Литературная судьба раннего м горького. А.М

Максим

Горький

1868 - 1936


МАКСИМ ГОРЬКИЙ –

настоящее имя

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКОВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма


Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра Рано осиротев, детские годы провёл в доме своего деда Каширина. С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва


Отец , Максим Савватиевич Пешков (1840-1871) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры.

Мать , Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).




РАННИЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ГОРЬКОГО

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией - А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»). В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого



Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай 2 распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.И.Куприн, В.В.Вересаев, Е.Н.Чириков, Н.Д.Телешов, А.С.Серафимович и др.


Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре(1902; играли Станиславский, В.И.Качалов, И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова и др.)

В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.


ГОРЬКИЙ МЕЖДУ ДВУХ РЕВОЛЮЦИЙ

(1905-1917)

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908),высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».


Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва


ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ

МАКСИМА ГОРЬКОГО

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).

Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)


Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.

С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой. Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36).


ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРЬКОГО

В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать.




БИБЛИОГРАФИЯ М.ГОРЬКОГО

Романы

1899 - «Фома Гордеев»

1900-1901 - «Трое»

1906 - «Мать» (вторая редакция - 1907)

1925 - «Дело Артамоновых»

1925-1936- «Жизнь Клима Самгина»

Повести

1908 - «Жизнь ненужного человека».

1908 - «Исповедь»

1909 - «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».

1913-1914- «Детство»

1915-1916- «В людях»

1923 - «Мои университеты»


Рассказы, очерки

1892 - «Макар Чудра»

1895 - «Челкаш», «Старуха Изергиль».

1897 - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».

1898 - «Очерки и рассказы» (сборник)

1899 - «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»

1901 - «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)

1903 - «Человек» (поэма в прозе)

1913 - «Сказки об Италии».

1912-1917- «По Руси» (цикл рассказов)

1924 - «Рассказы 1922-1924 годов»

1924 - «Заметки из дневника» (цикл рассказов)


Пьесы

1901 - «Мещане»

1902 - «На дне»

1904 - «Дачники»

1905 - «Дети солнца», «Варвары»

1906 - «Враги»

1910 - «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го)

1930-1931 - «Сомов и другие»

1932 - «Егор Булычёв и другие»

1933 - «Достигаев и другие»

Публицистика

1906 - «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)

1917-1918 - цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)

1922 - «О русском крестьянстве»

Лубенникова Е.В. ГБОУ №1368 Москва



  • http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Горький Максим/
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький
  • http://www.nnov.ru/М._Горький
  • http://writerstob.narod.ru/writers/gorkiy.htm
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=Максим+Горький&rpt=image&img_url=s003.radikal.ru%2Fi204%2F1002%2Fd6%2Ffa7b9a776bdc.jpg

Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах” Звезда” и” Правда”. В 1915 основал журнал” Летопись”, руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как В. Шишков, М. Пришвин, К. Тренев, Ф. Гладков. Двое последних станут влиятельными советскими писателями.

1912-1916 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести « », «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.

Когда началась , Горький выступил ее решительным противником. Все надежды Горький возлагал на революцию, которая должна «превратить в личность вчерашнего раба».

1917 – 1921

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты” Новая жизнь”, являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием “Несвоевременные мысли”. В этих статьях он высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что” диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков…”, то есть того слоя, который Горький считал самым ценным в российской жизни. Горький критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. Горький боится подрыва веры в социализм, пугается, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека. Горький этого периода полон отчаяния, противоречий, возмущения, боли, радости – и веры, что «в конце концов побеждает разум».

Октябрьскую революцию Горький не принял категорически, называл Ленина хладнокровным фокусником, который проводит на шкуре пролетариата жестокий социальный эксперимент, заранее обреченный на неудачу, разочарованно отмечал, что вместо «духовного возрождения человека» революция выбросила на поверхность самые темные инстинкты народа. Он по-прежнему возлагал все надежды на рабочего – «аристократа демократии», воплощавшего в жизнь свой разум и волю, и по-прежнему боялся русского крестьянина. , террор, грабежи и травля интеллигенции («Отрывают у рабочего класса голову!») – все это разочаровало Горького в русской революции.

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство” Всемирная литература”. В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

1921 - отъезд A. M. Горького за границу.

А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью.

С 1924 писатель жил в Италии, в Сорренто. После смерти вождя русской революции опубликовал воспоминания о Ленине, получившие громадную известность в Советском Союзе.

Горький начинает работу над книгой” Жизнь Клима Самгина”, которую продолжал писать до конца жизни.

Возвращение в СССР

В 1928 г. по приглашению Советского правительства и лично Сталина Горький совершает поездку по стране, во время которой ему показывают достижения СССР, нашедшие свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». В июне 1929 года М. Горький посетил Соловецкий концентрационный лагерь, где были собраны многие интеллигенты, находившиеся там только за свои личные убеждения. Ему разрешили посещать все части острова, беседовать с любым из заключенных. Он выслушал множество жалоб и просьб, сочувствовал, обещал помочь, а, приехав, никому не помог и, более того, написал статью в” Известиях”, восхвалявшую систему большевистского рабства.

В 1932г. Горький возвращается в Советский Союз. Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить 1-го съезд советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: издательство «Academ















1 из 14

Презентация на тему: Жизнь и судьба Максима Горького

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Алексей Максимович Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра (по другой версии - управляющего астраханской конторой пароходства И. С. Колчина) - Максима Савватьевича Пешкова (1840-1871), который был сыном солдата, разжалованного из офицеров. М. С. Пешков в последние годы жизни работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать - Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842-1879) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Дед Горького Савватий Пешков дослужился до офицера, но был разжалован и сослан в Сибирь «за жестокое обращение с нижними чинами», после чего записался в мещане. Его сын Максим пять раз убегал от отца и в 17 лет ушёл из дома навсегда.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

В 1884 году попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксисткой литературой и пропагандистской работой. В 1888 году - арестован за связь с кружком Н. Е. Федосеева. Находился под постоянным надзором полиции. В октябре 1888 года поступил сторожем на станцию Добринка Грязе-Царициной железной дороги. Впечатления от пребывания в Добринке послужат основой для автобиографического рассказа «Сторож» и рассказа «Скуки ради». В январе 1889 года, по личному прошению (жалобе в стихах), переведён на станцию Борисоглебск, затем весовщиком на станцию Крутая. Весной 1891 году отправился странствовать по стране и вскоре дошёл до Кавказа.

№ слайда 5

Описание слайда:

Максим Горький, 1906 год В 1892 году впервые выступил в печати с рассказом «Макар Чудра». Вернувшись в Нижний Новгород, печатает обозрения и фельетоны в «Волжском вестнике», «Самарской газете», «Нижегородском листке» и др. 1895 год - «Челкаш», «Старуха Изергиль». 1896 год - Горький пишет отклик на первый кинематографический сеанс в Нижнем Новгороде: И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас - берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. 1897 год - «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». С октября 1897 года до середины января 1898 года жил в посёлке Каменка (ныне город Кувшиново Тверской области) на квартире у своего друга Николая Захаровича Васильева, работавшего на Каменской бумагоделательной фабрике и руководившего нелегальным рабочим марксистским кружком. Впоследствии жизненные впечатления этого периода послужили писателю материалом для романа «Жизнь Клима Самгина».

№ слайда 6

Описание слайда:

1898 год - Издательством Дороватского и А. П. Чарушникова выпущен первый том сочинений Горького. В те годы тираж первой книги молодого автора редко превышал 1000 экз. А. И. Богданович советовал выпустить первые два тома «Очерков и рассказов» М. Горького по 1200 экз. Издатели «рискнули» и выпустили больше. Первый том 1-го издания «Очерков и рассказов» вышел тиражом 3000 экз. 1899 год - роман «Фома Гордеев», поэма в прозе «Песня о Соколе». 1900-1901 год - роман «Трое», личное знакомство с Чеховым, Толстым. 1900 год, Ясная Поляна. Лев Толстой и Максим Горький 1900-1913 годы - участвует в работе издательства «Знание» Март 1901 года - «Песня о Буревестнике» создана М. Горьким в Нижнем Новгороде. Участие в марксистских рабочих кружках Нижнего Новгорода, Сормова, Петербурга, написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавием. Арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1901 году M. Горький обратился к драматургии. Создаёт пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1902 году он стал крёстным и приёмным отцом еврея Зиновия Свердлова, который взял фамилию Пешков и принял православие. Это было необходимо для того, чтобы Зиновий получил право жить в Москве.

№ слайда 7

Описание слайда:

21 февраля - избрание М. Горького в почётные академики Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. В 1902 г. Горький был избран почётным членом Императорской академии наук… Но прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано правительством, так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции». В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии. В том же году Горький опубликовал стихотворение «Валашская легенда», ставшее потом известным под названием «Легенда о Марко». По свидетельству современников, Николай Гумилёв высоко ценил именно последнюю строфу этого стихотворения. А вы на земле проживёте, Как черви слепые живут: Ни сказок о вас не расскажут, Ни песен про вас не споют. - Максим Горький. «Легенда о Марко» 1904-1905 годы - пишет пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Ва рвары». Знакомится с Лениным. За революционную прокламацию и в связи с расстрелом 9 января арестован, но затем под давлением общественности освобожден. Участник революции 1905-1907. Осенью 1905 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. Вилла на Капри (бордовая), которую арендовал Горький в 1909-1911 гг.

№ слайда 8

Описание слайда:

1906 год - едет за границу, создает сатирические памфлеты о «буржуазной» культуре Франции и США («Мои интервью», «В Америке»). Пишет пьесу «Враги», создаёт роман «Мать». Из-за туберкулёза поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет (с 1906 по 1913). Поселился в престижной гостинице Quisisana. С марта 1909 года по февраль 1911 года проживал на вилле «Спинола» (ныне «Беринг»), останавливался на виллах (имеют памятные доски о его пребывании) «Блезиус» (с 1906 по 1909) и «Серфина» (ныне «Пьерина»).На Капри Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным и сближение с богостроителями Луначарским и Богдановым. 1907 год - делегат V съезда РСДРП. 1908 год - пьеса «Последние», повесть «Жизнь ненужного человека». 1909 год - повести «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913 год - Горький редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей. Пишет «Сказки об Италии». 1912-1916 годы - M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести «Детство», «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.

№ слайда 9

Описание слайда:

1921 год - отъезд M. Горького за границу. Официальной причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться за границей. По другой версии Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью. В 1921-1923 гг. жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине, Праге.

№ слайда 10

Описание слайда:

С 1924 года жил в Италии, в Сорренто. Опубликовал воспоминания о Ленине. 1925 год - роман «Дело Артамоновых». Беседа И. В. Сталина с А. М. Горьким. 1928 год - по приглашению Советского правительства и лично Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». 1931 год - Горький посещает Соловецкий лагерь особого назначения и пишет хвалебный отзыв о его режиме. Этому факту посвящён фрагмент труда А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

№ слайда 11

Описание слайда:

Максим Горький и Генрих Ягода. (С ноября 1935 года до июня 1936 года) 1932 год - Горький возвращается в Советский Союз. Правительство предоставило ему бывшийособняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли (Крым). Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить почву для 1-го съезда советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создаётся множество газет и журналов: книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», журнал «Литературная учёба», он пишет пьесы «Егор Булычёв и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).

№ слайда 12

Описание слайда:

Обстоятельства смерти Максима Горького и его сына многими считаются «подозрительными», ходили слухи об отравлении, которые, впрочем, не нашли подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб с телом Горького несли Молотов и Сталин. Интересно, что в числе прочих обвинений Генриха Ягоды на Третьем Московском процессе 1938 года было обвинение в отравлении сына Горького. Согласно допросам Ягоды, Максим Горький был убит по приказу Троцкого, а убийство сына Горького, Максима Пешкова, было его личной инициативой. Некоторые публикации в смерти Горького обвиняют Сталина. Важным прецедентом медицинской стороны обвинений в «деле врачей» был Третий московский процесс(1938), где среди подсудимых были три врача (Казаков, Левин и Плетнёв), обвинявшиеся в убийствах Горького и других.

Алексей Пешков, более известный как писатель Максим Горький, для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным и главным творцом отечественного литературного искусства.

Алексей Пешков - будущий Максим Горький | Pandia

Он родился в городке Канавино, который в те времена располагался в Нижегородской губернии, а сейчас является одним из районов Нижнего Новгорода. Его отец Максим Пешков был столяром, а в последние годы жизни управлял пароходной конторой. Мать Васильевна умерла от чахотки, поэтому Алеше Пешкову родителей заменила бабушка Акулина Ивановна. С 11 лет мальчик был вынужден начать работать: Максим Горький был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца. Биография Максима Горького отражена им лично в повестях «Детство», «В людях» и «Мои университеты».


Фото Горького в молодые годы | Поэтический портал

После безуспешной попытки стать студентом Казанского университета и ареста из-за связи с марксистским кружком будущий писатель стал сторожем на железной дороге. А в 23 года молодой человек отправляется странствовать по стране и сумел добраться пешком до Кавказа. Именно во время этого путешествия Максим Горький кратко записывает свои мысли, которые впоследствии будут основой для его будущих произведений. Кстати, первые рассказы Максима Горького стали издаваться тоже примерно в то время.


Алексей Пешков, взявший себе псевдоним Горький | Ностальгия

Уже став известным литератором, Алексей Пешков уезжает в Соединенные Штаты, затем перебирается в Италию. Это произошло вовсе не из-за проблем с властями, как иногда преподносят некоторые источники, а из-за изменений в семейной жизни. Хотя и заграницей Горький продолжает писать революционно направленные книги. В Россию он вернулся в 1913 году, поселился в Санкт-Петербурге и стал работать на различные издательства.

Любопытно, что при всех марксистских взглядах Октябрьскую революцию Пешков воспринял довольно скептически. После Гражданской войны Максим Горький, который имел некоторые разногласия с новой властью, вновь уезжает за рубеж, но в 1932 году окончательно возвращается домой.

Писатель

Первым из изданных рассказов Максима Горького стал знаменитый «Макар Чудра», который вышел в 1892 году. А известность писателю принес двухтомник «Очерки и рассказы». Интересно, что тираж этих томов был почти в три раза выше обычно принятого в те годы. Из самых популярных произведений того периода стоит отметить рассказы «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Челкаш», «Двадцать шесть и одна», а также поэму «Песня о Соколе». Еще одна поэма «Песня о Буревестнике» стала хрестоматийной. Много времени Максим Горький уделял детской литературе. Он написал ряд сказок, например, «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии», издавал первый в Советском Союзе специальный детский журнал и организовывал праздники для ребятишек из бедных семей.


Легендарный советский писатель | Киевская еврейская община

Очень важны для осмысления творчества писателя пьесы Максима Горького «На дне», «Мещане» и «Егор Булычов и другие», в которых он раскрывает талант драматурга и показывает, каким образом видит окружающую его жизнь. Большое культурное значение для русской литературы имеют повести «Детство» и «В людях», социальные романы «Мать» и «Дело Артамоновых». Последней работой Горького считается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина», который имеет второе название «Сорок лет». Над этой рукописью писатель трудился на протяжении 11-ти лет, но так и не успел окончить.

Личная жизнь

Личная жизнь Максима Горького была довольно бурной. В первый и официально единственный раз он женился в 28 лет. Со своей женой Екатериной Волжиной молодой человек познакомился в издательстве «Самарской газеты», где девушка работала корректором. Через год после свадьбы в семье появился сын Максим, а вскоре и дочь Екатерина, названная в честь матери. Также на воспитании писателя находился его крестник Зиновий Свердлов, взявший позднее фамилию Пешков.


С первой женой Екатериной Волжиной | Живой Журнал

Но влюбленность Горького быстро улетучилась. Он стал тяготиться семейной жизнью и их брак с Екатериной Волжиной превратился в родительский союз: они жили вместе исключительно из-за детей. Когда маленькая дочь Катя неожиданно умерла, это трагическое событие стало толчком к разрыву семейных уз. Впрочем, Максим Горький и его жена до конца жизни оставались друзьями и поддерживали переписку.


Со второй женой, актрисой Марией Андреевой | Живой Журнал

После расставания с женой Максим Горький при помощи Антона Павловича Чехова познакомился с актрисой МХАТовского театра Марией Андреевой, которая стала его фактической супругой на следующие 16 лет. Именно из-за ее работы писатель уезжал в Америку и Италию. От предыдущих отношений у актрисы остались дочь Екатерина и сын Андрей, воспитанием которых занимался Максим Пешков-Горький. Но после революции Андреева увлеклась партийной работой, стала меньше внимания уделять семье, поэтому в 1919 году пришел конец и этим отношениям.


С третьей женой Марией Будберг и писателем Гербертом Уэллсом | Живой Журнал

Точку поставил сам Горький, заявив, что уходит к Марии Будберг, бывшей баронессе и по совместительству его секретарше. С этой женщиной литератор прожил 13 лет. Брак, как и предыдущий, был незарегистрированным. Последняя жена Максима Горького была на 24 года моложе его, и все знакомые были в курсе, что она «крутит романы» на стороне. Одним из любовников жены Горького был английский фантаст Герберт Уэллс, к которому она уехала сразу после смерти фактического супруга. Существует огромная вероятность, что Мария Будберг, имевшая репутацию авантюристки и однозначно сотрудничавшая с органами НКВД, могла быть двойным агентом и работать еще и на английскую разведку.

Смерть

После окончательного возвращения на родину в 1932 году Максим Горький работает в издательствах газет и журналов, создает серии книг «История фабрик и заводов», «Библиотека поэта», «История гражданской войны», организовывает и проводит Первый Всесоюзный съезд советских писателей. После неожиданной смерти сына от воспаления легких писатель сник. При очередном посещении могилы Максима он сильно простудился. Три недели у Горького была лихорадка, приведшая к смерти 18 июня 1936 года. Тело советского писателя было кремировано, а прах поместили в Кремлёвскую стену на Красной площади. Но предварительно мозг Максима Горького извлекли и передали в Научно-исследовательский институт для дальнейшего изучения.


В последние годы жизни | Электронная библиотека

Позднее несколько раз поднимался вопрос о том, что легендарного писателя и его сына могли отравить. По данному делу проходил народный комиссар Генрих Ягода, который был любовником жены Максима Пешкова. Также подозревали причастность и даже . Во время репрессий и рассмотрения знаменитого «дела врачей» троим докторам ставилась в вину в том числе и смерть Максима Горького.

Книги Максима Горького

  • 1899 - Фома Гордеев
  • 1902 - На дне
  • 1906 - Мать
  • 1908 - Жизнь ненужного человека
  • 1914 - Детство
  • 1916 - В людях
  • 1923 - Мои университеты
  • 1925 - Дело Артамоновых
  • 1931 - Егор Булычов и другие
  • 1936 - Жизнь Клима Самгина

Учебная дисциплина: Русский язык и литература
Тема занятия: М.Горького.Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.
Вид занятия урок

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель занятия: дать представление о жизненном и творческом пути А.М.Горького, научить анализировать текст, выделять главное, делать собственные выводы, используя аналитический метод познания
Образовательные:

Познакомиться с биографией М.Горького;
- повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;
- выявить особенности романтических произведений М.Горького
Воспитательные :
- способствовать воспитанию чувства патриотизма;
- способствовать воспитанию чувства уважения к собеседнику, его мнению;
- способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.
Развивающие:
- совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;
- развивать навыки устной монологической речи;
- развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.
Междисциплинарные связи: «История»
Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедийный проектор (просмотр презентаций), аудиозаписи (Э.Морриконе и Вагнера).
Методическое обеспечение занятия: Презентации в PowerPoint «Биография А.М.Горького», «Романтические рассказы А.М.Горького», тексты художественной литературы (рассказы А.М.Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра»), раздаточный материал (карточки-задания,таблица, тест)
Опережающие задания студентам: 1) Подготовка докладов и презентаций по биографии М.Горького; по романтическим рассказам А.М.Горького, о романтизме,чтение романтических рассказов А.М.Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Ход урока
Вступление
Звучит музыка Э.Морриконе «Ветер, плачь». Преподаватель читает стихотворение Т.Гришиной «Все до мелочей здесь нам знакомо» (на экране комнаты в доме тех лет М.Горького):
Все до мелочей здесь нам знакомо:
Скрип колодца и калитки стук.
Много лет хозяев нету дома,
И давно уж "в люди" вышел внук. . .

Жизнь ушла куда-то по соседству,
Ящерицей юркнула в траву,
Но осталось в этом доме детство -
Горьковское детство наяву...
Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок посвящен жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького. Для нас с вами это не просто один из известных русских, советских писателей. Он – нижегородец, а значит наш земляк. Его биография – часть нашей истории, истории Нижнего Новгорода, Нижегородского края. И нам важно знать биографию М.Горького, памятные места, связанные с его именем. Вы изучали в школе автобиографическую трилогию Горького, его детские и юношеские годы. Сегодня мы с вами познакомимся со всеми вехами жизни нашего земляка, поговорим и о его творчестве – во 2-ой части урока мы обратимся к романтическим рассказам Горького.

Запишите число и тему занятия «Максим Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества».

Эпиграфом сегодняшнего урока станут слова АлексеяМаксимовича : "Человека создает его сопротивление окружающей среде" (М. Горький)
Поскольку нам необходимо составить опорный конспект по теоретическому материалу о жизни и творчестве Максима Горького, мы будем придерживаться следующего плана работы. Вы видите его на слайде. Запишите его в тетради и работайте в соответствии с ним . По окончании занятия я соберу тетради и каждому выставлю оценку.

I .Жизнь и творчество Алексея Максимовича Горького.

Алексей Максимович Горький был и остается центральной фигурой литературного процесса конца XIX – первой трети ХХ веков , одним из главных действующих лиц советской литературы . О его ранних годах нам расскажет Галенко Сергей.По выступлению вам нужно записать основные моменты.


1.этап. РАННИЕ ГОДЫ. (готовит студент от 1группы). (По выступлению нужно записать основные моменты биографии писателя, в помощь будет презентация)

Алексей Максимович Пешков (М. Горький - псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16 марта 1868 г. Отец, Максим Савватиевич Пешков , столяр-краснодеревщик, рано умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина, дочь владельца красильной мастерской, Василия Васильевича Каширина, рано скончалась от чахотки. Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко, его спасала любовь бабушки-Акулины Ивановны. В 6 лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту. Обучался 2 года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал: рассыльным в магазине, прислугой у чертежника, посудником на пароходах. И очень много с жадностью читал, особенно русскую литературную классику.

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая поступить в университете. Там познакомился со студентами, бывал на их сходках, читал запрещенную литературу. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником Михаилом Антоновичем Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах. Пережитое за все эти годы вошло в автобиографическую трилогию М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». В Нижнем познакомился с Владимиром Галактионовичем Короленко, который поддержал его творческие начинания и назвал «самородком с несомненным литературным талантом».

2.этап. Становления писателя. (готовит студент от 2группы),нам расскажет Сазонова Люба.(Опять записываем основные даты в тетрадь).

Весной 1891 г. Горький покидает Нижний Новгород и отправляется по стране, в Тифлис, где местная газета в сентябре 1892 г. напечатала дебютный рассказ 24-летнего Максима Горького – «Макар Чудра». В октябре того же года Горький возвращается в Нижний Новгород, и потом там создает свой первый роман – «Фома Гордеев», в 1901году лично знакомится с Антоном Павловичем Чеховым и Львом Николаевичем Толстым , под их влиянием прозаик впервые обратился к жанру драматургии, написав пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). Перенесенные на сцену, они пользовались огромной популярностью. «Мещан» поставили в Берлине и Вене, что принесло Горькому известность европейского масштаба.

В апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге, а затем в мае выслан в Арзамас под надзор полиции, но в августе 1902 г. «дело» Горького было прекращено за недостаточностью оснований для обвинения, и арзамасская ссылка закончилась. Горький не остался в стороне от революции 1905 г., осенью стал членом Российской социал-демократической рабочей партии, в эмиграции он пишет роман «Мать», который положил начало новому направлению в литературе - социалистического реализму. В 1913 г. Горький вернулся в Россию, приступает к написанию художественной автобиографии. Если Февральскую революцию Максим Горький встретил с энтузиазмом, то на события октября 1917 г. его реакция была более противоречивой. Тем не менее уже во 2-ой половине 1918 г. Горький является союзником власти большевиков, хотя демонстрирует несогласие с рядом их принципов и методов, в частности, по отношению к интеллигенции.

3.этап. Период эмиграции и последние годы жизни. (готовит студент от 3группы).О нем нам расскажет Маркин Даниил. (Опять составляем консп-т),

В 1921 г. Горький уезжает за границу, в Европу. Согласно широко распространенной версии, он сделал это по настоянию Ленина, который беспокоился за здоровье великого писателя в связи с обострением его болезни (туберкулеза). В честь 60-летия литератора в 1928 г. советское правительство и лично Сталин пригласили Горького приехать в Советский Союз, организовав ему торжественный прием. В 1932 г. Максим Горький возвращается на родину окончательно и становится лидером новой советской литературы. Великий пролетарский писатель, как его стали называть, ведет активную общественно-организаторскую работу, основывает большое количество печатных изданий, не забывая и о литературном творчестве (пьесы «Егор Булычев и другие», роман «Жизнь Клима Самгина»). В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. В 1936 г., 18 июня, страну облетело известие о том, что Максима Горького не стало.

Творчество Максима Горького носило противоречивый характер и подверглось влиянию разнообразных и значимых исторических событий. Расставить акценты в данных противоречиях нам поможет следующий видеосюжет. (Ролик).

II . Романтизм молодого Горького как художественно-эстетическая система (характеристика раннего этапа творчества).


Ранний период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни.М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей, выявление которых и станет нашей с вами целью на ближайшее время. Но прежде чем приступить к анализу текстов, мы прослушаем выступление об основных чертах такого литературного направления, как романтизм.

(Выступление студента о романтизме и его чертах, романтизме раннего творчества Горького). Нам расскажет Виткина Настя. (Основные моменты опять фиксируем себе в тетрадь).

Романтизм – направление в литературе, особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми .

Черты романтизма: (записываем сразу ребята)

    провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;

    утверждение внутренней бесконечности, человеческой индивидуальности;

    интерес ко всему сильному, яркому, возвышенному;

    тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;

    мучительное переживание героя разлада с действительностью;

    отказ героя от обыденного;

    стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу.

В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир плод его творчества, бог – частица его разума и сердца...». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».

Именно группа романтических рассказов воспринималась как своего рода визитная карточка молодого писателя, именно они свидетельствовали о приходе в литературу писателя, резко выделявшегося на фоне своих предшественников. В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще. Именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия. Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры. В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам. Он одушевляет природу. Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать. Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме. Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Это яркость, исключительность их характеров, выделявшая их из окружающих, и драматизм их отношений с миром обыденной реальности, и принципиальное одиночество. Два качества особенно заметны у горьковских героев-романтиков: это гордость и сила, заставляющие их перечить судьбе, дерзко стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Романтические герои Горького:сильные, гордые, свободолюбивые,

одинокие, особенные, яркие, необычные, сильные, загадочные. И основными романтическими произведениями М.Горького стали «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

III . Анализ романтических рассказов М.Горького.(«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).

Мы вспомнили основные черты романтических произведений М.Горького, а наша с вами задача на уроке проанализировать романтические рассказы А.М.Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».

Сейчас мы разделимся на группы, каждая из которых получит задание по одному из рассказов.

Группа 1 – работа с рассказом «Макар Чудра»,где нужно определить:

2. Найдите описание романтических героев: Лойко Зобара и Рады:

Внешность (по тексту)

2 и 3 группы будут работать с рассказом «Старуха Изергиль»

Группа 2 – работа с эпизодом «Легенда о Ларре» (по тем же заданиям).

1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)

2. Найдите описание романтического героя Лары:

Внешность (по тексту)

Черты характера (докажите текстом)

Группа 3 – работа с эпизодом «Легенда о Данко» (по тем же заданиям).

1. Особенности композиции рассказа (тематика и характер конфликта)

2. Найдите описание романтического героя Данко:

Внешность (по тексту)

Черты характера (докажите текстом)

В рамках работы над этими заданиями вам предстоит заполнить таблицу, которую вы видите на слайде. Заполняя таблицу, обращайтесь к произведениям, вспоминайте то, о чём вы читали дома.

(Идёт работа с таблицами и текстами)

Давайте посмотрим, к каким выводам пришли каждая из групп, какие особенности романтических рассказов выявили ребята.

1 группа работала с рассказом «Макар Чудра». Давайте посмотрим отрывок из фильма по мотивам этого произведения режиссера Эмиля Лотяну, снятого в 1976 году. Фильм называется «Табор уходит в небо» (Ролик «Песня Рады»).

Ну что ж, посмотрим, как вы проанализировали это произведение (работа с таблицей №1).

1. Тематика произведения

О ценностях жизни, о выборе:

2. Характер конфликта

4. Особенности судеб героев

2 группа работала с легендой о Ларре из рассказа «Старуха Изергиль». И мы посмотрим видеосюжет по этой легенде, подготовленный студентом I курса нашего техникума (Ролик Сухова).

А теперь обратимся к вашим анализам этой легенды (работа с таблицей №2).

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

(Презирает людей, относится к

2. Характер конфликта

Гордыня, эгоизм, крайний

индивидуализм, жестокость

4. Особенности судьбы героя

Антиидеал, осуждает его

3 группа работала с легендой о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». Эту легенду нам проиллюстрирует ещё один видеосюжет (Ролик легенды).

И работая с этой легендой, мы обращаемся к анализам, которые сделала 3 группа (работа с таблицей №3).

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

милосердие, мужество, умение

подавить гордыню

4. Особенности судьбы героя

Голубые искры (свет, тепло)

5. Отношение писателя к герою

Спасибо, ребята, вы очень хорошо поработали. И как вы увидели, в своих рассказах Горький показывает нам традиционных для романтических произведений героев, свободолюбивых, гордых, своенравных, но одиноких. Тех людей, которые не могут примириться с несовершенством человека, которые готовы бросить вызов обществу, стихии, всему, что противоречит представлениям о свободе, достоинстве. Увидели авторское отношение к ним.

А теперь дайте обобщим знания, которые вы получили на сегодняшнем занятии, выполним тест по «Биографии и творчеству М.Горького» по 2 вариантам.(1вариант-нечетные задания, 2вариант-четные задания). На выполнения теста ориентировочное время отводится 10мин. Исправления за ошибку. Тетради закрываем. Начинаем работать. А теперь выполним самопроверку, посмотрите правильные ответы на слайде и поставьте себе за правильные ответы +, а неправильные -. Сосчитайте их. И поставьте себе оценки по следующим критериям. Если у вас получилось:

От 5-6 правильных ответов- «3»;

От 7-8 правильных ответов – «4»;

От 9-10 правильных ответов – «5».
IV . Заключение .
Слово учителя. Горький писал: «Нужны подвиги! Подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Я видел, что люди, окружавшие меня, не способны на подвиги… и трудно понять, - что интересного в их жизни? Я не хочу жить такой жизнью…” Спасителем людей от их слабости и никчемности стал романтический герой. Он - воплощение духовного порыва, справедливости, полнокровной счастливой жизни.

V . Рефлексия. Вот и подходит к концу наш урок. Давайте подумаем о том, что каждый из вас узнал нового о жизни нашего земляка-писателя, чему научился за эти 2 часа. Вопросы (на слайде):
- Чему я научился сегодня на занятии?

- Была ли тема урока интересной для меня?

- Доволен ли я своей работой?

- Что заставило меня задуматься?

-Что мне больше всего запомнилось?

Исходя из сказанного вами, я могу сделать вывод, что наше занятие прошло плодотворно, вы много узнали о жизни и творчестве Максима Горького, о жизни его героев, их характерах, мотивах поступков.

Все ребята, подготовившие сообщения к сегодняшнему занятию, получают отличные оценки. За активную работу в процессе анализа произведений (ФИО студентов)______________________получают оценки _________ (4 и 5). И сдайте,пожалуйста,тетради с письменными работами (опорный конспект и анализ произведений) на проверку.

VI . Домашнее задание: читать пьесу М. Горького «На дне».

Литература:

1.Литература:учебник для студентов, в 2-х частях, под ред. Г.А. Обернихиной – 6-е изд. – М.: Издательский центр « Академия », 2014

2.Егорова Н. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2007

3.Журавлев В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. – М., 2007.

4.Маранцман В. Литература (ч. 1, 2). 11 кл.– М., 2009.

5.Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

6.Петелин В. «Я – каторжник, который всю жизнь работал на других…». // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.18-24.

7.Примочкина Н. Горький сегодня. // Литература в школе. – 2008. - №7. – с.2-6.

8.Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» – О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.

9.Сорокина С. Пешком по Капри, сверяясь с Горьким // Эхо планеты. – 2006. - №3. – с. 22 – 27.

10.Интернет-ресурсы

Приложение №1

Анализ рассказа «Макар Чудра»

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров

4. Особенности судеб героев

5. Отношение писателя к героям

Приложение №1 Таблица для заполнения по рассказу «Макар Чудра»

Анализ рассказа «Макар Чудра»

1. Тематика произведения

О ценностях жизни, о выборе:

(О любви, о воле и свободе, готовых ради нее на смерть).

2. Характер конфликта

У обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать.

3. Внешность 2-х главных героев и отличительные черты характеров

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.»

«Так вот он, Лойко Зобар! Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.»

Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: « Он любил только коней и ничего больше… У него не было заветного - нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

4. Особенности судеб героев

Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко - любовью и гордостью, которое может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

5. Отношение писателя к героям

Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы.

Приложение №2

Анализ рассказа «Легенда о Ларре»

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

4. Особенности судьбы героя

5. Отношение писателя к герою

Приложение №2 Таблица для заполнения по рассказу о Ларе.

Анализ рассказа «Легенда о Ларре»

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

(Презирает людей, относится к

ним высокомерно, не считается с ними)

2. Характер конфликта

Конфликт толпы и героя (в основе которого лежит его гордыня, крайний индивидуализм, он презрительно и высокомерно относится к людям, считает себя первым на земле).

3. Внешность героя и отличительные черты характера

«..Юноша, красивый и сильный,...он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал…»

Гордыня, эгоизм, крайний

индивидуализм, жестокость

4. Особенности судьбы героя

Одиночество и вечное существование (бессмертие).

Превращается в тень (тьма, холод)

5. Отношение писателя к герою

Антиидеал, осуждает его

поступки, античеловеческую сущность.

Приложение №3

Анализ рассказа «Легенда о Данко»

1. Тематика произведения

2. Характер конфликта

3. Внешность героя и отличительные черты характера

4. Особенности судьбы героя

5. Отношение писателя к герою

Приложение №3 Таблица для заполнения по рассказу о Данко

Анализ рассказа «Легенда о Данко»

1. Тематика произведения

О смысле жизни:

(Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей)

2. Характер конфликта

Конфликт толпы и героя (так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко, они готовы его растерзать, а им движет любовь к людям)

3. Внешность героя и отличительные черты характера

«Данко -- один из тех людей, молодой красавец.Красивые –всегда смелы…Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.»

Любовь, сострадание, смелость,

милосердие, мужество, умение

подавить гордыню

4. Особенности судьбы героя

Данко совершает подвиг, спасая людей, он выводит их из тьмы к свету и гармонии, вырывая из груди свое сердце.

Голубые искры (свет, тепло)

5. Отношение писателя к герою

Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям