Художник брюллов и его картины. Истории самых известных картин карла брюллова


Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799, Санкт-Петербург - 11 июня 1852, Манциана, Италия) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. За ним закреплён негласный титул «главного русского романтика» в живописи.

К. Брюллов. Автопортрет. Около 1833 г.

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери. Карл был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок. До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».


К. Брюллов. Автопортрет. 1823


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника. 1823-1827


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника.

В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казённый счет.


К. Брюллов. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского. 1821


К. Брюллов. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой, в лодке. 1833-1835

С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при. Картина была заказана русским магнатом Анатолием Николаевичем Демидовым. Брюллов работал над ней 6 лет. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.


К. Брюллов. Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852

В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены. В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её трижды: рядом с художником (собой) с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей, в левом углу картины.


К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833



Юлия Павловна Самойлова на картине «Последний день Помпеи».


Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов на картине «Последний день Помпеи».

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - дерзко сознавалась Юлия. Она была ему верна не больше недели. И с лёгким сердцем принимала его мимолетные измены, больше похожие на попытки спастись от неё, сбежать. Но нет! Спастись от Юлии ему не удавалось. «Мой дружка Бришка... Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня счастье с тобой беседовать хотя бы пером»,- писала она ему, умчавшись куда-то с очередным любовником. На многих работах мастера можно увидеть её черты.


К. Брюллов. Вирсавия. 1832

В 1825 году Юлия (дочь генерала Палена и Марии Скавронской), будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну. Одни говорили, что виной тому была её связь с французским послом графом Пьером Ла-Феронне, другие с Барантом-сыном.


Б.Ш. Митуар. Портрет Самойловой Ю. П. 1825

Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество. О.С. Павлищева писала мужу в Варшаву: «Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрёпанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе». Александр Пушкин написал о Юлии Самойловой:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…»


К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842

У графини Самойловой было две приёмные дочери - младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова.


К. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. 1832

Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание - неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырёхлетней она жила у нее. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины - Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.


К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834

В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным).


К. Брюллов. Портрет П.В. Басина. 1830


К. Брюллов. Профиль головы Глинки. 1843-1847


К. Брюллов. Портрет скульптора И. П. Витали. 1836-1837


К. Брюллов. Портрет писателя Н.В. Кукольника.

Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. Первая попытка выкупить Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! «Самая крупная свинья в торжковских туфлях» – сказал о помещике после этого разговора Брюллов. Таких больших денег ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход – художник напишет портрет Василия Андреевича, который разыграют в лотерее. Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан.


К. Брюллов. Портрет поэта В.А. Жуковского. 1837

Очень интересен вопрос, кто же участвовал в лотерее, и кто выиграл портрет?
В дневнике одной из царственных особ есть запись об этом событии: «Императрица Александра Федоровна потратила 400 рублей, будущий император Александр II и великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей». Известно, что царская семья выкупила все билеты, однако, как видно из записи, оплатила только 1000 рублей. Остальные деньги пришлось добавлять самим Карлу Брюллову и Василию Жуковскому.
Выиграла в лотерее императрица, которая сразу же подарила портрет наследнику.


К. Брюллов. Императрица Александра Федоровна. 1830

После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова. Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.


Крамской И. Н. Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В.А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста. Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.


К. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1839

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, виртуозной пианисткой, и влюбился в неё до безумия. В этом же году Карл сделал официальное предложение Эмилии и она согласилась. Образ Эмилии Брюллов запечатлел в некоторых своих произведениях тех лет. Так на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла «Распятие» мастер придал Марии Магдалине черты Эмилии Тимм.


К. Брюллов. Распятие. Алтарная картина церкви Св. Петра и Павла. 1838

27 января 1839 года они поженились, однако, как вспоминал Александр Брюллов, брат живописца: «...В самый день свадьбы Карл оделся, как он обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла. Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось ещё несколько минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не женись, погибнешь»...». Тарас Шевченко оставил тревожные воспоминания о свадьбе Карла и Эмилии: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту.»


К. Брюллов. Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилия Тимм). 1838

«Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились. Впрочем, что теперь думать да гадать: поселилось в мастерской очаровательное существо с тонким лицом и лёгкими движениями; всё мило в госпоже Эмилии – и весёлое с немецким выговором щебетание, и застенчивость, с какой она убегает от нескромных шуток супруга, и немецкая карточная игра по мелочи, к которой она старается приохотить посещающих мастерскую учеников. Но Великий невесел, что-то грызет его, не даёт покоя, даже в райские минуты, когда супруга его садится к фортепьяно, след озабоченности не исчезает с его лица...»,- пишет Порудоминский о начале семейной жизни Карла и Эмилии.


К. Брюллов. Портрет Эмилии Тимм. 1838

Уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. Хотя причиной для разрыва с великим художником могло послужить и то, что Брюллов был далеко не простым человеком, да и разница в возрасте более 20 лет сделала своё дело.


Акварель К. Брюллова. Самойлова Юлия Павловна.

В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова. Родные Юлии Павловны пытались помирить её с супругом, но 23 июля 1842 года, за несколько дней до встречи с женой, Николай Самойлов неожиданно умер. После смерти мужа графиня Самойлова окончательно покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.


Акварель Д. Босси. Самойлова Юлия Павловна.

В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки. Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж - за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище , вместе со вторым мужем.


К. Брюллов. Автопортрет. 1848

Карл Брюллов в связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» - последняя работа Брюллова - стала одной из первых картин, купленных П. М. Третьяковым для своей коллекции.


К. Брюллов. Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар. 1849


К. Брюллов. Портрет археолога Микеланджело Ланчи.

Здоровье его подорвал, как принято считать, непосильный труд над росписью Исаакия: по преданию, в огромном соборе маэстро воскликнул: «Мне тесно! Я расписал бы небо!» Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.


Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище.


Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века. Именем Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на острове Мадейре (Португалия), в центральном парке города Фуншала был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. В Михайловском саду, у павильона Росси (Санкт-Петербург) в 2003 году установлен бюст К.П. Брюллова (по оригиналу И.П. Витали 1837 г.)




12(23) декабря 1799 года в Петербурге родился Карл Павлович Брюллов. Семья Брюлловых была потомственной художественной. Прадед Карла - Георг Брюллов, орнаментальный скульптор (из французских гугенотов) в 1773 году приехал в Санкт-Петербург У старшего сына Ивана, тоже скульптора, был сын Павел Иванович Брюллов. Он, в свою очередь, являлся академиком орнаментальной скульптуры, живописцем, который и стал впоследствии отцом знаменитейшего художника.

Маленький Карл рос слабым ребенком, около семи лет он проболел золотухой, которая приковала его в это время к постели. Отец его воспитывал, не смотря на это в строгости. Павел Иванович мог лишить сына завтрака, если тот не выполнил домашнего задания по рисованию. Карл хотел быть похожим на своего отца, видя какой он трудолюбивый, но боялся его, особенно после случая, когда Карл ослушался и получил за это физическое наказание. После него он оглох на левое ухо.

У Карла Брюллова были старшие и младшие братья. Все они учились в Петербургской Академии художеств. Карл поступил в эту академию в 1809 году. Уже там он отличался среди сверстников своей одаренностью и усердной домашней подготовкой. Брюллов, благодаря своим способностям, пользовался популярностью среди сверстников: те обращались к нему за помощью. Брюллову единственному было позволено заниматься вразрез строгой программы обучения (изначально нужно было пройти копирование, рисование гипсовых фигур и голов, рисование с манекенов и после этого рисование с живой натуры). Карл получил разрешение гораздо раньше рисовать собственные композиции. Первая из них - "Гений искусства" , выполнена пастелью.
На творчество Брюллова повлияли события, происходившие в стране. А это зарождение декабристского движения, акты террора. Начал подрываться авторитет Александра I.

В 1819 году Брюллов пишет картину "Нарцисс, смотрящий в воду" . Она показывает его пристрастие рисование с натуры. В этом же году он поселяется в мастерской своего брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана.

В 1821 году Карл Брюллов заканчивает Академию с первой золотой медалью. Теперь он хочет работать самостоятельно. В это время в искусстве начинают зарождаться новые направления и стили. С 1821 по 1823 годы Брюллов приобщается к идеям классицизма. Особый интерес у него к портретному жанру, хотя в Академии он считался низким родом живописи. Рисует он с натуры своих близких и родственников: чета актеров Рамазановых, своего покровителя статс-секретаря П.А. Кикина, своей старой бабушки.

В 1821 году в Санкт-Петербурге открывается Общество поощрения художников, для помощи художникам и пропаганде различных направлений искусств. Карл Брюллов и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества в Италии. 16 августа 1822 года они отправились в Рим путешествием Петербург-Рига. Именно перед поездкой их исконной фамилии "Брюллов" было придано русское окончание - "Брюлловы". Путешествие длилось год. В путешествии Брюллов работает по заказам, пишет портреты. Там он открывает для себя творчество Тициана.

2 мая 1823 года братья прибыли в Рим. В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков. Покоренный грандиозной "Афинской школой" Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.

В 1827 году он впервые встречается с Юлией Самойловой. Графиня стала для него художественным идеалом, вдохновителем и единственной любовью. С ней он позже отправится в Помпею.

После 1829 он перестанет обращаться к мифологическим сюжетам в своих картинах, а начинает работать уже полностью в портретном жанре.
За годы пребывания в Италии Брюллов создал около ста двадцати портретов. Брюллов писал так, что все портреты его были привлекательны. А все потому, что он писал личности, к которым испытывает эмоциональную симпатию. Высшими достижениями Брюллова в области камерного портрета можно назвать портрет князя Г.И. Гагарина, его сына Г.Г. Гагарина, портреты А.Н. Львова, брата Александра. К вершинам этой разновидности портретного жанра должно отнести и цикл автопортретов художника. За проведенные в Италии годы Брюллов создал их несколько.

Брюллов так же обращался в своих работах к жизни детской и юношеской души. Брюллов пишет свою знаменитую "Всадницу" . Эта блестящая картина сразу поставила его в ряд с крупнейшими живописцами Европы. Она вызвала сенсацию в Риме.

Идея слияния человека и природы, их сопоставления была весьма характерна для романтического направления: сопряжения периодов человеческой жизни с течением дня или с временами года привлекала многих современников Брюллова. Затем появляется "Итальянское утро" , которое принесло ему широкую известность.Картина покорила всех. Она была вручена Александру I в качестве дара. За "Итальянское утром" следует "Итальянский полдень" , который стала итогом многолетних исканий художника. На ней была изображена уже зрелая женщина, которая отличалась небывалой жизненной силой.

Но смелость и новизна замысла вызвали единодушный отпор. Все выражали порицание новой работе Брюллова: Общество поощрения художников и старший брат Федор.

Однако Брюллову приходится оправдываться, ведь он не собирался сдаваться: "Правильные формы всех между собой сходствуют", то есть подчинение единому канону ведет к похожести героев самых различных по содержанию произведений.

28 мая 1829 года Брюллов отсылает в Петербург письмо, в котором вежливо отказывается от дальнейшего пенсиона Общества. Наконец то он свободен в своих творениях. Он достаточно зарабатывает и ощущает себя уверенно. Но главная причина, заставившая его порвать с обществом, скорее всего крылась в том, что уже два года, с лета 1827, когда он впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел монументальной исторической картины. История катастрофы захватила все его мысли. Сначала он создает несколько эскизов, а затем приступает к холсту.

Для написания полотна он использует археологические раскопки, письма очевидцев, свои наблюдения по месту. Некоторые фигуры он изобразит в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел.

Брюллов потратил много сил и энергии на эту работу. Всего на работу над "Последним днем Помпеи" ушло долгих 6 лет. Размер его достигал 30 метров.
После размещения картины наступил настоящий триумф Брюллова. Множество людей приходило посмотреть на шедевр. Потом полотно привезли в Милан. И снова толпы народы, слава, признание. Брюллова стали узнавать неа улице. Художник продолжает плотно работать, писать на заказ. В это время Брюллов получает предложение В.П. Давыдова принять участие в научно-познавательной экспедиции в Малую Азию и на Ионические острова. Во время этого путешествия в 1835 году Брюллов создает серию образов греческих повстанцев - портрет их вождя, инсургента Теодора Колокотрони, композиции "Раненый грек" , "Грек на скале" , "Греческий Инсургент" .

Природа Греции поразила Брюллова. Раньше он не был увлечен ее, а теперь ее пейзажи появляются в работах художника. Самые яркие из них: "Долина Дельфийская" , "Истомская долина перед грозой" и "Дорога в Синано после грозы" . В экспедиции Брюллов внезапно заболел и ему пришлось отстать от основного движения. Осенью 1835 он 25 декабря впервые в жизни оказывается в Москве. Ну и на родной земле его так же ждал триумф и всенародное признание. Картина Брюллова произвела переворот в русской художественной жизни.

В это время произошли две встречи, которые оказали большое влияние на творчество и на жизнь Брюллова. Это встречи с С.Пушкиным и Тропининым В.А. Теперь он полностью отдается портретному жанру и именно русского портрета. В этом его посвящал Тропинин.

С Пушкиным они сразу сошлись и полюбились друг другу. Дружба их продолжалась вплоть до смерти поэта.

По возвращении в Петербург Брюллов начинает работать в качестве профессора исторического класса в Академии. Императорская Академия художеств возвела его в звание младшего (2-й степени) профессора. Для получения звания старшего профессора ему нужно было написать большую картину на тему, утвержденную Академией. Видимо, Брюллов был озадачен таким оборотом дела. Видимо, "Последний день Помпеи" был недостаточно весомым для получения звания старшего профессора. Таково было высочайшее уважение государя Николая I.

С 1836 года Брюллов начинает работать по заказу Николая I над огромной картиной "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году" , которая никак не соответствует реальным историческим событиям. Все эти нажимы, опека были ненавистно Брюллову.В 1843 году он больше никогда не прикоснется к картине, оставив ее незавершенной.

Это положил начало тягостным отношениям, наступившим между царем и Карлом Брюлловым. Брюллов стремился к монументальной живописи, к фреске. В 1837 году он изъявил желание расписать фресками стены дворца на темы истории России и обратился с просьбой к царю. Но получил отказ. Все поражались той манере, с какой он относился к самым высокопоставленным особам, а был он достаточно дерзок. Брюллов шел к независимости и искал любой путь к этому.
Брюллов все продолжает работать в портретном направлении.

Любовь пришла к художнику в 40 лет. Он познакомился с о одаренной пианисткой Эмилией Тимм, которая была ученицей самого Шопена и дочерью рижского бургомистра. На портрете Брюллова она изображена как утонченно красивая девушка, от которой веет юной свежестью. Но у Эмилии было горькое прошлое. На самом деле под это красотой пряталась грязная связь с родным отцом, и в этом грехе она честно призналась Карлу. Но Брюллов, ослепленный любовью к ней, смог простить. Они обвенчались(1839г.)

В 1839 году Карл Павлович берется за работу над новым портретом Юлии Самойловой. Она приезжает в Петербург в самый тяжелый период для Брюллова: после его развода с женой. Пройдя все скандалы в обществе, множество оскорблений от отца Эмилии, 21 декабря 1839 г. их брак был расторгнут, как говорят, из-за разницы в возрасте и "нервной возбудимости" художника. Эмилия оставила Брюллову только боль и страдания. Брюллов чувствует себя потерянным и одиноким. Самойлова поддерживает его, оказывает заботу и нежность.

Второе название портрета - "Маскарад" . Содержание этого портрета - мир лжи и образ честной, достойной Самойловой, которая выше всего этого.
Вскоре Самойлова покидает Россию. Брюллов больше не увидеться с нею.

В 1847 г. тяжелая простуда, ревматизм и больное сердце на семь долгих месяцев приковали художника к постели. Он разочаровался в своем творчестве, увидев, сколько всего не успел сделать. Четыре года он работал над росписями Исаакиевского собора, но из-за болезни по его картинам работу закончит другой художник. Но больше всего он разочаровался в том, что будучи великим русским живописцем, не создал ни одного масштабного полотна на материале русской истории. В этот период он пишет самый свой лучший автопортрет, написанный в 1848 году. Болезнь вынуждала к уединению. Уединение вело к сосредоточенному размышлению. Автопортрет - итог без малого полувековой жизни. Итог творческих исканий. Итог раздумий. Под внешней недвижностью кроется напряженная работа мысли. Лихорадочно горят глаза. Брови, напряженно сведенные в глубокие складки, тоже выражают работу ума страстную, мучительную. Мышление находит здесь настолько обостренные формы выражения, что оно само воспринимается как активное действие.

27 апреля 1849 года Брюллов отправляется за границу, чтобы восстановиться после болезни. В путешествии он не перестает работать, пишет портреты - зятя Николая I герцога М. Лейхтенбергского и тех русских, что составляли свиту герцога. Но удовлетворения от работы не получает.

23 мая 1850 года Брюллов отправился в Испанию. Он побывал в Барселоне, Мадриде, Кадиксе, Севилье. Во время путешествия почти совсем не рисовал. Только смотрел. Смотрел жадно, как в молодости. Лишь в Риме он написал несколько произведений. Два последних года жизни, проведенных в Италии, оказались необычайно плодотворными в творчестве Брюллова. В Риме, как известно, у Брюллова была студия на Via Corso. Он начинает работать в новой манере, по его произведениям видно, что это уже другой Брюллов. Брюллов знакомится с Анжело Титтони, соратником Гарибальди, участником революции 1848 года. Почти два года перед смертью он находится в тесном кругу общения с его семьей.

Он пишет портреты Анжело Титтони, его братьев-карбонариев, его дочери Джульетты и других его родственников. "Портрет аббата" - в этой галерее образов Брюллов запечатлевает лицо страдающей, угнетенной, но непокоренной борющейся Италии. Новшество в творчестве Брюллова тех лет - обращение к драматической ситуации, взятой из повседневной жизни. Картина "Процессия слепых в Барселоне" находится в Милане. Видно целый ряд новых свойств, которые делают ее совершенно непохожей на прежние жанровые сцены художника. Последние работы Карла Павловича Брюллова - портреты, композиции на политические и драматические современные темы.

23 июня 1852 года Брюллова не стало в местечке Марчиано близ Рима. Он так и не сумел вернуться на родину. Художник был похоронен на кладбище Монте Тестаччо, римском кладбище для иностранцев-некатоликов Тестаччо.


Выдающийся русский живописец.


Выдающийся русский живописец. Родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье преподавателя Императорской Академии художеств. В возрасте десяти лет он поступил в Академию художеств. Картина «Нарцисс», написанная Брюлловым в 1819 году, обратила на себя внимание его современников. Дипломной работой художника стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», которая принесла ему не только аттестат I степени Академии художеств, но и большую золотую медаль. В 1822 году с братом Александром, впоследствии известным архитектором, Карл Брюллов отправился в Италию, где проработал почти четырнадцать лет. Это был самый плодотворный период его творчества: жанровые композиции, портреты и живописный шедевр «Последний день Помпеи» принесли художнику европейскую известность. В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств. В Петербурге художник создал неповторимую галерею портретов своих современников: Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, сестер Шишмаревых, А.Н. Струговщикова, Ю.П. Самойловой с Амалией Пачини и ряд других. Он работал над исторической композицией «Осада Пскова войсками Стефана Батория», к сожалению, так и оставшейся незавершенной. С 1843 по 1847 год К.П. Брюллов принимает участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Художник подготовил эскизы росписей аттика под барабаном главного купола и парусов барабана, роспись плафона «Богоматерь во славе». Однако обострение болезни легких вынудило его просить разрешения прервать работу и отправиться для лечения в Италию. Второй итальянский период жизни К.П. Брюллова короткий – около трех лет.

Скончался К.П. Брюллов 11 июня 1852 года, Марчано, близ Рима. Похоронен в Риме на кладбище Тестаччо.

(1799 г., Санкт-Петербург — 1852 г., Манциана, Италия) — известный русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, присужденных его полотнам. Золотой медалист выставки, проводившейся в 1834 году в Париже. На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев.

Особенности творчества Брюллова : искусствоведы относят стиль его письма к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. Находясь в постоянном поиске собственного стиля, художник экспериментировал с различными техниками и материалами. Живопись была для Брюллова не только инструментом для отображения окружающего мира, но и средством самовыражения. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Известные картины Брюллова : «Нарцисс », «Итальянское утро », «Итальянский полдень », «Всадница », «Последний день Помпеи », а также портреты И.Крылова , А.Голицына , А.Брюллова и пр.

Творчество Брюллова: долгий путь к успеху

Рождение в семье художника предопределило будущее Карла: отцом его был Павел Брюлло — гравер, резчик по дереву, мастер миниатюры и, по совместительству, преподаватель в Академии художеств Санкт-Петербурга. Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца: нарисовать некоторое количество человеческих фигур и лошадей. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды — поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины — «Нарцисс »(1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820 гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении юношей, Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы.

По окончании обучения Брюллов получил золотую медаль, дававшую ему право на статус пенсионера с положенной заграничной поездкой, однако президент Академии принял странное решение: оставить выпускника на 3 года под предлогом совершенствования навыков. В учителя Брюллову определили А. Ермолаева — живописца, не отличавшегося мастерством. Просьбу Карла Павловича Брюллова поменять преподавателя отклонили, и тогда живописец отказался ехать за границу.

Неожиданное предложение от Общества поощрения художников позволило юному живописцу вновь поверить в свои силы. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, Брюллов должен был нарисовать несколько полотен на заданные темы, а взамен ОПХ обещало профинансировать путешествие за рубеж. В условия поездки входили обязательные отчеты об увиденном и новые полотна, которые художнику следовало регулярно отправлять в Общество. Такой шанс был уникальным для начинающего художника Брюллова, и тот постарался использовать его, написав картины« Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», убедившие комиссию в правильном выборе.
Сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, художник с братом Александром отправился в увлекательное турне по Европе. По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать« Афинскую школу » — фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех. Так, полотно« Итальянское утро », написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень », но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.

Живопись Брюллова

Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества. Фото картин Брюллова, написанных им в этот период, демонстрируют нам всю самобытность его таланта и разнообразие художественных приемов, которые Карл Павлович применял для наиболее полного раскрытия характера и внутреннего мира персонажей. На его полотнах видны элементы, присущие барокко, классицизму и реализму, картины изобилуют бытовыми деталями и тщательно выписанной обстановкой.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели — сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

1830 год можно назвать судьбоносным для живописца: он приступает к работе над монументальным полотном, посвященным событиям в античном городе Помпеи, который погиб во время извержения Везувия. В предварительную подготовку входили поездки на раскопки, зарисовки с натуры, изучение научных трудов. На создание полотна у Брюллова ушло 3 года. Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Николай I, ознакомившийся с этим произведением, выразил желание лично встретиться с Брюлловым — встреча произошла в 1836 году. Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

Вернувшись в Петербург, Карл Павлович Брюллов занял должность руководителя исторического класса Академии. Он был популярен среди местной знати как искусный портретист — из-под его кисти вышли портреты, скончался от припадка удушья в городке Манциана, расположенном неподалеку от Рима. Произведения, созданные живописцем в последние годы его жизни, отличаются своеобразным романтизмом и театрализацией.

На этой странице мы собрали для вас лучшие картины Брюллова, созданные им в разные периоды творчества — чтобы посмотреть их в большом размере, пройдите быструю регистрацию на нашем сайте и наслаждайтесь произведениями, которые по праву входят в мировую сокровищницу искусства.

Знаменитый художник исторической, портретной и жанровой живописи; род. 12 декабря 1799 г. в Петербурге, ум. 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано, близ Рима. Карл Брюллов был слабым, золотушным ребенком и до семилетнего возраста почти не покидал… … Большая биографическая энциклопедия

Брюллов Карл Павлович - Карл Брюллов Дата рождения: 12 (23) декабря 1799 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 11 (23) июня … Википедия

Брюллов Карл Павлович - Брюллов, Карл Павлович выдающийся художник (1799 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл был отдан в Академию Художеств и скоро … Биографический словарь

Брюллов Карл Павлович - (1799 1852), русский живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в петербургской АХ (1809 21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823 35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове… … Художественная энциклопедия

Брюллов Карл Павлович - (1799—1852), живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1809—21); преподавал там же (1836—49, профессор). Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма романтический пафос, яркую… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

БРЮЛЛОВ Карл Павлович - (1799 1852) российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно … Большой Энциклопедический словарь

Брюллов Карл Павлович - , русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809 21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823 35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836… … Большая советская энциклопедия

Брюллов Карл Павлович - (1799 1852), живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1809 21); преподавал там же (1836 49, профессор). Творчество Б. внесло в живопись русского классицизма романтический пафос, яркую эмоциональность … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Брюллов Карл Павлович - (1799 1852), российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением… … Энциклопедический словарь

Брюллов, Карл Павлович - К.П. Брюллов. Автопортрет. БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 1852), российский живописец и рисовальщик. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма. Произведения отмечены утверждением… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве , А. Сомов. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1899 год. Товарищество художественной печати. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Андрей Иванович Сомов (1830 - 1909) - русский искусствовед и… Купить за 2600.5 руб
  • Карл Павлович Брюллов , Г. К. Леонтьева. Альбом, посвященный творчеству Карла Павловича Брюллова, продолжает серию "Русские живописцы XIX века" . Во вступительной статье анализируется путь художника, чье проникнутое идеалами…