В зал вошел глубокий старик лет 40. Вячеслав Костиков: Кто придумает эликсир молодости? И закончу я своим новым стихом

Вы думаете, Пушкин тут не осознавал, что писал?))) Думаю, что он мог не задумываться о точном возрасте матери героини.И откуда мы можем точно знать ее возраст? Может, эта женщина вышла замуж в 28 лет, как Евпраксия Вульф, с которой дружил Пушкин? Может, на ней женился 50-летний вдовец, за которого уже не пошла бы молоденькая. Или другой вариант. В жизни была велика детская смертность. Может, выйдя замуж в 23 года эта женщина родили сперва трех сыновей за 6 лет - и все умерли в младенчестве... И вот в 30 она и родила дочь, а та выжила. ( Я хочу сказать, Пушкин мог писать, просто вспоминая знакомых девушек и их матерей (и не определяя точный возраст) - а в жизни... Мало ли как в жизни бывало?)))
Когда мы сейчас употребляем выражение "бальзаковский возраст", мы постоянно забываем, что речь идет о женщине за тридцать, а не пятидесятилетней Я всегда так и понимала "бальзаковский возраст", как у Бальзака.))) А еще слово "нимфетка" понимают неправильно, называя так, например, 15-летних и старше.
klavir На днях специально проверила, про то, что Смердяков - брат Карамазовым, в начале книги ни слова Когда же я с этим спорила?
Но там, кстати, можно догадаться.))) Я сама догадалась, помнится.))) "У плетня, в
крапиве и в лопушнике, усмотрела наша компания спящую Лизавету. Подгулявшие
господа остановились над нею с хохотом и начали острить со всею возможною
бесцензурностью. Одному барченку пришел вдруг в голову совершенно
эксцентрический вопрос на невозможную тему: "можно ли дескать, хотя кому бы
то ни было, счесть такого зверя за женщину, вот хоть бы теперь, и пр.". Все
с гордым омерзением решили, что нельзя. Но в этой кучке случился Федор
Павлович, и он мигом выскочил и решил, что можно счесть за женщину, даже
очень, и что тут даже нечто особого рода пикантное, и пр. и пр.... еще с чрезмерною веселостью, и наконец пошли все прочь своею
дорогой. Впоследствии Федор Павлович клятвенно уверял, что тогда и он вместе
со всеми ушел; может быть так именно и было, никто этого не знает наверно и
никогда не знал, но месяцев через пять или шесть все в городе заговорили с
искренним и чрезвычайным негодованием о том, что Лизавета ходит беременная,
спрашивали и доискивались: чей грех, кто обидчик? Вот тут-то вдруг и
разнеслась по всему городу странная молва, что обидчик есть самый этот Федор
Павлович.... молва
прямешенько указывала на Федора Павловича и продолжала указывать. ... Окрестили и назвали Павлом, а по отчеству
все его и сами, без указу, стали звать Федоровичем. Федор Павлович не
противоречил ничему и даже нашел все это забавным, хотя изо всех сил
продолжал от всего отрекаться."

В наши дни бабками обычно называют пожилых женщин старше 70 лет, и это является не слишком уважительным по звучанию синонимом слова «старуха». Но в старину на Руси возрастные критерии были несколько иными.

Девки, молодухи, бабы

В XIX столетии девушки выходили замуж рано, в 15-17 лет. В 20 лет они считались уже «перестарками». В 35 у женщин были уже взрослые дети, и порой они становились бабушками. Кстати, это нашло отражение и в русской классике. К примеру, у Гоголя мы читаем: «Дверь нам открыла старуха лет сорока». Лев Толстой упоминает в одном из произведений про «княгиню Мариванну, старуху 36 лет».

Ничего удивительного тут нет. Продолжительность жизни в те времена была куда короче, чем теперь, и далеко не каждый доживал хотя бы до сорока лет. Кстати, по одной из версий, слово «сорок» означает «срок». Примерно столько изначально было отпущено человеку. А дальше уже зависело от состояния здоровья и различных обстоятельств.

На Руси статус женщины всегда четко связывался с её возрастом. Так, юных незамужних девушек звали девками или девицами. Молодых замужних женщин звали молодухами. После рождения ребенка женщина становилась бабой. Конечно, это касалось только женщин низшего сословия, крестьянок или крепостных.

Происхождение слова «бабка»

Само слово «баба» известно ещё с языческих времён. Оно присутствует во многих славянских, а также тюркских языках, и всегда имело множество значений. Например, «бабами» называли языческих каменных идолов.

Есть версия, что термин «баба» пришёл из санскрита. Слог «ба» означает «жить», «существовать», «быть», «всегда», «сейчас». Со старославянского «баба» переводится как «врата жизни».

Однако, согласно другой, гораздо более популярной гипотезе, происхождение у русских слова «баба» такое же, как у слов «мама», «няня», «тятя»: маленьким детям просто свойственно удваивать слоги, и «ба» превратилась в «бабу».

Возможно, так малыши называли женщин в семье, старших по возрасту, в отличие от матерей. «Мама» кормила их грудью, а «баба» - нет.

От слова «баба» родилось и слово «бабка». В этимологическом словаре Крылова говорится: «Это общеславянское слово образовано от существительного баба (в значении “мать отца или матери”) с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, но со временем стало восприниматься как самостоятельное слово, обозначающее родство». «Старая женщина, старуха», - так трактует значения слова автор другого этимологического словаря - Шанский.

Кого называли «бабками» на Руси?

Итак, первоначально, видимо, так звали бабушек, то есть слово обозначало степень родства. Но позднее так стали называть и других пожилых женщин. Причём вряд ли бабками их начинали называть с конкретного возраста. Скорее, тут имел значение статус женщины. Скажем, если у неё уже были взрослые дети, внуки, если закончился детородный период, то она имела полное «право» называться «бабкой».

Существует также теория, что «бабкой» могли называть мудрую, знающую женщину. Традиционно на Руси звали «бабами» и «бабками» знахарок, ворожей, повитух. Некоторые даже умудрялись совмещать все эти «обязанности».

Как сообщает этнограф Листова в работе «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой (вторая половина XIX - 20-е годы XX века)», в соответствии с традициями роль повивальной бабки могли исполнять только женщины рожавшие, но уже пережившие менопаузу, не живущие половой жизнью, желательно вдовые. Считалось, что в таком случае не будет проблем с «повитыми» детьми.

Признаюсь сразу, -не мои розыски.
Прочитала сама-прослезилась... Или поржала?
Как жить то дальше будем, старушки?

В общем, жалко народ:

Возраст - дело относительное...

Л. Стивенсон:"Еле шаркая ногами и покашливая, в комнату вошел дряхлый 50 летний старик"...

Наткнувшись на эту фразу, стал копать в литературе 19 века и еще ранее...

Но вначале обнаружил у защитника детей Астахова (в наши дни) "женщина в 25 лет уже покрыта глубокими морщинами"

Матери Джульетты было 28.

16-летний Пушкин писал: "В комнату вошел старик лет 30".

Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".

Тынянов: "Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года, возраст угасания".

Старухе процентщице из романа Достоевского "Преступление и наказание" было 42
года.
Здесь, как подсказывают в комментариях, автор данного текста фальшивит. Уточняют, что сей дамочке было 60 лет.

Анне Карениной на момент гибели было 28 лет, старику мужу
Анны Карениной - 48 лет (в начале описанных в романе событий всем на 2 года
меньше). Вронскому было 28 лет ("начинающий плешиветь" - так Толстой описывал его).

Старикану кардиналу Ришелье на момент описанной в "Трех мушкетерах" осады
крепости Ла-Рошель было 42 года.

У Толстого про "княгиню Мариванну, старуху 36 лет".

У Лермонтова в повести "Княгиня Лиговская": "Главным ее недостатком была бледность, как у всех петербуржских красавиц, и старость, девушке уж исполнилось 25. На радость нашим местным джентльменам."

В 19 веке брачный возраст был для женщин 15-17 лет.

Чехов: "На свадьбе младшей сестры Манюси 18 лет у старшей ее сестры Вари случилась истерика. Потому что этой старшей было уже 23, и время ее уходило, а может быть, уже ушло..."

Гоголь: "дверь нам открыла старуха лет сорока".

В те времена в русской литературе сплошь и рядом можно было прочесть, как женщина лет 30-35 надевала чепец, аки старушка, и вывозила на бал 15-летнюю дочь-невесту.

Не случайно Татьяна Ларина в свои 18 лет уже считалась почти старой девой, и потому тетушки-нянюшки-кумушки сетовали: "Пора, пора бы замуж ей, ведь Оленька ее моложе".

У Ги Бретона, который описывает французскую историю на любовных примерах, не только женщины считались пожилыми в 25 лет, но и мужчины в 30. Рожали тогда лет в 13-14, иногда в 12. Поэтому у 15-летней матери любовники менялись как перчатки и она смотрела свысока на 20-25-летнюю старуху. С тех пор времена изменились в истерично-целомудренную сторону (разительная разница в возрасте, когда теряют девственность).
Еще, например, в другой литературе тех лет можно встретить выражения: "в комнату вошел глубокий старик с клюкой 40-ка лет отроду, его поддерживали под руки молодые мужчины 18 лет" или " она жила так долго, что придворные уже и не знали сколько этой фройлине лет. На самом же деле эта дряхлая женщина умерла в 50 лет от старости, а не от болезни".

Или: "Король объявил своей королеве, что ссылает ее до смерти в монастырь ввиду старости. Он нашел себе молодую жену 13 лет, которую хочет сделать своей королевой. Обливаясь слезами, жена бросилась в ноги к своему повелителю, но старый король (ему было 30 лет) был непреклонен, он объявил ей о беременности своей новой возлюбленной"

Зюскинд "Парфюмер":
"... мать Гренуя, которая была еще молодой женщиной (ей как раз
исполнилось двадцать пять), и еще довольно миловидной, и еще
сохранила почти все зубы во рту и еще немного волос на голове,
и кроме подагры, и сифилиса, и легких головокружений ничем
серьезным не болела, и еще надеялась жить долго, может быть,
пять или десять лет..."

Сколько лет было матери Джульетты? Правильно, 28. Как Миле Кунис.


Матери Родиона Раскольникова из романа "Преступление и наказание" было 42 года, как Дженнифер Энистон.



А 16-летний Пушкин писал: "В комнату вошел старик лет 30". Старикан Джастин Тимберлейк.



"Увы, Татьяна - не дитя, старушка молвила, кряхтя". Сие было сказано о 36-летней матери Татьяны Лариной - крехтящей старушке возраста Ферги.


"Старикану кардиналу" Ришелье на момент описанной в "Трех мушкетерах" осады крепости Ла-Рошель было 42 года. Что ты улыбаешься, Уилл? О тебе речь.


Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год". На два года Эмма Уотсон старше немолодой Марьи Гавриловны. Просто старая дева в квадрате.


Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года, и у него была 16-летняя дочь на выданье. Ничего смешного, Джейк. И да, что за пожилую женщину ты там обнимаешь?


Тынянов: "Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года — возраст угасания". Я не знаю что сказать о 39-летнем Вентворте Миллере. Как он вообще жив?


Вот читаю я Российских классиков...
16-летний Пушкин писал: "В комнату вошел старик лет 30"
Тынянов: "Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было 34 года — возраст угасания"
Марья Гавриловна из "Метели" Пушкина была уже немолода: "Ей шел 20-й год".
"Увы, Татьяна - не дитя, старушка молвила, кряхтя". Сие было сказано о 36-летней матери Татьяны Лариной
Чехов Учитель словесности:" На свадьбе младшей сестры Манюси 18 лет у старшей ее сестры Вари случилась истерика. Потому что этой старшей было уже 23, и время ее уходило, а может быть, уже ушло... "

Этот список цитат можно продолжать и далее и было бы очень весело, если бы не было так грустно. Ведь 9 февраля мне 39 лет.
Наверное в отличие от классиков, сегодня, это время юности. Я не утешаю себя, я смотрю на жизнь. Сколько людей в 40 лет не женатых и ещё студентов не познавших работы по профессии.

В моей жизни много молодёжи, а для других, это показатель отсутствия серьёзности. Но недавно я смотрел фильм про египетского монаха-пустынника, фильм "Последний отшельник". Монах сказал, что жизнь христианина с Богом и его жизнь как монаха, это путь из гордости в смирение, из независимости в зависимость и из взрослого в ребёнка .

На днях я разговаривал с мальчиком 14 лет и сказал, что у него прекрасный возраст, а он мне ответил следующее: "Я тоже вот вижу, что мои одноклассники старше своих лет думают и выглядят, но в плохом смысле. Мне, конечно, без разницы о я чём думает человек, но вот их поведение и неуважение к другим просто мрак. А 40 лет сейчас не возраст! Это сейчас как 20 лет! Вы в своём возрасте молодо выглядите, некоторым так и в 24 не выглядеть, честно . Мне понравилось то, как вы сказали: "Вот и легко нам, потому что мы такие какие есть и к тебе у меня полное доверие во всём!" Действительно, замечательная мысль, прямо как цитата из античных авторов! Легко быть самим собой, когда не надо скрывать и прятаться . "

Но вот мой 14 летний тёзка меня порадовал. Для меня в 14 лет уже 30 летний казался стар как динозавр) Теперь о 70 летнем я не скажу, что он старый человек, он просто пожилой. Ведь если будет мне 70 лет, ну как я назову себя молодого старым!)))

И всё же прожита не малая часть жизни. Если бы я жил с нуля, поменял бы я что-то или нет? Наверное эти 39 лет я прожил бы так же. Всю жизнь мне что-то приходилось скрывать от других. С трёх лет отроду мне запрещалось говорить о моём даре чтобы не осмеяли, в школьные годы скрывать веру в Бога, когда висели по школе стенгазеты атеистические. Я тайно в собор Борисо-Глеба прихожу, а там моя учительница по латышскому языку от меня за колонной прячется. А мне радостно, как двум кровью повязанным теперь преступникам)))

Человек не хозяин своей судьбы, только Бог. Я очень хотел быть ещё в 16 лет доктором, иметь семью, детей, хоть с трёх лет знал, кем буду и как буду жить. Я открыто это говорил родителям и двум бабушкам ещё в возрасте до 5 лет. Наверное детям дано видеть судьбу и будущее своё. Я не поступил в медицинский, я познакомился с монахом, я в 19 лет стал священником не без помощи того монаха. И там мне приходилось скрывать то, что я не принимал в себе сопоставляя слово Божье и дела современных святых отцов. И когда терпения молчать закончилось, со мной 21 летним человеком 70 летние люди в высоких званиях поступили как с бешеной собакой, просто изгнали. Даже разница возраста в человеческом отношении требовала диалог как отца с "неразумным" сыном. Но видно те люди знали, что я прав и не было хороших слов ко мне, кроме как изгнать, обозвать и пригрозить. И тогда я понял, что я не ошибся, что их покинул. С такими мне не по-пути. Хоть сегодня я бы с высоты своего возраста был бы мудрее и не порол горячку, а вступил бы в диалог по отстаиванию своих интересов. С другой стороны, если бы древние гонимые христиане были дипломатами, не было бы у нас святых, были бы только Иуды и Христопродавцы. Ни когда я и ни от кого не прятал своего мнения начиная с 1994 года. Я такой как есть весь открыт в делах и суждениях.

Христос тоже для закостенелых иудейских праведников был преступник, приступивший древний закон. Хоть он был современный человек своего общества. Но был не понят. Он пришёл спасти не праведников, а грешников и заходил в дома грешников. Так чем кичатся сейчас те, кто кричат, что они праведнее и лучше других неправедных и недостойных христиан? А разве с праведниками был Христос? А разве Христос с ними? 17 лет не было у меня выбора, либо я как все должен быть и слепо поклоняться вопреки своей воли тем кто чужд мне по линии идеологии, либо ярмо сектанта.. Но разве Христиане древние не были сектантами по отношению к иудаизму? А по отношению к языческой Римской империи Максимиана? Наконец справедливость восторжествовала и я стал "официальным православным" для своего государства. Ну разве не "Цирк с конями" когда для того чтобы правильно веровать и правильно молиться, нужна справка в светском государстве отделённом от Церкви от этого самого государства, что ты истинный христианин, а не какой-то там сектант?

Знаю, что далеко не идеален. Были, есть и будут слабости, соблазны и искушения этого мира. Я живой человек во плоти и пусть первый бросит камень в меня, кто чист и свят. Сегодня я осознаю, что во мне глубоко внутри затаилось ещё 80% того, что мог бы сделать духовного и чего не сделал. наши современные технологии, это лишь томление ума и отвлечение от Бога. Наверное Бог видит, что я сегодня ещё слаб чтобы призвать к чему-то такому где я бы себя раскрыл больше. Не дозрел пока к этому в этом обществе и этой стране. Но уже сейчас душа требует другого преобразования.

Однажды Вангу спросили: "Скажи, твой дар от Бога или от дьявола?", она долго думала и сказала: "Не знаю. Главное не от кого дар, а как его использовать, в добро или зло!" Ко мне обращается много народа из-за границы. Есть вещи, которыми я могу поражать людей и тоже спрашивают, как можиете это видеть и знать. Один парень мне как-то сказал: "Мы сейчас живём в такое страшное время, когда небо к Богу закрыто и все чудеса только от дьявола и они даются ради прельщения человека" И вот тут вспоминается Ванга. Главное как свой дар использовать. Компьютер, это тоже технология скорее всего не от Бога, но его можно использовать во благо дружбы, общения, духовного учения и познания. Через эту вещь я и нашёл лучших своих друзей, виртуально соприкоснулся с теми святынями с которыми не смог ещё соприкоснуться реально.

39 лет. Но я духовно только росту. Когда выросту, тогда у меня не будет денег, компа, красивых вещей, будет только большая борода, ряса и молитвы в голове. Наверное это и будет самое большое счастье, к которому должен стремиться человек. Ведь как сказал один монах египетский:"Моя сила в моих лишениях!" Моя сила сегодня тоже в моих лишениях. В лишении семьи, детей, богатства... Но многое ещё тяготит. Когда лишусь всего, даже возможности жить на своей родине, тогда я буду ещё более сильный. А будь у меня сегодня все блага мира, я бы был духовно слабым человеком.

Сегодня для меня самые дорогие слова, это не от стариков, какой я...какой... Ибо это лесть и контрольные слова, такие контрольные как пожелания здоровья и счастья в Новогодней открытке))) Вот когда малой мальчишка-хулиган мне скажет: "Чувак, а ты хоть и поп, но классный и без выпендрёжа, не такой нудный как другие взрослые!" , вот это будет бальзам на сердце))) Потому что дети будущее нашей планеты и они будут управлять нами, когда мы все станем дряхлые!

Есть библейская молитва, слова которой я всегда повторяю: "Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне прежде, нежели я умру. Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Дабы пресытившись я не отрёкся от Тебя и не сказал:"Кто Господь?" и чтобы обеднев не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе."

Моя любимая Цитата : " "Жизнь меня обманула! Я догадываюсь, что у нас честно жить очень трудно и даже не возможно. Напрасно нам в таком случае представляют примеры из жизни чужих народов. У других выгодно быть честным, а у нас нет. У нас с умом и честью обходятся несравненно суровее и беспощаднее, чем с бездарностью и искательством. У нас с честностью можно только страдать и пресмыкаться. Я всё изжил, ещё почти не начиная жить. Если бы у меня был сын, я бы теперь уже не знал как его воспитывать. Чтобы он не был несчастлив, надо, чтобы он не был очень честен, и на всё был сговорчив. От этого я ни когда не буду иметь своей семьи. На честных людей хорошо любоваться со стороны, но мучительно заставлять близкого человека переносить всё в его собственной коже. Задумываюсь даже, стоит ли жить и самому? Я не вижу смысла жить в том ужасном сознании, что чести и настоящему благородству нет места в русской жизни... Этого никто один исправить не может, а при этом честно жить не возможно..."
Quod medicamenta non sanat - mors sana!
Утраченное доверие к людям уврачевала смерть...

(Инженеры-бессеребреники. Н.С.Лесков)

И закончу я своим новым стихом

Опять мне грустно и сердцу больно
Опять один я в ночной тиши
Всё хватит, хватит...кричу "Довольно!"
Судьба разбила мои мечты

Осталось детство в далёкой дали
И юность как-то уже прошла
О как же больно, Вы если б знали
Душа покоя, нет не нашла.

Проходят годы, летят как птицы
Пустыня смерти ждёт впереди
Припасть к ключу бы воды напиться
Куда не глянешь, лишь миражи.

И сердце бъётся устало больно
И серебриться уж седина
И в одиночестве дышу я вольно
Но эта воля мне как тюрьма.