Остап Бендер. Знаменитые цитаты

Роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» вышел в свет в 1928 году, и сразу же получил большую популярность среди советских читателей. С тех пор, за прошедшие почти девяносто лет, это знаменитое произведение сатирической мысли было переведено на множество языков, неоднократно экранизировалось и ставилось на сценах театров, фразы из романа ушли в народ, а сами персонажи романа стали основой для народного творчества. Здесь можно упомянуть и скульптурные композиции, посвящённые пребыванию великого комбинатора и компании в том или ином городе, карикатуры в печатных и интернет-изданиях, картины и прочее. А в 1996-м году произошло важное событие – открылся Козьмодемьянский музей сатиры и юмора. Сейчас музей находится на реставрации, и в обновлённом виде должен начать принимать посетителей к началу туристического сезона. Романы Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» за прошедшие годы нисколько не потеряли своей остроты, а в связи с начинающимся годом, объявленным Годом литературы, стали ещё актуальнее.

Немного истории. Считается, что город Козьмодемьянск является прототипом г. Васюки из романа «Двенадцать стульев», где «гроссмейстер» О. Бендер проводил сеанс одновременной игры в шахматы. В связи с этим утверждением, в Козьмодемьянске с 1995 года проходит Всероссийский ежегодный фестиваль сатиры и юмора Бендериада – что как раз дало возможность для основания музея сатиры и юмора. В музейных фондах есть множество экспонатов, оригинально трактующих образ великого комбинатора.

Деревянная фигура «Остап». Козьмодемьянский скульптор Юрий Викторович Кириллов необычно подошёл к изображению образа Остапа. Скульптура в человеческий рост в стиле конструктивизма, этакий обобщённый образ, напоминающий робота, в неизменном головном уборе и с шарфом, но с «сердцем - пламенным мотором», подмигивающий посетителям и протягивающий руку для дружеского рукопожатия.

Козьмодемьянская художница Любовь Николаевна Каратонова в своей картине «Остап в Васюках» показывает Остапа-мечтателя. Он лёгкой походкой шагает по городу, не замечая словно во сне проносящихся мимо него улиц, домов, прохожих, извозчиков, а вокруг него носится в воздухе множество идей и дерзких планов, - в центре которых ковром-самолётом парит перед ним идея шахматного турнира.

Целых три экспозиции Йошкаролинского художника Сергея Васильевича Прутова посвящены романам Ильфа и Петрова. Они называются «Скрябин», «Ипполит Матвеевич у доски объявлений» и «Васюки – пуп земли». Самая большая из них – это «Васюки – пуп Земли». На переднем плане – знаменитая сцена из романа «Двенадцать стульев», когда с доски одноглазого шахматиста исчезла ладья. Фигуры «гроссмейстера» и любителя выполнены в полный рост. На заднем плане – футуристический пейзаж Нью-Васюков, объёмность которого плавно переходит в двухмерное изображение. На потолке стоит бриллиантовый стул, который вроде бы близко, но достать его нет никакой возможности. Но Остап не обращает внимания на окружающую его обстановку; он улыбается, он прокручивает в уме новые масштабные комбинации. Ведь, как нередко замечалось знатоками романа «Двенадцать стульев», для О. Бендера деньги никогда не были целью; главное – это путь к цели, и чем он сложнее, тем интереснее, тем лучше.

Картины ещё одного Йошкаролинского художника, Анатолия Александровича Смирнова, весьма необычны. Стиль его творчества – поп-арт. Это философские коллажи, в которых обычно присутствуют монеты (в том числе и редкие экземпляры), детали от часов и прочие мелочи, на которые мы часто не обращаем внимания в повседневной жизни. Вместе всё это выглядит впечатляюще. Идеи картин приходят к Анатолию Смирнову во сне. Одну из своих картин Анатолий Александрович посвятил великому комбинатору. «Остап в зеркале». Портрет О. Бендера изображён прямо на отражающей поверхности зеркала, и посетитель, рассматривающий картину, видит в ней и своё отражение, и Остапа. Что, видимо, должно означать: частичка великого комбинатора есть в каждом из нас.

Во втором зале музея представлены картины чувашского художника-карикатуриста Андрея Васильева, иллюстрирующие основные сцены пребывания Остапа в Васюках. Тут и яркая и эмоциональная речь «гроссмейстера» Бендера о Нью-Васюках – Нью-Москве, и неразрешимый конфликт Остапа с одноглазым шахматистом во время сеанса одновременной игры в шахматы, и погоня на лодках по Волге, завершившаяся массовым купанием васюкинских любителей. Не забыл художник и про свои родные Чебоксары, изобразив встречу О. Бендера и Ипполита Матвеевича со стулом, выброшенным ими до этого с теплохода «Скрябин». Остап и остальные персонажи романа «Двенадцать стульев» показаны Андреем Васильевым в шаржированном, карикатурном виде, достойном сатирических журналов, таких как «Крокодил» или йошкаролинский «Пачемыш» («Оса»).

В музее сатиры и юмора присутствуют и экспонаты, подаренные музею журналом «Пачемыш», являющимся спонсором фестиваля сатиры и юмора «Бендериада». Главный редактор журнала, Виталий Шкалин, передал музею пару стилизованных ос из папье-маше, символов «Пачемыша», наряженных Остапами Бендерами.

Деревянный «Трактиръ «Ося и К⁰»» подарен музею сатиры и юмора резчиком по дереву Владимиром Васильевичем Моисеевым. Радостные посетители позируют на фоне вывески питейного заведения, перед входом, украшенным стилизованной римской колонной; по бокам от трактира растут огромные подсолнухи и большие спелые фрукты. Поклонники романа «Двенадцать стульев», подключив фантазию, могут попытаться найти здесь и самих хозяев заведения.

Таким образом, романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», и собственно образ самого Остапа Бендера, оставили заметный след в искусстве, и продолжают оказывать влияние на развитие современных тенденций художественного творчества. В свою очередь, Козьмодемьянский музей сатиры и юмора ежегодно пополняет свои коллекции и приглашает к себе в гости посетителей к началу туристического сезона.

Емелин Е. В., старший научный
сотрудник отдела хранения МУ КМК

Илья Ильф и Евгений Петров - одни из самых заметных сатириков и юмористов советского времени, чьи книги смешат и удивляют нас по сей день. А цитаты Остапа Бендера и других героев уже стали настоящей классикой. В данном посте предлагаю вспомнить полюбившиеся всем фразы героев.

Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся.
Может быть, вам дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла.
- Вот это ваш мальчик?
- Мальчик, разве плох? Типичный мальчик. Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!

Клиента надо приучить к мысли, что ему придется отдать деньги. Его надо морально разоружить, подавить в нем реакционные собственнические инстинкты.
Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.
Это умственное упражнение, как видно, сильно вас истощило. Вы глупеете прямо на глазах.
Надо показать ему какую-нибудь бумагу, иначе он не поверит, что вы существуете.

Финансовая пропасть - самая глубокая из всех пропастей, в неё можно падать всю жизнь
Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка.
Нищим быть не так-то уж плохо, особенно при умеренном образовании и слабой постановке голоса!
Впрочем, вы можете уйти, но у нас, предупреждаю, длинные руки!... Он остался - «длинные руки» произвели на него невыгодное впечатление.

Остап быстро вырвал его из рук Паниковского, говоря:
- Не делайте из еды культа.
После этого он съел огурец сам.
Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи биттеэтвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.
Холодные яйца всмятку - еда очень невкусная, и хороший, веселый человек никогда их не станет есть.

У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм.
Не стучите лысиной по паркету
- Вы не в церкви, вас не обманут.

- Почём опиум для народа?
Жизнь, господа присяжные заседатели, - это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает

Командовать парадом буду я!

Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир.
Бензин ваш - идеи наши.
В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда.

Закат был чистый, наивный, будто его нарисовала провинциальная барышня задолго до того, как в голову ей пришли первые, страшные мысли о мужчинах.
Если вы видите смеющегося американца, это не значит, что ему смешно. Он смеется по той причине, что американец должен смеяться.
Можно быть милым и умным мальчиком, прекрасно учиться в школе, отлично пройти курс университетских наук - и после нескольких лет исправного посещения кинематографа превратиться в идиота.

Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами.
Всегда есть такой человек, который изо всех сил хочет высказаться последним.
Напился так, что уже мог творить различные мелкие чудеса.
Только не надо стрелять в люстру, это лишнее.

Он ухаживал за машинисткой, скромные бедра которой развязывали его поэтические чувства.
- Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.
- А вы не любите денег?
- Не люблю.
- Зачем же вам шестьдесят тысяч?
- Из принципа!
У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
Интересный вы человек! Все у вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем - и на свободе!

Илья Ильф и Евгений Петров - одни из самых заметных сатириков и юмористов советского времени, чьи книги смешат и удивляют нас по сей день. А цитаты Остапа Бендера и других героев уже стали настоящей классикой. В данном посте предлагаю вспомнить полюбившиеся всем фразы героев.

Лед тронулся, господа присяжные заседатели, лед тронулся.
Может быть, вам дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла.
- Вот это ваш мальчик?
- Мальчик, разве плох? Типичный мальчик. Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!

Клиента надо приучить к мысли, что ему придется отдать деньги. Его надо морально разоружить, подавить в нем реакционные собственнические инстинкты.

Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость.
Это умственное упражнение, как видно, сильно вас истощило. Вы глупеете прямо на глазах.
Надо показать ему какую-нибудь бумагу, иначе он не поверит, что вы существуете.


Финансовая пропасть - самая глубокая из всех пропастей, в неё можно падать всю жизнь

Он любил и страдал. Он любил деньги и страдал от их недостатка.
Нищим быть не так-то уж плохо, особенно при умеренном образовании и слабой постановке голоса!
Впрочем, вы можете уйти, но у нас, предупреждаю, длинные руки!… Он остался - «длинные руки» произвели на него невыгодное впечатление.


Остап быстро вырвал его из рук Паниковского, говоря:

Не делайте из еды культа.
После этого он съел огурец сам.
Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи биттеэтвас копек ауф дем штюк брод. Подайте что-нибудь бывшему депутату Государственной думы.
Холодные яйца всмятку - еда очень невкусная, и хороший, веселый человек никогда их не станет есть.


У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм.

Не стучите лысиной по паркету
- Вы не в церкви, вас не обманут.


- Почём опиум для народа?

Жизнь, господа присяжные заседатели, - это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает

Командовать парадом буду я!


Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того - лучшую его часть. Пешеходы создали мир.

Бензин ваш - идеи наши.
В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда.


Закат был чистый, наивный, будто его нарисовала провинциальная барышня задолго до того, как в голову ей пришли первые, страшные мысли о мужчинах.

Если вы видите смеющегося американца, это не значит, что ему смешно. Он смеется по той причине, что американец должен смеяться.
Можно быть милым и умным мальчиком, прекрасно учиться в школе, отлично пройти курс университетских наук - и после нескольких лет исправного посещения кинематографа превратиться в идиота.


Рио-де-Жанейро, - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами.

Всегда есть такой человек, который изо всех сил хочет высказаться последним.
Напился так, что уже мог творить различные мелкие чудеса.
Только не надо стрелять в люстру, это лишнее.


Он ухаживал за машинисткой, скромные бедра которой развязывали его поэтические чувства.

Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.
- А вы не любите денег?
- Не люблю.
- Зачем же вам шестьдесят тысяч?
- Из принципа!
У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
Интересный вы человек! Все у вас в порядке. Удивительно, с таким счастьем - и на свободе!




Вам памятник нужно нерукотворный воздвигнуть

Заграница нам поможет.
Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы.
В Васюках надо устроить международный шахматный турнир.
Вино, женщины и карты нам обеспечены.

Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.
Заседание продолжается, господа присяжные заседатели.
Знойная женщина, мечта поэта.
Какие деньги? Вы, кажется, спросили про какие-то деньги?
Контора пишет.
Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет.
Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит.

Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
От мёртвого осла уши.
Почем опиум для народа?
Пятьсот рублей могут спасти гиганта мысли.
Россия вас не забудет!

Тайный союз меча и орала!
У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
Это почему ж так много? Овес нынче дорог?
Я дам вам парабеллум.

Памятники любимому персонажу в разных городах

Памятник Остапу Бендеру в Петербурге

В 2000 году в центре Санкт-Петербурга на Итальянской улице возле ресторана «Золотой Остап» появился памятник литературному герою романа Ильфа и Петрова «12 стульев» - Остапу Бендеру. Скульптор Альберт Чаркин снабдил бронзовую фигуру двумя характерным атрибутами: стулом и папкой “Дело”, в которую сын турецко-подданного аккуратно собирал информацию о подпольном миллионере Корейко.

Еще один памятник Бендеру появился в Жмеринке . Бендер взобрался на пьедестал на Привокзальной площади. Вокруг него - семь стульев. Остатки восьмого он держит в руках. На вопрос о том куда девались остальные четыре стула, авторы памятника отвечают, что местная шпана оказалась проворнее Великого Комбинатора. Не успели установить памятник, как оказалось несколько стульев исчезло в неизвестном направлении.

Памятник Остапу Бендеру в Харькове

Памятник Остапу Бендеру в Харькове открыт 22 августа 2005 г. ул. Петровского. Скульптор Эльдениз Курбанов. Прототип — Сергей Юрский. Бронзовый Остап установлен на тротуаре у входа в кафе «Рио» на средства владельца кафе Азана Ахмедиева. Памятник изображает фигуру Остапа Бендера, сидящего на скамейке с сигаретой в руке. По словам Азана Ахмедиева, в памятнике символично выражена мечта самого Остапа Бендера побывать в Рио-де-Жанейро.

Памятник Остапу Бендеру в Элисте

Автор скульпторы Остапу Бендеру в Элисте - А. Хачатурян. Памятник установлен в 1999 году.
Фигура одинокого человека - Остапа Ибрагимовича Бендер-бея, сына турецкоподданного, стоит почти без постамента, вровень с ростом обычного человека. Полукругом расположена беседка с вьющимися растениями и двенадцатью стульями и столиками для сеанса одновременной игры в шахматы.

Памятник Остапу Бендеру в Старобельске

«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми. За ним бежал беспризорный..» Этими словами начинается пятая глава романа. Ученые утверждают, что Великий комбинатор входил именно в Старобельск . В 21-м веке «шагать» в юго-восточном направлении монумент будет во дворе Старобельского факультета ЛНУ. Автор памятника - старший преподаватель Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, скульптор Андрей Боровой.

Памятник Остапу Бендеру в Пятигорске

В сентябре 2008 года у входа в Провал установлен бронзовый памятник главному герою «12 стульев» Ильфа и Петрова Остапу Бендеру. Композиция изображает великого комбинатора, приехавшего в Пятигорск в поисках стульев со спрятанными в них бриллиантами. «С целью капитального ремонта провала. Чтобы не слишком проваливался» Остап Бендер успешно продавал отдыхающим билеты для входа в «Провал». Памятник выполнен скульптором Равилем Юсуповым. Монумент имеет двухметровый рост, на его изготовление ушло около 400 килограммов бронзы. После торжеств буквально на следующие сутки вандалы сломали и бросили неподалеку бронзового Великого комбинатора. В течение нескольких месяцев памятник подвергался реставрации

Памятник детям лейтенанта Шмидта в Бердянске

Памятник «Дети лейтенанта Шмидта» находится в главном парке города Бердянска - парке Шмидта. Он занимает территорию более чем 3,5 га. Именно этот город был родным для красного лейтенанта. Памятник в народе называют «Третьим будешь?».
Пётр Петрович Шмидт — революционный деятель, один из руководителей Севастопольского восстания 1905 года, известен также, как лейтенант Шмидт.
В романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» упоминаются «тридцать сыновей и четыре дочери лейтенанта Шмидта» — самозванцы и мошенники, «работающие» по взаимной договорённости в разных регионах СССР.
Оба героя Ильфа и Петрова Остап Бендер и Шура Балаганов восседают на стульях с кружками пива в руках. Подле - еще один стул с надписью “Пиво - только на вынос” - для желающих сфотографироваться в компании с популярными литературными героями.
Любопытно то, что памятник “детям” установлен в считанных метрах от монумента самому лейтенанту Шмидту.

Памятник Остапу Бендеру в Краснодаре

Адрес: около кафе-ресторана “Золотой теленок” на ул. Рашпилевской, Краснодар

Памятник Остапу Бендеру в Одессе

В Центральном городском саду Одессы рядом с памятником Кисе Воробьянинову расположился памятник еще одному герою романа Двенадцать стульев - Остапу Бендеру. Бендер, исполненный художником Сергеем Толкеевым, следит за выручкой, которую собирает Киса Воробьянинов у входа в ресторан У Печескаго. Обе скульптуры изготовлены на средства местных предпринимателей на вид бронзовые на самом деле изготовлены из гипса. Примерно за сотню метров от памятников Бендеру и Воробянинову на Дерибасовской улице находится разыскиваемый ими двенадцатый стул, к которому нужно пройти через Горсад.



Вот уже на протяжении почти целого века не теряют своей популярности произведения Ильфа и Петрова о похождениях великого комбинатора. За этот период романы «12 стульев» и «Золотой теленок» пережили несколько экранизаций, а фразы из них уже давно стали крылатыми. Мало кто знает, что Остап Бендер не собирательный персонаж. У него был реальный прототип – инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата.




Весной 1927 года в редакцию газеты «Гудок» вошел импозантный мужчина средних лет. Он направился к двум молодым репортерам, фамилии которых были Ильф и Петров. Евгений Петров фамильярно поприветствовал вошедшего, т. к. это был его брат Валентин Катаев. Советский писатель заговорщицки подмигнул обоим и заявил, что хочет их нанять в качестве «литературных негров». У Катаева зародилась идея для книги, а молодым репортерам предлагалось облечь ее в литературную форму. Согласно задумке писателя, некий предводитель уездного дворянства Воробьянинов пытался отыскать драгоценности, зашитые в один из двенадцати стульев.



Творческий тандем тут же приступил к работе. Литературных героев Ильф и Петров «списывали» из своего окружения. Практически у каждого был свой прототип. Одним из эпизодических героев стал общий знакомый писателей, некий инспектор уголовного розыска Одессы, которого звали Остап Шор. Имя авторы решили оставить, а вот фамилию сменили на Бендер. По мере написания книги этот эпизодический персонаж то и дело выходил на передний план, «расталкивая локтями остальных героев».
Когда Ильф и Петров принесли рукопись Катаеву, тот понял, что произведение получилось совершенно иным, чем он предполагал первоначально. Валентин Петрович решил убрать свое имя из списка авторов, но потребовал от Ильфа и Петрова напечатать на первой странице изданного романа для него посвящение.



Когда роман приобрел огромную популярность, поклонники стали искать прототип главного персонажа. Некоторые арабские ученые всерьез утверждали, что Остап Бендер был сирийцем, их узбекские оппоненты придерживались точки зрения относительно его тюркского происхождения. Только в конце ХХ века стало известно имя реального Остапа Бендера. Им был Осип Вениаминович Шор. Друзья называли его Остапом. Судьба этого человека сложилась не менее захватывающе, чем у его литературного персонажа.



Остап Шор родился в 1899 году в Одессе. В 1916-м он поступил в Петроградский политехнический институт, но закончить его молодому человеку не судилось. Произошла Октябрьская революция. Путь домой занял у Остапа около года. За это время ему приходилось скитаться, попадать в переделки, скрываться от преследователей. Некоторые приключения, о которых потом Шор рассказывал друзьям, нашли свое отражение в романе.



Когда Остап Шор добрался до Одессы, она изменилась до неузнаваемости. Из процветающего города предприимчивых дельцов и итальянской оперы он превратился в место, где хозяйничали преступные группировки. Это было и неудивительно, т. к. за три года после революции в Одессе власть менялась четырнадцать раз. Жители города объединялись в народные дружины для борьбы с преступностью, а наиболее рьяным бойцам за справедливость присваивали звания инспекторов уголовного розыска. Именно им и стал Остап Шор. Рост в 190 см, недюжинная сила и обостренное чувство справедливости сделали Шора грозой для преступников Одессы.



Несколько раз его жизнь висела на волоске, но, благодаря острому уму и молниеносной реакции, Остапу всегда удавалось улизнуть. Чего не скажешь о его брате. Натан Шор был известным писателем, работавшим под псевдонимом Натан Фиолетов. Он собирался вот-вот жениться. Натан выбирал со своей невестой мебель для будущей квартиры, когда к нему подошли три человека и, спросив его фамилию, выстрелили в упор. Преступники попросту перепутали Остапа с его братом.



Остап Шор очень болезненно воспринял смерть брата и через некоторое время он ушел из УГРО и отправился в Москву. Из-за своего импульсивного характера Остап постоянно попадал во всяческие переделки. Выражение литературного персонажа: «Мой папа был турецкоподданым» принадлежит именно Шору. Когда вставал вопрос о воинской повинности, Остап часто произносил эту фразу. Дело в том, что дети иностранцев освобождались от службы в армии.

Чтобы намекнуть на работу реального Остапа в уголовном розыске, Ильф и Петров несколько раз конкретными фразами в романе указывали на то, что их главный герой – неплохой сыщик. В главе «И др.» Остап Бендер деловито составляет протокол с места происшествия: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».



Когда книги «12 стульев» и «Золотой теленок» увидели свет, Остап Шор явился к авторам и настойчиво потребовал заплатить за списанный с него образ. Ильф и Петров были в недоумении и попытались оправдаться, но в это время Остап рассмеялся. Он остался у писателей на ночь и рассказывал им о своих похождениях. На утро Ильф и Петров проснулись в полной уверенности, что издадут третью часть о приключениях великого комбинатора. Но книга так и не была написана, т. к. Илья Ильф слег с туберкулезом.



Сам Остап Шор прожил до 80 лет. Все это время он скитался по Советскому Союзу. В 1978 году в свет вышел биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором содержались явные намеки, с кого был списан образ Остапа Бендера.

Не только у Остапа Бендера был свой прототип. Эти