Графическая переработка учебного натюрморта. Как нарисовать декоративный черно-белый натюрморт разными способами

4 января 2018

Черно-белый натюрморт можно нарисовать различными способами. Он может выглядеть как стандартный карандашный эскиз, так и как интересная иллюстрация из пятен или букв. Сегодня мы расскажем о разных техниках, которые можно с легкостью повторить дома.

Рисунок пятнами

Черно-белый натюрморт чаще всего делают декоративным. Почему? Да потому что он так выигрышней смотрится. Реалистичное изображение, лишенное цвета, может смотреться уместно, если это портрет, иллюстрация или что-то подобное, многодетальное. Реалистичный натюрморт рассматривать не очень интересно. Поэтому многие художники и отдают предпочтение работам декоративным. Натюрморт черно-белый рисуется очень просто. Сначала нужно выстроить композицию. Можно рисовать с натуры, что будет проще, или же придумать постановку в воображении. В нашем случае на столе стоит кувшин и миска с яблоками. На стене висят лук и драпировка. Когда всему этому найдено подходящее место на листе, и детали проработаны, можно переходить к разделению предметов на части. Причем делать это нужно не в хаотичном порядке, а четко продумывая, чтобы белые части соседствовали с черными и ни один из предметов не потерялся.

Линейный рисунок

Натюрморт черно-белый можно нарисовать в различных техниках. Одна из них - изображение рисунка с помощью линий. Чтобы нарисовать такую картинку, нужно взять предметы, которые имеют четко выраженную фактуру. Если это будет не так, то рельеф придется придумывать. Начать рисовать черно-белый натюрморт нужно с построения композиции. Сначала намечаем все предметы. В нашем случае это кружка с цветами, яблоки и деревянный стол. После того как все предметы заняли свое место, начинаем прорабатывать форму, а затем детали. Финальное действие - это изображение фактуры. Кружка приобретает горизонтальные полосы, цветы и яблоки - светотеневую границу. Обязательно нужно показать фактуру стола. Желательно в натюрморте совмещать горизонтальные и вертикальные линии, чтобы предметы не сливались, а выгодно выделялись на фоне друг друга.

Видео по теме

Рисунок из букв

Это изображение будет выглядеть как черно-белая графика. Натюрморт состоит из букв, которые плавно переходят в слова и даже в предложения. Как нарисовать такую оригинальную декоративную композицию? Сначала следует изобразить набросок. Наметить чашку и газету, которая будет лежать на заднем плане. После этого нужно разделить рисунок по тонам. Например, кофе в кружке должно быть самым насыщенным по тону, второе место занимает падающая тень, а третье - собственная. Таким образом, можно разделить весь эскиз линиями. После этого, если вы уверены в своих силах, можно закрашивать рисунок гелевой ручкой, а если переживаете, что что-то не получится, сначала сделайте подмалевок букв карандашом. Правда, в этом случае обводить буквы придется тушью. Гелевая ручка плохо рисует по карандашу. Накладывать буквы следует по форме предметов. И обязательно нужно играть с высотой и шириной. Одно слово может быть очень узким, а другое в два-три раза больше. Можно шифровать в такой картине какие-нибудь фразы, а можно писать произвольные слова.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное


В программе детской художественной школы дисциплина «Рисунок» считается основополагающей. Рисунком мы занимаемся много и серьезно. В основном это работа над натюрмортом - с первого класса до последнего рисунок неподвижной натуры является основной формой обучения. И, как результат, от длительных академических постановок обучающиеся устают и теряют интерес к дисциплине. Чтобы активизировать творческий познавательный процесс, уже с первого класса я начинаю вводить задания по переработке натюрморта в технике черно-белой графики. А так как в первом классе разделение на рисунок и композицию весьма условное, то и задания по композиции также имеют графическую направленность и помогают обучающимся в понимании законов и принципов этой техники. С каждым годом обучения степень сложности заданий усложняется, появляется вариативность, свобода выбора и индивидуальные предпочтения обучающихся. Но основные принципы графического изображения - ритм черно-белых пятен, выразительность линии и силуэта, цельность и обобщение, остаются и со временем оттачиваются до автоматизма. Владение техникой черно-белой графики помогает ребенку грамотно организовывать композицию (будь то постановка по живописи или рисунку, станковая или декоративная композиция), добиться выразительности художественного образа в целом и читаемости характеристик отдельных предметов. Поэтому в школе все учебные задания начинаются с разработки черно-белого варианта эскиза - основы дальнейшей успешной работы.
Что такое графика? Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные виды художественных произведений, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «графика» происходит от греческого глагола grapho – пишу, черчу, рисую и первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, но в конце 19 - начале 20 вв. в связи с развитием печатного производства, получил новое значение. Графика определилось как искусство, в основе которого лежат линия, контраст черного изображения и белой бумаги. В качестве основных изобразительных средств, кроме контурной линии в графике используется точка, штрих и пятно. Существует одиннадцать вариантов комбинирования элементов графики:
линия и пятно;
линия и штрих;
точка и линия;
точка и штрих;
пятно и штрих;
пятно и точка;
точка, линия и пятно;
точка, линия и штрих;
пятно, точка и штрих;
линия, пятно и штрих;
точка, линия, пятно и штрих;
Владея таким набором выразительных средств графики, перед обучающимися открываются неограниченные возможности для творческого самовыражения. Но чаще всего дети работают в линейном или в пятновом графическом варианте.
Линейная графика самая понятная ребенку, ее особенно любят обучающиеся младших классов. Она же и самая декоративная, так как многообразие линий в сочетании с многочисленными фактурами позволяет создавать индивидуальные композиции на основе поставленного натюрморта.
Штриховая графика тесно связана с передачей объема и фактуры изображаемых предметов. Предварительно обучающимся дается задание на придумывание различных фактур и в графической работе они должны разными техническими средствами уметь передавать фактуры дерева, стекла, меха, листьев и т.д. Конечно, в зависимости от возраста обучающихся, степень условности фактур должна варьироваться. Задания по штриховой графике выполняются тушью, пером или гелевой ручкой.
Пятновая графика самая строгая, самая цельная и обобщенная, работая в этой технике ребенок совершает огромную аналитическую работу по переработке трехмерного пространства в двухмерное, по выявлению плоскостных характеристик предметов, выразительности их силуэтов. Сложность выполнения пятновой графики заключается в том, что ребенок в поставленном натюрморте видит не только свет и тень, но и массу полутонов, которые он должен сознательно обобщить в сторону белых или черных пятен. Затем происходит организация пятен в единую группу, в которой концентрируется внимание на характере их пространственных и весовых отношений. На уроках я постоянно повторяю, что внутри листа необходимо следить за весовыми соотношениями черного и белого и за ритмом чередования черных и белых элементов - так называемый «принцип домино». Именно в пятновой графике обучающиеся меньше всего занимаются срисовыванием с натуры, а работают над сознательным отбором лишних элементов, отбором пятен по весу и характеру, по структуре композиции, что непременно, в той или иной степени, приводит к обобщенному восприятию постановки и целостному построению графической композиции. Термин «отбор» должен проходить красной нитью в течении всей работы над графическим вариантом натюрморта.
Следующая разновидность графической переработки натюрморта является графика в три тона - черный, белый и серый. Причем серый может быть и простым колером, а может быть заменен любой фактурой (например, сухая кисть). Этот прием считается более сложным, он вносит разнообразие в учебный процесс и позволяет уйти от двухмерности пространства и объема.
Занимаясь графической переработкой натюрморта, помимо способов изображения, обучающиеся развивают и творческое мышление, связанное с передачей пространства. Пространство может быть как линейно-воздушным, так и смысловым. Задачи линейно-воздушной перспективы решаются во время выполнения учебных академических постановок, а смысловое пространство обучающиеся создают сами: работают с форматом и масштабом изображения, выделяют композиционный центр, выстраивают смысловые, а не пространственные планы.
Опираясь на свой педагогический опыт, я заметила, что графика натюрморта очень привлекательна для учеников художественной школы, они с удовольствием занимаются любыми видами графической переработки. Условность графического языка, его выразительность, лаконизм и декоративность помогают им при реализации творческих замыслов не только в рисунке, но и в композиции и в декоративной живописи.
Степень условности и плоскостности изображения имеет несколько уровней сложности:
1. Тоновой рисунок пятном.
2. Тональный рисунок штрихом с передачей светотени и фактуры.
3. Тоновой рисунок пятном с подчеркиванием контура.
4. Рисунок линией: прерывистой, пунктирной, непрерывной.
5. Контрастный черно-белый рисунок.
6. Силуэтный рисунок с различной степенью проработки объема.
Данная классификация достаточно сжатая, но дает ясное понимание последовательности ведения работы от объемно-пространственного рисунка до силуэтной стилизации. Условность графического языка, его выразительность, лаконизм и декоративность помогают обучающимся художественной школы при реализации творческих замыслов не только в рисунке, но и в композиции.

Далее идет показ слайдов с графическими работами обучающихся с 1 по 5 классы художественной школы.
1 класс. Линейные зарисовки растений.
Графическая работа с силуэтами предметов.
Работа с фактурами и их применение в натюрморте.

Слово "натюрморт" происходит от французского словосочетания «nature morte» и означает умерщвленная или мертвая природа. Но мне кажется, что суть этого вида искусства лучше передает английское выражение "still life" - "неподвижная, застывшая жизнь". Ведь по своей сути натюрморт - ни что иное, как запечатленный кусочек жизни.

Собирая материал для этой статьи, я столкнулась с определенными трудностями. На первый взгляд снять натюрморт проще простого. Поставил на стол чашку, добавил к ней каких-нибудь деталей, установил свет и щелкай себе затвором. Фотомодели всегда под рукой, неограниченное время для съемки. Удобно и затраты минимальные. Потому так и любят этот жанр начинающие фотографы. И некоторые добиваются очень даже интересных результатов. Зайдите на любой фотографический сайт, выберите соответствующий раздел и любуйтесь действительно шикарными картинками. Но проходит время, и у многих возникают вопросы: "А зачем это снимать? Кому это нужно? Что я с этого буду иметь?" Не найдя ответов на эти вопросы, многие переключаются на свадебную, детскую или анималистическую фотографии, которые дают определенный доход. Натюрморт не пользуется особым уважением и у мастеров фотографии. Не доходное это дело. Если что-то и может принести, так это только эстетическое удовлетворение. И снимают натюрморты время от времени, так сказать, для оттачивания своего мастерства.

Но остаются единицы, которые видят в натюрморте, нечто большее, чем просто красивую картинку. Вот этим мастерам натюрморта я и посвящаю свою статью.

Признаюсь, вначале я хотела сделать подборку работ фотографов, которые мне нравятся, и которые по праву занимают первые места в рейтингах на различных фотосайтах. А потом возник вопрос: "зачем?" Все умеют пользоваться интернетом, большинство ни один раз проштудировали фотосайты, с лучшими работами знакомы, а информацию про заинтересовавшего их фотографа всегда можно найти при помощи поисковика. Я решила рассказать об Особых фотографах, - тех, чье творчество переворачивает признанные каноны с ног на голову, кто действительно внес в фотографирование натюрморта нечто новое, кто сумел увидеть в обыденных вещах что-то необыкновенное. По-разному можно относиться к их творчеству: восхищаться или, наоборот, не принимать. Но, однозначно, их работы не могут оставить равнодушным никого.

1. Кара Барер (Cara Barer)

Кара Барер (1956), фотограф из США, выбрала для съемок один предмет - книгу. Преобразовывая ее, она создает удивительные книжные скульптуры, которые и фотографирует. Рассматривать ее фотографии можно бесконечно. Ведь каждая такая книжная скульптура несет определенный смысл, причем неоднозначный.

2. Гвидо Мокафико (Guido Mocafico)

Швейцарский фотограф Гвидо Мокафико (1962) в своем творчестве не ограничивается одним предметом. Ему интересны разные объекты.

Но даже взяв какой-то единичный предмет, он получает удивительные работы. Знаменита его серия "Movement" ("Движение"). Вроде бы просто взяты механизмы часов, а ведь у каждого, если вглядеться, свой характер.

В натюрмортах, как известно, снимается "неживая природа". В своей серии "Змеи" Гвидо Мокафико нарушил это правило и за объект натюрморта взял живое существо. Змеи, свернутые калачиком, создают удивительную, яркую и неповторимую картинку.

Но фотограф создает и традиционные натюрморты, снимая их в голландском стиле, и используя в качестве реквизита по-настоящему "неживые предметы".

3. Карл Клейнер (Carl Kleiner)

Шведский фотограф Карл Клейнер (1983) для своих натюрмортов использует самые обычные предметы, составляя их в причудливые картинки. Фотографии Карла Клейнера красочны, графичны и экспериментальны. Фантазия его безгранична, он использует совершенно разные материалы, от бумаги до яиц. Все, как говорится, идет в дело.

4. Чарльз Грогг (Charles Grogg)

Натюрморты американца Чарльза Грогга выполнены в черно-белом варианте. Фотограф для съемок тоже использует обычные бытовые предметы, имеющиеся в каждом доме. Но экспериментируя с их расположением и сочетая в необычных комбинациях, фотограф создает поистине фантастические картины.

5. Чема Мадоз (Chema Madoz)

Уверена, что работы Чема Мадоза (1958), фотографа из Испании знакомы многим. Его черно-белые натюрморты, выполненные в сюрреалистическом стиле, никого не оставляют равнодушными. Уникальный взгляд фотографа на обычные вещи восхищает. Работы Мадозы полны не только юмора, но и глубокого философского смысла.
Сам фотограф говорит, что его фотографии выполнены без всякой цифровой обработки.

6. Мартин Климас (Martin Klimas)

В работах Мартина Климаса (1971), фотографа из Германии, тоже никакого фотошопа. Только короткая, вернее, суперкороткая, выдержка. Его специально разработанная методика позволяет запечатлеть уникальный момент, который человеческий взгляд даже не может увидеть. Снимает Мартин Климас свои натюрморты в полной темноте. При помощи специального приспособления в момент разбивания предмета на доли секунды включается вспышка. И камера фиксирует Чудо. Вот вам и просто вазы с цветочками!

7. Джон Червински (John Chervinsky)

Американец Джон Червински (1961) - ученый, работающий в области прикладной физики. И его натюрморты представляют собой некую смесь науки и искусства. Тут и не поймешь: то ли натюрморт, то ли учебное пособие по физике. При создании своих натюрмортов Джон Червински использует законы физики, получая невероятно интересный результат.

8. Даниэль Гордон (Daniel Gordon)

Даниэль Гордон (1980), фотограф из Америки, научными проблемами не обеспокоен. При фотографировании натюрмортов он выбрал другой путь. Распечатывает на принтере цветные картинки, скачанные из интернета, мнет эти бумажки, а потом заворачивает в них разные предметы. Получается что-то наподобие бумажных скульптур. Ярко, красиво, оригинально.

9. Эндрю Майерс (Andrew B. Myers)

Натюрморты Эндрю Майерса (1987), фотографа из Канады, не спутаешь ни с какими другими - они всегда узнаваемы. Простой нежный, спокойный фон, много пустого пространства, что создает ощущение наполненности изображения светом и воздухом. Чаще всего для создания натюрмортов использует предметы 70-80-х годов. Его работы графичны, стильны и вызывают определенную ностальгию.

10. Регина ДеЛуис (Regina DeLuise)

Для создания своих работ Регина ДеЛуис (1959), фотограф из США, не использует зеркальную фототехнику. Она выбрала другой способ - отпечатывает негативы с фотопленки на специальной тряпичной бумаге. Ее поэтические образы содержат большой диапазон тонов и множество текстур. Натюрморты очень нежны и поэтичны. Изумительная игра света и теней.

11. Бохчанг Ку (Bohnchang Koo)

Бохчанг Ку (1953), фотограф из Южной Кореи, предпочитает белый цвет. Созданные им натюрморты - белое на белом - просто поразительны. Они не только красивы, но и несут определенный смысл - сохранение древней корейской культуры. Ведь фотограф специально путешествует по миру, выискивая в музеях предметы культурного наследия своей страны.

12. Чен Вей (Chen Wei)

Чен Вей (1980), фотограф из Китая, наоборот, находит вдохновение для своих работ вблизи от дома. Показывая странные пространства, сцены и объекты, он использует реквизит, выброшенный другими на свалки.

13. Алехандра Лавиада (Alejandra Laviada)

Алехандра Лавиада , фотограф из Мексики, для своих съемок использует разрушенные и заброшенные здания, создавая натюрморты из найденных там предметов. Ее натюрморты рассказывают настоящие истории о людях, что жили в этих зданиях и пользовались оставленными за ненадобностью вещами.

Шахматная стилизация натюрморта. Мастер-класс с фото

Елена Алексеевна Надеенская, учитель изобразительного искусства МОУ «Арсеньевская СОШ», п.Арсеньево, Тульская область.
Описание : материал будет интересен учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, творческим детям 10-12 лет.
Назначение : использование на уроках изобразительного искусства, работа может служить украшением интерьера, отличным подарком или выставочным экспонатом.
Цель: выполнение натюрморта с использованием членения изображения на части (клетки)
Задачи:
-знакомить с разнообразием техник декоративного изображения натюрморта;
- развить чувство композиции, воображения, развить творческие способности;
- совершенствовать навыки работы гуашью; упражнение в умении работать с кистью различного размера в соответствии с поставленной задачей,
- воспитывать интерес к основам изобразительной грамоты.
-воспитать аккуратность, любвь к изобразительному творчеству.
Материалы:
-гуашь черная (можно использовать тушь)
-кисти №2, №5
-карандаш
-линейка
-ластик
-лист А3


Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению предметов быта, фруктов, овощей, цветов и т.д.
Как самостоятельный жанр, натюрморт получил свое развитие в 17 в. в творчестве голландских художников. И в настоящее время жанр довольно широко используется современными художниками и дизайнерами. Наряду с реалистичным изображением очень часто можно встретиться с понятием «декоративный натюрморт».
Для декоративного натюрморта характерно условное, упрощенное изображение форм, стилизация.
Очень большое внимание уделяется цветовому решению, колориту –цветовому сочетанию, используемому в композиции. Частым является использование контрастных цветов. Самым гармоничным контрастным сочетанием является соотношение черного и белого цвета. Это сочетание активно используется в графике, одежде, интерьере и т.д.
Нашу сегодняшнюю композицию натюрморта мы попробуем выполнить используя сочетание черного и белого цвета, но к цвету, мы добавим еще и понятие членения плоскости на части – клетки. Вспомним расположение цветовых клеток-полей на шахматной доске, обратим внимание, что одноименные по цвету поля никогда не объединяются общей стороной, они касаются друг друга только в одной точке. Эту особенность мы и попробуем использовать в работе над композицией натюрморта.


Ход работы
1. Продумав композицию, выбираем расположение листа. Намечаем местоположение предметов. Если в данной технике вы работаете впервые - старайтесь не усложнять композицию наложением формы одного предмета на другую.


2. Намечаем конструкцию предметов ломаными линиями. Так как натюрморт будет декоративным - не нужно стремиться к передаче объема, достаточно будет плоскостного построения.


3. Уточняем контуры формы предметов. Более плавными линиями обводим контуры вазы, чашки, прорисовываем стебли цветов, фрукты. Удаляем линии построения.


4. Намечаем падающие тени. Разделяем плоскость листа на одинаковые по величине клетки с помощью линейки. Оптимальной величиной клетки для альбомного листа (А4) – 3 см, если лист большего размера (А3), то можно увеличить длину стороны клетки до 5 см. Если опыта в подобном изображении натюрморта нет - старайтесь не усложнять задачу уменьшая величину клеток.


5. Начинаем закрашивание клеток гуашью черного цвета. Краску стараемся брать густую, чтобы слой краски был достаточно плотным и однородным. Если в пределы клетки попадает форма предметов, то ее оставляем не окрашенной. Начинать вести работу лучше с крайних клеток, постепенно продвигаясь в середину композиции.


6. Переходим к закрашиванию клеток в середине композиции, не заходя за контуры предметов.


7. После завершения окрашивания фона, начинаем проработку цветом частей предметов, которые попали на белые клетки.


8. Продолжая работать над окрашиванием отдельных элементов подходим к завершению работы. Уточняем линии формы предметов, исправляем неточности и неаккуратные контуры клеток.


Работа готова.

Спасибо за внимание! Желаю всем творческих успехов!

Черно-белый натюрморт можно нарисовать различными способами. Он может выглядеть как стандартный карандашный эскиз, так и как интересная иллюстрация из пятен или букв. Сегодня мы расскажем о разных техниках, которые можно с легкостью повторить дома.

Рисунок пятнами

Черно-белый натюрморт чаще всего делают декоративным. Почему? Да потому что он так выигрышней смотрится. Реалистичное изображение, лишенное цвета, может смотреться уместно, если это портрет, иллюстрация или что-то подобное, многодетальное. Реалистичный натюрморт рассматривать не очень интересно. Поэтому многие художники и отдают предпочтение работам декоративным. Натюрморт черно-белый рисуется очень просто. Сначала нужно выстроить композицию. Можно рисовать с натуры, что будет проще, или же придумать постановку в воображении. В нашем случае на столе стоит кувшин и миска с яблоками. На стене висят лук и драпировка. Когда всему этому найдено подходящее место на листе, и детали проработаны, можно переходить к разделению предметов на части. Причем делать это нужно не в хаотичном порядке, а четко продумывая, чтобы белые части соседствовали с черными и ни один из предметов не потерялся.

Линейный рисунок

Натюрморт черно-белый можно нарисовать в различных техниках. Одна из них - изображение рисунка с помощью линий. Чтобы нарисовать такую картинку, нужно взять предметы, которые имеют четко выраженную фактуру. Если это будет не так, то рельеф придется придумывать. Начать рисовать черно-белый натюрморт нужно с построения композиции. Сначала намечаем все предметы. В нашем случае это кружка с цветами, яблоки и деревянный стол. После того как все предметы заняли свое место, начинаем прорабатывать форму, а затем детали. Финальное действие - это изображение фактуры. Кружка приобретает горизонтальные полосы, цветы и яблоки - светотеневую границу. Обязательно нужно показать фактуру стола. Желательно в натюрморте совмещать горизонтальные и вертикальные линии, чтобы предметы не сливались, а выгодно выделялись на фоне друг друга.

Рисунок из букв

Это изображение будет выглядеть как черно-белая графика. Натюрморт состоит из букв, которые плавно переходят в слова и даже в предложения. Как нарисовать такую оригинальную декоративную композицию? Сначала следует изобразить набросок. Наметить чашку и газету, которая будет лежать на заднем плане. После этого нужно разделить рисунок по тонам. Например, кофе в кружке должно быть самым насыщенным по тону, второе место занимает падающая тень, а третье - собственная. Таким образом, можно разделить весь эскиз линиями. После этого, если вы уверены в своих силах, можно закрашивать рисунок гелевой ручкой, а если переживаете, что что-то не получится, сначала сделайте подмалевок букв карандашом. Правда, в этом случае обводить буквы придется тушью. Гелевая ручка плохо рисует по карандашу. Накладывать буквы следует по форме предметов. И обязательно нужно играть с высотой и шириной. Одно слово может быть очень узким, а другое в два-три раза больше. Можно шифровать в такой картине какие-нибудь фразы, а можно писать произвольные слова.