Зрительские умения и их значение. Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может

Зрительские умения, и их значение для современного человека Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее - то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремиться вперёд, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства… К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания, добра и зла. Искусство не подделывает и не заменяет реальный мир, а объясняет его, расширяет и продолжает.


Вермер Делфтский Ян (Голландский живописец. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, женщины, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, рассматривание драгоценностей, музицирование, общение с кавалерами и т.п


ФЕДОТОВ Павел Андреевич (), живописец- рисовальщик. Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской Академии художеств, но специального художественного образования не имел. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко гротескной, форме события вседневной жизни. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Федотова называют Гоголем в русской живописи. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Содержание картин изобличение не изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). В более поздних работах Федотова нашли отражение чувства тоски и одиночества: Вдовушка, Анкор, еще анкор и др. (185152). Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского.




Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной "Последний день Помпеи". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Слово "успех" недостаточно для характеристики отношения к его картине. Налицо было нечто большее - картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.

промотавшего состояние, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ. На полотне мы видим молодого человека - обедневшего аристократа – в роскошном интерьере. Он завтракает, перелистывая книжицу в желтой обложке. Показанная мизансцена изображает момент, предшествующий появлению в комнате гостя. Уже забеспокоилась собака, вот-вот скрипнет дверь… Шум застиг молодого человека врасплох. Растерянно и неуклюже пытается он прикрыть книжицей улику своего неблагополучия – убогий завтрак, состоящий из ломтя черного хлеба. Картина отличается очень выразительной композицией. Федотов изображает мир, в котором обитает аристократ, - призрачный мир иллюзий. Он мастерски рисует интерьер комнаты: ковер под ногами молодого щеголя, яркие картины на стене, полированный столик из редкой породы дерева, изящное кресло. Автор не скупится на аксессуары – мы видим корзину в форме античной вазы, статуэтку, лампу в кружевном абажуре, вывернутый наизнанку пустой кошелек. В сопоставлении мира дорогих вещей и самого героя есть оттенок комичности. На фоне любовно изображенного художником предметного окружения еще более выпуклыми кажутся суетность и мелкое тщеславие, заставляющие героя скрывать свою сущность. Так в картине «Завтрак аристократа» с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска.

Диагностические этюды и упражнения на выявление режиссерских умений старших дошкольников.

Диагностические этюды и упражнения на выявление актерских умений старших дошкольников

1. Ребенку предлагается передать содержание текста, считывая интона­цию, с которой звучит данный текст: а) Чудо остров! б)Наша Таня громко плачет...


в) Карабас-Барабас

г) Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается произнести с разными интонациями (удив­
ленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно)
текст. Например,

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

3. Пантомимические этюды (передать различные действия котят):

Сладко спят;

Просыпаются, лапкой умываются;

Зовут маму;

Пытаются утащить сосиску;

Боятся собаки;

Охотятся.

Пантомимические этюды (передать действия сказочных персонажей):

Как танцует добрая фея на балу у Золушки;

Как злится страшная ведьма на балу у Золушки;

Как сильный Геракл поднимает тяжелый камень;

Как удивляется Черепашка-ниндзя;

Как здоровается Снежная Королева;

Как обижается Винни-Пух;

Как радуется Бэтман.

Киска, как тебя зовут?

Мяу! (Нежно)

Стережешь ты мышку тут?

Мяу! (утвердительно)

Киска, хочешь молока?

Мяу! (с большим удовлетворением)

А в товарищи щенка?

Мяу! ффф-ррр! (изобразить по-разному - трусливо, пугливо...). Интонационное прочтение стихов-диалогов.

5. Проговаривание с детьми скороговорок:

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.

6. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-
ню-ша, Та-ню-шень-ка».

7. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зай­
чик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», «Марш деревянных солдати­
ков», В. Герчика «Заводная лошадка».


· Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, сочинить сценарий, организовать спектакль (рас­пределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).

· Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с до­школьником.

Диагностические этюды и упражнения на выявление умений деко­ратора (художника-оформителя) у детей старшего дошкольного возраста

Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.

Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контек­сте предлагаемых им декораций.


После просмотра детьми спектакля, игры-драматизации проводится ди­агностическая беседа. Рекомендуемые вопросы к беседе:

О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (понимание главной мысли произведения);

Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (понимание характера персонажей);

Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события (конкретно по действию)?

Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?

Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?

Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?

Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи получен­ных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас?

После проведения диагностических этюдов и упражнений необ­ходимо проанализировать умения детей в соответствии с выделенными кри­териями:

«Актерские» умения:

– понимание эмоционального состояния персонажа и в соответст­вии с этим выбор адекватных выразительных средств для переда­чи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики;

– характер выразительности моторики:


В пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;

В мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений;

В речи - изменение интонации, тона, темпа речи;

самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

«Режиссерские» умения:

понимание мотивов поступков героев;

следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий);

распределение ролей, подготовка игровой среды;

умение руководить сразу несколькими играющими.

«Оформительские» умения:

художественно-изобразительное видение сюжетной линии литера­турной основы спектакля;

адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите;

У подготовка игровой среды.

«Зрительские» умения:

умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эм-патию к персонажам произведения;

наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по по­воду увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично);

– выражение мнения по поводу игры актеров.

Диагностический тест «ЗАР» для педагогов и родителей

Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка в выборе игровых позиций.

Уважаемые педагоги дошкольного образования, родители Вам необ­ходимо ответить на ряд утверждений, используя варианты ответов «ДА» или «НЕТ».

Утверждения:

1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.

2. Чаще ребенок реагирует на героев литературного произведения.

3. Чаще ребенок обращает внимание на обстановку, место и время протекания сюжетной линии произведения.

4. Ребенок воспринимает целостно литературное произведение.

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев лите­ратурного произведения и интересно интерпретирует образы.

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном ему произведении.


7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, фантазировать на бумаге.

8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.

9. Ребенку легче оценить игру другого человека, чем играть самому.

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помо­щью интонирования, мимики и пантомимики.

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации.

12. Ребенок может выразить свое мнение по поводу понравившихся или непонравившихся персонажей.

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, тяготеет к им­провизациям.

14. Ребенок обладает лидерскими качествами.

15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью.

16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и, что изо­бражать в игре-драматизации.

17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам.

18. Ребенку присущи такие качества, как настойчивость, целеустрем­ленность, а также умение преодолевать неудачи, решать конфликты.

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конечного результата).

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художест­венной деятельности.

Технология оценки результатов теста: »

Ответ «ДА» оценивается в один балл. Баллы суммируются по ка­ждой позиции (актер, режиссер, зритель).

Позиция «режиссер» - ответы «ДА» на вопросы 1,8,14,16,18.

Позиция «декоратор» - ответы «ДА» на вопросы 3,7,11,15,20.

Позиция «актер» - ответы «ДА» на вопросы 2,5,10,13,19.

Позиция «зритель» - ответы «ДА».на вопросы 4,6,9,12,17.

В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность, по мнению, педагогов и родите­лей.

Необходимо соотнести полученные результаты теста с результатами наблюдения и собеседования с ребенком для получения более достоверной картины и заключения диагностики.

Для решения третьей задачи педагогической диагностики разра­ботан опросник для воспитателей детского сада.

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство...

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк. Этим видам искусства соответствуют отдельные разновидности художественной деятельности. Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает определёнными преимуществами в более прямом, ярком и совершенном отражении каких-то из его сторон, граней, явлений. Изобразительное искусство – одно из самых древних, но оно и вечно молодое. «Изображения» художники создавали многие тысячелетия назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно! Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём, его нужно изучать. Первое, что делают люди, желающие познать интересующий их край, изучают его язык…

Урок ИЗО в 7 классе на тему: «Зрительские умения и их значение для современного человека» (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») Раздел: «Великие темы жизни». Цели: 1. Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. 2. Развивать личностный характер создания и восприятия произведений искусства. 3. Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. 4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Оборудование и материалы: 1. Репродукции картин для тематической беседы и практической работы: Живопись Вермер Делфтский Ян, «Девушка, читающая письмо». . . «Анкор, еще анкор!» - Павел Андреевич Федотов » Брюллов К. П. Последний день Помпеи Рембрандт Возвращение блудного сына ПЛАН УРОКА 1. Беседа о творческом характере зрительского восприятия, его культуре и умении. 2. Постановка художественной задачи. 3. Практическое выполнение задания. 4. Подведение итогов занятия и получение домашнего задания. Ход урока Эпиграфы: К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла. А. Дюрер Искусство не подделывает и не заменяет реальным мир, а объясняет его, расширяет и продолжает. К. Ф. Юон Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 1

…Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее – то, что каждый хотел бы сказать, но не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету, хочет быть лучше, совершеннее. Таков истинный смысл искусства… М. М. Антокольский Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, графика, художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк. Этим видам искусства соответствуют отдельные разновидности художественной деятельности. Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает определёнными преимуществами в более прямом, ярком и совершенном отражении каких-то из его сторон, граней, явлений. Изобразительное искусство – одно из самых древних, но оно и вечно молодое. «Изображения» художники создавали многие тысячелетия назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно! Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нём, его нужно изучать. Первое, что делают люди, желающие познать интересующий их край, изучают его язык… Вот и мы сегодня на уроке поговорим о языке, на котором говорит художникживописец. Изобразить художник может всё: леса – поля, деревья – травы, города – горы, океаны – космос… Это может быть зверь и птица, цветок и солнечный луг, улыбка и слеза человека. Это может быть горе и радость, благородство и подлость, правда и ложь, добро и зло. Это может быть жизнь людей, живущих с нами рядом, людей, давно-давно ушедших, а значит, жизнь сегодняшняя, прошедшая или даже не наступившая. Художник изображает мир таким, каким мы его все видим, и таким, каким видит его только он, одинединственный художник, хотя художников много. Работают они с помощью разных изобразительных техник, и потому мастеров изобразительного искусства различают и называют по-разному. Как? (Скульпторы, графики, архитекторы, живописцы.) Живописцы работают кистями и красками. Оглянемся назад, в далёкие времена, когда слово «техника» обозначало «искусство», «мастерство», зависящее не от машин, компьютеров и хитроумной электроники, а от личного умения мастера-художника, от его умелых рук. Владея той или иной техникой искусства, он знал, как сделать, то есть умел использовать задуманное изображение, а значит, и исполнял его в технике… Техник у художников много, хотя в большинстве своём они работают такими же простыми средствами, как и их прапрадеды (вспомним, что кисточками пользовались и в далёкие доисторические времена). Однако владеть техникой изображения – всего лишь половина работы, которая в искусстве называется творчеством. А творчество возникает лишь тогда, когда художник не только умеете, как сделать, но у него есть что рассказать людям! Есть мысли, но обязательно свои и ни в коем случае не повторение мыслей чужих; есть свои идеи, свои тревоги и радости, однако важные при этом и для всех других людей. И вот когда «что» и «как» (а другими словами – «содержание» и «средства») соединяются неразрывно друг с другом, соединяются в особое слитное единство, благодаря мастерству Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 2

художника и его взволнованному отношению к жизни, это и есть творчество, а в творчестве возникает произведение искусства с его неповторимым содержанием и художественным языком. На уроках ИЗО мы чувствуем и творим как художники, но чаще всего, обращаясь к произведениям искусства, мы – зрители. Быть зрителем – это тоже искусство. Подобное утверждение может показаться на первый взгляд странным. В самом деле, мы привыкли считать творчеством создание картин, сочинение музыки, книг. Но такое, вроде бы лёгкое и чисто пассивное занятие, как созерцание полотен, чтение романов, прослушивание симфоний – можно ли назвать это делом творческого характера? Да, можно. Мало того: есть все основания говорить, что от состояния, уровня, характера зрительского творчества во многом зависит судьба развития всех видов искусства. Ведь тот момент, когда литератор заканчивает книгу, живописец – картину, эти произведения являются, так сказать, фактами личной биографии их создателей. Подлинная жизнь любой работы художника начинается только тогда, когда с ней могут познакомиться читатели, зрители, слушатели, когда возникает общественная оценка произведения. Если эта оценка отрицательная или, ещё хуже, равнодушная, произведение быстро забывается и как бы умирает. Коль скоро работа художника не нашла живого отзвука в душах людей, значит, она была мертворождённой и по справедливости быстро отжила свой мотыльковый век. Итак, создание произведений искусства и их восприятие, понимание, оценка находятся в тесной связи и зависимости. Одно не существует без другого, вместе они образуют единое целое, то, что и зовётся художественной жизнью общества. Время, общество требуют от мастера искусства создания сильных, волнующих, значительных произведений, проникнутых передовыми идеями эпохи; облечённых в яркую и оригинальную художественную форму. Жалок тот художник, который – в силу ли бездарности или приверженности к ущербным, бесплодным методам творчества – не сумел раньше или позже завоевать расположение зрителей. Любые утешения тут бесполезны. Не завоевал – значит, нечем было завоевать… Но достоин сожаления и тот зритель, который готов отмахнуться от произведения только потому, что оно при первом знакомстве показалось ему непонятным, странным, непривычным. Конечно, может быть, что за этой странностью не кроется ровно ничего хорошего, и тогда презрительное равнодушие к плохой, вымученной картине или книге вполне оправданно. Но ведь бывает, и нередко, совсем другое: надо вдуматься в работу художника, понять её оригинальные черты, глубокий замысел, и в итоге зритель будет щедро вознаграждён: перед ним раскроется какая-то неведомая ему раньше грань действительности, новые для него черты духовной жизни современников, окажется, что это произведение способно доставлять и радость познания, и большое эстетическое наслаждение. Вот такое напряжение духовных сил при знакомстве с произведением искусства и есть своего рода творчество. Причём, разумеется, это творческое начало проявляется не только тогда, когда зритель сталкивается с чем-то, что ему не сразу нравится. И в тех случаях, когда произведение захватывает уже в первый момент встречи с ним, идёт большая работа чувства, мысли, фантазии, происходит чудесный, драгоценнейший процесс постижения, который может так обогатить ум и душу человека, сделать их глубже, тоньше, зрелее. Ведь ради этого и существует, собственно, художественное творчество. Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 3

Итак, искусство быть зрителем, как и всякое другое искусство, требует духовного подъёма, полёта мысли, а также известных навыков и познаний. Когда сто с лишним лет тому назад была изобретена фотография, послышались голоса, что искусству живописи пришёл конец, и оно вскоре отомрёт за ненадобностью. В самом деле, ведь даже самый умелый и кропотливый художник не в состоянии дать такого идеально точного воспроизведения натуры, какое мгновенно достигается с помощью фотоаппарата. Но прошли десятилетия. Фотография год от года совершенствовалась, получила такие технические возможности, о которых и не мечтали её первооткрыватели. Более того – со временем фотография выдвинула целую плеяду замечательных мастеров своего дела, которые создавали и создают работы, бесспорно, заслуживающие право оцениваться как произведения настоящего, большого искусства. Однако живопись и поныне существует и развивается как особый и неповторимый вид художественного творчества, не понеся никакого урона от соперничества с фотографией. Скорее, даже живопись выиграла от этого соперничества, ибо для новых поколений стали ещё яснее и очевиднее своеобразные, оригинальные качества и особенности созданий мастеров кисти. Что же показало творческое соревнование двух видов изобразительного искусства – нового и старого? Представим себе, что фотограф и живописец решили запечатлеть один и тот же пейзаж или, скажем, создать изображение одного и того же человека. Фотограф – если он не «холодный ремесленник», а человек с душой и опытом художника – конечно, много и тщательно поработает, прежде чем сделать снимок. Руководствуясь целью достигнуть того или иного определённого впечатления, фотограф-художник выберет наиболее выгодную для задуманной им фотокартины точку зрения съёмки, глубоко продумает характер освещения, границы кадра и т. д. Снимая человека, он постарается «подстеречь» свою модель в наиболее привычной и естественной для неё позе, будет стремиться запечатлеть такое выражение лица, которое позволит понять характер, психологию этого человека. В результате, как мы знаем, фотограф может добиться создания впечатляющих, художественно ценных пейзажей и портретных произведений. Всё это так. Но в основе снимка всегда лежит документально точное, фотомеханическое воспроизведение натуры. Даже самый одарённый и изобретательный фотограф, к каким бы приёмам и ухищрениям он ни прибегал, не может как-то изменить или, тем более, обобщить натуру (то есть не просто скопировать её, а отобрать и раскрыть в широком художественном образе её наиболее характерные черты): этого не позволяет сама природа, техническая основа его профессии. В этом смысле можно сказать, что живопись только начинается там, где фотография кончается. Ибо всякая живопись суть обобщение. Основная разница между работой живописца и фотографа не в том, что для второго из них недостижимо использование свободного движения мазка или, к примеру, предварительная обработка (грунтовка) полотна для придания собой выразительности поверхности картин; не в том, что живописцу его вид искусства позволяет добиться живой трепетности каждого миллиметра изображений, целиком подчиняющегося его творческой воле, вкусам, стилю и т. д. , а фотограф пока что ещё не может преодолеть известной мертвенности, «машинного» холодка фотооптики. Всё это очень важно, но суть дела не в этом. В возможностях фотографии добиться весьма выразительного воссоздания внешнего облика того или иного события, человека, предмета, пейзажа. Но к этому внешнему облику, к единичному факту она полностью прикована. Фотограф не может дать зрителю воображаемую картину, которая вбирает в себя обобщённый опыт сотен и тысяч повседневных наблюдений, не может создать типизированных изображений. Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 4

А задача живописи – не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Порой (причём нередко) бывает так, что изобразительные детали составляют основу рассказа в картине, играют решающую роль в раскрытии её образного замысла. Вот картина голландского художника XVII века Я. Вермеера Делфтского «Девушка с письмом». Сюжетная завязка здесь очень проста, лишена какой бы то ни было остроты и действенности. Читающая девушка кажется застывшей, выражение её лица спокойно и безмятежно, отнюдь не вызывает у зрителя мысли о каких-то душевных волнениях, сложностях, глубоких раздумьях. Вообще, хотя фигура занимает в картине центральное место, она привлекает не больше внимания, чем остальные детали полотна. Зато все эти детали выписаны с предельной осязательностью. Мы со всей полнотой постигаем красоту мягкого ворса красного ковра, нежную прелесть плодов, громоздящихся на тонком металлическом блюде, свежесть струящегося из окна воздуха. Наше зрение словно обостряется при знакомстве с этой картиной, и мы замечаем мельчайшие линии бахромы занавески, тонкие блики тёплого дневного света, который буквально пропитывает всё изображение. Однако весь этот предельно обстоятельный, подробнейший рассказ о деталях предметного мира, окружающего человека, отнюдь не является самоцелью; он обладает глубоким смыслом, связан с определённой философией жизни. Поэзия повседневного, утверждение красоты простых вещей, мирных будней, столь характерные для демократической голландской живописи XVII столетия, нашли в этом полотне Вермера высочайшее и тончайшее выражение. В названной картине детали являются главными «героями» изображения, они значительны сами по себе; показать красоту их облика – значило для художника рассказать о прелести повседневного окружения человека, несущего печать его вкусов, традиций, представления о прекрасном. Но бывает и другое: детали в картине получают как бы иносказательное значение, оказываются «действующими лицами» драматического повествования о жизни человека. Вспомним в этой связи полотно П. Федотова «Анкор, ещё анкор!» (Анкор (encore) – ещё (фр.)). Его сюжет можно изложить буквально в нескольких словах. Дело происходит в каком-то захолустном городке в середине прошлого века, когда в России при Николае I царил жесточайший крепостнический режим. В избе, лежа на скамье, полуодетый офицер забавляется Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 5

тем, что заставляет собачку прыгать через чубук. Вот, собственно, и всё. Впрочем, из названия явствует ещё одна подробность: покрикивая на пса, офицер путает русские слова с французскими. Казалось бы, что можно ожидать от картины, созданной на основе такого незамысловатого сюжета? Бесхитростную бытовую сценку, не более. А ведь перед нами одно из самых глубоких и значительных произведений живописи, рассказавших о тяжком, мрачном николаевском безвременье. Чтобы постигнуть содержание этого рассказа, надо, прежде всего, чутко приглядеться ко всем деталям изображения. Художник показал тесное пространство избы с тяжёло нависающим потолком. Оплывающая свеча еле освещает избу, зловещие тени мечутся по её стенам и углам. Гитара на стере, вещи, разбросанные по столу: бритвенный прибор, посуда, остатки еды в миске – всё это как бы отмечает течение для офицера. Сквозь крохотное оконце виден пустынный зимний пейзаж, освещённый холодным лунным светом. Как видим, весь этот рассказ создан не при помощи драматического действия, развёрнутого описания событий, происшествий. Здесь повествуют детали, рассказывает обстановка, красноречиво говорят изобразительные сопоставления и эффекты. Они ярко и остро воссоздают то ощущение горестного одиночества, на которое обречён офицер. Опустившийся, погрязший в мутной тине жестоких и убогих будней, этот человек потерял всякий вкус к жизни, растрачивая её бессмысленно, глупо, валяясь по целым дням, убивая время на пустые забавы, вроде изображённой игры с собакой. Примечательно ещё одно: Федотов не нашёл необходимым отчётливо показать лицо офицера. В этом не было нужды, это, возможно, оказалось бы излишним подчёркиванием того, что и так ясно. Столь выразительно показанная обстановка, рассказ вещей, деталей дали нам полное, исчерпывающее представление о герое картины. Пусть мы не видим его лица, оно и без того уже ясно нарисовано в нашем воображении: тусклый взгляд, обрюзгшие черты, несущие роковую печать внутренней опустошённости. В этом живописном рассказе с замечательной силой раскрыта трагическая судьба человека в условиях гнусного крепостнического режима, беспощадно коверкавшего и унижавшего человеческие души. Можно было бы назвать великое множество сюжетных картин, в которых рассказ о каком-то определённом действии, событии отступает на второй план сравнительно с повествовательным значением изобразительных деталей – будь то произведения русского мастера начала XIX века А. Венецианова, «К ночи» М. Врубеля, полотна кисти Ж. -Б. Шардена, французского живописца XVIII века, чаще всего изображавшего быт простонародья, и другие. Надо уметь разобраться в содержании тех картин, где почти нет действия, отсутствует многосторонне развитый «литературный» сюжет. Такие картины создавались и создаются очень часто. Искусство быть зрителем – большое и нелёгкое искусство. Для него необходимы терпение и вдумчивость, широкий кругозор, понимание своеобразных законов и особенностей каждого вида и жанра творчества. Оно требует развития не только физического, но и особого, духовного зрения, зрения художественного. Иными словами, для того чтобы в полной мере понять художника, нужно в известном смысле и самому быть художником, человеком творческого восприятия, достойным быть другом, справедливым судьёй и как бы соавтором мастера искусства. Понимание живописи, как и любого иного вида искусства, не приходит само собой: оно венчает долгую, упорную и разностороннюю работу по воспитанию в себе качеств передового зрителя-художника. Но эта работа щедро вознаграждается: чуткого, вдумчивого, понимающего зрителя произведения искусства встречают как равного, Сорокина А. И. учитель ИЗО МБОУ «СОШ №2» г. Меленки Страница 6