Статуэтка вид скульптуры. Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног

Наверное, скульптуры появились едва ли не одновременно с наскальной живописью. Фигуры людей – это те же самые картины, но только объемные. То, что пытается выразить автор, воспринимается нами намного проще и лучше, ведь они так похожи на нас и более осязаемы, чем, например, портреты. Мы собрали 13 самых известных скульптур, которые были созданы в разное время и стали примером для восхищения и подражания.

«Венера Милосская»

Пожалуй, именно эта скульптура является самой узнаваемой, однако установить автора до сих пор не удалось. Единственное, что доподлинно известно, так это время ее создания – 130 год до н. э. Сейчас статуя Венеры Милосской находится в Лувре и является предметом национальной гордости французов. Примечательно, что у Венеры нет не только рук. Изначально у каменной девушки были украшения: браслеты, серьги, тиара. Они пропали давно, но в мраморе до сих пор видны отверстия для их закрепления.

«Давид»

Создателем «Давида» является Микеланджело Буонарроти, живший в Италии в эпоху Возрождения. Его «Давид» выполнен в полный рост и не опирается на что-либо. Скульптура должна была стать частью архитектурной композиции, однако этого не произошло по неустановленным причинам.

«Мыслитель»

«Мыслитель» О. Родена находится в Париже. Моделью для творения стал мускулистый боксер Жан Бо, который впоследствии неоднократно позировал для скульптора. Изначально мастер назвал свое произведение «Поэт» и задумывал ее как изображение Данте. Но худощавый поэт никак не ассоциировался с мускулами и силой. После того, как «Мыслитель» стал популярным и признанным произведением искусства, Роден отлил еще 10 бронзовых копий.

«Дискобол»

Еще один знаменитый представитель античного искусства – статуя «Дискобол», которая была отлита из бронзы еще в далеком 450 году до н. э. Позднее появились несколько мраморных копий, а оригинал был бесследно утерян. Предположительно автором скульптуры был некий Мирон, который первым воплотил в жизнь идею движения.

Статуя Христа-Искупителя

Она является главной достопримечательностью Рио-де-Жанейро. Каждый год, чтобы увидеть это величие, возвышающееся над городом, сюда приезжают порядка 2-х миллионов туристов, готовых преодолеть 220 ступеней, чтобы добраться до монумента. Не так давно статуя была включена в список Чудес Света. Она была воздвигнута еще в 1931 году, а ее высота составляет 38 метров.

Моаи

Пожалуй, это самые таинственные и загадочные изваяния, которые находятся на острове Пасхи. 50 безмолвных и монолитных исполинов повернуты лицом к центру острова. Но кто и когда их установил, неизвестно. Аборигены утверждают, что статуи могут самостоятельно передвигаться.

Большой Сфинкс

Сейчас Сфинкс имеет песчаный «окрас», однако во времена своей «молодости» он был покрыт желтой и синей краской, остатки которой удалось обнаружить археологам на его «теле». А еще у него была борода и головной убор. Однако в результате реставрационных работ эти элементы были повреждены: часть бороды до сих пор хранится в Британском музее, а вот «шапку» восстановить не удалось.

Статуя Свободы

Ее полное имя звучит как «Свобода, озаряющая мир». Статуя была преподнесена американцам от французов, которые поддерживали воинственную политику штатного государства. Чтобы доставить «Свободу» в США, ее пришлось разобрать на 350 частей и погрузить на корабль. Сложность перевозки состояла и в том, что общий вес скульптуры превышает 150 тонн, а на сборку и установку статуи ушло около 4-х месяцев.

«Писающий мальчик»

Самый знаменитый паренек из Брюсселя «писает» примерно с 1388 года, а с XVII века сложилась традиция наряжать его в самые разные костюмы. Более 800 нарядов бережно хранятся в Королевском музее. За несколько веков мальчик побывал в образе Санта-Клауса, графа Дракулы, Элвиса, Моцарта и даже примерил форму американских военных.

«Русалочка»

Бронзовая «Русалочка» является не только символом Копенгагена, но и всей Дании. Существует поверье, что пока русалочка цела, в стране все будет хорошо. Именно по этой причине власти страстно борются с вандалами: за все время существования девушка ни раз лишалась головы, ее многократно обливали краской и даже взрывали.

«Ника Самофракийская»

Скульптура богини Победы – самый ценный экспонат Лувра. У нее нет ни рук, ни головы, но это нисколько не мешает ей быть символом постоянного движения вперед. В зависимости от того, с какой стороны на нее смотреть, она разная, но всегда летящая к цели.

«Родина-мать зовет»

Эта скульптура как никакая другая передает стойкость советских воинов и беззаветную преданность своей родине. В первоначальном проекте присутствовали две фигуры: женщины с Красным знаменем в руке и преклонившегося перед ней солдата. Однако было принято решение отказаться от этой идеи, как и от постамента с пышным украшением.

Статуя Будды Майтрейи

Китайский Будда Майтрейя высечена в скале и находится там, где в опасном водовороте сливаются сразу 3 реки. По легенде статуя должна была усмирить водную стихию, и создателям это частично удалось: в процессе вырубания каменные осколки падали в реку и засыпали ее. На создание одного из самых высоких монументов в мире было потрачено около 90 лет.

Существует много разновидностей скульптуры по форме, назначению, материалу.

По форме скульптура может быть круглой и рельефом.

Круглую скульптуру можно осматривать с разных сторон, она окружена свободным пространством. Её главные виды: бюст, статуя, скульптурная группа.

Э. Фальконе «Зима» (1771). Мрамор. Эрмитаж (Петербург)

Рельеф

В рельефе фигура (фигуры) отчасти погружены в плоский фон и выступают из него.

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев
Существует три вида рельефа:
барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
контррельеф (фигура не выпуклая, а вогнутая)

Барельеф

Барельеф – распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён, известный с эпохи палеолита: первые барельефы – наскальные изображения. Барельефы также часто помещаются на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях.

Скульптор С.Е. Черепанов. Мемориальная доска на доме, в котором прожил последние годы жизни с 1990 по 1998 писатель-фантаст Г. Альтов (Альтшуллер). Установлена 15 октября 2003 г. Петрозаводск

Горельеф

Горельеф – разновидность скульптурного рельефа, когда изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Контррельеф

Контррельеф – углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска.

Древнеегипетский контррельеф

Разновидности скульптуры по предназначению

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура связана с архитектурой. Это памятники и монументы, которые создаются для увековечивания памяти известных людей или знаменательных событий. Монументальная скульптура отличается крупными размерами и идейностью. Монументальное искусство получило название от латинского monumentum, от moneo – напоминаю), оно всегда должно быть возвышенным и даже величественным. Произведения монументального искусства должны создаваться в гармонии с архитектурой и пейзажем.

Генри Мур. Скульптура в гавани Рисбах (Цюрих-Зеефельд)
Особое значение монументальное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъёма, интеллектуального и культурного расцвета, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.

Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993). Псков
Монумент – очень значительный по размерам памятник. Существуют целые мемориальные комплексы – территории c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.
Мемориальный комплекс Хатынь – деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 г. карательным отрядом как месть за убийство нескольких немецких военнослужащих. 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

С. Селиханов. Главный памятник в Хатыни
Не менее известны мемориальные комплексы Брестская крепость (Брест), Мамаев Курган (Волгоград), парк Победы (Москва) и др.

Монументально-декоративная скульптура

Она включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура и др.).

Атланты

Атлант – это скульптура мужчины, поддерживающая перекрытия здания, балкона, карниза и т.д. Название этого архитектурного элемента восходит к Древней Греции: А́тласом или Атла́нтом в древнегреческой мифологии назывался могучий титан, держащий на плечах небесный свод. Атлант является символом выносливости и терпения.

Атланты (Эрмитаж)

Кариатиды

Кариати́да – статуя одетой женщины, которая заменяет собой колонну или пилястру в сооружении. Эти фигуры использовались ещё в архитектуре Древней Греции.

Кариатиды. Афины (Греция)

Кариатиды в качестве пилястры

Фриз

Фриз (фр. frise) – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, обрамляющей часть архитектурного сооружения.

Скульптурный фриз на одной из подмосковных церквей эпохи ампир

Фронтон

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) – завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронтон здания Греческой национальной ассамблеи в Афинах

Фонтаны (обычно это гидротехнические сооружения, выполняющие декоративную функцию) часто украшают скульптурами.

Фонтан «Самсон» в Петергофе
«Писающий мальчик» – одна из наиболее известных достопримечательностей Брюсселя. Это миниатюрная бронзовая статуя-фонтан в виде нагого мальчика, писающего в бассейн.

Скульптор – Жером Дюкенуа (1619)
Эту статую неоднократно похищали, а также наряжали в костюмы.

«Писающий мальчик» в форме американских ВВС

Садово-парковая скульптура

Садово-парковая скульптура предназначена для отделки садов и парков. Может иметь декоративный, пропагандистский, обучающий и мемориальный характер.

Скульптура «Амур и Психея». Мастерская Лоренцо Бернини XVII в. Летний сад (Петербург)

Существуют также недолговечные виды скульптур: ледяные, из песка, более долговечные из глины, дерева, а также лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.

В современном мире представлено огромное количество разнообразных скульптур на любой вкус. Пожалуй, у каждой из них найдутся свои почитатели, но лишь немногие известны широкой аудитории. Предлагаем ознакомиться с Топ-20 самых известных и лучших скульптур мира.

Начнем с самой растиражированной скульптуры, а именно «Венеры Милосской» . Не секрет, что копии с этого произведения часто можно увидеть в холлах различных учреждений. Автор и дата создания скульптуры неизвестны, но предполагается, что она появилась примерно в 130 году до н.э. Оригинал экспозиционируется в Лувре.

Долгое время статуя работы Микеланджело украшала центральную площадь Флоренции. Появилось это произведение, иллюстрирующее библейскую историю о Давиде и Голиафе, в 1504 году. На данный момент скульптура высотой более 5 метров находится во флорентийской Академии изящный искусств, а главную площадь украшает ее копия.

Известнейшая скульптура Огюста Родена » была закончена в 1882 году. А в 1906 году этот шедевр был отлит в бронзе и увеличен до 181 см. Сейчас оригинал находится в парижском музее Родена. А в разных городах мира можно увидеть его копии.

Статуя является одной из самых популярных античных скульптур. Оригинальная бронзовая статуя, предположительно авторства Мирона, была утеряна, но можно полюбоваться ее копиями, изготовленными в Древнем Риме.

Бронзовый - творение Донателло, созданное в 1440 году. Скульптура иллюстрирует победу Давида, с таинственной улыбкой смотрящего на отрубленную голову поверженного Голиафа. Оригинал располагается во флорентийском Национальном музее.

Скульптура работы Микеланджело была создана в 1499 году. Изображает Деву Марию с распятым Иисусом на руках. Оригинал находится в Ватикане. Высота составляет 1,74 метра.

Статуя является воплощением богини Фемиды. Существует много скульптур этой тематики, сложно выделить лучшую. Но можно точно сказать, что этот античный образ очень популярен.

Скульптура выполненная из мрамора Огюстом Роденом в 1889 году. Является одной из иллюстраций к произведению «Божественная комедия» Данте Алигьери. Оригинал экспозиционируется в музее Родена во Франции.

Единственная работа древнегреческого творца Праксителя, дошедшая до наших дней. Примерный год ее создания 343 до н.э. Высота с пьедесталом составляет 3,7 метра. Сейчас находится в олимпийском Археологическом музее.

Скульптура Христа-Искупителя высотой 38 метров закончена в 1931 году, она была избрана в семерку Новых чудес света. Расположен монумент в Рио-де-Жанейро и является главной достопримечательностью Бразилии.

Самые загадочные скульптуры, расположены они на острове Пасхи. Выбиты статуи из монолитного камня. Всего их насчитывается 887 штук, все разного размера и веса. Способ, а главное - причина их установления неизвестна.

«Большой сфинкс» - древнейшая, из дошедших до нас, грандиозных скульптур. Высечена она в виде огромного сфинкса из цельной скалы. Длина составляет 73 метра, высота - 20 метров. Расположена на берегу реки Нил в городе Гиза.

Статуя «Свободы» изготовлена французскими мастерами и подарена США в 1885 году, является символом Америки. Высота составляет 46 метров, с пьедесталом - 93 метра, расположена на острове Свободы близ Манхеттена.

Самая известная статуя Бельгии. Точная дата и подробности создания бронзовой скульптуры высотой 61 см неизвестны. Находится в Брюсселе.

Статуя - достопримечательность Копенгагена. Создана в 1913 году, высота скульптуры составляет 1,25 м. Неоднократно подвергалась актам вандализма.

Статуя Будды высотой 71 метров находится возле города Лэшань, это одно из самых высоких изображений Будды. Возведение этого монумента продолжалось 90 лет, а начало было положено в 713 году.

Статуя Шивы высотой 44 метра находится в Непале, возводилась 7 лет с 2003 года по 2010 год.

находится на Трафальгарской площади, возведен этот монумент в честь адмирала Горацио Нельсона в 1843 году. Статуя высотой 5,5 метров возвышается на колонне высотой 46 метров.

Медная статуя «Будда весеннего храма» самая высокая на Земле, ее высота составляет 128 метров. Находится она в Китае в поселке Чжаоцунь, закончена в 2002 году.

Скульптуру принято подразделять на 2 основных вида: круглую и рельеф. Круглая свободно размещается в пространстве, ее можно обойти и увидеть со всех сторон. К произведениям данного вида относятся статуя, статуэтка, бюст и скульптурная группа.

Трехмерность скульптуры – очень важное качество. При ее осмотре образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения. К примеру, знаменитая «Менада» Скопаса при изменении ракурса как будто принимает очередную позу бешеной дионисийской пляски.

Рельеф – это объемное изображение на плоскости, которая образует фон. В зависимости от высоты и глубины изображения, рельефы подразделяют на барельеф, горельеф и .

Барельефом называют невысокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину своего объема. Барельефы часто встречались в Древнего Египта.

Горельеф – это высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину своего объема. Широкую известность получили горельефы Парфенона, изображающие битву и титанов и сражение с амазонками. Горельефы украшают и одно из семи чудес света – Пергамский .

Контррельеф – это углубленный рельеф. Чаще всего его применяли для изготовления печатей. В технике контррельефа выполнен и один из памятников Анне Андреевне Ахматовой, установленный в 2006 году в Санкт-Петербурге.

Классификация скульптуры по содержанию и функциям

Кроме того, по содержанию и функциям скульптуру подразделяют на монументальную, станковую и скульптуру малых форм.

Монументальная скульптура размещается на улицах и площадях, в городских садах и . К ней относятся памятники, мемориалы и монументы.

Станковая скульптура рассчитана на небольшие помещения и близкие расстояния. Она включает такие виды композиции, как голова, бюст, фигура или группа. К примеру, всемирно известный бюст царицы Нефертити может послужить классическим образцом станковой скульптуры.

Скульптура малых форм предназначена для интерьера. Как правило, к ней небольшие статуэтки, а также медали, геммы и монеты.

Скульптура по сей день является одним из наиболее популярных видов изобразительного искусства. Скульптурные произведения украшают площади и улицы крупных городов, садово-парковые комплексы и фонтаны, музейные залы и обычные жилые интерьеры.

Формирование культуры поколения происходит при обращении к художественным ценностям, которые накапливаются обществом в процессе всего существования. Когда человек владеет знаниями обо всех видах искусства, он может понимать и осознавать эти ценности.

Классификация видов искусства

Виды искусства – это сложившиеся исторически формы творческой деятельности, которые обладают способностью реализации жизненного содержания. Различаются они по способам материального воплощения. Например: – звуки, литературе – слова, в изобразительном искусстве – пластические и колористические материалы.

Существует определенная классификации искусств, разделяющая его на три группы:
- пространственные и пластические виды: изобразительное и декоративно-прикладное , фотография и архитектура;
- динамические и временные виды: ;
- пространственно-временные виды: хореография, театральное искусство, киноискусство.

Такое многообразие видов вызвано тем, что каждое по отдельности искусство не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. А вся художественная культура в целом создает именно такую картину.

Характеристика видов искусств

Архитектура – вид искусства, целью которого является создание зданий, необходимых для жизнедеятельности людей. Эти строения должны отвечать духовным потребностям человека. Архитектура способна объединяться с другими видами искусства: живописью, скульптурой, декоративными видами искусства. Архитектурные произведения носят скорее выразительный характер, нежели изобразительный.

Изобразительное искусство – творчество, воспроизводящее воспринятую действительность. Результаты этого вида искусства имеют предметную форму, которая не изменяемую в пространстве и времени.

Живопись - на плоскости, которое при помощи различных красок, нанесенных на некую поверхность, изображает мир в реальности, преобразованный лишь творческим воображением художника.

Скульптура - изобразительное искусство в пространстве, представляющее мир в пластичных образах. Основные материалы, применяемые в скульптуре, являются , дерево камень, бронза, пластик и бетон.

Декоративно-прикладное искусство - творческая деятельность по созданию предметов быта, которые предназначены для удовлетворения художественных и эстетических потребностей человека Материалом для создания предмета этого искусства может служить дерево металл, глина, камень и кость.

Литература - это искусство, в котором носителем образности является слово. Специализируется литература на исторических явлениях. Это очень живая, художественная система, очень чутко реагирующая на все изменения жизни.

Музыка - искусство, в котором средством воплощения художественных образов служат музыкальные звуки. Основными элементами и выразительными средствами этого искусства являются: ритм, темп, динамика, тембр, мелодия, полифония и гармония. Музыка выражает эмоциональное переживание через звуки, в основе которых лежат различные интонации человеческой речи.

Хореография - искусство движения и поз человеческого тела, осмысленные и организованные в пространстве и времени. Танец во все времена был связан с жизнью и бытом людей, поэтому каждый танец свойственен характеру и духу народа, у которого он зародился.

Какие только украшения не существуют. Выбор сводится к тому, какую часть тела необходимо украсить, и сколько финансов можно на это затратить. Но в моде всегда были и остаются драгоценные камни и натуральные природные материалы.

Украшения для шеи, колье, ошейники, цепочки, кулоны и подвески

Колье бывают нескольких видов, с разнообразными камнями, жемчужные, бриллиантовые. Ошейники в большинстве массивные с разными вставками. Цепочки тонкие и толстые. Для цепочек идеально подходят подвески. Они бывают разных форм и размеров, например, они могут быть в виде орнамента, камня, цветка. Из кулонов или подвесок есть направление на религиозную тематику: крестики, иконки, амулеты, знаки зодиаков, буквы.

Кулонами могут служить часы, которые подвешиваются на длинную цепочку. Также подвески могут быть в виде ёмкости для эфирных масел и духов. Сейчас в моде подвески-флешки, они сделаны разной формы и смотрятся стильно. Медальоны - это тоже тип подвески, по принципу открывающейся книжечки. В них чаще всего вставляют фотографии или маленькие памятные вещи.

Украш ения для рук и ног – браслеты, цепочки, кольца

На запястьях рук и ног можно всё чаще заметить цепочки, они обычно небольшие и с маленькими кулонами. Браслеты всевозможных форм и размеров прекрасно смотрятся на руках. В моду вошли кольца, надетые на пальцы ног. Украшения на пальцы рук – кольца, тонкие, толстые, с камнями и вставками. Кольца бывают именные, плетённые, из разнообразных материалов и металлов. Считается, что золото и серебро необходимо носить только на определённом пальце, но это не всегда так.

Украшения для волос

Обручи и заколки всё больше поражают своей красотой и оригинальностью. Даже обычный обруч может украсить причёску. Здесь дело вкуса, каждой причёске подойдёт определённая форма и размер украшения.

Серьги

Серьги на уши всегда считались прекрасным украшением. В моде прокалывание не по одной, а по нескольку дырочек для серёжек. Формы, длина, материал для них разнообразный. С давних времён женщины пытались выделиться и украсить себя. Они выбирали яркие материалы или камни, надевали на себя массивные украшения. Сейчас изменился только вид украшений. Они стали подбираться под особый стиль или одежду и соответствовать статусу своей хозяйки.

Остров Чеджу, на котором расположен Парк любви, является одним из островов Южной Кореи вулканического происхождения. В центре него располагается вулкан Халласам, его наивысшая точка поднимается на 2000 м над уровнем океана. Чудный субтропический климат, роскошная природа с вечнозелеными растениями, создали «райский уголок» на территории Южной Кореи.

Как известно, Южная Корея очень закрытая страна с древними устоями и традициями. Так, до сих пор существует традиция, что браки совершаются только по решению родителей, которые и подбирают суженых. Жених и невеста до свадьбы могут встречаться только в присутствии старших, поэтому о сексуальной жизни до не может быть и речи.

Чтобы идти в ногу со временем и просветить молодоженов в области интимной жизни, было принято решение о создании Парка любви на острове Чеджу, а сам остров теперь называют, не иначе как «Земля любви».

Эротическое просвещение

По задумке создателей парка любви на территории острова были размещены 140 скульптур эротического и откровенно интимного характера. Планировка парка такова, что в течение часа можно обойти всю его территорию и обозреть все скульптуры, которые были задуманы и выполнены студентами университета Хонтик. Эротические позы скульптур и скульптурных групп дают основание полагать, что студенты успешно освоили «Камасутру».

Посетить парк любви могут только совершеннолетние. Считается, что, обозревая скульптуры, молодожены могут пройти ликбез в области сексуальной жизни.

Скульптуры

Экспозиция постоянно обновляется и увеличивается, а сам остров пополняется всевозможными лавками и магазинчиками, где можно купить сувениры и фривольные игрушки, помогающие разнообразить сексуальную жизнь партнеров. Все желающие могут посмотреть фильм, рассказывающий об интимной жизни человека.

Любопытно, что несмотря на фривольное , парковые скульптуры имеют весьма высокую художественную ценность. Они выполнены не только натуралистично, но и весьма привлекательно. В композициях есть и динамика, и внутренняя статика.

В 2013 году модели разбавили фигурами, так появились скульптуры с элементами и даже нотками модернизма. К примеру, композиция мужчина с женской вагиной вместо головы, а также многочисленные фаллосы в виде перцев, скорпионов и пр.

На острове действует ряд музеев с постоянно обновляющимися экспозициями. Так, можно увидеть выставки, посвященные сексу , эротическим играм, эротической фотографии и пр.

Природа парка

Парк был разбит после войны 1950 года, но фигуры и скульптуры стали появляться лишь в XIX веке. За необыкновенную природу острова, тысяча экзотических цветов, а деревья увиты цветущими лианами, где эта красота еще не преобразована человеком и сохранила свою первозданность, остров Чеджу, а вместе с ним и парк, взят под охрану ЮНЕСКО.

Парк любви был открыт в 2004 году, и за эти годы его посетили миллионы туристов из разных стран мира.

Видео по теме

Скульптура как вид искусства

Понятие скульптуры

Скульптура (от лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю) - ваяние, пластика - вид искусства, произведения которого отража­ют окружающую действительность в объемных, физически трех­мерных изображениях с помощью различных пластических мате­риалов.

Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались си­нонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Скульпту­ра - более широкое понятие. Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой - художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. В отличие от живописи, графики скульптура охватывает меньший круг предметов, явлений, которые могли бы стать объектами для изображения. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Поскольку оба вида ис­кусства имеют дело с объемом и пространством, подчиняются за­конам тектоники 1 , они материальны по своей природе и часто взаимодополняют друг друга. Однако есть существенное отличие. Архитектура имеет функциональное назначение, она организует определенным образом пространство для жизнедеятельности чело­века, чего нельзя сказать о скульптуре. Реальная, а не изобразитель­ная трехмерность, телесность представляет собой главную особен­ность этого искусства.

Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме. Эта способность - необходимый компонент пластического творче­ства, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя. Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствовать­ся в формообразование, его образность, так как скульптура - это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном мате­риале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала - его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры.

1. Тектоника (от греч. tektonik6s - относящийся к строительству).

Прохладность и нежность фарфора не могут в полной мере передать мужествен­ность, стремительность, решимость, отвагу, так же как тепло и про­стота дерева не подойдут для создания образа величественного, важною, царственного и амбициозного. Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок» . Именно эта особенность позволяет материалу стать материальным носителем образа и делает скульптуру лаконичным искусством. Лаконизм заключается в умении обобщать форму и концентрировать содержание художественного образа. В этом со­стоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкре­тизированы формы, с другой - сложна, так как обобщенность обусловлена символизмом, и это усложняет ее понимание. Очень часто простые комбинации форм содержат в себе глубочайшую мысль, и наоборот, декоративные излишества подчеркивают пусто­ту, бессодержательность.

Скульптура как вид искусства интересна тем, что в ней, как в на­стоящем искусстве, очень много недосказанности и это способству­ет развитию образного мышления зрителя, побуждает его к сотвор­честву. Но чтобы участвовать в этом процессе, необходимо овладеть хотя бы минимумом знаний, раскрывающих определенные законы и правила скульптуры. Знание этих закономерностей и выразитель­ных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). В этой связи представляется важным рас­смотреть ряд вопросов, которые помогут разобраться в специфике скульптуры.

Виды скульптуры

Скульптура относится к такому виду искусства, который все больше входит в повседневную жизнь человека незаметно для него самого. Часто мы даже не замечаем, что нас окружают вещи, являющиеся частью скульптуры. Например, брелоки-талисманы, медальоны, монеты, статуэтки на полке, камеи и т.д. Все это гово­рит о многообразии скульптуры и одновременно о ее целост­ности.

Выразительные средства и материалы, используемые в работе, позволяют скульптору создать и величественный памятник герою, и маленький рельефный кулон. Между ними располагается мно­жество различных по виду и по жанру скульптурных произведе­ний

По признаку трехмерного объема:

- круглая скульптура , произведения которой свободно распола­гаются в пространстве, т. е. предполагают круговой обзор, игру объ­ема и пространства. Круглая скульптура имеет несколько разно­видностей :

статуя (фигура располагается в полный рост);

скульптурная группа (две фигуры и более, раскрывающие одну идею и составляющие единое целое);

статуэтка (скульптурная фигурка небольших размеров, гораз­до меньше своих реальных величин);

торс (скульптурное изображение туловища человека);

бюст (погрудное изображение человека);

голова (скульптурный портрет человека, ограниченный изобра­жением головы).

Появилась еще одна разновидность круглой скульптуры -кине­стетическая, которая не требует обхода, она сама себя демонстри­рует благодаря совершаемым движениям;

- рельеф (изображение располагается на плоскости, которая слу­жит фоном, переводится как «приподнятый», «выпуклый»). Основ­ное отличие рельефа от круглой скульптуры состоит в том, что в нем воспринимается только лицевая часть блока, поскольку он связан со стеной. У рельефа имеется несколькоразновидностей, они варьируются в зависимости от его назначения и положения на архи­тектурной плоскости (фронтальная композиция, фриз, плафон, плитки, фрагментарно располагающиеся).

Месторасположение рельефа влияет на его высоту:

барельеф - рельеф, имеющий небольшую высоту, он выступает меньше чем на половину всего объема. Реальный объем в барельефе мало выражен, он заключен в неглубокой зоне между фоном и па­раллельной ему передней плоскостью;

горельеф - рельеф, обладающий большой высотой, он выступа­ет от поверхности больше чем на половину объема. Фигуры горелье­фа напоминают статуи, которые вплотную придвинуты к стене. Го­рельеф можно рассматривать с трех сторон, он как бы обнимает скульптурную форму, свободно проникая до самого фона;

контррельеф - углубленный рельеф, не выступающий на по­верхности, а вынимающий объем из поверхности;

смешанный рельеф имеет элементы нескольких видов релье­фа. Например, на плите располагается выпуклое рельефное изоб­ражение, контур которого выполняется с помощью углубленных желобков.



-монументально-декоративную, непосредственно связанную с конкретным архитектурно-пространственным или природным окружением. Ее основное отличие от других видов скульптуры заключа­ется в совместном, нераздельном существовании с архитектурной постройкой, например, рельефные фронтоны, фризы, статуи на фронтонах, балюстрадах, порталах, в нишах, колонны в виде скульптур (кариатиды, атланты);

- декоративную, предназначенную для украшения парков, садов, улиц, скверов, бульваров, фонтанов. Наравне с архитектурой созда­ет определенный облик города, не связана с отдельным сооружением, ориентируется на ландшафт или архитектурный ансамбль. В декора­тивной скульптуре можно вычленить такиевиды:

садово-парковая - размещается в зонах отдыха (скверах, парках, садах, аллеях, домах отдыха, санаториях и т.д.);

городская - располагается на улицах города, делает порой без­ликие улицы торжественными, интересными, иногда забавными.

В городской скульптуре можно выделить несколько направле­ний:

памятники , посвященные различным деятелям культуры, героям, государственным деятелям;

пластические произведения , связанные с биографией того или иного деятеля (например, скульптура, расположенная возле Москов­ского цирка имени Ю. В. Никулина; скульптурная группа «Натали и А.С.Пушкин», находящаяся на Арбате в Москве);

аллегоричная скульптура , передающая отвлеченную идею по­средством образа. Аллегоричными могут быть произведения скуль­птуры, посвященные сказочным персонажам, историческим собы­тиям (например, скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» в Петергофе, олицетворяющая победу России над Швецией в Северной войне; сюжет из устного народного творчества «Пермяк - соленые уши» в Перми; «Чижик-пыжик» в Санкт-Петербурге);

скульптура, отображающая собирательный образ какой-либо профессии или общественных явлений (например, памятник собаке, жестоко убитой в метро, скульптура «Сантехник», расположенная на тротуаре, скульптура К. Бранкаузи «Поцелуй»; скульптура «Домуш­ник», прикрепленная к окну жилого дома);

- станковую, имеющую самостоятельное значение и более ин­тимный характер, не связанную напрямую с архитектурой, ландшаф­том. Она не предназначена для какого-то определенного места, на ее восприятие не оказывает влияние место, где она располагается.

Название произошло от слова «станок» - вращающаяся подстав­ка, на которую мастер помещает скульптуру во время работы. Поэто­му станковая скульптура по своим размерам близка к натуральной величине изображаемых объектов (человека, предметов, животных). Чаше всего она располагается в залах музеев, жилых интерьерах, на выставках, которые являются ее привычной средой;

- скульптуру малой формы, многогранную по своей сути и вклю­чающую широкий круг произведений различных по характеру, функ­циям и жанрам. Скульптурой малой формы принято называть не­большие по размеру произведения жанровой тематики, предназна­ченные для жилых интерьеров, культовых помещений;

- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). Самым древним видом мелкой пластики считается искус­ство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). Часть таких произведений имела множественные углуб­ления, что позволяло использовать их в качестве печатей. Сами изо­бражения называлисьинталиями , которые в разные культурно-исторические периоды были различной формы. Другая разновидность мелкой пластики- резьба по кости (слоновой, моржовой), произ­ведения которой также имеют небольшие размеры. Несмотря на то что в разных частях света занимались этим промыслом, наиболее известными стали немногие. В их число входят фигурки северо­холмогорских мастеров и японские миниатюры - нэцкэ.

Разнообразие произведений мелкой пластики велико. К ним мож­но отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла; пластины с рельефным изобра­жением , выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амуле­тов, камей, монет, медалей и т.д. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жиз­недеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой - несут серьезные религиозные, гражданские идеи. Например, медаль - рельефное изображение определенных символов, располагающихся с двух сторон пластины, или статуэтки идолов, почитавшихся в язычестве, крест с изображе­нием распятого Христа.

По степени приближения скульптуры к реальным объектам окружающей действительности выделяют следующие виды:

- реалистичная - через пластические образы отражает объекты и явления реально существующей действительности;

- аллегоричная - напоминает несложный изобразительный ре­бус, в котором заложена система опознавательных знаков, позволяю­щих разгадать его. Аллегория содержит определенные атрибуты, которые делают скульптуру легко узнаваемой. Например, скульптура, изображающая женщину с завязанными глазами и весами в руках, олицетворяет правосудие.

Разновидность аллегории -персонификация, обозначающая во­площение абстрактного понятия в виде человеческой фигуры. На­пример, Ника, олицетворяющая победу; Фортуна, обозначающая судьбу; Либертас, характеризующая свободу.

В рамках персонифицированных произведений скульптуры очень часто выступают географические персонификации, в которых созда­ется образ рек, гор, городов и даже стран. Чтобы при восприятии была понятна суть этих произведений, к ним обязательно прилага­ется пояснительная записка, объясняющая суть символики;

- абстрактная - заключается в создании собирательного пла­стического образа, раскрывающего только внутреннюю суть изо­бражаемого предмета, объекта, явления или понятия. Внешнее сходство при этом не важно. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму, иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В целом пластический образ наполнен символами и атрибутами, позволяющими по-другому взглянуть на привычные вещи. В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко; «Ле­жащая фигура» Г. Мура; «Вариации» Н.Габо; «Птица» К. Бранкузи).

По признаку формы выделяются следующие виды скуль­птуры:

- памятник - самая распространенная форма скульптуры, основная задача - сохранить в «вечном» материале напоминание об историческом деятеле или знаменательном событии. Благодаря памятникам мы долгие годы помним об ушедших людях, минувших событиях. В этом случае памятник не выступает как отголосок прошлого, он для каждого поколения актуален, поскольку в каж­дом культурно-историческом периоде он символизирует что-то свое;

- монумент очень близок памятнику. Он также призван напоми­нать людям о каких-то значимых событиях. На первый взгляд про­вести границу между памятником и монументом очень сложно. Од­нако у каждого из них есть своя специфика. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда вели­чественен. Во-вторых, памятник выполняется, чтобы изображаемый объект был узнаваем, для этого используют реалии эпохи и атрибуты, характерные для того или иного лица. Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде; статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г.).

Есть еще одно отличие памятника от монумента: его располо­жение всегда продиктовано архитектурной средой города. Монумент же требует тщательного подбора месторасположения, так как он выполняет градообразующую роль, занимая одну из центральных частей городского ландшафта, задавая стиль пространству вокруг себя. Для монумента необходима дистанция между ним и зрителем, чтобы можно было прочувствовать его величие. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы пере­носит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и пре­вращая в опознавательный признак выделения из обыденной реаль­ности.

Понятие «пьедестал» тоже означает некую опору, вернее «подно­жье». Однако постамент ассоциируется с монументом, а памятник - с пьедесталом. Пьедестал хотя и устанавливает дистанцию между памятником и зрителем, но она не столь выражена, как в монумен­те. Пьедестал памятника имеет свой изобразительный язык в виде статуй, рельефов, раскрывающих содержание всего образа.

Постамент монумента, пьедестал памятника, подставка под стан­ковую скульптуру, цоколь бюста обладают одним общим свойством; они обозначают границу между художественным образом и зрителем, между миром реальности и миром искусства;

- надгробие - очень близкий по функции к памятнику и мону­менту вид скульптуры также связан с темой вечности. В отличие от памятника и монумента надгробие затрагивает вопросы жизни и смерти, бессмертия и умирания;

- жанровая скульптура отличается от всех предыдущих видов. Она не связана с темой вечной памяти, отображает различные жиз­ненные ситуации и явления во всем их многообразии. По форме может быть реалистичной, аллегоричной и даже абстрактной. Ее специфика заключается в отражении жизни в пластическом образе, с использованием различных жанров искусства.

Жанры скульптуры

Анималистический жанр. Произведения этого жанра раскрыва­ют через пластику образ животного.

Несмотря на то что животных человек изображал с древнейших времен, этот жанр оформился в начале XIX в., когда уже существо­вало несколько направлений.

Первое направление связано с сохранением натурализма в изо­бражениях животных, второе характеризуется произведениями, в которых животные становятся олицетворением человеческих качеств. Форма изображения различна - от стилизации до абстракции, от типизации до аллегории.

Портрет - создание образа человека вообще или конкретной личности. Жанр прост и труден одновременно, поскольку скульпту­ра ограничена в выразительных средствах, что осложняет процесс пластического формообразования.

Одни скульпторы стремятся к натурализму (человек изобража­ется таким, какой он есть); другие идеализируют модель (человек изображается таким, каким он хотел бы видеть себя в глазах окру­жающих).

Развитие портретного жанра в разные культурно-исторические периоды имело свои черты (создавался образ представителя народа, сословия, эпохи), что обусловило выделение в портрете нескольких разновидностей:

- камерный портрет отличается внешней простотой, скрывающей внутренний мир модели. В нем наиболее ярко проявляется нефор­мальное отношение автора к модели;

- парадный портрет выглядит более торжественно и вместе с тем отстраненно от зрителя, как бы возвышаясь над обыденностью и повседневностью благодаря огромному количеству декоративных элементов (элементы костюма, аксессуары, атрибуты и т.д.);

- портрет-жанр - не просто портрет какой-либо личности, а реализация определенной идеи портрета на основе синтеза с другим жанром. Например, изображение исторического деятеля объединяет два жанра: портрет и исторический жанр, статуя Аполлона - портрет и мифологический жанр.

Менее распространены в скульптуре бытовой, мифологический и исторический жанры.

Бытовой жанр предполагает раскрытие в скульптуре тем повсед­невной жизни, знакомство с реалиями быта. Содержательная сторо­на произведений бытового жанра затрагивает темы очень глубокие, имеющие философские корни, побуждающие зрителя задуматься над сложными жизненными вопросами.

Исторический и мифологический жанры имеют более длитель­ную историю развития. Темы истории, мифологии и религии очень давно волновали скульпторов, ведь каждая эпоха характеризуется своим прочтением исторических событий, мифологических или ре­лигиозных сюжетов.

Натюрморт и пейзаж . Изначально они использовались только совместно с каким-либо другим ведущим жанром. Но в последнее время, когда предмет и природа стали отдельным сюжетом для про­изведений пластики, появились скульптуры, дающие возможность зрителю взглянуть на окружающий мир, как на живой организм. Предпосылкой к развитию этих жанров были эксперименты со скуль­птурной формой, позволившие освободиться от жизнеподобности изображаемого и избежать эффекта муляжа.

Жанр фрагмента . В нем самостоятельно существуют отдельные элементы человеческого тела, фрагменты объектов природы и пред­меты.

Художественным стимулом к развитию этого жанра были облом­ки античных скульптур, найденных при археологических раскопках, которые при всей своей нецелостности оставались выразительными и интересными. Именно из-за своей нетипичности они стали пред­метом коллекционирования. Постепенно фрагменты приобрели не­зависимость в скульптуре.

Яркими представителями этого жанра справедливо считают О. Родена, который обратил внимание окружающих на удивительное пластически художественное звучание частей человеческого тела, и У. Боччони, футуристично взглянувшего на вещи, рассмотрев их из­нутри.