“Русский национальный характер в произведении Н.С.Лескова “Левша”.

Ответ оставил Гость

В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны» . Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине.

И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван» , который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне. Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию - свою Родину - и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

Левша – искусный мастеровой, один из тех, кто участвовал в подковывании блохи, олицетворяет талантливость русского народа. Но подкованная блоха перестает танцевать: у русских умельцев нет элементарных технических знаний, которые есть у любого английского мастера. Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера ("Там, где стоит "Левша", надо читать русский народ", – говорил Лесков) . Он бескорыстен и неподкупен, но он "забит", чувствует собственную незначительность рядом с чиновниками и вельможами. Левша привык к постоянным угрозам и побоям. Образ Левши стоит в ряду других образов праведников, созданных Лесковым. Он пожертвовать собой ради Отечества, во имя Дела. Он едет в Англию без документов, голодный (ему в дороге "на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались"), чтобы показать иностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своим нежеланием остаться в их стране. Левша обладает целым рядом качеств, присущих галерее праведников Лескова: он истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

В произведении описывается также довольно много ситуаций, носящих комический характер. Оригинальность произведению придают необыкновенный слог и манера повествования автора: простота, краткость, стремительность действий. Здесь сразу же на ум приходит спор Левши с подшкипером о том, кто больше выпьет, когда, идя наравне, оба одновременно увидели вылезающих из воды разноцветных чертей. Очень интересны описания внешнего вида тульских мастеров (“три человека,... один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны... ”), Левши (“...в опорочках, одна штанина в сапог, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”)

Литература. 6-а класс. Дата: 12.01.2017

Тема: Гордость Лескова за народ в сказе «Левша»

Ход урока

1. Организационный этап:

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ Николая Семеновича Лескова “Левша”.

Сейчас мы повторим пройденный материал: (работа в группах)

для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимательного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.

Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)

а) Конкурс внимательного читателя «Разгадай кроссворд».

б) проверка на знание литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола
– чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог
– разговор двух или нескольких лиц.
Портрет
– изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф
– краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Основная часть урока.

3. Этап постановки темы, цели, задач урока.

Запись темы урока: Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:

Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».

Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького «…Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.

М.Горький

На доске написаны вопросы:

Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?

Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.

Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. проблемы ( или осознанного противоречия) в процессе размышления: , долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера , проблема неграмотности простого народа , проблема преклонения перед иностранным , проблема бесправия простого народа ).

Идея - главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).

Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:

Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений.)

– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

(1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа).

Например: кунсткамера, кизлярка, нимфозория, дансе, тугамент, мелкоскоп, озямчик, грандеву, долбица, свистовые

Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками.

(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)

    Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний, постановка проблемного вопроса.

    Кто такой праведник: вспомните из православия.

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

В тетради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

– А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства . (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?

Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:

Обобщить! (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан. Талантливость и скромность мастера).

Презентация о тульских умельцах.

Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)

Физкультминутка

– И так: является ли Левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;

Работа с пословицами. Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.

– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.(Можно дать в качестве домашнего задания).

Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
3. “вера у нас полнее”)

    Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Какова же проблематика данного сказа?

Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, - и чем-нибудь отведет”.

А какова идея сказа:

А сейчас актуален сказ Лескова?

Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.

8 . Выставление оценок.

9. Домашнее задание: Написать ответ на вопрос: в чем актуальность сказа Н.С. Лескова «Левша» в настоящее время? Подготовиться к сочинению (на выбор):

    Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).

    «Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»

Приложение 1

Диагностика фактологических знаний учащихся

Конкурс внимате-

льного

ного читателя

Решение теста

Ответы на вопро-сы

Литерату-

рные термины

Коммен-

тарий ил-

люстрац.

Работа в тетради

Оценки

за урок

О – отлично Х – хорошо У – удовлетворительно

Взяли англичане левшу на свои руки, а русского курьера назад в Россию отправили. Курьер хотя и чин имел и на разные языки был учен, но они им не интересовались, а левшою интересовались, — и пошли они левшу водить и все ему показывать. Он смотрел все их производство: и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия. Перед каждым на виду висит долбица умножения, а под рукою стирабельная дощечка: все, что который мастер делает, — на долбицу смотрит и с понятием сверяет, а потом на дощечке одно пишет, другое стирает и в аккурат сводит: что на цыфирях написано, то и на деле выходит. А придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно, как следует. Левша на все их житье и на все их работы насмотрелся, но больше всего внимание обращал на такой предмет, что англичане очень удивлялись. Не столь его занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят. Все обойдет и хвалит, и говорит: — Это и мы так можем. А как до старого ружья дойдет, — засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет: — Это, — говорит, — против нашего не в пример превосходнейше. Англичане никак не могли отгадать, что такое левша замечает, а он спрашивает: — Не могу ли, — говорит, — я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет? Ему говорят: — Которые тут были, те, должно быть, глядели. — А как, — говорит, — они были: в перчатке или без перчатки? — Ваши генералы, — говорят, — парадные, они всегда в перчатках ходят; значит, и здесь так были. Левша ничего не сказал. Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал и говорит англичанам: — Покорно благодарствуйте на всем угощении, и я всем у вас очень доволен и все, что мне нужно было видеть, уже видел, а теперь я скорее домой хочу. Никак его более удержать не могли. По суше его пустить нельзя, потому что он на все языки не умел, а по воде плыть нехорошо было, потому что время было осеннее, бурное, но он пристал: отпустите. — Мы на буреметр, — говорят, — смотрели: буря будет, потонуть можешь; это ведь не то, что у вас Финский залив, а тут настоящее Твердиземное море. — Это все равно, — отвечает, — где умереть, — все единственно, воля божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать. Его силом не удерживали: напитали, деньгами наградили, подарили ему на память золотые часы с трепетиром, а для морской прохлады на поздний осенний путь дали байковое пальто с ветряной нахлобучкою на голову. Очень тепло одели и отвезли левшу на корабль, который в Россию шел. Тут поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина, но он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: «Где наша Россия?» Англичанин, которого он спрашивает, рукою ему в ту сторону покажет или головою махнет, а он туда лицом оборотится и нетерпеливо в родную сторону смотрит. Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а левша все вниз в каюты нейдет — под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал. — Нет, — отвечает, — мне тут наружи лучше; а то со мною под крышей от колтыхания морская свинка сделается. Так все время и не сходил до особого случая и через это очень понравился одному подшкиперу, который, на горе нашего левши, умел по-русски говорить. Этот пол-шкипер не мог надивиться, что русский сухопутный человек и так все непогоды выдерживает. — Молодец, — говорит, — рус! Выпьем! Левша выпил. А полшкипер говорит: — Еще! Левша и еще выпил, и напились. Полшкипер его и спрашивает: — Ты какой от нашего государства в Россию секрет везешь? Левша отвечает: — Это мое дело. — А если так, — отвечал полшкипер, — так давай держать с тобой аглицкое парей. Левша спрашивает: — Какое? — Такое, чтобы ничего в одиночку не пить, а всего пить заровно: что один, то непременно и другой, и кто кого перепьет, того и горка. Левша думает: небо тучится, брюхо пучится, — скука большая, а путина длинная, и родного места за волною не видно — пари держать все-таки веселее будет. — Хорошо, — говорит, — идет! — Только чтоб честно. — Да уж это, — говорит, — не беспокойтесь. Согласились и по рукам ударили.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.

Учащиеся должны знать:

  • содержание текста сказа Н.С. Лескова «Левша»;
  • тему, проблему, идею изучаемого произведения.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно составлять характеристику для персонажей произведения;
  • выразительно читать по ролям диалоги из сказа и творчески пересказывать с использованием цитат из текста;
  • соотносить иллюстрации с конкретными эпизодами из текста, уметь видеть главное и подбирать цитаты произведения для озаглавливания иллюстраций.

Тема, цели, задачи, оборудование урока.

Тема урока: «У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина» (Н.С. Лесков). (Образ Левши в произведении).

Цели:

Обучающие:

Развивающие:

  • развивать умение выделять главное в художественном произведении;
  • развивать самостоятельность в мышлении;
  • развивать умение анализировать поступки и характер героя;
  • развивать монологическую речь учащихся, расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;

Воспитывающие:

  • воспитание гражданственности и патриотизма школьников через чтение и ана­лиз художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека, мастера сво­его дела.

Оборудование:

  • портрет Н. С. Лескова
  • иллюстрации детей к сказу
  • на доске - эпиграф к уроку:

    О Левше и о народе Лескова спрашивали: так он у Вас хорош или плох? Так вы над ним смеетесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?
    Аннинский Л.А.

План урока с хронометражем.

  1. Организационный момент - 1 мин.
  2. Вступительное слово учителя и постановка задач - 2 мин.
  3. Запись темы урока и эпиграфа в тетради по литературе - 1 мин.
  4. Проверка домашнего задания - 10 мин.
  5. Физкультминутка- 1 мин.
  6. Работа на новой темой - 15 мин.
    • выразительное чтение эпизода «Левша у императора» и его анализ - 7 мин.
    • творческий пересказ эпизода «Левша в Англии» и его анализ - 8 мин.
  7. Работа в группах с иллюстративным материалом - 7 мин.
  8. Подведение итогов - 5 мин.
  9. Слово учителя, запись и объяснение домашнего задания - 3 мин.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

«У него хоть и шуба Овечкина, так душа человечкина» - Н. С. Лесков.

К какому персонажу изучаемого нами произведения относятся эти слова?

/Слова относятся к главному герою, Левше/

О Левше и о народе «Лескова спрашивали:

так он у Вас хорош или плох? Так вы над ним смеетесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?..» Л. А. Аннинский

А как бы вы ответили на эти вопросы?

3. Задачи урока

  1. Наша задача - попытаться найти ответы на вынесенные в эпиграф вопросы
  2. Понять, почему именно к Левше, а не к другим персонажам сказа относятся слова «о человечкиной душе»?
  3. В процессе урока заполнить таблицу примерами из текста.

(Тема и эпиграф записываются учащимися в тетради).

Вопрос учителя:

Вспомните, когда мы впервые встречаемся с этим персонажем на страницах произведения?

/Уже прошли события, связанные с царствованием Александра I. Сувенир, подаренный ему в Англии, случайно обнаруживает император Николай Павлович и просит Платова отвезти английскую блоху тулякам. В Туле среди других мастеров встречаем мы и Левшу/

Предоставляем слово ребятам.

/Представители I группы рассказывают о Левше: внешность, портрет, манера поведения. Рассказ сопровождается чтением цитат из текста/

(Класс записывает портретные характеристики Левши в таблицу).

«Косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»

«Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится».

«Мы люди бедные...»

Вывод: внешне это был некрасивый, может быть, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминай уродца. «Волосья выдраны при ученье», значит он много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. Он беден, потому что одежда, как/нищего, порванная. У Левши нет возможности приобрести новое. Он сам говорит: «Мы люди бедные...» Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное.

Речь персонажа помогает глубже раскрыть его образ.

(Представители II группы дают характеристику речи персонажа)

(Класс записывает в таблицу особенности речи Левши)

Говорил простым понятным языком, употребление слов слов разговорного стиля доказывает его простоту.

Употребляет местоимения мы, наше, тем самым не отделяет себя от других таких же, как он.

Часто использует пословицы и поговорки.

Вывод: человек простой, из народа, потому и речь его проста.

Вопрос: Какими чертами характера наделяет автор своего героя?

(Сообщение учеников II группы. Рассказ

сопровождается чтением цитат)

1) Главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, что он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит он должен его выполнить во что бы то ни стало.

2) В своей работе он очень сосредоточен, не отвлекается даже на крик «горим». «Горите себе, а нам некогда, - и опять свою щипаную голову спрятал, ставни захлопнул и за свое дело принялся»

«Туляки, люди умные..., первые знатоки в религии», «полны церковного благочестия» - пишет автор.

Благочестие. ЛЗ: соблюдение церковных канонов.

Левша - один из этих туляков, значитможно сказать, что он тоже умен и глубоко верит в Бога.

4. Вывод: Левша - умный, верующий человек. Он трудолюбив, исполнителен, сосредо точен на своей работе; смекалистый

5. Физкультминутка.

Утром блошки потянулись,
Дружно встали, повернулись.
Поглядели влево, вправо:
День пройдёт у нас на славу.
А теперь размяли ножки,
Посмотрели все в окошко
И друг другу улыбнулись,
На свои места вернулись.

6. Этап усвоения новых знаний.

(Творческая группа выразительно читает диалог. Глава 14. со слов «Как взошел Левша и поклонился, государь ему сейчас и говорит...» до слов «Бог простит, - это нам не впервые снег такой на голову». Класс оценивает выразительное чтение по выработанным ими критериям)

Вопрос: Что нового вносит этот эпизод в раскрытие образа Левши?

Ответ: Левша не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы. Он держится с императором и его окружением спокойно, сознавая свое достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, что не под силу другим.

Левша выполнил самую тонкую работу. Его имени нет на гвоздиках, он не гонится за славой, не стремится к тому, чтобы о нем все узнали.

(Класс дополняет таблицу новыми характеристиками Левши: уверенный, с чувством собственного достоинства, не гонится за славой, скромный)

Волею случая Левша оказывается в Англии. Я предоставляю возможность Верещагину Д. побыть немного Левшой и рассказать нам историю этой поездки от лица самого героя.

(Творческий пересказ эпизода «Левша у англичан» от лица главного героя. Класс оценивает творческий пересказ.)

Вопрос: Что восхитило англичан в Левше и чему они удивились?

Ответ: мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде ничему не учился.

Левша - талантливый самородок, в нем искра Божия.

Самородок - человек с большим природным дарованием.

Вопрос: Что за границей произвело на Левшу особое впечатление?

Ответ: Хозяйственные порядки. Левша заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением и живут в сытости.

Вопрос: Почему Левша вдруг стал «беспокойно скучать» и «затосковал»?

Ответ: При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за оружием. Они не чистят дульные каналы кирпичом, как в России. Это важная военная информация, и Левша стремится домой.

Вопрос: Почему Левша отказывается остаться в Англии? Найдите в тексте ответы на вопрос.

(Учащиеся находят цитаты. Глава 15).

«Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему Отечеству верно преданные».

«У меня дома родители есть»

«Мы к своей родине привержены»

«А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства доставить».

Левша стремится к себе на Родину.

Вопрос: Ч то для него Родина, что вкладывает Левша в понятие «Отечество»?

Ответ: Прежде всего это дом и семья. Родина для него - это вера: «наша русская вера самая правильная». Изменить Родине - отказаться от веры, что для русского человека всегда было величайшим грехом.

Левша не произносит высоких слов о любви к Родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Левша стремится служить своему Отечеству делами.

Вывод: Левша - плоть от плоти русского народа. Он настоящий патриот. Такой смысл вкладывает автор в понятие «патриот».

«Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, он жаждет единодушия с отечеством» - Н. С. Лесков.

(Класс дополняет таблицу новыми характеристиками Левши)

Вопрос: Как сложилась судьба Левши по приезде в Петербург?

Ответ: Мастер, прославивший Россию за рубежом, оказывается никому не нужным на родине. Смерть его трагична, но неизбежна. Никто не помог Левше, никто, даже Платов, который знал, что Левша в больнице для умирающих, не сдвинулся с места. Талантливый человек оказался никому не нужен, потому что он «неведомого сословия».

Вопрос: Как умирает Левша? Зачитайте его последние слова.

(Учащиеся находят в тексте эпизод «смерть Левши» и зачитывают. Гл. 19 со слов «Но только когда Мартын Сольский приехал...»)

Вывод: даже перед смертью простой русский мастер думает не о себе, а о своём отечестве.

Вопрос: какие чувства вызвал у вас рассказ о судьбе Левши?

Ответ: Левша вызывает чувство гордости, но и чувство жалости, чувство боли. Жизнь его полна драматизма, а финал трагичен. Горестная судьба героя, а его имя обречено на забвение.

Вопрос: Какова тема и проблема произведения?

Ответ: Тема таланта народных умельцев. Проблема невостребованности и гибели талантов в царской России.

Работа в группах с иллюстративным материалом.

Сказ «Левша» иллюстрировался разными художниками: Н. Кузьминым, И. Глазуновым, Кукрыниксами. Все они обошли стороной это удивительное произведение.

Обратимся к иллюстрациям, данным в учебнике.

Задание: используя карточки-подсказки, ответить на вопросы.

(Каждая группа устно отвечает на вопросы в карточках)

Карточка-подсказка

  1. На иллюстрации изображён момент, когда...
  2. Художник обращает внимание на...
  3. Главная мысль рисунка в том...
  4. Цитата из текста, которая может послужить заголовком к данной иллюстрации.

Вывод: в этих иллюстрациях прослеживается вся жизнь тульского мастера, её важные этапы.

Так представляли себе героя известные художники. А каким увидели его вы?

I группа проанализировала иллюстрации ребят.

Анализ детских рисунков творческой группой по вопросам:

  1. Как сгруппированы рисунки?
  2. Что положительного можно отметить? (яркие краски; удачно выбраны эпизоды сказа для иллюстраций; разные персонажи показаны).
  3. Пожелания.

7. Подведение итогов.

Ещё раз обратимся к эпиграфу урока.

Ответ: Лесков восхищается талантом мастера,и он определённо выступает за народ, за таких простых русских мужиков, каким является Левша. Автор испытывает гордость за русский народ, за его трудолюбие, талантливость, патриотизм. В то же время испытывает горькое чувство от его униженности и бесправия. Левша - символ русского народа, бесправного и тёмного, но сильного верой, высокого духом, «опрятного» душой. Он воплотил в себе все лучшие его черты.

Вопрос: Почему же именно к Левше, а не к иному персонажу сказа относятся слова:«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»?

/Человек, не красивый внешне, красив душою. Душа у него действительно человеческая./

Вопрос: В чём особенность формулировки темы?

Ответ: Это пословица.

Вопрос: Объясните смысл этой пословицы.

О каком человеке мы можем так сказать?

8. Домашнее задание.

  1. Напишите миниатюру по данной пословице «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина».
  2. Подберите пословицы, синонимичные данной.
  3. Вспомните произведения, изученные в школе и прочитанные самостоятельно, о русских мастерах. Подготовьте о них сообщения

Литература

  1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе, бкл. к учебнику-хрестоматии Полухиной В.П. «Литература, бкл.: Методическое пособие /О.А. Ерёмина.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 352с.
  2. Конспекты уроков для учителя литературы: 6-10кл.: Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой: пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-320с.
  3. Лесков Н.С. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе; «Художественная литература», М. 1969.
  4. Полухина В.П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература». 6кл.-М.: Просвещение, 1992.- 96с.
  5. Программно-методические материалы. Литература. 5-11кл./сост. Т.А. Калга-нова.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2001