Основатель музея изящных искусств. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С

История музея


В 2012 году Государственный музей А.С. Пушкина отметил свое 55-летие. Правительственный указ о создании в Москве Государственного музея А.С. Пушкина был подписан 5 октября 1957 года. Возникший в составе Государственного Литературного музея и получивший наконец самостоятельность, московский музей А.С. Пушкина за удивительно короткий срок (3, 5 года) подготовил к открытию свою первую экспозицию, открывшуюся ко дню рождения поэта, 6 июня 1961 года.

В этой замечательной экспозиции была представлена новая пушкинская коллекция, собранная к тому времени сотрудниками музея. Она составила основу московской пушкинианы. Музей сразу же стал необыкновенно популярным. Посетителей притягивало многое - и возможность познакомиться с материалами о жизни и творчестве Пушкина в красивых и уютных залах, и радость общения с выдающимися деятелями культуры.

Создание музея - всегда дело рук энтузиастов, подвижников. И наш музей возник тоже благодаря удивительным людям, которых вдохновил гений Пушкина. Вот имена некоторых из них: Н.В. Баранская, Е.В. Муза, С.Т. Овчинникова, Н.С. Нечаева, Е.В. Павлова, Г.Д. Кропивницкая, Н.М. Волович, И.К. Эткин, М.И. Кострова, Ф.Е. Вишневский, А.С. Фрумкина, Л.И. Вуич, А.С. Тишечкина, Н.Г. Винокур, В.В. Гольдберг. И, конечно же, особо следует отметить имя человека, который стал во главе группы специалистов и энтузиастов и положил начало великой истории московского пушкинского дома. Это - Александр Зиновьевич Крейн, основатель и первый директор музея, посвятивший своему детищу всю жизнь, легендарный человек, интеллектуал, собиратель, автор многочисленных публикаций, книг, рассказывающих об истории музея.

С первых дней работы музей, который начинался практически без единого экспоната, стал получать многочисленные дары, связанные с именем Пушкина - портреты, книги, рукописи, гравюры, фарфор, мебель. В состав музейной коллекции за короткий срок вошли дары, ставшие сегодня национальными пушкинскими реликвиями. Среди них - миниатюрный портрет Пушкина-ребенка (дар артиста B.C. Якута), акварельный портрет П.Ф. Соколова «М.Н. Волконская с сыном» (дар В.Н. Звегинцова через И.С. Зильберштейна), шкатулка медикаментов, с которой доктор Н.Ф. Арендт приезжал к умирающему Пушкину (дар правнука врача А.А. Арендта). Со временем в музей стали приходить и уже сложившиеся частные собрания - например, такие бесценные коллекции, как библиотека русской поэзии, собранная И.Н. Розановым, коллекция книг и предметов прикладного искусства П.В. Губара, коллекция гравюр Я.Г. Зака.

Одним из главных направлений развития музея в 1970 - 1980-х годах стала работа по музеефикации пушкинских мест. В 1986 году открылся филиал ГМП - «Квартира А.С. Пушкина на Арбате». Сотрудниками музея была разработаны экспозиции в доме Вульфов в Бернове Тверской области, куда Пушкин не раз приезжал навестить своих друзей, и в имении князей Вяземских Остафьево Московской области, где бывали Пушкин, Карамзин, Жуковский, Гоголь. Возрожденное усилиями нашего музея в самом начале 1990-х годов как филиал ГМП, теперь Остафьево превратилось в самостоятельный музей федерального значения.

В это же время в музее создается новый филиал, казалось бы мало связанный с пушкинской тематикой - квартира Андрея Белого на Арбате, 55. Важную роль в создании нового филиала сыграли два фактора: территориальная близость - соседство с пушкинским мемориалом на Арбате, и коллекции XX века ГМП. На примере творчества одного из самых ярких представителей поэзии и литературы «серебряного века» Андрея Белого музей раскрывает тему продолжения пушкинской традиции.

В 1999-ом, в юбилейный пушкинский год, музею был передан дом № 36 на Старой Басманной улице в районе Немецкой слободы, где прошли первые детские годы поэта. В этом доме жил «парнасский отец» поэта, его дядюшка Василий Львович Пушкин - знаменитый стихотворец начала XIX века. Сегодня домик В.Л. Пушкина, где неоднократно бывал и сам Александр Сергеевич, находится на реставрации. Планируется, что здесь, в филиале ГМП, разместится экспозиция, которая расскажет о творчестве и жизни В.Л. Пушкина и передаст образ Москвы пушкинского детства.

Особую роль в истории музея сыграли подготовка и проведение 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина. К этому времени все более остро осознавалась необходимость капитального ремонта основных зданий усадьбы на Пречистенке, реставрации музейных коллекций. Инициатива ГМП получила действенную поддержку правительства Москвы. В августе 1995 года мэр Москвы Ю.М. Лужков посетил музей, который к тому времени был закрыт из-за серьезных аварий и полной изношенности инженерных коммуникаций. Он принял решение о капитальной реконструкции зданий и строительстве нового фондохранилища.

Авторский коллектив архитекторов создал проект реконструкции и реставрации усадьбы, и в 1996 году «Моспромстрой» начал грандиозные реставрационные и строительные работы. За короткий период были капитально отреставрированы главный деревянный дом усадьбы и служебный флигель XVIII века, заменены все инженерно-технические коммуникации, построена подземная часть музея, где расположилась рекреационная зона для посетителей (гардероб, буфет, сувенирный и книжные киоски). Усадебный двор получил остекленное перекрытие, объединившее в единое целое отдельные строения усадьбы.

1 декабря 1997 года, в торжественный день открытия первой очереди музея, который стал первым московским событием в преддверии юбилея А.С. Пушкина, произошло второе рождение музея. В результате реконструкции музей, расположенный в старинной дворянской усадьбе, превратился в многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Кроме экспозиций для посетителей открылись выставочные, концертный и конференц-залы, библиотека и читальный зал, детские игровые комнаты. Среди отреставрированных усадебных построек были и белокаменные палаты XVII века, выходящие на Чертольский переулок, и садовый павильон, где ныне открыт ресторан «Онегин».

За небольшой период времени в обновленном музее была проведена огромная работа. Создана система новых постоянных экспозиций: «Пушкин и его эпоха» (парадная анфилада главного усадебного дома), интерпретирующая биографию и творческий путь поэта в контексте культуры, литературы, истории, искусства пушкинской эпохи; «История усадьбы Хрущевых-Селезневых. История ГМП» (цокольный этаж); экспозиция детских игровых комнат «Сказки Пушкина» (флигель в усадебном дворе), рассчитанных на работу с детьми. Художественное решение новых постоянных экспозиций на Пречистенке и Арбате принадлежало авторскому коллективу во главе с легендарным в музейном сообществе художником Евгением Абрамовичем Розенблюмом. Торжественное открытие после реставрации «Мемориальной квартиры А.С. Пушкина на Арбате» с постоянной экспозицией, рассказывающей в жизни Пушкина в Москве, состоялось 18 февраля 1999 года.

200-летие Пушкина стало торжеством не только русской, но и европейской культуры. Государственный музей А.С. Пушкина осуществил ряд значительных выставочных проектов. - выставка «Пушкин в гостях у Бальзака», развернутая в 1997 году в Париже, продолжилась в 1998 году экспозицией «Бальзак. Денди и творец» в выставочных залах нашего музея; выставка «Пушкин. Мицкевич. Два взгляда», экспонируемая в 1998 году в Варшаве, стала доступной для москвичей в мае того же года; «Пушкин и Гете»; «Пушкин и Гейне»; «Пушкин и Греция»; «Пушкин и восточная культура». В рамках юбилея были реализованы масштабные и значимые научно-просветительские, издательские, концертные программы.

В ходе подготовки к юбилею А.С. Пушкина была реализована грандиозная программа реставрации музейных коллекций. Были отреставрированы, а по существу введены в культурный оборот многочисленные предметы живописи, графики, бронзы, фарфора, экспонируемые ныне на постоянных экспозициях, выставках.

А в октябре 2007 года московский пушкинский музей отметил свое 50-летие. К этой дате были подготовлены весьма интересные и крупные выставочные проекты («Дары и дарители», «Русский поединок» и др.) и два очень важных юбилейных издания: альбом-каталог «Дары и дарители» и альбом-хроника «Московский Дом Пушкина. 1957 - 2007». На торжественном собрании, проходившем 5 октября, музей получил немало ценнейших подарков от частных лиц, министерств, ведомств, крупных корпораций, от других музеев. В 2008 году, как зримый итог собирательской деятельности последних лет, на Пречистенке с успехом прошла выставка новых поступлений в музейную коллекцию «Понемногу сокровища растут», один из залов которой заполнили юбилейные дары. Мы уверены, что дары будут поступать в музей и в дальнейшем, а музей будет навечно вписывать благородные имена дарителей в свою историю, историю нашей великой культуры России.

ГМИИ имени Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III») - один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Является памятником архитектуры рубежа XIX-XX веков.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З.А.Волконской и академиком С.П.Шевыревым (1831), профессором К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.


Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо?льшую часть денег на строительство музея пожертвовал великий русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И.Рерберг - первый заместитель руководителя проекта и В.Г.Шухов - автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды.


Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.


В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств . В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.


В период 1949-1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свернута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.


С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».


###Страница 2

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.


Первоначально коллекция была сформирована И.В.Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.


В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д.И.Щукина), собрания Г.А.Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в Музей поступают картины, а в ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.

В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.

После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ .


В 1948 г. был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX - начала XX веков (около 300 картин и свыше 60 скульптур).


В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»


В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.


Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.


Здание построено в начале XX века на месте Колымажного двора специально для Музея изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете.

Идея создания художественно-образовательного и общедоступного музея принадлежала профессору Московского университета и директору Румянцевского музея И.В. Цветаеву. Новый музей должен был представлять собой наглядное пособие для изучения архитектуры, скульптуры и прочих искусств Европы и Востока.

В 1896 г. был назначен конкурс на здание музея. По условиям конкурса, здание должно было быть построено в стиле античного храма или дома эпохи Возрождения. Заказ на строительство получил молодой архитектор .

Музей строился по последнему слову инженерной мысли. Стеклянная крыша обеспечивала достаточно освещения в залах второго этажа. Здание было оборудовано электричеством и системой вентиляции.

Внутренняя структура Музея полностью отвечала задачам, которые возлагали на него создатели. Анфилада второго этажа демонстрировала древнегреческую скульптуру, развитие античного искусства. Остальные залы были отданы экспонатам Древнего Египта, Ассирии, эпохи Итальянского и Северного Возрождения. В Музее действовала библиотека, для лекций была предусмотрена аудитория с отдельным входом из Колымажного переулка.

В Музее были собраны копии и слепки, выполненные в лучших мастерских Европы с известных оригиналов, полностью сохраняя их масштаб. Жемчужиной музейного собрания стала коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства В.С. Голенищева.

К строительству и оформлению Музея были привлечены выдающиеся художники и дизайнеры начала XX в.: П.В. Жуковский, А.Я. Головин, И.И. Нивинский, К.П. Степанов. За строительством наблюдал инженер .

Музей строился на личные пожертвования меценатов. Среди них члены царской фамилии, Морозовы, Юсуповы, Поляковы, Солдатенковы и др. Экспонаты также приобретались на деньги жертвователей. Однако главным дарителем на протяжении всех лет строительства был крупный промышленник и благотворитель Ю. Нечаев-Мальцев.

Музей был открыт в 1912 г. Его директором стал И.В. Цветаев. С первых дней работы Музея была развернута экскурсионная и лекционная программы. Эта традиция сохраняется и сегодня.

После Октябрьской революции 1917 г. имя императора Александра III убрали из названия. В 1923 г. сюда было решено поместить коллекции западной живописи из Румянцевского музея и частных коллекций. Музей был перепланирован, с сохранением внутренней структуры помещений и части постоянной экспозиции, собранной Цветаевым.

В 1937 году музею было присвоено имя А.С. Пушкина.

Сейчас это главное здание комплекса Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

(1961–2013)

Лошак Марина Девовна (2013–н.вр.)

И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцев (1912)

Предистория .

Кабинет изящных искусств Московского университета

(Первый университетский Музей античной скульптуры в гипсовых слепках был основан в 1820 г. в Бонне проф. Ф. Велькером)

Первую коллекцию из нескольких тысяч золотых, серебряных, оловянных, медных и свинцовых монет Московский университет получил в дар от промышленника П.Г.Демидова в 1806 г.

В 1831 г. в издаваемом Н.И. Надеждиным журнале «Телескоп» (№11) был опубликован проект «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете», авторами которого были княгиня З.А. Волконская и профессор Московского университета С.П. Шевырёв . В соответствии с планами основателей музей «должен содержать полное собрание гипсовых слепков, а по возможности и мраморных копий, с лучших и замечательнейших произведений ваяния древнего, и среднего и нового, копии с отличных картин разных школ классической живописи и, наконец, моделей со всех главнейших памятников архитектуры, древностью и Средними веками потомству завещанных», «чтобы прогулка по галерее статуй живо олицетворяла для нас историю ваяний от начала до наших времен». При музее предполагалась библиотека, в которой должны были находиться лучшие руководства к изучению истории искусств и древностей.

З.А. Волконская писала: «Желая разделить со своими соотечественниками впечатления прекрасной родины искусства, я принимаю на себя обязанность надзирать за приготовлением оных слепков и моделей. Будучи знакома с известными европейскими художниками, … с лучшими знатоками искусства, с артистами русскими, при общем их руководстве, я надеюсь, что копии будут отличаться желанной точностью, а слепки живо представлять оригиналы. Знакомства же мои в Риме дают мне возможность иметь все за такую цену, какая берется только с самих художников, а не с частных лиц».

Предполагая, что Московский университет не имеет возможности отвести для этой цели отдельного здания, княгиня предлагает «положиться на щедрость вельмож, известных своей любовью к искусству».

К сожалению, Cовет Московского университета дал решительный отказ на представление княгини. Проект осуществлён не был.

В 1848 г. университет вернулся к этой идее, но средств не хватило. Проект не был воплощён в жизнь.

Но трудами профессоров университета, благодаря частным пожертвованиям, коллекции пополнялись. Музей сначала составлялся по образцу немецких университетских музеев, – собирались произведения только греческого и римского искусства.

В 1850-х гг . проф. П.М. Леонтьев приобрел несколько бюстов и статуй в гипсовых отливах из Санкт-Петербургской академии художеств, внеся в Московский университет известнейшие изваяния Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, Дианы Версальской, Аполлона Мусагета, Венеры Таврической и ряд бюстов знаменитых людей Греции и Рима.

В конце следующего десятилетия на дальнейшее устройство этого собрания поступило денежное назначение от известного литературоведа В.П. Боткина, и в 1882 г. проф. К.К. Гёрц купил на эти средства за границей более 20 статуй и некоторые рельефы по античным образцам. Но главным его увлечением были греческие расписные вазы, которые он собирал на небольшие средства университета.

Таким образом, к приходу И.В. Цветаева в университетском Кабинете изящных искусств накопилось несколько десятков гипсовых отливов с памятников скульптуры греческого и римского производства, значительное собрание монет и небольшое число греческих расписных ваз и мелких древностей. Находились коллекции с 1826 г. в двух комнатах старого больничного корпуса на Большой Никитской.

И вот такой кабинет И.В. Цветаев решил превратить в настоящий музей, построив для него отдельное здание на общественные средства. Он обратился в Совет историко-филологического факультета назначить «комиссию для осуществления плана систематического пополнения» этого кабинета.

В 1893 г. он писал: «Музей предлагается составить из:

I Отделения архитектуры;

II Отделения скульптуры;

III Отделения живописи;

IV Нумизматического кабинета и отделения древних ваз и мелких древностей;

V Библиотеки по всем отраслям искусства;

VI Аудиторий для лекций по истории искусства».

Совершенно новое направление это дело получило в 1895 г., когда некая В.А. Алексеева, выделила в своём завещании на обустройство музея 150 тыс. рублей, и выразила желание о присвоении ему «августейшего имени за месяц перед сим почившего императора Александра III». На совещании у великого князя Сергея Александровича решено было расширить программу музея, с одной стороны, введя произведения Древнего Египта и Халдео-Ассирии и с другой, – искусство христианское, хотя бы сначала в отделе одной только скульптуры.

Соответственно этому пришлось переработать и план нового здания музея. Вместо Музея античного искусства приняли решение обустраивать общий Музей изящных искусств, не ограничивая себя лишь Элладой и Римом. Таким образом, появились в плане Музея новые залы, в т.ч. залы для начальной поры христианства, для Средних веков и для эпохи Возрождения наук и искусств в Западной Европе.

« По моему убеждению, учреждение, называющее себя Музеем изящных искусств, не может исключать ни одной ветви искусства: ни живописи, ни архитектуры. Я бы приготовил несколько запасных зал, где после могут найти себе место и произведения искусств, которые вы теперь напрасно от себя отстраняете».

(Великий князь Сергей Александрович )

«В день открытия Музея изящных искусств - памятниками скульптуры восточной, мира классического и христианского были заняты 22 больших зала, 2 кабинета и 2 дворика - количество, до сих пор небывалое в России»

(И.В. Цветаев )

Pro et Contra

«Наш Музей обязан Павлу Михайловичу Третьякову половиной скульптур, приобретенных в Риме. В 1893 г. я просил о помощи нашему предприятию и он тогда, в форме простой, милой, без ломания и нравоучений сделал этот дар, сказавши что много дать он не может, имея нравственные обязательства перед другими художественными учреждениями»

(И.В. Цветаев)

«Получил письмо от сына Г.А. Захарьина, он и мать охотно исполнят просьбу относительно приношения музею всех скульптур Парфенона. Этот дар будет стоить 6000 рублей и заполнит собою целый зал. Мать и старшая дочь А.Г. Подгорецкая стали просить принять стоимость скульптур эпохи Возрождения с Микеланджело в центре. На эти средства были приобретены копии Луки и Андреа дела Робиа, Донателло, Микеланджело».

(И.В. Цветаев)

Монтаж экспоната ("Фарнезский бык")

«Чтобы получить целый угол Парфенона, крыльцо храма Эрехтейона и памятник Лисикрата из Ecole des Beaux Arts в Париже, кроме денег понадобилось дипломатическое посредничество нашего посла во Франции, недавно скончавшегося А.И. Нелидова, который, будучи сам увлеченным археологом-коллекционером, к намерению комитета приобрести эти памятники, до тех пор не имевшие себе парных экземпляров нигде, отнесся с живейшим участием и повел немедленно официальную переписку. Царство ему небесное за эту любовь им к нашему делу искренно проявленную!»

(И.В. Цветаев)

«Славнейшему из ваятелей всего мира Фидию и его школе у нас посвящен особый, обширный зал, так называемый зал Парфенона (VI). Это помещение, вызывающее своими размерами, археологическим убранством и выставленными здесь памятниками громко выражаемое одобрение также и со стороны ученых иностранцев, наши работы посещавших, особенно дорого для нас тем, что сооружено оно на средства их императорских высочеств, великих князей Сергей Александровича и Павла Александровича. Наполнение его памятниками, собранными в Англии, Франции и Германии, принадлежит безвременно скончавшемуся сыну покойного профессора Г.А. Захарьина, Сергею Григорьевичу, и многолетнему, исключительно щедрому пособнику нашего музея Ю.С. Нечаеву-Мальцеву».

(И.В. Цветаев)

«Через небольшой переход (XV) мы вступаем в век блистательного и жизнерадостного итальянского Возрождения XV в. с его корифеями в скульптурном искусстве Якоппо делла-Квеоча Гиберти, Донателло, Лукою и Андреем делла-Роббиа, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фиезоле, Росселлино. Этот зал вышел у нас особенно богатым по количеству и свойству памятников искусства указанной эпохи. Денежные средства, доставленные комитету его действительным членом А.Г. Подгорецкой, рожденной Захарьиной, и продолжительное пребывание во Флоренции и Тоскане дали нам возможность получить для музея длинный ряд скульптур, приобретение которых для университетских музеев Западной Европы представляет лишь мечту и до последнего времен. В этих словах мы просим не видеть какого либо преувеличения».

(И.В. Цветаев)

«Действие обширных Равеннских мозаик на посетителей музея началось раньше, чем наш музей окончен и открыт для всеобщего пользования. Мне приятно ныне засвидетельствовать, что в прошлом месяце один носитель имени старинного московского княжеского рода, человек не только богато одаренный художественным чувством, но и сам художник палитры, не мог оторваться от наших мозаических картин Равенны, пока не получил обещания администрации Музея помочь ему приобрести в Равенне такие же копии двух знаменитых картин «Торжественного выхода в церковь императора Юстиниана и императрицы Феодоры» для украшения его жилища. Этот факт я решился отметить как начало благотворного влияния нового Музея на Москву и московское образованное общество. Это случилось в области мозаики. Что же касается скульптуры, главным образом, и наполняющей новый Музей, то это влияние на Москву началось гораздо раньше. Так, одному нашему посетителю понадобились копии статуи Афины, приписываемой самому Фидию, и знаменитый бюст Нерона Луврского музея. Другого посетителя пленила св. Цецилия работы Донателло, третьего увлекли цветные фаянсы Луки и Андреа Делла-Роббиа. Уже и теперь пока еще редкие и случайные посетители высказывают желание, чтобы при новом Музее учреждена была мастерская опытных лепщиков для изготовления бюстов, рельефных картин и статуй, на которых может и должен быть особенный спрос в наших средних учебных заведениях всех категорий. Так, находят желательным распространение, через посредство наших коллекций, по школам портретных бюстов государственной жизни, или из сферы наук, литературы и искусств».

(И.В. Цветаев)

«В стороне искания денежных средств для Музея нас ожидали многие разочарования… Отказала Мария Фёдоровна Морозова,… сославшись, что она и ее покойный муж Тимофей Саввич - только богатые мужики и поэтому им незачем устраивать какой-то музей. Отказал Василий Алексеевич Хлудов, человек огромного состояния и питомец Московского университета. Отказали Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы. Отказали Морозовы-Викуловичи; из них некоторые прошли также Московский университет. Отказала Варвара Алексеевна Морозова и ее богатые сыновья Арсений и Иван Абрамовичи Морозовы».

(И.В. Цветаев)

«Эти и другие неудачи, однако, не обескураживали … при всяком отказе я вспоминал совет, данный мне покойным Анатолием Петровичем Богдановым, творцом Политехнического музея в Москве… никогда не падать духом, встречая отказы, равнодушие и даже противодействие: “Не дают, идите к соседу”».

(И.В. Цветаев )

«Народу нужны хлеб да лапти, а не ваши музеи».

(С.Ю. Витте, министр финансов Российской империи в 1892–1903 гг., который дал, однако, 200 тыс. рублей)

«Одни отказывают по грубости вкуса, другие по скупости, третьи, имея иные области благотворения. Странно было бы сетовать на Павла Михайловича Третьякова, на Семёна Васильевича Лепёшкина, человека очень богатого, но зато создавшего студенческое общежитие, на Бахрушиных, Боевых, Ю.И. Базанову, питательницу студентов и дарительницу целой клиники, четвертые отказывают в поддержке Музею по политическим соображениям. Музей изящных искусств и политика? К.Т. Солдатенков лишил своего участливого отношения наш музей с тех пор как по просьбе душеприказчиков В.А. Алексеевой ему присвоено было имя Александра III, государя-де не либерального… и с тех пор как подошел близко к делу музея великий князь Сергей Александрович, с которым у него, а равно и у других членов совета Училища живописи, ваяния и зодчества, вышло принципиальнее несогласие».

(И.В. Цветаев )

«Высоко ценя Ваши искания и неустанные заботы о пополнении и расширении созидаемого Вами музея, не могу не отнестись с сочувствием к устройству особого отдела образцов французской скульптуры XIX в. Но, несмотря на все мое сочувствие Вашему делу, я не могу прийти Вам на помощь своими материальными средствами, так как сам занят мыслью создать галерею произведений новой французской живописи, долженствующей стать достоянием г. Москвы».

(С.И. Щукин)

Многие православные ортодоксы видели в статуях языческую угрозу, считали их сродни чему-то дьявольскому, называли скульптуру «истуканами». Заподозрить в этом сына, внука, правнука священников, из рода которых происходил И.В. Цветаев, казалось бы, невозможно. И, однако, существуют на этот счёт полные негодования письменные свидетельства.

Собственно история Музея изящных искусств

Сведениям об истории создания Музея изящных искусств, во многом, мы обязаны дневнику И.В. Цветаева, который он вел в 1898–1900 гг. Деятельность по устройству музея усиленно развивалась и в Москве и в Санкт-Петербурге, в скалах Финляндии и на горах Урала, в Лондоне и Афинах, в Берлине и Риме, во Флоренции и Равенне.

В 1894 г. в Москве состоялся I Съезд русских художников и любителей художеств, созванный в связи с дарованием городу П.М. Третьяковым картинной галереи. На съезде выступил и профессор И.В. Цветаев с речью «Устройство музея античного искусства при Московском университете». Его стараниями был объявлен конкурс на лучший проект музея, который по просьбе университета проводила Санкт-Петербургская академия художеств. В нем участвовали 19 архитекторов из разных городов России. Одним из знаменитейших архитекторов того времени был Ф.О. Шехтель, но из-за загруженности заказами он не успел к сроку закончить работу. Однако он оставался постоянным консультантом И.В. Цветаева в спорных вопросах архитектурного оформления здания и активным сторонником всего предприятия.

Проекты рассматривались Советом историко-филологического факультета, Правлением Московского университета, Министерством народного просвещения, Академией художеств. Из 15 проектов семь были удостоены наград. Правление Московского университета выбрало проект Р.И. Клейна.

Декабрь 1894 г. - будущему музею присвоено имя Александра III по завещанию первой крупной жертвовательницы Варвары Андреевны Алексеевой (150 тыс. рублей).

28 апреля 1898 г. - создан комитет по устройству Музея изящных искусств у великого князя Сергея Александровича - московского генерал-губернатора и дяди царя. Он же стал и председателем комитета. От университета были приглашены ректор Н.А. Зверев , декан историко-филологического факультета М.М. Троицкий и профессор В.Ф. Миллер . В состав членов-учредителей вошли представители университета, его видные питомцы, художники, капиталисты и знатоки музейной практики в Москве. Из дам - графиня П.С. Уварова, княжна З.Н. Юсупова, А.Г. Подгорецкая, дочь профессора медицинского факультета Г.А. Захарьина . (Интересно, что в 1919 г. последняя была арестована и сослана в Рязанскую губернию, но по коллективной просьбе крестьян деревни Куркино, где была больница, созданная ее отцом, опекаемая А.Г. Подгорецкой, ей разрешили вернуться в Москву). По приглашению попечителя Московского учебного округа Н.П. Боголепова и проф. И.В. Цветаева в члены комитета вступил Ю.С. Нечаев-Мальцев и стал заместителем председателя. Сам И.В. Цветаев выполнял обязанности бессменного секретаря комитета.

Комитет координировал взаимодействие руководства Московского университета и представителей городских властей с частными лицами, приносившими средства на организацию музея, дарившими экспонаты и оказывавшими важную помощь в работе комитета.

«Особое затруднение представлял вопрос о мере участия историко-филологического факультета в деятельности созидаемого Комитета. Как учреждение, служащее пользе университета, Комитет должен был бы иметь своими членами и всех профессоров нашего факультета… но практической пользы для дела возникновения музея это вступление 17–20 человек только в силу их служебного, официального положения принести нисколько не могло… чем большим числом коллегия, тем она инертнее, ленивее, бездеятельнее… поэтому и решил ограничиться введением в него только лишь безусловно полезных, каковы профессор В.Ф. Миллер, знаток Востока и профессор П.Г. Виноградов, доказывающий симпатии музею своими хлопотами в Думе о земле для здания».

(И.В. Цветаев)

3 июля 1​898 г. - Городская дума постановила отдать Московскому университету всю площадь Колымажного двора под музей без всяких ограничений. Колымажный двор - пустырь в центре Москвы, где когда-то находились конюшни, сараи для царских экипажей, потом плац для верховой езды, а затем пересыльная тюрьма - предшественница Бутырской.

(И.В. Цветаев)

31 июля 1898 г. - проект Р.И. Клейна был утвержден строительным управлением Московского губернского управления.

17 августа 1898 г. - в присутствии императора Николая II и особ царствующей фамилии прошла торжественная закладка здания Музея изящных искусств.

Строительство шло главным образом на частные средства. Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Главное пожертвование на строительство музея было сделано Ю.С. Нечаевым-Мальцевым.

1904 г. - пожар в музее уничтожил ряд ценных экспонатов.

1905–1906 гг. - угроза консервации строительства музея из-за нехватки денег и передача его в ведение Министерства народного просвещения. Положение спасает Ю.С. Нечаев-Мальцев.

10 мая 19​09 г. - музею дарованы права государственного учреждения. Назначен штат из средств государственного казначейства (50 тыс. рублей плюс 2500 рублей ежегодного пособия на наём квартир для служителей). Установлена сумма в 10 тыс. рублей на ежегодное приобретение научных и художественных предметов: эта статья закона составляет большое преимущество, которого, не имел, например, за все время полувековой и несомненно полезной деятельности в Москве Румянцевский музей. Сумма в 10 тыс. рублей на новые приобретения до сих пор назначалась, в виде только временной меры, императорскому Историческому музею в Москве. За проведение этой постоянной бюджетной статьи музей приносит глубокую благодарность бывшим министрам народного просвещения профессорам Г.Э. Зенгеру и А.Н. Шварцу, генералу В.Г. Глазову. При их участии в самом штате благополучно проведены такие пункты, по которым все годичные остатки от казенных ассигнований на личный состав обращаются в специальные средства музея для приобретения книг и предметов искусства. Денежные остатки от хозяйственных статей идут, с разрешения министра народного просвещения, на мебель и другие экономические нужды музея, а не отбираются в казну обратно, как это делалось бы обыкновенно. Из этих средств Комитет оплачивал ряд ценных в научном отношении приобретений в Западной Европе и, кроме того, завёл в музее свою мастерскую для изготовления нужной ему мебели.

1909 г. - в музей передана Египетская коллекция В.С. Голенищева.

«Это собрание, заключающее в себе свыше 6000 предметов, приобрело себе почетную известность в среде европейских и американских музеев, как единственная частная коллекция этого рода, созданная со специальным знанием дела, с затратою больших материальных средств богатым человеком - путем его 30-летних исканий на неистощимой почве Древнего Египта, где русский египтолог Голенищев уже давно приобрел себе известность одного из авторитетных знатоков восточных языков и древностей, истории египетских письмен и памятников египетского искусства и быта. И музей, будучи предназначен вначале только для скромной цели, для собирания и хранения лишь возможно точных копий европейского искусства, теперь, с поступлением Голенищевского собрания, получает себе известность среди европейских музеев этими многочисленными, интересным и важными подлинниками».

(И.В. Цветаев)

31 мая 1912 г. - открытие «Музея изящных искусств им. императора Александра III» в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Событие приурочено к 300-летию дома Романовых и 100-летию войны 1812 года. На следующий день крупные газеты Москвы («Московские ведомости», «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Колокол») повторяли: «Садик музея был красиво убран живыми цветами. Перед музеем устроена красиво декорированная арка. Вся окрестность музея задрапирована флагами и зеленью. Против музея расположился соединенный хор учащихся московских учебных заведение под руководством Ипполитова-Иванова».

Спустя десятилетия этот день был воссоздан в очерке Марины Цветаевой «Музей Александра III».

В летние месяцы музей был открыт 4 раза в неделю для групповых посещений воспитанников учебных заведений, разного рода профессиональных организаций, групп из широкой публики по 20 человек. С 1 сентября музей открыл свои двери для широкой публики. До 1 декабря его посетили 59 тысяч 549 человек. В роли экскурсоводов выступали студенты Московского университета, слушательницы Высших женских курсов и Археологического института. С осени в залах музея его директор И.В. Цветаев и старший хранитель проф. В.К. Мальмберг читали лекции студентам университета и слушательницам курсов, здесь же велись практические занятия.

31 мая 19​23 г. - на заседании президиума коллегии музейного отдела Главнауки утверждён проект соглашения о передаче 1-м Государственным московским университетом Музея изящных искусств в ведение музейного отдела Главнауки НКП.

В проекте соглашения указано: «В целях развертывания в Музее изящных искусств коллекций западного искусства и объединения их с существующими отделами музея, равно как и для пополнения последних соответствующими подлинными памятниками из общего государственного фонда, Музей изящных искусств передается в ведение отдела музеев НКП для организации автономного Музея изящных искусств, действующего в пределах выработанного для него Положения. Указанное Положение вырабатывается музейным отделом совместно с 1-м МГУ и утверждается НКП».

Передача музея происходила на общем фоне национализации крупнейших частных собраний. В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.

3–16 ноября 1923 г. - заседание комиссии по передаче Музея изящных искусств Московским университетом в ведение музейного отдела Главнауки НКП. Определен порядок передачи: 5 ноября - передача здания, 8–10 ноября - приём коллекций. Представителями МГУ выступали помощник ректора, профессора А.В. Кубицкий и В.Г. Гиацинтов . В состав музея в это время входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов (в т. ч. 7910 оригиналов и 2028 копий), не считая нумизматической коллекции (9355 монет).

Комис​сия утвердила акт передачи 16 ноября 1923 г. С этого момента Музей изящных искусств перешел в введение музейного отдела Главнауки НКП.

О Музее изящных искусств Московского университета

«Колоссальный старший брат»

(И.В. Цветаев)

«Наше собрание будет весьма значительно по разнообразию и количеству предметов… Как рады будут гимназисты и гимназистки встретить в нашем музее рыболовные снасти и письменные принадлежности римлян, а студенты-медики будут удивлены, найдя у нас набор медицинских и хирургических инструментов. Военных займут образцы вооружения древних, любители чаепития встретят прообраз тульского самовара в геркуланумском экземпляре…».

(И.В. Цветаев)

«Только подбор памятников первостепенного значения был самой большой наградою за эти переезды в отвратительных итальянских вагонах 3-го класса, за искание себе приюта в гостиницах совсем бесклассных, с их холодными и сырыми комнатами без печей и каких бы то ни было средств для нагревания, за эти высокомерные взгляды моего собрата американского директора музея, когда он садился в том же поезде в 1-й класс и на другой день ходил бок о бок со мной по тем же церквам, монастырям, музеям и делал набор памятников только в гораздо большем числе и с полною свободою, и за эти доселе мне неизвестные ревматизмы, которые я нажил при таких условиях».

(И.В. Цветаев)

«Музей этот, необыкновенно густо посещаемый, как говорят его теперешние “отчеты”, и являющийся прямо учебным заведением по искусству, - собирается стать таким же любимцем Москвы и России, как Третьяковская галерея. И даже проезжие через Москву неизменно осматривают: 1) царь-колокол, 2) царь-пушку, 3) храм Спасителя, 4) Третьяковскую галерею, 5) Музей изящных искусств».

(В.В. Розанов. 1913 )

«Я думаю, что музей будет не только замкнутым научным институтом, но живым воспитателем, доступным для самого широкого круга посетителей. Я убежден, что и простой народ найдет здесь чему поучиться, музей докажет, что искусство не роскошь, а великий культурно-исторический фактор. Я искренне и сердечно желаю, чтобы в музее - Вашем детище - никогда не умирал этот жизненный дух, присущий его отцу».

(Н.И. Романов)

Е.В. Ильченко, О.И. Григорьева, В.И. Ильченко

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00

Понедельник — выходной

Стоимость билетов в Главное здание

  • Взрослые – 400 рублей
  • Льготные категории – 200 рублей
  • Дети до 16 лет – бесплатно