Сложный план к произведению судьба человека. Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А

Ход урока.

    Организационный момент. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Слово учителя: - Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет ученик.

Выступление ученика:

    Слово учителя:

Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.

1905-1984 Михаил Александрович Шолохов.

М.А. Шолохов «Судьба человека» Несчастье бывает пробным камнем характеров. О. Бальзак Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон

Июнь 1941 года «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий, и дочери – Настенька и Олюшка»

«Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле»

«Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад, в плен!..»

«…а их шесть автоматчиков, - вот они…Я сел, неохота лежа помирать, потом встал».

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными

Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе

«… а на месте хатенки – глубокая яма…»

«И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку… грязный, нечесаный, покрытый пылью…»

«Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...»

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого – чего – нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

“ Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”. А. Толстой

Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат. Р. Эмерсон, американский философ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», познакомиться с жанровым и композиционным своеобразием, темой и идеей, образами главных героев, исторической основой повествования.

2. Развивать навыки анализа художественного произведения; развивать умение выразительного чтения и монологическую речь.

3.Воспитывать истинный патриотизм на примере жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сейчас вы услышите песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», думаю, в конце урока каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос, прежде всего себе самому. «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

П. Объявление цели урока. Мотивация.

Слово учителя.

  • «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И

все, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад,

сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем уроке мы обратимся к самому важному событию в современной истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека». Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну также прямо, открыто и беззаветно.

Ш. Художественный анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Беседа по вопросам.

Слово учителя: - Самым главным в судьбе М.А. Шолохова была кровная связь с судьбой своего народа. Особенно в тяжелейшее время, каким стала для него Великая Отечественная война. О том, что она собой представляла, расскажет Худяков Алексей.

Выступление ученика:

«22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны, вторглась на территорию СССР. Гитлером был разработан план «Барбаросса», по которому наступление планировалось по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Он намеревался захватить СССР за 2-3 месяца. Однако фашистские войска были встречены яростным сопротивлением советского народа. Вся страна поднялась на священную борьбу: фронт и тыл превратились в единый боевой лагерь. Война затянулась на долгие 4 года.

В её историю вошли такие крупнейшие военные операции, как разгром захватчиков под Москвой, оборона Ленинграда, Сталинградская и Курская битвы. За время Великой Отечественной войны погибло свыше 27 миллионов человек. Ущерб государству и населению составил 700 миллиардов рублей».

  1. Слово учителя:

Михаил Александрович Шолохов всю войну был рядом со своим народом, разделил с ним всю тяжесть военных лет. О деятельности писателя в эти годы расскажет Тюрин П.

  1. Выступление ученика:

«Шолохов узнал о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз 23 июня. В этот же день из Вешенской он отправил телеграмму с просьбой о зачислении присужденной ему Сталинской премии в фонд обороны СССР и принятии его в ряды Красной Армии. Уже через несколько дней Шолохов отправился на Западный фронт специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он побывает на трех фронтах – Южном, Западном и Юго-Западном.

Писателем написаны десятки очерков и статей, в которых он не только воодушевлял людей, но и выражал свою уважительную любовь народу и Родине. Вот отрывок из «Обращения к вешенцам, идущим на фронт»: «Со времени татарского ига русский народ никогда не был побежденным, и в этой Отечественной войне он непременно выйдет победителем».

Шолохов приобрел на личные средства четыре «Катюши», которые начали свой боевой путь с обороны Сталинграда, а последние залпы сделали в Будапеште. В 1942 году во время воздушного налета на Вешенскую на глазах у писателя погибла его мать. В годы войны Шолохов начал писать роман «Они сражались за Родину», посвященный подвигу народа в борьбе на Отчизну. 22 июня 1942 года «Правда» напечатала рассказ Шолохова «Наука ненависти». Главное в нем – правда о том, что несет нашей стране и миру фашизм. Писатель воспитывал ненависть: без этого чувства нельзя было победить врага, потому что чем сильнее любовь к Родине, тем беспощаднее ненависть к врагу».

Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что самым важным вкладом Шолохова в победу стала его литературная деятельность. Писателя знала и ценила вся страна, поэтому его слово воодушевляло и поднимало в бой защитников Родины. Тема войны волновала Шолохова и после 1945 года. Именно поэтому спустя годы появился рассказ «Судьба человека». Об истории его создания расскажет нам ученик.

Выступление: «В первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

В 1956 году, под самый Новый год, «Правда» напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. В 1959 году режиссером С. Бондарчуком был снят фильм «Судьба человека».

Слово учителя: - При подготовке к уроку мы с вами внимательно прочитали рассказ. – Обратили ли вы внимание на то, кому посвящен рассказ? (« Евгении Григорьевне Левицкой»).

О том, кто это такая, расскажет ученик.

Выступление ученика: «Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член Коммунистической партии с 1903 года. Узнала Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман Шолохова «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны – до шестидесятых годов. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую».

Слово учителя: Беседа по вопросам. – Давайте подумаем, о чем этот рассказ. Какова его тема? («Этот рассказ посвящен теме войны, он о судьбе солдата, прошедшего войну, и о судьбе мальчика, оставшегося сиротой»).

– От кого мы узнаем о судьбе Андрея Соколова? («О судьбе Соколова мы узнаем от него самого. Он рассказывает историю своей жизни, автору, с которым встретился случайно на переправе»).

– А весь ли рассказ ведется от лица главного героя? («Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведет сам автор»).

– Правильно. Как же называется такая композиция? («Кольцевая»).

Слово учителя: - Почему использована такая композиция? .

Выступление: «Композиция, то есть построение, рассказа очень проста. Примерно четыре пятых его объема занято повествованием случайно встреченного автором в пути незнакомца о своей трагической судьбе. Это соответствует заглавию. Рассказ Андрея Соколова обрамляется небольшим авторским зачином и совсем короткой концовкой. В зачине описывается обстановка, в которой произошла встреча, впечатление, которое произвели на автора мужчина с мальчиком. А замыкается повествование описанием душевного состояния автора, произведенного рассказом Андрея Соколова». Слово учителя: Мы пришли к выводу, что зачин и концовка нужны автору для выражения собственных чувств и мыслей. Давайте убедимся в этом, поработав с текстом. Прочитайте эпизод встречи автора с Андреем Соколовым.

Выразительное чтение эпизода встречи.

Слово учителя: - Итак, мы узнаем, что мужчина занят «не мужчинским делом» - идет пешком с мальчиком.

Беседа по вопросам. – Что еще в этой паре заинтересовало автора? («В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухоженно»). – А еще? («Глаза мужчины»). Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? - Давайте найдем в тексте описание этих глаз.

Чтение отрывка. Слово учителя: - Глаза. «Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть». То есть какие, какого цвета? А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?
- Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза ? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

- Автору «стало не по себе» от этих глаз. Они явно говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему «брату – шоферу». Давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым. Прежде всего, вам нужно знать, что особенностью шолоховского повествования является достоверность и обстоятельность. Какой жизненный путь прошёл А. Соколов? Что помогло герою выстоять?

Выступление ученицы: «Рассказу присуща конкретная и достоверная основа. Это ярко показывает точная датировка и география жизненного пути Андрея Соколова.

Родился он в Воронеже в 1900 году, в голодном двадцать втором подался батрачить на Кубань, вернулся в Воронеж. Женился в 1924 году. В 41-ом отправился на фронт. Сначала в Белую Церковь на Украине, потом на передовую, на Южный фронт. Попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го. В Познани пытался бежать. За два года плена исколесил всю Германию. Под Полоцком в июне 44-го сбежал, прихватив языка. После госпиталя поехал в Воронеж, где нашел вместо дома воронку от авиационной бомбы. Вернулся на фронт, дошел до Берлина. Там 9-го мая 1945-го года снайпер убил его сына. Летом отправился в Урюпинск. Именно в этом городе нашел Ванюшку, а весной 46-го на переправе возле хутора Моховский в Ростовской области встретился с автором».

Слово учителя: - Думаю, вы согласитесь со мной, что всю жизнь Соколова можно разделить на три части: «до войны», «война», «после войны». (Составляется таблица). Каждый этап мы проследим, опираясь на текст. Давайте вспомним, как жил Соколов до войны.

Чтение. Как жил Соколов до войны? «Андрей Соколов родился в Воронеже. Во время голода потерял мать, отца и сестру, остался один. Но женился, обзавелся тремя детьми. Выучился на шофера. Построил дом. И был счастлив».

В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)
- Война катастрофически изменила жизнь Соколова . Обратите внимание, как писатель говорит об этом? А тут вот она, война . Уход на фронт и прощание с семьёй . - Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени. - Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй. - В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..

Слово учителя и работа с таблицей. - Мы записываем в первую колонку то, что представляло ценность для нашего героя: семья, дом, родной город . С приходом войны Андрей Соколов отправляется на фронт, покидая все, что ему дорого, чтобы защитить свою семью, свою страну .

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

Чтение эпизода: «На фронте Андрей Соколов – шофер, он возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942-го он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается. Соколова контузило. А когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену».

Слово учителя: ученик расскажет нам о судьбе советских военнопленных во время Великой Отечественной войны.

Выступление ученика: « Еще в 1940-ом году Гитлер разработал чудовищный план по ликвидации нашей страны как единого целого. Ставилась задача истребить 30 миллионов русских и 6 миллионов евреев.

Неудачи первых недель войны привели к тому, что в фашистский плен попало несколько миллионов воинов. Советские военнопленные методично уничтожались. По специальному приказу поголовному истреблению подлежали политруки, коммунисты, комсомольцы. В Германию на принудительные работы вывозились работоспособные мужчины, женщины, даже дети . В рабство было отправлено около 5 миллионов советских граждан. Военнопленные использовались на каторжных работах, подвергались изощренным пыткам и издевательствам».

Слово учителя: - Как видите, судьба Соколова – это судьба многих. Как же он ведет себя в плену ? Прежде всего, он готов с достоинством встретить смерть. Когда приближаются немецкие автоматчики, задача которых – добивать раненых , Андрей Соколов чувствует, что «никакой паники, ни сердечной робости в эту минут у него не было». Да и за два года в плену мы видим в нем храброго человека с чувством достоинства. С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

Пересказ текста: «Соколова вместе с остальными военнопленными погнали в Германию. По пути всех загнали ночевать в разрушенную церковь. В ней Соколов задушил предателя, который хотел выдать своего взводного. А в Познани сбежал, но на четвертые сутки его нашли немцы, натравили собак и вернули еле живого обратно. В Германии его с другими пленными гоняли по разным заводам, издевались, били, морили голодом. А осенью перебросили на работы в каменный карьер под Дрезденом.

Плен. - Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен . - Как Соколов попал в плен?
- Как ведёт себя герой? (
В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? Сцена убийства предателя , который хотел выдать немцам своего командира. Что подтолкнуло Соколова совершить такой поступок? Соколов решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина) - Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа.

Что хочет показать М.А. Шолохов в сцене «Андрей Соколов и Мюллер»? Просмотр фрагмента кинофильма «Судьба человека». В чём значение этого эпизода? (Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. «А как бы вы поступили на его месте?».

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. - Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

- Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
- Дороги ли нам его слова?
Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.
Слово учителя:
- Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова. Сам он говорит об этом так: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

И из плена Соколов сбежит, прихватив с собой немецкого офицера – инженера. Ничто не сломило в плену Андрея Соколова. И главным качеством для него было достоинство русского солдата . (Записать в таблицу).

Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом? Как вы понимаете слово « подвиг»? Побег из плена- это подвиг? (Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.) . Как вы понимаете слово « подвиг»?

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели. Положение пленных усугублялось тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию об обращении с военно-пленными. Приказ № 270 от 16 августа 1941 года называл пленных дезертирами и предателями . Семьи попавших

В плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке.

Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе

Но беда ждала с другой стороны. Погибла жена с дочерьми. На месте дома осталась лишь воронка.

«Сжалось сердце его» после этого известия, но потом блеснула радость – Какая? - Нашелся сын. Он командует батареей, капитан. Начал Соколов мечтать о мирной жизни. Но и сына забрала война .

Слово учителя: - Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

Слово учителя:

Все отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. (В таблице – прочерки). Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

Толковый словарь Ожегова так объясняет слово «достоинство»: это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

Тяжелыми для страны были первые послевоенные годы.

Беседа по вопросам. – Что же случается с нашим героем в Урюпинске? («В Урюпинске Соколов «берет себе в дети» мальчика – сироту Ваню. Андрей Соколов говорит Ване, что он его отец»).

Слово учителя: - Посмотрите, как эта сцена изображается в кинофильме.

Просмотр отрывка видеофильма.

Слово учителя: - Итак, Андрей Соколов нашел сына. Ваня нашел отца. Оба они обрели семью. (Записать в таблицу).

Беседа по вопросам. – Куда идут они и зачем? («Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждет работа, Ванюшку – школа»).

Слово учителя: - Правильно, у них появится дом. (Записать в таблице). Андрей Соколов, потеряв во время войны все, что ему было дорого, вновь обретает интерес к жизни.

Сообщение: «Еще во вступлении мы обратили внимание на то, как противоположно описание глаз Андрея Соколова и Ванюши.

Найдите описание глаз в начале рассказа и в конце рассказа. После встречи с мальчишкой, у которого «глазенки – как звездочки ночью после дождя», у главного героя «сердце отходит, становится мягче», «на душе становится легко и как-то светло». Почему? (Ваня отогрел сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл).

Слово учителя: - Мы с вами подошли к концу рассказа. Вспомните, что в концовке автор говорит о своем душевном состоянии после рассказа Андрея Соколова. О чем же он размышляет? Послушайте.

Выразительное чтение учителем отрывка рассказа.

Беседа по вопросам.

(«Да, справится. Впереди – жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня»).

Слово учителя : - Я тоже уверена в том, что выдюжит русский солдат Андрей Соколов все. Потому что он уверен : «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Как вы думаете, почему М.А. Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Андрея Соколова назвал свое произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (В образе русского человека писатель раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Образ собирательный).

Перед нами история жизни не одного солдата, а многих людей . В образе Андрея Соколова Шолохов повествует о судьбе многих русских солдат. От поступков конкретного человека зависит судьба страны. Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.

В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? М. Ю. Лермонтова «Бородино», Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”, “Житие Александра Невского”, «Слово о полку Игореве». Назовите те черты характера, которые мы отметили у Андрея Соколова.
Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Но самое главное – ответить на вопрос: «Что дало силы Андрею Соколову все выстоять, не сломаться в нечеловеческих условиях?» Для этого обратимся к нашей таблице – записям на классной доске.

– До войны у Соколова есть семья, дом. Война отняла все это, но что осталось? («Достоинство»).

– Какие же моральные качества мы видим у Андрея Cоколова? Запишем в таблице: мужество, храбрость, доброта, несгибаемость, сила воли, преданность и верность Родине.

Эти качества (в совокупности – достоинство) и помогли нашему герою, потеряв семью, дом, вновь их обрести. И пусть эта семья не кровная. Но узы, связавшие новых Отца и Сына, сильны. Ребенок помог оживить сердце солдата, солдат поможет ребенку вырасти таким же, как он сам: преданным Родине. А как по другому мы называем преданность Родине? («Патриотизм»). Правильно, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Назовите те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Слово учителя: - Любовь к Родине – это не отвлеченное понятие. У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с этого начинается Родина.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить в себе человека.

Я благодарна М.А. Шолохову за этот образ, за то, что он вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне.

Вывод: Чему вы сегодня научились? Чему учит нас рассказ Шолохова «Судьба человека» ? (Рассказ Шолохова «Судьба человека» учит нас быть мужественными, достойными, добрыми и преданными Родине).

И я уверена, что то, чему мы научились на сегодняшнем уроке, поможет вам в жизни .

Я хочу спросить каждого из вас, что для вас родина?

Д. з. Письменно ответьте на вопрос: «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?»

От поступков конкретного человека зависит судьба страны.

Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны.

И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести все заново.

Судьба - 1. Стечение обстоятельств,

Не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится

(Словарь С.И. Ожегова)

Патриотизм -преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. 2. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

« Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота». А. Н. Толстой

До войны

Война После войны

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. Б. Васильев

Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу… Оставаться человеком в нечеловеческих условиях - это трудное дело.

И.С. Грачева


Конспект урока в 9р1 классе 21.04.2016г.

Учитель: Попова О.В.

Тема: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

Место занятия в учебном процессе:

Данная тема изучается в комплексе с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Это первый урок по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. Домашним заданием к уроку было прочитать рассказ «Судьба человека».

Цель занятия: Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

Воспитательная: Через содержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

Тип урока: анализ художественного произведения

Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм

Форма: Групповая

Объем и содержание изучаемого материала:

Объем текста небольшой, рассказ, возможен подробный анализ на уроке.

Используемые методы обучения:

Слово учителя;

Беседа с учениками;

Словесное рисование;

Использование презентации, музыки, фрагмента из худ.фильма.

Ожидаемые результаты: ученики должны справиться с анализом текста рассказа, и 1)написать сочинение на тему «В чём сила русского характера», на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» 2)определить авторскую позицию по 5 проблемам и подобрать аргументы из прочитанных произведений.

Ход урока:

Посеешь привычку - пожнёшь характер,

Посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Михаил Шолохов.

Мы можем использовать как эпиграф к нашему уроку.

В эпиграфе встречается слово “характер”, как вы понимаете слово “характер”?

Словарная работа:

Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ) .

- Какие положительные черты характера мы можем назвать?

(Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность .)

Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем, выявляя черты его характера.

3. Анализ текста

(Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» - от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная...” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку “по душе”. (“Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!” – так рассказывает о своей жене Соколов). Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А “старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали”. Скопили они деньжонок и поставили себе домишко, недалеко от авиазавода. «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты – стало быть всё в порядке».

В чём же видит Андрей Соколов счастье?

Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

Подчёркиваем те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.

Хочется закончить рассказ словами: “И жить ему без бед до старости”.

- Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война.

Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.

- Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало очень дорогим. Прочитаем эпизод прощания героя с семьёй перед отправкой на фронт.

(Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» - от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери - Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

- Каким чувством наполнены воспоминания Андрея об этом прощании?

Да, его воспоминания полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...” Возможно, что-то предчувствовала...

Какие сравнения мы встречаем в этом отрывке?

“моя прижалась ко мне, как лист к ветке”,

“сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”.

Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку.

Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь...

И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

- Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лозовеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. “Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка”.

Исторический комментарий

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”

Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

Да это эпизод с условным названием «Вызов к Мюллеру»

Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

Кто такой Мюллер?

Мюллер - очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает.

Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.

Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.

Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

Дороги ли нам его слова?

Да, очень. Это признал враг , тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова.

Мы подчёркиваем в характере героя

стойкость, самоотверженность, храбрость .

дописываем в наш список положительных черт характера и щедрость.

(Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)

Остался ли в плену Андрей Соколов?

Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.

Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?

Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме - о важных человеческих ценностях.

И что же впереди?

(Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются ) с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)

Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

(Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

Жестоко обошлась судьба с солдатом.

Дом - очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы.

Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. Уже совсем близко была победа.

И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах.

Человек должен жить будущим.

Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

Человек может ожесточиться,

не сможет спокойно смотреть на детей, которые напоминали бы ему своих.

В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

Произошло ли это с Андреем Соколовым?

Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить.

Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя.

Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Кто кого нашёл?

Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.

И описания Шолохова стали ярче, красочнее .

Какие сравнения : “глазёнки - как звёздочки ночью после дождя!”

Прямая оценка : “И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...”

“Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил:

«Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы

подарить счастье и

Любовь другому человеку.

Жизнь продолжается.

Жизнь продолжается и в самом герое.

В этом проявляется сильный характер человека.

К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца.

Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник.

(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова .)

От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему.

Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего.

“Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”.

Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.

4. Подведение итогов

В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Словарная работа

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-нибудь, или чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В каком значении слово «Судьба» употреблено в рассказе?

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять.

В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

(Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)

Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

Верно, уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили.

Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни.

“Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”

1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.

2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.

3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.

Вернёмся к эпиграфу урока и к смыслу названия рассказа;

Почему Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова»?

Действительно, писатель тем самым подчёркивает обобщённое значение повествования.

Домашнее задание

1) Написать сочинение на тему

«В чем сила русского характера» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Урок закончу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова:

“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.


«Судьба человека» подробный план рассказа Шолохова составить Вы можете используя поганые варианты:

«Судьба человека» план

1. Трагическая судьба человека, опаленного войной

I. Случайная встреча у реки.

«Глаза, словно присыпанные пеплом»

II. Жизнь, изломанная войной.

1. Крушение мирной жизни, надежд.

2. Тяжелое расставание с родными.

3. Родной город не оккупирован врагами, но бомбежка дома и гибель жены и дочерей.

4. Герой воюет не на переднем крае, но два ранения и плен.

5. Тяготы и унижения фашистского плена.

6. Радость от ожидания встречи с сыном и крушение последней надежды на счастье.

7. Невозможность вернуться в родной Воронеж. «Мертвые, потухшие глаза»

8. Встреча с мальчиком, чье детство отобрано войной.

III. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!» - попытка вернуться к жизни во имя счастья нового сына.

«Судьба человека» Шолохов план

I. Случайный собеседник у реки - один из тех, кому довелось пережить все тяготы войны. Неизбывное горе, навечно застывшее в глазах.

1. Уход на войну в первые дни.

2. Письма без жалоб. («Если ты мужчина, взвали себе на плечи…»)

3. «Как я могу не проскочить, если там ребята без снарядов сидят?»

4. Презрение к врагу - портянки в придачу к сапогам.

5. Помощь товарищей в колонне.

6. Врач, помогающий раненым в плену.

7. Первый убитый своими руками, чтобы не стал возможным предателем.

8. Разговор с комендантом концлагеря, вызвавшем уважение врага.

9. «Делить поровну!»

10. Известие о гибели семьи, смерть последнего сына - и желание помочь обездоленному войной мальчонке, взять его в сыновья.

ІІІ. «…Этот русский человек. выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

«Судьба человека» план

1.Встреча на переправе.
2.Новые знакомые.
3.Исповедь Соколова.
а)Воспоминания о мирной жизни:
б) Война. прощание с семьй.
в) На передовой. г. Плен. д. Существование в концлагере.
е)Диалог с начальником лагеря.
ж) Побег.
з) Возвращение к мирной жизни.
и) одиночество к.Встреча с Ванюшкой.
4. Прощание с случайными знакомыми

План

1. История написания произведения
2. Сюжет произведения
а) Несчастья и невзгоды
б) Рухнувшие надежды
в) Светлая полоса
3. Малыш Ванюшка
а) Надежды на будущее
б) Скупая мужская слеза

«Судьба человека» — проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ.

Автор рассказывает нам не только лишь историю одного конкретного человека, он также показывает нам, что принесла народу Вторая Мировая Война, что пришлось людям пережить. Вера в силу русского духа сопровождает все произведение.

Неизвестный человек откровенно исповедуется автору, незнакомцу. Он поделился, высказал все то, что так долго таил в душе. Андрею Соколову пришлось очень нелегко. Его призывают на фронт, забирают в плен, где мучают чуть ли не до смерти и обращаются как с собаками. Где охранник бил каждого второго только из-за скуки. Однажды его чуть не убили из-за предательства «товарища», который донес немцам крик души Андрея: «Им по четыре кубометра для выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!»

После плена его отправили к немцу майору-инженеру. Когда тот был пьяный, Соколов оглушил его, и поехал к своим. Его определили в госпиталь, подлечили и отправили повидать семью. Но вот еще одно горе, Соколов получил письмо с известием о том, что еще в 1942 к нему в дом прилетела бомба. И ладно, если бы не тот факт, что жена с дочерьми на тот момент были в доме. Бедный Андрей смотрел на яму, где когда-то стояла его хата, где осталась счастливая семейная жизнь. И вот, осталась только яма, и надежда на сына, ведь он еще жив и ушел на фронт. Надежда поселилась в сердце Соколова, и погасла с известием о смерти сына. Последний огонек, оставшаяся капелька счастья исчезла на похоронах.

Что же ему теперь делать? Все, чем он дорожил потеряно, исчезло безвозвратно. Все что у него осталось — воспоминания, счастливые и горькие, и бесконечный путь. Доля свела его с таким же одиноким и несчастным маленьким мальчиком, который из-за тягот войны остался сиротой. И они оба обрели свое счастье: Соколов обрел новую семью, а Ванюшка — отца. В их жизни началась новая — светлая полоса.

Это трогательное произведение вызывает у читателя чувство жалости и сочувствия. Эпизод с Ванюшкой точно его радует и умиляет. Как малец вцепился в отца и не хотел отпускать, как счастливо, но в то же время со слезами на глазах, он кричал, от того что нашел отца. Как посапывал у отца под мышкой: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Автор надеется что Соколов сможет вырастить такого же сильного, крепкого, мужественного сына: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»

Характеристика главных героев

Андрей Соколов – сильный духом, мужественный человек. Невозможно даже представить какие муки он сумел вынести. Сам он не понимает за какие заслуги жизнь его так наградила: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так казнила?». Возможно, ему даже стало легче, когда он поделился своей историей.
Соколову было предназначено пережить очень много: войну, голод, плен, смерть родных. Но Андрей смог выдержать абсолютно все: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Даже немцы проявили уважение твердости его характера, и даже оставили ему жизнь. А хлеб с салом – награду за гордость, он разделил со всеми своими товарищами.
Когда Соколову случилось увидеть маленького Ванюшку, безумно похожего на него: бездомную, бедную сиротку, он, конечно же, приютил малыша: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети.» Ведь это повествует о том, что из его сердца ни чуть не пропали человечность и любовь.
На внешности этого человека автор особо не заострял внимания: «Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным басом: «Здорово, браток!»».

Андрей Соколов - тот самый из многих солдат, что честно боролись за Родину, не жалея себя, свою жизнь. Это – пример мужественного и сильного, русского солдата.

Ванюшка – маленький, одинокий, бездомный, бедный мальчик, возрастом где-то пять – шесть лет. По словам мальчика, его мама умерла под бомбой в поезде, а папа е вернулся с фронта. Бедняжка носил порванную, грязную одежду и кушал что найдёт. Он очень обрадовался встрече с Соколовым: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!. У отца долго не получалось снять мальчика с шеи, он больше не хотел терять отца.

Две сиротки встретились, и теперь они вдвоём – одна семья. И они смогут все выстоять вместе.

Мини-сочинение

«Судьба человека» Михаила Шолохова – трогательное, проницательное произведение, повествующее о тяжкой доле военного шофёра Андрея Соколова. Образ Соколова – пример мужества, выдержки, упорства, настойчивости и силы воли. Андрей тяжело, с болью в сердце вспоминал пережитые несчастья и утраты. Некоторые моменты он просто не мог перенести, но продолжал воспроизводить все это в памяти. Все события из рассказа Соколова происходили во времена Второй Мировой Войны. И сколько же несчастий сразу выпало на его судьбу. Война кардинально изменила его мир. Счастливый в браке, отец троих замечательных детей мигом превратился в сироту, вдовца, пленника. Как он с горечью вспоминал расставание с женой и детьми, как оттолкнул Ирину, как корит себя за это. Может в этом и была задача автора: показать, что пережить можно все.

Бедный шофёр переживает несчастья одно за другим. Сколько раз он смотрел смерти прямо в глаза и отворачивался. Сначала плен. Соколов работал еле держась на ногах, ему пришлось убить человека – предателя. Он вспоминал то, как по вине «товарища» его снова чуть не лишили жизни. Как он всем доказал на что способен русский солдат. Как получал еду наравне с собакой, как смог сбежать, прихватив с собой немца. Как получил известие о смерти жены с дочерьми, как смотрел на яму, на месте которой когда-то стоял его дом. Как узнал что сын ещё жив, и как хоронил его. Как в его сердце вселялась надежда, и гасла, снова и снова…

Сколько страданий перенес этот мужественный сильный человек, и ничто не смогло его сломить. Он все же обрел свое счастье, взял приемного сына, и зажил с ним по-новому. Соколов, конечно, не смог вернуть былые времена, жену, детей. Но он осчастливил маленького Ванюшку, став его отцом, а сам получил душевное спокойствие. Этот человек мужественно преодолел все преграды. Что, как не это закаляет силу духа. Именно поэтому Андрей Соколов — мужественный, стойкий и сильный человек, какие бы препятствия не встретились на его пути.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
  • 2.жизнь Андрея до войны: женитьба, рождение детей

    3.жизнь Андрея во время войны
    а) призыв в армию и прощание с семьёй
    б) фашистский плен
    в) побег из плена
    г) известие о гибели жены и дочерей
    д) гибель сына

    4.жизнь Андрея после войны
    а) работа шофёром
    б) встреча с Ванюшкой
    г) решение взять мальчика "себе в дети"

    СОЧИНЕНИЕ

    Жизненный путь Андрея Соколова. (По рассказу Шолохова «Судьба человека»)

    Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа – Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

    В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской» . Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он «сгорбился» , положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.

    Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем «фунт лиха» , сражался в Гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди – он попадает в фашистский плен.

    Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря. Измученный, истощенный, обессиленный, узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.

    Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни. На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? » Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… »