Генезис древней корейской народности и ее кочевая культура. Население Южной Кореи: численность, занятость и интересные факты

October 29th, 2013

Вячеслав Шипилов

Из всех наций и народностей, которые натурализовались в России, не обо всех можно сказать, когда именно они появились в Русском государстве. Но пришествие в Россию корейцев история обозначила с точностью до года и даже до месяца. И появились они, как говорится, в нужное время и в нужном месте.

ВСЕЛЕНИЕ ПО ФАКТУ

Раньше всех о появлении корейцев на территории России сообщил в своём докладе по инстанции поручик Василий Рязанов. Это и стало самой первой официальной информацией о данном неожиданном факте. В 1863-1866 годах Рязанов командовал 4-й ротой 3-го линейного батальона Восточной Сибири в посту Новгородский, ныне порт Посьет. Одновременно он был начальником самого поста, осуществляя здесь всю полноту военно-административной власти.
В сентябре 1864 года на основании донесения поручика Рязанова свою докладную записку составил исправляющий должность инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург. О появлении корейцев в русских пределах он известил военного губернатора Приморской области адмирала Петра Казакевича: «…командующий этой ротой мне доложил, что 14 семей в числе 65 душ обоего пола перешли из Кореи в январе месяце сего года в Приморскую область, построили фанзы в верстах 15 от поста Новгородского, успешно занимаются огородничеством, земледелием и обещают по своему трудолюбию быть вполне полезными хозяевами».
Так было основано первое невоенное поселение в Южно-Уссурийском крае с названием Тизинхе. Не прошло и года, как в долине реки Тизинхе (теперь река Виноградная) был снят первый урожай кукурузы, проса, ячменя, и овощей. При этом корейские крестьяне помогли русским военным сделать многопудовый запас гречневой крупы. «Греча в полном семени, провеяна и по сходной цене, чем довольны обе стороны», - сообщал интендантам в пост Владивосток поручик Рязанов.

Через год по соседству, в долине одноименной реки, появилась корейская деревня Янчихе. Сегодня это село Цуканово на берегу реки Цукановки. Вскоре по берегам Адими, Сидеми и Мангугая, переиначенных в 1972 году в Пойму, Нарву и Барабашевку, стали возникать всё новые и новые корейские поселения, их и на карту не успевали наносить... То же Адими «обросло» по реке Верхним Адими и Нижним Адими. И так по всем местным рекам, а то и без всякой к ним привязки. Прямо от российско-корейской границы «инородческие поселения» стали множиться, будто грибы после дождя. А лучше сказать - словно сосульки в нечаянную зимнюю оттепель, ведь корейцы рвались на российскую территорию в основном в зимнее время.

Почему именно зимой?

Корейские простолюдины - «пхёнмины» - в полном смысле слова бежали из своей страны. Бежали от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» - ненасытных и безжалостных чиновников. Если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392-1910 годы). Когда Николай Пржевальский, путешествуя по Южно-Уссурийскому краю, сумел в октябре 1867 года посетить пограничный корейский город Кыген-Пу, то убедился в нешуточном преследовании самовольных эмигрантов. Начальник города «…по фамилии Юнь Хаб и в чине капитана …просил передать нашим властям, чтобы выдали обратно всех переселившихся к нам корейцев, и он тотчас же прикажет всем им отрезать головы».

От спасительной России отчаявшихся корейцев отделяла лишь пограничная река с удэгэйским названием Тумень-Ула. Сейчас она обозначена по-русски как река Туманная, а по-корейски - Туманган. Российско-корейская граница имела 16,4 версты (17,5 километра). Прямо по реке. Перекрыть такую границу по всей длине корейского берега сопредельным властям не составляло особого труда. В ширину Тумень-Ула была здесь от 70 до 95 саженей (150-200 метров), заметить можно было даже единственного пловца. Но корейские «пхёнмины» бежали в Россию не поодиночке, а целыми семьями, даже целыми деревнями: и женщины, и дети. Стариков тоже не бросали на произвол судьбы. При этом корейские перебежчики брали с собой все пожитки, всю хозяйственную утварь и домашнюю живность, гнали имевшуюся скотину. Как тут можно было быстро и незаметно переправиться через пограничную реку? Даже с учётом того, что река вполне оправдывала своё название насчёт туманов. Но где было взять неимоверное количество лодок, плотов, паромов и иных плавсредств? Поэтому корейские таборы могли брать реку только с ходу, то есть по льду! А при удачном побеге из Кореи зима давала затем время для подготовки к весеннему севу на новом месте.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Других землепашцев в Южно-Уссурийском крае просто не было. И корейские перебежчики оказались как нельзя кстати. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье, как только пустынный край отошёл к России по Пекинскому трактату 1860 года. А русскому крестьянину оставался ещё год до отмены крепостного права да до трёх лет пешего пути, чтобы ступить на новые земли…

Первое русское поселение на территории Посьетского стана датируется 1867 годом. Речь идёт о селении Новокиевском, то есть о современном посёлке Краскино. Его основали отставные армейские и флотские нижние чины, вкладывая в название надежду на то, что Новокиевск превратится в «матерь городов русских» на тихоокеанской окраине России. А первыми жителями-переселенцами стали здесь воронежские, тамбовские и астраханские крестьяне. Им понадобилось немало времени, чтобы научиться совмещать опыт европейского земледелия с хозяйствованием в совершенно не знакомых природно-климатических условиях. Корейцам же достаточно было решиться на переход границы, чтобы стать свободными землепашцами под защитой русских военных.

Сами корейцы, будь то северные или южные, считают своё государство древнее Древнего Китая. Если истоки государственности Китая историческая наука находит в ХIХ-XVIII веках до нашей эры, то корейцы видят корни своего государства уже в глубине VI-V тысячелетий до н. э.! Если первая китайская династия Инь зародилась в бронзовом веке, то «основание корейского государства королём Тангуном» должно было произойти ещё в недрах каменного века, в эпоху позднего неолита. В принципе же Тангун является персонажем старинных корейских сказаний, оставаясь «сыном верховного небожителя и обращённой в женщину медведицы».

Что касается европейцев, они могли узнать о существовании Древнего Чосона, видимо, от китайцев. В частности, через венецианского купца и путешественника Марко Поло, который вернулся из Китая домой в 1295 году. Но по большому счёту, насколько известно, европейцы начали проникать в Корею только в конце XVIII века - в рясах миссионеров. Правда, попытки описания берегов Кореи делались несколько раньше, например французским мореплавателем Жаном Лаперузом в 1785-1788 годах. А Россию познакомил с Кореей глава православной миссии в Пекине отец Иакинф, в миру знаменитый востоковед и синолог Никита Бичурин. С 1806 по 1820 год - 14 лет подряд! - он изнутри изучал Китай и Северо-Восточную Азию. Познания о Корее и корейцах учёный черпал из китайских исторических и этнографических источников. Сам тоже имел встречи с «корёсцами», когда те, будучи вассалами Поднебесной, являлись к китайскому богдыхану с богатой ежегодной данью и подношениями.

Прямое соприкосновение русских с Кореей состоялось в ходе кругосветной экспедиции адмирала Евфимия Путятина на фрегате «Паллада». В апреле-мае 1854 года экспедиция картографировала восточные берега Кореи, начиная с островов Комундо на юге и кончая устьем реки Тумень-Ула на севере. Вот какими увидел корейцев писатель Иван Гончаров, который состоял секретарём при Путятине. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» сообщается, что корейцы «и простой, и непростой народ - все были одеты в белые бумажные или травяные широкие халаты… кроме того, на всех надето было что-то вроде шаровар из тех же материй… Рослый здоровый народ, атлеты с грубыми смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, без робости, как ликейцы… Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской учёностью и пишут стихи».

Спустя ровно десять лет русская военная администрация Южно-Уссурийского края нашла в лице корейских переселенцев чрезвычайно ценных государственных крестьян. Они обладали достаточным опытом возделывания земли в сыром муссонном климате среди сопок и по морскому побережью. Тем более что корейцы приходили со своим рабочим скотом и с необходимым набором сельскохозяйственных орудий. Таким образом, удавалось быстро и без особого напряжения для казны получить готовых, усердных земледельцев. Они давали возможность на месте решать проблемы продовольственно-фуражного снабжения армейских и флотских частей. А одновременно с обеспечением российских войск мясом и крупами, сеном и овсом корейцы исправно участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд, то есть исполняли, как тогда было принято, дорожную и подводную повинность.

Через три года после первых донесений о перебежчиках была проведена первая перепись «русского» корейского населения. В отчёте чиновника особых поручений при военном губернаторе Приморской области Фёдора Буссе от 6 марта 1867 года значилось, что по рекам Тизинхе, Сидеми и Мангугай проживало 143 семьи в составе 750 душ, в том числе 419 мужского и 331 женского пола, включая детей. Они имели в своём хозяйстве 11 лошадей и 166 голов крупного рогатого скота в тягле. В среднем корейская семья состояла из пяти душ. Плюс 42 семьи из 134 человек, которые были вновь прибывшими и не успевшими найти себе место для поселения6.

И ВОЗДВИГЛИ ХРАМ

Корейцы, выбиравшие Россию, основательно укоренялись на русской земле. Они охотно принимали подданство «белого царя». Исключительно по собственной инициативе корейцы построили в Тизинхе первый на стыке границ трёх государств - России, Кореи и Китая - православный храм. Сначала Свято-Иннокентьевская церковь была деревянной, а затем - из кирпича местного обжига. Обезглавленный в пору борьбы с религией храм и по сей день служит Российскому государству на одной из пограничных застав. А в богоприимные годы православный крест успел вознестись также на церковных куполах в Нижней Янчихе, Адими и Заречье, в Усть-Сидеми и Усть-Мангугайском. И по всему Посьетскому стану поплыл над сопками «малиновый звон». Под его сенью продолжали возникать новые поселения с корейскими названиями в русском произношении: Тальми, Ансан, Дюнсой, Намдон, Ходувай…

При построенных корейцами храмах, как заведено было тогда в России, начинали действовать церковно-приходские школы. В одноклассных школах с 3-годичным обучением занятия проводились или на корейском языке, или на русском и корейском одновременно. В двухклассных школах с 5-летним курсом ученики осваивали грамоту только по-русски. Мальчики и девочки посещали школы раздельно. В течение первого десятилетия 1900-х годов священники Тизинхинской Свято-Иннокентьевской церкви, Посьетской Петропавловской и Адиминской Николо-Александровской Фёдор Пак, Роман Ким и Василий Лян добились поголовной грамотности детей в окормляемых приходах.

На полуострове Краббе корейцы поставили церковь в честь апостолов Петра и Павла по случаю пребывания в Посьете в апреле 1873 года великого князя Алексея Романова. А в мае 1891 года на фрегате «Память Азова» прибыл в Посьет наследник Российского престола Николай Романов. Во Владивостоке и в Посьете он снова ступил на землю «государева Отечества», завершив после Японии свою зарубежную «кругосветку»

На берегу бухты Новгородская цесаревича встречали не только войска в парадном построении. Празднично одетых местных жителей пришло ещё больше. Но большинство тех людей были в невиданных для столичного глаза ханбоках - национальной одежде корейцев. При всей протокольной сдержанности Его Высочество не стал скрывать своего интереса к «подданным инородцам». Цесаревич имел весьма тёплый разговор с корейскими сельскими старостами, их потом пригласили в свиту, сопровождавшую высокого гостя по Посьету и окрестностям.

НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ

Посьетский, а ныне Хасанский район Приморья сразу превратился для корейских перебежчиков в основное место заселения. А под угрозой японских пушек в 1871 году очередная волна беженцев из Страны утренней свежести переполнила российское приграничье с Кореей. И властям Южно-Уссурийского края пришлось расселять корейцев за пределами Посьетского участка. Корейцы начали натурализовываться среди казаков и переселенцев из Центральной России, Белоруссии, Украины, Польши и Финляндии. Деревянный корейский плуг в ярме с красно-бурой скотиной стал вспарывать целину по долинам рек Суйфун (Раздольная) и Уссури, в Сучанской (Партизанская) и Приханкайской долинах и далее по Амуру. Где бы ни селились корейцы, отношения с россиянами европейского происхождения, как отмечает сегодня профессор Пусанского университета Ли Че Хёк, «протекали на фоне толерантности и способности к ведению диалога». Собственно, так оно и было, учитывая весьма широкую межкультурную коммуникацию при освоении Дальнего Востока и Приморья.

В 1871 году правительство решает перенести главный тихоокеанский порт России из устья Амура (Николаевск) в бухту Золотой Рог (Владивосток). Назначенному начальником порта Владивосток контр-адмиралу Александру Кроуну для устройства порта «…предоставлено было право… найма рабочих из китайцев и корейцев»8. Появившиеся во Владивостоке корейцы «… для приискания себе заработков, занимают места… устраивая себе для жилья землянки». А к 1893 году во Владивостоке возникает целый квартал для выходцев из Кореи. В топонимике города квартал носил название Корейской слободы (на месте современной улицы Хабаровской). В кратком историческом очерке, изданном в 1910 году к 50-летию Владивостока, его первый летописец Николай Матвеев отмечал под 1893 годом: «в корейском обществе насчитывалось уже 2816 человек, в том числе женщин 86 и 50 человек детей. Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей… У корейцев существовал даже свой суд… свой общественный старшина и другие должностные лица, состоящие на жалованьи»10. И далее, в 1898 году, «составлен приговор» об открытии в городе русско-корейской школы с ассигнованием 3 тысяч рублей.

В последующие десятилетия число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» - Владивостока и Хабаровска.

Лишь дважды наблюдалось некоторое снижение численности корейцев на Дальнем Востоке. Первый спад в этой динамике произошёл в 1916 году в связи с Первой мировой войной. Став союзником Японии по Антанте, Россия вынуждена была блокировать стихийную иммиграцию из аннексированной японцами Кореи. Ну а в 1929-1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. «Пиковое» в 1929 году 180-тысячное корейское население Дальнего Востока сократилось к 1937 году до 172 тысяч. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Д альнего Востока в Среднюю Азию. Но это тема для отдельного разговора.

В год 140-летия появления в России «чосон сарам» - людей Страны утренней свежести - был объявлен общероссийский национально-культурный фестиваль корейцев. На протяжении 2004 года фестиваль проходил во Владивостоке, в Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве. В городах поменьше - Уссурийске, Находке, Батайске, где живут сегодня российские корейцы, тоже прошли свои торжества. Затем фестиваль плавно перерос в мероприятия 2005 года, связанные с 60-летним юбилеем освобождения Кореи от японских оккупантов советскими войсками в 1945 году. Начало торжествам положило открытие мемориального камня в долине реки Виноградной, где появилась когда-то первая корейская деревня на русской земле, - Тизинхе. С её первых жителей и «пошла» почти полумиллионная диаспора нынешних российских корейцев. И везде корейцев знают как трудолюбивых, упорных и уверенных в себе оптимистов.

Источник - Российский исторический журнал РОДИНА

Узбекистан : 173 832
Австралия Австралия : 156 865
Казахстан Казахстан : 105 483
Филиппины : 88 102
Вьетнам Вьетнам : 86 000
Бразилия Бразилия : 49 511
Великобритания Великобритания : 44 749
Мексика Мексика : 41 800-51 800
Индонезия : 40 284
Германия Германия : 33 774
Новая Зеландия : 30 527
Аргентина Аргентина : 22 580
Сингапур : 20 330
Таиланд Таиланд : 20 000
Киргизия Киргизия : 18 403
Франция Франция : 14 000
Малайзия Малайзия : 14 000
Украина Украина : 13 083
Гватемала Гватемала : 12 918
Индия :10 397
ОАЭ ОАЭ : 9 728
Швеция Швеция : 7 250
Саудовская Аравия Саудовская Аравия : 5 145
Парагвай Парагвай : 5 126
Камбоджа Камбоджа : 4 372
Китайская Республика Китайская Республика : 4 304
Эквадор Эквадор : 2 000
Язык Религия Расовый тип

Коре́йцы - основное население Корейского полуострова .

По антропологическому типу принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Говорят на корейском языке .

Жилища

Корейская кухня советских корейцев корё-сарам хорошо узнаваема широким применением кориандра , придающего корейским салатам характерный вкус и запах.

Одежда

В традиционном костюме корейцев, в отличие от китайского и японского, преобладал белый цвет. Одежда мужчин состояла из рубашки, широких шаровар, чулок и веревочных или соломенных башмаков; сверху халат, зимой на вате. Волосы собирались в пучок и связывались вверху шишкой на голову надевались иногда шляпа с полями из камыша, лакированной материи и т. д. Женщины носили по несколько юбок, род корсета или широкого пояса и накидку на плечах, а зимой - ватные халаты; причёска их была схожа с китайской.

Имена

В большинстве случаев фамилия состоит из одного, а имя из двух слогов. Как имя, так и фамилия часто записывается с помощью ханча . При использовании европейских языков некоторые корейцы сохраняют традиционный порядок написания, а другие меняют его согласно западной схеме. В Корее женщина, выходя замуж, обычно оставляет себе девичью фамилию.

В Корее используется всего около 250 фамилий. Самыми распространёнными из них являются Ким , Ли , Пак и Чхве (Цой). Однако большинство однофамильцев не являются близкими родственниками. Происхождение корейских фамилий тесно связано с корейской историей и географией . Существует множество кланов, каждый из которых связан с определённым местом, как, например, Кимы из Кимхэ . В большинстве случаев каждый клан прослеживает свою родословную до общего предка по мужской линии.

В течение корейской истории использование имён эволюционировало. Древние имена, основанные на корейском языке , встречались во время периода Трёх королевств (57 год до н. э. - 668 год н. э.), однако со временем, по мере принятия китайской письменности, они были вытеснены именами, записываемыми китайскими иероглифами. Во время периодов влияния монголов и маньчжуров правящая элита дополняла свои корейские имена монгольскими и маньчжурскими именами. Кроме того, в конце японского колониального правления корейцев принуждали брать японские имена .

Боевые искусства

Тхэквондо (кор. 태권도 , 跆拳道 , произносится «тхэквондо́», иногда пишется «тэквондо», «таэквондо», «таеквондо») - корейское боевое искусство. В 1955 году генерал-майор Чхве Хон Хи , взяв за основу несколько школ борьбы, создал тхэквондо. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак, «до» - путь. По определению Чхве Хон Хи, «тхэквон-до означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников ». Тхэквондо, в отличие от других боевых искусств, характеризуется именно большим количеством высоких прыжков с ударами ног.

Хапкидо (кор. 합기도 , 合氣道 ; хап - объединение; ки - энергия, сила; то (-до) - путь) («путь объединения энергии») - корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо , так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, джиу-джитсу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо и тансудо.

Тансудо (кор. 당수도 , 唐手道 «путь танской (китайской) руки») - корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты. Хван Ки, основатель этого искусства, утверждал, что он создал тансудо, когда жил в Маньчжурии в 30-х годах XX века, основываясь на старых текстах о субак (старое корейское военное искусство). Японское карате и китайские внутренние школы ушу , возможно, повлияли на тансудо. Во многих аспектах тансудо подобно карате и тхэквондо, однако практически не имеет акцента на спортивных соревнованиях.

Кёксульдо (кор. 격술도 ) - боевое искусство из Северной Кореи, которое практикуется прежде всего в пределах Корейской народной армии. Кёксульдо было распространено также в Восточной Европе в государствах бывшего Варшавского пакта . В Корее кёксульдо стоит на вооружении спецподразделений и армии. Мировая федерация кёксульдо (세계실전격술도총본관) состоит из двух гражданских (не военизированных) тоджанов в Южной Корее. Один из тоджанов находится в Инчхоне , второй - в городе Чхонан . В отличие от остальных коммерциализированных школ кёксуля, основной упор в этих школах делается на увеличение физической силы и выносливости тела. Современная форма одежды - военный камуфляж с нашивками школы кёксульдо или чёрная форма.

Напишите отзыв о статье "Корейцы"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Корейцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

Мировая численность данного народа составляет более 82 млн человек. Конечно же, основная их масса проживает на земле одноименных государств: Северного и Южного.

Второе место занимает Китай. Завершает тройку лидеров по количеству корейцев - США. В этих государствах проживает чуть больше 2 млн человек. Япония расположилась на четвертом месте. Здесь азиатов чуть больше 900 тысяч. Россия находится после Канады, которая стоит на пятой позиции. Среди русскоязычной нации проживает 170 тыс. азиатского народа, в то время как в североамериканском государстве их чуть больше 200 тыс. Откуда корейцы в России?

Основная часть корейского населения является атеистами, однако также распространены буддисты и христиане. При этом таковых много лишь в Южной Корее, а в Северной части в основном проживают те люди, которые все-таки не придерживаются ни одной из религий.

Более подробно о жизни нации

Среди населения корейского полуострова сильное распространение получили такие праздники, как первый год со дня рождения ребенка, Новый год, 60-летний юбилей. Помимо этого, ежегодно отмечается День урожая, причем как в Южной Корее, так и в Северной.

Основным продуктом питания является рис. Чаще всего корейцы употребляют в пищу именно его и некоторую другую пищу животного происхождения. Это связано с тем, что в давние времена многие в государстве не способны были позволить себе овощи и фрукты. Именно поэтому традиционные корейские блюда представлены перечисленными видами. Также популярными являются морепродукты. Скорее всего, многим известен тот факт, что корейцы предпочитают острую еду. В их рационе часто можно встретить блюда с большим содержанием перца: красного, чили или молотого.

Если говорить о манере одеваться, то это нация, в отличие от других азиатских, предпочитает белый цвет в традиционных одеждах.

Имена корейцев, как правило, состоят из трех слогов. Первой записывается фамилия, далее идет имя. Оно складывается из двух частей. Наиболее популярными родовыми именами этой нации являются Ким, Ли, Пак, Чхве (Чой, Цой). После замужества женщина оставляет девичью фамилию.

Корё-сарам

Корё-сарам - название этнических корейцев, которые проживают на постсоветской территории и считаются потомками коренных представителей нации. Если расшифровать это «имя», то первая часть является отсылкой к государству народа, которое существовало с 918 по 1392 год. «Сарам» с языка этого народа переводится как «человек». Но все же многих интересует вопрос: откуда корейцы в России?

Кем являются советские и постсоветские корейцы? Это люди, которые называют себя прямыми потомками азиатов, проживающие на с 60-х годов XIX века. Как правило, они являются переселенцами из северных регионов соответствующего полуострова. Среди них много православных, буддистов, протестантов. Большая часть представителей этого народа говорит на русском языке, а своего родного они не знают.

Корейцы в России массово начали появляться еще с 1860 г. Миграция достигла своего пика в 1930 г. Стоит отметить, что ее не смогла остановить даже революция. Почему появилось такое желание у корейцев переселиться в Россию? Стимулом стала нехватка земель в их родном государстве, хорошее отношение местных чиновников к народу, а также оккупационные действия со стороны Страны восходящего солнца. Интересным фактом является то, что китайская и японская общины на территории СССР были уничтожены, в то время как корейцы в России смогли выжить и даже начали развиваться.

В 1917 г. здесь уже проживало более 100 тысяч представителей этой нации. Больше всего их было в Приморском крае (90%). Когда к власти пришел Сталин, описываемый народ был первым, кого решили депортировать по национальному признаку. Однако уже в 1935 г., согласно переписи населения, на территории СССР проживало более 200 тысяч корейцев. Через 2 года они были депортированы в Казахстан и Узбекистан.

Стоит заметить, что в Приморье до осуществления данных действий со стороны правительства народ достаточно хорошо и быстро развивался. Причем переселение корейцев в Россию продолжилось. Здесь было открыто два азиатских района, 77 сельсоветов, 400 школ, техникумов, институтов, существовал театр. На этой территории издавалось несколько журналов и газет на корейском языке.

В 1993 году, по постановлению правительства Российской Федерации, Корё-Сарам были признаны жертвами

На данный момент на территории бывшего Советского Союза проживает больше 500 тыс. корейцев. Лидером по их количеству является Узбекистан. Второе место заняла РФ. И сколько корейцев проживает в России? Согласно переписи населения, которая была осуществлена в 2010 году, здесь их живет более 150 тысяч человек. После того как распался Советский Союз, большая часть корейских жителей мигрировала на территорию России и Украины.

Население Северной Кореи на территории России

Некоторая часть населения временно или постоянно живет в Российской Федерации. Таковыми являются студенты, перебежчики. По данным за 2006 год, на территории РФ северных корейцев находилось больше 10 тыс. человек. Нужно заметить интересный факт: отдельные члены трудовой партии Кореи, которые в перспективе имели весьма значительное влияние, проживали в СССР до момента получения страной суверенитета. Перебрались они в КНДР лишь после ее основания.

Если углубляться в историю, то следует сказать, что, начиная с 1953 года, северные корейцы в России проживали лишь потому, что поступали в высшие учебные заведения, находящиеся на территории СССР.

Для того чтобы обеспечить Дальний Восток работниками, которые бы выполняли трудовые обязанности на предприятиях, из Северной Кореи было перевезено 35 тыс. людей. Со временем это число увеличилось в два раза. Ближе к 60-м годам Северная Корея потребовала вернуть своих коренных жителей на территорию государства, и 10 тыс. человек были переправлены обратно.

Вторая волна отправки граждан началась в конце 60-х годов XIX века.

На самом деле корейцы в России появились по более серьезным причинам. Они заключаются в том, что в северной части страны до сих пор царит безработица. В 2006 году начались плановые перевозки граждан. В этом проекте участвовали только люди из городов. Считается, что они легче адаптируются в условиях Российской Федерации. Больше 10 тыс. людей были перевезены на Дальний Восток благодаря рабочим визам.

На данный момент президент Северной Кореи заключил договор с главой Российской Федерации об увеличении количества человек, которые будут работать на территории русскоязычного государства. Стоит заметить, что заработные платы у вынужденных переселенцев достаточно маленькие. 70% месячной суммы забирается страной «в счет благонадежности».

Беженцы из Северной Кореи

Из-за того, что экономический рост в Северной Корее постепенно уменьшается, увеличивается количество беглецов в Россию. По состоянию на 1999 год переселенцев на территории РФ было от 100 до 500 человек. К сожалению, более точных данных нет. Также на границах русскоязычной страны находится достаточно много беглых северокорейцев, не зарегистрированных официально.

Северные корейцы в России постоянно живут на Дальнем Востоке. Подавляющая часть их сбежала из Стоит заметить, что южнокорейское посольство отказывается предоставлять беженцам с Севера помощь в укрытии, а российское правительство задержало как минимум одного беглеца, который пытался попасть в консульство. После предпринимались попытки депортировать этого человека.

Общество «Мемориал» на данный момент помогает беженцам оформлять соответствующие документы о признании их таковыми. Оно регулирует обращения людей в органы Федеральной миграционной службы. Лишь после проведения этой процедуры беженцы на официальном уровне могут покинуть свою страну. Затем они приезжают в Москву и обращаются в посольство Южной Кореи или любого другого государства. Россия предоставляет каждому переселенцу 3 месяца временного убежища. После истечения этого периода они должны получить статус беженца в определенной стране и затем переехать туда на ПМЖ.

«Русские» корейцы

После распада Советского Союза правительства Южной и Северной Кореи стали активно пропагандировать свои территории. Иными словами, началась борьба за соотечественников. Подавляющая часть обратила внимание на Южную Корею. Сначала азиаты радовались, что получили хорошие места. Однако, поработав немного, русские корейцы полностью разочаровались в своих «собратьях». Они трудились без выходных за маленькую зарплату, которую часто не выплачивали. Во многом из-за этого в 90-е года XX века увеличилось количество корейцев, мигрирующих на территорию Российской Федерации. Практически за всю свою жизнь эти люди переняли менталитет страны и ее обычаи. Поэтому часто коренные жители жалуются, что российские корейцы в России переняли слишком много плохих привычек и теперь очень похожи на окружающих их людей.

Сейчас особенно в тех местах, где ее представители работают на земле, образует достаточно тесные группы. С населением, а точнее, с коренным народом, эти люди практически не контактируют - их интересы не пересекаются. Хочется сказать, что было бы здорово, если бы корейцы и русские искали больше точек соприкосновения. Так можно было бы избежать этнических конфликтов.

Сахалинские корейцы

Сколько корейцев в России? Речь идет не об общем количестве, а лишь о сахалинских представителях. Численность этой диаспоры составляет около 45 тыс. человек. 10% из них - это представители Корё-сарам, остальные же 90% являются потомками южнокорейских рабочих, которые были привезены в качестве рабсилы на Сахалин. Произошло это в период аннексии Кореи Японией. Все они до сих пор проживают на острове Сахалин. Зачастую народ рассматривается в качестве отдельной диаспоры, которая никак не контактирует с другими корейцами.

Формирование этой группы началось после 1870 г. Первая перепись корейцев на Сахалине была произведена писателем Чеховым, который посетил остров. В 1897 г., согласно подсчету населения, здесь находилось чуть больше 65 азиатов из 28 тыс. жителей. В период с 1905 по 1937 гг. небольшая группа сахалинских корейцев, как и Корё-сарам, были депортированы в Среднюю Азию.

Известные корейцы в России

Известные корейцы России, которые родились на территории СССР и нынешней РФ, - это Нелли Ким и Виктор Цой.

Нелли Владимировна Ким появилась на свет 29 июля 1957 года. Местом ее рождения является город Шураб, находящийся на территории Таджикской ССР. Нелли прославила Советский Союз, будучи пятикратной олимпийской чемпионкой, пятикратной чемпионкой мира, двукратной чемпионкой Европы и многократной чемпионкой СССР. В 1976 г. ей было присвоено звание заслуженного мастера спорта.

Ее отцом является сахалинский кореец, мать - татарка. Свое детство она провела на юге Казахстана. Спортом Нелли начала заниматься в 10 лет. И уже к 1970 г. она стала достойным соперником. В 1975 г. Нелли победила на чемпионате Европы. Через год получила уже третью победу на Олимпийских играх в Монреале. В 1977 г. она вышла замуж за белорусского гимнаста и переехала с ним Минск. В 1979 г. ей было присвоено звание абсолютной чемпионки мира. Надо отметить, что Ким является первой гимнасткой, которая участвовала в Олимпийских играх, получившая максимальную оценку (10 баллов) за и вольные упражнения.

После того как ее карьера была окончена в 1980 году, Нелли стала заниматься тренировкой национальных сборных. В этот же период она получила должность международного арбитра, также судила все наиболее крупные соревнования мира. Имеет два ордена Трудового Красного Знамени. На данный момент Нелли проживает с новым мужем и дочкой в США.

Виктор Цой смог за короткий срок стать легендарным рок-музыкантом, автором песен и художником. Он же является лидером и основателем группы «Кино». В ней он пел, играл на гитаре, писал стихи и музыку к ним. Снялся в нескольких кинолентах.

Виктор родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Деятельность в качестве поэта, певца и композитора он начал в 1978 г. Его отец - Роберт Цой - инженер, имеет корейское происхождение, мать - обычная преподавательница физкультуры. Родители Виктора в 1973 г. развелись, но через год снова вступили в брак. Цой учился в художественном училище, однако за неуспеваемость был отчислен. После этого он поступил учиться на резчика по дереву. В молодости Виктор фанател от Боярского и Высоцкого. На него оказал сильное влияние Брюс Ли. Он стал подражать его имиджу, начал увлекаться восточными единоборствами.

Группа «Кино» в биографии Виктора занимает значимое место. Этот коллектив стал по-настоящему легендарным. Просуществовал он недолго: основан в 1984 г. и в 1990 г. расформирован. Последний концерт группа дала 24 июня финального года. После него Цой с другом уединился на даче, где был записан новый альбом. Он был выпущен в декабре того же года и назывался «Черный альбом». Обложка полностью соответствовала названию. Вероятно, группа существовала бы намного дольше и получила бы мировое признание… Однако в августе 1990 года на 28 году жизни Виктор Цой погиб. Согласно официальной версии, он уснул за рулем и врезался в автобус. Фанаты называют своего любимого исполнителя, композитора человеком с большой буквы. Они до сих пор посвящают ему песни и посещают его могилу. Эта трагедия стала шоком для всех.

Жизнь корейцев в России

Как нетрудно догадаться, корейская диаспора в России неоднородна. Связано это с тем, что азиаты постоянно переселялись с места на место и меняли районы, где они обитают. Как правило, на Дальний Восток попадали жители Северной Кореи, на Сахалин - Южной. На данный момент многих азиатов интересует, нужна ли корейцам виза в Россию, однако об этом позже.

Диаспора еще состоит и из тех, кто приехал на территорию РФ в качестве студентов. Они, как правило, остаются жить в государстве после окончания высшего учебного заведения на постоянной основе. Корейское население, проживающее на делится на 3 типа.

  • Первая группа состоит из тех, кто имеет местное гражданство.
  • Во вторую входят те, кто зарегистрирован в Северной Корее, однако получил разрешение на постоянное место жительства.
  • В третью группу попали те, кто не смог получить гражданство.

Стоит также сказать о том, что отношения между членами корейской диаспоры достаточно напряженные. Когда на территорию Сахалина были направлены азиаты из Средней Азии и Казахстана, они, ввиду того, что хорошо знали русский язык, постоянно претендовали на руководящие должности. Именно поэтому пытались подчеркнуть свое превосходство над другими азиатами. После того как Россия улучшила связи с сахалинскими корейцами, они из-за хорошего владения собственным языком получили возможность устраиваться на должности переводчиков и менеджеров в международные компании, посольства, представительства и церкви. К северокорейским беженцам всегда было настороженное отношение. Причем это проявляется не только со стороны России и Южной Кореи, это также заметно и в действиях родственного государства.

Корейцы в России уже изменили свой быт и традиции, которые давно претерпели некоторые изменения. Население, из-за влияния на них русской культуры, немного поменяло свой образ жизни. Многие из азиатов приняли Крещение.

Сейчас корейская диаспора в России является одной из самых крупных на территории. Подавляющая часть этих людей говорит на русском языке. Лишь около 40% владеют корейским.

В основном эти люди исповедуют православие. Однако в некоторых группах, преобладают конфуцианство и буддизм.

На данный момент корейская культура стала развиваться на территории России. Люди восстановили школы, начали печатать издания. Помощь в этом им оказывает посольство Республики Корея.

Визовый режим

Нужна ли корейцам виза в Россию? Однозначный ответ - да. Ее следует оформить, так как въехать и находиться на территории РФ на законных основаниях при ее отсутствии невозможно. Для того чтобы получить визу, необходимо приглашение. Неважно, это способен сделать как обычный человек, так и организация. Виза для корейцев в Россию (она может быть туристической, частной, бизнес или рабочей), оформляется при помощи обращения в консульство РФ на территории Южной Кореи. Порядок оформления и сроки будут указаны специалистом непосредственно в посольстве.

Северная Корея в начале этого года предлагала России перейти на безвизовый режим. Однако этот вопрос до конца не решен.

Корейцы о России и русских

Корейцы постоянно рассказывают о том, что россияне достаточно много пьют. Кстати, многие свято верят, что Россия - это СССР. И очень удивляются, когда приезжают и понимают, что это не так.

Корейцы про Россию рассказывают достаточно интересно. Некоторые думают, что в летний период здесь тепло не бывает. Также многие переселенцы удивляются тому, что здесь есть низкорослые девушки. По их мнению, все дамы должны быть выше 170 см.

Корё сарам – так называют потомков переселившихся в Россию корейцев . Первая часть словосочетания отсылает к древнему названию государства, откуда они родом, вторая переводится как "человек". Более полутора веков назад корейцы стали частью нашей страны, обогатив пёструю палитру культур.

Бежавшие с родины

По итогам Всероссийской переписи 2010 года, корейцами себя назвали более 153 тысяч человек. Самые большие группы российских корейцев проживают на Дальнем Востоке – в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Юге и Северном Кавказе – в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.

Представители этноса не раз переселялись. С Дальним Востоком связана судьба выходцев из Северной Кореи, с Сахалином – Южной.

У нас они появились во второй половине XIX века. На эмиграцию, грозившую на родине смертью, толкали голод, нехватка земель и стихийные бедствия. В 1860 году в результате Пекинского договора России отошла часть территории Южного Приморья. Образовалась российско-корейская граница по реке Туманган (Туманной). Уже тогда за ней жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.

Первые сведения об иммигрантах появились в 1854 году, когда разрешение на проживание у властей попросили 67 корейских крестьян, пересекших Туманган. Они основали в Уссурийском крае первое невоенное поселение Тизинхэ, жили в традиционных фанзах (крестьянский дом на каркасе из деревянных свай) и занимались земледелием. K 1867 году в Приморье было уже три корейских деревни с двумя тысячами поселенцев.

Усердные земледельцы

Посьетский (ныне Хасанский) район Приморья быстро стал центром притяжения корейцев. Российская власть переселению не препятствовала. Осваивать пустовавшие земли никто не хотел, а у новых жителей для этого имелись необходимые опыт и желание.

Корейцы сыграли ключевую роль в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Они охотно принимали русское подданство (что облегчало получение земли), старались учить язык и крестились. По их инициативе на стыке трёх государств – России, Китая и Кореи – появился первый православный храм. Благодаря интеграции этнос, единственный из азиатских, смог органично вписаться в жизнь Дальнего Востока.

Поток переселенцев вырос в 1910 году после аннексии Кореи Японией: Россия пополнилась политэмигрантами. Через несколько лет Дальний Восток станет центром корейской культуры: треть населения Приморья составят корейцы.

Корейцы Сахалина

О корейцах упоминал посетивший остров в конце XIX века А.П. Чехов. Согласно переписи 1897 года, на Сахалине проживало 67 азиатов.

Корейские поселения стали расти после русско-японской войны, в результате которой Япония получила южную часть острова – Карафуто. Корейцев из южных провинций активно свозили сюда на тяжёлые работы на шахтах и рыбном промысле. Таким образом, к 1945 году, когда Южный Сахалин вошёл в состав СССР, здесь жило полсотни тысяч корейцев. О своих бывших "рабах" Япония благополучно забыла, но по документам сахалинские корейцы по-прежнему числились подданами Страны Восходящего Солнца: советское гражданство они стали принимать лишь после 1970 года.

Депортированы первыми

Корейцы первыми в СССР подверглись принудительному переселению по этническому признаку. Ещё с 1920-х годов разрабатывали меры по их отселению от границ оккупированной Кореи. В 1929 году удалось собрать 220 добровольцев, организовавших в Узбекистане и Казахстане рисоводческие колхозы. Идея перемещения в эти республики позже станет ключевой.

21 августа 1937 года постановлением Совнаркома СССР в целях пресечения японского шпионажа принято решение депортировать дальневосточных корейцев в Среднюю Азию. В Узбекистан и Казахстан отправились 172 тысячи человек, включая 1 187 жителей Северного Сахалина. В пути и в первое время жизни в районах непривычного климата умирало до 40 человек из тысячи. Некоторые историки считают, что положение корейцев было лучше, чем у других репрессированных народов, хотя они также подвергались дискриминации. В 1945 году им присвоили статус спецпереселенцев, во время войны с Японией отправляли на принудительные работы в "трудармию".

Реабилитация народа шла в несколько этапов. Однако некоторые негласные запреты существовали до распада СССР. В 1993 году Верховный Совет России признал корейцев жертвами политических репрессий. К тому времени на постсоветском пространстве проживало около полумиллиона представителей этого народа.

Третья волна адаптации

Корейцы хорошо интегрировались в российское общество. Многие исконные традиции в процессе социокультурной адаптации приобрели новый смысл, корейский язык подзабылся или забылся вовсе: например, выросшее в Средней Азии поколение считает родным русский язык. В 1950-х годах сняли ограничения на передвижение и службу в армии, корейцам разрешили жить за пределами Средней Азии. Они стали переселяться на Северный Кавказ и в страны Союза. Молодёжь активно пошла учиться, в том числе в столичные вузы. И к семидесятым годам среди корейцев было немало учёных, инженеров, врачей и юристов. При этом продолжали процветать корейские рисоводческие колхозы. В Приморье корейцы начали возвращаться с 1960-х годов. После распада СССР многие корейцы из республик Средней Азии переехали в Россию и Украину.

Борщ с паби и плов

Среди корейцев распространены такие фамилии, как Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой. С недавних пор семьи стали малодетными. Придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.

Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем. Корейцы предпочитают рыбу и свинину. Почти не используют животный жир. Любят острый перец, чеснок и кориандр. На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют варёный рис паби. В рационе российских корейцев сейчас также присутствуют блюда узбекской кухни: плов и манты.

Екатерина Курзенева

ТОМСК, 12 июн — РИА Новости. Российские корейцы, обучающиеся в школах и вузах Москвы, Тольятти, Ставрополя, Томска и Ташкента, написали сочинения о своей жизни в России. Они рассказали, на каком языке видят сны и что, с их точки зрения, портит имидж культурной страны.

В апреле Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) объявил о старте всероссийского конкурса на лучшее сочинение на русском языке "Почему мое будущее связано с Россией". Конкурс посвящен 150-летию добровольного переселения корейцев в Россию, а его участниками стали корейцы, обучающиеся в РФ.

Конкурс приурочили к межнациональному форуму молодежи Сибири и Дальнего Востока "Вместе — мы сила", который проходит в эти дни в Томске.

Талантливые сестры

"Я, девочка с корейской фамилией и русской душой, горжусь, что живу в многонациональной России!" — пишет в своем сочинении московская девятиклассница Ди-Ён Дон. Она, как и многие другие участники конкурса, родилась не в России — в Узбекистане, и мечтает побывать в Корее.

Как рассказала девушка корреспонденту РИА Новости, ее мечта осуществится этим летом — школьница планирует съездить в гости к брату, который учится в столице Южной Кореи — Сеуле.

Родители девушки — педагоги по образованию — привезли дочь в Россию в 1998 году. Тогда Ди-Ён было всего восемь лет. Она рассказывает, что в ее роду по материнской линии много педагогов: деды и прадеды работали учителями. Сама школьница пока не знает, кем станет.

"Я учусь в девятом классе средней общеобразовательной школы №1086 с корейским компонентом обучения в Москве. В школе обучаются не только корейцы, но и русские, татары, армяне и другие. Атмосфера в школе дружелюбная", — пишет она в сочинении.

"Люблю слушать русские народные песни и романсы. Моя бабушка, Фрида Васильевна, знала много русских романсов и очень любила их исполнять. <…> Сейчас, живя в Москве, часто хожу в кино, театры, музеи, концерты. Нашему деду дают льготные билеты и бесплатные приглашения как реабилитированному от незаконных политических репрессий. Вот он и зовет нас по очереди на различные концерты и спектакли", — добавляет школьница.

Ди-Ён заняла третье место в своей возрастной категории (14-18 лет). В Томск на церемонию награждения она приехала вместе с двоюродной сестрой Марией Ли, которая участвовала в конкурсе в другой возрастной категории — 19-25 лет.

"150 лет вместе. Это много или мало? Безусловно, в историческом масштабе совсем мало, но для жизни отдельного человека это большая дата. Арифметический расчет одного поколения равняется 25 годам. Значит, шестое поколение этнических корейцев проживает в России. <…> В нашем роду я россиянка в пятом поколении", — пишет Мария Ли.

Ее прадед и дед значительное время прожили в Узбекистане, куда их переселили с Дальнего Востока в 1937 году. "Дед сейчас живет в городе Москве. Я считаю себя кореянкой, хотя для меня родной язык — русский. Имя дали русское. Отчество ношу тоже русское", — делится студентка Российского государственного университета туризма и сервиса.

"Простая российская кореянка"

В своих сочинениях школьники и студенты рассказали о мечтах и надеждах — они связывают свою жизнь с Россией и надеются, что в будущем не будут слышать фраз типа "Россия — для русских".

"В школу я пошла в Москве, где впервые столкнулась с проблемой: иногда на меня странно смотрели проходящие мимо люди. Хоть я была ребенком, но уже тогда поняла, что это из-за смуглой кожи и узкого разреза глаз. Тогда это была просто детская обида, я еще не знала важность и глобальность этой проблемы. Призываю всех быть толерантными друг к другу", — пишет ученица столичной школы Юлия Ким.

Корреспонденту РИА Новости корейская москвичка Ди-Ён Дон рассказала, что и в ее жизни случались неприятные события из-за национальности. "В школе — нет, там все спокойно. Это было в метро, на папу однажды там напали из-за национальности. Но, слава Богу, появилась полиция, все обошлось", — вспоминает она.

"Живя не первый год в Москве, я ощущаю некий дискомфорт, особенно, когда бываю в людных местах. Порой слышишь: "Понаехали тут!" — пишет Мария Ли.

Девушка уверена, что неприятности, в которые попадают мигранты в России, "портят имидж великой и культурной России".

"От интеллигенции, общественных и государственных деятелей будет зависеть то, как я, простая российская кореянка, буду чувствовать в обществе. А ведь от морального самочувствия каждого гражданина зависит будущее огромной страны", — считает студентка.

Впрочем, отмечают молодые корейцы, все это не мешает им любить российские города, например Москву.

"Это город, в котором, безусловно, можно найти то, что ищешь. И образование, и работу. Здесь необычайно большой выбор университетов, институтов, академий, колледжей", — рассказывает ученица московской школы №1086 Анна Тигай.

Обретенная родина

Председатель жюри конкурса, преподаватель ТГПУ с 20-летним стажем Анна Курьянович рассказала РИА Новости, что все участники писали о русском языке как средстве единения нации.

"Ребята, всего 18 человек, писали, начиная о своей малой родине, где родились, писали, что долго прожили в РФ, как изнутри видят свое положение — корейский ребенок в условиях российского проживания. Кто-то писал о книгах, бабушках и дедушках. Все считают Россию своей родиной, исторической, генетической или приобретенной", — рассказала она.

"Пишут, что жили в Узбекистане, Таджикистане, в странах дальнего зарубежья, но хотят жить в России. Общая идейная тональность светлая, это тексты с хорошей верой в будущее. <…> О родине, о языке нельзя написать хорошо "по указке", если ты это не пропустил не только через свой мозг, но и через свои чувства", — подчеркнула председатель жюри.

Полиглоты в моде

Многие участники конкурса говорят, что знание русского и одновременно других языков им обязательно пригодится. Это не просто модно и престижно, а позволяет наладить межнациональные связи даже на уровне "школа-университет".

"Мечтаю овладеть китайским и испанским языками. Знание языков позволяет человеку знать многообразие культур и делает его высокообразованным в обществе. Мне очень комфортно дома, на работе, в институте. Дружу не только с корейцами, но и с русскими, евреями, армянами, узбеками и другими. Все они относятся ко мне хорошо и уважительно. Мне легко с ними общаться", — рассказала в сочинении Мария Ли.

Как пишет один из конкурсантов, пятиклассник из Москвы Чжу Сучжин, "чтобы передать красочность русского языка, приходится много трудиться, чтобы оживить на корейском языке все красноречие русского языка".

Дед мечтает съездить в Крым

Молодые российские корейцы особо отметили в своих сочинениях "чудеса" страны — природные памятники и заповедники. Рассказали, что используют любую возможность для путешествий по стране — выезжают на соревнования, на конкурсы, ездят с семьей.

"Мой дед обещал свозить в Звенигород, чтобы послушать трели соловья. Когда-то он служил в армии в тех краях и слышал это чудное пение, которое запомнил навсегда. <…> Дед мечтает съездить в Крым, который стал с этого года частью РФ, как это было 23 года назад. Обещает взять меня с собой на этот полуостров", — пишет Дон Ди-Ён.

Восхищаясь российскими просторами, конкурсанты вспоминают русских классиков литературы, цитируют стихи о природе, признаются в любви к березкам, лету в деревне. Все в традициях "загадочной русской души".

Вспоминают и известных корейцев, живших в России, например, Виктора Цоя. "Его слушают, поют и перепевают так же часто, как перечитывается "энциклопедия русской жизни XIX века" "Евгений Онегин". Творчество Виктора Цоя можно уверенно считать "энциклопедией русской жизни" 80-х годов ХХ века", — считает Анна Тигай.

Вижу сны на русском

"Так кто же я? Кореянка или русская, кого во мне больше? Как себя называть? С одной стороны, говорю и мыслю по-русски, сны вижу на русском. А с другой стороны, у меня фамилия корейская, разрез глаз восточный, обычаи и традиции в семье соблюдаются корейские, отчасти русские. Думаю, что будет правильно сказать, что я — российская кореянка", — пишет конкурсантка Мария Ли.

Она отмечает, что словосочетание "российские корейцы" твердо утвердилось в РФ после распада СССР. "Моих предков до третьего поколения, которые жили в России, называли просто "корейцы", а начиная с прадеда, называли "советскими корейцами" А нынче, кто проживает в РФ, — "российские корейцы", — пишет она.

Мария Ли стала победительницей конкурса в своей возрастной группе — от 19 до 25 лет. Среди школьников лучшей признали работу Вероники Ким из Томского гуманитарного лицея. Школьница вообразила, что берет интервью у своего любимого писателя Михаила Булгакова.

А так написал о России десятиклассник столичной школы Чжун Мин Джонг: "В мои 17 лет я представляю свою собственную жизнь как отдельную главу в истории — все с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Я дитя двух культур, но начало мне дала моя Родина — Россия".