Гос архив литературы и искусства. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития, характеристика архивных фондов

Если вы интересуетесь творческими поисками или подробностями биографии художников, музыкантов, архитекторов и других деятелей культуры, хотите поработать с дневниками, уникальными фотографиями или рисунками, то ваш путь лежит по адресу: улица Выборгская, дом 3, корпус 2. Изначально архив создавался как литературный. В 1941 году сюда передали коллекции Государственного литературного музея, а также некоторые материалы из Третьяковской галереи, Исторического музея, Архива Октябрьской революции и других музеев и частных архивов, имевших отношение к искусству и литературе.

Семь лет спустя его переименовали в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, а после 1992 года первое слово в названии сменилось на «Российский». Неудивительно, что литературная часть архива наиболее масштабна.

Среди ее сокровищ самый древний документ – рукописная книга XIV века «Пасхальная Агада» с описанием ритуала пасхального седера на древнееврейском языке. Другие древние произведения датируются XVI–XVII веками. Тут же содержатся материалы о жизни и творчестве замечательных деятелей русской культуры – от Пушкина и Лермонтова до Розанова и Солженицына.

Особую ценность представляет «Остафьевский архив», хранящий документы нескольких поколений семьи Вяземских. В нем рукописи князя Петра Вяземского, друга Пушкина, автографы выдающихся деятелей – от Петра I и императрицы Екатерины II до английского поэта Джорджа Байрона и французского писателя Оноре де Бальзака. На хранении в РГАЛИ находится часть архива Достоевского. Благодаря ему можно представить, как создавались классические произведения русской литературы «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток». Серебряный век представлен творческим наследием Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Пастернака, а также Бунина, Андреева и других выдающихся писателей и поэтов. Многие документы из литературных архивов того периода долгое время были засекречены. Они стали доступны исследователям и широкой публике в конце 1980-х – начала 1990-х годов. Часто эти материалы были либо привезены из-за рубежа, либо некогда выведены из общего хранения за их «антисоветскую направленность».

Не менее богатая коллекция документов, хранящихся в РГАЛИ, касается истории русского театра. Здесь вы найдете архивы Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества; личные архивы Мейерхольда и Яблочкиной, Собинова и Петипа. Помимо фотографий, запечатлевших сцены различных постановок, можно увидеть эскизы декораций и костюмов, режиссерские сценарии пьес, прочесть заметки режиссеров о спектаклях и репетициях или записи, раскрывающие актерское видение. Особенность РГАЛИ в том, что он совмещает функции музея и архива. На хранении в фондах находится огромный изобразительный материал – картины, фотографии, плакаты, графика и т. д.

Особые коллекции

Есть и еще один нюанс. В свое время многих художников запрещали выставлять в музейных залах по идеологическим и политическим причинам. В архиве их работы были спасены и сохранены для потомков. Таким образом, например, уцелели творения русских авангардистов.

В РГАЛИ находится бесценная коллекция Владимира Татлина и Алексея Крученых, работы таких мастеров авангарда, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, архитекторы братья Александр и Виктор Веснины. За счет личных архивов пополнилась коллекция графики и плаката, например здесь можно увидеть 400 оригинальных плакатов Маяковского. Графика поступила сюда еще при создании архива из разрозненных собраний книжных издательств и редакций художественных журналов. Тогда же Третьяковская галерея передала хранившиеся в ее фондах документы мастерской ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, Российской академии художеств, а также личные архивы некоторых художников. В дальнейшем изобразительный отдел архива пополнялся за счет различных поступлений. Например, благодаря искусствоведу и коллекционеру Илье Зильберштейну здесь можно взглянуть на акварели Бенуа, театральные эскизы Добужинского, рисунки Коровина, Лифаря, Ремизова.

Из деятелей кино свое наследие оставили архиву Яков Протазанов и Иван Мозжухин, Михаил Ромм и Лев Кулешов, Дзига Вертов и Роман Кармен. Несомненное украшение собрания – пять тысяч рисунков режиссера Сергея Эйзенштейна. Чрезвычайно богаты музыкальная коллекция и собрание кинофотодокументов (к примеру, именно здесь хранится одна из лучших коллекций русской фотографии). Уникально собрание личных вещей и предметов, принадлежавших выдающимся деятелям культуры и искусства. Среди них грушевый ларец Марины Цветаевой, ее серебряный перстень и чернильница, а в архиве Николая Бердяева – портмоне и бумажник, часы и портсигар.

Родственники поэта Константина Симонова передали на хранение в архив весь интерьер его рабочего кабинета. РГАЛИ регулярно устраивает выставки, ведет большую просветительскую и исследовательскую работу. Его собрание постоянно пополняется.

Но самой важной задачей сотрудники полагают создание электронной базы документов, мечтая потягаться с ведущими мировыми архивами не только объемами фондов, но и новыми технологиями. Возможно, уже скоро благодаря этому нововведению мы сможем читать дневники Лермонтова или изучать редкую партитуру Мусоргского, не выходя из дома.

Вот сказала же как-то про страну и время писательница Зоя Богуславская, что дело наше небезнадежно - пока кому-то еще дорог неведомый листок черновика, хранящий след слезы поэта Мандельштама. Вроде бы лирика - а смыслов в ней пропасть.

Подходим к архиву, знаменитому РГАЛИ, огибая гаражи и помойки. Вспоминаем попутно: в прошлом году в новостях промелькнули сюжеты - как архив пытался от мусорки отгородиться. Безуспешно, как видно. Впрочем, атмосфера снаружи и там, внутри, - это две разные атмосферы.

Договаривались, что времени нам уделят здесь - часа два с половиной. Вышло шесть с хвостиком, и этого показалось мало. Время тут часами-минутами не измеришь - блуждая в закоулках эпох. Затягивает, как в воронку? Назавтра после нас тут ждали актера Михаила Ефремова. Миша, как его тут ласково назвали, готовился к вечеру памяти Игоря Кваши. Когда-то и сам Кваша, с которым в архиве очень дружили, трудился здесь над своей книгой мемуаров.

Ну да, говорят, есть тут такое: аура. А то, что электрики там кабели тянут, так это, не обессудьте, перманентное усовершенствование быта. Здание еще пленные немцы строили после войны. Год назад передали наконец на баланс еще один корпус, напротив, бывший трофейный архив (20 лет за него бились). Хозяйство старое, сложное, требования к архиву суровы, ремонты неизбежны.

Входим в самое заповедное и заветное, хранилище, - уже в бахилах. Двери как в бункер, внутри не жарко: температурный режим. Чинно коробки по стеллажам. В коробках - сокровища. Протянешь руку - коснешься Ахматовой. Или Маяковского. Или Эйзенштейна, их тут не счесть. Некоторые опечатаны: до такого-то года.

А потом… нам откроют записную книжку Марины Цветаевой. Буквы, строчки тщательны и аккуратны. И вдруг - между листочками засушенный цветочек. Не хуже той самой слезы Мандельштама, между прочим, - цветочек крокуса, вложенный еще рукой поэта, помнящий ее дыхание.

Опять лирика? Тонкие вибрации чуда? Привет из страшного далека? Назовите как хотите - но и самый бесчувственный тут что-то да ощутит. По правилам хранения цветочки надо бы изъять: мало ли как они влияют на бумагу. К счастью, ни у кого в архиве не поднялась рука: оставили Цветаеву, как есть, с гербарием.

Увидим мы и картины художника Татлина, узнаем, каким чудом их нашли и уберегли. Услышим, как появился удивительный альбом "Озорной Эйзенштейн" - и как директора архива Татьяну Горяеву по такому случаю пригласили на Каннский кинофестиваль, пройти, как кинозвезде, по красной дорожке.

Поговорим неизбежно о заботах и проблемах "архива муз". Про завтра уникального учреждения, в котором всем желающим исследователям вместе пока и разместиться негде. А потом… Впрочем, обо всем по порядку.

Разговор с директором РГАЛИ Татьяной Горяевой

Никаких секретов

На столике у Татьяны Михайловны аккуратно нитяные перчаточки. Вопрос и придумывать не пришлось:

Недавно был в гостях у редакции композитор Родион Щедрин, передавший вам часть своего с Майей Плисецкой архива. Вторую часть они передали немцам, которые привели его в восторг - и перчаточки он вспомнил прежде всего… А у нас это еще дело будущего?

Татьяна Горяева: Почему будущего? Это и у нас позавчерашний день. Мало того, я же на глазах у Родиона Константиновича вытаскивала рукописи Чайковского. Я ему даже писала письмо (он же не первый раз об этом говорит) - вспомните, я тоже была в белых перчатках…

С перчатками разобрались. Давайте о другом: как у вас появляются эти личные архивы? Вот Щедрин с Плисецкой - вдруг взяли и принесли?

Татьяна Горяева: Нас все-таки знают, у РГАЛИ история, репутация. Но бывает по-разному. Что касается Родиона Константиновича и Майи Михайловны, их убедила Екатерина Сергеевна Власова из Московской Консерватории. Она работала в наших фондах, сейчас она доктор наук, занимается Прокофьевым, советской музыкальной культурой. Но от начала переговоров до передачи -- всегда очень долгая дорога.

- Внезапные находки, открытия случались на этом непростом пути?

Татьяна Горяева: Как ни странно, чудеса происходят. Вот совсем недавно − телефонный звонок, из трубки: "Я - сын Николая Заболоцкого, хочу передать в архив всю переписку папы, начиная с его с 1930-х годов, с его писем из лагеря". Конечно, такие минуты дорого стоят.

Или открывается дверь, входит исследовательница из читального зала: "А я сейчас обнаружила в деле автограф Чехова". Представляете?

Давида Самойлова мы получили архив сейчас полностью. Очень много фондов современных. Сейчас передает свой архив Эльдар Александрович Рязанов…

- Он сам предложил свой архив?

Татьяна Горяева: Сам. По частям передает. Есть такие люди, у которых на протяжении всей жизни присутствует историко-архивное сознание, как я это называю… Вот у нас огромный фонд Чуковского. И в свое время Елена Цезаревна Чуковская передала нам архив его дочери, Лидии Корнеевны. Это очень важно, соединились целые эпохи.

А кому-то, наверное, негде вещи хранить, старые бумаги кажутся ненужными, их выбрасывают. Такое ведь тоже случается?

Татьяна Горяева: В последние 20 лет мир очень изменился, люди стали легче менять место жительство, уезжать, продавать свои квартиры. Хорошо, если позвонят: приезжайте, заберите, завтра выброшу. А чаще… Вот в приемной у нас стоит пианино Алексея Михайловича Ремизова из Пензы. Сохранилось чудом. Правнук его переезжал - знакомые позвонили нашей сотруднице, мы забрали пианино, выброшенное уже на улицу, настроили, починили. Такое бывает тоже…

- Видимо, не все достается архиву бесплатно?

Татьяна Горяева: Очень много безвозмездно передается. На приобретение государство выделяет нам скромные средства, но мы находимся в условиях дикой конкуренции из-за всевозможных аукционов, черных рынков… В советские времена, кстати, очень много покупалось. А сейчас это вопрос очень острый - в условиях массового коллекционирования, которое, правда, трудно назвать коллекционированием, скорее, просто "инвестирование", "вкладывание средств".

- А скромные госсредства - это, извините, сколько? Все-таки что-то выкупать вам удается…

Татьяна Горяева: Нам выделяется миллион рублей. И мы практически единственные среди федеральных архивов, кто имеет возможность приобретать. В прошлом году продолжили частями приобретать коллекцию Зильберштейна. Туда входит Дж. Гарибальди, А.С. Грибоедов, рукописи которого мало сохранились, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский. У наследников были приобретены автографы Леонида Андреева, художника Василия Шухаева, поэта Давида Самойлова.

- Много таких ценностей "проплывает” мимо РГАЛИ - потому что денег на них нет?

Татьяна Горяева: Иногда коллекции предлагают - а мы не можем найти средства. У государства на все не хватит. Спонсоров у нас нет, к сожалению. Обращались в банки, в фонды - безуспешно. Им интереснее купить одну картину и немедленно выставить ее в музее, чем отдать в архив. Так потеряли часть коллекции Мандельштама, которая принадлежала его младшему брату, а мы ведь главные хранители его наследия… В начале 70-х нам поступил фонд Юрия Павловича Анненкова, по завещанию вся остальная часть из Парижа должна была тоже достаться нам. Но часть принадлежала его жене и была передана другим владельцам. Таких масштабных потерь много, и их можно было бы избежать, если иметь экстренную поддержку попечителей.

Один автограф, конечно, может греть душу коллекционера, но нам важен комплекс, глубина и полнота коллекций. Вроде бы все понятно, но… Вот у нас огромный архив писателя Алексея Ремизова, недавно наследники предложили еще часть. И в Министерстве культуры меня вдруг спрашивают: ну зачем вам так много Ремизова? А потом из СМИ я узнаю, что архив куплен, но для Государственного литературного музей. Я, конечно, очень рада за коллег. Но такое решение вызывает много вопросов. Хотелось бы более продуманных подходов, а не просто: у этих уже есть -- надо, чтобы и у тех немножко было.

- РГАЛИ перевели в статус казенного учреждения. Это облегчило или осложнило вашу жизнь?

Татьяна Горяева: Да, по закону от 8 мая 2010 года музеи и библиотеки перешли в бюджетный тип учреждения, а архивы в казенный. У этого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, государство гарантирует необходимый минимум. Финансируются основные направления архивной деятельности: средства хранения, коробки, папки, оцифровка, микрофильмирование. Зато с другой стороны - теперь мы не можем получать гранты на ту же научную, исследовательскую работу, на многие проекты.

К слову, в этом году обеспечили полную замену электрики, выделив почти пять миллионов. А вот зарплата, к сожалению, уменьшилась на десять тысяч рублей. Прошу коллектив потерпеть. Обещают постепенно повышать заработную плату с этого года так, чтобы к 2018 году она достигла уровня московских зарплат.

- Какое количество единиц хранения сегодня в РГАЛИ?

Татьяна Горяева: У нас полтора миллиона. Среди 15-ти федеральных архивов есть не комплектующиеся, например, архив древних актов. А мы же комплектуемся активно. Здесь вся отрасль культурная, начиная с Минкульта, все агентства, театры, киностудии, издательства, вузы, творческие союзы… И, конечно, личные фонды - они составляют половину всего, такого богатства нет ни в одном архиве.

- А зачем вам бумажный каталог? Электронные технологии на дворе, а вы все по старинке?

Татьяна Горяева: Во-первых, у нас не только бумажный каталог, а во-вторых, объясню, в чем его значение. Наш рукотворный каталог уникален. Другого такого в мире по русской культуре нет. Вообще не стоит смотреть на Россию как на "родину слонов”. И перчатки у нас есть, и богатая традиция российской архивистики, что не менее важно. Научно-справочный аппарат, глубина описания, методики, разработанные в РГАЛИ еще в 50-е годы, удивляют многих зарубежных исследователей…

Теперь нам говорят, не надо вести традиционный каталог, тратить рабочее время, рабочий бюджет, сотрудников загружать… Но я за здравый смысл. Информатизация - это блеск, но случись вдруг блокаут, "месть машины”, и мы потеряем всю информацию. Так что бумажный каталог надо беречь, как уникальную интеллектуальную собственность.

А если вы заходили на наш сайт, то могли убедиться, что с информатизацией у нас тоже все хорошо.

- Уже составлен электронный каталог на все ваши фонды?

Татьяна Горяева: В электронном каталоге на нашем сайте представлена информация не только обо всех архивных фондах и коллекциях, но и 40 процентов архивных описей и даже полнотекстовых образов документов уже сейчас в открытом доступе.

Помимо всего прочего, у вас в архиве хранится целая коллекция живописи Татлина, выставлявшаяся на ура во многих странах. Может, РГАЛИ пора назвать архивом-музеем?

Татьяна Горяева: Мы ежегодно участвуем в среднем в четырех крупных международных выставках. Были выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Третьяковской галерее, в Русском музее… Конечно, статус архива-музея давал бы нам большие возможности. Кстати, "зеркальные" архивы, созданные в свое время на Украине и в Белоруссии по образу и подобию РГАЛИ, имеют такой статус. Но "по умолчанию" мы все-таки считаем себя частью не только архивного, но и музейного сообщества.

Татьяна Горяева: Очень востребована. Треть наших исследователей - иностранцы. РГАЛИ знают везде и всюду, куда бы я ни приезжала. Другое дело, что в Европе, в Германии, Франции, с невероятным пиететом относятся именно к архивам, а к российским особенно - у нас же в России архивисты на нижайшей социальной ступени.

Что касается уважения к архивистам на Западе - неспроста же вы оказались однажды на красной дорожке Каннского кинофестиваля?

Татьяна Горяева: Было и такое. Мы представляли выставку эротических рисунков С. Эйзенштейна и альбом "Озорной Эйзенштейн". Ведь в РГАЛИ самая большая коллекция его рисунков - свыше 5 тысяч. Это был персональный проект директора Каннского фестиваля Жиля Жакоба… Кстати, а в прошлом году наш архив был почетным гостем 62-го Берлинского кинофестиваля (Берлинале) в связи с мировой премьерой реконструированного фильма Сергея Эйзенштейна "Октябрь". И это тоже благодаря нашим документам.

Поэт Юрий Кублановский рассказывал, что передает в архив свои дневники с пометкой "ограничить использование на 20 лет". Много у вас таких "закрытых" материалов?

Татьяна Горяева: Давайте договоримся о терминах, у нас сегодня нет закрытых архивов. Еще в конце 1980-х все фонды, находящиеся в спецхране, были рассекречены и стали доступны для работы в читальном зале. Это были фонды Николая Бердяева, Аркадия Аверченко, Дон-Аминадо, Тэффи и других писателей, находившихся в эмиграции. Но в ряде случаев остаются иные ограничения: доступ к документам личного происхождения. У наследников бывают определенные условия: например, переписка или дневники, которые до определенного периода не выдаются исследователям.

Так, фонды Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой по воле наследников были ограничены до 2000 г. На особых условиях хранится фонд Владимира Высоцкого: и та часть, которую мы получили от Марины Влади, и та, которую передал его сын, Никита Владимирович. Часть фонда известного литератора, коллекционера Николая Харджиева по его завещанию закрыта до 2019 года. Но таких фондов совсем не много, и, как правило, наследники всегда идут навстречу всем, кто серьезно исследует творчество их великих предков.

Сотрудники архива, имея доступ к этим к тайнам завещаний, получают зарплаты по 8-15 тысяч - что удерживает их от искушений и соблазнов… Подписывают бумаги о неразглашении?

Татьяна Горяева: Ну, здесь зарплата особой роли не играет. И никаких бумаг никто не подписывает. К нам на работу приходят все-таки (а у нас почти 40% молодежи) сознательно, по идейным соображениям. Есть Международный кодекс этики архивистов, где все эти вопросы оговорены, как, впрочем, и многие другие.

- Дмитрий Лихачев называл музейных работников "последними святыми на Руси". Видимо, это и про архивистов...

Татьяна Горяева: Если честно, то не хотелось бы возвращаться к этим словам, сказанным Дмитрием Сергеевичем более двадцати лет назад, сегодня в XXI веке. Хотя менталитет отечественного архивиста действительно отличается от международного стандарта. И в этом наша привычная российская особость.

- Чем вы все же не похожи на своих западных коллег?

Татьяна Горяева: На Западе архивист практически никогда не является исследователем. Во французских архивах, например, вообще нет публикаторских отделов. Нашу же деятельность трудно представить себе без подготовки научных изданий, альбомов и справочников. Хотя ограничительная тенденция теперь появляется и у нас. Речь идет, конечно, о финансировании общественно значимых проектов в рамках Федеральной целевой программы "Культура России". В этом году, например, поддержали наши заявки на издания, посвященные 200-летним юбилеям Михаила Юрьевича Лермонтова и Тараса Григорьевича Шевченко, которые будут отмечаться в 2014 году. Остальные публикации мы можем готовить… уже во внерабочее время.

- Реконструкция зданий РГАЛИ - дело далекого будущего?

Татьяна Горяева: В прошлом году нам был, наконец, передан в управление соседний корпус бывшего Особого архива, но пока часть хранилищ и рабочих помещений по-прежнему занимает соседний Российский государственный военный архив. А мы сейчас озабочены созданием концепции комплексной реконструкций зданий РГАЛИ, потому что ограничиться косметическим ремонтом нельзя. Тут ведь море всего: заменить все стеллажи, оснастить хранилища новыми средствами пожаротушения, создать инфраструктуру, соответствующую значимости Архива муз и отвечающую современным запросам, - вместительный электронный читальный зал, выставочное пространство, удобные рабочие помещения, наконец, столовая для сотрудников и посетителей. При этом архив должен оставаться в рабочем режиме и для сотрудников, и для исследователей.

- Современные архивные центры на Западе все чаще переезжают куда-то на окраины…

Татьяна Горяева: Я недавно побывала в Париже в только что построенном здании Национального архива Франции. Теперь архив размещается в Сен-Дени. Это какой-то космический корабль из стекла и металла. Как рассказывала директор, материал очень дешевый, а архитектура дает много света. Но мне было как-то неуютно. Со временем обживутся, наверное.

- Разве свет не вреден для хранения?

Татьяна Горяева: Речь идет, конечно, о тех помещениях, которые не предназначены для хранения документов. Хранилища всюду одинаковые, как бункеры. Конечно, важны и условия хранения, но… мы же выносим документы в читальный зал. И реставраторы уверяют, что картине нужно иногда давать дышать, "смотреть"...

Главный хранитель РГАЛИ Наталья Штевнина

Загадка от Пушкина

С главным хранителем мы прошли по хранилищам. Узнали, что оптимальная температура для хранения документов - 18-20 градусов. Повышение температуры на один градус "старит" документ сразу на десять лет. В хранилищах слишком сухо, к сожалению, системы промышленного кондиционирования в архиве нет. Самые раритетные документы хранятся в специальном сейфе. Многие из них, судя по записям, выдавались посетителям лишь раз 10 за шесть десятков лет. Некоторые из них достали и показали - специально для нас.

* Ранний автограф Пушкина - стихотворение "Краев чужих неопытный любитель", написанное в 1817 году (в РГАЛИ сегодня хранится 11 автографов поэта). Стихотворение было адресовано поэтом княгине Е.И. Голицыной, прозванной современниками "Princesse Nocturne". В 1817 г. Пушкин был чрезвычайно ею увлечен, о чем свидетельствует сам текст. Стихотворение было написано после встречи поэта с Е.И. Голицыной в доме Карамзина. По сохранившимся сведениям автограф какое-то время находился петербургского знакомого Пушкина Н.И. Кривцова, затем перешел к зятю Кривцова П.Н. Батюшкову, войдя в состав альбома его жены С.Н. Батюшковой.

* Рисунок Пушкина. "Изображение Натальи Николаевны Гончаровой открыто нашим сотрудником в 70-е годы… К жене Вяземского забежал Пушкин, когда она читала письмо от мужа, она сказала Александру Сергеевичу, что Вяземский передает ему привет. И Пушкин изобразил на обороте свою невесту. Однако нижняя часть фигурки Натальи Николаевны аккуратно вырезана. Что было на нем - загадка для пушкиноведов. Рисунок, вероятнее всего, сделан между 26 мая и 16 июля 1830 г., в период сватовства поэта".

* Письмо Гоголя Белинскому. В истории литературы - документ необыкновенной общественно-политической силы. "В 1853 г. письмо было разорвано на 48 частей. Оно попало к Павлову, секретарю Белинского. Когда к нему пришли жандармы с обыском, он его разорвал на мелкие кусочки, опасаясь, что жандармы могут найти в письме крамольные мысли. Разорванное письмо было конфисковано, но никакого криминала в нем не нашли и вернули владельцу. Так письмо сохранилось. Лишь в 2010 году реставраторы собрали эти кусочки почти в целостное письмо. Отсутствуют лишь некоторые фрагменты".

* "Сестра моя жизнь", рукопись книги Бориса Пастернака. "Если Пушкин и Достоевский правили в черновиках, зачеркивая, писали на полях, - то Пастернак относился к своим рукописям трепетно. Всегда писал на хорошей бумаге, всегда прекрасными чернилами. А неудачные фрагменты текста заклеивал полосками бумаги - к сожалению, силикатным клеем: он "съедает" изображение на бумаге. Реставраторы же сделали так, что мы можем видеть, что написано на этих полосках, и что было под ними".

* Картины футуриста Владимира Татлина. "После смерти художника в 1956 году его картины и рисунки оставались в мастерской без присмотра. Друг художника скульптор С. Д. Лебедева предлагала их музеям - все отказывались. Она обратилась в РГАЛИ, где его и приютили. А в 90-х годах архивисты открыли миру Татлина-художника. На сегодня собрание его картин в РГАЛИ по полноте сравнимо только с собранием Русского музея. К сожалению, некоторые работы уже требуют реставрации - осыпается красочный слой. Пока на это нет денег".

Главный специалист Мария Рашковская

Хлебников от Харджиева

Мария Аркадьевна работает в архиве 45 лет, занимается описанием личных фондов и уверяет, что главное в ее работе - бескорыстный интерес к культуре во всех ее проявлениях. Да и какая уж тут корысть за пятнадцать тысяч рублей в месяц. Она занималась научным описанием документального наследия И.Г.Эренбурга, Б.Л.Пастернака, сейчас описывает фонд Николая Харджиева, часть которого вернулась в РГАЛИ недавно из Голландии - после семилетних переговоров. Показывает нам рисунки Хлебникова из коллекции - и с ужасом следит за фотографом, который никак не может успокоиться, выбирая ракурсы.

"Николай Харджиев уехал в 1994 году. Часть его вещей была задержана на таможне: попросили прислать экспертов. Там были его рукописи, документы, личная переписка, рукописи Мандельштама, Маяковского, Хлебникова. После нашего описания начались переговоры о том, кому это достанется. Наш директор на тот момент, Наталья Борисовна Волкова, связалась с Николаем Ивановичем, и ей удалось договориться о хранении этих материалов у нас, но при условии закрытия этого архива на 25 лет.

В 2004 Татьяне Михайловне удалось договориться, что мы сможем познакомиться с тем, что хранится в Амстердаме, помочь им в обработке, это считалось частью фонда Харджиева, который был создан после смерти Николая Ивановича и его жены. Была надежда, что и эта часть перейдет нам. В 2006 году мы поехали, голландцы были благодарны за помощь. И в 2011 году они согласились передать эту часть документов. Так что уже сейчас можно поработать с этими материалами в читальном зале микрофильмов".

Руководитель Центра комплектования РГАЛИ Лариса Бабаева

Неслучайные случайности

Лариса Бабаева знает все о том, как, какими путями попадают в РГАЛИ личные архивы. И каким чудом, бывают, здесь делаются открытия.

Вот, например, две истории. Нашему директору дали телефон юриста, который должен был помочь в решении архивных проблем. Она звонит - и слово за слово, в разговоре выясняется, что у в семье юриста хранится письмо А.А.Блока, адресованное их бабушке, ростовчанке Клавдии Петровне Цинговатовой. А у нас в Фонде Блока хранилось письмо Клавдии Петровны - и кто такая Клавдия Петровна, никто не мог понять. Все прояснилось лишь благодаря случайному совпадению.

В 2006 году нам предложили архив Ники Николаевны Глен, известной литературной переводчицы. Разбирая его, мы обнаружили два автографа Шостаковича. Как раз шел год юбилея Шостаковича, и вдруг всплывает первое исполнение Ленинградской симфонии. Она была впервые исполнена в Куйбышеве в эвакуации. А у Ники Николаевны Глен папа был скрипачом Большого театра. Он участвовал в этом концерте и сохранил программку с автографом Шостаковича... Представляете?

Начальник отдела архивных коммуникаций РГАЛИ Наталья Стрижкова

О казенном статусе науки

У нас не реализован потрясающий издательский проект с Пастернаком: факсимильное издание рукописи "Доктора Живаго" с открытыми фрагментами первоначального текста, которые автор в процессе работы над словом заклеивал и поверх писал новый вариант. Научная ценность этих заклеек велика. Можно открыть и увидеть весь процесс работы над текстом. Реставраторы берутся, но это стоит больших денег. По нашим подсчетам - два миллиона рублей реставрация плюс издательские расходы. Таких денег пока нет. Подобные издания делаются в количестве 200-300 экземпляров, рассчитаны на специалистов, коллекционеров. Нужно искать финансирование.

Но, уже два года, как мы лишены статуса бюджетного учреждения, мы казенное учреждение, и гранты на свой счет не имеем права получать. Ищем пути, заключаем договоры с научными институтами, издательствами. Это очень сложный и длительный процесс.

Мы готовим полноценные научные сборники документов, альбомы, справочники. В РГАЛИ за годы научно-исследовательской и публикаторской деятельности выработалась своя текстологическая школа. Ежегодно наши издания получают первые премии в книжных конкурсах и презентуются на международных Книжных выставках. Но это все не берется в расчет. Государство в отношении к нам основывается на том, что мы оказываем услуги - предоставляем справки в Пенсионный фонд, исполняем тематические запросы. Для государства формально мы склад, куда свозят документы на хранение. Сфера обслуживания, казенное учреждение".

Только цифры

* 8 тысяч рублей - зарплата молодого сотрудника РГАЛИ.

* 15 тысяч рублей - зарплата специалиста.

* 1 миллион рублей периодически выделяет государство на приобретение документов для РГАЛИ

* 300 тысяч рублей стоило одно письмо А.С.Грибоедова В.Г.Кюхельбекеру.

* 18-20 градусов - температура, комфортная для хранилищ. Системы увлажнения и кондиционирования в архиве нет.

* К XIV веку относится Пасхальная Агада - самая древняя в РГАЛИ рукописная книга, содержащая изложение пасхального седера и фрагментов библейских текстов, исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке. Украшена микрографией XV-XVI вв.

Научные издания последних лет

РГАЛИ выпущены:

* Между молотом и наковальней. Союз советских писателей: Док. и коммент. Т. 1: 1925 - июнь 1941 г.

* Марина Цветаева, Борис Пастернак. Души начинают видеть. М.: Вагриус, 2008.

* А.М. Ремизов. Рукописные книги. Спб.: Пушкинский дом, 2008.

* И.Е. Репин, В.И. Базилевский. Переписка. 1918-1929 гг. Спб.: Мiръ, 2012.

* И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья: Сб. документов и материалов. М.: Центр книги Рудомино, 2012.

* А.П. Довженко. Дневниковые записи. 1939-1956 гг. Харьков.: Фолио, 2013.

РГАЛИ готовятся:

* Шедевры русской культуры XVIII-XX вв. из собрания Российского государственного архива литературы и искусства. Альбом.

* Документально наследие М.Ю. Лермонтова в РГАЛИ. К 200-летию со дня рождения. Альбом.

* Фотографическая история. 1840-1950. Из фондов Российского государственного архива литературы и искусства.

* Живое о живом: Максимилиан Волошин и Марина Цветаева. Альбом.

* Странствующий художник. Путевые дневники художника А.Е. Яковлева.

* О.Ф. Берггольц. Дневники. Т.I (1923-1941), Т.II (1941-1971 гг.).

* Кино: государственная политика и организация управления. 1917-1938 гг. Сборник документов.

Справка "РГ"

Архив основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея. В 1954 г. он был назван ЦГАЛИ СССР, в 1992 г. - РГАЛИ.

C апреля 1997 г. включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (наряду с ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русскими музеем, Госархивом РФ и др.).

"Российская газета" благодарит сотрудников РГАЛИ за помощь в подготовке публикации.

Российский государственный архив литературы и искусства

Помимо личных фондов в РГАЛИ имеется ряд фондов различных учреждений, связанных с управлением культурой, образованием в этой сфере и т.д.

По дореволюционному периоду имеются фонды образовательных учреждений (например, Академии художеств – ф. 647), общественных организаций (например, Русского театрального общества и Всероссийского театрального общества – ф. 641 и 970), учреждений культуры (например, Городская художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых – ф. 646).

В целом, документы дореволюционного периода по учреждениям культуры в РГАЛИ не слишком многочисленны. Нужно иметь в виду, что представленные в РГАЛИ документы могут быть лишь частью сохранившегося массива, оставшаяся часть которого хранится в других архивах (например, в РГИА хранится фонд Академии художеств).

По советскому периоду документы представлены массово, поэтому поиски в фондах государственных учреждений, связанных с культурой нужно начинать в РГАЛИ. Так, здесь имеются фонды Комитетов по делам искусств при Советах народных комиссаров РСФСР и СССР (ф. 2075 и 962), Министерства культуры СССР (ф. 2329) и т.д. Среди фондов советского периода в РГАЛИ хранятся также документы учебных заведений, киностудий, театров, выставок, музеев, редакций газет и журналов, издательств.

Нужно иметь в виду, что в РГАЛИ хранятся далеко не все документы по литературе и искусству. Значительная часть документальных материалов хранится в музеях писателей (например, фонд Л.Н. Толстого хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве), однако отдельные документы писателя в РГАЛИ всё-таки присутствуют в составе других фондов. Кроме того, фонд писателя или деятеля искусства может и присутствовать в архиве, однако содержать лишь небольшое количество документов (например, в РГАЛИ имеется фонд М.А. Шолохова (ф. 1197), включающий лишь несколько десятков единиц хранения, большая часть его материалов находится в его музее-заповеднике в станице Вешенской Ростовской области).

Фонды РГАЛИ в некоторых случаях могут дать дополнительную информацию для генеалогического исследования. Это касается не только фондов учреждений и организаций, в которых может содержаться информация о работе того или иного человека, а также переписка с этим учреждением

Полезными могут быть также личные фонды. Дело в том, что в них хранятся не только рукописи, но и переписка деятелей литературы и искусства. Если ваши предки были с ними знакомы, в фондах архива могут найтись письма, упоминания в дневниках и другие ценные находки.

Например, в рамках одного из исследований нашей компании мы изучали родословную одного дворянского рода, несколько представителей которого в конце XIX – начале XX в. были связаны с семьёй Л.Н. Толстого и его окружением. В документах РГАЛИ удалось найти несколько десятков писем, которые писали члены изучаемой нами семьи или которые были им адресованы.

Российский государственный архив литературы и искусства - "Архив муз" - является крупнейшим хранилищем России, входящим в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В более 3000 фондах и 1,5 млн. единицах хранения сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.

Созданный в 1941 г. в канун Великой Отечественной войны, Архив стал любимцем и предметом особой заботы государства. "Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, - как подчеркивал Ираклий Андроников. - Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги".

Главной особенностью собрания РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды и творческие наследия писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций.

В фондах Архива хранятся документы XIV-XI вв., и среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, автографы А.С. Пушкина, ценнейшие коллекции и части собраний Ю.А.Бахрушина, Ф.Ф. Фидлера, С.П.Мельгунова, П.И.Бартенева, личные фонды М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, В.В.Розанова, А.А.Блока, Б.Л.Пастернака, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, А.Белого, М.А.Кузмина, В.Т. Шаламова, А.И.Солженицына, Д.Д.Шостаковича, С.С. Прокофьева, М.М.Плисецкой, Р.К. Щедрина, творческое наследие деятелей русского зарубежья, а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры - Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного Комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР, Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций литературных и художественных журналов.

Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть собрания - изобразительные материалы (живопись, графика, фотографии и др.). Настоящим открытием последнего десятилетия стала коллекция русского авангарда из собрания РГАЛИ с произведениями Е.Г.Гуро, М.В. Матюшина, К.М.Зданевича, С.Б.Никритина, В.С.Барта, А.А. Моргунова, М.В.Ле-Дантю, Л.М.Лисицкого, В.Е.Татлина и др. Представительна и мемориальная коллекция, включающая более 1000 музейных предметов, принадлежавших Н.А.Бердяеву, В.А.Соловьеву, А.М.Ремизову, М.И.Цветаевой, И.Г.Эренбургу, А.Г.Коонен, К.М.Симонову, К.А.Кедрову, М.М. Плисецкой и др.

Современный образ РГАЛИ - это открытость и доступность. На это направлены многочисленные публикации, выставки, круглые столы и, конечно, высокая степень информатизации архивной деятельности. Надеемся, что новый выставочный зал, который расположится в одном из корпусов здания, станет популярной площадкой для друзей РГАЛИ и москвичей.

В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения ХVIII-ХХI вв., отдельные документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.; фонды учреждений - 351 фф.; личные фонды - 2677 фф.; микрофильмы - около 6000000 кадров. 1 ф., микроформы. Поэтому любой перечень будет неполным, назовем лишь отдельные. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rgali.ru. Загл. с экрана.

Самый древний источник - пасхальная Агада XIV в. - рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV-XVI вв.

Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов). Там же.

Архив содержит многочисленные документы органов государственного управления в области культуры советского периода: Министерства культуры СССР, Комитета по делам искусств, Комитета по делам кинематографии, Союза архитекторов (писателей, композиторов) и др. организаций.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами, прежде всего, общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811-1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859-1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры - Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917-1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920-1932), Союза писателей СССР (1932-1991) и его предшественников - литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934-1991) и РСФСР (1957-1991), Союзов художников (1957-1991), архитекторов (1932-1991), кинематографистов (1965-1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757-1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926-1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть разделена на три группы: Федеральная архивная служба России: Краткий справочник. Российский государственный архив литературы и искусства: путеводитель / Ред. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 695 с.

Управленческую, отражающую административные функции учреждения. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера - отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы;

По личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах;

Непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство). Там же.

Наиболее крупный фонд, имеющийся в архиве, фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских князей Вяземских - это так называемый «Остафьевский архив» из села Остафьево Московской губернии, включающий массу документов по истории литературы первой половины XIX в. Документы данного фонда позволяют составить представление о многих процессах в русской литературе первой половины ХIХ в.

В его документах нашли отражение общественные и литературные процессы, жизнь и творчество многих литераторов того времени: в архиве достаточно широко представлена переписка многих русских литераторов: Г.Р. Державина, П.Я. Чаадаева, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других писателей. Литература начала XIX в. представлена материалами писателей-классиков А.С. Грибоедова, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ - начала ХХ века отражена в материалах А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова. Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф.М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.

«Серебряный век» русской литературы представлен фондами А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, Ю.Н. Тынянова, А.А. Фадеева, И.П. Эренбурга, и многих других писателей отражена история советской литературы (XX в.).

Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Р.М. Глиэра, В.Я. Шебалина, Д.Б. Кабалевского, Н.Я. Мясковского, И.О. Дунаевского, Д.Д. Шостаковича, в фондах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед. хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть коллекции - изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.).

Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, Л.В. Собинова, А.А. Горского, М.И. Петипа, а также в фондах Московской конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630 ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.). Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д.И. Эварницкого [Яворницного], Ф.Ф. Фидлера, Э.Ф. Циппельзона, Л.Н. Рабиновича, Я.Н. Тарнопольского, Ю.Г. Оксмана и др.).

Традиционное различие в формировании музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие - в архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены.

Подавляющее число таких художников - представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. Том 3: П-Я. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 704 с.

Обстоятельства, при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть фонда музея В.В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского, И.К. Айвазовского, И.С. Остроухова и др. Так была заложена основа художественного собрания архива.

Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников - самый полный комплекс, в котором хранятся многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.К. Бялыницкого-Бирули, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова, С.Ю. Судейкина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, К.С. Петрова-Водкина, Е.Г. Гуро, М.В. Ле-Дантю, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов - эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В.В. Маяковского, В.В. Лебедева, М.М. Черемныха, Д.С. Моора, В.Н. Дени, фотомонтажей Л.М. Лисицкого, Г.Г. Клуциса, С.Я. Сенькина.

Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино - Я.А. Протазанова, И.И. Мозжухина, В.И. Пудовкина, М.И. Ромма, Л.В. Кулешова, Дз. Вертова, Р.Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С.М.Эйзенштейна.

В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков - театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е.Г. Гуро, В.Ф. Ходасевича, К.С. Петрова-Водкина, К.Н. Редько, а также А.А. Арапова, И.И. Нивинского, П.Н. Филонова, П.В. Кузнецова и Е.М. Бебутовой.

Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны официальных структур сыграл И.С.Зильберштейн - известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А.Н. Бенуа, эскизами М.В. Добужинского, К.А. Коровина, С.М. Лифаря, А.М. Ремизова.

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую - Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.

Ранний авангард в РГАЛИ - это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е.Г. Гуро, К.М. Зданевича, С.Б. Никритина, В.С. Барта, А.А. Моргунова.

В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и хранителя - А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

Особое место занимает наследие архитектора Я.Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ - от живописных полотен до зарисовок - поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, - при всей случайности подбора имен и характера работ, - они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России.

На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н.А. Бердяеву, В.А. Соловьеву, А.М. Ремизову, М.И. Цветаевой, И.Г. Эренбургу, А.Г. Коонен, К.М. Симонову, К.А. Кедрову, М.М. Плисецкой и др. Так, в фонде М.И. Цветаевой хранятся ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н.А. Бердяева - металлический портсигар, пенсне, кожаные бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер рабочего кабинета К.М. Симонова.

Документы редакций многочисленных журналов и газет, выходивших в России в период с XVIII по начало XX вв., сохраняются в фондах архива. Среди них такие, как «Русское богатство», «Современник», «Речь», «Русские ведомости» и др. Чмыхало А.Ю. Архивное дело: пособие/ А.Ю. Чмыхало. - Томск: ТПУ, 2005. - С. 33-35.

В материалах архива имеются собрания и отдельные рукописи зарубежных писателей, общественных и государственных деятелей: В.Гюго, А. Дюма, Э.Золя, Р.Роллана и других, содержатся автографы Наполеона I, Вольтера, О. де Бальзака, Ж. Санд, Ф.Листа и др.

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов - альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.

В 1988-1993 гг. в РГАЛИ было рассекречено свыше 100 фондов и частей фондов. В основном это документы учреждений, организаций и лиц, находившихся в эмиграции или репрессированных в советское время. Среди них личные фонды и документы А.Т. Аверченко, А. Белого, З.Н. Гиппиус, С.А. Есенина, С.П. Мельгунова, М.И. Цветаевой, фонды редакций газет и журналов «Красная новь», «На литературном посту», Института для изучения еврейской истории, философии и литературы, Главлита.