Как развить эмоциональный интеллект самостоятельно. Способы развить эмоциональный интеллект

От величины эмоционального интеллекта, в специализированной литературе обозначаемого сокращенно EQ, зависит, насколько человек разбирается в , осознает их, может воссоздавать, управлять ими, а значит, и применять их для решения поставленных задач. Человек с хорошо развитым эмоциональным интеллектом может существенно снизить воздействие отрицательных эмоций на свою жизнь. Развитие эмоционального интеллекта способствует распознаванию негативных воздействий извне, спокойному осмыслению ситуации и нормальной, взвешенной реакции на нее. Человек, развитый эмоционально, отпускает отрицательные эмоции, не переживает их вновь и вновь, тем самым разрушая свою психику в частности и жизнь в целом.

Более детально понять какие преимущества дает развитие эмоционального интеллекта, можно с помощью представленной ниже схемы:


Если вы хотите легко находить общий язык даже с малознакомыми людьми, быть дружелюбным и открытым, а значит, приятным в общении, если вы ставите своей целью достижение максимального успеха в любом деле, то вам просто необходимо работать над развитием собственного EI.

Как развить эмоциональный интеллект

1. Распознавайте эмоции и выявляйте критичные моменты.

Потерять контроль над собственным поведением, взорваться из-за чьих-то слов, утратить спокойствие на пустом месте? Ах, как это знакомо! Каждый человек имеет определенную точку кипения, вызванную ситуацией, приводящей к потере самоконтроля – так называемый эмоциональный триггер. Люди, которые умеют распознавать их, а значит, принимать, могут вовремя остановиться и не поддаться разрушительным эмоциям.

Как научиться такому контролю? Проанализируйте свои эмоции, зафиксируйте их на бумаге, выделите собственные эмоциональные триггеры.

2. Повторяйте раз за разом мысленно те ситуации, которые приводят к эмоциональным срывам.

Постоянное прокручивание в голове той или иной ситуации помогает найти верное решение и не реагировать так бурно, как это могло бы произойти в реальной жизни. Рассматривая случай, который мог бы привести к эмоциональному срыву, придумайте иную линию поведения, отличную от вашей обычной. Такое упражнение позволит правильно принять эмоциональный триггер. А значит, вы получите шанс при наступлении реальной взрывоопасной ситуации действовать по-другому.

3. Нагружайте свой мозг.

Любой человек может контролировать свое сознание и . Как только чувствуете накатывающую злость, переключайтесь на что-нибудь иное, например, на решение сложных математических задач. Согласитесь, сложно сердиться и нервничать, когда умножаешь в уме трехзначные числа!

Правильно ли вы решите задачу или нет, неважно. Главное, что вы пытались, использовали свой мозг на полную катушку и не дали эмоциям победить вас.

4. Уходите от действительности в воспоминания.

Если в трудную минуту вам сложно сосредоточиться, то применяйте другой прием: абстрагируйтесь от происходящего и погрузитесь в приятные воспоминания. Наверняка в вашей жизни есть что-то, что вызывает улыбку на вашем лице. Это может быть любимая песня или недавно прочитанная книга. Вспомните их, процитируйте про себя любимые строки. Такие мысли помогут избежать эмоционального срыва, так как переключат ваш мозг на другую ситуацию.

Главное не воспринимать этот прием как трусливое бегство от реальности. Это совершается вам на благо.

5. Прежде чем отправить гневное письмо адресату, перечитайте написанное.

Таким образом, вы возьмете хотя бы на несколько минут тайм-аут, еще раз переживете то, что испытывали при написании, сможете переосмыслить бьющие через край эмоции. Вы берете паузу – и это чудесно. У вас есть шанс передумать, все исправить. Если же после прочтения вам все равно хочется отправить письмо, попросите друга или близкого человека прочесть его. Прислушайтесь к совету со стороны и подумайте дважды, стоит ли обижать адресата. Учитесь держать эмоции в узде!

Исследования подтверждают, что все люди мыслят по-разному. Довольно нейтральное послание на самом деле может вызвать агрессию со стороны получателя. Чтобы понять, как отреагирует адресат на ваше письмо, вспомните характер того человека, которому вы пишите. Откорректируйте послание, чтобы не нанести обиды вашему адресату.

6. Уходите от сиюминутного ответа.

Современная жизнь иногда требует от нас молниеносных решений. Но часто можно не форсировать событий и взять минуту на размышление. От вас требуют четкого ответа? Уйдите от необходимости отвечать сразу. Скажите, что вернетесь к этому разговору и берете паузу, чтобы подумать. Это позволит вам понять, что же на самом деле важно, и не дать эмоциям возобладать над разумом.

7. Уважайте собеседника в любой ситуации.

Помните, что, в любой ситуации нужно оставаться воспитанным, образованным человеком, излагать свои мысли ясно и четко, избегая ненормативной лексики. Это будет характеризовать вас как серьезного, солидного человека, с которым приятно иметь дело. У вас в душе могут бушевать эмоции, но показывать их не стоит. Чтобы обуздать их, лучше заранее обдумать свой лексикон и выделить те слова, которые лучше не произносить вслух.

Однажды приняв решение вести себя спокойно и сдержанно в любой ситуации, вы сделаете большой шаг к обузданию своих эмоций и развитию эмоционального интеллекта.

Становление личности – сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития. В последние годы всё больше внимания уделяется эмоциональному интеллекту, то есть «способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы» (Дж. Майер и П. Саловей).Понятие « эмоциональный интеллект » не является новым в педагогике. Об этом явлении писали многие учёные, но использовали другие термины в зависимости от особенностей его выражения: Л.С. Выготский – «обобщение переживаний», А.В. Запорожец – «эмоциональное воображение», В.С. Мухина – «разумность чувств».

Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которая первоначально означает процесс вчувствования, то есть эмоционального проникновения в состояние другого (Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова).

Неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития лишь на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.

Основы будущей личности закладываются уже в дошкольном возрасте, который, по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального, фактического склада личности. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит эмоциональный мир ребёнка, либо искажает процесс его развития.

В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако, на наш взгляд, эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста. По мнению американских исследователей, эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только нравственному развитию детей, но и их академическим успехам.

Очень важно оберегать эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей, – говорит основоположник Питер Сэловей. – но что мне совсем не нравится, так это воспитание конформности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам), аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета предлагает свой вариант программы развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Он считает: нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект , как в искусстве общения. Доброжелательность, тактичность, умение оценить ситуацию и нужным образом реагировать на неё – всё это требует развитого чувства эмпатии.

Цель программы. Развитие ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности.

Задачи:
● Формирование интереса дошкольников к эмоциональным переживаниям.
● Формирование представлений о базовых эмоциях и чувствах.
● Развитие умения сотрудничать с другими детьми.
Программа состоит из 20 занятий. Структура каждого занятия:
- чтение рассказа или стихотворения;
- беседа по содержанию текста;
- работа по отбору картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям и переживаниям персонажей рассказа или стихотворения.
- проведение одной – двух игр.
Занятия проводились в течение полугода в подготовительной к школе группе МДОУ № 138 г. Воронежа.

Занятие по рассказу К.Д. Ушинского «Играющие собаки»

Чтение текста.
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Беседа.
- Что делал Полкан во дворе?
- Как играл Мопс?
- Разозлился ли Полкан?
- Что по предположению Володи могло случиться, если бы Мопс не перестал мешать Полкану? Полкан поступил так, как предполагал Володя, или нет? Почему?
- Чему отец научил Володю на примере этого случая?
- Как вы думаете, что чувствуют малыши, когда их обижают?

Игра «Волны» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры
Воспитатель стоит в круге, который образовали дети, и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестесть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихо журчат.

Занятие по рассказу М. Зощенки «У бабушки»

Чтение текста.

Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.
Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.
Лев и львица сидят за столом.
Я не отрываясь смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы и тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.
Приносят миску с супом.
Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать.
Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего.
Сам дедушка разливает суп.
Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:
- Мне только одну капельку.
Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.
Я смущённо смотрю на эту каплю.
Все смеются.
Дедушка говорит:
- Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.
Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу.
Бабушка говорит:
- Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.
Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков.
Дедушка говорит моей маме:
- Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток.
Мама говорит мне:
- Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.
Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:
- Я больше к вам никогда не приеду...
Беседа.
- Почему мальчик попросил своего дедушку налить ему только одну каплю супа?
- Как вы думаете, выполняя просьбу внука, дедушка шутил?
- Мы часто шутим над теми, кого любим. Как вы думаете, мальчик из этого рассказа понимает это или нет? Почему вы так считаете?
- Как мы должны вести себя, когда люди шутят над нами, чтобы им не было обидно?
- Что дедушка мальчика почувствовал, когда его внук не понял, что он просто пошутил?
- Если бы вы оказались на месте мальчика, что бы вы сделали, когда дедушка так пошутил над вами?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.

Игра «Праздник вежливости» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов.

«Сегодня в нашей группе, – говорит воспитатель, – объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

Занятие по стихотворению Э. Мошковской «Трудный путь»

Чтение текста.
Я решил,
и я отправляюсь.
Я иду
в этот трудный путь.
Я иду
в соседнюю комнату,
где молча
сидит моя мама.
И придётся
открыть дверь.
И сделать шаг...
И ещё...
и ещё, может, десять,
десять шагов!
И тихо
к ней
подойти,
и тихо
сказать:
«Прости...»

Беседа.
- О чём это стихотворение?
- Как вы думаете, почему так трудно просить прощения?
- Что чувствует мальчик, когда идёт к маме, чтобы попросить прощения?
- Что вы чувствуете, когда должны попросить прощения?
- Что чувствуют окружающие нас люди, когда мы совершаем нехорошие поступки?
- Какое продолжение для этого стихотворения можно придумать? Что скажет мальчику мама?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей стихотворения.

Игра «Живые куклы» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать сопереживание, желание помочь окружающим.

Ход игры
Воспитатель разбивает группу на пары и объясняет: «Представьте, что ваши куклы ожили. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Пусть один из пары останется ребёнком, а другой превратится в куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет о чём-то просить, а её хозяин – выполнять её просьбы и заботиться о ней». Предлагает помыть кукле руки, покормить её, погулять с ней, уложить спать и т.п. При этом предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет.
Полностью войдя в игровую ситуацию, дети продолжают играть самостоятельно. В следующей игре они меняются ролями.

Занятие по рассказу М. Зощенки «Я не виноват»

Чтение текста.

Сидим за столом и кушаем блины.
Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву.
Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:
- Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина.
Я говорю:
- Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь.
Приносят суп. Я говорю:
- Папа, хочешь мой суп?
Папа говорит:
- Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.
Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:
- Пожалуйста. Можешь кушать мое сладкое.
Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен.
Пододвинув к отцу мое блюдце с кремом, я говорю:
- Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный.
Отец хмурится и уходит из-за стола.
Мать говорит:
- Пойди к отцу, попроси прощения.
Я говорю:
- Я не пойду. Я не виноват.
Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.
Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках мое блюдце с кремом.
Отец говорит:
- Ну, что ж ты не съел свой крем?
Я говорю:
- Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться?
Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.

Беседа.
- Что случилось за столом во время еды? Как вы думаете, действительно ли отец хотел съесть блины и крем своего сына?
- Почему отец нахмурился и ушёл из-за стола? Что он почувствова, когда мальчик сказал: «Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный»?
- Часто случается так, что наши слова или поступки обижают дорогих нам людей. Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы искупить свою вину в таких ситуациях?
- В конце рассказа мальчик решил помириться со своим папой. Как он это сделал? Если бы вы были этим мальчиком, как бы вы помирились с папой?
- Что почувствовал отец, когда сын решил первым с ним помириться?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
Игра «Оживлялки» (И. Климина).
Цель. Развивать умение невербально выражать свои эмоции.

Материал. Рисунки детей.

Ход игры
Дети рассматривают рисунки. Затем один из участников игры с помощью мимики и жестов показывает то, что изображено на одном из рисунков, остальные угадывают.
Если вариантов ответов несколько, воспитатель объясняет, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, и каждый человек имеет право на своё мнение.

Занятие по стихотворению Я. Акима «Мой брат Миша»

Чтение текста.
Ох, до чего он рыжий,
Мой новый братик Миша!
И волосы рыжие,
И ресницы рыжие,
Проснусь, и сразу весело,
Когда его вижу я.
Над непослушным Мишей
Хлопочет вся семья,
Но мой братишка рыжий
Всё делает, как я.
Я прыгаю – он прыгает,
Ем кашу – кашу ест,
Я съел тарелку мигом –
И он в один присест.
Я Мишу не обижу,
Толкнет меня – терплю:
Он маленький, мой рыжий,
И я его люблю.

Беседа.
- Как вы думаете, какими должны быть старший брат и старшая сестра?
- У вас есть брат или сестра? Расскажите о них.
- Что чувствуют ваши брат или сестра, когда вы ведёте себя агрессивно по отношению к ним?
- Как вы поступаете, когда ваши брат или сестра делают не так, как вам бы хотелось?
- Нарисуйте портреты ваших братьев или сестёр и подарите им.
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональному состоянию персонажей.
Игра «Составные фигуры» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, учитывать влияние других детей на свои действия.

Ход игры
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Тот из вас, кто был в цирке или зоопарке, наверняка видел там слона. А кто не был – видел его изображение на картинке в книжке. Попробуйте его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?» И т.д. Таким образом, каждый ребёнок будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Воспитатель помогает детям расположиться в правильном порядке: впереди – хобот, за ним – голова, по бокам – уши и т.д. Затем он предлагает слону пройтись по комнате: каждая часть должна соблюдать очередность движений.

В качестве составляемой фигуры могут быть любые реальные и сказочные животные (собака, гусеница, дракон и т.д.). Если детей в группе много, можно усложнить игру и составить двоих животных, которые могут общаться: жать друг другу руки, обнюхивать друг друга, вилять при встрече хвостами.

Занятие по стихотворению А. Барто «Одиночество»

Чтение текста.
Нет, уйду я насовсем!
То я папе надоем:
Пристаю с вопросами,
То я кашу не доем,
То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу,
Земляники запасу.
Хорошо жить в шалаше,
И домой не хочется,
Мне, как папе, по душе
Одиночество.
Буду слушать птичий свист
Утром в перелеске,
Только я же – футболист,
А играть-то не с кем.
Хорошо жить в шалаше,
Только плохо на душе.
Лучше я в лесной глуши
Всем построю шалаши!
Всех мальчишек приглашу,
Всем раздам по шалашу.
Папе с мамой напишу.
Разошлю открытки всем!
Приходите насовсем!

Беседа.
- Как вы думаете, почему мальчик решил жить в лесу один?
- А почему потом он решил пригласить к себе в лес и папу, и маму, и всех друзей? По душе ли ему одиночество?
- Какое место в нашей жизни занимают окружающие нас люди? Как вы думаете, можем ли мы существовать без их участия?
- Вы улыбнулись, когда читали последние строчки стихотворения? Почему? Какое это стихотворение – весёлое или грустное? Почему вы так думаете?
Показ и отбор картинок с выражением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажа стихотворения.

Игра «Старенькая бабушка» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Стимулировать сопереживание, желание поддерживать и помогать другому.

Ход игры
Воспитатель разбивает группу на пары: бабушка (дедушка) – внучка (внук) и объясняет: «Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Их необходимо проводить к врачу, а для этого внуки и внучки должны перевести их через дорогу с сильным движением».

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей в роли атомобилей бегают по проезжей части. Поводырю нужно уберечь бабушку (дедушку) от машин, показать доктору (его роль играет ребёнок), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Занятие по стихотворению А. Барто «Разлука»

Чтение текста.
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё после болезни
Не купался в речке даже.
Для неё я мою руки,
Ем какие-то морковки...
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И, наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Беседа.
- Что мальчик делает для мамы, а что – для себя?
- Что каждый из вас может делать для мамы?
- Опишите эмоциональное состояние мальчика, когда он скучает по своей маме.
- Что можно сделать, чтобы мальчик не чувствовал себя таким одиноким?
- Что вы делаете, если ваши родители уезжают куда-нибудь надолго? Почему вы так делаете?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональному состоянию персонажа стихотворения.

Игра «Работаем вместе» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность согласовывать собственные действия и поведение с действиями и поведением других детей, договариваться и сотрудничать с другими.

Ход игры
Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре ребёнка. Каждой из подгрупп он даёт задание: вымыть посуду, приготовить суп или посадить дерево. Помогает распределить обязанности (например, один ребёнок копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, четвёртый поливает дерево). В течение пяти минут подгруппы репетируют свои сценки. Затем каждая подгруппа показывает сценку, а остальные угадывают.

Занятие по рассказу Н. Носова «Ступеньки»

Чтение текста.
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
- А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
- Ну чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
- Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
- Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
- Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
- Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять...
И снова остановился.
- Опять забыл? – спрашивает Валя.
- Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
- Одна, две, три, четыре, пять...
- Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
- Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
- Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
- Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
- Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
- А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
- Одна, две, три, четыре, пять...
- Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
- Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.
Беседа.
- Чему научился Петя в детском саду?
- Кого встретил Петя у ворот дома?
- Что Петя решил показать своей сестрёнке? Удалось ли ему это сделать? Почему?
- Что говорил Петя своей сестрёнке, когда не мог вспомнить, какое число идёт после пяти?
- Как вы думаете, что почувствовала Валя, когда Петя сказал, что она ему мешает думать? Почему вы так считаете?
- Что Валя решила сделать, чтобы помочь брату? Почему она так сделала?
- Подумайте: если бы вы были на месте Вали, что бы вы сделали, чтобы помочь своему брату? Почему?
- Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда Валя помогла ему вспомнить счёт? Почему вы так считаете?
- Нужно ли помогать друг другу? Почему?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.

Игра «Разговор сквозь стекло» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).

Цель. Формировать способность учитывать эмоциональное состояние сверстника, повторять и передавать информацию, полученную от него. Стимулировать желание понимать другого без слов.

Ход игры
Воспитатель помогает детям разбиться на пары, затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: партнёр всё равно не услышит. После того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель объясняет одному из детей жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает, всё ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает, если играющие затрудняются. В следующей игре дети меняются ролями.

Приложение

Приёмы развития эмоционального интеллекта ребёнка, которые могут использовать родители:

Создавайте положительный эмоциональный фон в семье. Это способствует хорошему самочувствию ребёнка. Если он плохо себя чувствует, он не может думать о других.
Побеседуйте с ребёнком: спросите о том, что сегодня с ним происходило в детском саду или во дворе, как он воспринимал различные ситуации, какие у него возникли эмоции. Обсудите, какие варианты поведения были возможны, как воспринимали окружающие его поступки и как они бы реагировали на другое поведение. Дайте ребёнку возможность высказать всё, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ поведения.
Не забывайте, что вы пример для своего ребёнка. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, и в первую очередь своих родителей.
Поощряйте игру своего ребёнка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребёнок приобретает коммуникативные навыки.
Помогайте ребёнку распознавать эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые можно найти в журналах и газетах.
Читайте ребёнку рассказы и стихи, «насыщенные» эмоциями. Обсудите с ним поведение персонажей и возможные варианты поведения. Предложите внести изменения в сюжет или придумать другую концовку.
Помните, что дети, открыто проявляющие свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. При этом важно разговаривать об эмоциях и чувствах, поскольку при проговаривании, назывании этих психических состояний ребёнок осмысливает эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенности в себе, снижение способности к обучению.
Поговорите с ребёнком на, казалось бы, обычные темы: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если друг грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у тебя есть пирог, а у друга нет... Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей.
Снимайте стресс у ребёнка с помощью двигательных упражнений.

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, хорошее развитие правого полушария и особенности переработки информации. Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются.

В семье ребенку уже пять лет, а он не говорит. К каким только врачам не водили - все говорят, что все в порядке и должен говорить. Семья в отчаянии сидят за столом и смотрят, как ребенок ест. Съел кашу, берет чай, отпил: «А почему чай без сахара?». Все подскочили: «Ура, заговорил!!! Что же ты раньше молчал?» А ребенок в ответ: «Так раньше все нормально было…»

Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.

Мальчик вырос в семье, где не разговаривали друг с другом. Совместные трапезы протекали фактически в тишине, а затем все расходились по своим делам: папа садился к телевизору, мама хлопотала по хозяйству, а малыш играл предоставленный сам себе. После окончания школы, в которой он оказался таким же одиноким, как и в семье, мальчик поступил в вуз. К концу первого курса он стал притчей во языцех для преподавателей гуманитарных дисциплин - на истории, философии нужно было говорить, дискутировать, а юноша не шел на контакт, не умел этого делать. Ему повезло - преподаватели попались на редкость неравнодушные. Они пытались расшевелить его, как могли, вникнув в ситуацию. Кроме того, он оказался потенциально способным к общению. Усилия не пропали даром, зерна упали на благодатную почву, и к концу института его было просто не узнать: идущий на контакт легко и непринужденно, всегда улыбающийся, юноша разительно отличался от замкнутого и угрюмого мальчика, переступившего порог института за несколько лет до этого.

Как видно из приведенного примера, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Д. Гоулман и другие исследователи данного явления считают, что это доступно любому человеку.

Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является актерский тренинг, позволяющий:

Обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

Познакомить человека с собственным телом, научить управлять им;

Научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент актерской выразительности.

Выполните предлагаемые упражнения и проанализируйте свое самочувствие.

Актерский тренинг для развития эмоционального интеллекта.

1. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, потренируйте свои интонационные возможности. Выберите слово и произнесите его: громко - тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе.

2. Прочтите любой текст, например, сказку «Колобок» с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как бы его прочел инопланетянин; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет.

Запишите это на диктофон. Прослушайте, отметьте удивительное для вас и повторите снова.

3. Походите, как ходит - младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла; Гамлет, принц датский; он же, больной сильным радикулитом; амеба; солдат прусской армии; Ромео в нетерпеливом ожидании свидания. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.

4. Поиграем с мимикой лица – улыбайтесь: как леди Макбет, как младенец - матери, мать - младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; король Лир…Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Владение мимикой необходимо каждому.

5. Пойте, как поет…

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным, испытать себя и найти себя. Это я к тому, что если ваша внутренняя суть - Стрекоза, то, как ни натягивай на себя образ Мухи-Цокотухи, гибрид не получится, а вот качества кое-какие можно и позаимствовать.

Мы неоднократно в предыдущих статьях говорили о необходимости вести дневник в процессе работы над собой. При работе с развитием эмоционального интеллекта он также необходим, чтобы фиксировать происходящие изменения.

Для развития эмоционального интеллекта взрослому человеку необходима обратная связь с окружающими людьми: близкими, руководством и коллегами. Нередко бывает так, что наши представления о самом себе не совпадают с оценками окружающих нас людей. Мы считаем себя умными, образованными, волевыми людьми, добившимися тех или иных успехов, но при этом начальство недооценивает наши способности, раз за разом обходя с повышением, а коллеги смотрят как на пустое место. Ответить на вопрос, почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, позволяет управленческая модель «Окно Джохари». Но прежде, чем мы поговорим об этом, выполните следующее упражнение.

Выпишите на лист бумаги ряд характеристик личности: веселый, взрослый, внимательный, мужественный, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интровертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, экстравертный, энергичный

Опишите себя прилагательными из списка, а потом предложите проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

  1. В левой верхней (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и в общественном.
  2. В левой нижней (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
  3. В правой верхней (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
  4. В правой нижней (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

Много ли определений вошло в «Слепое пятно»? Чем больше, тем больше вам нужно будет работать над развитием своего эмоционального интеллекта.

Рассмотрим каждую из зон:

- «Арена» - это открытая зона, в которой имеется информация о человеке, известная как ему самому, так и окружающим;

- «Фасад» - это скрытая зона, где имеется информация о человеке, известная ему самому, но по тем или иным причинам скрытая от окружающих;

- «Слепое пятно» - здесь собрана информация о человеке, известная другим, но неизвестная ему (мнение окружающих);

- «Неизвестное» - это зона говорит сама за себя, сюда относится информация, которая неизвестна ни человеку, ни его окружению, и проявляется она только в экстремальных случаях.

Для повышения своих эмоциональных контактов с окружающими людьми необходимо максимально увеличивать открытую зону, за счет передвижения информации из скрытой и «слепой» зон. Она переходит в открытую зону в тот момент, когда мы открываемся людям. Например, вы много лет изучаете итальянский язык, о чем никто из коллег не знает. В какой-то момент выясняется, что руководитель получил приглашение на выставку в Италию и спешно вылетел туда, захватив с собой первого попавшегося переводчика, а если бы коллеги знали о вашем владении языком, то, скорее всего, с руководителем полетели бы вы.

Как правило, люди считают, что необходимо скрывать негативную информацию о себе, но человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает себя со всеми своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, так как понимает: людей без недостатков не бывает, а его достоинства перевешивают негатив.

Информация из «слепой» зоны переходит в открытую в тот момент, когда мы запрашиваем и получаем обратную связь от окружающих людей, или она поступает без запроса, в процессе общения.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

Какова ваша реакция, если в ответ на ваше поведение другой человек повел себя неожиданно или странно?

Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно дав ответы на поставленные вопросы, вы сможете определить, над чем вам следует поработать, чтобы использовать обратную связь для самоанализа.

Об обратной связи можно и нужно просить только нейтральных людей, не вовлеченных эмоционально в отношения с вами. Любящие люди постараются смягчить, приукрасить впечатления, а желающие могут вас наказать – ударят по полной, чем могут нанести вам серьезную психологическую травму. Не нужно забывать: обратная связь дает информацию о том, как окружающий мир воспринимает вас, а не то, кем вы на самом деле являетесь. Обратная связь является подарком судьбы. Независимо от того, позитивная она или нет, за нее нужно благодарить, потому что она дает серьезную пищу для размышлений и самосовершенствования. опубликовано

«Эмоции ведут к заблуждениям и в этом их ценность, ценность науки — в ее безэмоциональности».

«Портрет Дориана Грея».

Вы когда-нибудь замечали, как эмоции искажают или преображают реальность? В психологии есть специальный термин «Эмоциональный интеллект» и у него есть специальное обозначение — EQ. О нем снова заговорили в начале «Нулевых». Поговорим о том, что это за понятие и как развить эмоциональный интеллект.

Управление эмоциональным интеллектом стало интересовать меня задолго до того, как этот термин был мной услышан. Это было интуитивное понимание того, что на развитие ситуации, или отсутствие результатов оказывают влияние не только мои мысли, но и моя реакция на них, эмоциональное состояние. Скорее, именно эмоции формируют мысли, а не наоборот. Негативные мысли появляются именно потому, что человек не обладает полной информацией о происходящих событиях, переживает, испытывает страх, обиду, злость и от определенных ожиданий. Согласитесь, большинство конфликтов возникает потому, что наши близкие ведут себя не так, как мы от них ждем. Психологи отмечают, что выяснения отношений, или того, кто прав, происходит потому, что человек не получает сильных, ярких, позитивных ощущений от действительности и борьба призвана компенсировать этот недостаток.

Стрессовые ситуации становятся золотой жилой для определенного круга лиц. Сюда относятся предсказатели, маги, гадалки экстрасенсы. Различные сеансы выступают как морфий, они на некоторое время снимают негатив, оставляя позитивные переживания и чувство расслабления. В результате, клиент приходит еще раз, чтобы получить не само предсказание, а уверенность, что все будет в порядке. Это в лучшем случае.

Некоторые из экстрасенсов и магов, сознательно повышают уровень тревожности клиентов, чтобы внушить еще больший страх и, таким способом, выманить крупные суммы денег. Они цепляются за то, что важно для человека: взаимоотношения с любимым человеком, здоровье, и так далее. Упражнения на эмоциональный интеллект помогли мне отойти от постоянного чувства страха и тревоги, мыслить трезво и искать конструктивное решение проблем, не обращаясь за помощью к третьим лицам. Я расскажу о нескольких эффективных методиках.

Понятие эмоционального интеллекта

Психологи Канеман и Смитт провели исследования в сфере психологии поведения, за которое были удостоены нобелевской премии. Им удалось доказать, что большинство людей, принимая решения, руководствуются именно эмоциями, а не логикой.

Эмоциональный интеллект — умение видеть свои сильные и слабые стороны и принимать их в других людях, умение разделять личные ощущения и факты. Выделяют низкий и высокий уровень эмоционального интеллекта. Низкий уровень эмоционального интеллекта характеризуется такими эмоциями:

  • завистью;
  • критикой;
  • осуждением;
  • туннельным видением ситуации (человек видит только один возможный вариант развития событий и, чаще всего, в негативных тонах);
  • подавлением чувств;
  • высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуется:
  • гибкостью ума;
  • вариативностью мышления (человек может находить множество вариантов развития событий и детально прорабатывать каждый из них);

EQ — интеллект помогает находить общий язык с людьми разных социальных групп и возрастов. Управление эмоциональным интеллектом полезно в сфере бизнеса, продаж и любой командной работы, в которой требуется организовывать и вдохновлять людей.

Зачем это нужно

Далеко не все понимают зачем необходимо развивать EQ — интеллект. Причин этому несколько:

  1. Адекватная оценка собственных возможностей, принятие сильных и слабых сторон своей личности, эффективное использование внутренних ресурсов.
  2. Понимание причин возникновения тех или иных эмоций.
  3. Понимание и бережное отношение чувств окружающих людей, семьи.
  4. Понимание потребностей других людей и выстраивание линии поведения исходя из них.
  5. Принятие и понимание условий объективной реальности.
  6. Управление эмоциями, быстрый поиск решений в той или иной ситуации.


Вы получите не только эмоциональную устойчивость, но и уважение других людей, как в коллективе, так и со стороны руководства. Человек, который может понимать других, может вырасти хорошим руководителем. Вы можете, к примеру написать собственную книгу по управлению эмоциями, или стать начальником фирмы, а может быть, в будущем вы сами будете вести тренинги личностного роста? Сегодня это направление очень популярно, особенно ценится опыт людей, которые без специального образования смогли разобраться в себе и подняться на новый уровень благосостояния.

К таким мастерам относятся например, Джо Витале, ставшего мультимиллионером после нескольких лет жизни на улице, или Нико Баумана, написавшего серию книг о силе мысленных фокусировок без наличия специального образования. Молодой автор основал собственную интернет школу, проводит вебинары и интенсивы, в которых обучает людей владеть своим вниманием и направлять эмоции в нужную сторону.

Стадии

Специалисты выделяют 4 стадии развития эмоционального интеллекта:

  1. Четкое и внятное общение с другими людьми, умение слушать и умение объяснить ожидания. Способность мотивировать людей на активные действия, командная работа, руководство небольшой группой людей, умение не ввязываться в открытый конфликт.
  2. Комфортное самоощущение среди большой группы людей, независимо от того, причисляете вы себя к интровертам или экстравертам, умение понимать эмоции других людей, редкие случаи недопонимания с кем-либо.
  3. Знание и принятие всех положительных и отрицательных сторон своей личности, комфортное существование с ними, понимание своих эмоций и их влияние на происходящие события.
  4. Умелое управление эмоциями, ограничение их разрушительного влияния, умение выполнять обещания и обязанности, поддержание долгосрочных отношений, действия согласно обстоятельствам.


Методики развития

Рассмотрим 7 основных способов развития эмоционального интеллекта у взрослых.

  1. Откажитесь от разделения чувств. Нас с малых лет учат разделять вещи на категории: это хорошо, это плохо, есть черное и белое. Но такое деление очень субъективно, ведь в целом вы не знаете, что побудило человека совершить не слишком хороший поступок с точки зрения общества. Может быть, если бы вы оказались в такой ситуации, поступили бы хуже. Это я к тому, что в мире существуют полутона. Злость, например, относят к плохим эмоциям, но в ней скрыто желание того, чтобы все стало лучше, чем есть, а это уже позитивная сторона. У многих людей во время приступа злости открывается источник внутренней силы. Отказ от разделения эмоций на «хорошо» и «плохо» помогает понять причину возникновения тех из них, которые принято называть негативными.
  2. Записывайте эмоции, пережитые за день. Ведя записи в дневнике, вы сможете легко отследить, что послужило спусковым крючком для запуска переживаний. Кроме того, через время, вы сможете отследить, как изменилась ваша реакция на подобную ситуацию. Записывайте, не ограничивая себя и вы поймете, что заставляет вас переживать, как вы реагируете, к примеру, на страх, а что заставляет вас двигаться дальше.
  3. Понаблюдайте за людьми и ситуациями, которые заставляют вас испытывать волну сильных эмоций. Описывайте в дневнике физические ощущения от пережитых эмоций.
  4. Если вам будет трудно отследить и записать свои эмоции, понаблюдайте за предпочтениями: что вы предпочитаете смотреть, слушать, о чем читаете, чем наполняете ваше сознание изо дня в день. С какими песнями или фильмами вы ощущаете внутреннюю связь, почему вы сделали именно этот выбор? К каким персонажам и почему вы испытываете внутреннюю симпатию? Ответы на эти вопросы помогут вам начать отслеживать эмоции.
  5. Иногда наши эмоции и слова произносят другие люди, в строчках песни, в выступлении, в фильме. Они испытывают те же эмоции что и вы,что заставляет вас испытывать некую эйфорию. Можете вспомнить несколько цепляющих эпизодов.
  6. Самый проверенный способ понять другого человека — поставить себя на его место. Подумайте, что бы вы чувствовали, в тех обстоятельствах или, если бы другой человек сказал вам то, что сказали вы.
  7. Продумайте самый худший сценарий развития событий, что вы будете делать в этом случае, как сможете выйти из ситуации? Это поможет вам успокоится.

Владейте эмоциями, не позволяйте им управлять вами, вы — хозяева вашей жизни. Даже самую неприятную ситуацию можно изменить, просто посмотрев на нее с другой точки зрения. Разбирая то, что доставляет вам дискомфорт, вы сможете стать сильной личностью, ведь внутреннее состояние не зависит ни от денег в кармане, ни от положения, ни от наличия или отсутствия рядом партнера. Вы — творец всего происходящего, в вашей власти взлететь, или упасть.

Эмоциональный интеллект (EQ) – это умение понимать свои чувства и эмоции, чувства и эмоции других людей и умение эффективно влиять на свое и чужое поведение посредством управления своими эмоциями и чувствами и эмоциями, чувствами других людей.

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций. Развитый эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Начиная с 40-х годов прошлого века, неоднократно проводились исследования, целью которых было выявить связь школьных или университетских академических достижений с дальнейшей успешной или не успешной жизнью учащихся. Выяснилось, что для достижения своих целей очень важно умение ладить с людьми: понимать чужую реакцию и уметь ее предсказывать, договариваться и сотрудничать.

Это получается далеко не у всех: существуют вещи, которые этому не способствуют:

Невосприимчивость к невербальным сигналам. Встречается примерно у каждого десятого: это плохое чувство личного пространства собеседника, неумение установить зрительный контакт, неумение начать, поддержать или вовремя закончить разговор, неверное истолкование выражения лица собеседника.

Поведение, связанное с уходом от конфликта. Люди, чувствующие себя нелюбимыми, одинокими, обремененными заботами, совершенно не склонны к контактам с окружающими. Они предпочитают хандрить в одиночестве, нежели попробовать разрешить свои проблемы.

Агрессивность. Агрессивных никто не любит – ни дети, ни тем более взрослые. Люди, выбравшие агрессию как базовую (а иногда и единственную) реакцию на все происходящее, довольно быстро оказываются в изоляции.

Нажмите на картинку для увеличения.


Большинство успешных людей обладают развитым эмоциональным интеллектом. Тому есть несколько причин.

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

В третьих, эмоциональный интеллект можно развивать и повышать в течение всей жизни, в отличие от IQ.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект.

  1. Любые эмоции должны быть осознанными. Негативные эмоции – тем более. Вы можете врать кому угодно, но не себе, особенно когда дело касается социально приемлемого поведения. Вы вправе признаться себе (и никому больше): «Этот фильм считается нелепой слезливой мелодрамой, но меня он ужасно растрогал».
  2. Как у вас обстоит дело со словарным запасом? Много ли слов вы используете для обозначения чувств? Попробуйте быстро перечислить десяток любых эмоций. Если вы застряли после «напрягалово», «офигение» и «чумовой», пора заняться расширением словарного запаса. Иначе, как можно научиться отличать одни чувства от других , если для них даже нет названий?
  3. Какие вообще бывают эмоции, можно узнать от окружающих. Более того: совсем даже неплохо быть в курсе ощущений тех людей, с которыми вы общаетесь. Вы уверены, что вам на сто процентов известны их эмоции? А если поинтересоваться? Или если поделиться своими ощущениями и попросить ответной реакции?
  4. Окружающие – вообще неиссякаемый . Помнится, небезызвестный Гомер Симпсон сводил воспитание Барта к одному: с воплем «Ах ты, гаденыш» бросался его душить. В жизни такое поведение не выглядит столь комично. Понаблюдайте за окружающими: какими способами они реагируют на требования, на претензии, на приятные новости, на агрессию, на комплименты. Найдите (для начала мысленно) новые способы реакции на типовые ситуации. Какие чувства они могут выражать?
  5. Как у вас обстоит с локусом контроля? Считается, что внутренний локус контроля (есть ощущение, что