Экологическая культура человека: характерные признаки и воспитание. Экологическая культура – что это

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности.

Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей.Экологическая культура человека является важным фактором устойчивого развития общества. 1

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов.

Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер или уровней.

Первая сфера – одежда – первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.

Вторая сфера – дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера и размера.

Третья сфера – окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.

Четвертая сфера – производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.

Пятая сфера – город, поселение. В отношении к городу как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом: не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.

Шестая сфера – страна. Это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.

Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.
1

Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые, соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную» среду. На протяжении всей истории он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества в целом и человека в частности следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологи экологическая культура человека представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
1

Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная –– одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычислению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной, среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

2. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование как базис формирования экологического мышления

Экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.
1

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный,
междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

3. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ воспитание

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, но Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса
природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

    всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек
    ответственен за все живое,

    Природа - была и всегда будет сильнее человека. Она вечна
    и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

    чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

    призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек
    оказывает на природную среду недопустимое по масштабам
    дестабилизирующее воздействие;

    если все оставить так как есть (или слегка модернизировать),
    то «уже скоро - спустя всего лишь 20-50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

    сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - эксцентрическим;

    люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к
    отказу от перепотребления
    (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран)
    от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы - в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направление в охране окружающей природной среды.

    Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится « человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.

    Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

    В условиях усуглубяющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалистов к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и человечество уже сейчас нуждается в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления –– и в сознании, и на практике – этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

    За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.

    Главным фактором остановки деградации биосферы, последующего ее восстановления является формирование экологической культуры населения, в том числе экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения. Ведь известно, что знать о грядущей беде значит быть предупрежденным, а следовательно, иметь возможность предотвратить ее. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1988. – 541 с.

    Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. М., 2007.– 384 с.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Российский экономический журнал. – № 7. – С. 55 – 69.

    Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М., 2005. – 651 с.

    Взаимодействие общества и природы / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1986. – 198 с.

    Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007. – 498 с.

    Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1990. – 391 с.

    Горелов А. А. Человек — гармония — природа. М., 2008. – 251 с.

    Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. М., 2001. – 119 с.

    Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 2001. – 291 с.

    Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 2002. – 615 с.

    Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2005. – 386 с.

    Орлов В.А. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.– 411 с.

    Реймерс Н.Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. – 216 с.

    Тулинов В.Ф., Недельский Н.Ф., Олейников Б.И. Концепция современного естествознания. М., 2002. – 563 с.

Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается, как совокупность практических, материальных и духовных приобретений общества, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека, и воплощаются в результатах продуктивной деятельности . Культура личности - это такой уровень знаний, который позволяет ей жить в гармонии с окружающим миром. В наше время мы встречаем множество разных культур: духовную, физическую, нравственную и т.д.

Человек с первых минут своей жизни неразрывно связан с природой. Со временем люди накапливают экологические знания. Природу изучали во все времена, но ее значение как науки стали понимать лишь недавно.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается следующее определение термина «экология». Экология (от греческого eikos - дом + логия) - раздел биологии, что изучает закономерности взаимоотношений организмов друг с другом, и с окружающей средой .

Загрязнение земли, воздуха и воды может привести к экологической катастрофе, что создает угрозу для жизни людей. Одним из направлений по преодолению загрязнения окружающее среды есть экологическое воспитание человека, в том числе и школьников. А. И. Кузминский А. В. Омеляненко рассматривают экологическое воспитание, как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие в учащихся экологической культуры. Экологическое воспитание предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды. Система экологического воспитания не может быть каким-либо эпизодом в жизни человека. Ведь это неотъемлемая часть культуры человека. Поэтому на протяжении всей жизни личности должен происходить процесс становления и усовершенствования культуры жизни человека в природной среде .

Экологическое воспитание школьников на современном этапе требует психологического включения личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения к природе.

Цель экологического воспитания - формировать у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности, то есть воспитание экологической культуры личности.

Л. В. Кондрашова указывается, что экологическая культура - это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды .

Л. В. Авдусенко отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей). Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа - это первооснова становления и существования человека. Она относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности - реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу .

Для формирования экологической культуры должны быть достигнуты следующие задания: усвоение научных знаний о природе, активизация практической деятельности школьников по охране окружающей среды, развития потребности учащихся в общении с природой.

В свою очередь И. Д. Зверев выделяет такие задания:

1. Усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное влияние человека на природу;

2. Понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества;

3. Овладение знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предусматривать возможные последствия своих действий и не допускать негативных влияний на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности;

4. Сознательно придерживаться норм поведения в природе, что исключает нанесение ей вреда, загрязнения или нарушения природной среды;

5. Развитие потребности в общении с природой, стремиться к познанию окружающей среды;

6. Активизацию деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к людям, которые делают вред природе, пропаганда природоохранных идей .

Формирование экологической культуры личности следует начинать как можно раньше. Лучший период для этой работы - период обучения в школе.

Результативность экологического воспитания, а значит и формирование экологической культуры много в чем определяется совокупностью условий, среди которых выделяют такие: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками; усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода; тесная связь с жизнью и трудом; формирование знаний о взаимосвязи между природными компонентами.

Показателем экологической культуры школьников есть поведение на природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды.

Учитывая выше сказанное можно сказать, что экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры - это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Н. А. Беневольская в своей статье указывает, что экологическая культура характеризируется разносторонними глубокими знаниями о окружающей среде, наличием мировоззренческих, ценностных ориентиров по отношению к природе, экологическими стилями мышления и ответственным отношение к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решений экологических проблем непосредственно в природоохранной деятельности, предусмотрением возможных негативных последствий природонеперерабатываемой деятельности человека .

Содержание экологической культуры очень широко. Оно включает в себя большое количество аспектов. А именно, экологическая культура включает в себя: культуру познавательной деятельности учащихся по усвоению опыта человечества по отношению к природе, как к источнику материальных ценностей; культуру природоохранного труда, который формируется в процессе трудовой деятельности; культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций. Развитие экологической культуры - это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. И делать это нужно с раннего детства.

И. И. Ващенко писал: «Детей, которые не умеют ходить нужно чаще вывозить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это останется в детской душе, освещенное чувством радости, и положит основу любви к родной природе» .

Проблему экологического воспитания рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я. А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.-Ж. Руссо определял идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. И. Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания - это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. Большого значения придавал природоведческому образованию и воспитанию Г. Спенсер, он считал природоведческое образование и воспитание наиболее полезным для надобностей каждого человека . К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

И. В. Базулина отмечает, что в наше время идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, использование природной среды в целях развития детей, а также формирование у них экологической культуры .

М. М. Фицула в учебнике по педагогике отмечает, что целью формирования экологической культуры в учебно-воспитательном процессе используют эколого-психологическую терминологию, групповые и ролевые игры, «мозговой штурм» что направлены на актуализации личной причастности, эмоциональной сферы, формирование мотивов экологического содержания, что обеспечивают систематизация мировоззренческих установок учеников .

Таким образом, экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Развитие экологической культуры предусматривает, развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Все мы дети одного корабля по имени Земля,
а значит, пересесть просто некуда…
Есть правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок –
сразу же приведи в порядок планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современное общество, вооружённое техникой, развивающее технологии, производство, науку, использующее огромное количество энергии, несёт в себе мощную силу, воздействующую на Землю в целом и её ресурсы в частности. Это влияние зачастую не учитывает законов природы, а потому результаты взаимодействия человека и планеты могут быть плачевными. Люди не раз сталкивались с природными катастрофами, спровоцированными их деятельностью, а потому экологические вопросы сегодня более чем актуальны.

Экология как наука способна подсказать пути выхода из нарастающего кризиса. Именно она раскрывает законы связей, являющихся базой для устойчивости жизни. Но понимание людьми значимости отношений с природой, принципов их правильной организации невозможно без формирования и развития в обществе высокой экологической культуры.

Понятие экокультуры

Экологическая культура – личная ответственность каждого отдельного человека за состояние окружающей среды, это его собственная деятельность и поведение, целенаправленное сознательное ограничение своих материальных потребностей. Причём устойчивое развитие общества обеспечивается именно этими факторами.

Экологическая культура – это ещё и возможность использовать свои знания в повседневной деятельности. Недостаточно уметь оперировать тематической информацией, важно найти ей практическое применение. Соответственно, экологическая культура имеет две важные составляющие:

  • Экологическое сознание – совокупность мировоззренческих представлений, экологических позиций, отношения к окружающей среде, развитие подобных стратегий в работе и прочей деятельности, оказывающей воздействие на природные объекты.
  • Экологическое поведение – совокупность непосредственных поступков людей, имеющих какое-либо отношение к использованию ресурсов и влияющих на природное окружение.

Признаком высокой экологической культуры общества сегодня принято считать умение достичь максимально возможного единства всего социального и природного, понимание того, что охрана окружающего мира – это средство сохранения человека как вида, а само формирование экологической культуры невозможно без личного участия.

Современное состояние экокультуры человека

Экологическая культура общества стала активно обсуждаться только в конце XX-го века. Внимание к данному вопросу значительно возросло благодаря переосмыслению людьми своих научных достижений, значимости состояния окружающей среды для жизни на планете.

Угроза серьёзного поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого.

Избежать катастрофы можно, только преобразовав стиль мышления и деятельности каждого конкретного индивидуума, придав ему эконаправленность.

Именно поэтому для мирового сообщества так важно формирование экологической культуры. Без неё в условиях экокризиса выживание и развитие всего человечества будет стоять под большим вопросом. Работа по внедрению необходимых знаний в массы, пояснению масштабов проблемы ведётся уже на межгосударственном уровне. В частности, ООН, созданная для укрепления безопасности и мира, развития международного сотрудничества, одним из своих ведущих проектов называет программу «Экологическая культура». Под эгидой всемирной организации проходят переговоры по климату между странами, достигаются соглашения по уменьшению объёмов выброса , разрабатываются меры по сокращению числа лесных пожаров и пр.

Воспитание экологической культуры населения, её внедрение и развитие в обществе проводится на уровне каждой страны в отдельности. Эти процессы подкрепляются законодательно, а также за счёт деятельности общественных организаций, союзов, движений, общества защиты природы.

Российское правительство стало уделять внимание принятию законодательных актов экологического содержания в 90-х годах прошлого столетия. В частности, появился Комитет Госдумы по экологии, призванный заниматься постановлениями в сфере охраны окружающей среды. В тот же период были приняты законы об охраняемых природных территориях, экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности населения, гидрометеорологической службе и др. К началу XXI века власти обозначили формирование экологической культуры у школьников приоритетным направлением совершенствования системы образования в России.

Однако в вопросах развития в нашей стране экологической культуры имеется немало «подводных камней». Несмотря на систематическое принятие правительством тематических законодательных актов, глубокого осмысления этой проблемы на госуровне пока всё же нет. Социально-экологические вопросы рассматриваются у нас сегодня не иначе как социально-экономические. То есть пока что в России эффективность экономики имеет приоритетное значение над социальной оценкой производства и его влияния на окружающую среду. Кроме того, в отношениях бизнеса и государства нет эффективного действующего механизма распределения ответственности за экологические последствия решений, принимаемых на уровне предприятий и даже регионов.

Получается, что современная российская экологическая культура характеризуется преобладанием индивидуалистических утилитарных установок, психологии потребления. Это негативно сказывается на здоровье, качестве жизни населения, состоянии флоры и фауны. В глобальной перспективе это последствия для всей природы, человека, планеты. Как раз чтобы избежать этого, и нужно формировать правильные установки в обществе.

Для воспитания у населения РФ экологической культуры в её классическом понимании, по мнению экспертов, необходима смена текущих экономических приоритетов на экологические. Это станет возможным только в случае преобразования сознания каждого человека в отдельности и системы общественных ценностей в целом.

Развитие в гражданах чувства ответственности за окружающую среду связано с разрушением стереотипов потребительского поведения. Только так можно обеспечить ключевое условие выживания страны – её экологическую безопасность.

Очевидно, что формирование экологической культуры – процесс долгий и сложный, успешная реализация которого возможна лишь при системном подходе, единстве приоритетов общества и государства.

Формирование и развитие экокультуры

Формирование экологической культуры в обществе предполагает целенаправленную, постепенную и методичную передачу людям информации о рациональном природопользовании, о роли выполнения экоправил и требований, о личной ответственности каждого человека перед планетой и всем её населением за сохранение окружающей среды.

Международная практика показывает, что для успешного выполнения данной задачи необходимо:

  • введение хорошо продуманной и действующей нормативно-правовой базы;
  • осуществление экологического воспитания в образовательных учреждениях;
  • внедрение экологического просвещения;
  • личная сознательность граждан.

Воспитание экологической культуры в России осуществляется комплексно, стартует в процессе дошкольной подготовки и продолжается в ходе школьной, профессиональной и рабочей деятельности человека. В учебных учреждениях тематический материал усваивается детьми и подростками благодаря организации олимпиад, предметных недель, конкурсов, специальных акций.

Типичная проблема, с которой приходится сталкиваться: экологическая культура населения развивается крайне медленно из-за «просветительского» характера тематической пропаганды, проведением которой преимущественно занимаются общественные организации и СМИ. Продвигаемая ими природоохранная информация выступает в роли источника повышения эрудиции и не несёт в себе побуждения к применению в жизни. К сожалению, воспитание экологической культуры тормозит и тот факт, что человек акцентирует своё внимание на локальных успехах природоохранной практики и готов довольствоваться минимальным экоблагополучием.

Надо помнить, что экологическая культура каждого отдельно взятого человека создаётся под влиянием семьи, в которой он растёт, общества, в котором общается, учится и работает, его понимания актуальности проблемы и личной сознательности.

Поэтому полностью перекладывать ответственность за формирование экологических убеждений граждан на систему гособразования неверно: не подкреплённые практикой знания и умения угаснут очень быстро.

Именно личная ответственность и сознательность людей, понимание бесперспективности потребительского отношения к природе для них же самих способно стать толчком для динамичного развития новой экологической культуры и мышления человка. Такое мировоззрение требует отказа от эгоистических установок ради благополучия последующих поколений и сохранения жизни на Земле.

Важной составляющей такого типа мышления является серьёзное и глубокое осмысление мировой экологической ситуации, необходимости привлечения для сохранения природных ресурсов достижений научно-технической революции и инновационных технологий.

Довольно часто употребляя слова «экологическая культура общества» , «экологическая культура личности» , да и просто «экологически культурный человек» , всегда ли мы вкладываем истинный смысл в эти понятия? Сегодня я предлагаю в этих вопросах и разложить уже готовые ответы по соответствующим полочкам сознания.

Происходящие катаклизмы напоминают об истинном хозяине планеты

История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество, наконец-то спохватившись, задумалось о том, и будет ли что оставить потомкам (и будет ли кому оставлять потомков?). В это же время становятся очевидными последствия и бездумной жажды потребления «венца Природы» – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты, а мониторинговые отчеты начинают напоминать кадры из фильма-катастрофы. Вот тут-то взоры общественности и сильных мира сего наконец-то обратили внимание на тщетные призывы снизить обороты безжалостной машины ненасытности, и в срочном порядке начали изучать талмуды научных исследований, заключений и прогнозов. Именно так возникает понимание того, что без тотального изменения своего места и роли в природном равновесии, невозможно придержать коней, несущихся прямиком в экологическую бездну. Так повсеместно и заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало задачей номер один.

Только от нас зависит, каким будет мир завтра

Так что же такое экологическая культура? Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Очень удачно отражает суть определения Википедия: «экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом». Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» , рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной за сохранение окружающей среды.

Ваше отношение к миру передается детям

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

В Украине, к сожалению, пока мало разработана нормативно-правовая база экологической культуры. Несмотря на ст.66 Конституции Украины , гласящую о том, что «каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный им ущерб», на практике оказывается, что виновные остаются ненаказанными, либо вид наказания не так уж серьезен, чтобы повторно не причинить ущерб. Об этом можно судить, например, по повсеместно продающихся весной краснокнижных подснежниках… Или исчезающих

По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое един­ство экологически развитых сознания, эмоционально-пси­хических состояний и научно обоснованной волевой утили­тарно-практической деятельности.
К компонентам экологической культуры
относятся:

1) когнитивный, экологические знания и умения;

2) ,перцептивно-эмоциональный формировании духовно-эмоциональной сферы

3) аксиологический ценностные ориентации;

4) деятельностного экологически оправданное поведение.

В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической куль­туры как качества личности включает:

1) формирование знаний о единстве природы , ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе чело­век - природа - общество ;

2) формирование интеллектуальных и практических уме­ний по изучению, оценке, улучшению состояния окру­жающей среды;

3) воспитание ценностных ориентации экологического характера;

4) формирование мотивов, потребностей, привычек целе­сообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

участие в активной практической деятельности по ох­ране окружающей среды

25. Экологическое образование при изучении интегративного курса «Окружающий мир», его содержание, и этапы.

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспи­тания и развития личности, направленный на формирова­ние системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обес­печивающих ответственное отношение к окружающей природно-социалъной среде и здоровью.

Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологиче­ского образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологиче­ского образования является становление экологической культуры личности и общества.

В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания.

Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценност­ный, нормативный и деятельностный аспекты.

Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое , где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.

Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.

Нормативный аспект отражает нормы поведения челове­ка в природе, знакомит с ними, приучает действовать в со­ответствии с ними.

Деятельностный аспект предусматривает усвоение соот­ветствующих знаний норм и правил , позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:

1) доказать у ченикам, что в природе все взаимосвязано ;

2) помочь понять, для чего человек должен знать природ­ные связи : для того, чтобы не нарушать их, ибо нару­шение людьми природных связей влечет за собой отри­цательные последствия (и для природы и для самого человека;

3) научить строить свое поведение в природе на основе зна­ний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Пле­шакову).

Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
1. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
Знакомство с группами живых организмов позволяет раз­вивать у младших школьников представление о некоторых экосистемах, пищевых и других зависимостях , которые су­ществуют в них. При этом формируется понимание единства и многообразия форм живой природы, дается представление о сообществах растений и животных , обитающих в сходных условиях.
2. Связь р астительных и животных организмов со средой обитания , морфофункциональ ная приспособленность к ней ; связь со средой в процессе роста и развития.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у школь­ника первоначальные представления экологического харак­тера . Дети усваивают, что механизмом связи является при­способленность строения и функционирование различных органов , контактирующих с внешней средой. При этом труд людей рассматривается как средообразующий фактор.
3. Человек , как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
Первоначальные представления об экологии человека позволяют познакомить детей с биологическими потребно­стями человека , которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается по­нимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
Это элементы социальной экологии, позволяющие проде­монстрировать на некоторых примерах используемые в хо­зяйственной деятельности природные ресурсы. Это позволит вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
5. Охрана и восстановление природных богатств .
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний согласуются с содержанием обязательного минимума образовательного компонента «Окружающий мир».

При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).

1-й уровень . Объекты природы рассматриваются в отдельнос ти без выделения связей между ними.

Этот уровень достигается в 1 классе ; Дети узнают о компо­нентах неживой и живой природы

2-й уровень . Рассматриваются взаимосвязи между нежи­вой и живой природой и внутри живой природы.роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, ка­ково значение растений и животных в природе. Устанавливать следующие взаимосвязи м ежду растениями и животными:

1) по местообитанию (учащиеся должны уметь рассказы­вать о роли растений в расселении животных);

2) по способу питания (дети должны научиться составлять простейшие цепи питания);

3) по участию одного вида в распространении другого (младшие школьники должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и семян растений).

Ученики должны уметь находить признаки приспособлен­ности растений и животных к условиям обитания. На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных.
3-й уровень
. Рассматриваются природные явления и про­цессы (сезонные изменения в природе, причины смены при­родных зон с Севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи . На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека

Конечная цель экологического образования-формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе . Это значит необходимо развитие следующих умений:

1. ориентироваться во взаимозависимостях природных компонентов;

2. оценивать состояние этих компонентов с точки зрения их благополучия;

действовать в природе так, чтобы, не нанести ей ущерб .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12