Традиции русского гостеприимства.

Всем привет! Давайте поговорим о том, с чем каждому из вас придётся столкнуться по приезду в Россию. Совершенно верно! Вас пригласят русские знакомые или друзья к себе в гости. И вот тут обычаи разных стран в чём-то сходятся, а в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Я предлагаю вам заглянуть вместе со мной в дом современного русского, а заодно и пополнить ваш словарный запас новыми выражениями о гостеприимстве.

Так что, добро пожаловать (в старину говорили «Милости просим, гости дорогие! Чем богаты, тем и рады!») к нам в гости!

Чем славится любой дом в первую очередь? Конечно, своим гостеприимством. Русские здесь не отстают от других народов. Есть даже такое выражение, которое до сих пор иногда можно услышать в наши дни – хлебосольный дом или хлебосольные хозяева . Раньше повсеместно хозяйка дома встречала гостей с хлебом и солью у входа в дом. Низко кланялась всем и предлагала съесть отломленный кусочек хлеба с солью (как символ дома, т.е. приобщения к нему). Таким образом подчёркивалась открытость души, чистота мыслей и доброжелательность всех присутствующих по отношению друг к другу. Сейчас этот обычай сохранился при встрече больших иностранных делегаций в аэропортах, на свадьбах, а также в провинциальных российских городах и деревнях. Зато смысл, который несёт это выражение остался. И будьте уверены, что если вы приглашены в гости к русским, то вас встретят самым лучшим образом, устроят праздник, и соберётся вся семья.

Запомните одно правило – не приходите в гости с пустыми руками! Важна не цена презента, а ваше внимание, а значит и уважение к дому тех, кто вас пригласил. Маленький сувенир, сладости, игрушка ребёнку – всё на ваше усмотрение.

Одна из форм русского речевого этикета – это пожелать перед принятием пищи всем присутствующим « приятного аппетита ». Эта наша традиция всегда желать друг другу приятного принятия пищи. А вы этой фразой дадите понять хозяйке дома, что готовы ей помочь осуществить её основную задачу – накормить и напоить вас досытаJ Раньше основную массу населения составляли деревенские жители – крестьяне. Расстояние между деревнями было большое и селяне были рады каждому заезжему туристу. Для него доставалась лучшая еда и питьё. Такой гость всегда уезжал с полным желудком, а заодно и рассказывал всем, с кем встречался по пути, у каких гостеприимных людей побывал.

А когда соберётесь покидать дом, обязательно поблагодарите хозяйку и хозяина дома за приём. Скорее всего вы услышите в ответ - « На здоровье! ». Общий смысл это слова созвучен со словом « пожалуйста », только шире и объёмнее. Вам действительно пожелают здоровья, богатства и процветания.

Ну, а если захотите, чтобы о вас думали, как о скромном и мудром человеке, который умеет ценить время людей, скажите напоследок – « В гостях хорошо, а дома лучше! ». Гарантирую, что вы навсегда останетесь желанным гостем в этом домеJ

Теперь вы готовы к посещению русской семьи. Осталось только достать красивую одежду, в которой вы бы пошли на важную встречу… Вот и всё. И, пожалуйста, не опаздывайте. Приходите вовремя. Вас будут с нетерпением ждать.

До новых встреч.

Современное русское гостеприимство отражает древнейшие обычаи предков, которые сформировали менталитет народа и прочно «срослись» с его представлениями о радушии, хлебосольстве. Обычаи гостеприимства нашли свое выражение в фольклоре, всевозможных пословицах и поговорках, прекрасно отображающих отношение русских людей к гостям.

Как на Руси звали в гости

В старину на Руси деревни и города находились на большом удалении друг от друга. Поездка в соседний населенный пункт представляла собой грандиозное событие и могла занимать до нескольких недель. По этим причинам любой пришлый человек являлся желанным гостем. Он приносил с собой новости, мог рассказать что-то интересное или предупредить о надвигающейся опасности. Встречали гостя с искренней радостью и старались угодить ему во всем.

В условиях существования без телевидения, радио, интернета и других технических развлечений живое общение представляло собой особенную ценность. Но русичи не скучали в ожидании далеких, «заморских» гостей. Скрасить однообразные будни помогали гости из ближайшего круга: соседи, дальние родственники и кумовья, проживающие в другой части деревни. Для таких случаев требовалось приглашение.

В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости прошу к нашему шалашу», «Милости просим!» - такие фразы сопровождались обычно поклонами. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Это обращение подразумевало и то, что человеку будет оказан очень почтительный прием.

Как встречали гостей

Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально она символизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, - хлеб. Человек, переживший хоть один неурожайный год и голод, прекрасно понимал значение этой традиции.

Поднесение каравая хлеба с солью означало очень многое. Оно символизировало установление мира и добрососедских отношений. В Московском и некоторых других княжествах жители считали, что само словосочетание «хлеба да соль» отвращает от дома и людей любое зло. Обычай встречать долгожданных, дорогих гостей хлебом-солью сохранилась до сих пор. Она повсеместно используется на свадьбах, высокопоставленных приемах иностранных делегаций и пр.

Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась пришлым в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!» Гость должен был съесть кусочек хлеба, обмакнув его слегка в солонку. Затем он приветствовал и целовал радушную хозяюшку. Гость также должен был выпить рюмку водки, после чего участники церемонии снова обменивались поклонами. Так выглядел обряд целования, после которого гостей приглашали в дом.

Как угощали на Руси

На Руси гостям не только оказывалось огромное почтение. Их старались угостить всем самым лучшим, что только есть в доме. Выражение «Закатить пир горой» относится как раз к истинно русскому способу принимать гостей. Переступив порог дома, пришлые крестились на иконы в Красном углу и ждали особого сигнала от хозяйки. Приглашением к столу служило обычное действие хозяйки дома: женщина просто отправлялась к так называемому своему, «женскому» столу. После этого все рассаживались.

Угощение на Руси готовилось богатое, разнообразное и обильное. Например, на княжеских пирах могло быть до 500 перемен блюд. Хозяева старались, чтобы столы чуть ли не ломились под тяжестью угощения. Это был еще один способ показать гостю свое почтение. Подавали пироги с разной начинкой, мясные блюда и запеченную птицу («жаркое»). Затем следовала перемена блюд. Хозяйка угощала «ушным». Так назывались на Руси супы.

После ушного следовал небольшой перерыв. Гости отдыхали от обильной трапезы, общались, выпивали, обменивались шутками-прибаутками. Затем следовал десерт: всевозможные сладости, выпечка, мед и пр. Во время таких пиров много пили, шутили, пели и плясали. Радушный и зажиточный хозяин в знак особого уважения мог даже одарить почтенного гостя шубой или какой-то другой ценной вещью.

Как гостей провожали

Пиры по случаю прихода гостей могли продолжаться много часов. Гостей нередко оставляли на ночевку, предлагали попариться в бане. Когда приходило время прощаться, обязательно следовало выпить рюмку на посошок и посидеть немного «на дорожку». Когда гости, сильно захмелев, наконец собирались в путь, хозяева говорили известное и сейчас пожелание: «Скатертью дорога!»

Это в наше время оно имеет негативную окраску. На Руси так желали легкого пути, чтобы дорога была ровной, гладкой и чистой, как скатерть. Беспокойство о том, чтобы дорогие гости без проблем добрались домой, являлось естественной составляющей традиционного русского гостеприимства.

«Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и до нынешнего времени обыкновенное во всех слявянских… Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением…»

…..Н.М.Карамзин «Об истории Государства Российского»

Гости на пороге . Это событие всегда волнительно. Издревле повелось: гость на порог – радость в дом. Объяснялось это тем, что селения и поместья располагались далеко друг от друга и новый человек всегда был в диковинку. Прежде всего, он приносил новости из мира, а потому вызывал интерес: где был, мил человек? Что слыхал – видал? О чем поведаешь? Что же теперь, когда нас на 1 квадратном километре проживает ой как много? Мы стали гостить друг у друга реже, дела, заботы и что-то еще мешают нам. Но нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей. Чем делиться, если все обо всем знают из СМИ и интернета? Да и в гости нынче ходить не особо требуется – позвонил, переговорил и ладно… грустно становится от этого. Но гостеприимство заложено в нас генетически (нам так кажется) и гостя не прогоняют, а принимают. Только качество приема нынче зависит от качеств гостя, а так не должно быть.

Какую нацию ни возьми, какой уклад ни рассматривай, к гостеприимству везде относились очень серьезно. Званым гостем становился и незваный, но переступивший порог дома, и усталый странник, и добрый путешественник. И пусть поговорки говорят не очень хорошо о незваных гостях, но радушный хозяин всегда умеет сделать так, чтобы каждый гость ощутил себя как у себя дома. Чтобы прослыть хорошим хозяином или хозяйкой, вовсе не обязательно поражать гостей дорогой посудой, столовым серебром и богатым угощением. Важно, чтобы гости, придя к вам, чувствовали себя хорошо и видели, что им искренне рады.

Зрелые, развитые формы гостеприимства ориентированы на малознакомого или незнакомого человека; простейшие, зачастую обычные формы предназначены для хорошо знакомого гостя, например, родственника или соседа. У народов российского Севера хорошо сохранились самые простые формы гостеприимства, в то время как у народов Кавказа оно имеет сложные, ритуализированные до деталей обряды. К кавказским близки формы гостеприимства у горцев Балканского полуострова. У восточных славян - русских, украинцев, белорусов - гостеприимство со временем потеряло общеславянские архаические черты и приобрело своеобразные христианизированные формы. Нынче, в век глобализации практически всех процессов, и само гостеприимство становится обобщенным, то есть формируются одинаковые ритуалы приема гостя. В принципе и гостеприимство и радушие наших предков, какой бы национальности они бы не были, было направлено на то, чтобы гость не чувствовал себя плохо вдали от дома. Но тогда, много веков назад, подход у представителей разных культур и национальностей был разным: от спокойного приема гостя и угощения его простой пищей (в тех регионах, где у людей не было сложностей в пути до дома хозяина, и поэтому гости или путники не были там в диковинку), до бурной радости и празднования в честь гостя (в тех областях, где путь от одного населенного пункта к другому был полон неизвестности и трудностей, в таких местах путники бывали крайне редки и те вести, что они приносили, принимались с большей благодарностью, какой бы оттенок они не несли).

Ритуал гостеприимства, по существу, - это диалог двух сторон, вступающих в общение - хозяина и гостя. Оба они подчиняются достаточно строгому этикетному «сценарию», который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достичь конкретных целей: хозяину - достойно принять гостя, заслужив этим милость Бога и уважение людей, гостю - получить приют, пищу и поддержку. Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязанность защищать наравне с членами своей семьи. Но важно уметь быть не только гостеприимным хозяином, но и благодарным гостем – знать меру и время, когда надо уйти, не злоупотреблять радушием хозяев. Надо быть таким гостем, чтобы хозяин был рад видеть Вас еще много раз. Прием гостя это всегда большая забота для хозяина, но хороший гость сделает так, чтобы это оказались приятные хозяйские хлопоты. Тогда хорошие впечатления останутся и у гостя, и у хозяина.

Наряду с другими обычаями у каждого народа существовали присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей. Обряд гостеприимства уходит корнями в первобытное общество как обычай предоставления крова отбившимся от племени, нуждающимся в защите, заблудившимся, путешествующим. В те времена, когда коммуникативность между племенами была слабой, каждый гость являлся носителем информации и принимался с уважением. Во времена Гомера в Греции все пришельцы из других мест считались находящими под охраной Зевса. В некоторых странах (Дагестан, Северный Кавказ, Сирия, Арабские страны и др.) гостеприимство было настолько свято, что даже если приходил в дом кровный враг, хозяин встречал его и провожал по всем канонам гостеприимства и в это время его жизни ничего не угрожало. Сейчас почти никогда мы не воспринимаем гостя как заблудившегося, нуждающегося в защите, путешествующего, но от этого не должно меняться отношение к тому человеку, кто пришел к Вам. Но может случиться и так, что человеку потребуется помощь и участие, тогда гостеприимный и радушный хозяин берет на себя обязанности защитника, помощника, порой даже наставника или советчика по тем или иным вопросам, с которыми пришел к нему гость.

«Гостеприимство - это радушие в приеме и угощении посетителей (гостей), безвозмездный прием и угощение странников, или странноприимство», - так образно разъясняет этот термин В.И. Даль. Быть гостеприимным - значит уметь предложить теплый прием для посетителей, создать для них спокойную, благоприятную и дружелюбную атмосферу. Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации.

Так давайте быть радушными хозяевами, благодарными гостями. Давайте делиться новостями, смотря друг другу в глаза, улыбаться и видеть улыбку хозяина или гостя, ощущать тепло и поддержку близкого человека, придя к нему в гости или принимая его у себя, просто смеяться и грустить рядом, ненадолго оставив все новые и высокие технологии, так как, повторюсь еще раз, « нет эквивалента человеческому общению, дружеской улыбке, шутке - всей той атмосфере, которая создается в кругу друзей, знакомых и близких людей».

Гостеприимство - это не только радушие, но и готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный прием и угощение странников.

Встреча гостей

Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. После снова кланялись и выпивали по чарке водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Это было почетнее, чем сидеть на приставных лавках, так ка считалось что гость находится под покровительством святых.

Русское застолье

Затем начиналась сама трапеза. Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени.

Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда -супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки. На Руси были и традиции питья. Традиции пития спиртных напитков пришли к нам со стародавних времен. Во многих домах и сегодня считается, что если отказаться от еды и напитков, то это означало обидеть гостя. Также дошла до нас такая традиция, как пить водку не мелкими глотками, а залпом. Еще одной традицией питья было обязательное опьянение гостей. Ненапившийся гость должен был хотя бы притвориться им. Хотя не следовало пьянеть, а идти в ногу с остальными. Кроме этого, считалось что если хозяин во время трапезы подарит кому-нибудь из гостей шубу со своего плеча, то это считалось знаком особого уважения и особой приязни. Кроме этого, хозяин мог угостить кушаньем из специальной опричной тарелки. Она специально ставилась с ним рядом. Кстати, количество всевозможных блюд и угощений на царских и боярских столах доходило порой до ста, а порой и до пятисот.

Причем каждое блюдо подносили пот отдельности, а драгоценные блюда из золота и серебра сдержали тут же богато наряженные слуги. Но традиции хлебосольства на Руси были не только в богатых домах, крестьяне также умели принимать гостей. Представители крестьянства считали обязательным собираться за столом по различным поводам, будь то крестины, именины, свадьба, рождение ребенка, встречи, проводы, поминки. Когда в России появились трактиры, то традиции русского хлебосольства перекочевали и туда. В трактирах старались угодить малейшей прихоти гостя. К гостю относились с почтением и уважением. Обязательно встречали с поклоном и заботились о нем. Очень часто обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, прихоти и предпочтения.

Проводы гостей

Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.

Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.

Я не знаю точно, как и когда они познакомились, какая спираль, какой вираж судьбы свел в одной из ленинградских, подернутых краснодеревым петербургским маревом, гостиных мою маму и поэта, чьи стихи на голос я помнил с детства. Знаю только, что это Фаина Раневская познакомила Татьяну Вечеслову с Анной Ахматовой.

Вскоре после знакомства Анна Ахматова пригласила Вечеслову в гости. У нее собирались друзья. Состав собравшихся мать, вспоминая, не уточняла, но круг можно себе представить: он и тогда был не широк. Вечеслова волновалась, поскольку хозяйка давно уже была легендой, а то время имело свойство резонатора легенд. Вот у нее и случился, как это назвали бы актеры, зажим номер восемь. На столе стояли замечательные хрустальные александровские бокалы. По нынешним ценам они для труженика культуры просто неподъемны, но и тогда стоили каких-то денег, хотя ценны были не этим… Если представить себе, кто наливал в эти бокалы шипящее Клико, играющее ореолом ароматных, щекочущих подставленную ладонь брызг, взлетающих над тонким их краем, чьи ловкие пальцы опасно поигрывали ими в паузе между акмеистическими таинствами… Если только представить - голова идет кругом.

И вот в объятиях зажима Татьяна Вечеслова, пригубив шампанского, легким движением ставит бокал на стол - и он, будь нелегок, выждав секунду, слетает со своей хрустальной ноги с мелодичным звоном. Милое оживление за столом, и предположения вроде «Друзья, кажется, бить посуду еще не время!» - несколько смягчили неожиданный вандализм. Но смущение и неловкость ситуации только усиливают зажим: «Анна Андреевна, миленькая, да я же (берет в руку бокал) , да я же просто взяла и поставила, вот!». Ставит. Бокал, выждав секунду, слетает со своей ноги с легким мелодичным звоном.

За столом наступает тишина. «Да нет, ну как?! - матушка в нокдауне. - Я же просто…» «Милая, не нужно,» - осторожно пробует остановить течение фатума Фаина Георгиевна. «Да нет! - повышает голос на судьбу мать. - Я просто взяла (берет, тишина становится липкой) и поставила…» Секунда - третий бокал слетает с ноги с легким мелодичным звоном. Как писал Марк Твен, опустим занавес милосердия над концом этой сцены…

Но какое все же поколение! Их упорство, уверенность в правоте, их привязанность к красоте и - подспудная - к разрушению… Ахматова никогда не поминала Вечесловой этих бокалов. Но помнила.

***

Как-то зимой - в день рождения матери, когда в доме собиралось по сорок, пятьдесят человек гостей, - ее пришла поздравить Анна Андреевна вместе с Фаиной Георгиевной, оказавшейся в ту пору в Ленинграде. «Смотрите, что Вам Аннушка принесла,» - подтолкнула почему-то смущающуюся Ахматову Раневская. «Поздравляю вас! Вот…» - Анна Андреевна достала из сумки сверток. Там оказалась замечательная статуэтка работы Данько. Необыкновенно изысканная фигурка сантиметров двадцати стояла на круглом белом постаменте в длинной дымчатой тунике. На подчеркнуто прямые плечи была наброшена шаль цвета терракоты. Голова - чуть опущенная и повернутая в три четверти - моментально узнавалась по знаменитому профилю и челке. «Только голова у нее отбита, - сказала Анна Андреевна, и стало понятно ее смущение. - Но я сама приклеила, пока держится.» Мать вспоминала, что сказано это было крайне серьезно.

Сейчас статуэтка находится в Фонтанном доме - музее Ахматовой в Петербурге. Музею ее отдала мать. Завершив круг, домашний Лар вернулся к своему алтарю. Хочется верить, навсегда.

А в тот вечер, в прихожей Раневская сказала: «Знаете, я вчера перечитывала Ронсара, это восхитительно…» И стала читать по-французски, опустив веки, чуть раскачиваясь под строфу. Но вдруг, неожиданно прервавшись и широко раскрыв глаза, спросила: «Ну как? Обосраться можно, верно?!»

***

После войны в Ленинграде власть устроила очередное аутодафе. На этот раз потребовались души Зощенко и Ахматовой. Их тексты были запрещены, их книги уничтожались. Незадолго до этого мать перед отъездом в санаторий зашла к Анне Андреевне. На столе лежала книга, протянув которую гостье, Ахматова сказала: «Ну вот, вышла, наконец, долгожданная.» Ее книг не печатали давно. Все ждали, уставали ждать и опять ждали вместе с поэтом. Мать бережно взяла книгу и спросила, не подумав: «Анна Андреевна, я еду в санаторий лечиться, можно мне взять ее с собой?» Ахматова даже растерялась: «Родная, поймите, это сигнальный экземпляр! Я с ним как следует и побыть-то не успела…» - «Анна Андревночка, ну пожалуйста, пожалуйста! В санатории так скучно, врачи… я же там помру от тоски!» Ахматова вздохнула, улыбнулась и сказала: «Вы болеете, значит, вам нужнее.» Села к столу, подписала книгу и отдала ее. Спустя несколько дней весь тираж был уничтожен. Не осталось ни одного экземпляра. Кроме этого, собственными руками автора отданного, - потому, наверное, и выжившего.

***

В один из вечеров мать танцевала в Дон Кихоте. Кто видел этот балет, помнит, что роль Китри в классическом репертуаре - одна из самых победительно женских. На спектакле была Ахматова; она сидела в директорской ложе, справа от сцены, вплотную к ней. Вечеслова вспоминала, что весь спектакль видела пристально следящие за ней глаза. Позже, в ночь, раздался звонок: «Я написала о вас стихи!» Последовавший разговор с требованием прочесть немедленно, с просьбой потерпеть, пока стихи улягутся и т. д., был, сам по себе, не важен. Важно было неуклонное приближение персонажа только что рожденного стиха/мифа к прообразу - вот сейчас замкнет, закоротит, две неслиянные реальности сольются. Миф, прорвав плотину действительности, повернет поток жизни в русло истории и воспоминаний.

Надпись на портрете
Т. В-ой
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.

Написано стихотворение на куске серовато-палевого, довольно грубого картона под наклеенной на него фотографией, на которой снята по пояс обнаженная Вечеслова…

«Я заставила фотографа поставить свет, аппаратуру, а потом приказала вышвырнуться из гримуборной. Он очень сопротивлялся, но я заставила. Лишь потом скинула халатик и встала перед камерой. А на затвор нажала Галя Уланова.»

Этот портрет, под которым Ахматова своей рукой написала и подписала окаянные стихи, у меня украли. Вот так миф отправился в путешествие. Здесь случайностей не бывает.

***

Последний раз мы видели Ахматову в Комарово, куда приехали в будку, как называла Анна Андреевна маленький домик, в котором жила. Пока они разговаривали, я шлялся по окрестностям, поскольку для меня как раз наступило время, в котором девочки интереснее поэзии. Расставаясь, Ахматова и Вечеслова долго стояли у калитки. Уходя, мать все оборачивалась, а Анна Андреевна все смотрела вслед… Комарово, став местом их прощальной встречи, оказалось и местом последнего покоя. Их памятники стоят совсем рядом. Уверен - не случайно.