Назвать все литературные течения показать их значение. Справочный материал «Литературные направления и течения
- Центральное место отводится символу*
- Преобладает стремление к высшему идеалу
- Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
- Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
- Изысканность и музыкальность стиха
Акмеизм
(От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»- Ориентация на классическую поэзию XIX века
- Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
- Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
- В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
Футуризм
Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.- Бунтарство, анархичность мировоззрения
- Отрицание культурных традиций
- Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
- Активное словотворчество
Имажинизм
От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей ЕсенинХудожественный метод - это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения; то есть метод - категория, относящаяся как к содержанию, так и к художественной форме. Определить своеобразие того или другого метода можно, только рассмотрев общие исторические тенденции развития искусства. В различные периоды развития литературы мы можем наблюдать, что разные писатели или поэты руководствуются одними и теми же принципами осмысления и изображения действительности. Другими словами, метод универсален и напрямую не связан с конкретными историческими условиями: мы говорим о реалистическом методе и в связи с комедией А.С. Грибоедова, и в связи с творчеством Ф.М. Достоевского, и в связи с прозой М.А. Шолохова. А черты романтического метода обнаруживаются как в поэзии В.А. Жуковского, так и в рассказах А.С. Грина. Однако в истории литературы есть периоды, когда тот или иной метод становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре. И в этом случае мы уже говорим о литературном направлении . Направления в самых разнообразных формах и соотношениях могут проявляться в любом методе. Например, и Л.Н. Толстой, и М. Горький - реалисты. Но, только определив, к какому направлению принадлежит творчество того или другого писателя, мы сможем понять различия и особенности их художественных систем.
Литературное течение - проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осознают эту близость и выражают ее в так называемых «литературных манифестах», объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определенное название.
Классицизм (от лат. classicus - образец) - направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном (не зависящем от времени и национальности) характере эстетического идеала. Отсюда главной задачей искусства становится максимально возможное приближение к этому идеалу, наиболее полное выражение получившему в античности. Поэтому принцип «работы по образцу» является одним из основополагающих в эстетике классицизма.
Эстетика классицизма нормативна; «неорганизованному и своевольному» вдохновению противопоставлялась дисциплина, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил. Например, правило «трех единств» в драме: единство действия, единство времени и единство места. Или правило «чистоты жанра»: принадлежность произведения к «высокому» (трагедия, ода и др.) или «низкому» (комедия, басня и др.) жанру определяла и его проблематику, и типы героев, и даже развитие сюжета и стиль. Противопоставление долга чувству, рационального - эмоциональному, требование всегда жертвовать личными желаниями ради общественного блага во многом объясняется огромной воспитательной ролью, которую классицисты отводили искусству.
Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).
Русский классицизм возник во 2-й четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (например, представление о внесословной ценности человека), характерной для продолжателей реформ Петра I. Для русского классицизма уже в самом его начале была характерна сатирическая, обличительная направленность. Для русских классицистов литературное произведение не самоцель: оно - только путь к совершенствованию человеческой натуры. Кроме того, именно русский классицизм большее внимание уделял национальным особенностям и народному творчеству, не ориентируясь исключительно на зарубежные образцы.
Большое место в литературе русского классицизма занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В. Ломоносова (высокий гражданский пафос, научная и философская тематика, патриотическая направленность), в поэзии Г.Р. Державина, в баснях И.А. Крылова и в комедиях Д.И. Фонвизина.
Сентиментализм (от santimentas - чувство) - литературное течение в Западной Европе и России конца XVIII - начала XIX века, характеризующееся возведением чувства в основную эстетическую категорию. Сентиментализм стал своеобразной реакцией на рассудочность классицизма. Культ чувства вел к более полному раскрытию внутреннего мира человека, к индивидуализации образов героев. Он породил и новое отношение к природе: пейзаж стал не просто фоном для развития действия, он оказался созвучным личным переживаниям автора или героев. Эмоциональное видение мира потребовало и иных поэтических жанров (элегии, пасторали, послания), и иной лексики - образного, окрашенного чувством слова. В этой связи автор-повествователь начинает играть большую роль в произведении, свободно выражая свое «чувствительное» отношение к героям и их поступкам, как бы приглашая читателя разделить эти эмоции (как правило, главная из них - «растроганность», то есть жалость, сострадание).
Эстетическая программа русского сентиментализма наиболее полно отражена в сочинениях Н.М. Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Связь русского сентиментализма с просветительскими идеями можно заметить в творчестве А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»).
Романтизм - творческий метод и художественное направление в русской и европейской (а также американской) литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Главным предметом изображения в романтизме становится человек, личность. Романтический герой - это прежде всего сильная, неординарная натура, это человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать (иногда и преобразовывать) окружающий мир. Романтический герой в силу своей исключительности и необыкновенности несовместим с обществом: он одинок и чаще всего находится в конфликте с обыденной жизнью. Из этого конфликта рождается своеобразное романтическое двоемирие: противостояние возвышенного мира мечты и тусклой, «бескрылой» действительности. В «точке пересечения» этих пространств и находится романтический герой. Такой исключительный характер может действовать только в исключительных обстоятельствах, поэтому события романтических произведений разворачиваются в экзотической, необычной обстановке: в неведомых читателям странах, в далеких исторических эпохах, в иных мирах...
В отличие от классицизма романтизм обращается к народно-поэтической старине не только с этнографическими, но и с эстетическими целями, находя источник вдохновения в национальном фольклоре. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторический и национальный колорит, исторические детали, фон эпохи, но все это становится только своеобразной декорацией для воссоздания внутреннего мира человека, его переживаний, стремлений. Чтобы точнее передать переживания неординарной личности, писатели-романтики изображали их на фоне природы, которая своеобразно «преломляла» и отражала особенности характера героя. Особенно привлекательной для романтиков была бурная стихия - море, метель, гроза. У героя с природой сложные отношения: с одной стороны, природная стихия родственна его страстному характеру, с другой стороны - романтический герой борется со стихией, не желая признавать никаких ограничений собственной свободы. Страстное стремление к свободе как к самоцели становится одним из главных для романтического героя и нередко приводит его к трагической гибели.
Родоначальником русского романтизма традиционно считают В.А. Жуковского; наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю. Лермонтова, в творчестве А.А. Фета и А.К. Толстого; в определенный период своего творчества дань романтизму отдали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.
Реализм (от realis - вещественный) - творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков. Словом «реализм» часто называют разные понятия (критический реализм, социалистический реализм; есть даже термин «магический реализм»). Попробуем выделить основные признаки русского реализма XIX-XX веков.
Реализм строится на принципах художественного историзма, т.е. он признает существование объективных причин, социальных и исторических закономерностей, которые влияют на личность героя и помогают объяснить его характер и поступки. Это значит, что у героя может быть разная мотивация поступков и переживаний. Закономерность действий и причинно-следственная связь личности и обстоятельств - вот один из принципов реалистического психологизма. Вместо исключительной, неординарной романтической личности реалисты ставят в центр повествования типический характер - героя, в чертах которого (при всей индивидуальной неповторимости его характера) отражены некие общие признаки или определенного поколения, или определенной социальной группы. Авторы-реалисты избегают однозначной оценки героев, не делят их на положительных и отрицательных, как это часто бывает в классицистических произведениях. Характеры героев даются в развитии, под влиянием объективных обстоятельств происходит эволюция взглядов героев (например, путь исканий Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»). Вместо необычных исключительных обстоятельств, так любимых романтиками, реализм выбирает местом развития событий художественного произведения обыденные, повседневные условия жизни. Реалистические произведения стремятся наиболее полно изобразить причины конфликтов, несовершенство человека и общества, динамику их развития.
Наиболее яркие представители реализма в русской литературе: А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А. П. Чехов.
Реализм и романтизм - два разных способа видения действительности, они базируются на разных концепциях мира и человека. Но это не взаимоисключающие друг друга методы: многие достижения реализма стали возможными только благодаря творческому освоению и переосмыслению романтических принципов изображения личности и Вселенной. В русской литературе многие произведения соединяют в себе и тот, и другой способ изображения, например поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» или роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Модернизм (от франц. moderne - новейший, современный) - общее название новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века. Эпоха появления модернизма была кризисной, переломной, ознаменованной событиями Первой мировой войны, подъемом революционных настроений в разных странах Европы, В условиях крушения одного миропорядка и зарождения другого, в период усиления идейной борьбы особую значимость приобретали философия и литература. Этот историко-литературный период (в частности, поэзия, созданная между 1890 и 1917 годами) получил в истории русской литературы название Серебряного века.
Русский модернизм, несмотря на разнообразие эстетических программ, был объединен общей задачей: поиск новых художественных средств изображения новой действительности. Наиболее последовательно и определенно это стремление было реализовано в четырех литературных течениях: символизме, футуризме, акмеизме и имажинизме.
Символизм - литературное течение, в России возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение B.C. Соловьева о «Душе мира». Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Именно искусство, по их мнению, способно зафиксировать высшую реальность, являющуюся художнику в момент вдохновения. Поэтому творчество в понимании символистов - созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу. Ценность поэтической речи - в недосказанности, сокрытии смысла сказанного. Как видно из самого названия направления, основная роль в нем отводится символу - главному средству, способному передать увиденный, «уловленный» тайный смысл происходящего. Символ и становится центральной эстетической категорией нового литературного течения.
Среди символистов традиционно принято различать «старших» символистов и «младших». Среди «старших» символистов наиболее известны К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб. Эти поэты заявили о себе и о новом литературном направлении в 90-е годы XIX века. «Младшие» символисты Вяч. Иванов, А. Белый, А.А. Блок пришли в литературу в начале 1900-х годов. «Старшие» символисты отрицали окружающую действительность, противопоставляли реальности мечту и творчество (часто для определения такой эмоциональной и мировоззренческой позиции используют слово «декаданс»). «Младшие» считали, что в реальной действительности «старый мир», изживший себя, погибнет, а грядущий «новый мир» будет построен на основе высокой духовности и культуры.
Акмеизм (от греч. akme - цветущая сила, высшая степень чего-либо) - литературное течение в поэзии русского модернизма, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный взгляд» на жизнь. Недаром другие названия акмеизма - кларизм (от лат. clarus - ясный) и «адамизм» по имени библейского праотца всех людей Адама, давшего имена всему окружающему. Сторонники акмеизма пытались реформировать эстетику и поэтику русского символизма, они отказались от чрезмерной метафоричности, усложненности, одностороннего увлечения символикой и призывали «вернуться» к точному значению слова, «к земле». Реальной признавалась только материальная природа. Но «земное» мировосприятие у акмеистов носило исключительно эстетический характер. Поэтам-акмеистам свойственно обращение к единичному предмету быта или явлению природы, поэтизация единичных «вещей», отказ от социально-политической тематики. «Тоска по мировой культуре» - так определил акмеизм О.Э. Мандельштам.
Представителями акмеизма были Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др., которые объединились в кружок «Цех поэтов» и группировались вокруг журнала «Аполлон».
Футуризм (от лат. futurum - будущее) - литературное течение авангардистского характера. В первом манифесте русских футуристов (нередко они называли себя «будетлянами») прозвучал призыв разорвать с традиционной культурой, пересмотреть значимость классического художественного наследия: «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Футуристы объявили себя противниками существующего буржуазного общества, стремились осознать и предвосхитить в своем искусстве грядущий мировой переворот. Футуристы выступали за разрушение устоявшихся литературных жанров, намеренно обращались к «сниженной, площадной» лексике, призывали создавать новый язык, не ограничивающий словотворчество. Футуристическое искусство на первый план выдвигало совершенствование и обновление формы произведения, а содержание либо отходило на второй план, либо признавалось незначимым.
Русский футуризм стал самобытным художественным движением и был связан с четырьмя основными группами: «Гилея» (кубофутуристы В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Д.Д. Бурлюк и др.), «Центрифуга» (Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.), «Мезонин поэзии» (Р. Ивнев, В.Г. Шершеневич и др.).
Имажинизм (от англ. или франц. image - образ) - литературное течение, возникшее в русской литературе в первые годы после Октябрьской революции. Самые «левые» имажинисты провозглашали главной задачей поэзии «поедание образом смысла», шли по пути самоценности образа, плетения цепи метафор. «Стихотворение - ... волна образов», - писал один из теоретиков имажинизма. На практике многие имажинисты тяготели к органическому образу, слитному по настроению и мысли с целостным восприятием стихотворения. Представителями русского имажинизма были А.Б. Мариенгоф, В.Г. Шершеневич. Наиболее талантливым поэтом, теоретически и практически далеко выходившим за рамки манифестов имажинизма, был С.А. Есенин.
Какой творческий метод, основанный на принципах художественного историзма, является ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Ответ: реализм.
Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2-й четверти XVIII века, к которому традиционно относят творчество М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина.
Ответ: классицизм.
Какой из названных поэтических жанров является жанром сентименталистской поэзии?
2) баллада
3) элегия
4) басня
Ответ: 3.
Родоначальником какого литературного направления в русской литературе называют В.А. Жуковского?
Ответ: романтизм.
Какое литературное направление, признающее существование объективных социально-исторических закономерностей, является ведущим в творчестве Л.Н. Толстого?
Ответ: реализм.
Укажите название литературного направления, возникшего в русской литературе в 30~40-е годы XIX века и стремившегося объективно изобразить причины несовершенства социально-политических отношений; направления, к которому принадлежит творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Ответ: реализм/критический реализм.
В манифесте какого литературного течения в начале XX века утверждалось: «Только мы - лицо нашего Времени» и предлагалось «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности» ?
1) символизма
2) акмеизма
3) футуризма
4) имажинизма
На раннем этапе своего творчества А.А. Ахматова выступала как одна из представительниц литературного направления
1) акмеизма 2) символизма 3) футуризма 4) реализма
Серебряным веком в русской литературе называют период развития литературы, в частности поэзии
1) после 1917г.
2) с 1905 по 1917 г.
3) конца XIX века
4) между 1890 и 1917 гг.
Начиная поэтическую деятельность, В.В. Маяковский выступал как один из активных представителей
1) акмеизма
2) символизма
3) футуризма
4) реализма
На одном из этапов творческого пути С.А. Есенин примкнул к группе поэтов 1) акмеистов
2) символистов
3) футуристов
4) имажинистов
В русской поэзии К.Д. Бальмонт выступал как один из представителей
1) акмеизма
2) символизма
Литература в 19 веке в России связана с бурным расцветом культуры. Духовный подъем и важные нашли отражение в бессмертных произведениях писателей и поэтов. Эта статья посвящается представителям Золотого века русской литературы и основным направлениям этого периода.
Исторические события
Литература в 19 веке в России породила такие великие имена, как Баратынский, Батюшков, Жуковский, Лермонтов, Фет, Языков, Тютчев. И прежде всего Пушкин. Рядом исторических событий был ознаменован этот период. На развитие русской прозы и поэзии оказали влияние и Отечественная война 1812 года, и смерть великого Наполеона, и уход из жизни Байрона. Английский поэт, так же как и французский полководец, долгое время владел умами революционно мыслящих людей в России. и русско-турецкая война, а также отголоски французской революции, раздававшиеся во всех уголках Европы, - все эти события превратились в мощный катализатор передовой творческой мысли.
В то время как в западных странах осуществлялись революционные движения и начал зарождаться дух свободы и равенства, Россия укрепляла свою монархическую мощь, и подавляя восстания. Это не могло остаться без внимания художников, писателей и поэтов. Литература начала 19 века в России - это отражение мыслей и переживаний передовых слоев общества.
Классицизм
Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его - это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.
Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.
Реализм
Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.
Публицистика и сатира
Некоторые особенности европейской культуры 18 столетия унаследовала литература 19 века в России. Кратко можно обозначить основные черты поэзии и прозы этого периода - сатирический характер и публицистичность. Тенденция к изображению человеческих пороков и недостатков общества наблюдается в творчестве писателей, создававших свои произведения в сороковых годах. В литературоведении было позже определено объединившее авторов сатирической и публицистической прозы. «Натуральная школа» - так назывался этот художественный стиль, который также, впрочем, именуют еще «школой Гоголя». Другие представители этого литературного направления - Некрасов, Даль, Герцен, Тургенев.
Критика
Идеологию «натуральной школы» обосновал критик Белинский. Обличением и искоренением пороков стали принципы представителей этого литературного течения. Характерной чертой в их творчестве стала социальная проблематика. Основные жанры - очерк, социально-психологический роман и социальная повесть.
Литература в 19 веке в России развивалась под влиянием деятельности различных объединений. Именно в первой четверти этого столетия произошел существенный подъем в журналистской сфере. Огромное влияние на оказал Белинский. Человек этот обладал необыкновенной способностью чувствовать поэтический дар. Именно он первым распознал талант Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского.
Пушкин и Гоголь
Литература 19-20 века в России была бы совсем иной и, разумеется, не столь яркой без этих двух авторов. Они оказали огромное влияние на развитие прозы. А многие элементы, которые они ввели в литературу, стали классическими нормами. Пушкин и Гоголь не только разработали такое направление, как реализм, но также создали совершенно новые художественные типы. Один из них - образ «маленького человека», который позже получил свое развитие не только в творчестве русских авторов, но и в зарубежной литературе девятнадцатого и двадцатого веков.
Лермонтов
Этот поэт также немалое влияние оказал на развитие русской литературы. Ведь именно ему принадлежит создание такого понятия, как «герой времени». С его легкой руки оно вошло не только в литературоведение, но и в общественную жизнь. Лермонтов также принял участие в разработке жанра психологического романа.
Весь период девятнадцатого столетия знаменит именами талантливых великих личностей, которые творили в области литературы (как прозы, так и поэзии). Русские авторы в конце восемнадцатого века перенимали некоторые заслуги западных коллег. Но в силу резкого скачка в развитии культуры и искусства в итоге стала на порядок выше существовавшей в то время западноевропейской. Творчество Пушкина, Тургенева, Достоевского и Гоголя превратилось в достояние мировой культуры. Произведения русских писателей стали образцом, на который опирались позже немецкие, английские и американские авторы.
Течение - это группа писателей, объединенных идейно-эстетическими взглядами и художественно стилевыми особенностями. Это историко-типологическое образования, охватывает как содержательный, так и формальный уровне искусства, которые между собой взаимосвязаны. По словам Ю. Кузнецова - "динамическое единство концептуальных идейно-эстетических, мировоззренческих, прежде всего стилевых принципов, охватывает творчество многих писателей, сложившаяся на определенной стадии литературного процесса".
В.М. Лесин и А.С. Пулинець ("Словарь литературоведческих терминов") отождествляют течение с направлением. Во многих вузовских учебниках термин "течение" не выделяется как отдельное специфическое явление в развитии литературы. В статье "Литературный направление" ("Литературоведческий словарь-справочник". - М., 1997. - С. 419) читаем: "Стилевые тенденции меньшего масштаба, чем литературное направление, называются течениями, струями и т.п.". Мы придерживаемся мнения, что направления шире течения, они могут иметь течения. Категория "течение" узкая от категории "направление", "метод", но шире литературной школы. Как составную часть направления рассматривают литературные течения А. Соколов, М. Каган, А. Ревьякин, В. Воробьев, Г. Сидоренко, Ю. Кузнецов.
Литературная теч и я должен конкретно-исторический характер, творческую историю, национальные особенности. Украинский символизм, например, появился позже, чем французский. Он отличается от западноевропейского и русского. Как отмечают Ю. Кузнецов и И. Дзюба, "Украинский символизм в целом уступал им философской концептуальностью и эстетической определенностью; в то же время в нем меньше эзотеризма, окультности и мистицизма, больше отзывов на жизнь, он неравнодушен к идее национального освобождения, что набирала время формы" национального мистицизма... ".
Литературное течение может иметь свой стиль. Его должны символисты, футуристы, импрессионисты.
Художественный метод
Художественный метод (греч. Methodos - путь исследования, способ изложения) - одна из самых молодых категорий в литературоведении. Она появилась в 20-30-х годах XX в. Этот срок использовали русские символисты Брюсов, А. Белый. А. Соколов считает, что метол зародился вместе с искусством. Вопросам метода интересовался еще Аристотель. Он называл три типа мимезису:
1) следовать действительность такой, какая она есть;
2) такой, как о нем думают или говорят;
3) какой должна быть.
Аристотель говорит о различные методы творчества, но термин "метод" не употребляет. Р. Декарт в философском трактате «Рассуждения о методе» (1637) изложил основные принципы рационализма: требование строгой систематизации знаний, выработки канонов и правил, регулирующих познавательную деятельность людей.
Ведущие ученые сходятся во мнении, что художественный метод - это общие принципы отражения действительности. "Нет произведения искусства без художественного метода, как нет научного исследования без научного метода". В теоретических взглядах на художественный метод не хватает четкости. Метол отождествляют с направлением, течением, стилем. В. Лесин и А. Пулинець под методом понимают «совокупность основных принципов художественного отбора жиги них явлений, их обобщения, осмысления и идейно-эстетической оценки с позиций определенного эстетического идеала, а также соответствующих способов художественного отображения действительности и воплощение ее в образах искусства". "Одни ученые, - замечает Ю. Борев, - определяют его как совокупность художественных приемов и средств, вторые - как принципы эстетического отношения искусства к действительности, третьи - как систему мировоззренческих направляющих творчества". Размышляя над этими определениями, Ю. Борев отмечает, что на формирование метода влияют все три фактора: "действительность в ее эстетическом богатстве, мировоззрение в Его исторической и социальной определенности и художественно-мыслительный материал, накопленный в предыдущие периоды".
Д. Наливайко считает метод главным нервом направления, категории гносеологической и аксиологической. А. Ткаченко отмечает, что метод как категория гносеологическая (познавательная) и аксиологическая (оценочная), "не обязательно должен быть" главным нервом "напрямую. Хотя бы потому, что искусство вообще и искусство слова в частности, имеют собственные" нервы ", которые отличаются от философии, социологии, других проявлений человеческого рацио. Другое дело - наука (в том числе - искусство и литературоведение), которая пользуется определенными методами... анализа, синтеза, прогноза ". По мнению Е. Васильева, каждый метод имеет направления, "метод, как путь художественного познания не ограничен временными и географическими рамками, хотя и исторически обусловленными. Направление же является общностью художников на основе метода, он связан с определенной эпохой и страной (странами) "3. Известны сроки "античный реализм", "реализм Возрождения", "реализм Просвещения" можно, считает Е. Васильев, применять к реализму как метода, которому, по наблюдению С. Петрова, присущи:
1) универсальность изображение человека;
2) социальный и психологический детерминизм;
3) историческая точка зрения на жизнь.
В истории литературы выделяют следующие методы: барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, модернизм. Интересно рисует мини-портреты этих методов П. Сакулин. "Классицизм - стройная фигура воина в гордой позе, с величественной протянутой рукой. Сентиментализм - нежная, хрупкая девушка, сидит подперев подбородок рукой, на лице грустная задумчивость, глаза мечтательно направлены вдаль: на ресницах блестит нависла слеза. Романтизм - красивый юноша в плаще и широкополой шляпе; вьющиеся волосы развеваются по ветру; зрение, пылающий от восторга, обращенный к небу. Художественный реализм - зрелый человек со здоровым цветом лица, со спокойным и вдумчивым взглядом. Натурализм - нечупарно одетый человек в кепке, волосы стоят дыбом, в руках - блокнот, на ремне висит кодак; беспокойно и критически оглядывается по сторонам. Символизм - нервная молодой человек; сильно жестикулирует; громко и протяжно декламирует стихи о метафизическую красоту потустороннего мира ".
"Категорию художественного метода, - отмечает Е. Васильев, - необходимо воспринимать не догматически и абстрактно... Художественный метод -... живой, образный регулятор творческой деятельности. Методы не является принятым формами. Они сосуществуют, взаимопроникают, обогащают друг друга. Разные художественные методы сочетаются и в отдельном литературном направлении, и в индивидуальном стиле писателя ".
Художественные методы по-разному исследуют действительность. Реалистический метод предоставляет рациональный, детерминированном подхода к миру перед чувственно-интуитивным, направляет внимание на общественную жизнь (проблемы экономики, политики, морали, быта). Романтический сосредоточивает внимание на желаемом, должном, на идеале. Он предпочитает чувственно-интуитивном подхода к действительности, используя и рациональный.
Реалистичный и романтический методы изображают мир в разной последовательности. Реалистичный прежде всего материальной, приближаясь к духовному, романтический - сначала духовное. Особенности этих методов хорошо раскрыл Д. Чижевский, сравнивая их. Любовь к простоте - уклон к усложненности; наклон "в ясных, по некоторым предписаниям выстроенных рамок или, наоборот, стремление предоставить произведению умышленно незаконченной, разорванной" свободной "формы, стремление к прозрачной ясности мысли - пренебрежение ясностью, мол, важнее" глубина ", хоть бы она читателю и не всегда была до конца понятна "; стремление выработать нормированной, нормализованную, "чистый язык" - поиски своеобразной оригинальной языка, любовь к языковым странностей, использование диалектизмов и жаргонов; стремление дать точный выражение - попытка раскрыть наибольшую полноту языкового проявления, хотя бы это и не в пользу творчества; "стремление достичь в общем впечатление спокойной гармонии или, наоборот, напряжение, движения, динамики. Представители этих двух разных типов литературных стилей ценят не то же самое: ясность или глубину, простоту или великолепие, спокойствие или движение, законченность в себе или бесконечность перспектив, законченность или стремление и изменчивость, концентрированность или разнообразие, традиционную каноничность или новизну и т. д. С одной стороны, преобладает идеал спокойной уравновешенной красоты, с другой - красота не является единственной эстетической ценностью литературного произведения, рядом красоты стоят другие ценности, и к эстетической сферы принимается даже нелепое ".
М. Моклица к романтическим методов относит барокко, сентиментализм, романтизм и неоромантизм, к реалистическим - античный реализм, классицизм, просветительский реализм, критический реализм, натурализм, социалистический реализм. "Все они, - отмечает исследовательница, - разные, потому сформировались в разные эпохи, но родственные между собой одинаковыми эстетическими установками: романтики всех времен воспроизводят свой внутренний мир, и это для них главное (фантазия и воображение вызывает распространение условных форм), реалисты всех времен пытаются воссоздать действительность, потому подчиняют искусство жизни (в таком случае господствуют жизнеподобного или, используя термин Аристотеля, миметического, то есть подражательные формы в искусстве). В эпоху модернизма произошло органическое соединение романтического и реалистического типа мировосприятия, когда субъект, то есть художник, осознал себя как главный объект для эстетического освоения ".
Художественные методы постоянно чередуются, направления рождаются только раз, развиваются и впоследствии навсегда прекращают свое существование.
В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.
Реализм в начале 20 века
Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.
Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.
Символизм в начале 20 века
Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.
Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.
Акмеизм в начале 20 века
Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.
Футуризм в начале 20 века
Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).
Вывод
Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.
Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.