Художник лансере картины. Живая бронзовая скульптура Е.А

Я родился 13 декабря 1953 года в Москве, в семье скульптора и художника Евгения Евгеньевича Лансере и Светланы Дмитриевны Якуниной-Лансере. В нашей семье соблюдается традиция – называть сына Евгением, поэтому немного сложно бывает разобраться, о ком идет речь – о сыне или отце? Поэтому, когда говорится о ком-либо из Лансере, принято указывать: Лансере I – это Евгений Александрович Лансере, знаменитый своими скульптурными композициями с лошадьми; Лансере II или Лансере-сын – Евгений Евгеньевич Лансере, художник и архитектор. Он известен своими иллюстрациями к повести Толстого «Хаджи-Мурат», монументальной росписью Казанского вокзала. Его дело продолжил мой отец, Лансере III. На данный момент я, Лансере IV, также унаследовал и поддерживаю творческую стезю нашей семьи.
Отец не принуждал меня следовать его профессии или призванию, он считал, что я сам должен выбрать, каким путем мне идти и развиваться. Он брал меня с собой на этюды, творческая мастерская находилась прямо у нас дома, но ничему конкретно он меня не учил. Поэтому решение заниматься живописью я принимал самостоятельно.
В 1966 году я поступил сразу во второй класс художественной школы №3, по окончании 3 лет учебы продолжил заниматься в художественной студии Дома архитекторов. С 1972 по 1978 годы был студентом Педагогического университета имени Ленина на художественно-графическом факультете. Среди моих учителей были Ефанов и Строганов. Я начинал как живописец, работая в живописном комбинате Союза художников, долгое время вел частную школу. Я начал уже прилично зарабатывать как художник, но в один момент все поменялось…
В 1987 году в нашем доме произошел потоп и горячая вода, хлынувшая с потолка, залила и мои работы, и многие уникальные полотна, хранившиеся на стенах нашего «домашнего музея». Картины, уцелевшие со времен революции, фамильные ценности, удалось восстановить, но все мои работы пропали. Я был настолько потрясён этим событием, что перестал заниматься живописью.
Но всё-таки я решил попробовать себя в скульптуре и дизайне. В 1991 году состоялась очень продуктивная поездка в США, где я изготовил 20 скульптурных портретов на заказ.
После, продолжая работать со скульптурой, стал заниматься дизайнерскими, оформительскими работами – ковка, витражи, камины и прочее. Я начинал работать вместе с Марком Фёдоровым. Стало появляться все больше частных заказов и частных проектов, появлялось все больше возможности для творчества. В то время потребности заказчиков ограничивались желанием сделать ярче и крупнее, чем у соседа. Сегодня все больше ценятся авторские работы, то, что и я ценю – индивидуальность, проработка деталей.
Я работаю практически с любым материалом – с металлом, стеклом, керамикой; занимаюсь ковкой, литьем, витражами. На сегодняшний день я принимаю заказы и выполняю их с коллективом художников.
Из крупных работ, которые мне довелось делать, был музей Бенуа в Петергофе, оформление здания Авторского телевидения (АТВ) на Полянке в Москве (1995 г.), оформление зданий АФК «Система» на Пречистенке и Спиридоновке, дома приемов АФК «Система» в Серебряном бору.
Одна из моих скульптур представлена во дворе посольства Люксембурга в Москве.
Также являюсь членом московского Союза художников по секции «скульптура» и членом Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи.

Русский художник.
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933).
Народный художник РСФСР (1945).

Родился в Павловске 4 сентября (23 августа) 1875 года в семье скульптора Е.А. Лансере.
Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1892–1895), а также в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895–1898).
1896-1900 годы провёл в Париже, где работал в частных Академиях Жюльена и Коларосси.
До революции жил в Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства». Получил известность прежде всего своими книжно-иллюстративными работами (циклы Царская охота на Руси, 1902; Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, 1910), которым присуща изысканная, мажорная по настроению историческая стилизация; те же черты свойственны и его сценографии (спектакли петербургского Старинного театра). Лучший его книжный цикл - иллюстрации к Хаджи-Мурату Л.Н. Толстого (1912–1915).
В 1905–1908 годах Лансере создавал сатирически-революционную графику для журналов «Жупел», «Зритель» и «Адская почта» (последнюю Лансере даже сам издавал).
В 1912 году получил звание академика живописи, а в 1915 году - действительный член Академии художеств.
С 1912 по 1915 годы Е.Е. Лансере состоял заведующим художественной частью Фарфорового завода и Гранильной фабрики.
Революции 1917 года не принял и в 1918–1919 годах сотрудничал как художник в ОСВАГе (Осведомительно-агитационное бюро, информбюро армии А.И. Деникина).
С 1918 по 1934 годы жил на Кавказе. Состоял профессором Тбилисской Академии художеств. В 1922 году ездил по вызову полпреда РСФСР в Ангру, а в 1927 году по командировке Наркомпроса Грузии - в Париж.

В 1933 году росписал плафон ресторана Казанского вокзала в москве. В 1934 году получил от Моссовета жилплощадь и перехал в Москву. С 1934 года - профессор в Академии архитектуры.
Официальное поощрение принципов неоклассики способствовало его успеху. Лансере продолжил и обновил некоторые свои прежние замыслы, завершив работу над иллюстрациями к Казакам Л.Н. Толстого (1937), а также над росписями Казанского вокзала в Москве (1933–1934, 1945–1946), заказанными ему ещё до октябрьского переворота; эти росписи (наряду с плафоном гостиницы «Москва», 1937, и другими монументальными работами Лансере) принадлежат к самым значительным образцам архитектурно-живописного декора тех лет.

Лансере Евгений Евгеньевич (1875- 1946), график и живописец.

Родился 24 августа 1875 г. в Моршанске (ныне в Тамбовской области) в семье известного скульптора Евгения Александровича Лансере. Дед и дяди со стороны матери - архитекторы и художники Бенуа.

Профессиональное образование Лансере получил в Школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-1895 гг.), а затем в академиях Колассори и Жюлиана в Париже (1895-1898 гг.).

В творческом наследии Лансере - сотни зарисовок, около 50 альбомов рисунков и этюдов. Он создавал пейзажи, прежде всего городские, портреты, исторические полотна. Наиболее значительный вклад художник внёс в книжную иллюстрацию и монументальную живопись. Он оформлял журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», сатирические журналы «Жупел», «Адская почта».

С 1899 г. активно участвовал в работе художественной группы и редакции журнала «Мир искусства». Крупнейшими достижениями Лансере стали циклы иллюстраций к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1941 гг.) и «Казаки» (1917-1936 гг.). Представляют интерес рисунки, сделанные художником в 1914-1915 гг. на Кавказском фронте, а также альбомы, явившиеся результатом многочисленных поездок по Кавказу и Закавказью, в Турцию, Париж.

С 1917 по 1934 г. Евгений Евгеньевич с семьёй жил на Кавказе. С 1922 по 1932 г. преподавал в Грузинской академии художеств в Тбилиси. Затем продолжил преподавательскую деятельность в Московском архитектурном институте и Всесоюзной академии художеств в Ленинграде (1934-1938 гг.).

Значительны театральные работы художника. Он выполнял декорации и эскизы костюмов и грима к оперным, балетным и драматическим постановкам многих театров страны (опера К. Сен-Санса «Самсон и Далила», 1925 г.; трагедии У. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», 1928 г.; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», 1937 г.; опера С. С. Прокофьева «Обручение в монастыре», 1941 г., и др.). В области монументальной живописи Лансере работал ещё интенсивнее (роспись, панно, лепнина). Наиболее крупные работы связаны с Москвой: росписи залов Казанского вокзала (с 1916 по 1946 г.) и гостиницы «Москва» (1937 г.), участие в разработке эскизов росписи Дворца Советов (1939 г.), эскизы плафонов Большого театра (1937-1939 гг.), майоликовые панно для станции метро «Комсомольская» (1933- 1934 гг.) и многое другое.

ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич , российский график, живописец, сценограф, народный художник РСФСР (1945); академик живописи (1912) и действительный член (1916) петербургской Академия Художеств. Внук Н. Л. Бенуа, сын Е. А. Лансере, повлиявшего на становление его художественных интересов, брат Н. Е. Лансере, З. Е. Серебряковой. После смерти отца испытывал влияние художников и архитекторов семьи Бенуа (главным образом А. Н. Бенуа), скульптора А. Л. Обера. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге (1892-95), затем в Париже - в академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, в студиях Ж. П. Лорана и Ж. Ж. Бенжамен-Констана (1895-98). Член объединений «Мир искусства» (с 1900; с 1910 член-учредитель; в 1915-16 председатель комитета), Союз русских художников (1903-1910), Общества архитекторов (с 1906), АХРР (с 1927), Общества живописцев (1929-30).

Среди ранних графических работ Лансере - иллюстрации к «Повестям» Е. А. Лыткиной (1894), книге «Легенды о старинных замках Бретани» Е. В. Балобановой (1899), повестям «Выстрел» и «Дубровский» А. С. Пушкина (1899). В конце 1890-х - 1910-х годах выступал главным образом как журнальный и книжный график (оформление журнала «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», «Золотое руно» и др.; 3-го тома издания «Царская охота на Руси» Н. И. Кутепова, 1902; книг «Собрание стихов» С. К. Маковского, 1905; «Сирийские рассказы» С. С. Кондурушкина, т. 1-2, 1908-1910; «Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны» А. Н. Бенуа, 1910; «История русского искусства» И. Э. Грабаря, 1910-13; произведений М. Ю. Лермонтова «Демон» и «Ашик-Кериб», 1914, и др.). Был мастером графики «малых форм» (экслибрисы, издательские и почтовые марки и др.), автором афиш (для выставки «Ломоносов и Елизаветинское время», 1912); в 1905-08 создавал политически острые рисунки для революционных журналов «Жупел», «Адская почта», «Зритель».

Одним из первых среди художников Серебряного века Лансере передал атмосферу обыденного Санкт-Петербурга [«Казанский собор», автолитография; «Старый Никольский рынок» («Барки», ГРМ), «Васильевский остров, 7-я линия» (ПТ); обе - акварель; все 1901; «Калинкин мост», автолитография, 1902]. Станковая графика Лансере на исторические темы в этот период отличается достоверностью в воссоздании эпохи и одновременно её романтичной поэтизацией («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, ГТГ; «Петербург начала XVIII в.», 1906, ГРМ; «Корабли времён Петра Первого», 1909, ГРМ, и 1911, ГТГ). Иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-16, 1931, 1937-1938, 1942) и «Казаки» (1917, 1928, 1936-1937) выполнены в чёткой графической, а иногда в смягчённой живописной манере. Воспринял влияние русского символизма (оформление книги «Царь Голод» Л. Н. Андреева, 1908), модерна (панно в «Café de France» в Санкт-Петербурге, 1907, не сохранилось), неоренессанса (росписи дома Тарасова в Москве, 1910-11), необарокко (эскизы плафона дома Носовых в Москве, 1910-11; панно «Заморская торговля» для дома И. П. Мануса в Санкт-Петербурге, 1917, ГТГ) и неоклассицизма (росписи Памятного зала Академии Художеств в Петрограде, 1915). Сотрудничал с архитекторами (И. В. Жолтовским, А. И. Таманяном, В. А. Щуко) в разработке интерьеров. Участвовал в оформлении выставки «Современное искусство» в Санкт-Петербурге (1903). С 1900-х годов работал как театральный художник (оформление неосуществлённой постановки пьесы «Ярмарка на индикт св. Дениса» Н. Н. Евреинова в Старинном театре, Санкт-Петербург, 1907-08, совместно с А. Н. Бенуа). Заведовал художественной частью гранильных фабрик в Петергофе и Екатеринбурге (1911-16), фарфорового и стекольного заводов в Санкт-Петербурге.

В декабре 1914 - марте 1915 находился на Кавказском фронте в качестве военного корреспондента. В конце 1917 года переехал в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск) в Дагестане; в 1918-19 художник Отдела пропаганды Добровольческой армии. В 1920 переехал в Тифлис, где работал в Этнографическом музее (1920-22); с 1925 член-сотрудник Кавказского археологического института. Значительная часть станкового наследия Лансере связана с его поездками 1890-1930-х годов по Европе и Азии (посетил Бретань, 1897; Сибирь, Маньчжурию и Японию, 1902; Псковскую и Киевскую губернии, 1903; Италию, 1899 и 1907; Давид-Гареджу в Грузии, 1921; Турцию, 1922; Дагестан, 1925; Францию, 1927; Джульфу в Азербайджане, 1929; Сванети, 1929; Киргизию, 1939), во время и после которых он создавал (как и его отец) этнографически точные работы. С 1934 жил в Москве. Черты дореволюционного творчества сохраняются в исторических произведениях, созданных в советское время (серия «Трофеи русского оружия», гуашь, 1942), в портретной и пейзажной живописи, натюрмортах. Работал также в области монументальной живописи (в Харькове - панно во Дворце рабочего, 1931-32; в Москве - росписи Казанского вокзала, 1933-34, 1945-46, ресторана гостиницы «Москва», темпера, 1937, ныне - в Научно-исследовательском музее архитектуры; эскизы оформления Большого зала Дворца Советов, 1938-41, и др.) и сценографии («Макбет» У. Шекспира, 1928, неосуществлённая постановка К. А. Марджанишвили в Грузинском театре драмы в Кутаиси; «Юлий Цезарь» Шекспира, 1924, и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, обе постановки в Малом театре в Москве), в промышленной графике и как художник кино.

В 1934-45 Лансере публиковал статьи, главным образом о монументальной живописи и проблемах художественного образования. Автор дневников и многочисленных альбомов натурных зарисовок. Преподавал в Санкт-Петербурге - в Школе живописи и рисования Е. С. Зарудной-Кавос и А. М. Языковой (начало 1910-х годов), в Новой художественной мастерской (1915-16); в Тифлисе - в Академии Художеств (1922-34; декан живописного факультета в 1926-30), в Москве - в МАРХИ (1934-38; руководитель кафедры графических дисциплин), в Академии архитектуры (с 1935); также в ИЖСА (1935-38; профессор живописи и руководитель монументальной мастерской). Среди учеников: Т. Г. Абакелия, П. М. Блёткин, И. И. Габашвили, У. М. Джапаридзе, М. А. Джемал, С. С. Кобуладзе, К. Б. Санадзе. Государственная премия СССР (1943).

Его дети - живописец, архитектор, книжный график Евгений Евгеньевич Лансере (1907-88), архитектор Наталья Евгеньевна Лансере (1909-94).

Соч.: Лето в Ангоре. Рисунки и заметки из дневника поездки в Анатолию летом 1922. Л., 1925.

Лит.: Лобанов В. М. Книжная графика Е. Е. Лансере. М.; Л., 1948; Бабенчиков М. В. Е. Е. Лансере. М., 1949; Подобедова О. И. Е. Е. Лансере. М., 1961; Павлинов П. С. Е. Е. Лансере в 1900 - начале 1910-х годов: к проблеме творческого самоопределения // Русское искусство Нового времени. М., 2004. Вып. 8; он же. Е. Лансере в Бретани // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2005. № 1-2; он же. Е. Лансере на Кавказском фронте. Рисунки и заметки мастера // Собрание. 2005. № 2; он же. Экспедиция Е. Лансере в Сванетию в 1929 // Свой. 2008. № 2.

Евгений Александрович Лансере — один из самых известных русских скульпторов . Родился в 1848 году в городе Моршанск. Большая часть его работ относится к стилю . Животные занимали в его творчестве особую роль. Самое почётное место среди всех животных он отдавал лошадям. Любовь к этим прекрасным животным у него появилась ещё в детстве. На протяжении всей своей жизни он продолжал создавать великолепные, искусно выполненные, детализированные скульптуры с участием животных и людей.

Многие из тех, кто знакомятся со скульптурами Лансере, замечают, что в его творчестве немалое внимание отдано не только русской, но и другим культурам. Совершив несколько поездок в Центральную Азию, на Кавказ, Северную Африку, а также другие страны и регионы, в своей скульптуре он попытался выразить сам дух тех мест, где побывал и где был вдохновлён.

По большей части Евгений Александрович Лансере был самоучкой и всех своих успехов добился самостоятельно. У него не было высшего художественного образования. Советами и наставлениями ему помогал другой русский скульптор Николай Иванович Либерих, который увидел в молодом даровании необыкновенный талант. Кроме того, Евгений Лансере посещал мастерские скульпторов, где работал с натуры и перенимал опыт других мастеров. Позже изучал бронзовое литьё в Париже.

Этот скульптор сделал немало в становлении русского искусства, как одного из наиглавнейших в мире. Он прославил скульптурную школу России за рубежом, не раз участвовал во Всемирных выставках. Кроме того, его скульптуры отливались на бронзолитейных и чугунолитейных заводах. За свои работы получил звание классного художника 1-й степени Академии художеств, был принят в члены Московского общества любителей художеств, а также стал почетным вольным общником Академии Художеств. За свою жизнь создал около 400 скульптур, которые в настоящее время представлены в Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее Москвы и других музеях.

Великий русский скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере умер в 1886 году.

Евгений Александрович Лансере

Араб со львятами

Богатырь

Запорожец после битвы

Киргизский косяк на отдыхе

Киргизский косяк на отдыхе

Отъезжающая тройка

Плугарь-малоросс

Прощание казака с казачкой