План-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему: Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие. Сценарий экскурсии по мини музею "русская изба"

Организация и открытие музея русского быта« Русская изба»

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, происходит переосмысление самой сущности дошкольного образования. В наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Проведя опрос, как среди детей, так и среди родителей, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны.
Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры: в группах реализуются проекты, оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами образности и наглядности обеспечивала бы детям особые ощущения. Поэтому пришли к выводу о создании музея народного быта «Русская изба» в дошкольном образовательном учреждении, являющегося наиболее оптимальным наглядным средством передачи информации. Была создана инициативная группа из воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения во главе с заведующей.

Идея Проекта: из прочитанной литературы, интернет ресурсов, в результате посещения Арзамасского Краеведческого музея, из рассказов пожилых людей, стало ясно, что в русской избе не было случайных предметов, а месторасположение каждого было определенным и традиционным. Мы решили не отступать и воссоздать полную имитацию русской избы. Вдоль стен у нас располагаются лавки, в «красном углу» обеденный стол, в углу печь в ней чугунок рядом стоит ухват, ткацкий станок как особая гордость хозяек тогдашнего времени, на полу самотканые коврики.
Музей народного быта - своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Как правило, подобные музеи воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.
Сотрудники детского сада провели большую работу в данном направлении, на общем родительском собрании объявили о создании музея «Русская изба», творческой группой подготовлена и роздана информация для родителей по данному направлению. Данная тема была вынесена на обсуждение на групповых родительских собраниях

Цель проекта.
Создание условий для воспитания гражданских, патриотических чувств и духовности у дошкольников. Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Основные задачи проекта.
Организовать особые условия, создать обстановку, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.
Способствовать обогащению представлений участников проекта о системах традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки зрения значимости для жизни Отечества
Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям
изобразительно-прикладного искусства и устного народного творчества.

Большая часть экспонатов была собрана с помощью родителей и педагогов. Для полной имитации нашей «избы» изготовлены предметы обихода (печь, лавочки). В этом нам помог наш плотник Виктор Викторович. Торжественное открытие музея состоялось на 26 апреля 2016 года.

Оценка эффективности Проекта: результаты работы данного Проекта окажут прямое влияние на работу по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей. Создание единого пространства детей, педагогов будет способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, наводят ребят на мысль о неразрывной связи человека и природы. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков. Экспонаты могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром. Любой предмет музея может
подсказать тему для интересного разговора. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России.

Перспективы Проекта: на базе созданного музея будут проходить
занятия по народной культуре, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Экскурсии в музей, исключительность которых в том, что дети смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок, концерты старших дошкольников, посвященных народной песне, музыке, игре на музыкальных инструментах. Изготовление поделок (игрушек, кукол, роспись, аппликация). Будут проводиться мастер-классы для воспитателей, консультации с целью углубления знаний в данном направлении. Дети «в живую» смогут рассмотреть одежду, мебель, предметы народного быта.
Конечно же, пространство нашего музея не позволит провести масштабные мероприятия (для всех групп одновременно) в русской избе. В рамках проекта организуется деятельность вне избы с привлечением узких специалистов, массовые праздники («Масленица» и др.), мы проводим на улице.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении разработаны перспективные планы мероприятий, конспекты занятий и развлечений по возрастам, сценарии праздников; нарабатывается методическое обеспечение: подбираются игры, продумываются выставки, наглядный материал.
В музее будут созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта,
орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, посидеть за ткацким станком, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Полный цикл познания предмета народной культуры позволит развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров. Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье. Таким образом, посещение музея позволит ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами дети и их родители.

Майшева Татьяна Васильевна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 6 "Лукоморье", г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Майшева Т.В. Посиделки в мини-музее группы "Русская изба" // Совушка. 2018. N3(13)..02.2019).

Заказ № 114796

Цель: ознакомление дошкольников с историей русского быта, устройством деревенской избы, народными традициями и искусством.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
  2. Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, кудель.
  3. Вызвать радостное настроение от общения со сверстниками и взрослым.
  4. Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Предварительная работа: з накомство с предметами быта, обычаями, традициями на других занятиях в мини-музее «Русская изба»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.

Материалы и оборудование: предметы быта в мини-музее группы «Русская изба», ноутбук, проектор

  1. Вводная часть

Хозяюшка избы (воспитатель): Ребята, мы вновь с вами в нашем мини-музее «Русская изба». А кто из вас помнит русские народные пословицы, поговорки?

Дети: «Домом жить - не лукошко шить», «Хозяюшка в дому, что оладушек в меду», «Домом жить - обо всем тужить», «Много гостей - много новостей», «Что есть в печи - на стол мечи»

Хозяюшка просит объяснить детей, о чем говорят некоторые пословицы, затем сама подводит итог.

  1. Основная часть

Хозяюшка: А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

Дети отгадывают загадку. Один из детей (заранее подготовленный) рассказывает про деревянную ложку: «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

Хозяюшка и дети благодарят ребенка за рассказ .

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Хозяюшка предлагает детям сыграть на деревянных ложках.

Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

Хозяюшка предлагает детям отгадать загадку:

Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (веретено)

Дети отгадывают загадку (вероятнее всего не отгадают).

Хозяюшка : А это, ребята, веретено! Кто о нем что-то слышал или знает для чего оно используется?

Хозяюшка предлагает посмотреть видеофильм о веретене и о том, как на Руси пряли пряжу.

  1. Заключительная часть

Хозяюшка : Что нового вы сегодня узнали? Кто из вас видел веретено или прялку? О чем расскажите своим родителям?

Хозяюшка хвалит детей.

В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Арина». Играющие встают в круг, в середине водящий - Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют: Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Хозяюшка : Вот в такой обстановке наши предки сидели в одной из изб и пряли шерсть, вязали, плели лапти, пели.

Литература:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2000.
  2. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. СПб, 2005.

Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Русская изба» и создана система работы с детьми по этому направлению.

Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Цель: формирование личностной культуры у детей на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.

Задачи: продолжать знакомить детей с бытом и жизнью русского народа, р азвивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, рассматривание музейных экспонатов. Изготовление различных украшений на занятиях художественного творчества.

Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол,

Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, русский народные костюмы, самовар.

Игра с лентой (в группе)

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

Путь-дорожку укажи

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (в русскую избу)

Дети заходят в музей «Русская изба», их встречает хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите, проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. Отгадайте загадку:

«Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)

Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое главное в деревенской избе – это печь.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка.

Хозяюшка: А еще в каждой избе был «красный угол». В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». В углу стоял стол и лавки, где располагалась вся семья.

Хозяюшка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? (ребёнок)

Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Люльку закрывал полог. Это не просто ограждение от света и мух, а ещё и от злых духов препятствие. Строго-настрого запрещалось качать пустую люльку, якобы ребёнок будет спать беспокойно.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Всё было сделано с любовью, передавалось из поколения в поколение.

Хозяюшка: Где русские хозяйки хранили одежду?

Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)

В каждом приличном городе должно быть место, в котором можно посмотреть на быт местных народностей и поесть национальной кухни. В одном из недавних постов я показывала такой . А теперь покажу наш, саранский. В один из летних дней мне все-таки удалось попасть на экскурсию в этнографическом комплексе "Мордовское подворье". Три раза пыталась я) И вот смогла!
Предлагаю посмотреть, что же там внутри.

Сначала зрелища, а потом уже хлеб! Поэтому идем в музей.
Чтоб вам было проще попасть внутрь , я просто сфотографировала раскладушку со всей информацией:)

Сразу стоит отметить, что это не совсем аутентичные предметы быта. Это скорее стилизованное, но максимально приближенное к реальности. Скажем так, это "лубок" для туристов города:) Но все равно красиво.

Экскурсия начинается с избы. Достаточно просторная, хочется сказать. Не совсем отражает историческую правду, т.к. мордва изначально жила в землянках. Потом переселилась в избы с парой окон и очагом в середине избы. Этот дом скорее отражает обычную деревенскую современную избу, максимум - столетней давности.

Первым делом проходим в кухню, или как она называется в моей деревне в Дубенском районе - "заднюю" избу. В ней обычно размещается печь, место для приготовления еды, кухонная утварь и обеденный стол.
Над обеденным столом обязательно висит икона в рушниках.

А вот и печь. В то время, когда еще не было умывальников, вместо них служили обычные ведра. Конечно же, рушники с национальной вышивкой. У моей бабушки в деревне очень похожий узор на рушнике, кстати:)
Кухонная утварь на фото справа - ухваты, деревянные ломаты, чтобы "садить" в печь хлеб, коромысло, кочерги. Вообще здесь вся утварь вперемешку, без деления по эпохам. Даже примус затесался:)

Вот рыжая глиняная посуда мне знакома по бабушкиному дому. Черную первый раз вижу.

В Подлесной Тавле у нас развито ремесло резьбы по дереву. Эту скульптуру выполнена там, если нам сказали правду. Ветеце обозначает "пятый":)

А вот "норов" в переводе обозначает "земля". Кстати, в углу правого снимка вы видите зубчатую доску - стиральную машинку прошлого:)

В Мордовии, как и в других регионах страны, было принято собирать целебные или пряные травы и сушили их у печи.

В этой избе "задняя" изба и "передняя" разделены коридором. В нашей деревне коридор обычно проходит сбоку .

Передняя изба. Обычно здесь находились спальные места членов семьи, комоды/шкафы с вещами и сакральные семейные ценности вроде фотографий. В музее в передней избе представлены национальные костюмы. Это, конечно, костюмы праздничные. На вешалке висят пулай - пояс с монетками и вышивкой, обычно украшаемый бахромой. Он был обязательным элементом одежды, также как и головной убор. И нижняя рубашка, обязательно с вышивкой. По крою и вышивке можно было определить к какой этнической группе относилась женщина, ее носившая. Обязательным элементом был и передник.

Полотенца и подушки тоже украшались вышивкой. Одеяло на кровати лоскутное, но я не уверена на 100%, что так было в действительности.

Прялки. В детстве я даже пыталась учиться прясть:) Кстати, коврик на лавочке вязался из тонких полосок ткани. Таким же способом производились и половики.

Интересной особенностью у мордвы является оформление коллажей фотографий. Я так пишу потому, что больше нигде не видела подобного. Бралась большая деревянная рама и в нее в произвольном порядке вставлялись фотографии различного формата. На фото в музее изображены мордовки в национальной одежде. Говорят, что часть из этих фото - подлинники, подаренные музею.

Избу осмотрели, теперь отправляемся осматривать хозяйство. Первым делом - амбар. Вот он, справа.

Во всех амбарах страны. Сусеки:)


Здесь все знакомо каждому - ведерки (хотя лично я такие в мордовской деревне не встречала), гири для весов и рамки для меда. Слева возле гирек можно заметить кусочек интересного девайса. Это терка для картошки. На ней натирали картошку, отжимали сок и производили крахмал. А из крахмала делалась лапша, которую, в свою очередь, использовали в мордовском блюде "лапшевник".

Знаете, что это? Маслобойка или "пахталка". В ней пахтают масло. Я в свое время участвовала в процессе. Потом свежие хлопья масла вылавливают, слипают в комочки, отжимают пахту и бросают в ледяную воду, чтоб застыло. Какую-то часть этого масла используют как обычно - намазывают на хлеб или блины, а большую часть топят в печи, получая топленое масло. Оно ярко-желтого цвета и немного крупинчатой структуры, с ореховым запахом. Меня тут некоторые пытались удивить индийским маслом топленым. Ну что с москвичей возьмешь, им все в диковинку. Ну а мы, дети Поволжья, знаем, что топленое масло это вам никакое не индийское изобретение:) Хотя точно не уверена, что мордва не переняла это от русских.

Перемещаемся во двор, или по-мордовски "кардаз". Дворы бывают как под одной крышей с домом, так и отдельно стоящие. В музее перед сараем находится стилизованный загон для птицы и крупного и мелкого рогатого скота.

Внутри все обычно - ясли для сена или соломы. И макеты животных:) В частности, в Мордовии многие держат овец и баранов.

Перехватова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Плешановский детский сад № 1"
Населённый пункт: с. Донское, Красногвардейский район, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Экскурсия в мини- музей "Русская изба"
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Экскурсия в мини- музей «Русская изба»для детей старшей

группы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
«Познавательное развитие»
ЗАНЯТИЕ:
Формирование целостной картины мира.
ВИД ЗАНЯТИЯ:
Ознакомление с социальным окружением.
ИНТЕГРАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОБЛАСТЕЙ:
«Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».
ЦЕЛЬ:
Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
ЗАДАЧИ:

1. Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми. - Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. - Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).
2. Развивающие:
- Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов; народных игр. - Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно – исследовательская, коммуникативная.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

РАБОТА:
знакомство с экспонатами музея, заучивание текстов загадок, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта, русской избе. Повторение правил поведения в музее.
СЛОВАРНАЯ

РАБОТА:
Изба, иконы,печь, рубаха, порты, сарафан, кочерга, чугунок, лапти, валенки.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

-
Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. - Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. - Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
ХОД ЗАНЯТИЯ

Хозяюшка (воспитатель):
Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая Да красивая какая! Проходите хорошо всё обглядите. Я приглашаю вас в наш музей. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
Хозяюшка:
Музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для
того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. В нашей группе собран уголок русской старины. Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли! - Первое помещение в доме – сени. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать «на прохладе». А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.
Ребенок:
Похлёбкой, кашей, пирогами Красна ты, русская изба, Да ткаными половиками Гостей встречаешь ты всегда.
Хозяюшка:
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая, а порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: занимала печь основное пространство избы. В народе говорили: Без печи хата – не хата.
Хозяюшка:
А как вы думаете, для чего нужна печка?
Дети:
Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме, чтобы спать на ней.
Хозяюшка:
Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Ребенок.
Вот печь! Полдома занимает! Такую, где теперь найдёшь? Чугун со щами вынимают - За уши впрямь не оторвёшь! А на печи ещё лежанка: Болеешь - так погрей бока.
Хозяюшка:
Печка была многофункциональной: в ней варили еду, она обогревала и даже освещала дом. На печке спали дети и старики, в печке люди мылись, то есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек.А ещё в ней сушили продукты и одежду. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли болезни, например, простудные заболевания.
Хозяюшка:
А кто из вас больше пословиц про печку и русское гостеприимство знает? - Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся. - Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи! - Что есть в печи, все на стол мечи. - Гости на печь глядят, видно, каши хотят. - Около печи нельзя не нагреться. - Словно с печи свалился.
Хозяюшка:
Печь делила избу на три части: «Красный угол», «Бабий кут» (женская часть избы) и «Конник» (мужской угол). В правом от печки углу командовала хозяйка. Здесь всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Другой, левый от печки угол назывался
красный,
т. е. красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Вот как об этом говорят русские пословицы:
- Что есть в печи – всё на стол мечи. - Не красна изба углами, а красна пирогами. - Умей в гости звать, умей угощать. Сажая гостей в красный угол, говорили: Встречайте не с лестью, а с честью. Задний угол исстари был мужским. Здесь помещали коник - короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь, вязали сети и т. д. Под коником или в самом ящике хранили инструменты.
Хозяюшка:
Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Отгадайте загадки о музейных экспонатах: Наша толстая Федора Наедается не скоро А зато, когда сыта От Федоры теплота (печь). Книзу узок, верх широк Не кастрюля – а …(чугунок). Не бык, а с рогами, Не ест, а еду хватает, А что схватит - отдает? (ухват).
Хозяюшка:
Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? (Дети по желанию вынимают из печки чугунок)
Хозяюшка:
У меня для вас есть еще загадка: Деревянная подружка, Без нее мы как без рук, На досуге - веселушка, И накормит всех вокруг. Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает.
Дети:
ложка.
Хозяюшка:
А вот и ложки расписные. Посмотрите, какие они все разные и по форме и по раскраске. Из какого материала они сделаны? (ответы детей)
Хозяюшка:
А это чашки, миски. Из чего они сделаны? Чем они отличались от современной посуды?
Хозяюшка:
Да, раньше посуду делали из дерева или из глины.
Хозяюшка:
А это старинная одежда. Рассмотрим ее. Как называются предметы одежды, из какой ткани их шили, чем украшали, чем отличалась повседневная одежда от праздничной? Кто шил такую одежду? (дети отвечают).
Хозяюшка:
Ну, а раз оделся ты И в рубаху и порты – Надо обувь одевать И на праздник поспешать!
Хозяюшка:
Посмотрите, что это? (обращает внимание детей на старинную обувь – лапти, валенки). Назовите эту обувь.
Дети:
Валенки и лапти.
Хозяюшка:
Как вы думаете, какая обувь для холодного времени года, а какая для теплого?
Дети:
Зимой - валенки носили, а летом – лапти.
Хозяюшка:
Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная, Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
Хозяюшка:
А для чего пряжа нужна была?
Дети:
Чтобы вязать носки, одежду.
Хозяюшка:
Женщины и девушки ткали половики, шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?
Игра (народная) «Ремешок».
Дети садятся на корточки в круг. За кругом ходит водящий с ремешком (ленточкой) и говорит: Прячу, прячу ремешок, под камышевый кусток, А кто зореньку проспит, того бить, колотить! С этими словами он кладет ремешок за одним из играющих, тот должен поднять ремешок и бежать за ведущим. Ведущий, обежав круг садится на место играющего. Если его догнали, меняются ролями.
Хозяюшка:
Сегодня, дети, вы в первый раз пришли в избу, и я вижу, вам не терпится все поближе увидеть. Не стесняйтесь, проходите, да всё поближе рассмотрите.
Итог:
О каких предметах русской горницы мы сегодня говорили? На какие части делится русская изба? Что находится в красном углу? Как называлась женская часть избы? Как называлась мужская часть избы?

Приложение.
Экспонаты мини – музея «Русская изба» Экскурсию проводит Хозяюшка (воспитатель)«Русской избы».