Сценарий экскурсии в мини-музей «Русская изба» (по изодеятельности). Экскурсия в мини-музей «Русская изба

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Солнышко» компенсирующего вида

Щёлковского муниципального района МО

Сценарий

экскурсии в мини-музей

«Русская изба»

(по изодеятельности)

с детьми подготовительной к школе группы

с общим недоразвитием речи.

Составил и провёл:

Степанькова Г.Г.

воспитатель МБДОУ №16

10.03.2015г.

Конспект: «Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; « Познавательное развитие»

Цель: Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская, богородская игрушка, павлово-посадский платок) и с их характерными особенностями.

Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление фигур из бумаги – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие :

Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Прививать интерес к посещению музея.

Словарная работа : народные промыслы, прикладное искусство, элементы росписи.

Предварительная работа: знакомство с экспонатами музея, заучивание стихотворений; беседы с детьми о народном прикладном искусстве;

лепка игрушек, расписывание силуэтов; рассматривание иллюстраций с узорами декоративной росписи; повторение правил поведения в музее.

Предполагаемый результат:

1. Расширится кругозор, воображение, художественный вкус, творческие способности.

2. Дети познакомятся со старинными и современными изделиями народных мастеров.

3. Словарный запас обогатится названиями городов и сел – родиной народных промыслов.

Материалы и оборудование: предметы хохломской, гжельской, дымковской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства, наглядно – иллюстрационный материал элементов дымковской росписи, вырезанные из бумаги фигуры по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, аудиозапись « Русские напевы».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию по нашему музею. Мы вспомним и заново полюбуемся теми предметами народных промыслов, которые собраны в нашем музее, и познакомимся с новыми. Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!

Рассмотрим эти с вами предметы старины

Поведают они нам секреты красоты,

Введут нас в мир России,

Приданий и добра.

Расскажут о народных

Чудо - мастерах!

Воспитатель: Сегодня у нас гости, а гостям мы всегда рады. Я их приглашаю присоединиться к нашей экскурсии посмотреть и послушать о наших экспонатах, а вы мне в этом поможете.

-Ну, ребята, подходите –

На игрушки поглядите.

(дети подходят к выставке дымковских игрушек, их встречает дымковский индюк)

А вот и наш первый гость. Что вы можете рассказать ему об этих игрушках.

(дети рассказывают о дымковской игрушке)

Воспитатель: Ребята, раньше игрушки расписывали сухими красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Да и красок было не так много, а сейчас какие цвета используют мастера для росписи игрушек? (ответы детей)

Индюк : Молодцы ребята! Как много вы знаете о Дымковской игрушке.

А я игрушка знатная,

Складная, да ладная.

Я повсюду славлюсь,

Может вам понравлюсь.

Воспитатель: Вы догадались, что это за игрушка? (ответы детей, индюк распускает хвост)

Воспитатель:

Да! Это дымковский индюк!

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите: пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок;

А высокий гребешок,

Красной краскою горя, –

Как корона у царя!

Оперенье индюка от раза к разу изготавливалось все более мастерски, именно поэтому фигурка перестала быть пригодной для игры. Отныне она начала занимать почетные места на комодах и украшать любую другую мебель. Дымковская игрушка делается вручную и раскрашивается каждый раз по- новому, поэтому нет двух одинаковых фигурок, каждая является единственным экземпляром, каждая дымка уникальна, каждую игрушку согревают своими руками мастерица.

Индюк: Я хочу подарить для вашего музея игрушку на память!(ковровская барыня)

Воспитатель: Посмотрите какая красивая барыня. Как вы думаете, что это за игрушка?(ответы детей)На самом деле эта игрушка наша с вами землячка. Её сделали мастера из города Коврова, что на реке Клязьме. Она очень похожа на дымковскую, такая же яркая, расписная, но все же отличается. Посмотрите, у нее элементы росписи совсем другие……... Спасибо гость дорогой за твой подарок!

Вот наша следующая гостья.

Матрешка : Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может - три, а может шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская... . (матрешка ) (ответы детей)

Матрешка : Молодцы ребята!Вы меня узнали, а если вы еще скажете откуда я родом.(ответы детей)

Сергиев Посад святой –

для матрешки дом родной!

Куклы более ста лет

радуют весь белый свет!

Воспитатель : Посмотрите сколько матрешек собрано у нас в музее. Они все такие разные. В каких уголках России только не делают эту игрушку. Матрешка считается исконно русским сувениром, который стараются привезти из России иностранные гости.

Но вы знаете, прообразом русской матрешки стала фигурка японского божка, которая, как и матрешка, раздвигалась, представляя собой, вместилище для более мелкой фигурки. Русские умельцы решили сделать свою игрушку. Мастер Звездочкин В.П. выточил первые фигурки кукол (трех- и шестиместных), которые вкладывались одна в другую. Эти матрёшки не сохранились. Поэтому первой матрёшкой считается восьмиместная кукла, изображающая крестьянскую девушку с петухом, вскоре окрещенной в народе распространенным в то время именем Матрешка (Матрена).Игрушка состояла из восьми фигур - девочек и мальчиков. Последняя изображала спеленутого младенца. Мастера неустанно соревновались друг с другом, увеличивая количество вкладываемых фигурок.В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.

Ребята, а каких еще матрешек вы знаете? (ответы детей) А из чего их делают? (ответы детей)

Воспитатель: Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.

Матрешка: Какие молодцы! Вот вам подарок для вашего музея.(дарит матрешку)

Воспитатель: Спасибо Матрешка! Ребята, а какие еще изделия народных мастеров из дерева вы знаете?(ответы детей: (Городец, Хохлома, Богородская игрушка)

Правильно, Золотая Хохлома!

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь,

Полюбуйтесь, как старался мастер, чтобы порадовать нас своей работой. Красива, удобна деревянная посуда.

Ребята, вы знаете, если ешь щи или кашу такой ложкой, она рот не обжигает.

А почему ее называют - Золотая Хохлома? (ответы детей)

(Воспитатель подводит детей к выставке богородской игрушки)

А что это за волшебные игрушки, кто мне скажет?

(ответы детей)

Богородская игрушка –

деревянная зверушка.

Мишка, зайка, петушок –

полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –

вырежут из липы белой

или мишку-кузнеца,

или в пляске удальца!

Да, это богородская игрушка. Почему она так называется? (ответы детей)

А село это находится в Московской области.

У этих игрушек есть хитрость, которую придумали богородские мастера, они умеют оживать. Возьмите их в руки, поиграйте с ними. (дети рассматривают игрушки)

Все игрушки делаются из липы, которая просушивается около четырех лет. Дерево мягкое и с ним легко работать.

Воспитатель: Проходите к следующей выставке (дети подходят к Гжели)

У нас еще одна гостья.

Гжель:

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась. Теперь

Известно всем в народе

Ее названье - (Гжель)

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, а как вы догадались, что это именно Гжель? (ответы детей)

Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными. А в наши дни гжель известна своими синими и голубыми узорами, нарисованными на белом фоне. Ставшая традиционной бело-голубая гжель не является исконно русской – эти цвета русские мастера подсмотрели у голландцев.

Какими узорами любят гжельские мастера расписывать свою посуду? (ответы детей)

Гжель тоже наша с вами землячка она находится в Московской области.

Гжель : Молодцы, вот вам подарок для вашего музея.(Гжель дарит гжельскую кружку)

Воспитатель: Спасибо! Ой, а это что за красота такая?(накидывает на плечи платок) Кто мне скажет?

(ответ детей)

Разноцветные платки,

Набивные шали

Скольких женщин на Руси

В праздник украшали.

Научились мастера

Павлова посада

Рисовать узор из трав

Леса, луга, сада.

Воспитатель: Павловский Посад - еще один город с берегов реки Клязьмы. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Их носили и простые люди, и знатные персоны. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение(демонстрация). Во многих богатых семьях было по сорок платков в распоряжении барышень. Именно платок был одним из самых желанных подарков. А еще, в Павлово-Посадском районе сегодня создают волшебство. Ведь именно здесь, в деревне Данилово существует фабрика елочных игрушек «Иней». Стеклянные елочные игрушки - настоящее чудо. Ведь каждый такой шарик, шишка, фигурка создаются вручную. А значит, они уникальны и неповторимы. Завод проводит экскурсии для детей и взрослых, так что каждый имеет возможность увидеть весь процесс создания игрушек собственными глазами.

Вот какими замечательными изделиями народных мастеров богато наше любимое Подмосковье! Ребята, вам понравилась наша экскурсия? А сколько еще интересного я могу вам рассказать и про филимоновскую игрушку, и про Золотую Хохлому, и про расписные жостовские подносы! И мы с вами неприменно встретимся в другой раз в нашей Русской избе и продолжим знакомство с народными мастерами и их чудесными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам представить себя народными мастерами и расписать эскиз будущей дымковской игрушки. Проходите в зал,выбирайте рабочее место. Но прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

О левой и правой руке

Посмотри-ка, две руки:

Правая и левая! (вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить –

И правая, и левая! (хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать –

И правая, и левая! (по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть -

И правая, и левая! (прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать –

И правая, и левая! (показываем направление то правой, то левой рукой)

С руками я всегда дружу –

И с правою, и с левою! (дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть

И правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут –

И правая, и левая! (обхватываем себя руками – “обнимаем”)

(дети вместе с родителями расписывают силуэты дымковских игрушек)

Воспитатель: Замечательные игрушки у вас получились.

В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое пока оно кому то интересно, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы будут прославлять свою страну.

Список использованной литературы:


Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.

Ермолаева Н.В.Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно- прикладное искусство. Парциальная программа. – СПб. ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011г.

Путешествие в прошлое или экскурсия в мини-музей «Мордовская изба»
"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"
Среди многочисленных форм работы по патриотическому воспитанию музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
В нашем детском саду силами администрации, педколлектива, родителей и воспитанников обустроен мини-музей «Мордовская изба». В небольшой комнате воссоздана обстановка мордовской избы, где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением.
У нас в группе есть уголок национальной культуры: здесь представлены книги о Мордовии, куклы в национальных костюмах, предметы декоративно-прикладного искусства, игрушки мордовских мастеров. В беседах, играх с детьми мы обращаемся к народным традициям, показываем красоту родного города, рассказываем о талантливости, умелости мордовского народа, пробуждая интерес к истории родного края. Но разве можно сравнить даже самые содержательные беседы с «путешествием в прошлое». Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба» произвела неизгладимое впечатление на наших воспитанников. Для детей было все необычно, ново, интересно. Вместо привычных вещей они увидели много неизвестных предметов: керосиновую лампу, лучину, прялку, ступу. Удивили их приспособления, предназначенные для глажки белья: зубчатая доска и валик (рубель) и утюг, разогревающийся раскаленными углями. Узнали ребята, что печь занимала в избе центральное место: на ней спали и в ней готовили еду. Вызвали интерес и другие, необходимые в домашнем хозяйстве предметы: необычная «стиральная машинка», представляющая собой ребристую доску, корзинки, горшки, кочерга, ухват. Понравились не похожие на привычные сандалии плетеные лапти. Любовались дети вышивками мордовских мастериц, и много еще замечательного узнали и увидели малыши в музее. Глаза детей горели от удивления и восторга. Особое впечатление произвела на них люлька, подвешенная к потолку, в которой мамы укачивали своих малышей, напевая им мордовские колыбельные песни. Мы тоже послушали запись колыбельной песни, почувствовали нежность, напевность мордовской речи. После экскурсии в группе наши детки укачивали своих кукол, напевая: «Баю-бай…»
Так через предметы старины и увлекательный рассказ экскурсовода дети познакомились с историей своей малой Родины.
Мы еще не раз посетим нашу «Мордовскую избу», еще не все рассмотрено, еще многое предстоит узнать нашим воспитанникам о жизни и культуре своих предков. Встреча с музеем всегда бывает радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Погружаясь в прошлое, мы пробуждаем добрые чувства и с заботой строим счастливое будущее.

Воспитатели: Зазулина О.Н.,
Шляпина Е.Н. 14 группа

Майшева Татьяна Васильевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 6 "Лукоморье", г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Майшева Т.В. Посиделки в мини-музее группы "Русская изба" // Совушка. 2018. N3(13)..02.2019).

Заказ № 114796

Цель: ознакомление дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
  2. Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.
  3. Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.
  4. Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Предварительная работа: з накомство с предметами быта, обычаями, традициями на других занятиях в мини-музее «Русская изба»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.

Материалы и оборудование: предметы быта в мини-музее группы «Русская изба», ноутбук, проектор

  1. Вводная часть

Хозяюшка избы (воспитатель): Ребята, мы вновь с вами в нашем мини-музее «Русская изба». А кто из вас помнит русские народные пословицы, поговорки?

Дети: «Домом жить - не лукошко шить», «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду», «Домом жить - обо всем тужить», «Много гостей - много новостей», «Что есть в печи - на стол мечи»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

  1. Основная часть

Хозяюшка: А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

Хозяюшка и дети благодарят ребенка за рассказ .

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Хозяюшка предлагает детям сыграть на деревянных ложках.

Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

Хозяюшка предлагает детям отгадать загадку:

Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (веретено)

Дети отгадывают загадку (вероятнее всего не отгадают).

Хозяюшка : А это, ребята, веретено! Кто о нем что-то слышал или знает для чего оно используется?

Хозяюшка предлагает посмотреть видеофильм о веретене и о том, как на Руси пряли пряжу.

  1. Заключительная часть

Хозяюшка : Что нового вы сегодня узнали? Кто из вас видел веретено или прялку? О чем расскажите своим родителям?

Хозяюшка хвалит детей.

В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина». Играющие встают в круг, в середине водящий - Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Хозяюшка : Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти, пели.

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2000.
  2. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. СПб, 2005.

Перехватова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад № 1"
Населённый пункт: с. Донское, Красногвардейский район, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Экскурсия в мини- музей "Русская изба"
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Экскурсия в мини- музей «Русская изба»для детей старшей

группы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
«Познавательное развитие»
ЗАНЯТИЕ:
Формирование целостной картины мира.
ВИД ЗАНЯТИЯ:
Ознакомление с социальным окружением.
ИНТЕГРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОБЛАСТЕЙ:
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».
ЦЕЛЬ:
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. - Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. - Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).
2. Развивающие:
- Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов; народных игр. - Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА:
знакомство с экспонатами музея, заучивание текстов загадок, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта, русской избе. Повторение правил поведения в музее.
СЛОВАРНАЯ

РАБОТА:
Изба, иконы,печь, рубаха, порты, сарафан, кочерга, чугунок, лапти, валенки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. - Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. - Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Хозяюшка (воспитатель):
Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая Да красивая какая! Проходите хорошо всё обглядите. Я приглашаю вас в наш музей. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Хозяюшка:
Музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для
того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. В нашей группе собран уголок русской старины. Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли! - Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать «на прохладе». А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
Ребенок:
Похлёбкой, кашей, пирогами Красна ты, русская изба, Да ткаными половиками Гостей встречаешь ты всегда.
Хозяюшка:
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: занимала печь основное пространство избы. В народе говорили: Без печи хата – не хата.
Хозяюшка:
А как вы думаете, для чего нужна печка?
Дети:
Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме, чтобы спать на ней.
Хозяюшка:
Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Ребенок.
Вот печь! Полдома занимает! Такую, где теперь найдёшь? Чугун со щами вынимают - За уши впрямь не оторвёшь! А на печи ещё лежанка: Болеешь - так погрей бока.
Хозяюшка:
Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек.А ещё в ней сушили продукты и одежду. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли болезни, например, простудные заболевания.
Хозяюшка:
А кто из вас больше пословиц про печку и русское гостеприимство знает? - Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся. - Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи! - Что есть в печи, все на стол мечи. - Гости на печь глядят, видно, каши хотят. - Около печи нельзя не нагреться. - Словно с печи свалился.
Хозяюшка:
Печь делила избу на три части: «Красный угол», «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол). В правом от печки углу командовала хозяйка. Здесь всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печки угол назывался
красный,
т. е. красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Вот как об этом говорят русские пословицы:
- Что есть в печи – всё на стол мечи. - Не красна изба углами, а красна пирогами. - Умей в гости звать, умей угощать. Сажая гостей в красный угол, говорили: Встречайте не с лестью, а с честью. Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник - короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты.
Хозяюшка:
Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Отгадайте загадки о музейных экспонатах: Наша толстая Федора Наедается не скоро А зато, когда сыта От Федоры теплота (печь). Книзу узок, верх широк Не кастрюля – а …(чугунок). Не бык, а с рогами, Не ест, а еду хватает, А что схватит - отдает? (ухват).
Хозяюшка:
Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? (Дети по желанию вынимают из печки чугунок)
Хозяюшка:
У меня для вас есть еще загадка: Деревянная подружка, Без нее мы как без рук, На досуге - веселушка, И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает.
Дети:
ложка.
Хозяюшка:
А вот и ложки расписные. Посмотрите, какие они все разные и по форме и по раскраске. Из какого материала они сделаны? (ответы детей)
Хозяюшка:
А это чашки, миски. Из чего они сделаны? Чем они отличались от современной посуды?
Хозяюшка:
Да, раньше посуду делали из дерева или из глины.
Хозяюшка:
А это старинная одежда. Рассмотрим ее. Как называются предметы одежды, из какой ткани их шили, чем украшали, чем отличалась повседневная одежда от праздничной? Кто шил такую одежду? (дети отвечают).
Хозяюшка:
Ну, а раз оделся ты И в рубаху и порты – Надо обувь одевать И на праздник поспешать!
Хозяюшка:
Посмотрите, что это? (обращает внимание детей на старинную обувь – лапти, валенки). Назовите эту обувь.
Дети:
Валенки и лапти.
Хозяюшка:
Как вы думаете, какая обувь для холодного времени года, а какая для теплого?
Дети:
Зимой - валенки носили, а летом – лапти.
Хозяюшка:
Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная, Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Хозяюшка:
А для чего пряжа нужна была?
Дети:
Чтобы вязать носки, одежду.
Хозяюшка:
Женщины и девушки ткали половики, шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?
Игра (народная) «Ремешок».
Дети садятся на корточки в круг. За кругом ходит водящий с ремешком (ленточкой) и говорит: Прячу, прячу ремешок, под камышевый кусток, А кто зореньку проспит, того бить, колотить! С этими словами он кладет ремешок за одним из играющих, тот должен поднять ремешок и бежать за ведущим. Ведущий, обежав круг садится на место играющего. Если его догнали, меняются ролями.
Хозяюшка:
Сегодня, дети, вы в первый раз пришли в избу, и я вижу, вам не терпится все поближе увидеть. Не стесняйтесь, проходите, да всё поближе рассмотрите.
Итог:
О каких предметах русской горницы мы сегодня говорили? На какие части делится русская изба? Что находится в красном углу? Как называлась женская часть избы? Как называлась мужская часть избы?

Приложение.
Экспонаты мини – музея «Русская изба» Экскурсию проводит Хозяюшка (воспитатель)«Русской избы».

Ц елью создания нашего музея является сохранение и изучение культуры, обычаев и традиций мордовского народа. Воспитание и знакомство подрастающего поколения с культурными традициями народов родного края.

Как без корней не может жить дерево,так и без познания себя,своего рода, корней своей культуры не может быть настоящего гражданина, искренне любящего свою Родину.

Мордва - экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя , живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан - бассейн реки Мокши, эрзян - бассейн реки Суры.

У мокшан язык мокшанский, у эрзян - эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.


Мордва - самое крупное объединение финно-угорских народов России.

У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Сила России - в единстве ее народа. В нашей республике проживают многие народы, русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины.


Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России.

И как тут не вспомнить великого мастера русского

слова А. С. Пушкина -

"Там ступа с бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой..."

Сегодня сохраняются многие традиционные обычаи, с езонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались они в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.


Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

В настоящее время широко празднуется - Масленица.


В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.

В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э.атянь озкс , велень озкс , бабань озкс , или бабань каша , и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама , э. тундонь ильтямо ; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).


Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс , э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.).


Завершением всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. На Троицу украшали березку. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» - кизоньши (м.), кизэнъчи (э.), который девушки «приводили» в деревню. Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.



Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.
Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей.
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала НУЯНЗА.
Чего там только нет!


Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

А вот полотенце - НАРДАМО, которое вышила Нуянза-искусница своими руками.
Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей.


Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.


Мордовская свадьба - одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием. Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.


Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.



Начинался свадебный цикл со сватовства - ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. За невестой снаряжали свадебный поезд.



Число поезжан (э. кудат ) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава ). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот .


Божествами, влияющими на деторождение, считались у мордвы богиня воды Ведьава и богиня лесаВирьава . На молениях, устраиваемых в их честь, просили даровать людям «полные лавки детей». Существовало поверье, что Ведьава ворует новорожденных и даже еще не родившихся детей. Поэтому, если у женщины не было детей, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с молитвой:«Ведь ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и поэтому не рожаю детей» .


В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Но, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду, которая подчеркивает красоту костюма.



Музей постоянно пополняет фонды путём налаживания контактов с родителями,бабушками, дедушками воспитанников. Здесь мы проводим экскурсии для детей и родителей, праздники, встречи с ветеранами. Это позволяет расширить представление о культуре и быте мордовского народа, улучшает художественно-эстетическое воспитание детей и поддерживает связь поколений.


Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями.

Музей создан усилиями сотрудников МБДОУ Кадошкинский детский сад "Солнечный".