Музыкальный гей-критик сергей соседов показал свой член журналистам. Что такое критика - определение и задачи

Когда Соседов пригласил репортера "Экспресс газеты" к себе домой поговорить о музыке, тот не раздумывал ни секунды...

Ветеран передачи "Акулы пера", супергерой звездного шоу "Ты - суперстар!" известный музыкальный критик Сергей Соседов всегда был чрезвычайно закрытым человеком. Поэтому, когда он пригласил репортера "Экспресс газеты" к себе домой поговорить о музыке, тот не раздумывал ни секунды. В жизни один из самых компетентных специалистов в области шоу-бизнеса оказался таким же откровенным, каким его привыкли видеть зрители в различных телепроектах.

- Сережа, в чем секрет твоего успеха?

Всегда высказываюсь открыто, в меру жестко, невзирая на лица. Врать и лицемерить не умею. Но порог дозволенного чувствую остро. До оскорблений и грязных разборок никогда не опускаюсь.

- Но правда ведь не всем нравится.

Наше общество, увы, аморально. На Первом канале я вообще персона нон грата. Не могут простить, как в прямом эфире сказал все, что думаю, о третьем месте "t.A.T.u." на "Евровидении": "Да это не позор, а колоссальный аванс этим девчушкам. Пели-то отвратительно". И объяснил почему. Тем самым сломал всю конструкцию передачи Малахова. Ведь канал вложил в раскрутку группы на Западе огромные деньги.

Помнишь, как Лолита во время съемок "Суперстара" надевала на меня уздечку, делала искусственное дыхание? - продолжает Соседов. - Она вообще большая выдумщица, блестящий импровизатор, очень куражная женщина. "Серега, без тебя мне здесь делать нечего! Из всех членов жюри запросто могу общаться лишь с тобой", - признавалась она.

Акцент в программе делали на меня - так было задумано по сценарию. Хотя некоторые персонажи типа Гусмана вели себя очень непристойно. Мелкий, пакостный человек, ревнивый к чужому успеху. Постоянно тянул одеяло на себя. И, как выяснилось, он не слишком хорошо знает наши песни. В музыке не разбирается в принципе. Поэтому и судил кухонно. В бессильной ярости бросался словами: "Человек с таким козлетоном, - это про меня, - учит артистов, как надо петь!" Вот уровень его полемики. Я мог бы, конечно, ответить: "А сам-то ты, жирный гусь, хоть одну ноту можешь взять?" Но опускаться до такого уровня? Делал вид, что не замечаю хамства. А Гусмана душила жаба. Ведь звездой "Суперстара" оказался не он, а Соседов.

- Сереж, ты не думал, может, таких людей, как Гусман, отталкивают твоя манерность, тембр голоса?

Но это мое естество. Здесь нет наигранности.

- В "Суперстаре" кто-то задал вопрос: "Есть ли у вас любимая девушка?" Ты ответил: "Девушки нет, а есть юноша".

Что скрывать - по мне и так все видно.

- А женщины тебя совсем не "греют"?

"Кстати, голубых на эстраде не так уж и много, но это очень достойные артисты: Боря Моисеев, Лазарев, Леонтьев, Киркоров, Басков... Может, кого забыл?"

Ну почему же. В моей жизни были и они. Есть особая порода женщин, страстно желающих переориентировать геев. "Как же так, почему он с мужиками? - думают они. - Неужто ненавидит слабый пол?" Женщина заводится, начинает раздеваться, показывать свои прелести, крутить попкой - убеждать меня, что у нее интимные места лучше, чем у мужчин. Весело получается! - Выходит, о голубой мафии в шоу-бизнесе ты знаешь не понаслышке?

Геи есть в любой профессиональной среде. Просто тех, кто на экране, видно по поведению, манерам, голосу. В голубую мафию не верю. Почему геи так активно занимаются искусством, шоу-бизнесом? Да потому, что они - натуры утонченные, нежные, страстные. Кстати, голубых на эстраде не так уж и много, но это очень достойные артисты: Боря Моисеев, Лазарев, Леонтьев, Киркоров , Басков... Может, кого забыл? Конечно, свечку над ними никто не держал, но, как говорится, шила в мешке не утаишь...

Певцы-геи стесняются открыться. Выдумывают всяческие небылицы про свои романы с женщинами. Знаешь, это из-за боязни потерять внимание большей части поклонниц. Обычный комплекс. Представляешь, у них, таких красивых, разодетых, успешных, богатых, есть комплексы! Хотя на самом деле ничего, кроме субъективного восприятия, в этой злосчастной теме нет. Как сказала однажды певица Людмила Николаева: "Тоже нашли проблему! У меня полколлектива таких!" Сейчас даже школьницы понимают, какого "цвета" их кумир. А я только в 18 лет впервые узнал, что такое презерватив. Мне почему-то казалось, что это таблетки. Такие были времена...

- Кого ты считаешь звездами из женщин?

Мне очень нравится Земфира. Жаль, она мало выступает... Очевидно, не понимает масштаба своего таланта. Хотя многие упрекают ее в подражании Агузаровой. Но вряд ли это так. Просто очень близка природа их голосов.

МакSим слащава. Хотя и не без способностей. Мелодический дар у нее, безусловно, есть. Ее называют "носовым платком для тинейджеров", которым не повезло в любви.

Валерия - очень хороша, профессиональна. Но, мне кажется, ей не хватает самоиронии. К "Часикам" и "Ключикам" для трилогии хорошо было бы добавить одноразовые веселенькие "Трусики".

Мне непонятен успех Жанны Фриске, Анны Семенович. Все пустое, примитивно-безголосое, искусственное. Кроме, простите, сисек, там ничего нет. Но они и на сцене, и на льду, и под куполом цирка... Наверное, их кто-то усиленно лоббирует.

Вот Алле Пугачевой не надо кататься на льду или болтаться под куполом цирка. Она там парила, причем без всякой страховки, когда всех этих "поющих трусолифчиков" не было и в помине. А сейчас вот парит над всеми! Но в творчестве уже все сделала. Хотя...

- Что думаешь про ее связь с Галкиным?

Ее покровительство Максиму, хорошему, талантливому артисту, но, мягко говоря, не Аркадию Райкину и даже не Хазанову, носит, конечно, личностный характер. Это своего рода игра с публикой. Конечно, он по-своему "шут у трона королевы", о чем она пела когда-то в "Арлекино". Причем шут богатый. Что для Пугачевой немаловажно: она всегда любила деньги. Но есть еще и сексуально-медицинский аспект: не секрет, что сперма молодых мужчин хорошо влияет на гормональный фон женщин в возрасте. И ничего ужасно-скандального в этом, поверь, нет.


Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Яркая личность современного шоу-бизнеса, непревзойденный оратор, самый экстравагантный музыкальный критик - это Сергей Соседов. Биография его весьма насыщенна и неординарна. В свое время он засветился в проекте "Х-фактор", "Суперстаре" и "Акулах пера".

Он самый эпатажный шоумен, непредсказуемый, уникальный и немного странный. У него весьма своеобразная манера поведения. В одном интервью он признался: "Я всегда был белой вороной, человеком не от мира сего. Я таким создан. Я таким родился".

Детство и юность

Музыкальный критик Сергей Соседов родился в Москве. Появилась на свет будущая звезда 23 мая 1968 года. Отец его был работником столичного метро, а мать - инженер по образованию, брат работает в строительном магазине. Наряду с общеобразовательной школой он посещал еще и музыкальную, где учился играть на фортепиано.

Сережа хорошо учился. На родительских собраниях мать и отец испытывали только гордость за своего сына. Но вот с одноклассниками отношения не складывались. Сергей замечал, что они открыто насмехаются над ним, ведь он не такой, как все.

В одном интервью Соседов рассказывал, как в школе учителя ставили его в пример. Талантливому мальчику многое было дозволено, ведь он усердно трудился. Иногда брал дополнительный день для отдыха, ведь не было сил от сумасшедшего объема заданий. Приходя в класс, Соседов был всегда подготовленным. Ему интересно было приобретать новые знания.

После окончания учебы сразу начал подрабатывать курьером в газете. Юный Сережа отлично писал сочинения, что определило его дальнейший путь и привело в журналистику. Именно в "Гудке" он получил свой первый опыт.

Мечта стать диктором и первый успех в газете

Но Сергей Соседов мечтал стать диктором. Он до сих пор с восторгом рассказывает о советском телевидении, восхищается "вылизанностью" материала, который пускали в эфир. Но не суждено было. Его личность слишком яркая для ведущего новостей, который обязан быть сдержанным. После того как с дикторством не сложилось, начинающий журналист идет работать курьером в газету.

Позже будущий музыкальный критик Сергей Соседов начинает посещать занятия по истории музыкального жанра. Благодаря этим двум интересам он публикует в газете интервью с Эдитой Пьехой. Певица, прочитав его, выразила свой восторг в виде персональной благодарности.

Старт журналистской деятельности

Профессиональным журналистом Сергей Васильевич стал после окончания Московского университета. Во время учебы он стажировался в "Российской газете", которая дала знания о тонкостях этого ремесла. Результат не заставил себя ждать, в 1996 году он получил красный диплом.

Сергей Васильевич Соседов успел поработать во многих российских изданиях: "Отдохни", "АиФ", "Семь дней", "Артист" и в других. В основном он писал статьи на тему медицины, авиации, путешествий, шоу-бизнеса, но самым главным считал музыкальную критику.

Соседов в Украине

В 2010 году музыкальный критик Сергей Соседов садится в кресло жюри украинского вокального шоу. Его неординарная личность сразу привлекла к себе внимание многих телезрителей. Судья полюбился публике, ведь и бесконечная компетентность в музыкальной сфере не могут не завораживать. "Х-фактор" и Сергей Соседов стали синонимами для украинского зрителя.

Феномен его натуры в том, что положительные комментарии воспринимаются всерьез и становятся эликсиром для участников, а негативные не ранят. Как ему это удается? Наверное потому, что он смотрит на все через призму искусства.

Тонкая натура

Несмотря на свою популярность, он дружит со всеми, кто дружит с ним. Одна из его подруг - это консьержка, которая работает в одном из киевских домов, где некоторое время жил Соседов. У него даже был ритуал: куда бы он ни шел, заходил к Галине Ивановне, чтобы отчитаться. Простой женщине льстило такое отношение звездной персоны. Но она тоже в долгу не оставалась, иногда баловала его пирожками и другими вкусностями. Этот человек стал второй семьей Сергея Соседова.

Он рассказывает, что однажды звонит ему и спрашивает: "Как Вас кормят на съемках? Мне кажется, Вы недоедаете. Может, я приеду к Вам и приготовлю на два дня? Как в Вашей квартире? Чисто ли?" Такие слова растрогали Сергея до слез.

Ведь известный журналист признался, что родная мама - единственный человек, который его ждет. Отец Сергея умер несколько лет назад. Папа очень гордился достижениями сына и поддерживал во всех начинаниях. Его уход стал большой потерей, ведь мама и брат сдержанно относятся к успехам музыкального критика.

Истоки одиночества талантливого журналиста

Сергей понимал, что ему неинтересно с ровесниками. Пока они гуляли, он отдавал предпочтение книгам. Воспринимать парня таким, какой он есть, могла только семья. Сергей Соседов свято относился к родителям, он был домашним мальчиком, с пятого класса практически не гулял на улице. Видимо нашел огромный захватывающий мир внутри себя, и жизнь вокруг перестала его интересовать.

Тогда талантливый юноша не задумывался, что ставит на кон собственное счастье. Не сложилась и личная жизнь. Сергей Соседов признается, что одиночество - это сложное состояние, но он привык.

К сожалению, популярность, узнаваемость и даже любовь поклонников не может помочь в этом трепетном вопросе. С родным братом Владимиром они тоже не были близки. Даже повзрослев, родные люди не часто общаются. Мама удивляется, насколько разные ее дети. Старший всегда был душой двора, любил погонять в футбол. Однажды Владимир силой заставил Сергея поиграть в хоккей. Спустя 10 минут он разбил себе губу, и на этом спортивная деятельность младшего Соседова закончилась.

Главной темой для обсуждения журналистами и публикой, несомненно, является личная жизнь. Сергей Соседов привык, что все его действия и бездействия окружающие могут трактовать по-своему. Многие пытаются приписывать ему романы с каждым мужчиной, на которого был брошен восторженный взгляд неординарного шоумена. Сам журналист сводит все догадки на нет.

Он не скрывал своей симпатии к участникам "Х-фактора" и Роману Веремейчику, ведь в этом нет ничего постыдного. Ему приписывали романы с некоторыми представителями шоу-бизнеса, на что он отвечал: "У меня много друзей мужчин и юношей. Да, а почему бы и нет?!" Однако известный журналист не отрицает, что не видит себя в браке с женщиной, ведь это рутинно, а он птица свободного полета, одиночка.

Его восхищение Романом Веремейчиком в свое время немного заставило страну сидеть, открыв рот. Он высказывал уйму прекрасных слов в адрес этого участника, открыто признавался, что неровно дышит к нему. У всех закралась мысль, что Рома и есть его парень. Сергей Соседов сам спровоцировал эти слухи, ведь он не стесняется своей гомосексуальности, в отличие от Ромы, которого такая ситуация явно шокировала.

Сергей Соседов в 2017-м

Сейчас музыкальный критик Сергей Соседов появляется в качестве эксперта в телепередачах "Прямой эфир", "Звезды сошлись" и "Место встречи".

К сожалению, шоумен не ведет блогов, у него нет аккаунтов в социальных сетях, поэтому о новостях из жизни звезды можно узнать только из интервью.

Ясно одно, что личность Сергея Васильевича Соседова не может оставить равнодушным никого. Его либо люто ненавидят, либо любят до умопомрачения и готовы все ему отдать.

Он не стремится к роскоши. Сергей признается, что хотел бы купить музыкальный центр, но площадь жилья не позволяет. Его квартира в Москве очень маленькая. Журналисту пришлось сдать в макулатуру архив газет с личными публикациями.

Он смеется над вопросами касательно его имиджа. Ведь никаких нюансов он не оттачивал, все это дано природой, он таким родился. Соседов Сергей Васильевич уделял много внимания своему журналистскому стилю, а уникальный тембр голоса и модуляция только дополнили этот образ и стали визитной карточкой.

Многих людей восхищает Сергей Соседов. Биография этого человека не может оставить равнодушным, она нетривиальна. Но есть зрители, которые не воспринимают его всерьез. Виной тому чрезмерная женственность, манера говорить и экстравагантность знаменитого шоумена. Он не стесняется экстраординарности и считает ее своей изюминкой. Над ним подшучивают, но в душе соглашаются с каждым словом.

Отвечу как человек, которого ошибочно иногда называют музыкальным критиком:

Херней. Нет, правда. Любой человек, который называет себя "критиком", страдает глубочайшей стадией идиотизма. Музыкальный критик - апогей бессмысленности, апофеоз безжалостности и самолюбования. В чем, собственно, заключается профессиональная деятельность музыкального критика (или любого другого):
- Если это известный критик, имеющий свою колонку, например, в каком-либо издании, то занимается он вот чем: ему присылают свои работы молодые авторы; перебарывая лень, он листает какие-нибудь новости в поиске работ уже состоявшихся творцов (в нашем случае музыкантов). И если из второго нет ничего, то он выбирает максимально перспективные молодые творческие единицы и подает их как "откопанную им" сенсацию. Если и таковые отсутствуют по его мнению, то он выбирает что-то и тщательно обмазывает это какашками. В редких случаях музыкальный критик выбирает альбом, который всем понравился, задается вопросом "а сфига ли", и обмазывает какашками это, поправляя нетленный нимб над головой жаренной куриной ножкой, уповая на то, что с его великим мнением точно считаются люди.
- Если это малоизвестный критик, то он старается вообще обмазывать какашками все, что только можно обмазать. В то время, как уже окакашенные музыкальные альбомы, он тщательно отмывает с того угла, с которого смотрит на релиз. Малоизвестных критиков ничего не удивляет, ничего не интересует, кроме андерграунда, ибо только за маргинальным мьюзиком стоит будущее Российской Федерации.

И лишь в редких случаях, как например критики (если они сами себя так, конечно, называют) с сайта The-Flow.ru вызывают уважение. Хотя и там иногда бывают какие-то явные промахи, более конструктивной критики и замечаний я не читал нигде на просторах рунета. Например, рецензия на "Олимп" Тимати была настолько филигранно выполнена, что на фоне прочих "альбом Тимати - сгусток кала в навозной яме" эта шикарная статья с The Flow выглядела действительно профессиональной и внушающей доверие. Это вообще очень редкое умение у журналистов: уметь убеждать, а не навязывать свои претензии читателю. Ну и, конечно, особняком среди музыкальных критиков стоит и будет всегда стоять Артемий Троицкий. По крайней мере он обладает уникальной способностью перемещаться в пространстве посредством ног и транспорта. Обычно музыкальные критики лишь изредка выбираются на какие-то тусовки к "своим", а остальное время проводят в раздумьях о смысле бытия.

А в целом, если вы видите слово "критик", то не читайте дальше. Качайте альбомы, покупайте альбомы, ходите на концерты, оставляйте этих людей без работы. Никакая статья никакого критика не заменит вам прикосновения к творчеству, будь оно плохим или хорошим. Единственный толковый критик живет у вас в голове.

Не слушайте критиков. Слушайте музыку.

Полностью не согласна. Музыкальные критики-это, в основном, музыковеды. Они более 20 лет учатся академической музыке и много знают об искусстве и профессии музыканта, а вы утверждаете, что они "обмазывают какашками чужой присланный материал".

Ответить

Наличие образования (причем, не у всех) априори делает человека честным? Умным? Хорошим? Добросовестным? Дарует ему умеренную самооценку и стремление быть объективным и справедливым? Так у нас и депутаты все учатся сначала на юридических факультетах, потом долго практикуются и учатся управлять могучей нашей страной. А ещё полиция у нас с образованием - люди нормативы сдают, академии заканчивают, по 10 лет движение регулируют на дорогах и преступников учатся ловить. Почему ж мы все до сих пор радугой то не какаем тогда? Может быть потому, что это либо неправда, либо не является гарантом чего-либо адекватного?

Ответить

Прокомментировать

Любые критики существуют ради одной цели/задачи/миссии. Они описывают произведения искусства. Всегда есть два вида ньюсмейкеров: те, кто собственно создает новость, и те, кто комментирует ее. Вторые выполняют важную задачу по рефлексии того, что происходит. Продуктом их деятельности будет описание явлений культурной жизни. И, самое интересное, что кроме них этого делать некому, хотя бы потому, что нужно быть страстным человеком, для того, чтобы заниматься такой деятельностью, испытывать неподдельный и неутолимый интерес к искусству. Во многом, по результатам выражения их мнения будет сделан глобальный вывод о том, войдет ли произведение искусства в историю или нет.

Одно дело критики, которые хвалят/гадят без обоснования, а другое дело музыкальные журналисты, которые описывают свои впечатления, ссылаясь, в том числе, на свои ощущения и аналогии. Да и потом, тут ещё зависит от статуса издания и/или журналиста. А если человек называет себя критиком, то, скорее всего, лишь то, что я описал вначале. Вот тот же АК Троицкий не называет себя критиком, хотя его таковым считают, но он открещивается. Троицкого стоит уважать достаточно за его организаторские способности.

Ответить

Прокомментировать

Отвечу как человек, которому часто приходится читать критические статьи, чтобы разобраться в новой для себя музыке или увидеть какие-то неожиданные грани в привычной и уже полюбившейся.

Критика состоит не только в оценке. Значение этого слова более широкое. Скажем, в "Критике чистого разума" Кант совсем не ставит вопрос о том, хорош ли разум или плох, его задачей было исследование и описание познавательных способностей человека. Аналогично и с другими родами критики - её целью является интерпретация, превращение в текст и описание в качестве структуры того, что само по себе текстом в обычном смысле этого слова не является. Какие тенденции существуют в музыке? Как они связаны с текущими событиями? Какова связь музыкального наследия и современности и каково это наследие? Как музыкальная сфера связана с иными общественными сферами - с экономикой, другими областями искусства и так далее? Подобные вопросы должны задавать и задают себе музыкальные критики вроде Теодора Адорно, Дэвида Тупа и им подобных. Между музыкальным критиком и журналистом - тонкая грань; точно так же музыкальная критика тесно сопряжена с историей музыки, музыковедением и cultural studies.

Безусловно, оценка как элемент работы критика наиболее заметна - за живое оказываются задеты интересы музыкантов, их поклонников; кроме того, большая часть обзоров - особенно в жанрах популярной музыки - действительно ставит своей целью вынести вердикт, сориентировать слушателя в том, следует ли ему послушать релиз или нет, т.е. вынести суждение вкуса. Однако, на мой взгляд, не в этом суть занятия критика: критик, повторюсь, это исследователь и интерпретатор, который благодаря своим навыкам писателя и музыкальному образованию/эрудиции, превращает некоторую запутанную музыкальную область в наглядно представленный в текстуальном виде мир со своими логическими и ассоциативными связями, причинами и следствиями и т.д. Музыка некоторых композиторов столь сложна, индивидуальна и необычна, что требует чьей-то работы, в том числе, текстуальной, для того, чтобы быть понятной, насколько это слово подходит для музыки, и интересной.

Текст для нашего ума выполняет примерно ту же функцию, что и палка для руки - это инструмент, который дает нам дополнительные возможности. В случае текста это тени тех эмоций, которые мы сами не чувствовали, мысли, которые не приходили нам в голову и т.д.; текст и культура - это нечто вроде могучего экзоскелета для нашего ума. Соответственно, критик как автор текстов выполняет в том числе функцию просветительскую, он обогащает наш личный опыт своим, дает нам понятийные инструменты, концепты, образы, чтобы мы могли разобраться в новой, чуждой, непонятной для нас музыке. Подобно любым техническим средствам, а письменность и тексты - это технические средства особого рода, они могут воспитать в нас лень (мы можем, условно говоря, "перестать ходить на своих двоих даже для похода в магазин по соседству и ездить на машине"), а могут стать хорошим подспорьем - "одна голова хорошо, а две лучше".

МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА - оцен-ка яв-ле-ний современной музыкальной жиз-ни, свя-зан-ная с оп-ре-де-лён-ной эс-те-тической по-зи-ци-ей и вы-ра-жае-мая в литературно-пуб-ли-ци-стических жан-рах: кри-тических стать-ях, ре-цен-зи-ях, но-то-гра-фических за-мет-ках, обо-зре-ни-ях, очер-ках, по-ле-мических ре-п-ли-ках, эс-се.

В ши-ро-ком смыс-ле, как оцен-ка яв-ле-ний музыкального ис-кус-ст-ва, музыкальная критика вхо-дит в со-став вся-ко-го ис-сле-до-ва-ния о му-зы-ке. музыкальная критика тес-но свя-за-на с му-зы-ко-ве-де-ни-ем, музыкальной эс-те-ти-кой, фи-ло-со-фи-ей му-зы-ки. В древ-но-сти и Сред-не-ве-ко-вье музыкальная критика ещё не бы-ла сло-жив-шим-ся са-мо-сто-ятельным яв-ле-ни-ем. Оцен-ка, с од-ной сто-ро-ны, не-по-сред-ст-вен-но оп-ре-де-ля-лась при-клад-ны-ми за-да-ча-ми му-зы-ки (смотреть При-клад-ная му-зы-ка), с дру-гой - опи-ра-лась на ши-ро-кие, не-спе-ци-фические ху-дожестенные кри-те-рии (смотреть

Все пишущие люди делятся на две категории. К первой относятся создатели литературных произведений. К второй — те, кто посвящает этим произведениям критические статьи. Есть ещё и третья категория, в которую выходят люди, не умеющие писать, но весьма уважающие этот творческий процесс. Но в сегодняшней статье речь пойдет не о них. Нам предстоит разобраться в том, что такое критика. Для чего она нужна? В чём состоит работа литературного критика?

Определение

Что такое литературная критика? Ответить на этот вопрос в двух словах нельзя. Это богатое, разнообразное понятие. Писатели и ученые не раз пытались дать определение литературной критики, но у каждого из них получилось свое , авторское. Рассмотрим происхождение слова.

Что такое " критика" ? Это слово латинского происхождения, которое переводится как " суждение" . Римляне заимствовали его у эллинов. В древнегреческом языке есть слово κρίνω, означающее " судить" , " выносить приговор" . Давая общее определение критики, стоит сказать, что она может быть не только литературной, но и музыкальной. В каждой области искусства есть люди, создающие произведения, и те, кто анализирует и дает им оценку.

Существуют такие профессии, как ресторанный критик, театральный критик, кинокритик, арт-критик, фотокритик и так далее. Представители этих специальностей — отнюдь не праздные наблюдатели и пустословы. Анализировать и разбирать произведение, будь то литература, живопись и киноискусство, умеет не каждый. Для этого необходимы определенные знания и навыки.

Музыкальный критик

Эта профессия возникла не так давно — всего-то в XIX веке. Конечно, и до этого были люди, рассуждающие о музыке и посвящающие этой теме свои заметки. Но лишь с появлением периодической печати появились специалисты, которых можно было уже назвать музыкальными критиками. Они писали трактаты уже не на общие гуманитарно-философские темы, упоминая время от времени творчество того или иного композитора. Они заняли доселе свободную нишу.

Что такое критика музыкального произведения? Это анализ и оценка, основанная на глубоких знаниях и опыте. Это специальность, которую приобретают в высшем учебном заведении. Для того чтобы стать критиком в этой области, следует сперва окончить музыкальную школу, затем специализированное училище, потом уже поступить в вуз, например, в консерваторию имени Чайковского на историко-теоретический факультет. Как видим, приобрести эту профессию нелегко.

Возникновение критики

Основы этой науки зародились еще в Древней Греции. В античности, конечно, ещё не было теоретиков, ревностно контролирующих литературный процесс. Афинские граждане не собирались на площади для того, чтобы послушать трактат литературного критика, разбивающего в пух и прах " Орестею " Эсхила или " Медею" Еврипида . Но долгие, пространные рассуждения Аристотеля и Платона есть не что иное, как попытка понять, для чего человеку нужно искусство, по каким законам существует и каким должно быть.

Цели критики

Почвой для возникновения и развития этой науки служит появление художественных текстов. Что такое критика? Это то, что не может существовать без художественной литературы. Критик в своей работе преследует следующие цели:

  • Выявление противоречий.
  • Разбор, обсуждение.
  • Выявление ошибок.
  • Научную проверку исторической достоверности.

Ежегодно создается великое множество литературных произведений. Наиболее талантливые из них находят своих читателей. Впрочем, нередко бывает так, что и произведение, лишенное какой-либо литературной ценности, вызывает немалый интерес. Литературные критики не навязывают своего мнения читателям, но оказывают на их восприятие огромное влияние.

Когда-то давно на литературном поприще появился никому не известный писатель из Малороссии . Его небольшие, романтические рассказы были достойны внимания, но нельзя сказать, что ими зачитывались. Творчество молодого писателя получило резонанс в обществе с легкой руки именитого критика. Звали его Виссарион Белинский. Начинающего писателя — Николай Гоголь.

Критика в России

Имя Виссариона Белинского известно каждому из школьной программы. Этот человек оказал огромное влияние на творчество многих писателей, ставших впоследствии классиками.

В России литературная критика сформировалась в XVIII веке. В XIX столетии она приобрела журнальный характер. Критики всё чаще стали затрагивать в своих статьях философские темы. Анализ художественного произведения стал предлогом для раздумий над проблемами действительной жизни. В советскую эпоху, особенно в двадцатые годы прошлого века, наблюдался процесс разрушения традиций эстетической критики.

Критик и писатель

Несложно догадаться, что между ними отношения складываются не слишком гладко. Между критиком и писателем существует неизбежный антагонизм. Этот антагонизм обостряется тогда, когда на создание художественных текстов и их рассмотрение влияют амбиции, стремление к первенству и прочие факторы. Критик — это человек с литературным образованием, анализирующий художественное произведение без учета политических и личных пристрастий.

Отечественной истории известно немало случаев, когда критика находилась на службе власти. Именно об этом рассказано во всемирно известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель не раз сталкивался с недобросовестными критиками. В реальной жизни отомстить им никак не мог. Единственное, что ему оставалось, создать неприглядные образы Латунского и Лавровича — типичных критиков 20-х годов. На страницах своего романа Булгаков отомстил своим обидчикам. Но ситуацию это не изменило. Многие прозаики и поэты все так же продолжали " писать" в стол. Не потому, что их произведения были бесталанными, а потому, что не отвечали официальной идеологии.

Литература без критики

Не стоит полагать, что критики лишь тем и занимаются, что превозносят либо уничтожают творчество того или иного автора. Они в некотором роде контролируют литературный процесс, и без их вмешательства он бы не получил своего развития. Настоящий художник должен адекватно реагировать на критику. Более того, она ему необходима. Пишущий человек, убежденный в высокой художественной ценности своих творений и не прислушивающийся к мнению коллег, - скорее не писатель, а графоман.