Айвазовский настоящая фамилия. Кто такой Айвазовский – биография: кратко о жизни и творчестве

. «17 июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский»

  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский.»
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887. Стр. 18
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский. 1962. «Искусство». стр. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось. »
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счел нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению.»
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он знал в совершенстве языки: турецкий, армянский, венгерский, немецкий, еврейский, цыганский и почти все наречия нынешних дунайских княжеств…. »Цит. по: Барсамов. Иван Константинович Айвазовский. 1962. Искусство. стр. 8.
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника. "Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца. была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста. «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь. Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями».

  • Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия.
    Отец – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841). В юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. До переезда в Феодосию носил имя Кайтан Айваз. После переезда в Феодосию взял имя Константин-Геворк. А фамилию из Айваз или Гайваз (армянская буква “h” на русский переводится как “а” или “г”) переделал на Гайвазовский. После 1840 года фамилию стали писать как Айвазовский.
    Мать – Рипсима (1784-1860). Армянка по происхождения. Более подробной достоверной информации нет.
    17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился Ованес, сын Геворга Айвазяна.
    После окончания феодосийского уездного училища, при помощи Александра Казначеева (сенатор, действительный тайный советник, в 1829-37 гг. глава Таврической губернии), был зачислен в симферопольскую гимназию. Первым учителем у Айвазовского был Иоганн Людвиг Гросс (немецкий художник), при помощи которого Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. В 1833 году был зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за казенный счет. В 1835 году за получение серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал помощником модного французского пейзажиста Фелиппа Таннера. В 1837 году получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. За успехи в учебе на два года раньше окончил Академию. С 1838 по 1839 провел в Крыму, где продолжал писать картины. В 1839 году возвращается в Санкт-Петербург, где получает свой первый чин и личное дворянство. С лета 1840 года по осень 1844 года Айвазовский путешествует и работает в Европе. За этот период посетил Италию, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию и Испанию. В Париже за свои картины получил золотую медаль Парижской Академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 - профессоромПетербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В 1845 году начинает строительство дома в Феодосии, и обосновывается в Феодосии. Тем не менее, Иван Константинович очень много путешествовал, по несколько раз в год уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.
    В 1848 году сочетается браком с Юлией Яковлевной Гревс (родилась приблизительно в 1820 – умерла 1898). В этом браке у Айвазовского рождается четыре дочери:Елена(1849), Мария(1851), Александра(1852), Жанна(1858). В 1877 году Иван Константинович и Юлия Яковлевна развелись. А 1883 году Айвазовский женится на Анне Никитичне Бурназян (1856-1944).
    Иван Константинович внес огромный вклад в жизнь Феодосии. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, руководил археологическими раскопками более 90 курганов в Крыму, занимался вопросами охраны памятников, за свой счет и по своему проекту построил Феодосийский музей древностей (1941 году взорван отступающими советскими войсками), был инициатором строительства железной дороги Феодосия-Джанкой(построена в 1892 году), выступал за расширение Феодосийского порта(с 1892-1894 самый большой торговый порт в Крыму), содействовал в прокладке водопровода от собственного Субашского источника в Феодосию. Айвозовский был первым кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии. До самой смерти Иван Константинович продолжал работу над картинами. Умер 2 мая 1900 года в городе Феодосия. Похоронен в Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). За свою жизнь Иван Константинович Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Был живописецем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

    17 (29) июля 1817 года в Феодосии (Крым) родился один из величайших художников России - Айвазовский Иван Константинович (Ованес Гайвазовский). Отец его был армянским предпринимателем. Перебрался он из Западной Армении на юг Польши. Мама, Рипсиме, была хорошей вышивальщицей.Всего в семье было две дочери и три сына.

    У маленького Ивана с детства проявлялись способности к музыке и рисованию. Учиться начал в армянской приходсткой школе, затем в Симферопольской гимнази, потом поступил в 1833 году в Академию художеств у М.Н.Воробьева в Петербурге, в пейзажный класс. Окончил ее в 1839 году.

    Первое произведение Айвазовского вышло в 1835 году и появилось на академической выставке. Это было "Этюд воздуха над морем". Картина получила положительные отзывы. Айвазовский пишет еще три картины с морской тематикой и получает за них в 1837 году большую золотую медаль.

    Художник начинает работать на заказ и отправляется по поручению в Крым, где ему нужно было написать несколько крымских пейзажей. Далее в 1840 году он едет в Италию, так же для заказной работы. В Риме Айвазовскому удается выставить свои работы. В целом, нахождение в Италии прошло для него очень плодотворно. Он смог познакомиться с такими личностями как Гоголь, Боткин, Панаев.

    Затем Айвазовский отправляется в Венецию на остров Св.Лазаря. Там он собирался встретиться со старшим братом Габриэлом, который состоял в религиозном братстве мхитаристов. В будущем художник еще не раз посетит это место. Следущими были города Флоренция, Амальфия, Сорренто, Неаполь и Рим. Италия многому научила Айвазовского и оставила след на его работах. Здесь он создал 50 своих картин. Он устраиват выставки в Риме и Неаполе, благодаря которым началась известность художника. Картина "Хаос" была особо выделенна, Папа Григорий XVI удостоил наградой Айвазовского золотой медалью.

    Дальше уже успех сопровождал его в Венеции, Лондоне, Амстердаме, Париже. Он участвовал в международной выставке в Лувре. В 1848 году появляется одна из знаменитых его работ "Чесменский бой" . Поскольку Айвазовский писал в основном по морской тематике, ему предоставлялась возможность находится на военных операциях Главного морского штаба. "Море - это моя жизнь" - так говорил художник. За период своего творчества было создано около 6 000 картин! Особенность в том, что Айвазовский с натуры море никогда не писал. Он всегда много наблюдал и затем воспроизводил по памяти. Ведь он, по сути, правильно считал, что море слишком изменчиво, чтобы писать его с натуры. Айвазовский через свои картины восторгался могуществом и силой природных стихий. В работах его всегда присутствовали человек и природная стихия: будь то борьба в шторме, либо же человек на фоне спокойного моря.

    В 1850 году Айвазовский создает картину, по которой его узнают все - "Девятый вал" . Примерно в это время его, единственного иностранного художника, награждают орденом Почетного легиона. В Петербурге Айвазовский не остается и переезжает на родину в Феодосию. Кроме живописи, Айвазовский занимался благотворительность. Он скапливал деньги со своих работ и вкладывал их в строение археологического музея (Феодосия), благоустраивал сам город. Так же в родном городе у него была своя мастерская, где он занимался воспитанием молодых талантов. Из них можно вделить Куинджи, Лагорио, Богаевского.

    Вообще, Айвазовский любил помогать, в особенности своему армянскому народу. В 1840х годах он организовал сбор средств для восстановления работы армянского училища в Константинополе, а так же Смирне и Брусе. Еще в Константинополе он писал на заказ пейзажи самому султану Абдул-Азизу.
    Не смотря на всеобщее признание в Европе, на родной земле в России с начала 1870-х годов картины Айвазовского стали подвергать критике. Происходило это отчасти от того, что художник предпочитал работать в одиночку и выставлял картины свои только на персональных выставках (Кстати говоря, Авазовский - первый русский художник, кто стал этим заниматься) . Таким образом, он отстранялся от общества художников и писателей. Еще, как считали многие, он не вписывался в современую живопись и творчество. Оно приобретало национальный характер, а Айвазовский продолжал писать море. После критики был некоторый период, когда о художнике не было ничего слышно, нигде о нем не писали. Хотя, благодаря Айвазовскому, который прославился в Европе и приобрел там всенародную известность, он так же и прославил русскую живопись. Будуче на своей армянской родной земле, он писал не только пейзажи, но так же и портреты и сюжеты на библейскую тему.

    В 1880 году Айвазовский рядом со своим домом строит музей-галерею, подобных насчитывалось кроме этого в России всего 2 дома.
    В 1882 году Иван Константинович Айвазовский разводится. Вскоре после этого он женится на Анне Бурназян. Этот брак еще больше сблизил его с армянским народом.

    Произошедшие события в Армении в 1890-х годах сильно затронули и Айвазовского. Турецкий Султан Абдул-Гамид устроил массовые нападения и разгромы на армянское население, много человек погибло. Под впечалением от этих событий Айвазовский пишет картины "Погром армян в Трапезунде", "Армян погружают на корабли", "Армян живыми бросают в море". Так же он помогал беженцам с жильем.

    Последняя выставка художника прошла в Петербурге. После этого он собирается отправиться в Италию. Но не успевает. Смерть к художнику пришла 19 апреля 1900 года.

    В настоящее время Айвазовского называют основоположником направления маринизма, так называемой живописи романтического пейзажа.
    Последней его кариной стала "Приезд Байрона на остров св. Лазаря ". Похоронили Айвазовского в Феодосии, как он и завещал, во дворе церкви Сурб Саргис.

    "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память" - такая надпись на его надгробной плите.


    * Поехавшая крышей супруга Айвазовского обвиняла его в многоженстве и запрещала видеться с дочками

    * Художник овладел итальянской балериной прямо в гондоле

    В Москве очередной культурный бум - в Третьяковку выстраиваются длиннющие очереди «на Айвазовского». Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения мастера. Что примечательно, еще до открытия экспозиции было продано больше 45 тысяч билетов (взрослый - 400 рублей, льготные для пенсионеров и Героев Отечества - 150 рублей). Многим из вас наверняка будет интересно «полистать» яркие страницы долгой жизни всемирно известного художника. Будьте уверены: знакомые с детства полотна заиграют новыми красками!

    Если бы он не занялся живописью, наверняка стал бы музыкантом. В детстве, работая «мальчиком» в феодосийской кофейне, пацан мигом подхватывал услышанные мелодии и тут же наигрывал их на скрипке. Один из посетителей, расчувствовавшись, подарил шустрому пареньку свой инструмент. С ним Ованес Айвазян , известный всему миру как Иван Айвазовский , не расставался всю жизнь.

    …В тот вечер в зале тоже звучала музыка. Возможно, это был Шопен . Или Моцар т. Эти композиторы особенно нравились Ованесу за умение импровизировать - он сам, создавая свои знаменитые марины, часто использовал этот прием. Рисовать с натуры, часами просиживая за мольбертом на берегу моря, - не про него.

    «Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их », - говорил Айвазовский.

    Современники отмечали его фотографическую память: художнику хватало одного взгляда и нескольких штрихов в блокноте, чтобы уже в мастерской облачить впечатления в краски.

    Да и пробивался к славе он тоже легко, как по нотам. В первую очередь Айвазовскому везло на людей, которые всячески способствовали его успеху. Губернатор Феодосии отправил юного Ованеса-Ваню учиться в Симферополь. Вскоре его приняли в Академию художеств Санкт-Петербурга. Оттуда талантливого студента послали совершенствовать и развивать навыки в Венецию. Из Италии он вернулся мегапрофи.

    «Девятый вал» (1850 г.) включён в список ста самых знаменитых полотен мира

    Происки Юлии

    …Да-да, несомненно, это были Шопен или Моцарт - на приеме у богатой вдовы в Санкт-Петербурге, где за вошедшего в моду художника наперебой сватали дочек озабоченные мамушки. Там Айвазовский увидел строгую девушку в черном платье и, как сказали бы сегодня, запал. Он не стал тянуть с предложением, и, на счастье, Джулия Грейвс - она служила гувернанткой в богатом доме - ответила «да».

    «В две недели все было кончено», - докладывал художник знакомым, сообщая о женитьбе. Спустя девять месяцев на свет появилась их старшая дочь Елена. Всего в браке с Юлией Яковлевной, как на русский манер называли дочь британского медика, лечившего Александра I , у художника родилось четыре девочки.

    Долгие годы супруга во всем поддерживала мужа. Путешествовала вместе с ним за границу, принимала многочисленных гостей и даже, как и Иван Константинович, увлеклась раскопками древних курганов близ Феодосии и Керчи. Составляла опись найденных артефактов и отправляла их в Петербург. Казалось, в жизни живописца стоял абсолютный штиль.

    Но назревала буря. «Девятый вал», который рано или поздно накрывает каждого из нас, на художника обрушился после 20 лет супружества.

    Вкусив удовольствий светской жизни, Юлия Яковлевна заскучала рядом с пропадающим за мольбертом мужем. Все чаще убегала из скромной Феодосии в Одессу и Санкт-Петербург. Начались раздоры. Женщина стала раздражительной, врачи определили у нее нервную болезнь и порекомендовали более мягкий климат. Она окончательно перебралась в Одессу. С собой забрала дочек, заставив их подтвердить, что они не желают оставаться с отцом.

    Художник, его первая жена Юлия и дочки Александра, Мария, Елена и Жанна. Фото с сайта

    «Исчезло спокойствие в моем доме , - пишет художник прошение о разводе в Синод армянской церкви. - Почти двадцать лет жена клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного… »

    Вымотавший обоих супругов развод тянулся несколько лет. Айвазовский оставил каждой из дочерей по имению в Крыму. В семейном разладе многие обвиняли Юлию. Называли ее вертихвосткой, мечтающей блистать в свете, упрекали в корысти. Но те, кто знал эту женщину ближе, уверяли: мечтая уехать из Феодосии, она прежде всего хотела дать дочерям лучшее образование и найти им достойную партию. И это ей удалось.

    Впрочем, даже после развода, когда в жизни Айвазовского появилась другая женщина, Анна Саркизова , Юлия Яковлевна продолжала жаловаться в инстанции, называя бывшего мужа многоженцем.

    Затворничество Анны

    Ему - 65, ей - 25. Она вдова феодосийского купца: Айвазовский увидел красавицу армянку на похоронах ее мужа.

    Поженились Иван Константинович и Анна в 1882-м.

    Художник ревновал молодую супругу к каждому столбу и отчаянно писал ее портреты. Например, «Сбор винограда в Крыму» - в центре картины его Аннушка: молодая, статная, сама как наливная ягода.

    В отличие от Грейвс, Саркизову не тяготила жизнь в Феодосии. Посетив вместе с мужем США в 1882 году, она считала дни, когда снова окажется дома.

    «Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят - не замечал, но теперь рад вернуться в Россию », - напишет он.

    В 1900-м 82-летнего Ивана Константиновича не стало. Анна закрылась в себе. Из дома на берегу Черного моря она практически не выходила.

    Потом Первая мировая, Гражданская, две революции… В Великую Отечественную вдова мариниста меняла на рынке чудом уцелевшие вещи на хлеб и крупу. Почти слепую старушку забрал в Симферополь художник Николай Самокиш . Умерла Анна Михайловна 25 июля 1944 года в возрасте 88 лет. Ее похоронили рядом с мужем в ограде армянской церкви Святого Саркиса, где супруги венчались.

    Ландыши Марии

    Две законные жены - и ни одной любовной истории вне брака? Непорядок! И вот исследователи уже изучают тайную связь художника с итальянской танцовщицей Марией Тальони . С примой-балериной, соблазнительной, грациозной, обеспеченной.

    Мария была старше начинающего живописца на 13 лет - но разве это препятствие для настоящей любви, испепеляющей страсти!

    Впервые они столкнулись в Петербурге, причем в буквальном смысле слова: карета, в которой ехала дива, сбила с ног 23-летнего студента. Желая сгладить неловкость, Мария пригласила незнакомца на свой спектакль, а после - в гримерку…

    Путешествуя по Италии, художник останавливался в палаццо подруги. Честно звал замуж, но получил отказ. Каждый год в Вербное воскресенье - день, когда Иван и Мария встретились, она неизменно присылала воздыхателю букетик ландышей. После ее смерти, а умерла Тальони в 1889 году, дожив до 88, цветы в Россию отправляла ее дочь.

    Помните, у Айвазовского есть картина «Вид Венеции со стороны Лидо» - лодка в умиротворяющем морском пейзаже, а в ней - мужчина и женщина. Биографы установили: это художник и его балерина.

    Балерина ТАЛЬОНИ развлекалась с маринистом прямо в гондоле. Фото с сайта

    Морские пейзажи для военной разведки?

    * В юности Айвазовский был замкнут, не любил компаний, с трудом заводил друзей. Многие отмечали его заносчивость и высокомерие. Этим объясняют конфликт с преподавателем Академии живописи Филиппом Таннером , к которому юношу определили в ученики. Таннер запретил 17-летнему Ивану писать самостоятельно, но тот все равно представил пять картин на выставке академии. Разгневанный мэтр пожаловался царю Николаю I , и полотна убрали. Ослушник был помилован спустя полгода, получив нежданный громкий пиар.

    * Существуют конспирологические версии о связи художника с военной разведкой. После назначения Айвазовского живописцем Главного морского штаба, ему стали официально заказывать виды приморских городов и российских портов. Картины мастера получались не только высокохудожественными, но и топографически точными.

    * В Италии Айвазовский приятельствовал с загадочной и темной личностью - Аугусто Векки , который служил адъютантом Джузеппе Гарибальди . В его компании Иван Константинович должен был ехать на выставку в Париж, но тот внезапно исчез. Зато художник случайно познакомился с австрийской полькой графиней Потоцкой . Опять же чисто случайно он ехал с ней в одном дилижансе. По дороге прелестница щебетала не только о раутах и шпильках, но и о политике. В Милане молодые люди прекрасно проводят время наедине. Но вскоре графиня исчезает, а некий господин Теслецкий хочет вызвать Айвазовского на дуэль, защищая поруганную честь барышни. Появившийся, как черт из табакерки, Векки улаживает конфликт. По мнению исследователей, заманив художника в «медовую ловушку», его безуспешно пытались склонить к работе филёра.

    Миниатюра на сладкое

    На 50-летие гения был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский произнес: «Господа, я приношу вам свои извинения: повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от мастера.

    Всем пример!

    Во время недавней поездки в Крым премьер-министр Дмитрий Медведев , услышав, что Иван Айвазовский тратил заработанные им суммы на благотворительность и даже подарил землякам несколько источников с пресной водой, обратился к сопровождающим его чиновникам:

    Вы тут все действительные госсоветники 1 класса, что соответствует чину Айвазовского. Вот вы воду куда-нибудь провели, например?

    При этих словах министр культуры Владимир Мединский нервно засмеялся.

    Родная кровь

    Революция и последовавшие за ней события разметали потомков АЙВАЗОВСКОГО по странам и континентам. А трое из девяти его внуков стали профессиональными художниками.

    *Михаил Латри - сын старшей дочери Елены - эмигрировал в 1920 году. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

    * Его родной брат, Александр Латри , по желанию Айвазовского и с благословения императора Николая II , единственный из внуков получил разрешение носить фамилию великого живописца.

    * Алексей Ганзен , сын второй дочери Марии, - художник-маринист, профессор, коллекционер. Умер 19 октября 1937-го в Дубровнике. Похоронен на местном православном кладбище.

    * Константин Арцеулов , сын четвертой дочери Жанны, стал летчиком, потом был художником-оформителем журнала «Техника молодежи». Скончался в марте 1980-го в возрасте 88 лет.

    ТОЛЬКО ЦИФРА

    Айвазовский написал за свою жизнь 6 тысяч полотен, организовав свыше 120 персональных выставок.

    ТОЛЬКО ФАКТ

    Половина картин, выдаваемых на рынке за работы известного русского мариниста, - подделки, пользующиеся неизменным спросом.

    КСТАТИ

    Увидев виртуозно выписанные морские сцены, посетители выставки Айвазовского в Берлине предположили, что художник - глухонемой: только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.

    Прикинь!

    Самое дорогое полотно Айвазовского - «Вид Константинополя и Босфорского залива». В 2012-м на аукционе «Sotheby"s» картина ушла с молотка за 3,2 миллиона фунтов стерлингов ($5,2 миллиона).

    • Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 29 (17) июля 1817 года в Феодосии.
    • Отец художника, Константин (Геворг) Гайвазовский, был разорившимся после чумы 1812 года коммерсантом. Ему удалось привить всем своим детям любовь и уважение в армянской культуре и традициям.
    • Мать Айвазовского звали Рипсиме. Она воспитала трех дочерей и трех сыновей. Весь город знал ее как искусную вышивальщицу.
    • Талант будущего художника проявился рано. Айвазовский постоянно рисовал корабли и море, причем не только карандашом на бумаге, но и с помощью подручных средств – например, углем на стенах. Иван к тому же играл на скрипке, проявляя хорошие музыкальные способности.
    • 1831 год – губернатор Тавриды А.И. Казначеев, давно заметивший юного художника, помогает родителям определить его в Таврическую гимназию.
    • 1833 год – Иван Айвазовский принят в Академию художеств в Петербурге. За годы учебы ему удается войти в круг известных всей России деятелей искусств. Среди его знакомых Александр Пушкин , Василий Жуковский , Карл Брюллов, Михаил Глинка.
    • Одним из учителей художника-мариниста был приглашенный в Академию из Франции Филипп Танер. Он научил его писать воду. Впрочем, через несколько лет Айвазовский оставит метод Танера и найдет собственный.
    • 1835 год – Айвазовский пишет «Этюд воздуха над морем», за который получает от Академии большую серебряную медаль. Это событие окончательно определяет выбор: художник Айвазовский будет работать исключительно с морскими пейзажами.
    • 1837 год – Айвазовский оканчивает Академию с большой золотой медалью, дающей ему право на поездку за границу за счет учебного заведения. Однако первые два года художник проводит в Крыму, на своей малой родине. Это было задание Академии – писать морские пейзажи и приморские города (Керчь, Ялту, Севастополь, родную Феодосию). Двадцатилетний художник попадает на русские военные корабли, знакомится с адмиралами, мастерами военно-морского дела, много работает и в итоге превращается в признанного и широко известного мастера-мариниста.
    • 1840 год – написаны картины «Высадка десанта в доме Субания», «Вид Севастополя». Оба произведения тут же выкуплены российским императорским домом.
    • Этот же год – поездка за границу (Италия, Испания, Португалия, Франция, Швейцария, Германия, Голландия, Англия). Буквально за несколько месяцев об Иване Айвазовском и о его великолепных пейзажах узнают во всей Европе. Академии художеств Рима и Амстердама принимают его в свои члены. За границей художник встречается со своими знаменитыми соотечественниками: Николаем Гоголем , Александром Ивановым.
    • 1843 год – на выставке в Париже представлены полотна «Лодка черкесских пиратов», «Остров Капри», «Тишь на Средиземном море». Работы получают высокие награды, а их автор – почетное звание академика Парижской Академии художеств.
    • 1844 год – возвращение в Россию. Через короткое время Айвазовского избирают академиком Петербургской Академии художеств. Особым царским указом Иван Константинович причислен к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства.
    • 1845 год – переезд в Феодосию. Здесь Айвазовский приступает к строительству дома для себя и своей семьи. Дом строится по собственным чертежам художника, в итальянском стиле. Здесь же устраивается большая мастерская.
    • С этого времени Иван Айвазовский постоянно живет в Феодосии, однако часто посещает Петербург и Москву, устраивает собственные выставки в России и в Европе, участвует в международных (сначала в Европе, а к концу века – и в США). В его доме бывают Илья Репин , Иван Шишкин , известный меценат и коллекционер Павел Третьяков, Антон Чехов .
    • 1847 год – Айвазовский избран профессором Петербургской Академии художеств за картины «Виды Черного моря» и «Монастырь св. Георгия». В свои члены принимают его академии Штутгарта и Флоренции.
    • 1848 год – Айвазовский пишет «Чесменский бой».
    • 1850 год – написана картина «Девятый вал».
    • 1857 год – на выставке в Париже Айвазовский выставляет свое произведение «Четыре богатства России». За эту картину он (первым из иностранных художников) удостаивается ордена Почетного легиона.
    • 1861 год – Федор Достоевский пишет статью «Выставки 1860-1961 гг. в Академии искусств», в которой называет творчество Ивана Айвазовского «сказочным».
    • 1868 год – Айвазовский исполняет свою давнюю мечту и отправляется в путешествие по местам, где родились и жили его предки – по Закавказью. Среди произведений, написанных во время и после путешествия, известна картина «Сошествие Ноя с Арарата».
    • 1870-е годы – вся Европа продолжает восхищаться искусством Айвазовского. Однако на родине в его адрес все чаще звучит критика. В России развивается и набирает силу движение художников-передвижников, которые в своих произведениях пропагандируют реализм. «Сказки о море» смотрятся на этом фоне по меньшей мере странно. Критика начинает обвинять художника в том, что он «стоит в стороне от общего развития русской пейзажной школы».
    • 1874 год – во Флоренции с большим успехом проходит персональная выставка Ивана Айвазовского.
    • 1880 год – Айвазовский открывает в Феодосии картинную галерею. Это был третий по счету музей, открытый в Российской империи. По завещанию художника после его смерти галерея была передана в собственность города. Теперь здесь – самое полное собрание произведений Ивана Айвазовского.
    • Этот же год – художник пишет полотно на тему армянской культуры «Посещение Дж. Г. Байроном монастыря мхитаристов близ Венеции». Сейчас эта работа находится в Картинной галерее Армении в Ереване.
    • 1881 год – художник полностью за свой счет открывает в родном городе археологический музей. Горожане и власти избирают его Почетным гражданином Феодосии (первым в городе).
    • Этот же год – написана картина «Черное море».
    • 1882 год – женитьба на армянке Анне Бурназян. Это был второй брак Айвазовского и он, по собственным словам художника, еще больше приблизил его к армянскому народу.
    • 1887 год – в соавторстве с Ильей Репиным Айвазовский создает картину «Пушкин на берегу моря». Пейзаж пишет Иван Константинович, а фигуру великого поэта – Репин .
    • 26 сентября этого же года – мир изобразительного искусства широко празднует пятидесятилетие служения Айвазовского искусству. Художник дарит Петербургской Академии «Пушкина…».
    • 1888 год – Айвазовский делает еще один подарок Феодосии: выступает одним из организаторов (и спонсоров) строительства городского водопровода.
    • 1890-е годы – турецкий султан Абдул-Гамид устраивает в Константинополе резню, в которой погибают сотни тысяч армян. Те, кому удалось спастись, бежали в Россию, некоторые останавливались в Феодосии. Иван Айвазовский глубоко переживает трагедию родного ему народа. Он делает все, чтобы обеспечить беженцев жильем. Награды, пожалованные ему Османской империей, демонстративно швыряет в море. О чувствах художника ясно говорят его произведения этого периода: «Армян живыми бросают в море», «Погром армян в Трапезунде» и другие. Эта серия картин выставляется в Москве и Одессе.
    • Всего за всю свою творческую жизнь художник создет около 6 тысяч картин. При этом большинство из них он демонстрирует только на персональных выставках.
    • 19 (2) апреля 1900 года – Иван Константинович Айвазовский умирает в Феодосии. В этот день художник начинает картину «Взрыв турецкого корабля». Похоронен в Феодосии. На его памятнике выбита надпись: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».