Знакомство ребёнка с изобразительным искусством. Эстетические качества у детей мы воспитываем средствами музыки

Жизнь и искусство находятся в тесной связи. Искусство помогает видеть действительность, в свою очередь наблюдения жизни помогают понять произведения искусства. Вот почему в воспитании эстетических чувств у детей наши педагоги широко используют и природные богатства, и произведения искусства.

Стремясь научить детей видеть прекрасное в природе, мы усиливаем их впечатления поэтическими образами литературы, живописи, музыки, скульптуры и других видов искусства.

В течение года воспитатели отмечают каждое необычное явление в природе. Вместе с детьми находят причинную связь этих явлений, отмечают их красоту, учат присматриваться к окружающему.

Наша задача состоит не только в том, чтобы научить ребенка воспринимать красивое, видеть его, чувствовать и понимать, но главным образом в том, чтобы эстетические впечатления вызывали желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным посильным участием в создании этого прекрасного, чтобы чувство прекрасного могло оказать действенное влияние на поведение ребенка, воспитать в нем бережное отношение к природе.

Живописное природное окружение нашего города дает богатейший материал для формирования эстетических эмоций ребенка, воспитания его вкуса и наблюдательности, расширения опыта и знаний. Эти впечатления отражаются в различных видах: в игре, рисовании, драматизации.

Поэтому педагоги с чувством большой ответственности относятся к выбору художественных произведений и продумывают методику ознакомления с ними, чтобы предмет искусства доставлял эстетическое переживание, радость, удовольствие.

Большое значение воспитатели придают знакомству с предметами быта, так как с ними дети ежедневно встречаются дома, в дошкольном учреждении. Благодаря тому, что мы систематически направляем внимание на красоту окружающих нас предметов, ребята учатся бережно относиться к вещам.

Чтобы закрепить накопленные впечатления от целого ряда художественных предметов, мы объединяем их и устраиваем в студии изобразительной деятельности выставки скульптур, художественных предметов быта, хохломских изделий, фарфора и др. Таким выставкам придаем большое значение. Дети приучаются замечать красоту предметов, разглядывать их, сравнивать между собой по форме, цвету, узору. Таким образом развивается внимание и умение выбирать наиболее интересное и красивое.

Знакомство с произведениями искусства оказало большое влияние на изобразительную деятельность детей. Поднялась их общая культура: они стали более внимательны друг к другу, а чувства - тоньше.

При изображении предметов ребята правильно передают их общую форму и мелкие детали, многие характерные особенности.

Выбирая темы для занятий рисованием, лепкой, аппликацией, мы стараемся это делать так, чтобы детям было интересно, весело, чтобы занятия не были оторваны от жизни детей, от полученных ими впечатлений, от их переживаний, опираемся на ранее приобретенные умения и знания, учитываем возможности малышей.

Эстетические качества у детей мы воспитываем средствами музыки.

Она, воздействуя на человека, заставляет волноваться, переживать, восхищаться, грустить. С особой силой, глубиной музыка влияет на ребенка в силу его особой эмоциональности, что позволяет развивать музыкальную восприимчивость и привлекать к практической деятельности: пению, музыкально-ритмическим движениям.

Используя песенный материал, педагоги воспитывают любовь к своей стране, родной природе, организованность, теплое отношение друг к другу, к людям других стран и национальностей.

Многое зависит от отношения самого педагога к данному произведению, от его преподнесения. Яркий, образный, эмоциональный показ песни музыкальным руководителем во многом влияет на последующее успешное исполнение ее детьми.

Обучение детей навыкам правильного пения, слушания музыки и движениям под музыку проводится при организации любых режимных моментов. Совместное планирование работы педагога и музыкального руководителя способствует широкому использованию музыки в повседневной жизни. Большое внимание мы уделяем сочетанию словесного пояснения с непосредственным исполнением. Мы знаем, что слово помогает ребенку осознать содержание, а музыка, воздействуя на чувства, в свою очередь вызывает определенные мысли.

Уметь увлечь слушателей, вызвать ответные переживания - это искусство, которым уже способны в известной мере овладеть дети дошкольного возраста.

Чтение литературных произведений развивает и обогащает ум, делает его более восприимчивым к красоте, помогает глубже познавать действительность, эмоционально развивает человека. Поэтому большое внимание в своей работе уделяем художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Мы стремимся сделать жизнь детей полной, интересной, содержательной. Этому во многом способствуют сказки, рассказы, стихи, которые дети слушают или заучивают наизусть, выразительно читают.

Яркие художественные образы, эмоционально воздействующие на ребенка, помогающие понять окружающее, воспитывающие вкус к художественному слову, играют неоценимую роль в эстетическом воспитании.

Большое значение в эстетическом воспитании имеет окружающая ребенка обстановка. Поэтому наш коллектив старается создать уют не только внутри помещений, но и на территории Центра.

Первое, чему коллектив уделяет внимание, - это постоянные чистота и порядок. Групповые и спальные комнаты нашего дошкольного учреждения оформлены в современном стиле. Мы стремимся, чтобы в помещениях нашего Центра преобладали светлые, спокойные тона, способствующие психоэмоциональному благополучию детей.

Важным направлением мы считаем воспитание культуры поведения. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность, жизнерадостность.

В содержании культуры поведения дошкольников выделяем следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществляя формирование этих навыков, мы добиваемся, чтобы ребята кушали с удовольствием, аппетитом и опрятно. Большую помощь в этом нам оказывает специально оборудованное помещение для приема пищи - столовая. Веселый поваренок, расположенный на стене столовой, дает возможность ребятам оценить вкусовые качества пищи и сделать определенные выводы поварам. Столовая помогает нам не только прививать детям культуру еды, но воспитывает у них и навыки культурного поведения в общественных местах.

Воспитывая у детей привычку следить за своим внешним видом, проводя беседы с родителями об удобной, простой одежде, мы не меньше требований предъявляем к внешнему виду педагогов и всего обслуживающего персонала.

Таким образом, эстетическое воспитание в нашем дошкольном учреждении мы осуществляем под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я столкнулся с проблемой введения их в мир жанров и видов изобразительного искусства. Современных «компьютеризированных» детей сложно удивить, поэтому возникла острая необходимость в создании презентации, которая помогла бы увлечь, заинтересовать данной темой, предоставить доступный, для понимания визуальный ряд. В процессе объяснения учащиеся открывают для себя удивительно разнообразный мир искусства, вот почему подбор образцов и репродукций для презентации особенно важен.

У каждого педагога сформировано своё видение мира, которое он транслирует ученикам, школьники интегрируют разные представления о мире, и на их основе формируют своё видение. Но для того чтобы ученики смогли сформировать собственную систему ценностей преподавателю нужно спроектировать условия, предоставляющие возможности выбора, осмысленных поступков и решений, нравственного выбора в проблемных ситуациях. Использование презентации в практической педагогической деятельности поможет учителю наполнить социализацию школьников культурным смыслом, обеспечить трансформацию культурных ценностей, познавательную мотивацию, в изучении изобразительного искусства. Прежде чем говорить об искусстве, изначально необходимо объяснить понятие «культура».

Культура (от лат. cultura , от глагола colo , colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание)

Трактовок определения много, однако, обратить внимание стоит, что для детей младшего школьного возраста многие из них будут не понятны. Поэтому достаточно объяснить, что

«Культура» – это то, что создано руками, умом человека.

Особое место в культуре занимает искусство. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно-ориентационной, созидательной. Л.С Выготский, пишет о том, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.

Изобразительное искусство в начальной школе нацелено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, эмоционального оценивания, способности к познанию мира через чувства и эмоции. В соответствии с Федеральным Государственным

Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:

Восприятие интереса к изобразительному искусству – обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле – развитие нравственных чувств – уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать младшему школьнику мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.

Начнем с определения понятия.

Слайд 2-й Изобразительное искусство это один из наиболее крупных разделов искусства.

Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры

В своей презентации рассмотрим лишь основные виды и жанры.

Слайд 3 Изобразительное искусство делится на виды и на жанры. Классифицируют их по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

скульптура
живопись
графика
фотоискусство
декоративно-прикладное искусство

Слайд 4 Жанры изобразительного искусства. Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения; исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.) Рассмотрим лишь самые основные жанры:

Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Жанровая композиция
Декоративно-прикладная композиция

Слайд 5 Портрет – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности."На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека". Портрет можно поделить на «поджанры» Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
Исторический портрет – изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.
Посмертный (ретроспективный) портрет – сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина – портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.
Портрет-прогулка – изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет – человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
Автопортрет – принято выделять в отдельный поджанр.
Религиозный портрет древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

По характеру изображения

Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный – обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.

Слайд 6 Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.

Слайд 7 Натюрморт – (Мёртвая природа) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в XV-XVI веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.

Слайд 8 Жанровая композиция является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.

Слайд 9

Виды изобразительного искусства и их взаимодействие с жанрами. Тут стоит особо обратить внимание на взаимосвязь видов и жанров, поскольку каждый из вышеперечисленных основных жанров может быть реализован и в скульптуре, и в живописи, и в графике, и в любом другом виде изобразительного искусства.

Слайд 10

Скульптура (лат.sculptura , от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов – в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Основано на принципе объёмного, физически трехмерного изображения.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слайд 11

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей

Слайд 12

Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Слайд 13

Фотоискусство искусство создания художественной фотографии. То есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Это один из новых, «молодых» видов современного изобразительного искусства.

Слайд 14

Декоративно -прикладное искусство (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства , который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Слайд 15

Скульптура. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае – барельеф, во втором – горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка – искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или скульптура в тесном смысле – искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Слайд 16 Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных).

Слайды 17, 18, 19, 20 В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может быть исполнена масляными красками, темперой, акриловыми красками и акварелью.

Слайды 21, 22, 23 Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях – два. Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, – «воздух белого листа»). В графике может использоваться большое число цветов (при создании некоторых гравюр может использоваться более десятка печатных форм, каждая из которых «добавляет» свой цвет).

Слайды 24, 25 Особое место Фотографии в художественной культуре определяется тем, что оно стало первым в истории «техническим» искусством, которое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Как и на рубеже 19–20 вв., современная художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. Современные фотохудожники изменяя масштабы и фактуры до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства, или следуют более традиционным направлениям и жанрам.

Слайды 26, 27 Декоративно-прикладное искусство – собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Хотелось бы, чтобы первичное знакомство с видами искусства запомнилось и явилось сильным мотивационным стимулом для их дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 3. Лшия//Искусство в школе. – 2001. №2. – С.26.
  2. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 6. Роза//Искусство в школе. – 2001. – МЗ. – С.57
  3. Парнах М. Уроки изобразительного искусства. Урок 10. Летящая птичка//Искусство в школе. – 2001. – №4. – С. 42.
  4. Журналы «Юный художник» 2000 – 2012 года
  5. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 1 – М. Советский художник, 1981.
  6. М.К. Прете, А. Капальдо , «Творчество и выражение» (курс художественного воспитания) часть 2 – М. Советский художник, 1981.
  7. Григорьева Г.Г. , Игровые приемы и обучение детей изобразительной деятельности. – М: Просвещение, 1995.

В одной из предыдущих статей мы демонстрировали нашим малышам, как цвет влияет на эмоции человека, и учились передавать собственное внутреннее состояние с помощью красок. В стране Рисовании волшебной палочкой является не только кисточка, но и карандаш. Попросите малыша вспомнить, как он изображал настроение с помощью цвета. Спросите его мнение, можно ли передать эмоции, используя простой […]

В предыдущей статье мы знакомили наших ребятишек с глухими и звонкими цветами, в этой – раскроем секрет теплых и холодных тонов. Покажите ребенку баночки с красной, желтой, оранжевой, синей, голубой и фиолетовой краской. Спросите его, какие цвета кажутся ему теплыми, согревающими, а какие – холодными, обволакивающими ощущением мороза. Можно сформулировать и по-другому: «Какие цвета бы […]

Вот и пришло время продолжить тему животных в творчестве. В первой части вы познакомились с идеями создания зверей из бумаги, пластилина, шерсти и соленого теста. В этой статье вас ждут не менее интересные практические приемы и другие полезные рекомендации. Итак, переходим к делу! ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В детстве вы наверняка мастерили ежиков из шишек, лошадок из […]

Акварельные краски знакомы нам с детства. Считаю, что это лучший живописный материал для детского творчества. Во-первых, они доступны по цене, просты в обращении, хорошо смываются с рук и одежды, безопасны для здоровья и подходят даже самым маленьким художникам. Во-вторых, они обладают огромными изобразительными возможностями, разумеется, при правильном использовании. Я поделюсь с вами опытом и идеями, […]

Как вы думаете, можно ли одновременно развлечь, развить ребенка и при этом способствовать его эмоциональному комфорту и хорошему настроению? Есть такой способ! Это – пальчиковый театр! Мама начинает игры с ручками ребенка сразу после его рождения. Традиция передает ей инструменты взаимодействия с малышом. И, часто не задумываясь, она делает массаж рефлектоных зон с Сорокой – […]

В предыдущей статье мы помогали нашим юным художникам увидеть и прочувствовать все богатство оттенков прекрасного окружающего нас мира. Сегодня мы дадим им возможность познакомиться с так называемыми звонкими и глухими красками и их особенностями. Герцогиня умиротворения Спросите ребенка, какие цвета ему кажутся веселыми, энергичными, звонкими? Бывают моменты, когда устаешь радоваться и хочется умиротворения. Задайте ему […]

Не секрет, что у большинства детей есть любимые игрушки – животные. У одного это плюшевые мишки и собачки, у другого – резиновые лошадки, а кто-то собирает коллекционные фигурки. Но зачастую еще с большим удовольствием дети играют животными, созданными своими руками. Мастерить зверей можно из любых материалов. С ними можно придумать множество игр, творческих и развивающих […]

Многие мамы рано или поздно задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Как филолог, мама и воспитатель детского сада могу сказать одно: нужно играть – с книгами, по их темам и сюжетам, а также создавать свои произведения! Тогда это станет хорошей привычкой, частью жизни ребенка. Он будет ждать вечернего укладывания спать, чтобы услышать […]

Первое знакомство ребёнка с искусством

Малые жанры фольклора в детском чтении

Прибаутки и небылицы
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. В повседневной жизни общение с ребёнком часто сопровождается прибаутками. Это небольшие весёлые произведения или высказывания, нередко в стихотворной форме. Так же, как многие другие малые фольклорные жанры (например, считалки), прибаутки сопутствуют играм, но могут существовать и как самостоятельное явление. Часто прибаутки имеют диалогическую форму, что так же подчёркивает их близость к живой разговорной речи. Как правило, они описывают короткую забавную ситуацию, насыщенную действиями. В целом прибаутки развивают у ребёнка творческое воображение и, вовлекая его в словесную игру с быстрой сменой событий, учат его мыслить быстро и образно. Как и потешки для самых маленьких, прибаутки изобилуют повторами и аллитерациями, обращая внимание ребёнка на красоту звучания родной речи. Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций. Оксюморон активно используется и в авторской детской поэзии, например, в парадоксально-игровых стихах Д.Хармса.

Считалки и загадки
Подрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Одна из самых живых и подвижных фольклорных форм, считалка легко допускает импровизацию и отвечает стремлению ребёнка к словотворчеству. Кроме того, считалки развивают чувство ритма - ведь именно ритм организует художественное пространство считалки: отсюда параллелизм в структуре предложений, динамичные фразы и яркая концовка. Специалисты считают, что такая форма отражает психологические особенности ребёнка, соответствует его восприятию действительности. Новым способом освоения мира становятся загадки - краткие иносказательные описания предметов или явлений. Загадка представляет собой вопрос, на который ребёнку предстоит ответить, и вряд ли что-то так стимулирует мыслительную активность маленького человека, как это небольшое произведение словесного искусства. В основе загадки лежит один из самых выразительных художественных приёмов - метафора. Загаданный предмет не называется впрямую, указываются лишь его признаки, причём в опоэтизированной форме: "Сидит девица в темнице, коса - на улице". Разгадывая загадку, ребёнок открывает для себя новые свойства знакомых предметов, учится сопоставлять предметы и явления между собой, находить сходства и различия между ними. Таким образом он упорядочивает свои знания о мире. Иногда загадка строится на метонимии: предлагается угадать целое по названной части или предмет по его функции. Как и другие малые жанры фольклора, по форме загадка представляет собой ритмически организованное, а иногда и рифмованное высказывание.

Пословицы и поговорки
В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Что посеешь, то и пожнёшь" и т.д. В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни. С помощью пословиц пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно юным слушателям. По сравнению с другими малыми жанрами фольклора, пословицы лишены игрового начала, зато на первый план выходит начало дидактическое. Пословица - открытое наставление, часто она напрямую обращается к человеку, отсюда глагольные формы повелительного наклонения: "Береги платье снову, а честь - смолоду". Кроме того, для пословицы характерна двухчастная композиция, в основе которой лежит сопоставление или противопоставление, и ритмически организованная форма.

Поговорки близки к пословицам, это меткие образные выражения, отражающие какое-либо жизненное явление. Однако в отличие от пословиц, они лишены обобщающего поучительного смысла и по форме представляют собой как бы отсечённую первую часть пословицы: "Седьмая вода на киселе", "Положить зубы на полку".

В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.

Как важно с ранних лет знакомить ребенка с искусством. Это позволяет формировать эстетические чувства, положительные эмоции, развивает у ребенка стремление к красоте и идеалу.

При знакомстве детей с произведением искусства желательно оставлять, например, картины на стене в течение продолжительного времени, чтобы ребенок мог самостоятельно общаться с ними, делиться впечатлениями с родителями, сверстниками. Это позволяет детям расширить свое общение. По возможности при рассматривании картин вместе с детьми использовать специально подобранную к ним музыку. Знакомя детей с произведениями искусства, следует учитывать возраст, своевременность, готовность ребенка к восприятию, информационную нагрузку. В этом продукте заложена идея, требующая эстетического восприятия.

В старшем дошкольном возрасте дети в своем поведении стремятся подражать взрослым, сверстникам; это стремление относится к тем, кого они любят, в ком они видят идеал. А идеалами их могут стать персонажи из кино и мультфильмов. Поэтому так важно знакомить детей с поэзией, музыкой, живописью, литературными произведениями, способствующими развитию у ребенка стремления к красоте, идеалу, формированию положительных эмоций.

Искусство формирует эстетические чувства, их воспитание выстраивается в определенной взаимосвязи, в системе эстетической теории. Центральной категорией в этой системе является категория прекрасного, которая также воспринимается как синоним эстетического, так как эстетика есть не что иное, как учение о прекрасном. Понятие прекрасного близко к понятию красоты, но если красота рассматривает и оценивает внешние формы и проявления предмета, то понятие прекрасного гораздо шире. Оно охватывает не только внешние формы, но и их внутреннее содержание, раскрывая сущность предметов и явлений, определяя закономерности связей. Понятие прекрасного является для ребенка достаточно сложным, и в этой категории он чисто интуитивно определяет, что ложно, а что истинно.

В дошкольном возрасте дети очень легко воспринимают красоту человека, предмета, порой в оценке красивого ориентируются на взрослых или на сверстников. Ребенок в своем воображении видит истинный образ предмета, и порой уже поломанного игрушечного зайчика он преданно любит; и взрослым не удается убедить его в том, что новая игрушка красивее и лучше. Для ребенка красива та, которой он подарил свои мысли, чувства, любовь. Такая эстетическая категория, как трагическое, хорошо воспринимается ребенком в сказках, при чтении которых он активно сопереживает главному герою. С этой категорией он знакомится в спектаклях, при прослушивании музыкальных произведений, в живописи. Эта категория отражает самые глубины внутреннего мира маленького человека, затрагивая потаенные духовные струнки в его душе, поднимая вопросы нравственных ценностей.

Еще одна из основных эстетических категорий, с которой ребенок знакомится в дошкольном возрасте, – это комическое. Всё, что нелепо, неуместно в каких-то определенных ситуациях, вызывает у ребенка смех. Всё, что связанно с цирком, народными шутками, с инсценировкой детских кукольных спектаклей, знакомит ребенка с этой категорией эстетического. Чем раньше осуществится знакомство ребенка с искусством, тем благодатнее это скажется на развитии личности ребенка. Взрослым необходимо знать, что искусство и жизнь человека неразделимы. Зная прекрасное, надо и в жизни сеять зерна этого прекрасного; зная истину, нужно ориентироваться на эту истину каждое мгновение своей жизни и ребенка учить тому