определённого времени. Электронные часы стали обязательным элементом таких устройств как телевизор, видеомагнитофон, компьютер, сотовый телефон и прочее, и прочее. Сегодня мы привыкли к электронным часам и даже не помним, что есть что-то иное для определения времени.
Давайте подведем итог:
1. Электронные и электрические часы – это одно и то же?
2. Что было самым важным в электрических часах?
3. А что важно в электронных?
4. Где мы встречаем электронные часы?
5. Чем же они нас покорили?

Беседа: Атомные часы


Цель: знакомить детей с разными видами часов, а именно, с атомными часами, их историей, назначением
Задачи:
Формировать представление об определении времени;
развивать познавательную активность и логическое мышление;
способствовать активизации и расширению словарного запаса детей;
закреплять знания о часах;
воспитывать бережное отношение ко времени;
развивать умение анализировать, синтезировать информацию, сравнивать, обобщать;
воспитывать умение слушать друг друга.
Ход беседы:
Мы с вами уже говорили о почти самых точных часах – электронных. Но почему они «почти» точные? Да потому, что есть ну очень самые наиточнейшие часы – это атомные часы. Атом – это самая мельчайшая частица, которая только есть на земле. Из нее состоит все на свете. Люди не так давно научились использовать энергию атома. Вот представьте, будто бы мы с вами играем в игру «У медведя во бору», вы убегаете от медведя, что происходит? Все бегут без оглядки! Сколько в вас Энергии? Много! Вот так же и атомная энергия – мощная энергия. И причем неиссякаемая. Она может прослужить человечеству миллионы лет. Но при условии правильного и мирного использования.
Итак, вернемся к нашим часам. Из чего состоят атомные часы – я не могу рассказать, уж очень это сложно. Только физики-ядерщики могут поведать нам эту тайну. Если кто-то из вас в будущем станет физиком-ядерщиком, придите, пожалуйста, в детский сад и расскажите деткам о самых точных в мире часах!
Первые атомные часы были слишком громоздкие и не получили широкого распространения. Но ученые не спали, они при помощи опытов создали часы на основе атомов цезия. Это такой химический элемент. Сразу же после создания атомных часов люди всей Земли решили перейти на атомный эталон времени.
Настала пора открытия великих тайн человечества. Скажу вам по секрету, что в мире существует Лаборатория хранителей времени. Как вы думаете, что в ней делают? Хранят время? Правильно. А для чего его хранить? Оно, что, денется что ли куда-то? Еще одну тайну придется раскрыть: наша планета Земля, как вы знаете, вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вращение Земли замедляется и величина этого замедления - непостоянна. В настоящее время Земля вращается с замедлением примерно на 2 миллисекунды за 100 лет. Это значительно затрудняет работу астрономов и хранителей времени, которые составляют какие-то специальные расчеты, ведомые только ими, и эти расчеты могут оказаться неверны даже из-за незначительной погрешности во времени.
На сегодняшний момент не без помощи атомных часов в качестве шкалы времени используется Всемирное Координированное Время. Оно формируется Международным бюро мер и весов путем объединения данных лабораторий хранения времени различных стран, а также данных Международной службы вращения Земли.
Вот мы говорим, что атомное время такое точное. А почему же до сих пор мы им не пользуемся в быту? Всё потому, что энергия атома еще не используется в бытовых целях, уж очень сложна технология ее получения. И стоит это очень дорого. Плюс ко всему, как я уже говорила, атомные часы огромны.

Пока ученым из разных стран есть над чем работать. И думаю, что в недалеком будущем мы сможем использовать атомные часы так же, как и любые механические и электронные.
Итак, давайте посмотрим, как легко вы запомнили информацию из нашей беседы:
1. Что дает атом?
2. Какие они – первые атомные часы?
3. Кто изобрел атомные часы?
4. Сложен ли механизм атомных часов?
5. Кто-нибудь следит за Временем в мире?
6. Зачем нужно следить за временем?
7. Почему у нас с вами до сих пор нет атомных часов дома?

(Мною были использованы картинки из поисковой системы Google)