Различные техники выполнения гравюр на дереве. §2

Гравюра режется на крепком и упругом дереве, причем здесь в отличие от гравюры на металле, выбираются будущие светлые места, а будущие темные места оттиска (это высокая печать).

Самый лучший материал для досок – пальма, затем самшит кавказский, используется так же бук и груша. Гравюры, не предназначены для многочисленного тиражирования, можно делать и на других, более мягких породах дерева, например на березе.

Доски для гравюр готовят следующим образом. От бревна отпиливают кружки примерно 3см. в течение 2-х недель их просушивают в комнатных условиях. Затем из каждого кружка вырезают по прямоугольнику, которые снова сушат. Лицевую сторону прямоугольника шлифуют шкурками и полируют пемзой.

Режут гравюру на дереве обычными резцами (стамесками) которые называются штихелями. Они получают различные сечения в зависимости от назначения. От их назначения и называют их по – разному: грабштилем, тонштилем, болштилем, и т. д. Самые большие белые места вынимаются стамесками. Эти инструменты можно изготавливать и самостоятельно, используя для этого надфили или некоторые стоматологические и хирургические инструменты.

Чтобы вырезанный рисунок был хорошо виден, доску слегка тонируют тушью. Можно тонировать и типографической краской, разбавленную бензином. Затем доску протирают воском и до блеска полируют суконкой. Рисунок, подлежащий переводу на доску, делают на бумаге иле кальке мягким карандашом, прикладывают лицом к доске и притирают, карандаш переходит на вощеное дерево.

Подготовленная для гравирования доска обязательно кладется на подушку, сшитую из кожи или из прочной парусины и набитую сухим песком. Она служит для того, чтобы во время работы доску можно было свободно поворачивать и класть с любым наклоном, отдельным в каждом отдельном случае.

Сидеть при работе надо прямо, не сгибаясь, руки держать на весу. Процесс гравирования требует выдержки и терпения, спешить тут никак нельзя.

Литография.

Литография – от греческого: Litos – камень и графо – пишу. Это вид графического искусства, когда изображение исполняется на особом отполированном камне и затем с него печатается на специальном станке. Если рисунок на камне исполняет сам автор – художник, то такое изображение называется автолитографией. Печатанье производится не с выпуклой или рубленой формы, а с совершенно гладкой плоскости и является результатом физико-химических процессов, происходящим между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. На поверхности печатной формы получаются две среды, обладающие разными свойствами: одна (образующая рисунок) принимает на себя краску, а другая (образующая пробели между элементами изображения) не принимает ее.

Это происходит потому, что литографский камень состоит в основном из углекислого кальция, обладающего способностью с одной стороны, легко принимать на себя жиры, а с другой – под действием азотной кислоты становится совершенно невосприимчивым к ним.

На плоский камень наносят специальным литографским карандашом рисунок, после чего камень обрабатывают кислотой и, слегка увлажнив его, наносят краску. Краска пристает только в тех местах, где рисунок, а с чистого камня скатывается и он остается чистым. Литографский карандаш или тушь представляют собой смесь сала, мыла, воска, некоторых смол и пигмента.

Литография как способ печати была изобретена в конце Х\/111 века в Германии печатником А.Зенефельдом. В начале Х1Х века получила распространение сначала только как черно-белая. Чтобы получать цветное изображение, оттиски в то время раскрашивали акварелью от руки. В середине Х1Х века появилась цветная литография, в которой изображение печаталось с нескольких камней, по числу применяемых красок. Как самостоятельный вид подлинного графического искусства цветная литография зародилась только в конце Х1Х века.

Этим видом графического искусства можно заниматься, имея лишь специальное оборудование и мастерскую.

Обычные знания о гравюре ограничиваются тем, что это чёрно-белое изображение на бумаге. Не удивительно, что при таких поверхностных знаниях уточнение техники гравюры может запутать. Например, если техника определена как металлогравюра, что значит печать с металлической пластины на бумаге, человек, мало знакомый с графикой, рассматривая оттиск, переспрашивает: почему она не на металле?

Итак, гравюрой называется изображение, полученное на бумаге после механического переноса краски с печатной формы (дерева, металла, камня и др.).

Часто работу по переводу оригинального рисунка на печатную пластину поручали резчикам, которые не были художниками. Поэтому из всевозможных оттисков различных техник наибольшую художественную ценность представляют те, что были напечатаны или самим художником, или при его непосредственном участии, называются такие оттиски эстампами .

Гравюры прикладного или иллюстративного характера представляют меньшую ценность и более доступные. Интерес для коллекционирования таких оттисков обычно возникает из-за исторической ценности самого изображения. Большое количество таких изображений происходит из старых альбомов, атласов, книг и даже периодических изданий, поэтому можно говорить о библиографическом характере таких собраний.

Граница между художественной и репродукционной гравюрой не всегда очевидна. Иногда тяжело определить степень участия художника в создании гравюры, а бывает так, что довольно редкий и привлекательный материал доступен только в книжных изданиях.

История гравюры

Обратимся к истории развития этого прекрасного и сравнительно молодого вида искусства. В старое время печатной формой художнику-гравёру служили пластины из дерева, металла, а позже литографский камень. В ХХ веке с развитием промышленности для художественной гравюры активно применяли новые материалы: линолеум, оргалит, картон, стекло и некоторые другие.

Ксилография

Самая старая гравюрная техника – это гравюра на дереве, или ксилография. Гравёр-резчик с помощью острых ножей и стамески вынимал большие плоскости дерева (на гравюре это белое поле) и оставлял тонкие линии, на которые накатывалась краска. После прижатия краска оставалась на бумаге. Такой вид печати относится к высокой (рельефной) печати. Доски для форм изготавливались из мягких пород дерева продольного распила (вдоль волокон). Это принципиально важно, потому что в конце ХVIIIІ века был изобретена торцовая ксилография (поперёк волокон).

Первые примеры печати с дерева появились на Востоке около VI–VII века, в Европе первые оттиски могли быть сделаны в конце ХIV века. Этот способ печати сразу стал востребованным: книжные иллюстрации, отдельные изображения религиозного характера, игральные карты, лубочные картинки печатались с дерева в большом количестве.

Портрет Жигимонта I Старого. Гравюра на дереве из "Космографии" Себастьяна Мюнстера, 1570-е годы.
Мы видим жёсткие непластичные штрихи, край каждой линии при увеличении неровный, это возникает из-за некоторого продавливання бумаги и выжимания краски. Тёмные пятна неоднородны из-за шероховатости бумаги, можно заметить фактуры, присущие деревянной поверхности. Ксилографию можно печатать на обычной тонкой бумаге, для глубокой печати (офорт, резцовая гравюра) больше подходила толстая бумага, но этот признак не определяющий, встречаются малоформатные карты и гравюры, напечатаные с металла на тонкой бумаге.

Таким же способом до изобретения Гутенбергом книгопечатания печатались книги: каждая страница вырезалась целиком, с текстом и иллюстрациями.

В этой же технике выполнены гравюры Альбрехта Дюрера (1471–1528) его известной серии "Апокалипсис":

Также примером продольной ксилографии являются иллюстрации из книг Франциска Скорины:

Последующие столетия развитие гравюры было тесно связано с книгопечатанием. В начале XVII века ксилография была вытеснена металлогравюрой, которая позволяла большую детализацию и, соответственно, имела большую информационную плотность. Но об этом в следующем материале.

Как мы писали выше, в конце XVIII века была изобретена торцовая гравюра. Эта техника, благодаря своим возможностям, вернула ксилографии господствующее место в тогдашнем полиграфическом производстве. Ксилография была особенно популярна среди художников первой половины ХХ века.


Портрет Станислава Августа Понятовского. Торцовая гравюра, 1883 год.
Источником для этой репродукционной торцовой гравюры послужила гравюра с меди 1798 года Иогана Себастьяна Клаубера (Jgn. S. Klauber), которая, в свою очередь, была сделана по оригинальной живописной работе 1797 года французской художницы Элизабет Виже-Лебрён. На этом примере мы видим, как удачно торцовая ксилография имитирует металлогравюру. От гравюры-источника данная ксилография отличается тонкой проклеенной бумагой, отсутствием фасетов и другими визуальными признаками (плотность и форма линий, толщина слоя краски, характерный оттенок краски и т.д.).

Коллекционирование гравюры

Гравюра – относительно доступный вид изобразительного искусства. Старинные лубки, английские классические меццо-тинто, японские гравюры XVIII–XIX веков служили хорошим украшением интерьера. Раньше их можно было видеть на стенах любого дома, они были неотъемлемой частью быта, его украшением.

Не всегда есть возможность собрать старинные авторские гравюры, не всем они доступны. Но нужно помнить, что гравюра возникла в среде ремесленников и ей присущ прикладной элемент, поэтому все графические произведения, и иллюстративного назначения также, имеют право на внимательное отношение, изучение и сохранение. И тем более, если они могут привнести новые положительные образы или вернуть утраченные и забытые.

Ксилография (от греч. xylon - дерево, grapho - рисую) - вид гравюры на дереве. Чтобы создать такую гравюру, рисунок вырезают на деревянной доске, покрывают краской и печатают на бумаге или сходном материале. Различают обрезную и тоновую (репродукционную) гравюру. В западноевропейском искусстве известна с конца XIV в., цветная ксилография с нескольких досок - с XV в.

Ксилография - самая ранняя по своему происхождению техника печатной графики. Идея вырезать рисунок или орнамент на дереве, самом простом, всегда доступном материале, покрывать его краской и отпечатывать на ткани или бумаге, родилась очень давно. Возможно, подлинная история ксилографии старше, чем дата ее «официального» открытия: на Востоке в VI-VII вв. (самая древняя из сохранившихся создана в 868 г. и находится в Британской библиотеке), в Европе - в конце XIV в.
Технические приемы ксилографии за 600 лет усложнились, но основа их осталась той же. Для работы художнику нужен спил дерева, груши или бука (для продольной гравюры - спил по вертикали). На поверхности деревянной доски вырезают рисунок с учетом того, что на оттиске он будет воспроизведен в зеркальном отражении. Затем все линии рисунка с двух сторон обрезают - именно поэтому такую гравюру называют обрезной гравюрой, вычищают все поле вокруг - при печати оно будет белым, а рисунок - черным. Для обрезки рисунка требуются различные долота, ножи, стамески разной ширины и глубины прореза. Когда рисунок нанесен, на доску валиком наносится типографская краска: выпуклые линии окрасятся, выдолбленный фон останется белым, и на закрепленной на доске бумаге под тяжелым прессом станка (если ксилография не делается вручную) останется изображение. Оттиски можно делать почти до бесконечности, но чем дальше, тем они будут хуже, так как постепенно станут стираться линии рисунка.

Основной материал для ксилографии - дерево. Оно имеет свою плотность и структуру волокон, свойства сопротивления резке, поэтому и рисунок ограничен в своих возможностях - в нем почти невозможны легкие быстрые движения, плавные контуры, затруднено нанесение тонких острых линий иглой, так как движению инструмента мешает волокно.

Однако все эти трудности были разрешены в 1780-х годах, когда английский художник и гравер Томас Бьюик (1753–1828) догадался использовать поперечный спил дерева (обычно самшита), более твердый и перебивающий волокна, и таким образом изобрел торцовую гравюру. В торцовой гравюре, как и в гравюре на металле, инструментами служат разного вида резцы-штихели (стальные стержни с режущим концом). Как и в обрезной гравюре, удаляется все, что не должно печататься. Но за счет твердого материала и более сложных инструментов делать это можно самыми разнообразными способами - точками, невидимыми штрихами, процарапываниями. Такую гравюру еще называют тоновой гравюрой, так как в ней можно достаточно легко выделять тональные массы сгущением мелких и разнообразных штриховок, передавать фактуру, рисовать пятном. Это позволяло добиваться большой «копийной» точности при репродуцировании произведений живописи и графики, поэтому такую гравюру еще называют репродукционной.

Желание изобразить мир цветным, воспроизвести живописные оригиналы в их первозданной цветовой гамме привело к разработке техники цветной ксилографии. При этом печать осуществлялась с нескольких досок, когда каждый новый цвет накладывался на предназначенное ему место на отдельной доске, а смешанные цвета создавались наложением красок друг на друга. Возможно, первые такие опыты в Европе проводились в мастерской венецианца Уго да Карпи. Он назвал изобретенную им технику «кьяроскуро» (итал. chiaroscuro - светотень). Уго да Карпи печатал гравюры c двух, трех и более досок, отдельно отпечатывая контурный рисунок и темные широкие линии с одной доски, а пятна определенного тона, привносящие светотень - с других. Это позволило добиться больших тональных градаций и, соответственно, большей живописности. Именно «открытие» работ Уго да Карпи в XIX веке, наряду с возникшим увлечением японской гравюрой, привело к возрождению цветного ксилографического эстампа.

В России ксилография была широко распространена с достаточно раннего времени. Первыми значительными представителями этого вида творчества были граверы середины и второй половины XIX в. - Е. Бернадский, Л. Серяков и В. Матэ. У последнего, в свою очередь, учились А. Остроумова-Лебедева , И. Фомин, И. Павлов, П. Шиллинговский, В. Фалилеев. Наряду с ними, в русскую графику 1910-х гг. вошли Д. Штеренберг, В. Фаворский, П. Павлинов, А. Кравченко, Н. Купреянов, В. Масютин. Все эти мастера в значительной мере сформировали советскую школу ксилографии, продолжая разработку старых тем графики - портрета, пейзажа, городского и архитектурного вида, книжной иллюстрации. Спецификой советской школы стал ее интерес как к старой реалистической манере и народному искусству, так и к авангардным течениям, тесная связь с производством, «полиграфичность».

Ключевой фигурой в истории советской ксилографии после 1920-х гг. был В. Фаворский, вернувший в печатную графику торцовую гравюру. Он воспитал целую плеяду мастеров и дал творческий импульс к обновлению графической манеры. Его влияние испытали такие художники, как А. Гончаров, Г. Ечеистов, Д. Константинов, М. Пиков. Именно в советском искусстве ксилография нашла широкое применение в книжной иллюстрации, в области которой работали П. Павлинов, В. Фаворский, Н. Пискарев, П. Староносов, А. Гончаров и другие.

Ксилография , выполняемая на торце - на дереве поперечного распила из твёрдых пород (пальма, самшит) главным образом штихелями. Прорезаемые штрихи выходят белыми в отпечатке. Комбинации штрихов позволяют достигать тональных эффектов в тоновой гравюре. Торцовая на дереве была изобретена английским художником Т. Бьюиком во второй половине XVIII века. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Печатная форма в торцовой гравюре создается на досках поперечного распила, волокна древесины перпендикулярны поверхности доски.

Применяются твердые породы дерева: пальма, самшит, бук. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры , то доски склеивают из отдельных кусочков. Гравирование производится стальными резцами различных размеров и профилей - штихелями. Острый инструмент одинаково легко режет дерево в любом направлении. Принципы гравирования и печати сходны с теми, которые знакомы нам по обрезной гравюре: углубляются на доске те места, которые не должны печататься. Но однородное по плотности дерево и более совершенный инструмент позволяют достичь многочисленных технических приемов , выгодно отличающихся от ограниченной техники продольной гравюры .

Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона . Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры - «репродукционная». Примером очень хорошего использования достоинств техники ксилографии могут служить иллюстрации Г.Д. Епифанова к "Одиссее" Гомера. Торцовая гравюра очень широко распространена в книжной графике. Деревянная печатная форма нередко верстается вместе со шрифтовым набором и печатается полиграфическим, машинным способом.

Ещё одной особенностью торцовой гравюры , выгодно отличающей её от продольной, является долговечность печатной формы. Качественные оттиски с продольных досок возможны в пределах нескольких сот, максимум - тысяч. Исключением можно считать те случаи, когда произведение подразумевает чисто декоративные качества, а структурные особенности композиции не столь существенны, когда практически отсутствует штриховка. После многократной печати штрихи раздавливаются, происходит заплыв краски , что делает невозможным получение качественных оттисков . Напротив - торцовые доски использовались даже для стандартного типографского тиражирования, когда они включались в форму для печати инициалов, заставок и даже больших иллюстраций . Тираж при малом изменении качества может доходить до нескольких десятков тысяч.

Долгое время торцовая гравюра являлась лишь только средством репродуцирования. По оригиналам художников мастера-граверы создавали печатную форму, достигая порой замечательного совершенства, проявляя большой вкус. Многих из них мы по праву можем считать соавторами художественных произведений . Широко известны, например, гравированные иллюстрации и станковые рисунки Домье, Гаварни и Доре. Яркий пример творческого отношения к делу представляют гравюры русского мастера Е. Вернадского к "Мертвым душам" Н.В. Гоголя , сделанные по рисункам А. Агина. Высоким мастерством, ясным индивидуальным почерком отличаются гравюры Л. Серякова и В. Матэ.

Вполне творчески самостоятельная, свободная от репродукционных тенденций торцовая гравюра зародилась в странах Западной Европы и в России к началу XX века. Художники стали создавать авторскую печатную форму. Из европейских мастеров , положивших начало эстампа в этой технике, следует прежде всего назвать Ф. Валлотона во Франции, К. Колльвиц в Германии и Ф. Мазерееля в Бельгии. В России лучшие торцовые гравюры создали советские художники . Если до революции и появлялись сравнительно немногочисленные гравюры в станковой и книжной графике, то в советском искусстве сложилось очень интересное и разнообразное искусство торцовой гравюры .

Например, произведения замечательного художника В.А. Фаворского отличаются глубиной и значительностью замысла. В.А. Фаворский работает преимущественно в технике торцовой гравюры , и это яркий пример того, как художник наилучшим образом раскрывает свой богатый талант , свои убеждения, свой темперамент в определенной технике. Этот требовательный и мудрый художник решает свои замыслы языком ксилографии с ее строгой и ясной техникой, чеканностью форм, благородством и чистотой штриха . Его гравюрам свойственна простота, строгость и значительность - качества, присущие произведениям глубокого художественного обобщения.

Ксилография – гравюра на дереве, использующаяся для печати изображений и текстов. На отшлифованную поверхность наносится рисунок, после чего линии рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.

Ксилография возникает в Китае, и тесно связана с буддизмом, который поощряет распространение сутр. Самая старая из дошедших до нас китайских печатных работ датируется 684~705 годом.

Изображения на ткани ксилографическим способом делаются в Центральной Азии и в Византийской Империи, а в исламском Египте появляются примеры печати на бумаги, относящиеся к 1000 году.

В Европе печать на ткани распространяется раньше печати на бумаги, и является обычным явлением к 1300 г. Делать ксилографические оттиски на бумаге стали практически сразу, как бумага стала широко доступна около 1400 г.

Техника ксилографии была такой же, как и в Азии: на деревянной доске вырезали зеркально рельефное изображение или текст, затем на рельеф наносили краску, а печатник прижимал к этой доске лист бумаги, легко приглаживая ее щеточкой.

Библия бедняков

В Европе ксилографическим способом печатали изображения святых, тексты молитв, светские произведения, например календари, игральные карты.

Ксилографические книги стали массовой литературой для бедных, зачастую полуграмотных горожан. Поэтому они снабжались большим количеством иллюстраций, и по современным меркам были не книгами, а комиксами.

Типичный пример – "Библия бедняков", популярный пересказ Ветхого и Нового заветов с многочисленными иллюстрациями. Единственный пример книги той поры, не содержащей изображений – учебник латинской грамматики.

Для печати книг с изображениями, так называемых "блочных книг" использовали одну доску, на которой располагался и текст, и картинки. Гравюры прикладывали к бумажном листам, заполняя их. Чтобы листы книги не перепутались и не растерялись, их склеивали вместе.

Большинство ксилографических книг около 1480 г. были напечатаны только на одной стороне листа, - трудно было печатать на обеих сторонах, не испачкав первую сторону. Иногда отпечатанные листы склеивали пустыми сторонами, но это было неудобно. Технические условия печатания на обеих сторонах листа были созданы только изобретением печатного пресса.

Ксилографические книги к середине XV в. получили распространение во всей Западной Европе. Центрами их изготовления были Северная Германия и Голландия. В 1417 г. антверпенские ксилографы объединились в один цех с иллюминаторами и художниками-резчиками. Так возникает цех печатников.

Ксилографические "книги для бедных" не признавались образованными людьми и духовенством. В монастырские библиотеки и частные коллекции они не попадали, а переходили из рук в руки, пока не изнашивались. "Серьёзные" книги продолжали писать на пергаменте.

Фактически, в позднем средневековье существует два типа книгопроизводства – пергаментные манускрипты для религиозной и университетской литературы, и бумажная ксилография для малообразованного простого народа.

Однако в скором времени изобретение и совершенствование наборных шрифтов и печатного пресса вытесняет как манускрипты, так и ксилографию из книжного производства в Европе.

Тем не менее, сохраняется и развивается школа ксилографической печати художественных гравюр, и долгое время она является основным способом создавать иллюстрации к ранней печатной книге в Европе.