Ван дейка изображения простых людей. Ван Дейк - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Знакомство живописца с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах генуэзской знати (парные портреты маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя). Вместе с тем ван Дейк писал психологически выразительные портреты людей высокого интеллекта и творческой одаренности (портрет скульптора Ф.Дюкенуа, около 1622 года, Музей старинного искусства, Брюссель). В 1627–1632 годах Антонис ван Дейк вновь жил в Антверпене, в 1630 он стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы.

В этот период творческого расцвета художнику удалось объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца Снейдерса, Старая пинакотека, Мюнхен) – раскрыть духовное богатство современников. Эффектны, хотя и более однообразны по манере религиозные и мифологические композиции ван Дейка (“Отдых на пути в Египет”, конец 1620–х годов, Старая пинакотека, Мюнхен).

С 1632 года ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (“Карл I на охоте”, 1635, Лувр, Париж), английской знати (портрет Дж.Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утонченный аристократизм образов.
В поздних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся внешним, стандартным приемом психологической характеристики, в колорите появляются сухость и пестрота, в целом же, однако, его творчество способствовало становлению национальной английской школы портретной живописи.

Картина Антониса ван Дейка “Конный портрет Карла I”.
Безупречные доспехи, тверды и пристальный взгляд, царственная осанка – все говорит о значительности изображенной персоны. В качестве придворного живописца Карла I художник получил заказ запечатлеть в портрете образ королевского величества. После обучения у Питера Пауля Рубенса в Антверпене Ван Дейк уехал в Лондон, а затем в Италию. Здесь он воспринял более элегантную манеру живописи, которой придерживался всю дальнейшую жизнь. Именно в Италии Ван Дейк создал стиль, который положил начало традиции английского живописного портрета. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Художника часто обвиняли в том, что он льстит своим моделям, однако не все бывали довольны. Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что почувствовала себя "очень неприятно" и "совсем себе не понравилась – лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал".

Антонис ван Дейк - наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Ван Дейк рано сложился как художник.Сын богатого антверпенского коммерсанта, он всегда в своих картинах и портретах подчеркивал аристократизм модели, ее хрупкость и изысканность. Именно таким баловнем судьбы мы видим его на автопортрете: усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца, в натуре подчеркнуты черты женственности. Тщательно выписаны красивые холеные руки, аристократически небрежен костюм, романтически развились кудри.

В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские. Но главным жанром ван Дейка становится портрет. В первый, антверпенский период, он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по искусству, пишет в строго реалистической манере, с тонким психологизмом. Но по приезде в Италию этот тип портрета уступает место другому. Ван Дейку заказывают множество парадных портретов генуэзской знати.

Вернувшись в Антверпен, ван Дейк создает целую галерею портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаще всего в рост, в эффектной позе, в роскошной богатой одежде.

Хотя ван Дейк был очень близким учеником Рубенса, в своем творчестве он был далек от своего учителя.

На портрете знатная дама с дочкой на руках. Высокое положение женщины подчеркивает высокий гофрированный воротник. У девочки воротник простой, но тоже под самый подбородок. Наряд девочки украшают два красных бантика - на макушке и на груди. Наряды обеих выглядят достаточно строго. Лишь фон в виде красной портьеры и светло-коричневых обоев оживляет портрет.
Хочется отметить лицо женщины с тонкими, четко выписанными чертами и слегка поджатыми в полуулыбке губами - что говорит о строгом, сдержанном характере женщины. А дочка явно похожа на мать - с такими же темными глазами, тонкими, поджатыми губами.

Генриетта Мария Французская - младшая дочь короля Генриха IV и Марии Медичи. В 16 лет она была выдана замуж за Карла I Стюарта, короля Англии, Шотландии и Ирландии. Была матерью двух английских монархов - Карла I и Якова.
После замужества новобрачная обнаружила, что муж ее неделями не хотел видеть. И только позднее Карл потеплел к своей супруге и даже влюбился в нее. Генриетта старалась "облагородить" английский двор, покровительствовала театрам. Но ее набожность и католическая вера отталкивала от нее придворных - англичан.
В августе 1642 г. в стране разразилась гражданская война. Мария Генриетта, пытаясь помочь своему супругу, направилась в Нидерланды для сбора средств на ведение войны, поднимала население на защиту короля. Однако, король был казнен, а королева покинула пределы Англии.
С тех пор Мария Генриетта больше не вмешивалась в политику, занималась воспитанием детей в католическом духе. Жила в Лувре, потом в Пале-Рояле. В конце концов рассорилась с детьми и удалилась в монастырь Шайо, который сама и основала.
После Стюартовской Реставрации в 1660 году приехала в Лондон. последние годы провела во Франции.
Художник изобразил королеву вместе со своим карликом Джеффри.

Перед нами юная мать с ребенком на коленях. Сначала мы видим полное гордости за свое чадо лицо матери и серьезное лицо ребенка. Затем обращаем внимание на роскошные одежды, с восхищением изображенные художником. Тяжелые торжественные драпировки и цветовое великолепие не мешают нам воспринимать трогательное единение матери и ребенка.

В центре портрета, положив руку на голову огромному мастиффу, стоит принц Карл (будущий король КарлII). Справа от него принцесса Мария, первая королевская принцесса и принц Яков (будущий король Яков II) Он еще очень мал и по тогдашнему обычаю одет в платье. Младшие принцессы Елизавета и Анна - слева. Несмотря на скованную этикетом строгую осанку, Ван Дейк прекрасно передал очарование нежного возраста принцев и принцесс.
Картина создает праздничное настроение благодаря ярким краскам, нарядно одетым, красивым детям. Важное место в картине занимают и красивые ухоженные собаки.

Все евангелисты рассказывают, что, когда Иисус Христос умер на кресте, его ученик, богатый человек по имени Иосиф из города Аримафеи отправился к Понтию Пилату, чтобы испросить тело умершего на кресте Христа. Понтий Пилат дал согласие, и Иосиф снимает тело с креста. Он и еще один тайный ученик Иисуса Христа, по имени Никодим, приготовляют все необходимое для погребения по иудейскому обычаю: Иосиф покупает чистую льняную плащаницу (кусок льняной ткани) для того, чтобы спеленать умершего, а Никодим приносит состав из смирны и алоэ, "литр около ста", чтобы умастить его тело. Они спешат: Иисус Христос был распят и умер в пятницу. Следующий день суббота, по иудейскому календарю день покоя, когда что-либо делать воспрещено, поэтому умерший должен быть похоронен в пятницу до появления первой вечерней звезды.
Художник изобразил момент, когда распятого Христа сняли с креста и положили на заранее подготовленную плащаницу. Мускулистое мертвое тело Иисуса бессильно лежит на руках у Матери. Она в молении о сыне подняла глаза к небу. А над телом уже склонились ангелы, готовые унести Иисуса Христа в небеса.

Люси Хэй, урожденная Перси, графиня Карлайл. Придворная дама, известная своей красотой и остроумием. Она принимала участие во многих политических интригах во время английской гражданской войны.
При рождении была названа Люси Перси. Она была второй женой Джеймса Сенная, графиней Карлайл. О ней писали такие поэты, как Томас Карью, Уильям Картрайт, Роберт Херрик и другие, а в прозе ее описал сэр Тоби Мэтью. Она была заметной фигурой при дворе короля Карла I. Также она была любовницей Томаса Вентворта и Джона Пима, его парламентского противника. Позже - брошенная любовница Бекингема, ставшая агентом Ришелье из ревности.
Очень искусно художник передает живые переливы блестящего атласа платья, праздничное сочетание насыщенных красок.

Принц Томмазо Франческо де Савойя-Кариньян - сын Эммануила, герцога Савойского. Родоначальник ветви Савойских-Кариньян. Титул князя Кариньянского был дан Карлом Эммануилом своему младшему сыну по названию города Кариньяно во владение Савойских графов. С 1642 г. принц Томмазо был главнокомандующим французской армии в Италии.
Женился принц в Париже, не Марии де Бурбон-Конде, графине Суассон, внучке Людовика I Конде.
Художник изобразил принца Томмазо на вздыбленном коне, на фоне бурного облачного неба, на фоне колонны, наполовину закрытой драпировкой. Все это указывает на принадлежность к военной профессии, на готовность принца к сражениям...

Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невиданной физической силой. Всю жизнь он мстит филистимлянам, однако филистимлянка Далила стала его любовницей. Ее подкупили филистимлянские властители, чтобы она выведала источник силы Самсона.
Далила трижды пыталась это выведать и трижды Самсон обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но в конце концов Далила убедила Самсона довериться ей, убедила в своей любви, и Самсон открыл ей, что сила его покинет, если остричь ему волосы.
Ночью филистимляне тайком пришли к ложу Самсона и постригли его волосы. Он проснулся на крик Далилы:"Филистимляне на тебя, Самсон!", - и почувствовал, что силы покинули его. Враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы.
Но волосы его постепенно отрастают.Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву, Самсон вновь обретает силу и сдвигает с места два средних столба храма. А затем с возгласом "Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!", он обрушивает все здание храма на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю свою жизнь.

После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет новым правителем, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трех лет. Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока он снова не явится. Иосиф вместе с Марией собрли нужные вещи и с ребенком удалились из города. Преодолев длинный переход, они прибыли в селение Матариэ и стали искать место для отдыха.
Они расположились под деревом, которое наклонило свои ветви, чтобы дать путникам прохладу. Неподалеку от дерева из земли вдруг пробился ручей с чистой водой, где утоляли жажду беглецы.
Художник изобразил момент, когда семья отдыхает под деревом, а к ним спустились ангелы и развлекают маленького Христа.
Кругом роскошная природа, с дерева свисают фрукты, летают птицы. Картина, благодаря разнообразию красок, не выглядит тревожной, наоборот, она создает радостное, оптимистическое настроение.

Одно из лучших произведений художника. На портрете девочки, причесанные и одетые в нарядные шелковые платья, как придворные дамы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить "взрослую" серьезность, не могут сдержать детской непосредственности, лукавой улыбки на розовых, приветливых личиках, полных жизни, веселья и ликования.

Для этого портрета ван Дейк нашел тонкую и нежную гамму красок. Он намеренно выделил светлые фигурки девочек на темном фоне стены, что делает их легкими и яркими, светящимися.

Антиопа, дочь фиванского царя Никтея. Забеременев от Юпитера (Зевса), явившегося к ней в образе сатира, Антиопа в страхе перед гневом отца бежала из Фив в Сикион. (древнегреческий миф)

Семья де Тассис происходила из Бергамо и прославилась изобретением в конце XV столетия первой в Европе почтовой системы.. Мария происходила из антверпенской ветви семьи.
Художник изобразил девятнадцатилетнюю девушку, смотрящую прямо на зрителя. Темный фон позволяет сконцентрировать внимание на прекрасной модели. На ней изысканное черно-белое платье с большими буфами по французской моде того времени. Удивительно воздушный белый шелк искусно расшит тонкой золотой тесьмой. Многочисленные, тонко выписанные складки платья создают замечательную игру света и тени, подчеркивающую блеск изысканной ткани.
На груди Марии украшение в виде золотого креста с бриллиантами, на шее - нитка крупного жемчуга. В правой руке она держит веер из страусиных перьев, который будто колышется в воздухе, наполняющем пространство картины. Белоснежный высокий воротник из тонкого кружева украшен острыми узорными краями.
В слегка смущенной полуулыбке, озаряющей лицо Марии легком румянцем, тронувшем ее щеки, нежности белой кожи художник с виртуозным мастерством передает неповторимое очарование юности. Взгляд больших темных глаз девушки, смотрящих открыто и в то же время задумчиво, придает образу особое очарование.

Томас Уортон - английский исследователь истории литературы, критик и поэт, профессор поэзии Оксфордского университета. Поэтический лауреат Англии. Стихи начал писать еще в детстве.

Антонис ван Дейк. Автопортрет. 1618-19

Эпоха Барокко. Нидерланды. XVI век.

22 марта 1599 года в многодетной семье антверпенского зажиточного торговца тканями, Франса ван Дейка, родился мальчик Антонис, седьмой по счету ребенок из двенадцати детей четы ван Дейк. Антонис был особенным ребенком – талантливым и романтичным. Его способности к рисованию проявились слишком рано и были трепетно взлелеяны учителем – художником Хендриком ван Баленом. Первые шаги в творческую жизнь маленький живописец предпринял в 10-летнем возрасте и, спустя шесть лет (1615 год), имел возможность стать самостоятельным художником.

Особенной в развитии живописного таланта юного Антониса бала его необъяснимая любовь к портретным работам. Технику написания людей он оттачивал на автопортретах, которых насчитывалось за всю его жизнь немало. Первым из авторских портретов был тот, что написан в период 1613 – 1614 годов. С полотна этой работы на зрителя смотрит мальчишка с рыжими волосами, оливковыми глазами и здоровым румянцем. Эта работа «говорит» на языке таланта и прекрасного чувства цвета, осознанности, сравнимой со взрослым восприятием мира. Мальчик-художник с огненными волосами был отмечен самим Рубенсом. Начиная с 1618 года, юноша становится рубенсовским учеником и впитывает особенности написания постановочных картин у своего наставника. Теперь палитра ван Дейка более сочная, яркая и разнообразная. Тема портрета разбавляется мифологической и религиозной тематикой («Юпитер и Антиопа» - 1620-е гг., «Отдых на пути в Египет» - 1625г., «Триумф Силена» - 1625г., «Коронование терновым венцом» - 1620г.).

Юпитер и Антиопа. 1620

Отдых на пути в Египет. 1625

Триумф Силена. 1625

Коронование терновым венцом. 1625

Усердие ван Дейка заслужило особой похвалы Питера Пауля Рубенса, назвавшего своего подмастерье одним из лучших учеников. А в доказательство его таланта Антонису была подарена собственная мастерская.

В 1620-ом году ван Дейк впервые покинул свою страну, чтобы выполнить большой заказ на написание портретов королевской семьи Якова I. Лондонская жизнь познакомила молодого мастера с работами Тициана. Очарованный совершенно иной техникой письма и наложением мазков, использованием цветовой гаммы, Антонис смог обогатить былые композиционные уроки Рубенса с тициановскими нюансами.

Тяготение к портретной живописи, тем более к парадному портрету, так или иначе, брало верх над попытками ван Дейка переключиться на мифологические темы. Переехав в Италию в конце 1621 года, в течение шести лет, Антонис изучал творчество итальянских мастеров и писал знатных людей. Его поздние работы, по возвращении в Англию, стали по-взрослому жизненными и «настоящими». Ван Дейк наполняет своих героев подлинной красотой и естеством, уделяет внимание мелочам в одежде и украшениях, кутает образы в глубокий бархат и мерцающий атлас, подчеркивает настроение персоны и статус (Портрет Филадельфии и Элизабет – 1640г., Портрет дамы – 1634-1635гг., Конный портрет Карла I – 1633г.).

Портрет Филадельфии и Элизабет. 1640

Портрет дамы. 1634-35

Конный портрет Карла I. 1633

Своим письмом Антонис пытается угодить заказчикам, однако, бывали и недовольные. Так, графиня Сассекская, взглянув на свой законченный портрет, оказалась не совсем довольна пухлым и круглым лицом женщины, смотрящей с холста, при этом подозревая, что оригинал вполне соответствует картине.

Особенным в работах живописца стал коричневато – охристый колорит, теплый и деликатный. Теперь мастер замахнулся на постановочные портреты, одевая своих героев в охотничьи и бальные наряды, окружая персонажей пейзажем лесов или дворов. Отдавая предпочтение работам по заказу, Антонис ван Дейк, тем не менее, пробует свои силы и в других жанрах. Например, в гравюре, работая по собственным эскизам и чертежам. Его станковые произведения, в том числе серия тарелок, составляли оригинальную коллекцию работ. Еще следует ряд карандашных и акварельных работ. Но, как и все коммерсанты, художник отдал предпочтение живописи, приносящей большую прибыль.

Ван Дейк, Антонис – художник эпохи Барокко, стал основоположником совершенного нового направления в портретной живописи, затронувшей европейское искусство. Он позволил себе использовать манекены в поздних постановках, допустил учеников к собственным картинам. Разумеется, это сказалось на качестве его последних работ, но не стало менее ценным подарком для последователей. Скончался мастер от продолжительной болезни в Лондоне 9 декабря 1641 года. Ему было 42 года, и последним его пристанищем стал Собор Святого Павла.

ВАН ДЕЙК Антонис (van Dyck ) (1599-1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. . Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.

ВАН ДЕЙК (Van Dyck, Dijk ) Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета 17 в.

Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников «легкостью» руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.

Ранний антверпенский период

В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений («Пьяный Силен», ок. 1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден; «Самсон и Далила», ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон; «Св. Мартин и нищие», ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок).

Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью («Семейный портрет», между 1618 и 1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; Изабеллы Брант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон).

Итальянский период

В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалось активным изучением итальянской живописи, особенно , и стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняя представительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портрете ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галерея Питти, Флоренция).

Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов («Маркиза Улена Гримальди», Национальная галерея, Вашингтон; «Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале», собрание Фрика, Нью-Йорк; «Паола Адорно с сыном», Национальная галерея, Вашингтон; «Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале», Палаццо Россо, Генуя; «Маркиза Бальбиани», Метрополитен-музей; «Семейство Ломеллини», Национальная галерея, Эдинбург; «Старый сенатор», «Супруга старого сенатора», Картинная галерея Берлин-Далем).

Второй антверпенский период (1627-1632)

В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Каноны барочной композиции отступают подчас перед образом лирического плана, подчиняющим все изобразительные средства («Отдых на пути в Египет», начало 1630-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). Более декоративна написанная на этот же сюжет картина из Эрмитажа, обычно известная как «Мадонна с куропатками» (начало 1630-х гг.). Однако в зрелом творчестве Ван Дейка по-прежнему присутствуют портреты. Среди них парадное изображение вдовствующей эрцгерцогини Изабеллы в одеянии ордена св. Клары (ок. 1628, Музей истории искусств, Вена), Хендрика ван дер Берга, фельдмаршала испанских войск в Нидерландах (ок. 1628, Прадо), представителей знатных семейств Фландрии и Брабанта (портрет Марии Луизы де Тассис, галерея Лихтенштейн, Вадуц), сановников и бюргеров, и менее парадные, но полные естественной жизненности портреты друзей и знакомых, в первую очередь собратьев по искусству - фламандских художников Гаспара де Крайера (там же), Хендрика Снайерса (Старая пинакотека, Мюнхен), Мартина Рейкарта (Прадо), филолога и издателя Яна ван дер Ваутера (Музей изобразительных искусств, Москва), иезуита и географа Жана Шарля де ла Фай (1624, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). В многочисленных автопортретах Ван Дейк создает романтизированный образ художника - баловня судьбы.

Разнообразие характеристик присуще и офортам, составившим изданную в 1627 «Иконографию» - сборник офортов-портретов известных современников (из 100 изображений мастером собственноручно сделано 16, для остальных он давал предварительные эскизы).

Английский период

В 1632 по приглашению короля Ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря. Мечты его сбываются. Незадолго до смерти, благодаря браку с Мери Рутвен, молодой фрейлиной королевы, Ван Дейк входит в ряды английской аристократии. Он пишет множество портретов короля, королевы и их детей; чести позировать ему добивается все высшее общество.

В многочисленных портретах (Филиппа Уортона, 1632, Метрополитен-музей; Томаса Уортона, конец 1630-х гг., Эрмитаж; Джорджа Дигби и Уильяма Рассела, ок. 1637, собрание Спенсера, Олторп; Артура Гудвина, 1639, собрание герцога Девонширского, Дербишир), воссоздающих атмосферу английского двора, высокий аристократизм образов сочетается с их эмоциональной утонченностью. Оригинальностью замысла отличается портрет Карла I (ок. 1635, Лувр): принципы парадного изображения выявлены здесь как бы смягченно, в более интимном истолковании, король изображен на фоне пейзажа в изящно-небрежной позе, позади слуга держит породистого коня. Однако в целом парадный портрет английского периода приобретает черты холодной представительности, внешней декоративности, в нем появляются символические и аллегорические аксессуары.

По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». На основании рассказа приятеля Ван Дейка кельнского банкира Эберхарда Ябаха известно, что он работал над несколькими портретами, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.

В Антверпене. Последние годы жизни

Во время своей работы при английском дворе он дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. В последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ - циклом шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, росписями главных галерей Лувра, для чего совершил две поездки в Париж. Однако, потерпев неудачу в этих замыслах, больной художник вернулся в Лондон и вскоре умер. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Павла.

Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк принадлежал к знаменитой художественной школ Антверпена 17 века. За свою не очень длинную жизнь (1599-1641), он написал огромное количество работ – его наследие составляет около 900 полотен. Работы Ван Дейка исполнены в разных жанрах на разную тематику. Его картины – это сюжеты из Ветхого и Нового завета, мифология и портреты. Но в истории искусства он отмечен как замечательный портретист. Именно Антониса Ван Дейка считают родоначальником европейского портретного жанра. Он также основатель английской школы портрета, которая неизменно сохраняла его традиции в течение нескольких веков. Используя реализм, характерный для фламандской школы живописи, он создает официальный парадный портрет, в котором на первом плане не столько парадные одежды и весь декоративный, пафосный антураж, сколько благородство, утонченность, рафинированность и интеллект человека вне зависимости от его социального статуса.

Биография Антониса Ван Дейка кратко

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 г. во фламандском городе Антверпен в семье состоятельного торговца тканями. В десятилетнем возрасте начал обучение у X. Ван Валена, а к шестнадцати годам уже имел собственную мастерскую. В этом нет ничего удивительного – в 17 веке люди взрослели очень быстро, ведь человеку отводился гораздо более короткий век, чем в современное время, и люди стремились успеть оставить свой след на земле. Ван Дейку это вполне, оказалось, по силам. Его незаурядные способности отметил великий Рубенс, с которым молодой художник имел возможность работать в одной мастерской. Рубенса можно по праву считать учителем и наставником Ван Дейка. Но к чести и способного ученика, и великого учителя, работы Ван Дейка не были копированием манеры своего мастера. Он, как и любой талантливый человек, стремится выработать свой собственный стиль, и это ему вполне удается. Молодой художник не сидит на месте, тем более что слава о его способностях уже перешагнула границы Фландрии. Он отправляется в Англии, где трудится при дворе короля Якова I. Ван Дейк преклоняется перед итальянской живописной школой и отправляется в Италию. Более 10 лет он живет и работает в Италии, в основном в Генуе. В 1632 году английский король предлагает Ван Дейку должность придворного художника, и он отправляется в Лондон, где будет жить до самой смерти 9 декабря 1641 года.

Творчество Антониса Ван Дейка

Творчество Антониоса Ван Дейка совпало с вершиной расцвета в Западной Европе фламандской школы живописи. Молодой, но явно талантливый художник еще в пору его ученичества у Рубенса безбоязненно, с юношеским максимализмом брался за исполнение любой художественной задачи. Хотя вскоре стало ясно и ему самому, и его наставнику, что по складу характера Ван Дейку удачнее всего удаются портреты. Это проявилось и в первых самостоятельных работах - «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», написанной в 1618 году. Человеческие лица, изображаемые художником на полотнах, передают чудо жизненных волнений, страстей, чувств. Живописец стремится раскрыть и передать эмоциональный мир человека, колебания его души, которой присущи все возможные чувства – от низменных до возвышенных. Он пытается проникнуть сквозь внешнюю оболочку своего персонажа, сделать его образ живым и одухотворенным. Примером такого проникновения во внутренний, духовно богатый мир своих современников, мы видим на портрете живописца Снейдерса, написанным в 1620 году.

Один из шедевров творчества Ван Дейка - это "Семейный портрет", который можно увидеть в Эрмитаже. Когда смотришь на этот портрет, появляется ощущение, что ты знаешь давно этих людей. Мягко, спокойно смотрит на вас с портрета миловидная женщина с ребенком на руках. Рядом ее муж с напряженным, буквально пронзающим вас взглядом, и сразу понятно, что это сильная и незаурядная личность с волевым и несколько нервным характером.

Ван Дейк – это первый художник, который создал парадный детский групповой портрет на картине "Портрет детей семьи де Франки”, написанный в 1627 году в Италии. Не только современники самого художника, но и современные критики ставят портретное творчество Антониса Ван Дейка в один ряд с лучшими портретами Рафаэля и Тициана.