Тема природы в бедной лизе. Какую роль играют пейзажи? В повести "Бедная Лиза"

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» - это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу... по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок... На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни...» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного. Ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы... везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе не испытанное ею чувство. Несмотря на то что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом. Они любят друг друга, и ее ощущения тут же меняются: «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись... всего чаще под тению столетних дубов... - дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «...ни одной звездочки не сияло на небе... Между тем блеснула молния и грянул гром...» Эта картина не только раскрывает душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда. Она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью. Она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажные зарисовки просто недопустимо, потому что именно они помогают читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции. Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов… – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «…ни одной звездочки не сияло на небе… Между тем блеснула молния и грянул гром…» Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок недопустимо.Именно они помогают понять глубину мысли

Значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Содержание:

    Введение 3 – 5 стр.

    Основная часть 6 – 13 стр.

    Заключение 14 стр.

    Список использованной литературы 15 стр.

Введение.

В истории русской литературы конца Х VIII - начала XIX века происходит переходный период, характеризующийся сосуществованием различных направлений, течений и философских мировоззрений. Наряду с классицизмом постепенно формируется и оформляется другое литературное направление – сентиментализм.

Николай Михайлович Карамзин – глава русского сентиментализма. Он стал новатором в жанре повести: ввёл в повествование образ автора-рассказчика, использовал новые художественные приёмы для характеристики героев и выражения авторской позиции. Чтобы отразить перемены в мировоззрении человека начала Х VIII века, сентиментализму потребовалось создать нового героя: «Он представлен не только и не столько в поступках, продиктованных «просвещенным разумом», сколько в своих чувствах, настроениях, раздумьях, исканиях истины, добра, красоты». Поэтому обращение к природе в произведениях сентименталистов закономерно: она помогает в изображении внутреннего мира героя.

Изображение природы – один из наиболее важных аспектов самой сущности образного отражения мира, во всех видах искусства, у всех народов и во все века. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, «виртуального» мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Художественные образы природы всегда насыщены духовно-философским и нравственным смыслом - ведь они и есть та «картина мира», что определяет отношение человека ко всему вокруг. Более того, проблема изображения пейзажа в искусстве наполняется и особым религиозным содержанием. Исследователь русской иконописи Н.М. Тарабукин писал: « ... Искусство пейзажа призвано раскрывать в художественном образе содержание природы, ее религиозный смысл, как откровение Божественного духа. Проблема пейзажа в этом смысле есть проблема религиозная... ».

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями.

Безусловно, при рассмотрении эволюции пейзажа в русской литературе конца XVIII - начала XIX в., главное внимание исследователей приковывает творчество Н.М. Карамзина, ставшего для современников главой новой литературной школы, родоначальником нового - карамзинского - периода в истории русской словесности. Карамзин в своих литературных пейзажах наиболее последовательно и ярко представил то новое восприятие мира, что отличало как сентименталистскую, так и предромантическую русскую литературу.

Самым лучшим произведением Н.М. Карамзина считается повесть «Бедная Лиза», написанная им в 1792 году. В ней затронуты все основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII века и сущности человеческой природы в целом. Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы», они совершенно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность. Именно в этой повести живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи Карамзина - это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Цель работы.

Целью данной работы является:

Определить значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;

Определить, как связано состояние природы с поступками и духовным миром героев, как помогает пейзаж раскрыть идейно-художественный замысел писателя. Определить какие возможности открывает этот приём и в чём проявляется ограниченность его в использовании Карамзиным;

Сравнить пейзажи с описаниями природы в произведениях его предшественников Ломоносова М.В. «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» и Державина Г.Р. «Водопад».

Задачи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Познакомиться с литературоведческими и критическими работами.

    Определить с какой целью вводятся пейзажи в произведения.

Структура работы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

XVIII век как переходная эпоха в развитии русской литературы породил несколько типов литературного пейзажа. Для классицизма характерной была условность видения природы и жанровая закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа. Свои устойчивые черты имели насыщенный аллегориями и эмблемами пейзаж «высоких» жанров классицизма, прежде всего торжественной оды. Молитвенно-благоговейное восхищение природой - Мирозданьем, Божьим творением звучало в поэтических переложениях текстов Священного Писания, прежде всего переложениях псалмов. Своя система пейзажных описаний существовала и в идиллически-буколических, пасторальных жанрах», в любовной лирике классицизма, прежде всего в ранней элегии X V III века.

Таким образом, русский классицизм отчасти создал, отчасти получил в наследство от своих литературных «образцов» достаточно богатую палитру пейзажных изображений. Однако завоеванием сентиментализма можно назвать новый взгляд на окружающий человека мир. Природа уже не расценивается как эталон, как совокупность идеальных пропорций; рациональное постижение универсума, стремление с помощью разума понять гармоничное устройство натуры уже не ставится на первый план, как это было в эпоху классицизма. В произведениях сентименталистов природа обладает собственным духом гармонии. Человек, являясь частью природы, обращается к ней как к связующему звену с Творцом в поисках истинного существования, которое противопоставлено бессмысленной светской жизни. Только наедине с природой человек может задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума. Действие происходит, как правило, в небольших городах, в деревне, в уединенных местах, располагающих к размышлению, при этом много внимания уделяется описанию природы, которая связана с душевными переживаниями автора и его героев, проявляется интерес к народной жизни и поэзии. Именно поэтому в произведениях сентименталистов пристальное внимание уделяется как описанию сельской жизни, так и сельских пейзажей.

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и «ужасной громады домов и церквей», а сразу же после этого автор начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Природа в это мгновение прекрасна, но героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись... всего чаще под тению столетних дубов... дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «Между тем блеснула молния и грянул гром... Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности,» Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. «Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.

Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни.

До того, как начнется развитие сюжета, в пейзаже четко обозначены темы главных героев повести - тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной» Москвы, сияющей «златом куполов», тема Лизы, сопряженная неразрывной ассоциативной связью с жизнью прекрасной естественной природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие», и тема автора, чьё пространство имеет не физический или географический, а духовно-эмоциональный характер: автор выступает как историк, летописец жизни своих героев и хранитель памяти о них.

Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе»; после объяснения в любви Лизе кажется, что «никогда солнце так светло не сияло», а при последующих свиданиях «тихая луна посеребрила лучами своими светлые Лизины волосы».

Каждое появление Эраста на страницах повести так или иначе связано с деньгами: при первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове» (невольно сравниваем Лизу, отказавшую ради Эраста «сыну богатого крестьянина»). Наконец, при последней встрече с Лизой, перед тем, как выгнать ее из своего дома, Эраст кладёт ей в карман сто рублей.

Смысловые лейтмотивы, заданные в пейзажных зарисовках авторской интродукции, реализуются в повествовании синонимичных им образов: злато куполов алчной Москвы - мотив денег, сопровождающий Эраста; цветущие луга и светлая река подмосковной природы – мотивы цветов; белизны и чистоты, окружающие образ Лизы. Так описание жизни природы экстенсивно распространяется на всю образную систему повести, вводя дополнительный аспект психологизации повествования и расширяя его антропологическое поле параллелизмом жизни души и жизни природы.

Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Особенно очевидные примеры такого соответствия эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки семантическому наполнению того или иного сюжетного поворота дают меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так «пейзаж из подсобного приема с «рамочными» функциями, из «чистого» украшения и внешнего атрибута текста превратился в органическую часть художественной конструкции, реализующей общий замысел произведения», стал средством продуцирования читательской эмоции, обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души» .

Приведенные примеры показывают, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания.

Изображению природы большое внимание уделял не только Карамзин но и его предшественники М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин.

М.В. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи - не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это - действительно поэзия, рожденная вдохновением, но только в отличие от других видов лирики здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Будучи философом-деистом, Ломоносов видел в природе проявление творческой мощи божества. Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.

В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Так, в первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», - раскаленную, бушующую поверхность солнца:

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят.

Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор научных знаний. Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, он раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых «земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны», «горящи дожди».

Во втором, «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи. Вначале, так же как и в первом стихотворении, дается картина, непосредственно доступная глазу:

Лицо свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь; <...>

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию, считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.

Г.Р.Державин делает новый шаг в изображении человека. В стихотворении «Водопад», посвященному Г. А. Потемкину, Державин пытается рисовать людей во всей их сложности, изображая и положительные, и отрицательные их стороны.

Вместе с тем в державинском творчестве этих лет значительно расширяется и усложняется образ автора. В значительной мере этому способствует усиленное внимание поэта к так называемым анакреонтическим песням - небольшим стихотворениям, написанным на мотивы или "в духе" древнегреческого лирика Анакреона. Основу державинской анакреонтики составляет "живое и нежное впечатление природы", по выражению друга Державина и переводчика Анакреона - Н. А. Львова. "Этот, новый и большой раздел поэзии Державина, - пишет А. В. Западов, - послужил для него, выходом в радостный мир природы, позволил говорить о тысяче маленьких, но важных для человека вещей, которым не находилось места в системе жанров классицистической поэтики. Адресуясь к Анакреону, подражая ему, Державин писал свое, и национальные корни его поэзии проступают в анакреонтических песнях «особенно ясно».

В оде «Водопад» Державин идет от зрительного впечатления, и в первых строфах оды в великолепной словесной живописи изображен водопад Кивач на реке Суне в Олонецкой губернии:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми <...>

Шумит - и средь густого бора

Теряется в глуши потом <...> .

Однако эта пейзажная зарисовка сразу приобретает смысл символа человеческой жизни - открытой и доступной взору в своей земной фазе и теряющейся во мраке вечности после смерти человека: «Не жизнь ли человеков нам // Сей водопад изображает?» И далее эта аллегория развивается очень последовательно: открытый взорам сверкающий и гремящий водопад, и берущий из него начало скромный ручеек, затерявшийся в глухом лесу, но поящий своей водою всех приходящих к его берегам, уподобляются времени и славе: «Не так ли с неба время льется <...> // Честь блещет, слава раздается?» ; «О слава, слава в свете сильных! // Ты точно есть сей водопад <...>»

Основная часть оды персонифицирует эту аллегорию в сравнении прижизненных и посмертных судеб двух великих современников Державина, фаворита Екатерины II князя Потемкина-Таврического и опального полководца Румянцева. Надо полагать, что поэта, чуткого к слову, увлекла кроме всего прочего и возможность контрастного обыгрывания их значащих фамилий. Румянцева, пребывающего во тьме опалы, Державин избегает называть по фамилии, но его образ, возникающий в оде, весь окутан блеском светоносных метафор, созвучных ей: «как румяной луч зари», «в венце из молненных румянцев». Напротив, Потемкин, блистательный, всемогущий, изумлявший современников роскошью своего образа жизни, блеском неординарной личности, одним словом, бывший при жизни на виду, в оде «Водопад» погружен во тьму безвременной смертью: «Чей труп, как на распутье мгла, // Лежит на темном лоне нощи? Яркая и громкая прижизненная слава Потемкина, как и сама его личность, уподобляются в оде Державина великолепному, но бесполезному водопаду:

Дивиться вкруг себя людей

Всегда толпами собирает, -

Но если он водой своей

Удобно всех не напояет <...>

Жизнь же не менее талантливого, но незаслуженно обойденного славой и почестями Румянцева вызывает в сознании поэта образ ручейка, чье тихое журчание не потеряется в потоке времени:

Не лучше ль менее известным,

А более полезным быть; <...>

И тихим вдалеке журчаньем

Потомство привлекать с вниманьем?

Вопрос о том, кто из двух полководцев более достоин жизни в памяти потомков, остается для Державина открытым, и если образ Румянцева, созданный поэтом в оде «Водопад», в высшей степени соответствует державинским представлениям об идеальном государственном деятеле («Блажен, когда, стремясь за славой, // Он пользу общую хранил» , то образ Потемкина, настигнутого внезапной смертью на высшем взлете его блистательной судьбы, овеян проникновенной авторской лирической эмоцией: «Не ты ли с высоты честей // Незапно пал среди степей?» Разрешение проблемы бессмертия человека в памяти потомков дается в общечеловеческом плане и абстрактно-понятийном ключе:

Услышьте ж, водопады мира!

О славой шумные главы!

Ваш светел меч, цветна порфира,

Коль правду возлюбили вы,

Когда имели только мету,

Чтоб счастие доставить свету.

Рассмотренные природные пейзажи в произведениях М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина так же прекрасны, как и в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, но в произведения они введены с иной целью. В произведении Карамзина природа передаёт душевное состояние, настроение изображаемых героев. Ломоносов в своих произведениях прославляет мироздание. А Державин величие природы сравнивается с величием прославляемых героев, но не передает их душевного состояния.

Заключение.

Проделанная нами работа позволяет сделать вывод, что отражение природы в русской литературе конца XVIII - начала XIX века имеет многоплановое значение. Пейзаж буквально с зачина произведения получает эмоциональную характеристику – это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.

В «Бедной Лизе» пейзаж не только используется с целью создания атмосферы, настроения, но также несет определенную символическую нагрузку, подчеркивает тесную связь «естественного человека» и природы.

Особая роль принадлежит и повествователю, чей образ также был в новинку для литературы XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью. С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок – первое в России место литературного паломничества. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, литератор точно указывает место действия своей повести – окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоёму у монастырских стен. Реальное название пруда было забыто – отныне он стал Лизиным прудом.

Собственно, с «Бедной Лизой» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный.

Несомненно, Н.М.Карамзин – одна из самых значительных фигур в истории русской литературы конца XVIII - начала XIX века.

Список использованной литературы:

    Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

    М.В.Ломоносов. Избранные произведения. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск. 1978.

    Т.А.Колганова. Русская литература XVIII века. Сентиментализм. – М.: Дрофа. 2002.

    Вишневская Г.А. Из истории русского романтизма (Литературно-теоретические суждения Н.М.Карамзина 1787-1792 гг.). М., 1964.

    Тарабукин Н.М. Проблема пейзажа. М., 1999.

    Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1990.

    В.Муравьев Николай Михайлович Карамзин. М., 1966.

    Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979.

    Западов А.В. Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. С. 119

    Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. С. 123

Тема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
1. Природа и человеческие чувства. 2. «Ужасная громада домов». 3. Чувственная основа городского образа.

Естественная природа и город входят в сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза». Можно сказать, что эти два образа противопоставляются уже тем, что автор использует разные эпитеты в их описании. Естественная природа наполнена красотой, натуральностью, жизненностью: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада». Совсем другие краски мы встречаем при представлении города: «...видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей».

В самых первых строках произведения Карамзин дает возможность соединиться этим двум образам. Они не сливаются в гармоничном единстве, но вполне естественно соседствуют. «...Великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»

В произведение присутствует естественное начало, которое целиком прослеживается в описании природы. Она словно оживает под пером автора и наполняется каким-то особым одухотворением.

Иногда природа появляется в переломные жизненные моменты героев повести. Например, когда надлежало погибнуть Лизиной непорочности, «...блеснула молния и грянул гром». Иногда природа оказывается неразрывно связала с человеком. Особенно это проявляется в образе Лизы. Девушка грустила, что Эраста нет рядом в одно прекрасное утро. И «слезы» появляются не у девушки, а у травы. «Лиза... села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры».

Очень верно замечает исследователь О. Б. Лебедева, что именно тема Лизы в повести связана с жизнью прекрасной естественной природы. Она повсюду сопровождает главную героиню. И в мгновения радости, и в моменты печали. Также природа по отношению к образу главной героини играет роль предсказательницы. Но девушка по-разному реагирует на природные предзнаменования. «...Восходящее светило дня пробудило все творения, рощи, кусточки ожили». Природа, словно по мановению волшебной палочки, просыпается и оживает. Лиза видит все это великолепие, но не радуется, хотя оно предвещает встречу с возлюбленным. В другом эпизоде мрак вечера не только питал желания, но предвещал и трагедийную судьбу девушки. И тогда «никакой луч не мог осветить заблуждения».

Близость именно образа главной героини к природе подчеркивается и в ее портретном описании. Когда Эраст посетил дом матери Лизы, в ее глазах блеснула радость, «щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер». Иногда кажется, что Лиза будто соткана из природных нитей. Они, переплетаясь в этом образе, создают свой особый, неповторимый узор, который нравится не только повествователю, но и нам, читателям. Но нити эти не только прекрасные, но и очень хрупкие. Чтобы разрушить это великолепие достаточно только до него дотронуться. И оно растает в воздухе как утренний туман, оставаясь на траве лишь капельками слез. Возможно, что именно поэтому в водной стихии, «скончала жизнь свою прекрасная душой и телом Лиза».

А разбить этот прекрасный сосуд смог только Эраст, который был влюблен в девушку. С его образом О. Б. Лебедева связывает «ужасную громаду домов», «алчную Москву», сияющую «златом куполов». Как и природа, город сначала входит в повествование с помощью образа автора, который, несмотря на «ужасные» эпитеты, все-таки любуется им и его окрестностями. И, как говорилось выше, город и природа, хоть и контрастируют, но не «враждуют» между собой. Это прослеживается в образе Эраста, городского жителя. «...Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и природным сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». В последних словах звучит явное противопоставление природного и городского как в описании об­лика главных героев, так и в описании обстановки. Естественная природа дает силу, доброту, искренность. А город, наоборот, забирает эти природные качества, оставляя взамен слабость, легкомысленность, ветреность.

Мир города живет по своим законам, в основу которых положены товарно-денежные отношения. Нельзя, конечно, отрицать, что в этом жизненном пространстве они играют порой решающую роль. Однако именно они губят юную и природную душу Лизы. Она не смогла понять, как в десять империалов можно оценить безграничное одухотворенное естественное чувство - любовь. Деньги играют решающую роль и для самого Эраста. Легкомысленность и ветреность, воспитанные городом, ведут по жизни молодого человека. Ведь он и на войне вместо борьбы с неприятелем ведет игру в карты с приятелями, в результате чего проигрывает «почти все свое имение». Мир города строит любовные отношения только на «выгодных» условиях для обеих сторон, как это получается у Эраста. Влюбленная вдова заполучила своего возлюбленного, «нищий» Эраст - содержание и деньги на расходы.

Городская тематика встречается в произведении не только в образе главного героя. Вместе с ней входит и другое содержание. Автор в начале повести говорит о том, что ему приятнее место, «на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря». Монастырская атмосфера навевает воспоминания об истории нашего отечества. Именно стены монастыря и города, являются надежными хранителями памяти о прошедших былых временах. И город таким образом под пером автора оживает, одухотворяется. «...Несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях». Оказывается и в городском образе есть чувственная составляющая, что характерна для природных образов.

Городской мир живет по своим законам и только так он может жить и развиваться дальше. Эту обстановку не осуждает автор повести, но он показывает губительное воздействие ее на обыкновенного человека и уничтожающее на природного. И в то же время именно городские стены оказываются способными сохранить на многие века память прошедших столетий. Вот таким многогранным становится мир города в повести «Бедная Лиза». Природный же мир более красочен, но менее разнообразен. Он вмещает в себя все самое прекрасное и одухотворенное на земле. Он словно кладезь, который хранит драгоценные сокровища. Все, что соприкасается с этим миром, оживает, а не каменеет.

    Лиза (бедная Лиза) - главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить...

    Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви...

  1. Новое!

    Николай Михайлович Карамзин вошел в историю русской литературы как основоположник нового литературного на­правления - сентиментализма. Это направление пришло на смену классицизму в конце восемнадцатого - начале девят­надцатого века. Оно получило свое...

  2. В конце 18 века в литературе зарождается направление сентиментализм, для которого главное – внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. «Бедная Лиза» - повесть о печальной участи крестьянской девушки, полюбившей дворянина и брошенной...

Методическая разработка по литературе.

Значение пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».

Одна из особенностей европейской литературы 18 века по сравнению с литературой более раннего периода – это эстетическое осмысление пейзажа. Русская литература не исключение, пейзаж в произведениях русских писателей имеет самостоятельную ценность. Наиболее показательно в этом отношении литературное творчество Н. М. Карамзина, одной из многочисленных заслуг которого является открытие многофункциональности пейзажа в русской прозе. Если поэзия России могла уже гордиться природными зарисовками в произведениях Ломоносова и Державина, русская проза того времени не была богата картинами природы. Проанализировав описания природы в повести Карамзина «Бедная Лиза», попытаемся осмыслить значение и функции пейзажа.

Повесть Карамзина очень близка европейским романам. В этом нас убеждает и противопоставление городу нравственно чистой деревни, и мир чувств и быта простых людей (Лизы и её матери). В таком же пасторальном стиле написан и вступительный пейзаж, которым открывается повесть: «…великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце...! Внизу расстилаются тучные, густо – зелёные цветущие луга, а за ними по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок.» Данный пейзаж имеет не только чисто изобразительное значение, но и выполняет предваряющую функцию, он вводит читателя в пространственно –временную ситуацию, созданную в повести. Мы видим «златоглавый Данилов монастырь;… почти на краю горизонта… синеются Воробьёвы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.»

В определённом смысле пейзаж не только предваряет, но и обрамляет произведение, поскольку завершается повесть тоже описанием природы «близ пруда, под мрачным дубом … в глазах моих струится пруд, надо мной шумят листья,» - хотя и не столь развёрнутым, как первое.

Интересной особенностью повести Карамзина является и то, что жизнь природы порой двигает сюжет, развитие событий: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.»

Для повести Карамзина характерен и принцип психологического параллелизма, что выражается в сравнении внутреннего мира человека и жизни природы.

Причём сравнение это идёт в двух планах – с одной стороны – сопоставление, а с другой – противопоставление. Обратимся к тексту повести.

« До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…,»- пишет Карамзин, обращаясь к Лизе и вспоминая о временах, когда её душа была в полной гармонии с природой.

Когда Лиза счастлива, когда радость владеет всем её существом, таким же счастьем и радостью наполнена природа(или «натура», как пишет Карамзин): «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле!

Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!..» В трагическую минуту потери героиней Карамзина невинности пейзаж как нельзя более соответствует чувствам Лизы: «Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала…Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности.»

Значительно сопоставление чувств героев и картины природы в момент прощания Лизы и Эраста: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании.» Горю Лизы вторит природа: «Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием…»

Но иногда Карамзин даёт контрастное описание природы и того, что испытывает героиня: Скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами света. Но Лиза всё ещё сидела пригорюнившись.» Такое противопоставление помогает нам точнее понять печаль, раздвоенность Лизы, её переживание.

«О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..» Воспоминания о прежних счастливых днях приносят ей нестерпимую боль, когда она в минуту горя видит древние дубы, «которые за несколько недель перед тем были безвольными свидетелями её восторгов.»

Порой пейзажные зарисовки Карамзина переходят и описательные, и психологические границы, разрастаясь до символов. К таким символическим моментам повести можно отнести и грозу (кстати, этот приём –наказание преступницы грозой, гроза как божья кара – стал позже литературным штампом), и описание рощи в момент расставания героев.

Сравнения, используемые автором повести, тоже основываются на сопоставлении человека и природы: «не так скоро молния блеснёт и в облаках исчезает, как быстро голубые глаза её обращались к земле, встречаясь с его взором, щёки её пылали, как заря в летний вечер.»

Частые обращения Карамзина к пейзажу закономерны: как писатель – сентименталист он обращается прежде всего к чувствам читателя, а пробудить эти чувства возможно через описания изменений природы в связи с изменениями чувств персонажей.

Пейзажи, которые открывают читателю красоту Подмосковья, пусть не всегда жизненны, но всегда правдивы, узнаваемы; потому, возможно, «Бедная Лиза» так взволновала русских читателей. Точные описания придавали истории особую достоверность.

Таким образом, мы можем выделить несколько линий значения пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»: описательная, изобразительная роль пейзажа, что находит отражение в развёрнутых картинах природы; психологическая. Функция природных описаний- в тех случаях, когда с помощью пейзажа автор акцентирует чувства своих героев, показывая их в сопоставлении или противопоставлении с состоянием природы, символическое значение картин природы, когда пейзаж несёт в себе не только изобразительность, но и воплощает определённую сверхестественную силу.

Пейзаж в повести имеет и в некотором смысле документальное значение, создающее достоверность и правдивость изображения, поскольку все картины природы почти списаны автором с натуры.

Обращение к картинам природы идёт и на языковом уровне повести Карамзина, что можно проследить на сравнениях, используемых в тексте.

Природными зарисовками и развёрнутыми пейзажами Н.М.Карамзин значительно обогатил русскую прозу, подняв её до того уровня, на каком была к тому времени поэзия России.