Урок «Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве. "нелюбимые" библейские сюжеты в живописи

Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве.

Библия, книга книг, дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Более двух тысячелетий весь мир воспитывается на преданиях и притчах, взятых из Библии. Библейские образы и сюжеты стали основой для многих видов искусств. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты. Библейские герои служат ярким олицетворением прекрасных человеческих качеств: духовное величие, внутренняя цельность, суровая простота, большое благородство. Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры. Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. Герои и сюжеты Священной Истории продолжают вдохновлять художников на протяжении последних двух тысячелетий.

Христианская тематика является неиссякаемым источником творческих поисков в разных видах искусства и для разных наро-дов, хотя каждый народ имеет своё видение, своё мировоззрение и, соответственно, свои результаты творческого воплощения в ви-де самобытной национальной культуры.

Общие исходные идеи христианского церковного искусства в художественном развитии разных частей христианского мира имеют существенные различия. Эти различия были результатом государственного, политического, а затем церковно-теологического размежевания между Востоком и Западом. Католицизм и православие оказались, в конце концов, двумя различными типами культуры. Почитание Иисуса, Богоматери - девы Марии - в католицизме приобрело более экзальтированный характер. Если в православии Богоматерь - в первую очередь Царица небесная, покровительница и утешительница, то для католиков дева Мария - Мадонна - воплощение истины, премудрости, красоты, юности, счастливого материнства. Это различие в дальнейшем сказалось в иконописных изображениях.

Православный Иисус Христос - Пантократор, Вседержитель, царствующий во славе на небесах после земных мук и Воскресения. В католических изображениях земные муки Христа запечатлены пронзительней, экспрессивней, чем торжество Воскресения. Да и сами живописные изображения в католических храмах не имеют того сакрального (священного) смысла, как православная икона. В католическом соборе, в сущности, не иконы, а картины. Поэтому в эпоху Возрождения именно в католических центрах смогло произойти сближение светской и церковной живописи, - великие художники, такие, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - и для церкви, и в светских жанрах пишут в сходной манере. Но православная церковь строже блюла свои каноны в иконописи.

Еще больше различий обнаружилось в церковной музыке. Восточная церковь решительно запретила применение любых музыкальных инструментов при богослужении. В католическом соборе присутствует орган.

В городах Западной Европы с 13 по 17 века главенствует в соборе архитектура, скульптура, живопись - представленная в основном витражами и алтарными картинами, хоровая и органная музыка представляют собой неразрывное единство.

В XIX веке духовная проблематика и библейские сюжеты особенно прочно входят в ткань европейской, русской и всей мировой культуры. Если бы попытаться только перечислить названия стихотворений, поэм, драм, повестей, которые за истекшие двести лет были посвящены библейской проблематике, то подобное перечисление заняло бы очень большое время, даже без характеристики и цитат.

Обращения к библейским образам состоялись уже в первые годы существования нового вида искусства, кинематографа.

Итак, несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.

Картины И. Босха и А. Иванова.

Два основных чувства питали творческое вдохновение Иванова - безграничная любовь к искусству и сострадание к униженным, обделенным жизнью людям, стремление им помочь. Иванов был убежден, что назначение искусства - изменить жизнь.
Русский художник Александр Андреевич Иванов жил и учился в Италии на протяжении двадцати восьми лет. Там, в 1833 году он задумывает, по его словам «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество. Иванов решил показать человечество в переломный и главный момент его истории и в качестве темы выбирает события, описанные в первой главе Евангелия от Иоанна.

Он начинает разрабатывать эскизы к будущей большой картине «Явление Христа народу», которую исследователи впоследствии назовут «развернутой философской поэмой», «бессмертной метафорой».
Всего за время работы над картиной (по подсчетам искусствоведов Иванов работал над ней 20 лет) была создана целая картинная галерея: около четырехсот подготовительных этюдов и эскизов. Это законченные гениальные пейзажи и портреты.
Серьезно и с большим трудолюбием искал Иванов пейзаж для своей картины. Он писал этюды каменистого берега, неровной почвы, деревьев, болота, над которым стелется седой туман, дальних гор, окутанных голубой дымкой. Он писал бескрайние просторы, лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор, и один-единственный камень, показывая его форму, строение, тяжесть, цвет - серый, лиловый, рыжий. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе - утром, днем, вечером. Учился передавать и самый воздух, а это - великое умение.
Искусствоведы обращают внимание, в первую очередь, на композиционное мастерство, с которым Иванов-режиссер обращает множество четко индивидуализованных персонажей к единой возвышенной цели.
Участники картины объединены в группы. В центре композиции - Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. Хотя и крестились иудеи от Иоанна, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого — отпущение грехов. Пророк, проведший, согласно легенде, долгое время в пустыне, вдали от людей, подготовляя себя к высокому назначению, облачен в пожелтевшую верблюжью шкуру и светлый плащ из грубой ткани. Пышные длинные волосы, в беспорядке ниспадающие на плечи, и густая борода обрамляют его бледное худое лицо со слегка запавшими глазами. Высокий чистый лоб, твердый и умный взгляд, мужественная, сильная фигура, мускулистые руки и ноги — все обличает в нем незаурядную интеллектуальную и физическую силу, не сломленную, а лишь одухотворенную аскетической жизнью отшельника. Держа в одной руке крест — непременный иконографический атрибут Иоанна Крестителя, — другой он указывает народу на одинокую фигуру Христа, уже показавшуюся вдали на каменистой, выжженной солнцем дороге. Иоанн разъясняет собравшимся, что идущий человек несет им новую истину, новое вероучение.

В левой части картины, за Иоанном Крестителем изображена группа апостолов: юный Иоанн Богослов, за ним - Петр, далее - Андрей Первозванный и Нафанаил. Этой группе противостоит группа нисходящих с холма людей, во главе с фарисеями.
Картина построена так, что люди на первом плане будто глядятся в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с выступающей на ее фоне фигурой Христа. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии, которые властвуют в природном мире.
Кроме того, во всем многообразии на полотне представлены человеческие характеры, темпераменты и состояния духа: здесь и уже обращенные в христианскую веру, и язычники, и колеблющиеся, и испуганные, и сомневающиеся люди. На первом плане выделяются «раб и господин». О лице раба, сам художник сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Иванов считал, что на земле не может быть счастья, пока не будет уничтожено рабство, и, говоря это, думал не только о рабах древности или миллионах русских крестьян. Он подразумевал и внутреннее рабство, которое сидит в человеке, живущем в несправедливом мире.
Для головы раба художник сделал огромное количество этюдов, чтобы создать тот единственный точный образ. Он написал умного, гордого человека и жалкого одноглазого старика, обнаруженного в нищей лачуге на окраине Рима. Написал натурщицу Мариуччу и арестанта с клеймом на лбу и толстой веревкой на шее. И больше ничье лицо на картине не выражает такого сложного чувства. Тут и радость, недоверие, надежда, насмешка, и добрая улыбка, возможно впервые озарившая его некрасивые черты.
На переднем плане изображен Иоанн Креститель. С художественной точки зрения также очень яркий и выразительный образ. Он призывает не только приветствовать идущего издалека Христа, но и предсказывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту дорогу и сам Иванов: «Если сверстники мои и я не будем счастливы, то следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе русской…».
Интересно, что в глубине центральной группы Иванов запечатлел самого себя - в образе странника, в серой широкополой шляпе и с посохом. А среди тех, кто спускается с холма, сразу выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются черты писателя Н.В. Гоголя, с которым Иванов был дружен.

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха , получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения.

Вместо полагающейся здесь фигуры Христа здесь изображена земная жизнь людей во всём её грешном "великолепии". С боковых частей изображены рай и ад. Таким образом, взгляд зрителя не направлен от левого края к правому, который создавал впечатление бесконечного ряда мучений (Сотворение мира - жертва Христа - Страшный суд), а от центра к краям, и мораль её можно выразить словами "Что заслужил, то и получишь". И непонятно, одобряет ли Босх наслаждения на этом свете или осуждает.

Любовная пара уединилась в пузыре; молодой человек обнимает сову; другой мужчина стоит вверх ногами, между которыми вьёт гнездо птица. Первый план занят "различными радостями", на втором на разных зверях едут люди, на третьем они летают на крылатых рыбах или сами по себе. Но, согласно сонникам того времени, вишни, земляника и виноград означают разные формы разврата, сцена с виноградной гроздью в бассейне - символ причастия; пеликан подцепил в клюв вишню (символ чувственности) и дразнит ею людей; посередине в башне Прелюбодеяния посреди озера похоти спят среди рогов обманутые мужья. Стеклянная сфера стального цвета - символы из голландской поговорки "Счастье и стекло - они недолговечны". А в правой створке мы находим Сатану с ногами в виде полых деревьев и телом в виде вскрытой яичной скорлупы, зайца выше человеческого роста, неестественных химер, таверну внутри монстра - всё это сверх "обычной" картины наказаний…

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

Главная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт был доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Левая створка.

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Внешние створки.

В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).

Список использованной литературы.

1. Мировая художественная культура / П.А. Юхвидин М. «Новая школа» 1996г.

2. Евангельские образы и сюжеты в художественной культуре / Е.М. Четина М. «Фринта», «Наука» 1998г.

3. Платонова Н.И. «Искусство. Энциклопедия» - «Росмэн-Пресс», 2002 г.

Нет, они, конечно, не в том смысле "нелюбимые", что кто-то якобы к ним испытывает неприязнь, а в смысле противопоставления горячо любимым худониками. Например, масса есть картин на тему "Сусанна и старцы" или "Вирсавия" - может быть, из-за "клубничности" сюжета, или "Первородный грех Адама и Евы" - а где же еще прикажете средневековым живописцам голых людей изображать?! Еще любили художники рисовать Юдифь в процессе отпиливания головы Олоферна или сразу после него - эффектно же и со скрытым противоречием: нежная дама - и вдруг такие кровавые наклонности! И еще "Жертвоприношение Исаака", и "Возвращение блудного сына", и еще много разных других сюжетов.

Вот давайте посмотрим, к каким библейским сюжетам в изобразительном искусстве прибегали редко, и немного восстановим справедливость своим о них упоминанием.

"Сотворение Евы". Средневековая книжная миниатюра 14-15 века.

Конечно, не живопись пока, но вполне уже подробное изображение. Меня оно умиляет своей обстоятельной технологичностью - вот так вот взял Господь ребро Адама, и на конце его чудесным образом сначала образовалась женская голова, а потом и остальные части тела. Голова, скорее всего, стала тут же рекомендации давать: так, вот здесь побольше, повыпуклее, а вот тут чуток и убрать можно! На картинке бог словно грозит ей: ты это, не очень-то выступай!


"Бог приводит Еву к Адаму", византийская мозаика 12 века.

Адам недоумевает, конечно: вот, оказывается, какие занятные штуки можно из моих ребер делать! "Дайте две!"


"Ной выпускат голубя". Книжная миниатюра.

Про Каина и Авеля не упоминаю - их нередко изображали в момент братоубийства во всяких эффектных позах, так что перескочим через пару-тройку поколений. Итак, Ной.

Известно, что пока потоп шел полным ходом, Ной плавал на своем ковчеге с кучей всякой живности. Чтобы узнать, не пора ли выходить на землю, он трижды выпускал голубя. Первый раз птица вернулась ни с чем, второй принесла оливковый лист, давший понять, что где-то земля уже освободилась от воды, а в третий раз голубь не вернулся - осталася где-то вить гнездо. Ной понял, что бедствие кончилось и пора искать берег.


Еще один Ной с голубем. Мозаика собора святого Марка в Венеции (12-13 век)

Сначала, кстати, Ной выпускал ворона, но тот в воде нашел труп и тут же принялся угощаться, забыв о своем покровителе. Тогда пришлось прибегнуть к помощи "неплотоядного" голубя.


"Три ангела посещают Авраама", Аэрт де Гельдер

История о том, как праотец Авраам принимал в гостях трех ангелов, появившихся пред ним в обычном, человеческом обличье. Он вообще был человеком очень гостеприимным, даром что знатный и небедный старец, а в этот раз и вовсе в лепешку разбивался, словно чувствовал, что гости непростые: и сам за теленком лучшим бегал, чтобы приготовить его, и за столом без рабов прислуживал. В благодарность ангелы пообещали ему долгожданного наследника. Жена его, Сарра, даже засмеялась про себя - ведь ей уже 90 годков стукнуло, но ангелы попеняли ей за неверие. А ведь и вправду понесла старушка вскоре и родила сына Исаака, родоначальника иудеев. Нехорошо, правда, с наложницей Агарью получилось, той, которая давно уже родила Аврааму сына Исмаила - ее выгнали с приплодом в пустыню. Правда, оба выжили, и от них пошел род мусульманский. Правда, "Изгнание Агари" - это как раз горячо любимый художниками сюжет.


"Гибель Содома" Керстиан де Кейник.
Сюжет известный, а вот изображали его редко. На дороге слева и позади группы убегающих виднеется белая фигура - это чрезмерно любопытная жена Лота. Во время бегства из уничтожаемого ангелами Содома она нарушила наказ ангелов и обернулась - и тут же превратилась в соляной столп. Пришлось потом дочерям Лота подпаивать отца и по-очереди делать с ним детей (внуков?), чтобы род не прервался. Но это уже любимый живописцами "клубничный" сюжет.


Еще один Содом. Художник Питер Шоубрек.
Если помните, так же была уничтожена и Гоморра. Здесь, на картине, все уже убежали, остался только столп-жена и тонущие в огне крики погибающих содомитов.


"Летница Иакова", Микаэль Лукас Вильман
Очень странный мистический сюжет - Иакову приснилась лестница, ведущая на небеса, и ангелы, которые по ней поднимались и спускались. Такой себе тоннель в другое измерение.


"Иаков и Рахиль"Джакомо д"Антонио де Нигретти Пальма Веккио, 16 век

С Иаковом связана еще одна красивая истоия. Он с первого взгляда просто насмерть влюбился в свою кузину Рахиль. За право жениться на ней он отработал на ее отца, своего дядю Лавана, семь лет, "и показались они ему как несколько дней, ибо он любил ее". Дядя был тот еще фрукт, и подсунул Иакову в темноте, когда пришло время, старшую свою дочь, менее красивую, Лею. Когда обман обнаружился, Иакову было предложено отработать еще семь лет, раз он берет двух дочерей Лавана. То есть, если он влюбился в 17-летнюю девушку, то получил уже 31-летнюю женщину. И Иаков сделал это! Есть такой прекрасный роман "Как несколько дней". Почитайте, он замечательный! Библейскую легенду я узнала, когда читала эту книгу, хотя они почти никак не связаны.


"Иов на гноище". Фреска 14 века, Сербия.
Иов - праведник-приправедник, которого бог решил испытать и даже договорился об этом с дьяволом. У бедняги-Иова отняли состояние, детей, жилье, "наградили" его проказой. И сидел он на куче навоза, соскребая глиняным черепком струпья со своей воспаленной кожи. Жена его, конечно, ворчала и роптала на бога, который подверг ее мужа-правдедника таким испытаниям, но кормить бедолагу своего не переставала. На фреске очень интересно изображена техника кормления - при помощи такой вот лопатки (милосердие милосердием, а лепра - это вам не шуточки!). Я из-за такой необычной детализации и поместила сюда это изображение, а вообще Иова на гноище изображали часто. Он, если помните, остался верен господу, за что ему вернули здоровье и богатство, и дети новые родились в том же количестве.


"Дочери фараона приносят младенца Моисея", фреска 3 века в синагоге Дура-Европос, Сирия

Очень необычное архаичное изображение. Царевна и ее служанки изображены не в привычных нам классических традициях, мы видим их настоящими восточными женщинами, какими они и были на самом деле. Одной служанке, как видите, пришлось полностью раздеться и войти в воду, чтобы изловить корзину с ребенком. А сюжет был всегда довольно популярен.


"Испытание младенца Моисея", Джорджоне

Когда дочь фараона принесла показать найденного младенца своему отцу, малыш схватил с его головы царский венец и бросил его на землю. Это не понравилось фараону и он решил испытать Моисея. Малышу принесли блюдо с угольями и блюдо с золотом и драгоценными камнями. Ангел направил ручку малыша, и тот схватил уголек и сунул себе в рот. С тех пор многие евреи слегка картавят. Подозрения фараона развеялись, ребенка (на свою голову) оставили во дворце.


"Моисей спасаеет дочерей Иофора", Россо Фиорентино

Дочери священника Иофора (числом семь) хотели напоить своих овец из источника, но их грубо прогнали пастухи. Молодой Моисей заступился за девушек. Поздне на одной из них он женился. Такая себе скучноватая история, обычная бытовая сцена, но на картине изображена, как грандиозное побоище.


"Самсон с ослиной челюстью". Соломон де Брай

Вообще, у древних челюсти копытных были популярным оружием, ведь и Каин убил Авеля такой же. Самсон в живописи "прославился" раздиранием пасти льва, разрушением храма филистимлян и непредусмотрительным отдыхом на коленях у вероломной Далилы, обрезавшей его волосы, в которых хранилась сила удальца. Еще он известен тем, что 1000 филистимлян убил ослиной челюстью. Вот таким, тихим, домашним, любовно поглаживающим свое оружие, его изображали редко.


"Саул мечет копье в Давида", Гверчино

Саул - это такой древний иудейский царь. Поначалу вроде нормальный был человек, а потом начал чудить. Юный Давид, убивший великана Голиафа, был очень популярен в народе, а Саул ему завидовал и еле юношу терпел. Во время одного из праздненств во дворце он не удержался, и метнул копье в Давида, когда тот услаждал слух окружающих песней. Парень еле успел сбежать.


"Гибель Авессалома", Франческо Песеллино

Давид, словно назло своему обидчику Саулу, со временем все-таки стал царем. У него был сын Авессалом, который вздумал бунтовать против отца и поднял на него свое войско. Его армия была разбита, а сам он бежал, но во время погони зацепился длинными волосами за сучья дуба. В этот момент один из военачальников Давида метнул в него три копья. Обычно художники изображают, как он все три копья сразу и бросает. Не смотря на предательство сына, Давид горестно его оплакивал.


"Смерть Сисеры" Артемизия Дженилески

Вот эта милая девушка, которая так спокойно и деловито забивает в голову спящему кол для крепления шатра - Иаиль из рода кенеев. Процедуре прибивания головы к полу подвергся ханаанский военачальник Сисера, гонитель иудеев, нехорошийй, как говорят, человек. Вообще, Артемизия Дженилески любила подобные сюжеты, в которых мужчины попадали в разные нехорошие ситуации. Сама она от мужчин пострадала и видимо мстила подобным образом. Известна прискорбная история, когда она подала в суд на своего учителя живописи за то, что он ее изнасиловал. Учителя осудиди, но почти сразу оправдали и выпустили из тюрьмы. Поговаривали, что он попросту был любовником Артемизии и обещал жениться, но не сделал этого, так как уже был женат.


"Покарание Иезавели" Андре Челести, 17 век

Иезавель - подлая дочь сидонского царя, злая правительница и угнетательница иудейского народа, пытавшаяся искоренить его религию. С ней боролся пророк Илия. За все свои злодеяния Иезавель получила сполна - ее в конечном итоге выбросили из окна, ее тело растоптали лошади и растерзали псы. Видите, на картине собачки доедают пожилую леди? Это и есть злокозненная Иезавель.


"Иона и кит" Ян Брейгель старш.

Ионе бог приказать ехать в языческие земли и проповедовать, но пророк решил избежать опасной миссии и хотел уплыть на корабле в совсем другом направлении. Тогда на море поднялась страшная буря, корабль кидало из стороны в сторону, и моряки стали бросать жребий, чтобы узнать, кто прогневил бога. Жребий пал на Иону. Пророк понял, что тяжкой участи ему не избежать, и кинулся в пучину морскую, где его поглотила большая рыбина (кит, как, пишут в некоторых источниках). Через несколько дней кит выплюнул Иону невредимого, и пришлось ему все-таки отправляться, куда было приказано, и проповедовать. Закончилось все успешно: Ионе удалось обратить в истиную веру целый народ.

Это были ветхозаветные сюжеты, а теперь давайте обратимся к редким новозаветным.


"Святое семейство" Бартоломе Эстебан Перес Мурильо, 17 век
Нечасто вот так изображали маленького Христа, святого Иосифа и Деву Марию. А очень симпатично же!


"Детство Христа в доме Иосифа" Геррит ван Хорст, 17 век.
Здесь тоже редкий сюжет - Иосиф обучает Иисуса мастерству плотника, мальчик помогает ему, держа свечу. Есть такая картина и у Караваджо.


Очень редкая греческая икона - Первые шаги Иисуса Христа (прим 15-16 век). К сожалению, она сильно повреждена; чтобы понять ее иконографию, привожу более позднюю подобную икону:


Первые шаги Иисуса Христа. Греция



"Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами" Ламберт Ломбард, 16 век

Легенда известная, а вот изображали ее редко.


"Не прикасайся ко мне!" Лавиния Фонтана

Такие работы были, конечно, но их немного (у Джотто, например). Это первое явления Христа людям после Воскресения, его увидела Мария Магдалина, но Христос запретил ей приближаться: "Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".


"Немилосердный должник", Доменико Фетти

Это уже пошли притчи Христовы. В одной из притч рассказывается, как некоего раба освободили, простив ему целую кучу денег долга. И первое, что он сделал, как только получил свободу, это вцепился в горло своему должнику, который должен ему был какие-то копейки.


"Притча о работниках виноградника" Рембранд
Рассказ о бунте виноградарей, которые возмутились, что одинаково заплатили и тем из них, кто пришел на работу первым и трудился весь день, и тем, кто успел поработать только последний час. Виноградник - аллегория веры, царства небесного. Не важно, кто и когда примет его, награда всем будет одна.

Вот такие нечастые сюжеты. Теперь будете знать, что изображено на некоторых непонятных картинах. А мы к этому, возможно, еще когда-нибудь вернемся.

Сюжет "Эсфирь перед Артаксерксом" отражает библейскую историю, рассказывающую о том, как жена персидского царя Артаксеркса Эсфирь, о чьем иудейском происхождении царь не знал, пришла к повелителю в лучших одеждах во всем блеске своей красоты без приглашения, чтобы просить его не истреблять народ иудейский. Царь сидел на троне и грозно посмотрел на свою жену, посмевшую явиться к нему без зова. Эсфирь от страха потеряла сознание, царь бросился к ней и коснулся ее своим жезлом, что означало ее неприкосновенность и милость от царя. Когда царица поведала о своем происхождении из пленных евреев, переселенных с родины еще вавилонским царем Навуходоносором и высказала свою просьбу о помиловании иудейского народа, Артаксеркс не только подписал указ о помиловании евреев во всем обширном царстве, но и разрешил им расправиться со своими врагами. Евреи ликовали и умертвили семьдесят пять тысяч человек, убивая целыми семьями. В память о подвига Эсфири, спасшей свой народ, был установлен праздник Пурим.

Эсфирь перед Артаксерксом.
А. П. Рябушкин. 1887 г. Бумага на холсте, масло. 107x221 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Инв. номер: Ж-1826
Поступление: В 1930 из Академии художеств
Арт-каталог

В 1887 г. Рябушкин создал эскиз на библейскую тему «Эсфирь перед Артаксерксом», «вызвавший целую сенсацию». Эта работа стала свидетельством поиска «исторической точности в обрисовке обстановки и костюмов», стремлением «избегнуть принятой театральности в разработке „мизансцен“ и образов». А. Ростиславов в своей книге о художнике поделился впечатлениями об этой работе, оставленной в фондах Академии. Он написал: «И вдруг, совсем особая, своя цельность композиции, живые, восточно яркие краски, серьезно разработанная перспектива с оригинально взятой точки зрения, совсем по-новому оригинально задуманные позы фигур, без обычно условного высовывания главных на первый план. Особенно бросалась в глаза реалистическая фигура Артаксеркса, и совсем по-новому разработанные костюмы, каких еще не видали на академических эскизах. Все было нарисовано смело, ловко и живо. …Перед эскизом толпились, ученики восхищались… Настолько в Рябушкине бился живой пульс настоящего художника, которому невыносимы шаблоны и который умел своими приемами действовать убедительно». Аксенова Г. В. «Ясновидец и правдолюбец минувших жизней»: А. П. Рябушкин


Эсфирь перед Артаксерксом.
Неизвестный художник.
Хабаровский художественный музей
Региональная коллекция Хабаровского края


Эсфирь перед Артаксерксом.
Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Начало 1760-х.
gogol.ru

Товий и архангел Рафаил

Приключения Товии (или Тобия) и его спутника и хранителя - архангела Рафаила - рассказаны в книге Товита. Книга Товита относится к числу так называемых «второканонических» книг Ветхого Завета, то есть тех книг, которые отсутствуют в еврейском тексте Библии, но находятся в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета, сделанном в III веке до Р. Х.). Православная Церковь не ставит их наравне с каноническими книгами Ветхого Завета, но признаёт их назидательными и полезными.

История начинается в Ниневии во времена изгнания евреев в Ассирию в VIII в. до н.э., где Товит, набожный иудей, жил со своей женой Анной и их сыном. Он заботился о своих соплеменниках, находившихся в нужде, и пекся о подобающем погребении тех, кто встречал свою смерть от рук царя. За это он жестоко преследовался, имущество его было конфисковано, он с семьёй собрался бежать.

Однажды, когда он прилег отдохнуть на дворе (то есть, вне дома, поскольку был, согласно иудейскому закону, «нечистым», так как в этот день он погребал одного умершего), воробьиный помет упал ему на глаза, от этого у него образовались бельма, и он ослеп. Чувствуя, что смерть близка, Товит наказал своему сыну Товии отправиться в Мидию, чтобы раздобыть там немного денег (в свое время он положил 10 талантов серебра на хранение у израильтянина Гаваила, жившего в Рагах Мидийских).

Товия прежде всего стал искать спутника для своего путешествия и встретил архангела Рафаила, который согласился сопровождать его. (Товия принял ангела за обычного смертного. Отличительный признак ангела - крылья - были позднехристианской условностью, заимствованной у римского античного образа крылатой богини Победы.)

Получив благословение слепого Товита, эта пара отправилась в путь, оплакиваемая Анной, матерью Товии. Собака юноши следовала за ними по пятам. Добравшись до реки Тигр, Товия спустился к воде, чтобы помыться, как вдруг из воды на него кинулась большая рыба, желавшая поглотить его. По указанию Рафаила он схватил ее и выпотрошил, отделив сердце, печень и желчь. Архангел объяснил, что курение, сделанное из ее жареного сердца и печени, изгоняют демонов, а желчь этой рыбы излечивает бельма.

По прибытии к месту назначения Товия собрал деньги; затем, по совету ангела, они отправились к одному родственнику, дочь которого, Сарра, стала невестой Товии. Но Сарра, к несчастью, была околдована демоном, что уже было причиной смерти семерых ее предыдущих мужей. Тем не менее свадьба Товии и Сарры состоялась, хотя и не без опасений. Демона успешно изгнали с помощью печени и сердца пойманной рыбы, которые положили в кадильницу и курили. Тогда супружеская чета в спальне своей вознесла благодарственную молитву.

Когда они возвратились в Ниневию, Товия употребил желчь, чтобы вернуть зрение отцу. Архангел, когда Товия предложил ему вознаграждение за все, что он для него сделал, обнаружил себя, и отец и сын пали перед ним на колени. Хотя эта история в том виде, в каком она дошла до нас, датируется II в. до н. э., она включает в себя элементы далекого фольклора - ассирийского и персидского. Среди народных сказок Европы также имеются такие, которые напоминают ее, например, «Дорожный товарищ» Андерсена. Художники иллюстрировали большинство эпизодов, особенно «Товия и ангел» - оба одеты как странники, их сопровождает собака.

«Большая рыба» считалась крокодилом, чья печень и сердце использовались в древней магии в качестве талисмана, предохраняющего от демонов. Когда Товия показан вытаскивающим рыбу, она изображается размером не больше форели. Излечение слепоты Товита обычно представлено как своего рода помазание, хотя Рембрандт и другие северные художники, писавшие после него, изображают хирургическую операцию по удалению катаракты. Это объясняется использованием этого слова в голландской Библии для обозначения «белизны» в глазах Товита.

Концепция ангела-хранителя была распространена в ренессансной Италии, и сюжет с Товией использовался семьей, чтобы запечатлеть путешествие сына; в таком случае Товия изображается похожим на сына семейства.

Излечение слепоты Товита было сюжетом картин, заказывавшихся жертвами этой болезни, надеявшимися, что их зрение будет им возвращено. nearyou.ru


Товий с ангелом.
Антон Павлович Лосенко. 1759 г. Холст, масло, 105х135.
, Москва. Инв.№ 15173.
Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея.
nearyou.ru


Возвращение Товия (Тобия).
Н. Н. Ге. Между 1864 и 1867 гг.


Товий с ангелом.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825). Дерево, масло. 12х9 см
Государственная Третьяковская галерея

Товий и архангел Рафаил.
В.Л. Боровиковский. Дерево, масло. 282 х 72
Икона. Северная дверь иконостаса. Не окончена
Поступила: в 1906 из Троицкой церкви на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург)
Государственный Русский музей
Инв. № Ж-3188

Каталог 138-145. Иконостас из придела Святого Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. 1824-1825.
Деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы на Смоленском кладбище в Петербурге была построена в первой половине 1820-х на месте деревянной церкви во имя Святого Архистратига Михаила, где ранее стоял деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (1756-1792). Троицкая церковь имела три придела: главный - во имя Святой Троицы; второй - во имя Святого Архистратига Михаила; третий (под сводами) - во имя Святых. мучеников Сергия и Вакха. Иконы и резьба иконостаса, предназначавшиеся Боровиковским в дар строящейся церкви, исполнялись на средства художника. Работа была начата в 1824, однако четыре из шести икон остались незавершенными и после смерти художника находились в его мастерской.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36678.html

Руфь

Руфь (ивр. Рут) - знаменитая библейская праведница, именем которой названа «Книга Руфь». Жизнь её относится к последним годам смутного периода Судей. Моавитянка по происхождению она привязалась к мужу (еврею из Вифлеема) и после его смерти не хотела расстаться со своей свекровью Ноеминью (Наоми), приняла её религию и поселилась с ней в Вифлееме. Праведность и красота молодой Руфи были причиной того, что она стала женой знатного Вооза (Боаза) и стала прабабушкой (праматерью) царя Давида.


Руфь, сидящая у древа.
Фаворский Владимир Андреевич. Фронтиспис к книге «Руфь». 1924 год.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.artsait.ru


Встреча Руфи и Вооза.
Марк Шагал. 1957-1959 гг.
www.artsait.ru

Самсон и Далила

Самсон - герой ветхозаветных преданий (Суд. 13- 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых», сила которого кроется в волосах. Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими» она после нескольких безуспешных попыток все-таки выведывает его секрет и остригает герою волосы, лишая силы.


Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти. (Самсон, утоляющий жажду истекшею водою из челюсти, которою он побивал Филистимлян)
Чернов Иван Потапович. 1800 г. Холст, масло. 215 х 158,8.
На библейский сюжет.
За эту картину в 1800 г. художник удостоен звания академика.
Поступила в 1931 г. из Государственного Русского музея (ранее Музей Академии художеств). Инв.№ 15164.
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood22172.html
С 2011 года картина впервые демонстрируется в постоянной экспозиции Третьяковской галереи


Самсон разрушает храм филистимлян.
Завьялов Федор Семенович. 1836 г.


Самсон и Далила.
Кившенко Алексей Данилович. 1876 г. Холст, масло. 145 х 199,5.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары


Самсон, связываемый филистимлянами по лишении волос.
П.Д. Баскаков. 1849 г. Холст, масло. 133 х 164
Ветхий завет. Книга Судей, 16, 19-20
Справа внизу подпись и дата: П. Баскаковъ 1849 г.
Поступила: в 1940 из собрания Ю. Э. Кульбис через Финотдел Дзержинского района (Ленинград). Инв. № Ж-8659
Государственный Русский музей
За эту картину в 1849 Баскаков получил серебряную медаль первого достоинства. Экспонировалась в том же году на ежегодной академической выставке.

Библейские сюжеты в современной живописи: от Шагала до Ройтбурда

Библия, как книга всех времен, часто становится источником вдохновения для писателей, художников, музыкантов. Актуальность поставленных в Писании вопросов не имеет пространственных или временных привязок. К Библии обращались и продолжают обращаться мастера разных стран и эпох. Представители современного искусства также перенимают библейские образы, представляя их в новом свете. Переосмысливая и по-своему интерпретируя сюжеты Писания, авторы далеко не всегда подчеркивают ценность и значимость религии - нередко произведения художников отрицают священные заветы.

Сакральное искусство, если его можно так назвать, представляет собой эстетическое переосмысление библейских сюжетов, нашедшее свое воплощение на холсте. В контексте постмодернизма Библию можно назвать одним из самых часто цитируемых источников.

Библейской тематикой пронизано творчество Марка Шагала . Художник создал фундаментальную серию работ, включающих 17 холстов сине-изумрудной гаммы и объединенных библейской тематикой. Шагал пытается расшифровать заложенные в священную книгу образы, выискивая вдохновение между строк и преобразуя идейные открытия в живописные произведения. Через полотно отчетливо проходит понимание Шагалом священности вопроса. Художник уходит от реальности в яркий и эмоциональный язык, предлагая зрителям окунуться в многогранную сверхреальность, почувствовать связь с Богом и высшими силами. Кроме «Библейского Послания», Шагал оставил потомкам серию иллюстраций - литографий к Ветхому Завету. Образы на его полотнах перетекают друг в друга, пренебрегая пространственным ограничением.

Часто к библейским образам обращался испанский гений Сальвадор Дали . Его Бог находился повсюду, а сам художник постоянно прибывал в пограничном состоянии между реальностью и магическим миром подсознания. Кстати, само имя Сальвадор переводится как «Спаситель». Знаменитая картина «Христос Святого Иоанна Креста» отражает позицию автора на формулу мироздания, в которой распятый Иисус возвышается над всем и является воплощением метафизической красоты. «Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. - и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение (прим. сон), возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: «мало Христа, слишком много крови». Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство», - описывал Дали историю создания картины. Не менее известная его «Тайная вечеря». «В нем (прим. произведении ) воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь воздух и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение», - пишет теоретик искусства Евгения Завадская. На этой работе Христос предстает в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух. Каждая из них раскрывается зрителю постепенно - от сидящего за столом Иисуса через погружение в воду к возвышающемуся в небе торсу.

Широко известно полотно величайшего художника российской современности Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына». Глубокая и многообразная картина обращает внимание зрителей к серьезному вопросу - возвращение человечества к духовному началу, идеалам, религиозным ориентирам. Автор отталкивается от библейского сюжета, но не ограничивается им, перенося исходные данные в актуальные социокультурные координаты. Написанная в 1978 году картина для советского контекста выглядела вызывающей и разоблачающей. Именно поэтому она вызывает особый интерес искусствоведов и публики. Блудный сын изображен по пояс оголенным, в одних джинсах. Действо разворачивается на фоне грязного быта - обеденного стола с недопитыми бокалами вина, двух больших свиней на переднем фоне, склонившегося молодого мужчины, от которого тянется колючая проволока. Если отходить от конкретики и говорить абстрактными понятиями, то каждый из нас тратит много сил на то, чтобы убежать от сути, а потом наступает период долгого и сложного возврата к этой самой сути. Другая работа Глазунова - «Воскрешение Лазаря» еще более эклектична и многослойна. Иисус изображен на фоне многоэтажных построек, митингующих с плакатом «Гласность. Перестройка» и горящего храма.

Самый дорогой украинский художник Александр Ройтбурд обрел популярность благодаря экстравагантности и провокационности проектов. Один из них называется «Ройтбурд vs Караваджо». «Библейские сюжеты - это главное в творчестве Караваджо. В сакральных сюжетах, античных и мифологических, была всегда заложена знаковость, иерархия. Художник работал с архетипами, чего нам сейчас не хватает в искусстве. Поэтому мне было интересно цитировать Караваджо. Но наивные искренние работы с мифологическими сакральными сюжетами мне как художнику уже несколько странны», - рассказал автор в одном из интервью. Если рассматривать этот вопрос с позиции постмодернизма, то можно сказать что Ройтубрд цитирует цитату, тогда как первоисточником выступают библейские сюжеты. При этом он заявляет об отсутствии личной привязанности к какой-либо конфессии. Он выстраивает диалог между культурами, переосмысливает и перекомпоновывает образы - персонажи оказываются в новых ситуациях и отрываются от привычных исходных данных.

В свою очередь один из самых дорогих художников России Константин Худяков тоже часто прибегает к цитированию. Нередко первоисточником становится Священное писание. Например, масштабная работа «Deisis. Предстояние» - он создает собственный иконостас. Фотографическая точность изображения усиливает магический эффект - мрачные тона и точно выраженное настроение образов. В «Предстоянии» вы найдете Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, Александра Македонского, Николая II и других не менее значимых персонажей. «В качестве палитры я использовал около 100 тысяч фрагментов человеческих лиц наших современников», - рассказывает художник о создании работы. В разговоре о месте религиозной тематики в его творчестве, Худяков говорит: «Я знаю меру вещей, знаю, что хорошо и что плохо, и не хочу никого оскорблять. Веду себя корректно по отношению к церкви и не делаю церковные вещи — я пишу картины на религиозные темы».

Современное искусство в целом располагает к эпатажу, но если художник обращается к Священной книге, как к источнику цитирования, он должен четко осознавать грани дозволенного.